Ударение генезис гемофилия коклюш

Видео:С толком о проблеме. Гемофилия - болезнь, изменившая ход историиСкачать

С толком о проблеме. Гемофилия - болезнь, изменившая ход истории

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ. ПРОИЗНОШЕНИЕ И УДАРЕНИЕ

• Железка (от железо) — желёзка (от железа)

• Жёлчный и желчный НО: желчевыводящий

желчегонный желчеотделение желчно-каменная болезнь

Составные части многих медицинских терминов читаются следую­щим образом:

• [Т’э]рмо/т[э]рмо: термос, НО только «те»: термометр, термиче­ский

Наблюдается тенденция к мягкому произношению

1) Адреналин, анемия, анемона, дебильность, дезинфекция, депрес­сия, компресс, лазер, парез, стенокардия, термометр, терапевт.

2) Аденит, аденовирусы, аденома, акинез, альтерация, амнезия,

анамнез, анестезия, анестезиолог, антисептик, анорексия, арте­рия, асептика, астенический, атеросклероз, аутентичный, гене­тика, гиперкинез, диатез, диспансер, интерферон, кинетика, ла­тентный, лимфаденит, пандемия, протеин, сальмонеллы, сепсис,

тестостерон, эпителий, эстезиология.

3) Бактерия, дерматоз, импотенция, стресс, тетрациклин, остеолог,

ЗАДАНИЕ 59. Правильно прочитайте слова с мягкими [д’] и [з’].

Дезинсекция, дезинфекция, дезинфекционный, дезинфицирован­ный, дезинфицировать.

ЗАДАНИЕ 60. Прочитайте слова, учитывая орфоэпическую тен­денцию.

Термометр, термопсис, термоизоляция, термоизоляционный, тер­мограф, термический, термодинамика, термодинамический, терморегу­лятор, термос, термоскоп, термостат, терморегулятор, термотерапия.

ЗАДАНИЕ 61. Прочитайте слова, учитывая орфоэпическую тен­денцию.

Остеодисплазия, остеомиелит, остеопластика, остеопороз, остео­саркома, остеосклероз, остеохондроз, остеолог, остеологический, ос­теология.

ЗАДАНИЕ 62. Прочитайте термины, правильно произнося [о].

Аэрозоль, барокамера, биология, гипотензивный, гормон, интесто-

пан, коагулянт, озокерит, оксолин, паркинсонизм, плацебо, протектор, псориаз, стоматолог, сальмонеллез, сколиоз, сорбент, сорбит, стафило­кокк, себорея, тестостерон, токсичный, фармакология, эстрогенный.

ЗАДАНИЕ 63*. Используя орфоэпический словарь, распределите медицинские термины в 3 группы в зависимости от современной нор­мы произношения:

[о] после мягкого со­гласногое[э] после мягкого со­гласногооба варианта

Акушер, амеба, амебиаз, гранулема, гранулезный, железницы, желчь,

желчный, железка (медицинский термин), желчегонный, желчно-ка­менная болезнь.

ЗАДАНИЕ 64. Поскольку вы знаете, как произносится слово тубер­кулёз, произнесите правильно термины с тем же словообразовательным

Бруцеллез, легинеллез, лимфоретикулез, сальмонеллез, трихоце-

ЗАДАНИЕ 65. Правильно прочитайте аббревиатуры. Расшифруй­те их.

ОРЗ, ВИЧ, СПИД, ПИТ, ЦРБ, ОКБ, ЦНС, ДЦП, ЛФК, ЖКТ.

ЗАДАНИЕ 66* (контрольное). Правильно прочитайте следующие тер­мины. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Акушер, амебиаз, амнезия, антисептик, аутентичный, бактерия, бруцеллез, гиперкинез, гормон, дезинфекция, дерма, депрессия, желчь, желчегонный, интерферон, компресс, коагулянт, латентный, лепросак-

ция, остеопороз, протеин, псориаз, сепсис, стресс, терапевт, тетрацик­лин, эпителий, эстезиология.

ветряная оспа (не рек.: ветряная оспа)

железа, железу; мн. ч.: железы, железам

похороны — на похоронах прикус

суставной, -ая, -ое, -ые угри

грыжевой • Бандаж дородовой

микроволновая/микроволновая терапия, печь роженица — роженица ягодицы — ягодицы

1) В словах кость, кровь в единственном числе ударение падает на основу, во множественном числе — на окончание (кроме И.п.

И.п. кость, кровь Р.п. кости, крови Д.п. кости, крови В.п. кость, кровь Т.п. костью, кровью П.п. о кости, крови

И.п. кости, крови Р.п. костей, кровей Д.п. костям, кровям В.п. кости, крови Т.п. костями, кровями П.п. о костях, кровях

а) НО: узок в кости; лечь костьми;

б) о крови, НО: в крови, на крови; до крови и до крови.

В слове шприц ударение во всех формах падает на основу: шприцем (Т. п., ед. ч.); шприцы, шприцами (мн. ч.)

Кровоточить — кровоточу, кровоточит, кровоточат.

УДАРЕНИЕ в составных частях некоторых медицинских терминов ставится следующим образом:

• -атрия (от греч.: iatreia — лечение): педиатрия

• -графия (от греч.:grapho — пишу): рентгенография

• -мания (от греч.: mania — безумие, страсть, влечение): меломания

• -метрия (от греч.: metron — мера, измерять): антропометрия

• -патия (от греч.:pathos — болезнь, страдание): гомеопатия

• -пЄдия (от греч.: paideia — воспитание, обучение): логопедия

• -скопия (от греч.: skopeo — смотрю, наблюдаю): лепороскопия

• -томия (от греч.: tome — разрезание, рассечение): трахетомия

• -эктомия (от греч.: ektome — вне, наружи, удаление): нефрэктомия

• -филия (от греч.: phileo — люблю): гемофилия

• -цефалия (от греч.: kephale — голова): гидроцефалия (Словарь ме­дицинских терминов допускает ударение -цефалия)

ЗАДАНИЕ 67. Поставьте по аналогии правильное ударение в следую­щих названиях болезней, если вы знаете, где в словах аллергия, дифте­рия, стенокарДИя ставится ударение.

Амблиопия, анафилаксия, анемия, анорексия, астения, асфиксия,

аутрофия, аутоаллергия, афазия, булемия, гемикрания, дистрофия, ди­зурия, дистрофия, идиотия, брадикардия, дизентерия, дискинезия, дис­пепсия, истерия, мастопатия, невралгия, неврастения, олигофрения, шизофрения, ятрогения, миопия, гиперметропия, инвазия.

ЗАДАНИЕ 68. Поставьте ударения в следующих словах.

Гидроцефалия, клиноцефалия, микроцефалия, анцефалия, порэн- цефалия.

ЗАДАНИЕ 69. Поставьте ударения в следующих словах:

Логопатия, мастопатия, психопатия, гомеопатия, энзимопатия, эн­цефалопатия, ферментопатия, энзимопатия.

ЗАДАНИЕ 70. Поставьте ударения в словах. Объясните их значение.

Англомания, балетомания, библиомания, наркомания, токсикома­ния, графомания, клептомания, меломания, телемания, галломания, гигантомания.

ЗАДАНИЕ 71. Поставьте ударение в следующих словах:

Спазмофилия, гидрофилия, анемофилия, гемофилия.

ЗАДАНИЕ 72. Поставьте ударения в словах. Объясните их значение.

При затруднениях обращайтесь к словарю медицинских терминов, ак­тивизируйте знания, полученные на латинском языке.

Остеотомия, трахетомия, лоботомия, бронхотомия, перикардото­мия, цистотомия, гастротомия, колонотомия; нефрэктомия, гастрэк­томия, простатэктомия, колонэктомия, лобэктомия, пульмонэктомия,

адреналэктомия, тиреоидэктомия, спленоэктомия.

ЗАДАНИЕ 73. Распределите термины на 2 группы в зависимости от места основного ударения. Определите общее лексическое значение в каждой группе слов.

соединительная гласная2 основа

Барометр, микрометр (инструмент), микрометр (=микрон), мик­рометрия, антропометрия, термометр, динамометрия, динамометр,

радиометрия, километр, психометрия, психометр, логометр, сомато- метрия, монометр, соматометрия, фотометр, тонометрия, тонометр, склерометр.

ЗАДАНИЕ 74. Определите общее лексическое значение в каждой группе слов и поставьте в них ударение.

1) Аортография, бронхография, венография, маммография, маммо­граф, рентгенография, рентгенофотография, томография, томофлюо-

рография, флюорография, фотография, фоторентгенография, элек­трокардиография, электроэнцефалография, эндокинематография, эндофотография, энтерография, эхокардиография;

2) томограф, логограф, динамограф.

ЗАДАНИЕ 75. Распределите термины на 2 группы в зависимости от места основного ударения. Определите общее лексическое значение в каждой группе слов:

соединительная гласная2 основа

Аллерголог, аллергология, анестезиолог, анестезиология, бактерио­лог, бактериология, биолог, биология, вирусолог, вирусология, дермато­лог, дерматология, иммунолог, иммунология, кардиолог, кардиология, 51

реаниматолог, реаниматология, стоматолог, стоматология, эндокрино­лог, эндокринология.

ЗАДАНИЕ 76. Поставьте правильно ударение в следующих словах.

ЗАДАНИЕ 77. Поставьте правильно ударение в следующих словах.

Гериатрия, педиатрия, психиатрия, фониатрия, фтизиатрия.

ЗАДАНИЕ 78. Правильно поставьте ударение, если вы знаете, где стоит ударение в слове рождённый.

Живорожденный, мертворожденный, слепорожденный, новорож­денный, прирожденный.

ЗАДАНИЕ 79. Правильно поставьте ударение, если вы знаете язык- источник:

• французский: коклюш, диспансер.

ЗАДАНИЕ 80. Объясните, как изменяется смысл слов в зависимости

от места ударения.

БЄлки — белки, бери-бери (название болезни) — бери-бери, мокро­та — мокрота, орган — орган, роды — роды.

ЗАДАНИЕ 81. Составьте словосочетания или предложения с меди­цинскими терминами (задание 80).

Задание 82. Поставьте основное и дополнительное ударения в сле­дующих словах. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому сло­варю.

Противоглистный, противогнилостный, противогриппозный.

ЗАДАНИЕ 83. Правильно прочитайте следующие термины:

Бронхоскопия, фиброгастероскопия, эндоскопия.

ЗАДАНИЕ 84. Зная, где стоит ударение в слове, от которого обра­зованы данные слова, правильно поставьте дополнительное ударение. Объясните значения слов, данных в скобках.

Колоноскопия (колон), лепороскопия (лепора), отоскопия (ото), офтальмоскопия (офтальмо), рентгеноскопия (рентген).

ЗАДАНИЕ 85. Прочитайте названия лекарственных препаратов,

представляющие собой сложные слова. Понаблюдайте, где ставится

основное и дополнительное ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

1) Антибиотик, антигипоксанты, антигельминтный, антидепрес­сант, антиоксиданты, антиметаболиты, антипротектор, антирит­мический.

2) Противовирусный, противовоспалительный, противокашлевый, противомалярийный, противонематозный, противорвотный,

3) Цефалексин, цефалотин, цефалоридин, цефаллоспорин.

4) Цефокситин, цефоперазон, цефотаксим, цефтриаксон, цефу- роксим.

5) Фотозащитный, фотосенсибилизирующий.

6) Остеодисплазия, остеодистрофия, остеомиелит, остеохандроз.

7) Гепатропный, желчегонный, иммунодепрессивный, деполяри­зующий, недеполяризующий, десенсибилизирующий.

ЗАДАНИЕ 86* (контрольное). Поставьте правильное ударение в сле­дующих медицинских терминах. При затруднении обращайтесь к ор­фоэпическому словарю.

Генезис, глисты, гемофилия, коклюш, диспансер, колоноскопия,

лепороскопия, мастопатия, маммография, новорожденный, ортопе­дия, логограф, противокашлевый, рентгенография, антропометрия,

психрометр, центромер, апоплексия, дизентерия, диоптрия, гидроце­фалия, неврастения, ломота, энцефалопатия, асфиксия, икота, угри, микроволновая терапия, инсульт, ветряная оспа, шприцы, кровото­чить, наркомания.

Видео:Гемостаз - часть 1 - сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз, фибринолиз, регуляторыСкачать

Гемостаз - часть 1 - сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз, фибринолиз, регуляторы

Ай. айерке 28тема. Тема 28. Культура профессиональной речи

НазваниеТема 28. Культура профессиональной речи
Дата17.04.2021
Размер35.8 Kb.
Формат файлаУдарение генезис гемофилия коклюш
Имя файлаайерке 28тема.docx
ТипДокументы
#195692
Ударение генезис гемофилия коклюшС этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: Тарих эссе Ибадуллаев Махсуд.docx, Цитокиндер-Нысанбаева_К.Тұрғыналы_Д.pptx, Қоғам-Нысанбаева_К_ТұрғыналыД.pptx, Сайфидуллаева А.Ш задание .docx, Осмотр и пальпация молочных желез.pdf, Талғатұлы Ә. 3-003 стом.docx, Тема 3. практ. зан. на сайт . (копия).docx, 04 Болезни почек.doc, Ғылыми жұмыс.docx, Қазақстан Республикасының саяси партиялар туралы Заңы және оның , анатомия реферат.docx, срссс.docx, ИМУНОЛОГИЯ ОТВЕТЫ СЕССИЯ.docx, Профилактика.docx, Гастро 1-8 (1).docx, Байдуллаева АБ 4006 хирургия перитонит.docx, срсп-бх.docx, тарих айерке багдарламаларррррр.docx, тарих заңдар (1).docx и ещё 9 файл(а).
Ударение генезис гемофилия коклюшПоказать все связанные файлы Подборка по базе: Терешкина О.С. — «Развитие речи старших дошкольников через театр, МП тема 9.ppt, Физическая культура и спорт.docx, Задания тема №3 634 гр.docx, Практическое Занятие 1. Физическая культура.docx, Шабанов Эссе тема 3.docx, лекция 9 тема 1.6 проц каб.pptx, Эстетика в профессиональной деятельности.docx, Практическое задание Культура.docx, Практическое задание Культура речи.docx

Тема №28. Культура профессиональной речи.

ЗАДАНИЕ 1. Поставьте правильное ударение в следующих медицинских терминах. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.
ГЕнезис, глистЫ, гемофилИя, коклЮш, диспансЕр, колоноскопИя, лапороскопИя, мастопАтия, маммогрАфия, новорождЕнный, ортопЕдия, лОгограф, противокАшлевый, рентгеногрАфия, антропомЕтрия, психромЕтр, центромЕр, апоплексия, дизентерИя, диоптрИя, гидроцефАлия, неврастения, лОмота, энцефалопатИя, асфиксИя, икотА, угрИ, микроволновая терапИя, Инсульт, вЕтряная оспА, шприцы, кровоточИть, наркомАния.

ЗАДАНИЕ 2. Подберите необходимый пароним:

1. Заболевание — болезнь: Заболевание- бронхитом может начинаться с острого респираторного заболевания. — Острый бронхит — опасная (-ая. -ое) болезнь

2. Заложен — обложен: Язык больного был обложен, нос был заложен

3. Покашлять — откашлять: Больному нужно покашлять , чтобы врач выслушал дыхание. — Больному нужно откашлять мокроту, чтобы врач определил её консистенцию.

4. Недолеченный — невылеченный: Бронхит остался недолеченный, поскольку больной не завершил курс лечения. — Больной с невылеченный бронхитом стал источником инфекции.

5. Выбухают — набухают: При О Р З набухают веки. — Стенки аорты иногда выбухают.

6. Болезненный — больной: Больного подростка направили в стационар. — У пациента болезненный вид.

7. Болезненность — боль: Пациент ощущает острую боль. — При пальпации отмечается болезненность в нижней части грудины.

8. Смертность — смерть: Смерть наступила внезапно. — Чтобы сократить смертность от гепатита В, нужно делать прививки.

9. Заболевание — заболеваемость: Заболеваемость гриппом составляет 5 % школьников. — Заболевание ОРЗ возникло в результате переохлаждения.

10. Продолжение — продолжительность: . рабочей недели составляет 40 часов. — Лечение требует . в санатории.

ЗАДАНИЕ 3. Напишите числительные словами. Подберите необходимый пароним:

1) Как свидетельствует статистика, почти каждая второя в смерть в мире и каждый третий случай стойкой утраты трудоспособности — из-за сердца: его отказ — причина примерно СЕМИДЕСЯТИ внезапных смертей, причем семь из десЯти несчастливцев погибают ещё на догоспитальном этапе — их не успевают довезти до больницы. 2) Если вытянуть все капилляры в ОДНУ линию, то получится дорога длиной в СОТНЯ километров. 3) Неравномерность величины зрачков (анизокория) встречается у ТРИДЦАТИ СЕМИ ПРОЦЕНТОВ больных соматическими заболеваниями и от ПЯТИДЕСЯТИ до ДЕВЯНОСТО ОДНОГО ПРОЦЕНТОВ у людей с патологией центральной нервной системы. 4) В последние годы в России ежегодно умирает в среднем около ОДИН миллиона человек, примерно из них — люди трудоспособного возраста, при этом большинство — тоже около ВОСЬМИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ — мужчины. 5) Ежегодно в мире умирает около ПЯТИДЕСЯТИ ДВУХ миллионов человек. Примерно каждый ДЕСЯТИ из них — от злокачественных новообразований. 5) В ≪слепом≫ исследовании, проведенном на ДВЕСТИ ДЕСЯТЬ студентах-медиках в течение ТРЕХ месяцев по изучению действия ПЯТИ видов жевательных резинок с сахарозаменителями обнаружено, что жевательные резинки обладают слабой гигиенической эффективностью.
II. ЧТЕНИЕ

Культура речи медицинского работника

Культура речи не передается по наследству, она не существует на генном уровне. Между тем, все мы знаем, насколько эффектнее выглядит человек, владеющий словом. Поэт очень точно подметил, что «слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести».

Очевидно, что владеть культурой речи необходимо всем: и инженерам, и рабочим, и менеджерам. Но особенно необходимо уметь управлять словом медикам, для которых слово — важнейший инструмент, иногда творящий чудеса. Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы. Иногда слово выполняет роль терапевтического средства, и способствует улучшению здоровья. Слово в процессе общения врача и больного является удивительным исцеляющим фактором и важным компонентом искусства врачевания, но оно может вызывать у больного как позитивные, так и негативные эмоции.

Результаты словесного воздействия на больного красноречиво выразил И. П. Павлов: «Слово врача может поднять всю скрытую возможность организма на борьбу с недугом, на его преодоление». Большое значение слову придавал и М. Я. Мудров: «Есть душевные лекарства, которые врачуют тело». С. П. Боткин писал: «Если после беседы с врачом больному не стало лучше, то это не врач».

Итак, успешное лечение зависит не только от профессионального мастерства врача, но и от его таланта общения с больными, с их родственниками, с коллегами, от этического и эстетического воспитания, культуры общения.

На что необходимо обратить внимание в речи медика? Какую речь можно назвать культурной?

Прежде всего культурная речь – это правильная речь. Правильная речь — это речь понятная и доступная пациентам. Многонациональный состав пациентов делает необходимым для медика знание менталитета разных народов. Чтобы речь была понятна пациентам, необходимо соблюдать нормы литературного языка, а именно: фонетические (нормы произношения), акцентологические (нормы ударения), лексические (нормы употребления слова в свойственном ему значении), грамматические (нормы образования форм слова), синтаксические (нормы согласования слов в высказывании), стилистические (нормы употребления слов определенного стиля в соответствии с «требованиями» речевой ситуации).

Речь культурного человека, врача должна быть не только правильной, нормативной, но и точной, т.е. содержательной, аргументированной. Важно уметь говорить только необходимую важную информацию, четко и точно выражать свои мысли, а не «лить воду».

Еще одно коммуникативное качество речи – ее чистота. Чистой называется речь, в которой нет диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, канцеляризмов, варваризмов (неоправданное употребление иноязычных слов), вульгаризмов (грубо-просторечная, бранная лексика), слова – паразитов.

Не менее важное качество для врача – это уметь убедить своего пациента в чем-либо, заставить его прислушаться к вашим словам, вызвать его интерес и внимание. Для того, чтобы эффективно воздействовать на пациента, заставить поверить в положительный результат, речь врача должна быть богатой (разнообразной) и выразительной.

Что необходимо для того, чтобы речь была богатой и выразительной? Необходимо иметь богатый активный словарный запас, запас различных моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций, а также стараться использовать в своей речи тропы, образные выражения — пословицы, афоризмы, крылатые слова, которые являются, как известно, своеобразной школой мудрости, латинскую и греческую профессиональную лексику. К примеру, знание латыни служит своего рода медицинским кодом, с помощью которого можно скрыть информацию от больного человека: morbus periculosus (опасная болезнь), morbus insanabilis (неизлечимая болезнь), aegrotus inoperabilis (неоперабельный больной), exitus letalis (смертельный исход).

Однако недостаточно нормативности в речи, надо еще сделать так, чтобы речь соответствовала коммуникативной цели, а также условиям и требованиям конкретной ситуации общения. Речь врача должна быть уместной, иначе говоряврачу необходимо помнить где он говорит, с кем говорит, с какой целью говорит, т.е. надо уметь выбрать правильный стиль общения. Выбранный стиль общения в профессиональном мире также играет важную роль в формировании профессионального имиджа. Пренебрежение со стороны начальства, как и заискивающее отношение младшего медицинского персонала наносят вред авторитету врача. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии.

И последнее, культура речи – это еще и культура речевого общения, соблюдение этикета, этических норм поведения. Этикет — правила поведения в обществе, отношение к людям, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения. Существуют речевые формулы приветствия, знакомства, извинения, обращения с просьбой, совет (назначение, указание), сочувствие, утешение и пр.

Например, по манере здороваться с больными, можно судить об общей и профессиональной культуре врача. Необходимо уважительно обращаться к пациентам и коллегам на «Вы». Каждому врачу необходимо внимательно выслушивать пациента, четко и ясно отвечать больному. Речь самого врача должна быть вежливой, учтивой и располагающей к дальнейшей беседе. Для формирования доверительного отношения к врачу особое значение имеет тон и громкость речи, мимика и жестикуляция. Значительную роль в речи врача играет интонация, которая соотноситься с мимикой, жестами, скоростью речи. Тактичность, гибкость и эмпатия необходимы врачу всякий раз, когда следует совершать над собой усилие, выслушивая пациента, претензии родственников, замечания коллег. Доброе слово, сопровождаемое соответствующей интонацией, внимательное отношение врача к жалобам больного, умение слушать и слышать пациента, сочувствие – критерии, особенно ценные в профилактике и лечении заболеваний. Всё это дает больному надежду на исцеление, облегчает боль, вселяет веру в силу врачебного мастерства.

Нарушением этической нормы можно рассматривать действие врача, когда последний во время обхода присаживается на постель больного. Грубым, недопустимым нарушением считается фраза «А что Вы хотите в Вашем возрасте?» в диалоге с возрастным пациентом.

Врач должен помнить, что приветливая добродушная улыбка и открытый взор порой исцеляюще действуют на пациента, еще до того, как доктор произнесет хоть слово. Такому врачу больной с радостью расскажет о своих бедах, будучи уверенным, что этот человек его выслушает и поймет. Итак, очевидно, что каждому врачу необходимо обладать высокой культурой профессиональной речи, основой которой должен быть литера­турный язык.
Ответьте на вопросы

  1. Почему именно медицинскому работнику, врачу важно владеть культурой речи?

ДЛЯ ВРАЧЕЙ СЛОВО САМЫЙ ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ . Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы. Иногда слово выполняет роль терапевтического средства, и способствует улучшению здоровья. КАК САМ С. П. Боткин писал: «Если после беседы с врачом больному не стало лучше, то это не врач» ЭТО ЗНАЧИТ ЧТО ВРАЧ МОЖЕТ ВЫЛЕЧИТЬ БОЛЕЗЕНЬ СО СВОЕЙ КУЛЬТУРНОЙ РЕЧЬЮ

  1. Что значит правильная речь? Правильная речь — это речь понятная и доступная пациентам.

Что необходимо соблюдать, чтобы добиться правильности речи? Чтобы речь была понятна пациентам, необходимо соблюдать нормы литературного языка.

Какие существуют нормы литературного языка? Приведите примеры нарушения норм литературного языка в речи медицинских работников. К Нормам литературного языка ОТНОСЯТСЯ фонетические (нормы произношения), акцентологические (нормы ударения), лексические (нормы употребления слова в свойственном ему значении), грамматические (нормы образования форм слова), синтаксические (нормы согласования слов в высказывании), стилистические (нормы употребления слов определенного стиля в соответствии с «требованиями» речевой ситуации).

  1. Речь культурного человека, врача должна быть не только правильной, нормативной

но и точной, т.е. содержательной, аргументированной. Важно уметь говорить только необходимую важную информацию, четко и точно выражать свои мысли, а не «лить воду В.Вересаев сказал: «Врач может обладать огромным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, но все это останется бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

  1. Какие еще коммуникативные качества речи важны для врача? Приведите примеры и прокомментируйте каждое качество речи. Речь врача должна быть соответствующей , УМЕСТНОЙ , то есть врач должен помнить, где он разговаривает, с кем и с какой целью. нужно уметь правильно выбирать стиль общения. Неуместно говорить или говорить неуместные вещи в ненужной манере – плохо ВЛИЯИЕТ для репутации врача. Еще одно коммуникативное качество речи – ее чистота. Чистой называется речь, в которой нет диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, канцеляризмов, варваризмов (неоправданное употребление иноязычных слов), вульгаризмов (грубо-просторечная, бранная лексика), слова – паразитов
  2. Что предполагает коммуникативный аспект культуры речи? Коммуникативный аспект культуры речи ориентирован на владение всеми функциональными стилями литературного языка. В зависимости от ситуации коммуникативно компетентная личность должна уметь пользоваться выразительной разговорной речью, формулировать свои мысли с помощью средств официально-делового и научного стилей, грамотно использовать изобразительно-выразительные богатства русского языка . речь врача должна соответствовать коммуникативной цели, а также соответствовать условиям и требованиям реальной коммуникативной ситуации
  3. Что такое этический аспект культуры речи? Этикет? Речевой этикет? Речевая культура — это культура речевого общения, этикета, соблюдения этических норм поведения. Этикет — это правила поведения в обществе, обращения с людьми, формы обращения и приветствия, порядок в общественных местах, этикет и одежда. например, не плюнуть на публике, не жевать , не чавкать на публике, не материться на публике . этикет — это хорошо разработанные правила речевого поведения, система регулярных речевых формул. Приветствия, знакомства, извинения, консультации (назначение, направление), сочувствиЕ.
  4. Каким должно быть речевое поведение врача? . Необходимо уважительно обращаться к пациентам и коллегам на «Вы». Каждому врачу необходимо внимательно выслушивать пациента, четко и ясно отвечать больному. Речь самого врача должна быть вежливой, учтивой и располагающей к дальнейшей беседе.

Что такое устойчивые речевые формулы общения? Приведите примеры. Существуют речевые формулы приветствия, знакомства, извинения, обращения с просьбой, совет (назначение, указание), сочувствие, утешение и пр. НАПРИМЕР СОЧУВСТВИЕ : МОЙЙ СОСТРАДАНИЕ . Я СКОРБЛЮ О ВАШЕЙ УТРАТЕ , ЭТО ТРАГЕДИЯ : НАМ БЫЛО ОЧЕНЬ БОЛЬНО
Примеры нарушения лексических норм:

— ларингоскопия горла (греч. larynx, laryngis означает «горло», следовательно, русское «горло» в этом словосочетании излишне);

— нефротомия почек (греч. (греч. nephros – почка);

аденопатия желез (aden – железа);

лечение фитотерапией (греч. therapia –лечение; правильно было бы говорить «лечение фитопрепаратами» или «проводить фитотерапию»);

гнойный абсцесс (abscessus – гнойник; правильно сказать или «гнойник» или «абсцесс»);

неповрежденная интактная ткань (intactus – ненарушенный; правильно сказать «неповрежденная ткань» или «интактная ткань»).

Тавтологичными являются также словосочетания:

— «коллега по работе» (лат. collegа – это товарищ по работе; правильно сказать только «коллега»);

«панацея от всех бед» (греческое слово «panacea» происходит из мифологии и означает растение, приносившее исцеление от всех болезней).
Примеры нарушения акцентологических норм.

флюорографИя (неправильно флюорогрАфия), пломбировАть (неправильно пломбИровать), облегчИть (неправильно облЕгчить), заусЕница (неправильно заУсеница), коклЮш (неправильно кОклюш),, диспАнсер (неправильно),;

ляж, ляжте (неправильно) – ляг, лягте (правильно);

пять каплей (неправильно) – пять капель (правильно).
Речевые формулы просьбы, используемые при общении с пациентом

Врачу необходимо отдавать предпочтение смягчающим синтаксическим конструкциям, формирующих у пациента позитивное отношение к врачу. Так, желательно:

— а) заменять глаголы совершенного вида на несовершенный (как менее директивный): разденьтесь/раздевайтесь; пройдите/проходите;

— б) использовать синонимичные синтаксические конструкции: садитесь/присаживайтесь, пожалуйста; одевайтесь/уже можно одеться; Вы обследуйтесь у эндокринолога/Вам следует пройти обследование у эндокринолога;

— в) употреблять сослагательное наклонение: Вам нужно было бы следовать рекомендациям врача/Было бы лучше пройти стационарный курс лечения;

— г) заменять личные предложения, придающие в ряде случаев необоснованную категоричность, неопределенно-личными, имеющими смысл общепринятых в медицине тенденций, методик, правил и пр., нивелирующих, возможно, излишнюю категоричность врача: Я рекомендую Вам пройти обследование/Вам рекомендуется пройти обследование.

Иногда в ряде случаев, в зависимости от психологических особенностей пациента, при необходимости, по мнению врача, следует сохранять настойчивость (возможны оба варианта: более и менее жесткий).
III. ГОВОРЕНИЕ

Врач прочитал данные о больной. На основании представленных данных составьте вопросы врача к пациентке.

Больной Курмановой Карлыгаш Сериковне 40 лет. Она имеет среднее образование. Семьи не имеет. Пять лет назад с мужем развелась. По профессии она чертёжница-копировщица. Работает на заводе имени Карабаева. Проживает по адресу: город Караганда, ул. Толепова, 22, квартира 11. Домашний телефон 37-90-45, рабочий (служебный) телефон 50-33-87.

На приёме больная сказала врачу, что её беспокоят тупые, давящие боли, а иногда боли приступами, внизу под рёбрами справа. Боли отдают в спину. Температура бывает до 39-40 0 С.

Больная так же рассказала, что заболела она неожиданно, три дня назад. Перед приступом съела тарелку жирного супа и жареную котлету. Боли появились приблизительно через 3-4 часа после еды. Сначала появились тупые боли, потом острые, схватками, приступами. Во рту ощущает горечь. Распирает живот, крепит желудок. Её тошнит, а иногда рвёт горечью. Она очень ослаблена.

Врач осмотрел белки глаз, ротовую полость, глотку, кожу больной, выслушал лёгкие, сердце, ощупал и выстукал печень, желудок, кишечник, предположил у больной холецистит, направил на лечение в стационар.

(Дьякова В.Н. Подготовка к клинической практике: пособие по развитию речи для иностранных студентов-медиков. – 7-е изд. – СПб.: Златоуст, 2016. – 308 с. – С. 260-261.)

Здравствуйте Карлыгаш Сериковна, что вас беспокоит ?

Какое ваше место жительства ?

Можете описать как это болит ?

C колько дней прошло с начала болезни и что вы ели до этого ?

Видео:Регуляция метаболизма гликогена. АЦ механизм. БиохимияСкачать

Регуляция метаболизма гликогена. АЦ механизм. Биохимия

Контрольная работа по дисциплине «Профессиональный язык и культура речи»

Ударение генезис гемофилия коклюш

по дисциплине «Профессиональный язык и культура речи»

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте названия лекарственных препаратов, представляющие собой сложные слова. Понаблюдайте, где ставится основное и дополнительное ударения.

1)Антибиотик, антигипоксанты, антигельминтный, антидепрессант, антиоксиданты, антиметаболиты, антипротектор, антирит­мический.

2)Противовирусный, противовоспалительный, противокашлевый, противомалярийный, противонематозный, противорвотный, противоцестодозный.

3) Цефалексин, цефалотин, цефалоридин, цефаллоспорин.

4)Цефокситин, цефоперазон, цефотаксим, цефтриаксон, цефуроксим.

5) Фотозащитный, фотосенсибилизирующий.

6) Остеодисплазия, остеодистрофия, остеомиелит, остеохандроз.

7)Гепатропный, желчегонный, иммунодепрессивный, деполяризующий, есенсибилизирующий.

ЗАДАНИЕ 2. Поставьте правильное ударение в сле­дующих медицинских терминах. При затруднении обращайтесь к ор­фоэпическому словарю.

Генезис, глисты, гемофилия, коклюш, диспансер, колоноскопия, непороскопия, мастопатия, маммография, новорожденный, ортопе­дия, логограф, противокашлевый, рентгенография, антропометрия, психрометр, центромер, апоплексия, дизентерия, диоптрия, гидроце­фалия, неврастения, ломота, энцефалопатия, асфиксия, икота, угри, микроволновая терапия, инсульт, ветряная оспа, шприцы, кровото­чить, наркомания.

ЗАДАНИЕ 3. Определите значения медицинских терминов, выделив международные словообразовательные элементы (элементы подчеркните, укажите их значение)

Антибиотик, антисептик, аптека, аритмичный, барограф, барокаме­ра, гидрофилия, гидроцефалия, гипертония, гипертрофия, гипотонии, гиподинамия, графомания, диарея, лиатез, диафрагма, дизурия, кардиограмма, клептомания, макромолекула, макрофаг, микроцефалия, моносахариды, неоплазма, неофрейдизм, перидерма, перикардит, по­лиартрит, полиневрит, полиомиелит, псевдоартроз, псевдореминисценсия, санация, физиология, физиотерапия, хронический, эктодерм;!, эктопаразиты.

ЗАДАНИЕ 4. Измените предложения по модели: что сопровождается чем.

1) Во время приступов стенокардии может возникать страх смерти.

2) Приступы боли появляются при увеличении физической нагрузки.

3) При приступах боли возникает сердцебиение, шум в ушах.

4) При повышении артериального давления нередко появляются приступы удушья.

5) Во время кашля выделяется мокрота.

6) При высокой температуре наблюдается общая слабость, потеря аппетита, головная боль.

7)Больной жалуется на горький вкус во рту при заболеваниях пищеварительного аппарата различного характера.

8) Кожный зуд и кровотечения (носовые, маточные и т. д.) нередко сопутствуют механической и паренхиматозной желтухе.

9) Начальные степени портальной гипертонии могут проявляться вздутием живота, отрыжкой, изжогой, запорами, нерезкими болями неопределенной локализации.

10) При хроническом холецистите нередко вначале больной отмечает плохой аппетит, горечь во рту, нерезкие боли в области правого подреберья.

ЗАДАНИЕ 5. Замените глаголы деепричастными оборотами там, где это возможно и необходимо. Правильно поставьте знаки препинания.

1) Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем человека, обусловливает их функциональное единство и обеспечивает связь организма как единого целого с окружающей средой.

2) В зависимости от потребностей органов артериолы могут то су­жаться, то расширяться, изменяют тем самым кровоснабжение органов и тканей.

3) По малому кругу кровообращения кровь доставляется в сис­тему лёгочных капилляров, где она отдаёт углекислый газ и насыщается кислородом, превращается из венозной в арте­риальную.

4) При наиболее тяжёлой форме сепсиса микробы размножаются в крови и наводняют её ядовитыми продуктами своей жизне­деятельности, разрушают красные кровяные тельца (эритро­циты).

5) При приступе сердечной астмы необходимо обеспечить приток свежего воздуха, открыть форточку, при возможности дать вды­хать кислород из кислородной подушки.

6) Человек полагается на осязание, уверенно и точно совершает любые движения, обходит препятствия.

7) Кальций пищи усваивается организмом, оказывает существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному использова­нию в организме пищевых веществ.

8) Гормоны попадают в кровь и оказывают регулирующее влияние на органы человека.

ЗАДАНИЕ 6. Замените придаточные предложения в составе смоли ных причастными оборотами. Правильно поставьте знаки препинания.

1) Сахарный диабет (несахарное мочеизнурение) — заболевание, которое характеризуется выделением большого количества мочи и сильной жаждой.

2) Дерматиты — воспалительные процессы в коже, которые возникают от внешних раздражителей — химических веществ, физических воздействий, а также от веществ растительного происхождения.

3) Гастрит — заболевание желудка, которое отличается воспаленном его слизистой оболочки.

4) Гемофилия — наследственное заболевание, которое характеризуется повышенной кровоточивостью.

5) Вирусы — мельчайшие возбудители инфекционных заболеваний человека, животных, растений и бактерий, которые являются внутриклеточными паразитами, которые не способны к жизне­деятельности вне живых клеток.

6) Ипохондрия — болезненное состояние, которое выражается чрез­мерным страхом за своё здоровье, сосредоточением своего внимания на представлениях, которые относятся к собственному здоровью, наклонностью приписывать себе несуществующие болезни.

ЗАДАНИЕ 7. Составьте конспект научной статьи медицинской тематики.

1. Введенская, речи: учебное пособие /. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448 с.

2. Голуб, язык и культура речи: учебное пособие / . – М.:Логос,2010. – 432 с.

3. Орлова язык и культура речи для медицинских Вузов / . — Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 462 с.

Задание 1. Отметьте слово, в котором произносится О после мягкого согласного.

Задание 2. Отметьте слово, в котором произносится Э после мягкого согласного.

Задание 3. Отметьте слово, в котором произносится оба варианта О/Э после мягкого согласного.

Задание 4. Отметьте слово, в котором перед Е произносится мягкий согласный.

Задание 5. Отметьте слово, в котором перед Е произносится твёрдый согласный.

Задание 6. Отметьте слово, в котором перед Е возможно произношение обоих вариантов: твёрдого и мягкого согласного.

Задание 7. Отметьте слово, в котором ударение падает на последний слог.

Задание 8. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.

Задание 9. Отметьте слово, в котором ударение поставлено неправильно.

Задание 10. Как называется преимущественно военное лечебное заве­дение.

Задание 11. Подберите синоним к словосочетанию «совокупность признаков заболевания»

Задание 12. Подберите синоним к слову «выслушивать»

Задание 13. Подберите антоним к слову «систола»

б) диастола
в) тахикардия

Задание 14. Отметьте слово, которое сочетается со словом «болевой»

Задание 15. Отметьте предложение, в которое можно вставить «раздражимость».

а) Больной человек отличается. I

б) . является свойством всех живых существ. .

в) У пациента наблюдается . на ноге.

Задание 16. Отметьте слово женского рода.

Задание 17. Отметьте слово женского рода.

Задание 18. Отметьте правильное словосочетание.

а) собрать анамнез

б) собрать диагноз

в) собрать этиологию заболевания

Задание 19. Отметьте правильное предложение.

а) Перкуссия — один из старейших методов обследования больного,

б) Перкуссия — одна из старейших методов обследования больного.

в) Перкуссия — одно из старейших методов обследования больного.
Задание 20. Отметьте правильное предложение.

а) Опытная хирург Смирнова провела удачную операцию.

б) Опытный хирург Смирнова провела удачную операцию.

в) Опытный хирург Смирнова провёл удачную операцию.
Задание 21. Отметьте правильное предложение.

а) Я познакомился с эндокринологом Шоман Михаилом Александ­ровичем и его женой педиатром Шоман Ольгой Владимировной.

б) Я познакомился с эндокринологом Шоманом Михаилом Алек­сандровичем и его женой педиатром Шоманом Ольгой Владими­ровной.

в) Я познакомился с эндокринологом Шоманом Михаилом Алек­сандровичем и его женой педиатром Шоман Ольгой Владимировной.

Задание 22. Отметьте правильное предложение.

а) Гастрит — заболевание желудка, характеризующийся воспалени­ем его слизистой оболочки,

б) Гастрит — заболевание желудка, характеризующееся воспалением его слизистой оболочки.

в) Гастрит — заболевание желудка, характеризующегося воспале­нием его слизистой оболочки.

Задание 23. Отметьте правильное предложение.

а) Он оплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

б) Он заплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

в) Он уплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

Задание 1. Отметьте слово, в котором произносится [о] после мягкого согласного.

Задание 2. Отметьте слово, в котором произносится |э] после мягкого согласного.

Задание 3. Отметьте слово, в котором возможны оба варианта произш» шения |о]/[э] после мягкого согласного.

Задание 4. Отметьте слово, в котором перед Е произносится мягкш! согласный.

Задание 5. Отметьте слово, в котором перед Е произносится твёрдый согласный.

Задание 6. Отметьте слово, в котором перед Е возможно произношение обоих вариантов: твёрдого и мягкого согласного.

Задание 7. Отметьте слово, в котором ударение падает на последний слог.

Задание 8. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.

Задание 9. Отметьте слово, в котором ударение поставлено неправильно.

Задание 10. Как называется преимущественно лечебное заведение, за­нимающееся научной работой.

Задание 11. Подберите синоним к словосочетанию «развитие болезни».

Задание 12. Подберите синоним к слову «ощупывать»:

Задание 13. Подберите антоним к слову «полиурия»:

Задание 14. Отметьте слово, которое сочетается со словом «питатель­ный».

Задание 15. Отметьте предложение, в которое можно вставить слово «воспалительный».

а) Для гриппа характерны. глаза.

б) Его. воображение рисовало страшные картины.

в) У пациента наблюдается. процесс на ноге.

Задание 16. Отметьте слово женского рода.

Задание 17. Отметьте слово женского рода.

Задание 18. Отметьте правильное словосочетание.

а) пройти рентгенологическое обследование

б) пройти биохимическое исследование

в) пройти анамнез

Задание 19. Отметьте правильное предложение.

а) Пальпация — один из старейших методов обследовании П|||

б) Пальпация —одна из старейших методов обследовании иц|

в) Пальпация —одно из старейших методов обследовании иц|
Задание 20. Отметьте правильное предложение.

а) Опытная хирург Гусева провела удачную операцию.

б) Опытный хирург Гусева провела удачную операцию,

в) Опытный хирург Гусева провёл удачную операцию.
Задание 21. Отметьте правильное предложение.

а) Я познакомился с офтальмологом Штромберг Михаилом Алексеевичем и его женой урологом Штромберг Ольгой Александровной.

б) Я познакомился с офтальмологом Штромбергом Михаилом Алексеевичем и его женой урологом Шгромберг Ольгой Александровной.

в) Я познакомился с офтальмологом Штромбергом Михаилом Алексеевичем и его женой урологом Штромбергом Ольгой Александровной.

Задание 23. Отметьте правильное предложение.

а) Он заплатил за лекарство больше двухсот пятьдесят рублей.

б) Он заплатил за лекарство больше двести пятьдесят рублей.

в) Он заплатил за лекарство больше двухсот пятидесяти рублей.

🎦 Видео

Урок 27. АГ и облитерирующие поражения сосудов конечностейСкачать

Урок 27. АГ и облитерирующие поражения сосудов конечностей

АГ и дислипидемия: точки контроля, опоры уверенностиСкачать

АГ и дислипидемия: точки контроля, опоры уверенности

Глюкокортикостероиды - классификация, механизм действия, показания, побочные эффекты, мнемоникаСкачать

Глюкокортикостероиды - классификация, механизм действия, показания, побочные эффекты, мнемоника

Класс корненожки, саркодовые. Амеба. Лекция и разбор заданий ЕГЭ по теме корненожки.Скачать

Класс корненожки, саркодовые. Амеба. Лекция и разбор заданий ЕГЭ по теме корненожки.

Урок 29. Гипертоническая болезнь и половая дисфункцияСкачать

Урок 29. Гипертоническая болезнь и половая дисфункция

Н.Г. Мощевитин. Диофантовы приближения: осцилляция и изоляцияСкачать

Н.Г. Мощевитин. Диофантовы приближения: осцилляция и изоляция

Учение Дзогчен. Комментарий к Ганапудже.Скачать

Учение Дзогчен. Комментарий к Ганапудже.

Кронгауз Максим - Гипотеза лингвистической относительностиСкачать

Кронгауз Максим - Гипотеза лингвистической относительности

Буферные системы, ацидоз и алкалоз, ур-ие Гендерсона-Гассельбаха (Атриум и Учим химию)Скачать

Буферные системы, ацидоз и алкалоз, ур-ие Гендерсона-Гассельбаха (Атриум и Учим химию)

IN GéticA - выпуск 1Скачать

IN GéticA - выпуск 1

Лекция ГорГео (12.11.2014) Читает Печёнкин И.Г. Песчаниковые месторождения уранаСкачать

Лекция ГорГео (12.11.2014) Читает Печёнкин И.Г. Песчаниковые месторождения урана

Биохимия. Лекция 49. Углеводы. Гликолиз. Челночные системы. Обезвреживание этанола.Скачать

Биохимия. Лекция 49. Углеводы. Гликолиз. Челночные системы. Обезвреживание этанола.

Лекция 4. Биохимия спорта за 6 лекций. Механизмы адаптации организма к физическим нагрузкамСкачать

Лекция 4. Биохимия спорта за 6 лекций. Механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам

Ф. Гиренок. Об аффективных токах в галлюцинозе сознанияСкачать

Ф. Гиренок. Об аффективных токах в галлюцинозе сознания

Лекция:Заболевания глотки, гортани.ОНМедУ.Кафедра Оториноларингологии.Проф.Пухлик Сергей Михайлович.Скачать

Лекция:Заболевания глотки, гортани.ОНМедУ.Кафедра Оториноларингологии.Проф.Пухлик Сергей Михайлович.

Методика обследования больных с заболеваниями органов сердечно- сосудистой системы", Кынырбекова Г.ССкачать

Методика обследования больных с заболеваниями органов сердечно- сосудистой системы", Кынырбекова Г.С
Поделиться или сохранить к себе: