Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Содержание
  1. Тест на тему «Нормативное употребление форм слов»
  2. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  3. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  4. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  5. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  6. Общая информация
  7. Похожие материалы
  8. Сравнение и способы выражения сравнения в предложении
  9. Рабочая программа «Русский язык 2 класс»
  10. Календарно-тематическое планирование на 2020-2019 учебный год по русскому языку 1 класс, 165 часов (количество часов в соответствии с годовым календарным графиком ОО)
  11. Урок по лексике 6 класс
  12. Урок русского языка 6 класс. Тема : «Этимология слов. Этимологические словари»
  13. Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс
  14. Урок русского языка по теме «Указательные местоимения» 6 класс
  15. «Основные источники фразеологизмов» (урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
  16. Вам будут интересны эти курсы:
  17. Оставьте свой комментарий
  18. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  19. Подарочные сертификаты
  20. Тема 4.2. Нормативное употребление форм слов. Грамматические нормы
  21. Трудности оформления существительных по роду
  22. Определение грамматического рода несклоняемых существительных
  23. Определение грамматического рода аббревиатур
  24. и сложносоставных слов
  25. Трудности в употреблении падежных форм имен существительных.
  26. Употребление форм именительного падежа
  27. Употребление форм родительного падежа множественного числа
  28. Варианты окончаний форм родительного падежа
  29. Трудности в употреблении форм прилагательных
  30. Трудности в употреблении некоторых форм глаголов
  31. Упражнения к разделу 4
  32. Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода
  33. СОДЕРЖАНИЕ
  34. 6.1. Трудные случаи определения рода имени существительного
  35. 6.1.1. Трудные случаи определения рода склоняемых имён существительных
  36. 6.1.2. Род неизменяемых существительных
  37. 6.1.3. Род и склонение аббревиатур
  38. 6.1.4. Род и склонение условных наименований: географических, периодических изданий
  39. 6.2. Изменение слов в единственном числе
  40. 6.2.1. Родительный падеж единственного числа существительных мужского рода
  41. 6.2.2. Предложный падеж существительных мужского рода.
  42. 6.3. Варианты окончаний множественного числа существительных
  43. 6.3.1. Варианты окончаний именительного падежа сущ. мужского рода множественного числа
  44. 6.3.2. Варианты окончаний слов мужского рода родительного падежа множественного числа
  45. 🎥 Видео

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Тест на тему «Нормативное употребление форм слов»

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

2. концертная рояль

3. вкусный фасоль

4. красивая тюль

2. Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга — к именам существительным общего рода относятся:

3. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

4. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

5. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. вкусная какао

2. серьезное жюри

4. зеленый такси

6. Укажите существительное среднего рода:

7. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

8. Найдите предложение с ошибкой:

1. В универмаге продается красивая тюль

2. Кофе готовился недолго

3. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

4. Интервью с актером близилось к концу

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи

2. И на покорный рояль властительно ложились руки

3. Белая клавиша в рояле западала

4. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль

10. Найдите предложение с ошибкой:

1. Туапсе славился как замечательный курорт

2. Токио встретило нас радушно

3. Дели утопал в зелени

4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году

11. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :

1. не может быть определена

2. определяется по второму слову

3. определяется по роду несклоняемого слова

4. определяется по первому слову

12. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику: ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

13. Из перечисленных слов: а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

14. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

19. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. Укажите правильную форму существительного:

2. Укажите неправильную форму существительного:

3. Укажите неправильную форму существительного:

4. Укажите неправильную форму существительного:

5. Укажите неправильную форму существительного:

6. Укажите неправильную форму существительного:

7. Укажите неправильную форму существительного:

8. Укажите неправильную форму существительного:

9 . Укажите неправильную форму существительного:

1) электрические проводы

2) музыкальные тоны

4) художественные образы

10. Укажите правильную форму существительного:

11 . Укажите неправильную форму существительного:

12 . Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

4) темно-синие тоны

13 . Укажите правильную форму существительного:

14 . Укажите неправильную форму существительного:

15 . Укажите неправильную форму существительного:

4) скорые поезда

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 816 человек из 78 регионов

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 313 человек из 59 регионов

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 327 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Сравнение и способы выражения сравнения в предложении

Рабочая программа «Русский язык 2 класс»

Календарно-тематическое планирование на 2020-2019 учебный год по русскому языку 1 класс, 165 часов (количество часов в соответствии с годовым календарным графиком ОО)

Урок по лексике 6 класс

Урок русского языка 6 класс. Тема : «Этимология слов. Этимологические словари»

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс

Урок русского языка по теме «Указательные местоимения» 6 класс

«Основные источники фразеологизмов» (урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5325535 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Видео:Русский язык. Род существительных.Сложные случаи определения рода. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Род существительных.Сложные случаи определения рода. Видеоурок

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

На базе колледжей создадут программы профориентации

Время чтения: 2 минуты

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Тема 4.2. Нормативное употребление форм слов. Грамматические нормы

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

Морфологический строй русского языка достаточно изучен как с исторической, так и со структурно — описательной стороны. Вместе с тем, в речевой практике возникает множество вопросов по поводу правильности употребления тех или иных форм слов. Почему существительное «кофе» мужского рода? Какую форму следует выбрать – «договоры» или «договора», «бухгалтеры» или «бухгалтера»? Как правильно сказать: «сойти с рельс» или « сойти с рельсов», «пара клипс» или « пара клипсов»?

Многочисленные грамматические нарушения как в устной, так и в письменной речи свидетельствуют о необходимости более пристального внимания к этим вопросам.

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Трудности оформления существительных по роду

Категория рода достаточно стабильна, и мы легко относим существительное «стол» к мужскому роду, а «парта» к женскому. Но в ряде случаев род существительных изменился, и вместо старых форм фильма, рельса, зала употребляются новые фильм, рельс, зал.

Некоторые существительные до сих пор сохраняют вариантное оформление по роду, то есть параллельные формы сосуществуют в языке: банкнот — банкнота, вольер — вольера, георгин — георгина, заусенец- заусеница, проток — протока, лангуст — лангуста, мангуст — мангуста, арабеск- арабеска, ставень — ставня.

Некоторые варианты оцениваются как допустимые наряду с основными:

клавиша — доп. клавиш

просека – доп. просек

шпрота – доп. шпрот

жираф – доп. жирафа.

Колебание в оформлении по роду свойственно многим названиям обуви, но литературной норме соответствует лишь одна родовая форма : мужской род – ботинок, валенок, кед, унт, шлепанец; женский род – туфля, сандалия, сандалета, тапка, тапочка, бутса, кроссовка, калоша.

