Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

Видео:6 класс - Русский язык - Простое и сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложенииСкачать

6 класс - Русский язык - Простое и сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении

конспект урока русского языка»Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

Конспект урока русского языка 6 класс

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

Скачать:

ВложениеРазмер
650203.docx24.14 КБ

Видео:Простое и сложное предложениеСкачать

Простое и сложное предложение

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»

Администрация городского округа Электросталь Московской области

144007, Московская область, г.о.Электросталь, ул.Мира 24 в, тел.:3-56-27

Урок русского языка

« Простое и сложное предложение.

Знаки препинания в конце

и внутри предложения»

Зиннатова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце

и внутри предложения.

Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений, формировать и развивать культуру пользования словарями.

— Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое — зависимым)

— Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

— Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

— На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

— Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.)

— На какие группы делятся простые предложения по цели высказывания? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

—Что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)

II. Отгадайте загадки:

Едут все по букве этой,
Пишут ей стихи поэты,
А она — ворчит с печи,
Клювом по стволу стучит.
Ответ: буква Д (дорога, девушка, дед, дятел)

В этой букве всё веселье –
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают.
Ответ: буква А ( аттракцион, аптека, азбука)

Стер с бумаги ластик наш
Все, что сделал карандаш,
А чернила не сумел –
Превратился в букву…

Разделять всех он мастак,
Безголосый .

—Какое слово получилось? (ДАЛЬ)

—Что это? ( Даль – это пространство, видимое глазом на значительном расстоянии).

— Подберите эпитеты к этому существительному.

—Обратимся к « Словарю эпитетов литературного языка» ( Безбрежная, безграничная, безгранная (устар.), бездонная, безмерная, бесконечная, беспредельная,глубокая, далекая, дальняя, заоблачная, звездная, недосягаемая, неизмеримая, необозримая, необъятная,неоглядная, неохватная, нескончаемая, обширная, просторная, раздольная, распростертая, свободная,углубленная, широкая).

—А еще это фамилия русского писателя, Владимира Ивановича Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского словаря». 22 ноября, в день рождения В.И. Даля, в России отмечается традиционный праздник русской словесности – День словаря. Сегодня на уроке мы будем обращаться к текстам о писателе и разным словарям.

III. Работа с текстом. Прочитайте текст, объясните орфограммы.

Владимир Иванович Даль был человеком необычной судьбы. Имя его встретишь в учебниках русской литературы, в книгах по этнографии и по истории медицины, даже в руководстве по военно-инженерному делу. Для нас В.И.Даль прежде всего создатель знаменитого и непревзойденного «Толкового словаря живого великорусского языка».

—Какое слово трудно для понимания? (этнография)

—Что это? Обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ожегова.

(Этнография – это… часть исторической науки, изучающая народы-этносы , их происхождение состав, расселение, культурно-бытовые особенности, культуру).

—Докажите, что это текст.

— Сколько предложений в этом тексте?

— Запишите последнее предложение.

— Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.

— Подберите синонимы к слову непревзойденный.

— Обратимся к «Словарю русских синонимов» (прекрасный, божественный, несравненный, единственный, не имеющий себе равных, не знающий себе равных, великолепный, восхитительный, бесподобный, замечательный, чудесный)

— Составьте и запишите два словосочетания с этим прилагательным.

( замечательный человек, чудесный доктор )

— Выделите главное слово.

—Разберите по составу выделенное слово ( создатель).

IV. Спишите предложение.

Владимир Иванович Даль говорил, что он готов жизнь отдать «за правду, за отечество, за Русское слово, язык».

—Прочитайте словарную статью:

Отечество- отчизна — родная страна. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

—Подберите синонимы, запишите ( отчизна — родная страна –родина -отечество-родной край ) .

—Назовите словосочетания (отдать жизнь, отдать за правду, отдать за Русское слово, отдать за язык, Русское слово )

—В каком случае использование заглавной буквы является средством выражения оценки, особого отношения?

— Назовите количество грамматических основ. Подчеркните. Охарактеризуйте предложение.

— На какие группы делятся предложения по наличию грамматических основ? (На простые и сложные.)

—Чем они отличаются? (количеством грамматических основ)

—Какой знак препинания ставится внутри сложного предложения? ( Запятая )

—Чем осложнены оба записанных предложения? ( однородными членами )

—Назовите их ( знаменитого и непревзойденного словаря; за правду, за отечество, за слово, язык )

—Составьте схему. Чем отличаются однородные ряды? (союзной и бессоюзной связью)

—Сделайте фонетический разбор выделенного слова ( жизнь )

V. Творческая работа «Живой русский язык»- мой мудрый учитель.

Придумайте продолжение предложений.

Трудно представить, как жили бы люди, если бы не могли общаться! Этому учит… (язык – бесценный дар, которым человек наделён от природы).
Мой родной язык – …( русский ). Это обязывает меня… ( внимательно и серьёзно изучать его) . Интерес к великому русскому слову …( мне прививали с раннего детства ). Может быть, именно поэтому… ( он и в школе стал моим любимым предметом) .
Я люблю наши уроки русского языка, ( живые, интересные) . Мне нравится на этих уроках ( «копаться в словах, разбирать их по составу, узнавать лексическое значение») . Наша учительница – ( Антонина Васильевна) ( передаёт нам сокровенную прелесть каждого слова) . Я узнала на уроках , (что русские слова «сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск») .
Мой родной язык бережно хранит ( мудрость веков и память тысячелетий) .
Русский язык – наш ( мудрый и вечный учитель) .

VII. Домашнее задание.

Выписать высказывания поэтов и писателей о русском языке.

  • К. С. Горбачевич «Русский синонимический словарь», «Словарь эпитетов литературного языка»
  • В. И. Зимин, Л. П. Алекторова, О. М. Ким, Н. П. Колесников, В. Н. Шанский «Учебный словарь синонимов русского языка»
  • С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
  • В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№8 - Сложное предложение. Синтаксический анализ предложений.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№8 - Сложное предложение. Синтаксический анализ предложений.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Понятие о сложносочиненных предложениях» (9 класс)

Первый урок в разделе «Сложосочиненные предложения&quot.

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе

Конспект урока для 6 класса. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе.

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) .

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Конспект урока русского языка «Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего».

Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. .

Конспект урока русского языка по теме «Буквы О и А на конце наречий» 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов.

Видео:Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Словосочетание и предложение  Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | Инфоурок

6 класс. Урок русского языка по теме: «Словосочетание. Простое предложение»

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Словосочетание. Простое и сложное предложение. Запятые в простом предложении».

— повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», пунктограммы, словосочетания и предложение;

— систематизировать знания о словосочетании и простом предложении, отработать навыки вычленения словосочетания из предложений;

— уметь распознавать предложения различного вида и употреблять

— прививать интерес к истории языка.

Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций

Коммуникативные : формировать навыки работы в группе.

Регулятивные : формирование ситуации саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы и связи, отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Знаки препинания — это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

1. Прочитайте слова. Пос. дить, чу. ствительное, пор. жаться, в т. плице, сер. це, вс. гда.

2. Запишите словосочетания с этими словами, вставьте пропущенные орфограммы.

— Что такое словосочетание?

— Найдите в них главное слово, определите их вид по главному слову (именное, глагольное, наречное).

Итак, тема нашего урока — синтаксис словосочетания и простого предложения.

Синтаксис — это мост через пропасть.

— Как вы понимаете эти слова?

— Каковы же цели нашего урока? (Учащиеся формулируют, учитель дополняет)

3. Упр. 43 (устно). Составить словосочетания.

– Чем словосочетания отличаются от предложений?

– Какова цель каждого высказывания?

– От каких условий зависит выбор знаков завершения?

4. Запись предложения.

Небо медленно заволоклось тучами, по лесу прошёл ветер. Дождь постукивал по крыше дома, возился в кустах.

1. Найти грамматические основы предложений.

2. Сколько основ в 1 и 2 предложениях, какие они?

3. Какие предложения простые, какие — сложные?

4. Почему в обоих предложениях стоят запятые, объясните.

5. Итак, чем могут быть осложнены простые предложения?

6. Какие члены предложения называются однородными?

7. Как ставятся знаки препинания между однородными членами?

Посмотреть схемы, вспомнить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1) О,О; 2) О и О; 3) О а, но О; 4) О да(и) О; 5) О, да(но) О;

6) и О, и О, и О; 7) О или(либо) О; 8) или(либо) О, или(либо) О;

5. Выполнить задание (по карточке)

Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами. Выделите союзы.
1. На взгляд-то он хорош да зелен. 2. Приют наш мал зато спокоен. 3. И взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. 4. Дни стояли пасмурные но теплые. 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. 6. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. 7. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 8. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.

— Чем являются выделенные слова в 1 предложении?

— Какие слова называются обобщающими?

— Где в этом предложении стоят обобщающие слова по отношению к однородным членам?

— Как ставятся знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами?

О: 0, 0, 0 0, 0, 0 — О. О: 0, 0, 0 — ….

7. Прочитайте предложения, составьте их схемы.

1. Смех крики ропот шум и ржанье всё дышит буйством и войной.

2. Всюду вверху и внизу пели соловьи

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье.

1. Чем же ещё могут быть осложнены простые предложения? (обращениями)

2. Какие слова или словосочетания называются обращениями?

3.С какой интонацией произносится обращение?

4. Является ли обращение членом предложения?

3. Где могут стоять в предложении и как выделяются?

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложениеУрок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложениеУрок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложениеУрок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

8. Тренировочные задания .

Запишите предложения, найдите обращения, расставьте знаки препинания и выделите обращения графически.

Не шуми ты рожь спелым колосом.

Ты не пой косарь про широку степь.

Куда ты светлый ручеёк стремишься?

Спой светик не стыдись!

4) Друзья к чему весь этот шум?

Как милый петушок поёшь ты громко важно.

9. Рефлексия. Подведение итогов.

1. Понял ли ты, чем отличаются словосочетания от предложений ?

2. Вспомнил ли ты, чем бывают осложнены простые предложения?

3. Вспомнил ли ты, как ставятся знаки препинания в предложениях с однородными членами и с обращениями?

4. Доволен ты своей работой на уроке?

10. Объявление оценки и мотивирование.

Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словосочетание. Простое и сложное предложение».

Урок в 6 классе словосочетание простое и сложное предложение

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Тип урока: закрепление изученного материала Учебник: «Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. — М.: «Просвещение», 2015

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словосочетание. Простое и сложное предложение».»

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Тип урока: закрепление изученного материала

Учебник: «Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. — М.: «Просвещение», 2015

Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний

закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;

совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;

формировать умение определять тему и цели урока;

воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда.

1.Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.

2.Формулирование темы урока.

3.Приём «Корзина идей».

4.Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения»

6.Итог урока. Рефлексия.

Актуализация знаний. Синтаксическая разминка.

Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.

Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.

Гроза прошла, и скоро опять показалось солнце.

В этом году осень поздняя.

Солнце бросает ласковые лучи и оживляет окрестность.

— Составим схемы первых двух предложений.

— Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения – простые)

— Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)

-Приведите примеры таких предложений.

Формулирование темы урока.

— Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)

Запишем тему в тетрадь.

Приём «Корзина идей».

— Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель складывает туда заполненные учащимися карточки).

— Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.

услышал в зарослях

скоро опять засияло

— Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.

Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения» (складываются также в «корзину идей»).

Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю. Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря. Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. (А. Чехов «Пересолил»)

— Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю.

Когда телега выехала со станции, были сумерки.

Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички.

Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.

Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня.

Было тихо, но холодно, морозно.

1.- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание для всех карточек:

вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.

К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.

К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.

К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.

К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.

3. Цифровой диктант.

Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно).

Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 3 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.

В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись:

1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.

Итог урока. Рефлексия.

-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?

📸 Видео

Простое и сложное предложениеСкачать

Простое и сложное предложение

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Уроки русского Простое и сложное предложенияСкачать

Уроки русского Простое и сложное предложения

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Как ставятся запятые в сложном предложенииСкачать

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Как ставятся запятые в сложном предложении

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский язык. Урок №12. Тема: "Простое и сложное предложение"Скачать

Русский язык. Урок №12. Тема: "Простое и сложное предложение"

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык 3 класс (Урок№10 - Простое и сложное предложение.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№10 - Простое и сложное предложение.)

Русский язык 6 класс (Урок№64 - Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№64 - Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1.)

Русский язык. Сложное предложение с разными видами связи (урок первый). ВидеоурокСкачать

Русский язык. Сложное предложение с разными видами связи (урок первый). Видеоурок

Виды предложенийСкачать

Виды предложений
Поделиться или сохранить к себе: