- Урок-игра по русскому языку в 5 классе «Словосочетание. Обобщение материала»
- Урок-игра в 8-м классе на тему «Словосочетание. Простое предложение»
- Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему «Словосочетание. Простое предложение» план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- 💡 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок-игра по русскому языку в 5 классе «Словосочетание. Обобщение материала»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
урока русского языка
« Словосочетание. Обобщение материала»
учитель русского языка и литературы
Челнокова Людмила Александровна
МОУ «Гусельщиковская школа»
Администрации Новоазовского района
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Словосочетания. Обобщение материала
систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
развивать логическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся;
прививать любовь к устному народному творчеству, в частности к сказке
Тип урока : повторение и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Оборудование : карточки с заданиями ( Приложение №1), барабан для игры, фломастеры
Психологический настрой на урок. «Притча»
«Жил был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:» Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает:» Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил:» Все в твоих руках».
— Ребята, все в ваших руках!
Игра «Что? Где? Когда?»
Вступительное слово учителя о ходе игры.
1 раунд. Вопрос-ответ
— Что такое словосочетание?
— Из каких частей состоит словосочетание?
— Назовите эти части.
– Как устанавливается смысловая связь между главным словом и зависимым?
— Как помечаем главное слово? (Х).
— На что указывает стрелка? (на зависимое слово).
– Словосочетание строится из слов, которые относятся к самостоятельным частям речи. (существительное, прилагательное, глагол, наречие)
– А что еще не является словосочетанием?
2 раунд. Черный ящик
— Внимание! Черный ящик! То, что сейчас находится в черном ящике, это устное народное повествование о вымышленных событиях, которые воспринимаются как реальные. Что это? (Сказка).
-Молодцы! Неслучайно в черном ящике оказались сказки, ведь против вас будут играть сказочные герои. Крутите рулетку.
— Сектор №1. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто с вами играет.
Не княжеской породы,
А ходит с короной;
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге;
Не сторожем стоит,
А всех рано будит.
( Петух )
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел … ( Кот )
Задание от Петушка и Кота «Лингвистический конструктор» : вам необходимо выписать из данных загадок словосочетания
Сектор №2 . Отгадайте сказочного героя
Он испёкся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный. ( Колобок )
Задание от Колобка «Подбери синоним» : вам необходимо к словосочетаниям подобрать синонимические пары (выполняется устно). Образец: праздник зимой – зимний праздник
— Вспомните, какие слова называются синонимами?
Нора зайца, шуба лисы, ложка из серебра, метро в Москве, девочке десять лет, семечки из подсолнуха.
— Какой частью речи выражено главное слово в каждом словосочетании?
— Как называются такие словосочетания?
— Еще одно задание от Колобка «Лабиринт» : с помощью алгоритма выполните разбор предлагаемых словосочетаний и допишите слова
Подойти ( к чему?) …
— Объясните, как определить главное и зависимое слово в словосочетаниях?
— На какие группы делятся словосочетания в зависимости от того, какой частью речи является зависимое слово?
— Продолжаем игру. Крутите барабан.
— Сектор 3 . Отгадайте следующего сказочного героя, который подготовил вам задание:
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … ( Медведь )
Задание от Медведя «Четвертый лишний»: вам необходимо выделить только словосочетания
веселый день, дерево и цветок, увидел птицу, подошел к дому;
под деревом, шел быстро, отвечать хорошо, говорить с другом;
осенний вечер, дождь идет, по просьбе друга, взять книгу;
как снег на голову, приехать в село, тихий вечер, песня соловья.
— Сделаете вывод, какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
— Молодцы, ребята! А сейчас немножко отдохните. ( Минутка релаксации )
Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.
«Вы — художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева — направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.
Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.