Неправильно: туфель, тапок, тапочек, кроссовок, сандалет.

Трудности оформления по роду возникают и при употреблении ряда других существительных, имеющих только одну нормативную родовую форму.

К мужскому роду относятся существительные шампунь, толь, тюль, погон, корректив, клипс, рельс (вариантное оформление по роду сохраняется только в форме родительного падежа мн. числа – сойти с рельсов — сойти с рельс).

К женскому роду относятся существительные: вуаль, мозоль, фасоль, плацкарта, манжета.

Запомните: распространенная в речи жителей Саратова форма женского рода помидора не является нормативной, а потому следует употреблять только форму мужского рода помидор.

Такие грубые ошибки свидетельствуют о низкой речевой культуре. Обратите внимание, что правильно говорить и писать: мягкий шампунь, больная мозоль, известная фамилия, прямая плацкарта, вкусное повидло, одна т’уфля, одна тапочка.

Видео:Род имен существительных. Как определить род существительных?Скачать

Род имен существительных. Как определить род существительных?

Определение грамматического рода несклоняемых существительных

1. Как правило, несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, принадлежат к среднему роду: шоу, алиби, фиаско, кашпо, барокко, интервью, жюри, варьете, антраша, пенсне, регби, бикини, безе, коммюнике, амплуа, алоэ, табу, ралли, ревю, колье, клише, досье, кафе, арго.

2. В ряде случаев род определяется по более общему родовому понятию: бенгали, хинди, пушту – к мужского рода («язык»); кольраби («капуста»), салями («колбаса») – женского рода; сирокко, торнадо; («ветер»)- мужского рода; авеню («улица») — женского рода.

3. Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, также определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выражающего родовое понятие (то есть по роду слов река, город, озеро и др.): Сочи – мужского рода (город), Гоби – женского рода (пустыня), Миссури – женского рода ( река).

Ср.: многомиллионный Токио (город), широкая Миссисипи (река). Промышленный Баку (город), живописный Капри (остров), полноводное Эри (озеро).

Итак, родовая принадлежность может мотивироваться и с содержательной стороны. Не случайно многие несклоняемые существительные (иноязычные по своему происхождению слова) получают в словарях двойственную характеристику. Например, слово « цунами» может связываться с понятием «волна» и оформляться в русском языке по женскому роду, а может быть отнесено к числу неодушевленных существительных и получить оформление по среднему роду. Ср.: цунами – ср. р. (Орфоэпический словарь русского языка); ж. И ср. р (Словарь трудностей русского языка); авеню (связь со словом «улица») — жен. р. (Орфоэпический словарь русского языка), жен. и ср. р. (частотно-стилистический словарь вариантов «Грамматическая правильность русской речи»); пенальти (связь со словом «удар»)- муж. и ср. р. (Орфоэпический словарь русского языка).

Литературный язык может удерживать с формальной точки зрения непродуктивные варианты (кофе – мужского рода). Словарями отмечена вариантная оформленность по роду существительного кофе (муж. и ср. р.) Предположительно, одной из причин первоначального отнесения кофе к мужскому роду была утрачена ныне традиция употребления его с иной фонетической оформленностью – « кофей». Вторая возможная причина – принадлежность слова к мужскому роду во французском языке, из которого оно и было заимствовано.

4. Несклоняемы существительные, обозначающие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду: забавный пони, смешной шимпанзе, больной кенгуру, красивый какаду, старый марабу. Исключение составляют слова, род которых определяется по родовому понятию: колибри – женский род (птица), иваси – женский род (рыба), цеце – женский род (муха).

5. Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц, относятся к мужскому и женскому роду в зависимости от пола обозначаемого лица: известный конферансье, богатый рантье, старый кюре, талантливая травести, красивая пани, пожилая леди, великий маэстро, способный импресарио.

Двуродовыми являются такие слова, как протеже (мой протеже, моя протеже), визави, инкогнито, хиппи.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Определение грамматического рода аббревиатур

Видео:Род имен прилагательных. Как определить род прилагательного?Скачать

Род имен прилагательных. Как определить род прилагательного?

и сложносоставных слов

1. Грамматический род аббревиатур (сложносокращенного слова) определяется следующим образом:

а) если аббревиатура склоняется, то род её определяется по грамматическому признаку: вуз — мужской род, загс — мужской род (утрачена соотнесенность с родом стержневого слова «запись»);

б) если аббревиатура не склоняется, то её род определяется родом главного (стержневого) слова расшифрованного составного наименования: АСУ – женский род (автоматическая система управления), ГЭК – женский род (государственная экзаменационная комиссия), ГЭС – женский род (гидроэлектростанция ), СГУ – мужской род (Саратовский государственный университет), АТС – женский род (автоматическая телефонная станция), ЖЭУ – мужской род (жилищно-эксплуатационный участок), ЖСК – мужской род (жилищно-строительный кооператив).

Трудность этимологической расшифровки аббревиатур, их формальное сходство с целостными словами (такими, например, как кот, дом, рак) приводят к расшатыванию правила речевой практикой и к появлению вариантов. Ср.: ВАК – женский род (Высшая аттестационная комиссия) и допустимо мужской род; МИД – средний род (Министерство иностранных дел) и допустимо средний род. Однако колебания нормы определения грамматического рода аббревиатуры по стержневому слову не является свидетельством отмены этого правила, продолжающего действовать в русском языке.

2. Грамматический род сложносоставных слов типа диван-кровать, магазин — ателье, музей квартира определяется смысловыми отношениями между частями сложного слова – ведущим компонентом является слово с более общим значением : музей – библиотека – существительное муж. рода (слово музей обозначает более широкое понятие, а вторая часть выступает в роли уточняющей); кресло — качалка, кресло — кровать – среднего рода (называется один из вариантов кресел, а вторая часть слова только уточняет его).

Как правило, на первом месте стоит ведущее слово: выставка — просмотр, выставка — продажа, витрина – стенд — это существительные женского рода; смотр — конкурс, диван — кровать, театр — студия, вечер — встреча, урок — лекция, матч — реванш, завод — лаборатория, автомобиль — мастерская, салон — ателье, рассказ — сценка, — мужского рода; платье — халат, кафе — кондитерская, ателье — студия, — среднего рода. В ряде случаев порядок расположения может не соответствовать смысловой значимости частей слова — альфа — распад – мужского рода, гамма — излучение – средний род, плащ — палатка, кафе – столовая – женский род. В случае затруднения следует обращаться к Орфоэпическому словарю или Словарю трудностей русского языка.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Трудности в употреблении падежных форм имен существительных.

