- Триумфальная арка Тита в Риме
- Традиция возведения арок
- Какому событию посвящена?
- Кому посвящена?
- Описание
- Архитектура
- Художественное оформление
- Барельеф — Триумфальное шествие
- Трофеи
- Барельеф — Тит в квадриге
- Как арка выглядела до реставрации, в период Средневековья
- Реставрация
- Вклад Джузеппе Валадье
- Вторая арка
- Арка Тита в Риме
- Факты об Арке Тита
- Рельефы арки Тита и посвящение
- Триумфальная арка Тита в Риме – эталон арок Нового времени
- Триумфальная арка Тита в Риме
- История
- Внешний вид
- Архитектурные особенности
- Как добраться
- 📺 Видео
Видео:Мистическая тайна Триумфальных арокСкачать
Триумфальная арка Тита в Риме
Арка Тита (Arco di Tito) – монументальное сооружение Древнего Рима, возведённое в 81 г. нашей эры в ознаменование победы Тита (Titus Flavius Caesar Vespasianus Augustus) в Иерусалимской войне 66-71 гг., известной как восстание евреев против римлян.
Архитектурный памятник запечатлел триумф императора, который правил всего два года, но вошёл в историю благодаря своему происхождению из знаменитого рода Флавиев и военному походу, закончившемуся разрушением Иерусалима.
Достопримечательность находится в высшей точке древней Священной дороги (Via Sacra), с которой открывается вид на Колизей (Colosseo), Римский Форум (Foro Romano) и арку Константина Великого (Arco di Constantino).
Видео:Триумфальная арка ТитаСкачать
Традиция возведения арок
Традиция возведения монументальных арок и отождествления их с триумфом победителя и значимыми событиями впервые появились в Древнем Риме. Начало было положено императором Августом (Octavianus Augustus), который в 29 и 19 годах до н.э. построил на Римском Форуме две триумфальные арки (не сохранились).
До эпохи римских императоров обычай строительства сооружений в форме арок уже существовал в Этрурии и государствах Ближнего Востока и был связан с религией или мифологией.
Согласно существовавшим верованиям, войско не могло войти в мирный город, пока не очистится от крови войны. Как правило, у входа в город или на перекрёстке важных дорог строились ворота, которые символично оставляли позади «мёртвое поле» боя и разделяли жизнь и смерть.
Римляне несколько изменили назначение культовых сооружений и стали возводить величественные каменные арки в честь военных триумфов полководцев и правителей. Дуга арки отождествлялась с небесной радугой, а проход под её сводом – с восхождением небесного светила или бога, к которому приравнивались императоры.
Видео:Арка ТитаСкачать
Какому событию посвящена?
Однопролётная арка, посвящённая триумфу Тита, была возведена уже после смерти императора по указанию Домициана (Titus Flavius Domitianus) – последнего представителя династии Флавиев. Победа римлян в Первой Иудейской войне стала важным событием в истории Древнего Рима, а отголоски её моральной стороны сохранились и в настоящее время.
Восстание евреев против римлян вспыхнуло в Иудее (землях Израиля) в 65 г. На его подавление в 67 г. направилась многотысячная армия во главе с Веспасианом (Titus Flavius Vespasianus), рядом с которым сражался и его старший сын Тит. После того как в 69 г. Веспасиан вернулся в Рим чтобы стать императором, Тит остался, чтобы завоевать Иерусалим и положить конец войне в Иудее.
Война принесла одной стороне унижение и многотысячные жертвы, а другой трофеи и славу. Тит с триумфом вернулся в Рим, где выставил для обозрения народом около 700 пленных и вывезенные богатые убранства Храма Ирода.
Не все сыновья Израиля были казнены; еврейские рабы были использованы при возведении Колизея, а часть из них основали первую диаспору.
Видео:Почему евреи не любят арку Тита?Скачать
Кому посвящена?
Тит стал императором в 79 г., сразу после смерти Веспасиана, и это был первый случай, когда в Риме власть перешла от отца к сыну. Править ему пришлось недолго, уже в 81 г. Тит умер от лихорадки. За очень короткий срок ему выпало пережить два великих бедствия, настигших империю: пожар в Риме (80 г.) и извержение Везувия (79 г.). Тем не менее, Тит успел прославиться как идеальный правитель, благодаря своей либеральной политике, щедрости и доброте.
Императором не было вынесено ни одного смертного приговора, за что народ называл его «amor et deliciae generis humani» — «любовь и утешение человеческого рода». Он преуспел в укреплении империи и умер на вершине своей славы. Конечно, можно предположить, что если бы он правил дольше, то успел бы приобрести и большую долю нелестной репутации.
Личность наследника Веспасиана была довольно противоречивой. Ещё до получения титула императора, нашлись те, которые приписывали Титу черты Нерона, обвиняя его в жадности, жестокости и порочных связях с египетской царицей Береникой, мальчиками и евнухами.
Видео:Триумфальная арка Тита.Скачать
Описание
Триумфальная арка стала самым ярким напоминаем об императоре Тите и выражением особого почтения римлян, о чём свидетельствует дарственная надпись над карнизом с восточной стороны: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Архитектура
Автор проекта Арки Тита точно не известен, но при сравнении деталей и стиля с другими строениями некоторые специалисты относят её к работам римского архитектора Рабириуса (Rabirius), которому, кстати, приписывают и Колизей.
Он жил в I–II вв. и выполнил по заказу Домициана ряд проектов, таких как Дворец Флавиев (Domus Flavia) на Палатинском холме (Palatino) и Альбанская вилла (Albanum Domitiani) в современном Кастель-Гандольфо (Castel Gandolfo).
Возведение монумента, посвящённого триумфу Тита, по иронии судьбы легло на плечи евреев, взятых в плен в Иудее.
Арка Тита отличается от архитектуры арок периода правления Августа. Она более массивная и компактная: общая высота составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, единственный пролёт имеет высоту – 8,3 м, длину — 4,75 м, а в поперечном измерении – 5,33 м.
Антаблемент с фризом поддерживают четыре полуколонны, которые являются первым известным примером использования композитного ордера (ordine composito) в архитектуре Рима. Проём арки обрамляют утопленные в стену рифлёные колонны с коринфскими капителями.
Для фундамента строения древний архитектор использовал травертин, тогда как для всей остальной конструкции – пентелийский мрамор, добываемый в Аттике и отличавшийся необычной белизной. Внутренним ядром арки стал римский бетон (opus caementicium), известный своей прочностью.
Художественное оформление
Оформление Арки Тита интересно как с художественной точки зрения, так и с исторической .
Предположительно сооружение венчала позолоченная квадрига – самый характерный элемент изображения триумфа императоров.
В верхней части арки, в треугольном пространстве изображены крылатые богини Победы, а замковый камень в центре украшает с восточной стороны фигура женщины, а с западной – мужчины.
Рельефный фриз под дарственной надписью показывает сцену жертвоприношения — процессию с быками и лежащую статую, напоминающую божество реки Иордан.
При входе в арку сразу обращает на себя внимание кессонный потолок. Композиционным центром на нём является апофеоз Тита — изображение императора, поднимающегося на орле в небо, в мир богов.
Самые ценные изображения несут внутренние стены арки, где барельефы запечатлели сцены торжественной процессии, которая проходила в Риме более двух тысяч лет назад.
Барельеф — Триумфальное шествие
Картина триумфального шествия на одной из сторон пролёта Арки Тита, запечатлела события 71 г., когда римляне праздновали победу в Иерусалимской войне. Сцена показывает вереницу римских легионеров, несущих ценные трофеи. Поражает реалистичность их фигур и одеяний, а также редкое изображение артефактов Храма Ирода.
Трофеи
Главное внимание привлекает золотой семирожковый светильник или Минора, ставшая символом еврейской диаспоры и частью герба государства Израиль. Веспасиан поместил реликвию иудеев вместе с другими трофеями в Храм Мира, известный как Форум Веспасиана (Forum Vespasiani). Кстати, еврейские и христианские паломники, для которых Минора играла важную роль в их религиях, могли в храме прикоснуться к ней. Значение этого бесценного трофея выражалось даже в средневековом названии Арки Тита как Portico delle Sette Lucerne (Портик семи огней).
История исчезновения Миноры окутана тайной. Одни источники утверждают, что она легла на дно Тибра (Tevere) под Мостом Фабриччио (Ponte Fabricio) во время стычки легионеров за обладание сокровищем (в котором было не меньше 30 кг чистого золота). По другой версии, Минору похитили и вывезли из Рима в 455 г. варвары, после чего реликвия всё же вернулась в Иерусалим.
Другими культовыми предметами иудаизма на барельефном панно являются Серебряные трубы, ритуальные сосуды и Стол для священных хлебов. На заднем плане римские солдаты поднимают таблички с пояснительными надписями добытых трофеев и покорённых городов.
Барельеф — Тит в квадриге
Особый интерес представляет барельеф на противоположной стороне внутренней стены арки, где изображён Тит, восседающий в колеснице.
Лошадьми управляет сама богиня Рима, а Виктория венчает победителя лавровым венком. Процессию сопровождают гении (духи-хранители) и государственные служители ликторы, несущие фасции — знак власти.
Уникальность каменного панно заключается в передаче рельефного рисунка, который создаёт эффект трёхмерного пространства и анимации. Разные плоскости, величина фигур в натурный рост, повторяющиеся силуэты лошадей, — всё это передаёт движение и создаёт ощущение реального присутствия внутри события.
Видео:Подсветка арки Тита в Риме. Раввин Гедалья Шестак. Община Дор Ревии. Община бней Ноах Гер ТошавСкачать
Как арка выглядела до реставрации, в период Средневековья
В период Средневековья многие памятники Древнего Рима пострадали или были попросту разрушены. Период процветания великой империи сменился на мрак, который окутывал Рим почти 1000 лет. Арка Тита перестала быть символом триумфа правителя самого большого мегаполиса Древнего мира и превратилась в бесформенное сооружение.
В XI в. влиятельная римская семья Франжипани (Frangipani) включила арку в построенную ими крепостную стену, повредив колонны и художественные рельефы.
Гравюра Пиранези (Piranesi), картины Каналетто (Kanaletto) и Паннини (Pannini) запечатлели городской пейзаж 40-х годов XVIII в., где Арка Тита занимает центральное место.
В XVI в. при понтификате Павла II и Сикста IV древнеримский монумент был включён в структуру церкви святой Франчески Римской (Santa Francesca Romana), известной ранее как Santa Maria Nova. Церковь сохранила арку именно потому, что она олицетворяла истребление евреев и разрушение Иерусалима, которые приветствовались христианами того времени.
Видео:АРКА ТИТА И ВОЙНА В ИЗРАИЛЕСкачать
Реставрация
Первая серьёзная реставрация Арки Тита проводилась в 1812 -1824 гг. К началу работ значительная часть конструкции была уже разрушена – повреждён фундамент, колонны и ценные барельефы пролёта.
Вклад Джузеппе Валадье
Самый большой вклад в восстановление облика арки внёс итальянский археолог и реставратор Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier), приглашённый папой Пием VII. Удалив средневековую кладку, он тщательно и достоверно реконструировал первоначальный вид древнеримского памятника. Некоторые отличия от оригинала всё же имели место: мраморные плиты были заменены на травертин, а сложные капители колонн— на более простые.
В память о работах по реставрации на западной стороне арки имеется надпись: «Этот памятник, выдающийся как с точки зрения религии, так и с искусства, со временем ослабел. Пий Седьмой, верховный понтифик, новыми работами по образцу древнего образца приказал его укрепить и сохранить».
Видео:Римский Форум – Триумфальная Арка Тита И Базилика Массенцио – Рим – Аудиогид – MyWoWo Travel AppСкачать
Вторая арка
В 2015 г. в ходе раскопок на глубине 3 м археологами были обнаружены остатки второй арки Тита. Она была построена в 81 г. в центре полукруга Большого цирка (Circo Massimo) и посвящена победе над евреями в Иерусалиме. Памятник из каррарского мрамора имел три пролёта и должен был производить впечатление своей монументальностью и богатством украшений. С упадком Римской империи арка постепенно была разрушена и забыта, а блоки мрамора стали частью городского акведука и средневековых построек.
При раскопках удалось обнаружить более 300 фрагментов колонн и плиты основания арки. Для дальнейшего исследования найденной арки потребуются средства и время, а пока её остатки засыпаны землёй для лучшей сохранности от разрушения.
Арка Тита давно уже не служит напоминанием о покорении евреев в Иудеи, а остается великолепным архитектурным памятником, который возвращает в историю Древнего Рима и делает настоящую жизнь более интересной и яркой.
Арка Тита послужила моделью для многих подобных сооружений, среди которых уже в Новое время были построены Триумфальная арка в Париже, Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Веллингтонская арка в Лондоне и даже Ворота Индии в Нью-Дели.
Видео:Триумфальная арка Тита (Рим)Скачать
Арка Тита в Риме
Арка Тита: факты и предания о триумфальной арке Тита, рельефы и барельефы и надписи, история кратко, где находится и как добраться
Ежегодно сотни тысяч туристов, проходя от Колизея к Римским Форумам, надолго останавливаются перед одним из наиболее значимых памятников императорской эпохи. Арка Тита, находящаяся в конце античной Священной дороги (via Sacra) – самая древняя арка Вечного города. Для одних она является просто прекрасным произведением искусства, для других – свидетельством могущества императорского Рима, для третьих – это еще и монументальная эпитафия в память о падении Иерусалима и разорении священного храма.
Возможно, кто-то не знает, что барельефы, высеченные на панелях арки Тита, повествуют об апофеозе одного из известных исторических событий, которое с невероятной точностью было предсказано в Библии и явилось одним из библейских пророчеств.
Видео:Римский император Тит (рассказывает историк Наталия Басовская)Скачать
Факты об Арке Тита
В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?
После смерти Спасителя Иудея находилась еще 33 года под правлением римлян. В 66 году прокуратор Рима Джессио Флоро (Gessio Floro) конфисковал ценности Иерусалимского храма, после чего евреи подняли восстание, расправились с солдатами римского гарнизона в городе и объявили свою независимость от Римской империи. Спустя три месяца более 30 000 римских легионеров во главе с Гай Цестием Галлом (Gaio Cestio Gallo) пришли в Иерусалим и подавили восстание, однако удержаться там не смогли.
В следующем году Рим возобновил кампанию против Иудеи, на этот раз во главе с Веспасианом (9-79гг.н.э.) и его старшим сыном Титом (39-81гг.н.э.). Однако сразу после смерти Нерона в 68 году Веспасиан вернулся в Рим, оставив военную кампанию против Иудеи в руках своего сына с 60-ти тысячной армией. Провозглашенный легионами Египта, Иудеи, Сирии и Дуная императором, римский Сенат был вынужден признать полномочия Веспасиана даже несмотря на то, что таким образом была прервана династическая преемственность линии Юлиев-Клавдиев.
В июне 70 года Тит со своим войском стал лагерем у Иерусалима, взяв его в осаду, и уже в сентябре римляне уничтожили храм и разрушили город, как и предсказывал Иисус.
После победоносной военной кампании, в 71 году Тит вернулся в Рим, где его встретили с триумфом – толпы народа ликовали, восторженно взирая на трофеи, добытые из храма в Иерусалиме.
Видео:Триумфальные арки – допотопные транспортные порталы по всему миру.Скачать
Рельефы арки Тита и посвящение
Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.
В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.
Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.
На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.
На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.
Видео:Зачем строили триумфальные арки? (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)Скачать
Триумфальная арка Тита в Риме – эталон арок Нового времени
Видео:Древний Рим. Триумф в камне.Скачать
Триумфальная арка Тита в Риме
Триумфальная однопролетная арка Тита расположена на древней Священной дороге неподалеку от Римского Форума – знаменитой площади в центре Рима. Постройка увековечила въезд победителя в город с трофеями и пленными, и сегодня считается одним из лучших образцов римской архитектуры.
Видео:Триумфальная арка в ПарижеСкачать
История
Триумфальная арка императора Тита в Риме возведена в честь императора Тита, которому в 66-70 годах удалось завоевать Иерусалим. Строительство арки было завершено уже после его смерти при Домициане – младшем брате Тита. Арка находится на возвышенности, а ее белый облик великолепно сочетается с цветом неба. Через арку хорошо видны Колизей и Римский Форум.
В средние века арка Тита стала частью крепостной постройки и была разрушена. Реставрационные работы были проведены в 1821 году по желанию папы Пия VII. Для новой арки использовали уже не мрамор, а травертин – известняк породы туфов, широко используемый римлянами в строительстве. Кроме того, появилась еще одна надпись, доказывающая проведение работ именно Пием VII.
На фасаде арки изображены четыре Виктории – богини Победы. Пролет украшен барельефами, на которых запечатлен исторический подвиг императора. Здесь есть римские легионеры, Иерусалимский храм и сам Тит. Над пролетом и по сей день видно надпись, повествующую о войне тех времен.
Видео:Арка КонстантинаСкачать
Внешний вид
Благодаря усилиям архитекторов и реставраторов арка императора Тита сегодня выглядит почти так же, как два тысячелетия назад. Единственное, что кануло в лету – статуя императора, которая ранее возвышалась над постройкой. Внешне арка имеет строгие формы и на первый взгляд может показаться скромной. Но именно это делает ее предметом восхищения. Полуколонны, которыми декорирована арка – первый яркий пример композитного ордера – популярного элемента архитектуры.
Арка Тита является одиночной с цилиндрическим сводом и изобилует изображениями, которые высечены на рельефе здания. Арка находится в конце Священной дороги, которая соединяет Палатинский холм с Капитолием. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.
Возле арки можно увидеть остатки подиумов близлежащих зданий, где раньше велась торговля и государственные дела.
Над главным карнизом находится чердак, на котором видна дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Видео:Микеланджело Арка ТитаСкачать
Архитектурные особенности
Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:
- Императора на колеснице.
- Триумфальный поход.
- Обожествление Тита.
Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы – особый вид госслужащих в Риме.
Повозкой управляет богиня Рома – олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория – богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.
Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.
Видео:Святая дорога Колизей Арка Тита Рим Путешествие Holy Road Colosseum Arch of Titus Rome Travel 2021Скачать
Как добраться
Арка Тита находится на территории Римского форума, поэтому доехать до нее легко – нужно найти на чертеже метро линию В и ехать до станции “Колизей”. За ним видна арка, за посещение которой плата не взимается.
📺 Видео
Тит 10-й император РимаСкачать
Петров пост. Послание к Титу святого апостола Павла. Тит., 3:9-11Скачать
Гигантский туннель императора ТитаСкачать