— Ребята, продолжаем нашу игру. Сектор №4. С вами играет …
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. ( Золушка )
Задание от Золушки «Корректор» : вам необходимо правильно составить словосочетания и записать их
— Сектор 5. Слушаем загадку
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? ( Герда )
Задание от Герды «Мишень» : вам необходимо определить словосочетания в данном отрывке и выделить их (используются фломастеры разных цветов. Например: В синем небе звезды блещут – словосочетание в синем небе выделяем синим фломастером и т.д. ). Затем написать название сказки :
«В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит. А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она.»
— Сектор 6 . Слушаем загадку и узнаем героя
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. ( Мальвина )
Задание от Мальвины «Фантазер»: вам необходимо составить как можно больше словосочетаний по картине
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Урок-игра в 8-м классе на тему «Словосочетание. Простое предложение»
Урок повторения по русскому языку — составная часть профессиональной деятельности педагога. Одной из ее форм, с интересом воспринимаемой учащимися, является урок-игра «Брейн-ринг». Ценность этой работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабо успевающий по русскому языку может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что «Брейн-ринг» как форма работы по повторению пройденного материала достиг одной из главных целей — пробуждение увлечения русским языком.
Основная причина популярности «Брейн-ринга» состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, нужен хороший подбор материала для игры, стимулирующие приемы «К+», «5+», позволяющие учащимся моментально заработать положительные оценки или баллы в общую копилку команды. Особенно это важно при изучении «сухих» тем учебной программы по русскому языку и в то же время выступающих в качестве основополагающих ее разделов.
Одним из наиболее сложных разделов в 8 классе является «Синтаксис». Применение для более глубокого его изучения игры «Брейн-ринг», как показывает опыт работы с учащимися, приносит ощутимую пользу, способствует не только образному восприятию этого раздела учебного материала, но и пробуждает интерес в целом к русскому языку как к учебной дисциплине.
Приводимый ниже сценарий «Брейн-ринга» по «Синтаксису», «Фонетике», «Орфографии» и «Лексикологии» может быть использован как в учебной, так и во внеучебной работе с учащимися.
Такая эффективная форма контроля, как «Брейн-ринг» дает учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников, позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала. Уроки повторения «Брейн-ринг» могут носить характер тематический (по итогам пройденной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учащихся за определенный период обучения).
1) обобщение, систематизация изученного в первой четверти;
2) развитие грамотности учащихся;
3) повышение интереса учащихся к урокам русского языка.
1) закрепить приобретенные учащимися умения и навыки;
2) активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
3) способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся
Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания.
Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), слайды, листы А4, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент. Слово учителя.
На прошлых уроках вы познакомились со словосочетанием, особенностями выражения главных членов предложения, способах постановки тире в предложении. Сегодня мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме контрольного диктанта с грамматическими заданиями, а в виде урока-состязания, брейн-ринга. Для этого необходимо каждому ряду выбрать капитана и сформировать команду, состоящую из всех желающих.
Вашему вниманию будут представлены шесть тем с определенным количеством вопросов, каждый из которых оценивается баллами. Баллы различны в зависимости от сложности вопроса. Если вы уверены в своих силах, то смело можете начинать с шестого вопроса. Если же сомневаетесь, то попробуйте с первых, менее сложных вопросов.
Команда, не ответившая на вопрос в течении 1 минуты, передает ход следующей команде.
Кроме этого в списке вопросов присутствую такие, которые требуют от капитанов ловкости и быстроты («К+» — вопросы для капитанов) и вопросы для всех членов команд с наградой («5+» — получение положительной отметки или зачета).
Жюри, состоящее из трех человек (можно привлечь учителей-предметников или классного руководителя), будет подсчитывать баллы, заработанные каждой командой.
Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает зачет (или положительные оценки).
II. Формирование команд.
III. Выбор жюри.
IV. Жеребьевка.
- 1 вариант: командиры вытягивают листы с номерами (1,2,3), определяя очередность своей команды;
- 2 вариант: команда за короткое время (30 сек.) подбирает фразеологизмы-синонимы к тем, которые были написаны на вытянутых билетиках, например: «Зарубить на носу», «Гонять лодыря», «Сломя голову».
V. Соревнование. На интерактивной доске появляется таблица (из презентации Приложение 1) и игра начинается. Учащиеся выбирают тему, затем вопрос, оцениваемый баллами. Вопрос высвечивается на доске. У команды есть время (1 мин.) обдумать его. Вопросы заканчиваются со звонком с урока.
№ п/п | Тема | Цена ответа | Цена ответа | Цена ответа | Цена ответа | Цена ответа | Цена ответа |
1 | Звук | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
2 | Слово | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
3 | Словосочетание | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
4 | Предложение | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
5 | Пунктограмма | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
6 | Найди лишнее | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Ответы:1-посадка;4- процесс оглушения;5-омофоны;6-[й]
Слово
- Определите род у следующих существительных: кофе, бандероль, тюль, шампунь, кенгуру, пенальти.
- Подбери русский синоним к словам иноязычного происхождения: изолировать, пассивный, контакт. (К+)
- Образуй форму множественного числа Р.п. от существительных: сестра, метла, апельсин, кочерга, носок.
- Продолжи градационный ряд
«Как хороши : : : были розы» - Подбери пароним:
земельный -:, мелкий — :, дружеский — : - Подбери антонимы к слову худой
Ответы: 1-м.р.,ж.р.,м.р.,м.р.,м.р.,нескл.,2-отделить,безучастный,связь,3-сестер,метел, апельсинов, кочерег, носков,4-прелестны, прекрасны, великолепны,5-земляной, маленький,дружественный,6-толстый(человек),плохой(мир,человек),новый(мешок)
Словосочетание
- Какая пара не является словосочетанием:
леса дремучие
в продолжение дня
вдоль домов - Образуй синонимичную пару:
рубашка в клетку
тюлевые занавески
(дождь) лил без перерыва - В каких словосочетаниях неверно определено главное слово: (К+)
все места, много мест, многие места - Укажите предложение, где есть словосочетания со всеми тремя типами связи:
а) От поднятого ветром песка померкло солнце.
б) Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
в) Выбравшись на чистую воду, утка поплыла вдоль залива. - Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: (5+)
а) отказал в дружбе
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд - Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
а) Умен да пригож, да на дело негож.
б) В саду, не умолкая, пели птицы.
в) Вскоре ветер перешел в ураган.
Ответы: 1-в продолжение дня,3-много мест,4-в,5-б,в,г,6-а
Предложение
- Определите, какой частью речи выражено подлежащее:
Вдалеке что-то ухало, скрежетало. - Найдите распространенное предложение:
а) Все были счастливы.
б) Темнело рано.
в) Настало утро.
г) Ты, соловушка, умолкни. - Прочитайте предложение, интонационно выдели слово, на которое падает логическое ударение:
Два медведя в одной берлоге не живут. - Найдите инверсию:
а) Маленькая гостиная была неуютной.
б) Неожиданно охотник выстрелил в воздух.
в) Деревенские улицы тонули в зелени.
г) Прямо к станции летит тройка удалая. - В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
а) Кто бы мог такое предположить!
б) Дело мастера боится.
в) Лошади мчались во весь опор.
г) Такой вопрос мог поставить в тупик. - В каком предложении вместо тире должен стоять дефис?
а) Собирать грибы — дело, требующее умения.
б) Неизвестный художник — фаталист запечатлел картину Полтавского боя.
в) Писатель Сомов — сатирик, но у него есть и лирические рассказы.
Ответы: 1-мест.,2-б,3-в одной,4-г,5-г,6-б.
Найди лишнее
- прервать, премия, премудрый
- подъячий, подробный, подсобить
- слегка сутулясь
новое шоссе
быстро шагать
продолжил выступать - вопреки прогнозу
благодаря упорству
согласно расписания
наперекор судьбе - а) Два в кубе восемь.
б) Понять значит простить.
в) Мой родной язык русский.
г) Папирус материал для письма. - Добавьте четвертое лишнее сами: (5+)
Укрываться, беречься, оправдываться, :(обрадоваться)
Ответы: 1-премия,2-подсобить,3-новое шоссе,4-согласно расписания,5-в.
VI. Подведение итогов. Выяснение наиболее трудных случаев. Награждение победителей.
Используемая литература.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина.-М.: Просвещение, 1995
- Воителева Т.М. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл.-М.: Дрофа, 2002
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.-М.: ТЦ Сфера, 2002
- Пучкова Л.И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс-М.: «Интеллект-Центр», 2000
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему «Словосочетание. Простое предложение»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-schastlivyy_sluchay.ppt | 1.15 МБ |
situatsiya_uspeha_urok_rya_8kl.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Предварительный просмотр:
Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему «Словосочетание.
Герасимова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы
Урок повторения по русскому языку — составная часть профессиональной деятельности педагога. Одной из ее форм, с интересом воспринимаемой учащимися, является урок-игра «Счастливый случай». Ценность этой работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабо успевающий по русскому языку может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что «Счастливый случай», как форма работы по повторению пройденного материала, достиг одной из главных целей — пробуждение увлечения русским языком.
Основная причина популярности игры «Счастливый случай» состоит в том, что она интересна, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, нужен хороший подбор материала для игры, стимулирующие приемы «К+», «5+», позволяющие учащимся моментально заработать положительные оценки или баллы в общую копилку команды. Особенно это важно при изучении «сухих» тем учебной программы по русскому языку и в то же время выступающих в качестве основополагающих ее разделов.
Одним из наиболее сложных разделов в 8 классе является «Синтаксис». Применение для более глубокого его изучения игры «Счастливый случай», как показывает опыт работы с учащимися, приносит ощутимую пользу, способствует не только образному восприятию этого раздела учебного материала, но и пробуждает интерес в целом к русскому языку как к учебной дисциплине.
Такая эффективная форма контроля, как «Счастливый случай», дает учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников, позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала и рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика.
- формирование ситуации успеха : актуализировать для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализовать страх, память о неуспехе, равнодушие.
- обобщение, систематизация изученного за год;
- развитие грамотности учащихся;
- повышение интереса учащихся к урокам русского языка.
- закрепить приобретенные учащимися умения и навыки;
- активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся
Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания.
Оборудование : проектор, слайды, листы А 4, ручки.
I. Организационный момент. Слово учителя.
На прошлых уроках вы познакомились со словосочетанием, особенностями выражения главных членов предложения, способах постановки тире в предложении. Сегодня мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме контрольного диктанта с грамматическими заданиями, а в виде урока-состязания, «Счастливый случай». Для этого необходимо разделиться на пять команд.
Вашему вниманию будут представлены пять тем с определенным количеством вопросов, каждый из которых оценивается баллами. Баллы различны в зависимости от сложности вопроса. Если вы уверены в своих силах, то смело можете начинать с пятого вопроса. Если же сомневаетесь, то попробуйте с первых, менее сложных вопросов.
Команда, не ответившая на вопрос в течение 1 минуты, передает ход следующей команде.
Кроме этого в списке вопросов присутствую такие, которые требуют от капитанов ловкости и быстроты («К+» — вопросы для капитанов) и вопросы для всех членов команд с наградой («5+» — получение положительной отметки или зачета).
Жюри, состоящее из трех человек (можно привлечь учителей-предметников), будет подсчитывать баллы, заработанные каждой командой.
Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает зачет (или положительные оценки).
II. Формирование команд.
Командиры вытягивают листы с номерами (1,2,3,4,5), определяя очередность своей команды.
V. Соревнование. На экране появляется таблица (из презентации Приложение 1 ) и игра начинается. Учащиеся выбирают тему, затем вопрос, оцениваемый баллами. Вопрос высвечивается на экране. У команды есть время (1 мин.) обдумать его. Вопросы заканчиваются со звонком с урока.
💡 Видео
"Занимательные игры и упражнения по русскому языку для повышения грамотности..."Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Игры в школе: как провести интересный урокСкачать
Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Шарит за английский 😂 #shortsСкачать
Учительница Русского языка в Морской школеСкачать