Видео:Согласованные и несогласованные определенияСкачать

Согласованные и несогласованные определения

Употребление форм именительного падежа

В стихотворении С. Орлова « Его зарыли в шар земной» есть строки:

На рыжих скатах тучи спят,

Грома тяжелые гремя,

Ветра разбег берут.

Формы грома, ветра кажутся на первый взгляд необычными и даже неправильными. Однако в орфоэпическом словаре они отмечены как нормативные с пометой, определяющей их употребление в поэтической речи.

Слова договоры, джемперы имеют свои грамматические варианты с окончанием –а: договора, джемперы, вымпелы, отмеченные словарями как допустимые, то есть менее желательные, уже принятые литературным языком.

в свое время безоговорочно рекомендовал к употреблению только 3 слова с окончанием –а в именительном падеже множественного числа : бока, глаза, рода и давал небольшой перечень слов, допускавших двоякое употребление форм на –ы и на –а: лесы — леса, береги — берега, колоколы — колокола, снеги — снега, луги — луга. Вспомним, как госпожа Простакова в комедии «Недоросль», написанной в 18 в., употребляла во множественном числе существительное учитель: « Вот и учители!» Обычными для литературного языка в 19 в. были формы поезды, домы, парусы, профессоры.

Отчетливо вырисовывается тенденция в развитии: неуклонно увеличивается число форм на ударяемое –а/(-я) за счет форм с неударяемым –ы/(-и).

К образованию форм именительного падежа множественного числа на

а) односложные слова: бег-бега, лес-леса, век-века, дом-дома, шелк-шелка, том-тома и др. Но: торты, слоги, супы, фронты, порты.

б) слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: ордер — ордера, жемчуг — жемчуга, повар — повара, адрес — адреса, сторож — сторожа, вензель- вензеля, катер — катера, штабель — штабеля, окорок — окорока, череп — черепа, орден — ордена и др. Но: почерки, конюхи, клапаны, лекари.

Допустимы с учетом их разговорного характера параллельные формы на — а/(-я) следующих существительных: токарь — токари- токаря, слесарь — слесари — слесаря, крейсер — крейсеры — крейсера, трактор- тракторы — трактора и др.

В ряде случаев формы на –а/(-я) и на –ы/(-и) различаются по значению: образы (художественные) – образа (иконы); тоны (оттенки звука) — тона

(оттенки цвета); хлебы (в печи) – хлеба (в поле); кузовы (машин) – кузова

(грибов); пропуски (недосмотры) – пропуска (документы); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские); мехи (кузнечные; бурдюки) – меха (выделанные шкуры); листы (бумаги) – листья (на деревьях).

К образованию форм именительного падежа множественного числа на

а) слова с ударением на конечном слоге основы: доцент- доценты, портфель — портфели, разрез — разрезы, ревизор — ревизоры, процент- проценты, ревизор — ревизоры, пароход — пароходы и др. (единичные исключения типа рукав — рукава, обшлаг – обшлага);

б) слова иноязычного происхождения с финальной частью – ер: офицер — офицеры, шофер — шоферы, инженер — инженеры, режиссер — режиссеры, дирижер — дирижеры, актер — актеры и др.

в) слова латинского происхождения с финальной частью – тор, обозначающие неодушевленные предметы: детекторы, конденсаторы, рефлекторы, трансформаторы. Слова латинского происхождения на –тор, — сор, — зор, обозначающие одушевленные предметы, могут иметь в одних случаях окончание –ы (конструкторы, лекторы, ректоры, цензоры, авторы, диспетчеры), в других –а (директора, доктора, профессора).

Допустимы с учетом их разговорного характера вариантные формы на –а у ряда существительных : корректоры — корректора, инструкторы — инструктора, инспекторы- инспектора, редакторы — редактора;

г) трехсложные и многосложные слова с ударением на среднем слоге :

бухгалтеры, аптекари, ораторы, библиотекари, композиторы, исследователи

Формы аптекаря, бухгалтера являются просторечными, а не нормативными и не рекомендуются к употреблению.

Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Употребление форм родительного падежа множественного числа

В рассказе М. Зощенко « Кочерга» описывается забавное происшествие, случившееся в одном учреждении. Всем его сотрудникам пришлось думать над тем, как употребить в заявлении слово « кочерга» в форме родительного падежа множественного числа – «кочергей», «кочергов»? Сам автор заявления определил их как «пять кочерыжек». Только обращение за консультацией в разные авторитетные инстанции позволило героям рассказа выяснить в конце концов правильный вариант написания – «пять кочерег».

Трудности, связанные с употребление в речи форм родительного падежа множественного числа, возникают довольно часто. Какую форму выбрать – граммов (с формально выраженным окончанием) или грамм (с нулевым окончанием), гектаров или гектар, яслей или ясель?

К образованию форм с нулевым окончанием тяготеют существительные мужского рода с основой на твердый согласный следующих групп:

а) названия парных предметов: (пара) ботинок, сапог, чулок, (без) погон, эполет, (форма) глаз, ног, рук. Заметим, что в орфоэпическом словаре отмечаются варианты форм: носков и носок.

б) названия лиц по национальности (слова с основами на «р» и на «н»):

(несколько) башкир, татар, молдаван, грузин, англичан, турок, болгар, цыган, румын, осетин. НО: калмыков, казахов, киргизов, якутов, узбеков; колебания: туркмен – туркменов;

в) в некоторых названиях единиц измерения, обычно употребляющихся с числительными: (несколько) вольт, ампер, ватт, герц; колебания: микронов — микрон, кулонов – кулон, каратов — карат, рентгенов- рентген,.

Только в устной разговорной речи могут использоваться параллельно с основными вариантами и более короткие формы: килограммов — килограмм, граммов — грамм, гектаров – гектар;

г) названия воинских групп: солдат, партизан, гусар, драгун. НО: микронов, саперов.

Обратите внимание: для названия фруктов и овощей нормативными в родительном падеже множественного числа являются, как правило, формы с окончаниями: апельсинов. Помидоров, мандаринов, гранатов. Бананов, баклажанов. Формы с нулевым окончанием (килограмм, помидор, гранат) могут употребляться только в устной разговорной речи.

Для существительных женского рода нормативными являются следующие формы: серег, яблонь, вафель, домен, капель, сплетен, кровель, нянь, свечей (вариант «свеч» встречается только в устойчивых сочетаниях типа «игра стоит свеч»), простыней (допустимо «прост’ынь», но не «пр’остынь»), долей.

Существование морфологических вариантов может определяться вариантностью по ударению или звуковому составу: ба’ржа, (от баржа’) и

ба’ржей (от ба’ржа), са’женей (от са’жень) и саже’н и саже’ней (от саже’нь),

приго’ршен (от приго’ршня) и при’горшней (от при’горшня).

Для существительных среднего рода нормативными являются такие формы родительного падежа множественного числа как плеч, полотенец, блюдец, крылец, кружев, зеркал, захолустий, побережий, снадобий, подмастерьев.

Для существительных, употребляющихся только во множественном числе, в родительном падеже нормативны формы: сумерек, нападок, потемков, будней, ’яслей, заморозков, гр’аблей и грабель, ходулей и ходуль.

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Варианты окончаний форм родительного падежа

При сопоставлении существующих параллельных форм предложного падежа на –е и на –у/-ю: в отпуске – в отпуску, в чае — в чаю, в цехе — в цеху, в спирте – в спирту,- можно отметить книжный или нейтральный характер форм на –е и разговорный (иногда с оттенком просторечия) – форм на –у/-ю.

Чаще всего различие в употреблении форм определяется их значением: формам на –е присуще объектное значение, а формам на –у/-ю- обстоятельственное значение. Ср.: гулять в саду, но играть в «Вишневом саде» Чехова; быть в лесу — знать толк в лесе, держать на весу — терять в весе, применять в быту — перемены в быте деревни.

Трудности в употреблении некоторых фамилий

1. Иностранные фамилии на – ов, — ин в творительном падеже имеют окончание –ом (Дарвином, Чаплином, Кронином, Вирховом) в отличие от русских фамилий, имеющих окончание — ым (Петровым, Васильевым, Синицыным).

2. Фамилии, оканчивающиеся на –о, не склоняются: Василенко, Петренко, Юрченко.

3. Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: С Андреем Григоровичем — С Анной Григорович, у Льва Горелика — у Ирины Горелик, Игорю Корбуту — Вере Корбут.

Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Трудности в употреблении форм прилагательных

Для образования форм сравнительной и превосходной степени в языке существуют два способа: аналитический (более гуманный, самый красивый) и синтетический, когда значение выражается при помощи суффикса (гуманнее, красивейший). Стремление соединить эти два способа приводит к ошибкам. Запомните правильные варианты: более тонкий или тоньше, самый тонкий или тончайший. Ни в коем случае не употребляйте такие формы прилагательных, как более тоньше или самый тончайший.

Как используются в речи числительные

Из всех имен (существительное, числительное, прилагательное) числительным не повезло более других: их все чаще в речи употребляют неправильно. Например, они на глазах утрачивают формы косвенных падежей – их просто перестают склонять.

Давайте вспомним некоторые нормы употребления числительных, и вы убедитесь, что они не так уж и трудны.

1. У сложных числительных, обозначающих сотни и десятки и оканчивающихся на –сот (ста) или –десять в именительном падеже, каждая часть склоняется, как простое числительное. Важно просто понять логику образования падежных форм.

И. Семь десять (соединим) семьдесят

Р. Семи десяти семидесяти

Д. Семи десяти семидесяти

В. Семь десять семьдесят

Т. Семью десятью семьюдесятью

П. о семи десяти семидесяти

Как видим, все остается точно так же, как при склонении простых числительных. Обратите внимание: обе части числительного кончаются одинаково: семИдесятИ, семьЮдесятьЮ.

В составных числительных склоняются все образующие их слова: с двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя рублями, владеть восьмьюстами шестьюдесятью семью тысячами семьюстами девяноста пятью гектарами земли.

2. Числительные сорок и девяносто имеют всего две падежные формы:

И. и В. – сорок и девяносто

Остальные: сорокА и девяностА.

3. Правильные сочетания 45,5 процента (не процентов), 987,5 гектара (не гектаров и тем более не гектар). При смешанном числе существительным управляет дробь: пять десятых долей процента или гектара. Возможны варианты: сорок пять с половиной процентов, девятьсот восемьдесят семь с половиной гектаров.

4. Собирательные числительные употребляются в следующих случаях:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое солдат, четверо сирот наряду с два друга, три солдата.

б) с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое ножниц, четверо суток (начиная с пятеро, обычно используются количественные числительные пять суток, шесть ножниц);

в) с личными местоимениями: нас было пятеро, их было двое.

Запомните: собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода, обозначающими лиц женского пола, поэтому нельзя сказать двое девушек, трое учительниц, пятеро студенток, а только две девушки, три учительницы, пять студенток.

Трудности в употреблении некоторых форм глаголов

1. Из форм гас — гаснул, мок- мокнул, сох — сохнул (с суффиксом – ну — или без него в прошедшем времени) более употребительной является первая, короткая форма.

2. Большинство глаголов требует чередования корневых а-о в корне: заморозить — замораживать, заработать – зарабатывать, застроить — застраивать, затронуть — затрагивать, обработать- обрабатывать, освоить — осваивать и др.

Следует помнить, что в некоторых глаголах ожидаемого чередования не происходит: обеспокоить — обеспокоивать, обезболить- обезболивать, отсрочить — отсрочивать, подытожить — подытоживать, узаконить- узаконивать.

В некоторых случаях допустимы параллельные формы глаголов: обусловить — обусловливать – обуславливать, сосредоточить- сосредоточивать – сосредотачивать, удостоить — удостоивать — удостаивать и т. д. Учтите, что при наличии подобных вариантов формы с а более свойственны разговорному употреблению, формы с о – книжно-письменным стилям.

3. Из двух параллельных форм плещет- плескает, полощет — полоскает, мурлычет — мурлыкает, рыщет — рыскает, машет- махает первые фиксируются словарями как основные варианты, а вторые — как допустимые, разговорные.

4. Определенную трудность представляют собой так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся глаголы, обозначающие действие, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу (колоситься, горчить, ржаветь, отняться, заключаться) и глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа. По причинам фонетическим (затмить, победить, ощутить, дудеть, чудить, убедить). Для правильного употребления подобных глаголов используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, и т. п.

5. Обратите внимание на образование формы повелительного наклонения некоторых глаголов. Нужно говорить и писать: ехат ь — поезжайте — не езди; идти пойди — идите; класть — положи- положите; лечь — ляг — лягте — ни в коем случае нельзя говорить ехай, ездий, ложи, ляж.

6. Отметим, что некоторые глагольные формы при наличии приставки в словах типа присаживайтесь, подскажите считаются просторечными и отражают ложное представление о вежливости. Литературной нормой являются формы садитесь сядьте, скажите (вежливо добавлять пожалуйста).

Трудности в употреблении предлогов

В официальной и неофициальной, письменной и устной речи в русском языке многое различается. Вот, например, при синонимическом употреблении предлогов типа — с помощью — при помощи второй вариант конкретизирует действующее лицо и чаще употребляется в письменных формах делового и научного стилей речи; с целью – в целях первый вариант чаще употребляется при инфинитиве, второй — при отглагольном существительном, преимущественно в деловой речи (с целью выяснить — в целях выяснения).

Сочетания глаголов речи, мысли с предлогами про, насчет имеет разговорный характер (про поездку – насчет поездки); с предлогами касательно, в отношении – книжный характер (касательно поездки).

Осторожно надо употреблять в роли предлогов сочетания в деле, в области, в силу, за счет, со стороны, по линии в и др. Это штампы, использование которых может искажать смысл высказывания.

Сочетание предлогов за – в значении «свыше», «больше» с существительными, называющими явления или качества, поддающиеся количественному измерению, характерны для разговорной речи (ей за сорок, рублей за тысячу) и неуместны в официальных текстах.

Обратите внимание на частые ошибки в употреблении предлогов и их сочетании с определенными падежами. Чаще всего встречаются нарушения речевой нормы при употреблении предлога о: Об этом указала газета еще в прошлом году (нужно: указала на это). Читатель просит объяснить о роли литературы (нужно: объяснить роль литературы). Докладчик отмечал о том, что успеваемость стала лучше (нужно: отмечал, что. ).

Широко распространенное в настоящее время употребление предлога по вместо других предлогов отличает недостаточно культурную речь: Делегация получила ответы по интересующим ее вопросам (вместо: на вопросы); Мы получили отклик химика по этому изделию (вместо: на это изделие). Учтите, что неправильно также использовать предлог по вместо предлога из-за: Нельзя допускать простоя машин по техническим неполадкам.- ( правильно: из-за технических неполадок).

Обратите внимание, что предлог для указывает на цель действия и не может быть заменен в речи предлогом по: В школе много делается по художественному воспитанию детей (правильно: для художественного воспитания).

Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего — либо (в отличие от предлога из-за, который указывает на причину, мешающую сделать что-либо), например: выздоровел благодаря заботам матери, спасся благодаря своей находчивости и т. п. Нелепыми выглядят предложения: Благодаря пожару фирма понесла большие убытки.

При использовании различных предлогов, выражающих причинные отношения (ввиду, вследствие, в силу, в связи, из-за, по причине, благодаря и др.), необходимо учитывать свойственные им смысловые оттенки. Так, обычно мы говорим ввиду предстоящего отъезда, но: предоставить отпуск вследствие болезни.

Необходимо помнить, что предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с существительными в дательном падеже: согласно договору (не договора), вопреки требованиям (не требования) согласно статье (не статьи), благодаря труду (не труда).

Сочетать эти предлоги с формой родительного падежа нельзя.

Следует помнить, что предлог исключая обычно употребляется с винительным падежом: На Чукотке, исключая незначительную часть северного побережья, медведей нет.

Найди ошибки в употреблении предлогов; исправь предложения, если в них ошибки.

1. Требуются водители для перегона автомашин из г. Гороховец до г. Тамбова.

2. Благодаря современного вмешательства специалистов положение в ферме было исправлено.

3. Предоставить Серегиной внеочередной отпуск согласно личного заявления.

4. Комиссия установила, что в цеху мало что делается по предупреждению брака.

5. Главный агроном предупрежден об ответственности по контролю и организации работ на отделении.

Упражнения к разделу 4

1. Выпишите слова женского рода: тюль, иваси, тушь, неженка, мозоль, глупышка, вуаль, бра, табель, кенгуру.

2. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных: Носки, апельсины, баклажаны, очки, туфли, дела, сходни, простыни, гольфы, манжеты, ведомости, яблоки.

3. Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных: Это самый новейший проект. В комнате теперь более светлее. Марианская впадина самое глубочайшее место в океане.

4. Исправь ошибки в приведенных предложениях: У обоих моих сестер удивительно красивая внешность. Обе маленькие девочки вышли на прогулку.

5. Согласуйте подлежащее и сказуемое: Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены. На концерте выступил… 21 певица. За моей тележкой четверка быков тащил… другую. Ряд новых домов стоял… в конце деревни.

6. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, запишите правильный вариант, определите тип ошибки. 1) В то утро бабушка запекла в русской печи пышные, румяные хлеба. 2) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 3) Владельцы участков вносят в казну города земельный залог.

4) Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 5) Два инфаркта подорвало его здоровье. 6) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 7) Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще некрепкий. 8) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

Видео:Падежные окончания имен прилагательных женского рода в единственном числеСкачать

Падежные окончания имен прилагательных женского рода в единственном числе

Выберите словосочетания в которых нормативной является форма женского рода

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имя существительное — разряд слов, обладающих общим значением предметности и имеющих категории рода, числа и падежа . Для того, чтобы грамматически правильно употреблять имена существительные в речи, необходимо знать правила изменений имён по числам и падежам, а также верно определять род слова. Эти грамматические категории очень тесно связаны между собой: незнание рода слова приводит к грамматическим ошибкам. К примеру, известно ли вам, что слово тапка — женского рода? Если вы пишете «ударил тапком», то нет, неизвестно; ведь слова женского рода имеют окончание [ой] в этом падеже (как мам/ой, школ/ой). В задании 6 вам встретятся сотни слов, над формами которых нужно задуматься. Изучаемый материал будет касаться правил склонения, то есть изменения имён существительных по числам и падежам . Поэтому наш разговор пойдёт об окончании — именно эта часть слова отвечает за склонение.

СОДЕРЖАНИЕ

6.1. Трудные случаи определения рода имени существительного

Из школьного курса русского языка вы знаете, что имена существительные могут принадлежать к мужскому, женскому, среднему или общему роду. Род существительных — это практически всегда условное, сугубо грамматическое понятие. Говорить о роде женском или мужском можно (в реальном плане) только тогда, когда речь идёт об одушевлённых именах существительных, называющих людей: дядя, юноша, девушка и т.п. Вот почему людям, не говорящим с рождения на русском языке, сложно определить, почему слово «соль» женского рода, а «камень» — мужского, ведь ничего ни женского, ни мужского в этих словах нет. Учась говорить, человек с детства практически овладевает знанием рода существительных (а следовательно, и формами тех слов, которые зависят от рода существительных). Потом эти знания грамматически осмысляются в школе, расширяются благодаря чтению, восприятию окружающей речевой среды и т.д. Тем не менее употребление некоторых существительных все-таки представляет известные трудности даже для взрослых носителей языка, свидетельством чего служат факты не только живой устной, но и письменной речи. К числу таких трудных слов относятся существительные и русские, и иноязычные.

6.1.1. Трудные случаи определения рода склоняемых имён существительных

Примеры из задания 6:

жмёт ТУФЕЛЬ (или ТУФЛЯ?)

запах АЭРОЗОЛИ (или АЭРОЗОЛЯ?)

нет ТЮЛИ (или ТЮЛЯ?)

Слова мужского рода

Слова женского рода

аэрозоль, (кем? чем?) аэрозолем, (кого? чего?) аэрозоля.

Аналогично этому слову по мужскому типу изменяются:

картофель, нашатырь, толь, тюль, шампунь

Слова которые оканчиваются на Ь :

мозоль, (кем? чем?) мозолью, (кого? чего?) мозоли.

Аналогично этому слову по женскому типу (3 склонение) изменяются:

фасоль, моль, вошь, ваниль, вуаль, выпь, канифоль, персоль, пемоксоль, бандероль

Слова, обычно употребляющиеся во множественном числе :

тýфля, (кем? чем?) тýфлей, (кого? чего?) тýфли.

Аналогично этому слову по женскому типу (1 склонение) изменяются:

бутс/а босоножк/а клипс/а бахил/а сандали/я баретк/а гетр/а чешк/а кроссовк/а

тапк/а, тапочк/а (формы мужского рода «тапок» нет в словарях)

оладь/я

Различие в роде проявляется в окончаниях . Если род слова определён неверно, неверно пишется и окончание, что ведёт к появлению грамматической ошибки. В следующих предложениях допущены ошибки: У хороших хозяев к этому времени уже высились на задах стога, прикрытые кусками толи [нужно «толЯ»]; На ногах простые плетеные сандали. [нужно «сандалИИ»; автор текста, видимо, произвел форму множественного числа – «сандали» – от «сандаль» как слова мужского рода.]

Примечание : Некоторые слова имеют варианты в роде, то есть их можно отнести и к мужскому, и женскому, и это не будет ошибкой. К числу таких слов относят кед(а), унт(а), клавиш(а), манжет(а), рельс(а)

6.1.2. Род неизменяемых существительных

Особую сложность в определении рода представляют неизменяемые слова , основном они иноязычного происхождения. Грубейшей ошибкой будет попытка склонять слова по падежам и числам: формы «польта» (множественное от пальто); завесить окна «жалюзями» (от жалюзи), угоститься «кофем» (от кофе), был на раллях (от ралли) режут слух и нарушают нормы. Кроме того, сложность возникает в том случае, если мы пытаемся согласовать неизменяемое существительное с именем прилагательным или глаголом в прошедшем времени.

Примеры задания 6:

по ШИРОКОЙ авеню (или по ШИРОКОМУ?)

НАЧАЛСЯ цунами (или НАЧАЛОСЬ? ИЛИ НАЧАЛАСЬ?)

БАБУШКИН портмоне (или БАБУШКИНО?)

Как видно из примеров, не зная рода имени существительного, невозможно определить, верно ли согласованы слова, правильные в них окончания или нет. Если авеню — «она», то верно «широкая», если «оно», то верно «широкому». В школьных учебниках неизменяемые слова заучиваются вместе с родом. Повторим изученное, разделим слова на две категории — одушевлённые и неодушевлённые, так будет нагляднее и понятнее.

Несклоняемые существительные (в подавляющем большинстве — иноязычные по происхождению слова), называющие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду . Но есть и ряд исключений:

Несклоняемые неодушевлённые

Слова мужского рода

Слова женского рода

Слова среднего рода

пенальти (и ср. род)

кофе (но допустимо в среднем роде:

сгущенное кофе с молоком.

Некоторые несклоняемые существительные,

оканчивающиеся на гласную:

медресе (мусульманская духовная школа)

кольраби (сорт капусты)

салями (сорт колбасы)

(полное) алиби

(сильнейшее) цунами

Примечание : Отдельные несклоняемые существительные употребляются преимущественно или только во множественном числе: бигуди, жалюзи.

Иноязычные несклоняемые одушевлённые

Слова мужского рода

Слова женского рода

слова, называющие лицо вообще, слова, называющие лиц мужского пола по социальному положению или профессии, а также названия животных безотносительно к их принадлежности к тому или иному полу:

(знакомый) конферансье, кюре, портье;

(забавный) шимпанзе.

слова, называющие лиц женского пола:

мисс, миссис, мадам, фрау, леди;

имена и фамилии женщин (Бетси, Мери, Мари, Кармен, Элен)

Примечание : При необходимости подчеркнуть пол животного используется имя прилагательное в форме мужского или женского рода: играли с молоденькой и миловидной шимпанзе; Крошка Вега — первый и пока единственный шимпанзе, родившийся в нашем зоопарке. Ей пять месяцев (газ.).

6.1.3. Род и склонение аббревиатур

Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому .

Род инициальных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. ЕСПЧ (суд) высказался; СНГ (содружество) выступило с инициативой; РПЦ (церковь) призвала к прекращению кровопролития.Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную : ГАО (Главная астрономическая обсерватория) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет) – м.р.; МГУ (университет) принял новых студентов;ОЧУ (оптическое читающее устройство) – ср.р. и т.п.

Род звуковой аббревиатуры (читаемой «по слогам») зависит не только от рода опорного слова, но и от внешнего фонетического облика аббревиатуры, точнее – от ее концовки. Так, если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.

Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами «альянс, блок, договор»), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

Когда нужно склонять аббревиатуры?

Грамматические трудности связаны со склонением звуковых инициальных аббревиатур с опорным словом мужского рода: в МИДе или в МИД? Во МХАТе или во МХАТ? Сотрудник ЗАГСа или ЗАГС? Сделано по ГОСТу или по ГОСТ? Исследования ЦЕРНа или ЦЕРН?

«Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича и Л. П. Катлинской (М., 2008) рекомендует склонять аббревиатуры ВАК, ГОСТ, МХАТ, ВГИК, ТЮЗ, СПИД, ОМОН. Прочие аббревиатуры в строгой деловой письменной речи не склоняются. В разговорной речи склонение возможно: пробка на МКАДе, сотрудник ЗАГСа.

6.1.4. Род и склонение условных наименований: географических, периодических изданий

Это — сложнейшая тема русской грамматики. Ограничимся наиболее простыми случаями, встречающимися в заданиях.

А) Географические названия:

если название города, реки, озера, горы и др. склоняется, то его род определяется внешним видом слова: Эльбрус (м.род); Байкал (м. род), Москва (ж.род), Енисей (м.род)

если название не изменяется , то род определяется по родо-видовому признаку: Сочи, Тбилиси, Батуми и др. (м.р, это город);

Б) Названия газет, журналов и других органов печати

если название периодического издания склоняется, то его род определяется внешним видом слова: «Труд» (м.род); «Правда» (ж. род), «Известия» (мн. число).

если название не изменяется (как правило, это нерусские издания), то род определяется по родо-видовому признаку : ЮМАНИТЕ (ж.род, газета)

6.2. Изменение слов в единственном числе

6.2.1. Родительный падеж единственного числа существительных мужского рода

Для всех, кто говорит на русском языке и считает его родным и понятным, не составит никакого труда поставить слова мужского рода в родительный падеж: есть день — (нет) дня, сосед — соседа, огонь — огня.

Немного усложним задачу, приведём три примера из задания 6:

Купить пару килограммов САХАРА. Это верно? Или правильно САХАРУ?

Налей ЧАЯ (или ЧАЮ?)

Вкус МАРМЕЛАДУ (или МАРМЕЛАДА?)

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно знать, что значительная группа слов мужского рода 2 склонения наряду с формами с окончанием а/я имеет формы родительного падежа единственного числа с окончанием у/ю. Эти формы употребляются при обозначении целого, из которого выделяется некоторая часть (количество): достать (купить, принести) чаю, сахару, винограду; тарелка бульону, чашка чаю; мало (много) дыму, снегу, а также в некоторых отрицательных конструкциях, например нет снегу (в специальной литературе такой родительный падеж называется «родительным партитивным» ).

Формы родительного падежа на у/ю в подавляющем большинстве случаев выступают как вариантные наряду с формами с окончаний а/я, которые тоже могут иметь количественное значение.

Обратимся к «Словарю-справочнику трудностей русского языка» Д. И. Розенталя и возьмём несколько примеров для наблюдения.

<td style="text-

Со значением количества

СловоБез количественного значения
кефирпроизводство кефиравыпить кефира или кефиру
чайвкус чаявыпить чашку чая или чаю
бензинизготовление бензиналитр бензина или бензину
бархатпроизводство бархатакупить бархата или бархату
изюмсорта изюмакупить изюма или изюму

Сформулируем правило: если требуется указать на часть предмета, то допустимы оба окончания: можно купить пару килограммов сахарА и сахарУ; налить чаЮ и чаЯ, ведь значение, в котором мы употребляем словосочетания, — количественное.

Если же родительный падеж употребляется не в количественном значении, то нормальны только формы на а/я: вкус мармелада, урожай картофеля, доставка чая, производство сыра, цвет снега, вкус сахара, посев риса.

Формы на -у/-ю употребляются в основном в живой разговорной речи и в отражающих ее жанрах художественной литературы, являясь одной из особенностей разговорного стиля. В современном литературном языке формы родительного падежа на у/ю все больше вытесняются формами на а/я.

Группы слов, не входящих в задания ЕГЭ, но использование в которых букв у/ю обязательно, рассматриваются в СПЕЦКУРСЕ. → Спецкурс 3230, занятие №3

Фразеологизмы, использование в которых букв у/ю обязательно, рассматриваются в СПЕЦКУРСЕ → Спецкурс 3230, занятие №1

6.2.2. Предложный падеж существительных мужского рода.

Примеры из задания 6:

вытереть пыль на ШКАФЕ (или на ШКАФУ?)

работать в ЦЕХЕ (или ЦЕХУ?)

находиться в АЭРОПОРТЕ (или АЭРОПОРТУ?)

Основное окончание существительных 2-го склонения в предложном падеже единственного числа имеет большинство слов: в доме, в (о) городе.

Ограниченная группа неодушевленных существительных наряду с формой на имеет в сочетании с предлогами в и на вариантную форму на у/-ю. А если вариантные формы есть, то нужно определить, каковы нормы их употребления.

Отмечается, что формы на и —у/-ю имеют обычно небольшие стилистические различия (формы на чаще носят разговорный характер) или различия в степени употребительности. Так, в аэропорте, в снеге менее употребительны, чем в аэропорту, в снегу. По отношению же к ряду параллельных форм вообще трудно говорить о каких-либо различиях. Так, равноправными являются на дубу и на дубе, в клею и в клее, в мелу и в меле.

Для целого ряда слов форму на -у/-ю в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, бок, борт, воз, глаз, горб, долг, кол, кон, лед, лоб, низ, нос, плац, плен, плот, пол (как часть помещения), полк, порт, пыл, рот, сук, тыл, хмель («состояние опьянения»), чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и некоторые другие.

Примечание для учителей: список слов приведён без изменений из академического издания «Русская грамматика 80».

Обратите внимание на современные варианты форм слов, часто встречающиеся в заданиях:

ЦЕХ: в цехЕ и в цехУ; ОТПУСК: в отпускЕ и в отпускУ, АЭРОПОРТ только аэропортУ , которые даны в словарях Лопатина (2013), Ожегова (1992). На примерах этих слов видно, насколько нормы подвижны: ещё в пособиях Розенталя формы на в этих словах указывались как разговорные.

Син­так­си­че­ские от­ли­чия форм на е/у в словах, не встречающихся в заданиях, но важных для письменных работ рассматриваются в СПЕЦКУРСЕ. → Спецкурс 3230, занятие №3

6.3. Варианты окончаний множественного числа существительных

6.3.1. Варианты окончаний именительного падежа сущ. мужского рода множественного числа

Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, почему мы говорим стаканы, уроки, грибы, дни с окончаниями ы/и, а слова берега, рога, тополя с окончаниями а/я? Задание 6 ЕГЭ предоставит вам такую возможность:

знакомые ПРОФЕССОРЫ (или ПРОФЕССОРА?)

новые КАТЕРЫ (или КАТЕРА?)

опытные ТРЕНЕРЫ (или ТРЕНЕРА?)

Поэтому, чтобы на экзамене не терять время на раздумья, изучим данный вопрос.

Основное, преобладающее, исторически сложившееся окончание слов мужского рода второго склонения — это окончание -ы (-и) .

Но в современном русском языке большая группа слов мужского рода 2 склонения имеет в именительном падеже множественного числа окончание а/я, а не ы/и. (Заметим, что окончание а всегда ударное). Группа слов, от которых может быть образована и образуется форма им. п. мн. ч. с окончанием -а (-я), не имеет четких характеристик.

Формы на -а (-я) могут выступать:

1) как невариантные, единственно возможные (борта, берега, города) или преобладающие (овода, учителя).

2) как равноправные, употребляющиеся рядом с формами на ы /и, например, бункера и бункеры,трактора и тракторы.

3) как вариантные, при этом обычно имеет место различие форм на ы/и и на а/я по значению. Так, при вариантных формах кондУкторы и кондукторА первая форма закреплена за словом кондуктор в значении «деталь машины», а вторая – наряду с вариантом кондукторы за обозначением лица.

В предлагаемой ниже таблице 1 собраны слова, представляющие сложности в написании окончания.

Примечание для учителей: За основу взят список слов из академической «Русской грамматики -1980» (слова из списка отмечены одной звёздочкой). Из него удалены слова, лексическое значение которых непонятно современным школьникам. Слова без пометки *, заимствованные из пособий и реальных экзаменационных тестов, проверены по действующим словарям Лопатина (2009) и Ожегова (1992). Особое внимание нужно уделить словам из колонок «Только А» и «Только Ы». Равноправные варианты по-разному трактуются различными словарями, авторами различных пособий, поэтому их использование в ЕГЭ нецелесообразно.

Только А

Только Ы

Равноправные

Предпочтительно А

Предпочтительно Ы

берег* борта* буфера* веера* века*векселя* вензеля* вертела* вечера* глаза*голоса* города* гроба* директора* доктора* дупеля* егеря* желоба* жемчуга* жернова*закрома* катера** кивера* клевера* колера*колокола* короба* купола* кучера* луга* мастера* меха* номера* обшлага* окорока* округа* острова* отпуска* паруса* паспорта* перепела* повара* погреба* поезда* профессора* рукава* снега* сорта* стога* сторожа* терема*тетерева* тока* тома* тополя* тормоза* хлева*холода* хутора* черепа* шелка* якоря*

бухгалтеры векторы выборы* выговоры* вызовы* грифели грунты диспетчеры договоры* драйверы инженеры* коллекторы* компрессоры* конструкторы* контейнеры кратеры* лацканы* лекторы* лифты маклеры* месяцы* офицеры* плееры полисы (страховка) порты почерки* приговоры принтеры ректоры склады слоги снайперы* торты тренеры* фитили* флоты фронты шофёры* штабы

кителя* крейсера* невода* овода* пристава*, стапеля* тенора* трактора* трюфеля* фельдшера флигеля шомпола* штабеля* штемпеля* шулера* юнкера* ястреба*

бункеры* вахтеры* ворохи* джемперы* дьяконы* инспекторы* инструкторы* лекари корректоры* омуты* пекари* писари* полюсы* прожекторы* промыслы* пудели* рапорты* редакторы* рупоры* свитеры* секторы* скутеры* слесари* табели* токари* шкиперы* шницели*

В таблице 2, размещённой ниже, даются слова, в которых написание а/я или ы/и зависит от значения слова.

Формы с А (всегда ударное окончание)

Формы с Ы

адресА (почтовые, домашние)

Адресы (поздравительные адресы юбилярам)

векА (средние века, из глубины веков)

вЕки (на веки вечные, в кои-то веки, фразеологизмы)

годА (мои года — мое богатство)

гОды (в годы войны, девяностые годы)

колЕна (колена водосточной трубы; выделывать колена, фразеологизм)

колЕни (встать на колени, больные колени)

корпусА (заводские корпуса, танковые корпуса)

кОрпусы (корпусы часов)

кренделЯ (выводить ногами кренделя, фразеологизм)

крЕндели (вкусные крендели)

лагерЯ (детские, оздоровительные)

лАгери (политический термин)

мехА (одеваться в меха)

мехИ (мехи с вином; кузнечные мехи)

мужьЯ (мужья и жены, прочить в мужья)

мужИ (государственные мужи, ученые мужи)

образА (образа святых, под образами)

Образы (литературные образы)

орденА (ордена и медали)

Ордены (монашеские ордены)

проводА (линии электропередач)

прОводы (зимы, на пенсию)

пропускА (временные пропуска, обменять пропуска)

прОпуски (пропуски занятий, пропуски в тексте)

родА (рода войск)

рОды (древние роды и племена);

роды и виды в классификации

счетА (оплатить счета, банковские счета)

счЁты (свести счёты)

сыновьЯ (отцы и сыновья)

сынЫ (сыны Отечества)

тонА (в моде светлые тона)

тОны (прослушать тоны сердца)

учителЯ (школьные учителя)

учИтели (великие учители человечества)

хлебА (озимые, яровые хлеба)

хлЕбы (печь формовые хлебы)

6.3.2. Варианты окончаний слов мужского рода родительного падежа множественного числа

Очень часто и в сочинениях, и в заданиях ЕГЭ встречаются слова с ошибками в образовании форм родительного падежа множественного числа.

пара БОТИНКОВ (или БОТИНОК?)

толпа ЦЫГАН (или ЦЫГАНЕЙ?)

нет свежих БАНАНОВ (или БАНАН?)

Чтобы не ошибиться в написании форм слов мужского рода, нужно либо запомнить трудные случаи, либо следовать правилам, изложенным в таблице.

1. Для слов мужского рода характерно наличие окончания. Нулевое окончание встречается только в некоторых группах слов и лишь при чётком соблюдении условий .

а) Основное: окончание -ов/(-ёв)-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кроме ж и ш) или -j (на письме – буква й) :

браслет, браслеты — браслет/ов

брелок, брелоки — брелок/ов

габарит, габариты — габарит/ов

купон, купоны — купон/ов

нерв, нервы — нерв/ов

выбор, выборы — выбор/ов

манёвр, манёвры — манёвр/ов

мускул, мускулы — мускул/ов

заморозок, заморозки — заморозк/ов

чеченец, чеченцы— чеченц/ев

азербайджанец, азербайджанцы — азербайджанц/ев

комментарий, комментарии — комментари/ев

🎥 Видео

Русский язык. Согласованные и несогласованные определения. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Согласованные и несогласованные определения. Видеоурок

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Русский язык 64. Существительные мужского и женского рода — Шишкина школаСкачать

Русский язык 64. Существительные мужского и женского рода — Шишкина школа

Определи род существительного? Род имен существительныхСкачать

Определи род существительного? Род имен существительных

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать

Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

РОЛИК по №7. Грамматические нормы. Теория + практика.Скачать

РОЛИК по №7. Грамматические нормы. Теория + практика.
Поделиться или сохранить к себе: