- Замените словосочетание торфяные разработки построенное на основе
- Сочинение 9.1.
- Сочинение 9.3.
- Тесты ОГЭ по русскому языку в новом формате
- ТЕСТ ОГЭ. Вариант 1
- ТЕСТ ОГЭ. Вариант 2
- ТЕСТ ОГЭ. Вариант 3
- ТЕСТ ОГЭ. Вариант 4
- Практика: задание 4 ОГЭ по русскому языку
- Подготовка к ОГЭ. Задание 4. Словосочетание. Согласование в управление
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Подготовка к ОГЭ. Задание 4. Словосочетание. Управление в соглосование
- Подготовка к ОГЭ. Задание 4. Словосочетание Примыкание в управление
- Рабочая программа по русскому языку, 8 класс
- Рабочая программы по русскому языку, 5 класс
- Сценарий конкурса по русскому языку среди 6-х классов
- Урок русского языка в 5 классе на тему «Понятие о чередовании».».
- Урок русского языка в 5 классе на тему «Не с именами существительными».
- Презентация по русскому языку на тему «Суффиксы причастий» (6 класс)
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 🌟 Видео
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Замените словосочетание торфяные разработки построенное на основе
Задания 6-9 по новой демоверсии.
Сочинение 9.1.
Сочинения по лингвистике.
Сочинение 9.3.
Сочинения на морально-этические темы.
- Вы здесь:
- Главная
- Подготовка к ГИА
- Тесты ОГЭ по русскому языку в новом формате
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тесты ОГЭ по русскому языку в новом формате
На ФИПИ опубликованы перспективные модели КИМ ОГЭ по русскому языку. Предлагаем познакомиться с ними.
Посмотреть на сайте ФИПИ новую демоверсию. Или воспользоваться нашей разработкой КИМов в новом формате на материале курских писателей. Каждый из 4 вариантов начинается со 2 тестового задания (исключено изложение в 1 задании).
ТЕСТ ОГЭ. Вариант 1
2.Выполните орфографический анализ слов.
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-, -ОНН, пишется НН». Запишите номер ответа.
2) осенний (дождь)
3) соломенная (крыша)
4) завышенная (цена)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За узкой (1) малоезженной дорогой (2) поросшей подорожником (3) и птичьим горцом (4) синела гривка из васильков(5) а дальше (6) к югу (7) казалось(8) что беспредельно желтело поле; земли нашего села начинались от леса (9) от озера Ендовы (10) и тянулись в поле.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «гривка из васильков», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.
Улица небольшая, ее иногда просто Угол называют. Она отходит от Церковщины и упирается в озеро Пильку. И тут Иван Карпович не сплоховал: рассказал про озеро такое, что и непонятное стало ясным. «Раньше, – говорит, – в приозерных камышах куличиков много водилось, вот они и пиликали. Слышали, когда летят: пиль, пиль. »
- Ее называют (предложение 1)
- Она отходит (и) упирается (предложение 2)
- Непонятное стало (предложение 3)
- Куличиков много водилось (предложение 4)
- Слышали (предложение 5)
Прочитайте текст и выполните задание 6-8.
(1) Как-то мать сказала:
— А помнишь, Юрка, как ты в лес пошел и дно у горшка выдрал?
(2)И ожил долгий летний день. (3) Ранним утром – ледяная роса на лугу, потом – неостывшая за ночь песчаная дорога лесом и высокая трава на делянках, где, вымокнув по колено, мы отыскивали позднюю, самую крупную землянику.
(4)В жаркий полдень терпким сосняком мы шли по выгоревшим земляничникам. (5)Ягоды высыхали до духмяной приторной сладости.(6) Некоторые пахли лесным зеленым клопом, который стойко вонюч, и если в горсти земляники случайно его, бывало, засунешь в рот, то в носу свербило от запаха.
(7)Вспотевшие, вялые, спускались в пропахший сыростью и древесным тленом овраг, где на солнечном пятачке пили воду из старого колодца. (8)Вода, вровень с полусопревшим срубом, темнела от листвы, как в осенних лужах. (9)Карабкаешься наверх, наступая на упавшие невесть почему белые тела берез и с ужасом чувствуешь, как нога с хрустом продавливает бересту, — внутри все истлело.
(10)В лес нас водил Мишка Барин, который за грибами и ягодами стал ходить чуть ли не с трехлетнего возраста. (11)Землянику он умел рвать двумя руками, не отставая от женщин, и там, где мы успевали набрать двухлитровый горшочек, он набирал полведра.
(12)В том давнем злополучном походе в нашей ватаге были сыновья директора школы – Славка и Вовка. (13)Славка был моим другом, но сидел он за одной партой с Барином, как захотел сам директор, — Мишка хорошо учился.
(14)В то утро мы встали затемно и двинулись к лесу.
(15)Пройдя по узкой тропике вдоль опушки, едва мы обогнули озеро, Барин сделал нам знак:
(17)-Так, — сказал он, — идите вон за тот куст и сидите тихо, мы с Чучелом у Кибитки огород проверим.
(18)За болотистым камышовым отрогом озера Ендовы, на границе ольшаника и редкого сосняка стояла избушка, хозяйку которой звали Кибиткой. (19)Огород ее спускался с пригорка к воде, и мы чуть ли не в каждый поход забирались к ней в огуречник.(20)Огурцы воровали всякие.(21) Доставалось, конечно, не только огурцам, но и луку, редиске, моркови. (22)Мы и огуречником-то звали низину, где она высаживала овощи.
(23)Правда, Кибитка частенько умудрялась высмотреть нас через окно, выскакивала из дома с кочергой и кричала вслед убегающим ребятишкам:
— Вот я вас! Всех запомнила.
(24)Не повезло нам и на этот раз. Только мы с Барином стали красться, как она вылетела на пригорок и стала вопить:
— Всех, всех чертей вижу. (25) Сегодня же в школу пойду, все отцу расскажу. – (26)Оказывается, она заметила не нас с Барином, а всех остальных, когда они перебегали от куста к кусту. (27) Мы попытались прошмыгнуть в ольшаник, но Кибитка и нас.
(28)- Ах, паразиты! – закричала она. – До чего дожили: учителевы дети воровать стали. (29) И ты, Барин, держись у меня! (30)Напущу на тебя Ауку.
(31)Славка и Вовка сразу помрачнели, а я хоть и бодрился, но мне тоже стало не по себе.
(32)Мишка нас успокоил:
— Никуда она не пойдет.
(33)Мы пошли в лес.
(34)- Только давайте договоримся, — сурово сказал Барин, — друг от друга далеко не уходить, чтобы потом не аукать. (35)Лесная хозяйка напасть может.
(36)Мы про эту Ауку знали давно: и верили в нее, и не верили. (37)Но больше, конечно, верили. (38)Как верили в домовых, чертей, водяных и русалок.
(Ю. Першин «Кислое яблочко»)
6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- События, описанные в тексте, происходили осенью
- Мишка Барин – сын директора школы
- Огуречник – низина на огороде, где Кибитка высаживала овощи.
- Аука – лесная хозяйка.
- Кибитка поймала ребят и рассказала все директору.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.
- В жаркий полдень терпким сосняком мы шли по выгоревшим земляничникам.
- Некоторые пахли зеленым лесным клопом, который стойко вонюч, и если в горсти земляники случайно его, бывало, засунешь в рот, то в носу свербило от запаха.
- Карабкаешься наверх, наступая на упавшие невесть почему белые тела берез и с ужасом чувствуешь, как нога с хрустом продавливает бересту.
- Вспотевшие, вялые, спускались в пропахший сыростью и древесным тленом овраг, где на солнечном пятачке пили воду из старого колодца.
- Выполните лексический анализ слова.
8. Найдите в тексте синоним к слову истлело (предложение 8). Выпишите его.
ТЕСТ ОГЭ. Вариант 2
2. Выполните орфографический анализ слов.
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) (дело) завершено
2) кованое (кресло)
4) земляное (укрытие)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Димка сидел на коленях у старшего дяди(1) рядом с шофером(2) мать сняла с него шапочку(3) русые волосенки его растрепались(4) он уткнулся в лобовое стекло(5) и лишь время от времени оборачивался к материи (6) показывая два передних зуба(7) серые его глазки блестели; справа(8) вдалеке(9) синел лес(10) мелькали маленькие мостики (11) с ярко раскрашенными перилами(12) над сонными речушками(13) поросшими осокой.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «торфяные разработки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.
Мать была в белом миткалевом платке и зелено-бурой бумажной кофте. Глаза ее, живо глядящие из-под белесых бровей, налились слезами, она шмыгала носом, зажимая кончик его щепотью. Отец близоруко щурился, волосы его, поредевшие и почти седые, были гладко зачесаны назад. Он поздоровался с дочерью, а она его поцеловала в обе щеки. Целоваться отец тоже не приучен и потому покраснел, как и его сыновья. Младшие перекусили быстро и убежали на улицу.
- Мать была (предложение 1)
- Она шмыгала носом (предложение 2)
- Волосы были зачесаны (предложение 3)
- Целоваться отец (и) покраснел ( предложение 5)
- Перекусили (и) убежали (предложение6)
Прочитайте текст и выполните задание 6-8.
(1) Ранним июльским утром, когда скорый поезд подкатил к тамбовскому перрону, полуторагодовалый мальчик, одетый в яркий трикотажный свитер, стоял на лавке и глядел в окно.
(2)Вчера за день он пролетел от Тихого океана до Москвы, вечером заснул в такси, в котором мать везла его из аэропорта на вокзал, и всю ночь проспал в поезде.
(3)В купе вошли три брата: Коля, Лешка и Юрий, они улыбались, Юрий поцеловал молодую круглолицую женщину, мать этого мальчика, остальные только пожали руку, а когда она сама поцеловала их в щеки, то они у них зардели.
(4)- С приездом, — сказал Юрий. (5)Он был старшим братом.
(6)- Вы прямо как красные девицы, -сказала она ребятам и ответила старшему: — Спасибо. (7)А это – Димка.
(8)Димка серьезно разглядывал чужих людей.
(9)- Димка, это твои дяди! (10)Видишь, их сколько, а в деревню приедем, там еще есть…
(11)Братья выгрузили чемоданы на площадь, и на них пахнуло свежестью, долетевшей снизу города, от реки. (12)Солнце светило ярко. (13)На крышах пробегавших автобусов мерцали капли росы.
(14)- Как это вы все собрались? – спросила сестра.
(15) — Мне телеграмму прислали, – ответил старший, – приезжай, мол, Коля отслужил, будет сабантуй.
(16)- Ой, а я и забыла, – обратилась она к тому брату, которого звали Колей. – Ну как, служака?
(17)- Ничего, после института всего год. (18)Не страшно.
(19)- А ты, Лешка, не работаешь сегодня?
(20)Лешка и Коля были двойняшки, но совершенно отличались друг от друга: Коля черноволосый, с тонкими усиками и прямым носом, а Лешка белобрысый и курносый.
(21)- Я с ночной и послезавтра в ночь, – ответил он.
(22)Зоя и Юра были почти ровесники. (23) Брат на полтора года старше. (24)Зоя была похожа на Лешку, а Юра на Колю, только лицо у него было круглее.
(25)- Ушки у Димки болят. (26)Из ушка текло. (27) Я совсем замучилась: на работу надо, а он болеет. (28) День в садике, неделю дома, хотела уже с работы уходить. (29)Матери письмо накатала: приезжай, мол, выручай единственную дочь. (30)Да отец мораль отпел: «Нельзя же оставлять своих детей, бросить хозяйство и мужа, чтобы нянчить одного внука». (31)Теперь вот им везу.
(32)- Ну ничего, в общем-то он прав, — сказал Коля, — мать укатит, а своих анчутков куда?
(33)- Да я уж знаю, вы все в отца… (34)А дальше в него в письме такое политическое продолжение, — Зоя улыбнулась, — «надо исходить из реальной действительности, как Вилли Брандт». (35)Вот, на память даже выучила!
(Ю.Першин «Приезд и отъезд Димки»)
6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов
- Димка всю ночь проспал в самолете.
- Димка — племянник Юрия.
- Отец не разрешил матери оставить детей, бросить хозяйство и поехать помогать Зое.
- Зоя сообщила о своем приезде телеграммой.
- Коля только пришел из армии.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.
- Вы прямо как красные девицы.
- Юрий поцеловал молодую круглолицую женщину, мать этого мальчика, остальные только пожали руку, а когда она сама поцеловала их в щеки, то они у них заалели.
- На крышах пробегавших автобусов мерцали капли росы.
- А дальше в него в письме такое политическое продолжение, — Зоя улыбнулась, — «надо исходить из реальной действительности, как Вилли Брандт».
8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте антоним к слову белобрысый (предложение 20). Выпишите его.
ТЕСТ ОГЭ. Вариант 3
2. Выполните орфографический анализ слов.
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного. Запишите номер ответа.
1) здесь (остановились)
2) рассмешить (ребенка)
3) сделать (уроки)
4) здание (построили)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
И только в отработанных карьерах (1) она упокойно затихает(2) наполняя травяные бочажины(3) просачиваясь новыми ручьями(4) обступая(5) и подтапливая бугры(6) и где-то там(7) среди островов(8) окруженный вспененной(9) прибывающей водой(10) горбится и Маревнин карьер(11) усеянный светлячками.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «ночным миражом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.
Вот ведь как легко они обживают землю! Весь мир — собственность, все откровенно, возможно, доступно. Стало даже обидно. Я собирался показать им свою дорогу. И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы , не признавая, что я здесь жил.
- Они обживают землю (предложение 1)
- Мир собственность (предложение 2)
- Стало (предложение 3)
- Я собирался показать (предложение 4)
- Дети относятся не признавая (предложение 5)
Прочитайте текст и выполните задание 6-8.
(1)Наконец-то, мы решили: на праздники поедем к матери, в мой первый дом. (2)Дорога, в общем, не длинная: восемьдесят верст поездом, семь верст пешком — всего каких-нибудь четыре часа пути.
(3)В студенческие годы, бывало, каждую субботу ездил домой. (4)И была мне, студенту-крестьянину, эта дорожка кормилицей. (5)Часто думал: вот только доучусь, пойду работать — повезу матери благодарственные булки и конфеты.
(6)Прошли те годы. (7)Появились жена, двое детей. (8)За ними да за работой дни расходятся мелкой монетой. (9)Вроде бы день-рубль и велик, а по копеечкам разбежится — не заметишь, известное дело. (10)Потому и наведываюсь к маме редко: в отпуск на недельку, когда так совпадает, что мы с женой оба свободны от службы, или вот как сейчас, на праздник.
(11)В дороге неумолимо тянет к вагонному окну. (12)Смотришь на чужие места, на хаты, на людей, застигнутых как есть, — все быстро и безжалостно исчезает. (13)Хочется остановить это движение, посидеть на взгорке, пройтись по неказистому, но такому загадочному леску, умчаться по лугу к горизонту, глянуть за край земли, где мерещится все еще нетронутым мое детство.
(14)Тем временем мои дочки захватили вагонный столик, немедля затребовали карандаши, книжки-раскраски с бесцветными тиграми и львами, зебрами и жар-птицами и кинулись малевать, забыв обо все на свете. (15)Даже в окно не смотрят.
(16)Вот ведь как легко они обживают землю! (17)Весь мир — собственность, все откровенно, возможно, доступно. (18)Стало даже обидно. (19) Как же так? (20)Я собирался показать им свою дорогу. (21)Это моя кровная земля, моя жизнь! (22) И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы, не признавая, что я здесь жил. (23)Для них — будто ничего на земле и не было, они лишь осчастливили ее своим приходом, захватив родителей на первый случай в качестве провожатых.
(24)Я хочу, чтобы в детство дочерей вошло и мое детство. (25)Иначе может случиться, что мою жизнь они не признают за жизнь, сочтут ее не единственной, не обязательной, не примут ее за часть своей жизни.
(26)С этим я уже встречался. (27)В студенческом общежитии как-то зашел разговор про причуды обуви. (28) Стали припоминать, какая она была, как менялась. (29)Воскресили в памяти всякие золотые и сафьяновые туфельки, флибустьерские башмаки с фасонистыми пряжками и белыми чулками под коленку, ботфорты и многое другое, что довелось увидеть в кино и разглядеть на старинных картинах. (30)Из давнего прошлого разговор сам собой перекинулся в наше время. (31)Заговорили о себе, кто и что носил в недалеком детстве, в чем бегал в школу. (32) Подошла и моя очередь. (33)Я признался, что до пятого класса ходил в лаптях.
(34)- Не трепись. (35)Такое еще до революции было, — отрезали ребята.
(36)- Да вы что?! — вскипел я.
(37)- Мы-то ничего. (38)Это ты…(39) Силен трепаться. (40) Ты, случайно, на мамонтов не охотился, а? (41) С камнем один на один…
(42)Беспомощно пытался доказать, что так было на самом деле. (43)Они улыбались, но слушать меня не хотели. (44)Я-то по простоте душевной думал, что коли так жил, то и доказывать этого не надо, это же само собою разумеется, это ж всегда со мной. (45) Куда же я денусь от лаптей?
(46)Вот сейчас смотрю на обувку детей и радуюсь больше их самих. (47)Что для них какие-то туфельки? (48)Небольшой эпизод, всего-то и радости, пока эти туфельки еще не были на ногах. (49)А теперь уже и забыли про них: пособьют носки, да и вырасти успеют скорее, чем износят. (50)Выбросят — и забудут начисто.
(51)Лапти мои горемычные! (52)Вы будете сопровождать меня всю жизнь. (53)Мне и стыдно, и не хочется лишний раз вспоминать о вас при людях. (54)Но куда денешься? (55)О каждом тогдашнем куске хлеба помнишь благодарной собачьей памятью. (56)Помню и вас.
( М. Еськов «Старая яблоня с осколком»)
6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов
- С появлением жены и детей рассказчик стал чаще бывать у матери.
- Дети всю дорогу в поезде смотрели в окно.
- Рассказчик признался, что до пятого класса ходил в лаптях.
- Рассказчику стыдно вспоминать о лаптях.
- Для современных детей обувь – небольшой эпизод, о ней с легкостью забывают, как только станет негодной.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является метафора
- Весь мир — собственность, все откровенно, возможно, доступно.
- И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы , не признавая, что я здесь жил.
- Тем временем мои ребята захватили вагонный столик, немедля затребовали карандаши, книжки — раскраски.
- Да и горе нынешнее, взрослое, которое можно обуздать и найти из него выход.
8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте синонимы к слову лапти. Запишите любой.
ТЕСТ ОГЭ. Вариант 4
2. Выполните орфографический анализ слов.
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение». Запишите номер ответа.
- приоткрыл (дверцу)
- приморский (округ)
- приехал (на вокзал)
- пришил (пуговицу)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Кажется(1) уж и сердце не бьется(2) лишь грудь сдавливает(3) какой-то непонятной тяжестью(4) как бывает(5) когда в одной рубашонке выскочишь на ветряной мороз(6) когда даже зубы начинают ныть (7) и снежно скрипеть(8) за всем этим не замечаешь(9) как оттаивает мама: вдруг(10) на колени мне падает слеза(11) значит (12) руки «с пару зашлись».
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «подземельная темнота», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.
Вот я с мамой вылезаю из погреба. Какой-то сивый, здоровенный, под небо, мужик по-гусачьи горланит и гонит нас в хату. Там уже гогочут такие же сивые, их много, они едят из нашего чугунка картошку. Немцы! Я хочу крикнуть эти слова, чтобы все услышали и спрятались в погребах, убежали к нашим, чтобы никто не показывался, не заходил сюда. Я соскальзываю, на мгновение вижу мамины ноги, растопыренными пальцами впившиеся в утоптанный заледенелый снег.
- Я вылезаю (предложение 1)
- Мужик горланит (предложение 2)
- Гогочут сивые (предложение 3)
- Я хочу крикнуть (предложение 5)
- Я соскальзываю (предложение 6)
Прочитайте текст и выполните задание 6-8.
(1)Мама зажигает свет. (2)Я забиваюсь в угол, подальше. (3)Свет от медной гильзы, что дрожит колючим гребнем желтого огня, сюда не доходит. (4)Я одинок на моей спасительнице-печке, куда, бывало, прятался от фашистов, ломившихся в хату, и где прячусь теперь от брата и сестер, и даже от мамы в минуты провинности. (5)Укутываю голову фуфайкой и пытаюсь заснуть. (6)Быстрей, быстрей заснуть! (7)От зажмуривания, кажется, что кожа с затылка сползет на глаза. (8) А сна нет. (9)Чем крепче закрываю глаза, тем яснее вижу… (10)Это и сон. (11)И не сон…(12)Вот я с мамой вылезаю из погреба… (13)Под ногами необычно громко, утробно гудит снег. (14)Какой-то сивый, здоровенный, под небо, мужик по гусачьи горланит и гонит нас в хату. (15)Там уже гогочут такие же сивые, их много, они едят из чугунка картошку: достали из печки сами. (16) Пока мы от бомбежки прятались в погребе, без нас хозяйничают в нашей хате. (17)Немцы! (18) Немцы. (19)Хочу крикнуть эти слова, чтобы все услышали и схоронились в подвалах, убежали к нашим, чтобы никто не показывался, не заходил сюда. (20)Я, наверное, кричу глазами, не голосом, язык высох и онемел, как онемел я сам.
(21)- О-о! Матка! — Сивая громадина срывает с мамы теплый вязаный платок, обматывает себе шею, прижимается к платку щекой, жмурится. — О-о! Гут, гут…
(22)Я в каком-то оцепенении. (23)С меня и с мамы стаскивают валенки. (24)Что это? (25)Зачем. (26)Из хаты нас вышвыривают в снег. (27) Мама поднимает меня и несет к погребу. (28)Я спешу юркнуть в спасительную подземельную темноту, в сырой капустный дух. (29)Но заплесневелая лестница не держит меня. (30)Соскальзываю, на мгновение вижу мамины ноги, растопыренными пальцами впившиеся в утоптанный заледенелый снег…
(31)Мне чудится, что это я сам сейчас стою на снегу босиком. (32)Внезапная боль огненными иглами вонзается в мои подошвы, пронизывает насквозь, испуганным криком срывается с языка.
(33)- Сыночек… голубенький. — Это мама успокаивает меня, думает, что во сне кричал.
(34)Мамины пальцы, простуженные и измученные знобким сырым днем и длинным, во всю войну, голодом, шершавят, ласкают мои давно не стриженые волосы. (35)Из всех ласк, какие довелось испытать с первых запомнившихся дней, самой любой была вот эта ласка. (36) Откроется мокрая, в наростах мшистой измороси дверь, с клубом мороза закатит мама в хату корыто с мерзлым бельем, громыхая обледенелой обувью и юбкой, согнутая и промерзлая, как соломинка в ледяной сосульке, переставит ноги через порог — и ко мне. (37)Негнущиеся, без кровинки пальцы мама трет о мою голову. (38) Пальцы скользят поверху волос, никак не проникнут в сбитые космы, вдруг чиркнут по ушам и мгновенно обожгут каляным жаром так, что перехватит дыхание. (39)Съежишься весь, замрешь от этого прикосновения. (40)Чуешь, что и сердце не бьется, лишь грудь сдавливает какой-то непонятной тяжестью, как бывает, когда в одной рубашонке выскочишь на ветряной мороз, когда даже зубы начинают ныть и снежно скрипеть. (41)За всем этим не заметишь, как оттаивает мама: вдруг на колени мне падает слеза, значит, руки «с пару зашлись». (42)Затем становится тепло маминым рукам и мне. (43)Я обхватываю маму: льдинки на маминой фуфайке так остро, словно впервые, пахнут морозом. (44)Прижимаюсь к ним щекой, облизываю их, мне удивительно хорошо. (45)Закрываю глаза, слушаю самого себя, свое сердце, замирающее от разлива дрожащей радости, и хочу одного-единственного, чтобы как можно дольше мама вот так гладила мои волосы, чтобы заснул и надолго оставил с собой нежность к маме, к себе, ко всем…
(М. Еськов «Старая яблоня с осколком»)
6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Немцы хозяйничали в хатах, пока хозяева прятались в погребе.
- Когда мальчик увидел немцев, он громко закричал.
- В погребе были еще люди, пахло капустным духом.
- С мальчика и его мамы немцы сняли валенки.
- Мальчик не любил, когда мама его гладила мерзлыми пальцами.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.
- Под ногами необычно громко, утробно гудит снег.
- Я, наверное, кричу, кричу глазами, не голосом, язык высох и онемел, как онемел я сам.
- Я спешу юркнуть в спасительную подземельную темноту, в парной капустный дух, но заплесневелая лестница не держит меня.
- Внезапная боль огненными иглами вонзается в мои подошвы, пронизывает насквозь, испуганным криком срывается с языка.
8. Выполните лексический анализ слова. Найдите в предложениях 22-30 антоним к слову оттаивает (предложение 41). Выпишите его.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Практика: задание 4 ОГЭ по русскому языку
Связь слов в словосочетании.
1. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание «слёз матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание «диванная подушка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание «парижских сражений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание «глядел с уважением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание «театральный двор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «утиное гнездо», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «собачья душа», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «детские ликования», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «беличье гнездо», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12. Замените словосочетание «бездушно пела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
13. Замените словосочетание «шестилетний ребенок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
14. Замените словосочетание «плакали без звука», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание «беззаботно жили», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
1. Замените словосочетание «народное произведение», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание «конкурса скрипачей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание «в персонажах комедии», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание «человеческое достоинство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание «памятники архитектуры», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание «клетчатые шарфы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «беззаботно жил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «парня с рыжими волосами», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание
9. Замените словосочетание «пистолет деда», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «трудился с усердием», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание «соломенная крыша», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12. Замените словосочетание «глядеть с тревогой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
13. Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
14. Замените словосочетание «внимательно слушает», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание «фотографии папы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
1. Замените словосочетание «слова мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание «угол двора», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание «собачья душа», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание «шарф из кружева», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание «бессонная ночь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «у девушки с длинными ногами», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание
8. Замените словосочетание «вопросу по литературе», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «полковая разведка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10.Замените словосочетание «фотографии папы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание «монеты из золота», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
12. Замените словосочетание «бабушкины пирожки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
13. Замените словосочетание «радостно встретил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
14. Замените словосочетание «памятники древней Руси», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание «проблемы быта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
1. Замените словосочетание «участливо спрашивал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание «печная труба», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание «по лесной дороге», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание «безосновательно обвинял», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание «в посудный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание «принадлежности для письма», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «встречное движение», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «просьба помочь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «нотки горечи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «в изумлении рассматривала», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание «методы воспитания», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
12. Замените словосочетание «бессистемно изучать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
13. Замените словосочетание «красочно описывал, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
14. Замените словосочетание «в портфеле ученика», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание «метод экономии», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
1. забор из дерева
2. материнские слезы
3. подушка для дивана
4. сражений в Париже
5. уважительно глядел
6. двор театра
7. гнездо утки
8. душа собаки
9. ликования детей
10. гнездо белки
11. жизнь человека
12. пела без души
13. ребёнок шести лет
14. беззвучно плакали
15. жили без забот
1. народное произведение
2. скрипичный конкурс
3. в комедийных персонажах
4. достоинство человека
5. архитектурные памятники
6. шарфы в клетку
7. жил без забот
8. рыжеволосого парень
9. дедовский пистолет
10. усердно трудился
11. крыша из соломы
12. тревожно глядеть
13. фашистские ряды
14. слушает с вниманием
15. папины фотографии
1. мамины слова
2. дворовый угол
3. душа собаки
4. фашистские ряды
5. кружевной шарф
6. ночь без сна
7. у длинноногой девушки
8. литературному вопросу
9. разведка полка
10. папины фотографии
11 золотые монеты
12. пирожки бабушки
13. встретил с радостью
14. древнерусские памятники
15. бытовые проблемы
1. спрашивал с участием
2. труба печи
3. по дороге в лесу
4. обвинял без основания (-й)
5. в шкаф для посуды
6.письменные принадлежности
7. движение навстречу
8. просьба о помощи
9. горькие нотки
10. изумлённо рассматривала
11. воспитательные методы
12. изучать без системы
13. описывал в красках
14. в ученическом портфеле
15. экономный метод
Видео:РАЗБОР ВАРИАНТА от СТАТГРАДа ОГЭ по русскому языку - 2020 [IrishU]Скачать
Подготовка к ОГЭ. Задание 4. Словосочетание. Согласование в управление
Замените словосочетание, построенное на основе согласования, на управление.
Замените словосочетание, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
( Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Практика )
1. всеобщее мнение
2. на прибрежном песке
на песке у берега
3. шелковая подкладка
подкладка из шелка
6. минские улицы
7. читальный зал
9. старинные нравы
10. оросительный канал
канал для орошения
11. весенние цветы
12. позолоченная пряжка
пряжка с позолотой
13. душевное превосходство
14. пушкинская лирика
15. городские жители
16. чеховские пьесы
17. золотое кольцо
кольцо из золота
18. мирная политика
19. глиняная крынка
крынка из глины
20. шерстяной костюм
костюм из шерсти
21. охотничьи рассказы
22. книжный шкаф
23. книжный магазин
24. диванная подушка
подушка для дивана
25. школьные будни
26. западные ученые
27. людские ресурсы
28. сливочное масло
масло из сливок
29. безоблачное небо
небо без облаков
30. стальной цвет
31. цветочный горшок
горшок для цветов
32. студенческие песни
33. приморские страны
34. бессонные ночи
35. природные силы
36. инвестиционные ресурсы
ресурсы для инвестирования
37. мамино платье
38. природные ресурсы
41. бесконечные поиски
поиски без конца
42. природные блага
43. математические расчеты
расчеты математиков (расчеты в математике)
44. звёздный свет
45. рабочая комната
комната для работы
46. деревянный стол
47. парусная лодка
лодка с парусами
48. отцовская несуразность
49. дружеская поддержка
50. октябрьские праздники
праздники в октябре
51. ученический кружок
52. кавказское побережье
53. детское ликование
54. дядюшкин подарок
подарок от дяди
55. измерительный прибор
прибор для измерения
56. часовая цепочка
цепочка для часов
57. оловянная ложка
58. газетные публикации
публикации в газетах
59. в собачьей жизни
60. исторические факты
61. мозговая активность
62. школьная библиотека
63. народный праздник
64. коровье молоко
65. морской берег
66. социальные силы
67. папиросная бумага
бумага для папирос
68. овечье стадо
69. школьный зал
70. керамическая ваза
ваза из керамики
71. книжный магазин
72. степные метели
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 795 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Подготовка к ОГЭ. Задание 4. Словосочетание. Управление в соглосование
Подготовка к ОГЭ. Задание 4. Словосочетание Примыкание в управление
Рабочая программа по русскому языку, 8 класс
Рабочая программы по русскому языку, 5 класс
Сценарий конкурса по русскому языку среди 6-х классов
Урок русского языка в 5 классе на тему «Понятие о чередовании».».
Урок русского языка в 5 классе на тему «Не с именами существительными».
Презентация по русскому языку на тему «Суффиксы причастий» (6 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5317883 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Разберем самые сложные задания ОГЭ | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
🌟 Видео
Разбор ОГЭ по русскому — как написать на "5"? | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
РАЗБОР ДЕМОВЕРСИИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020 г.Скачать
Решение задач из РЕАЛЬНОГО ОГЭ 2022 по русскому языку 👨🏫 #русскийязык #огэ #огэ2022 #beeschoolСкачать
🔴ОГЭ Русский Язык 2021 | ДЕМОВЕРСИЯ | ПОЛНЫЙ РАЗБОР | УСТНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК | ПОДГОТОВКА | ОБЗОР ОГЭСкачать
ОГЭ по русскому языку. Разбор варианта №2 от составителей экзаменаСкачать
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор варианта досрочного периодаСкачать
Задание 6 Плеоназмы и тавтология (заменить/исключить слово) | ЕГЭ по русскому языку с твоей русичкойСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Вебинар «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: разбор теста»Скачать
Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетикаСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)Скачать