Торстейн бунде веблен ударение

Видео:Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударенияСкачать

Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударения

Словари

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.

Ве́бле́н Торстейн (Veblen) (1857-1929), американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.

ВЕБЛЕН Торстейн — ВЕ́БЛЕ́Н (Veblen) Торстейн (1857-1929), американский экономист и социолог. Основоположник институционализма (см. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ) в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма (см. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ). Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии (см. ТЕХНОКРАТИЯ).

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Торстейн Бунде Веблен — об авторе

Видео:Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать

Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?

Информация

Видео:Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

Биография

Торстейн Бунде Веблен (англ. Thorstein Bunde Veblen; 30 июля 1857, Като, шт. Висконсин — 3 августа 1929, Менло-Парк, шт. Калифорния) — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Преподавал в Корнельском (1890—1892), Чикагском (1892—1906), Стэнфордском (1906—1909) университетах, в университете штата Миссури (1910—1917).
Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет, диссертация «Этические основания учения о воздаянии» (англ. Ethical Grounds of a Doctrine of Retribution). В 1892—1906 преподавал в Чикагском университете, в последующие годы работал в Стэнфордском университете и…

Торстейн Бунде Веблен (англ. Thorstein Bunde Veblen; 30 июля 1857, Като, шт. Висконсин — 3 августа 1929, Менло-Парк, шт. Калифорния) — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Преподавал в Корнельском (1890—1892), Чикагском (1892—1906), Стэнфордском (1906—1909) университетах, в университете штата Миссури (1910—1917).
Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет, диссертация «Этические основания учения о воздаянии» (англ. Ethical Grounds of a Doctrine of Retribution). В 1892—1906 преподавал в Чикагском университете, в последующие годы работал в Стэнфордском университете и университете Миссури, стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал «Журнал политической экономии» (англ. «Journal of Political Economy»).

Видео:Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

Библиография

1899 — «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ. The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions)
1904 — «Теория делового предприятия» (англ. The Theory of Business Enterprise).
1914 — «Инстинкт мастерства» (англ. The Instinct of Workmanship)
1915 — «Имперская Германия и промышленный переворот» (англ. Imperial Germany and the Industrial Revolution)
1917 — «Исследование природы мира и условий его поддержания» (англ. An Inquiry into the Nature of Peace and the Terms if its Perpetuation).
1918 — «Высшее образование в Америке» (англ. The Higher Learning in America)
1919 — «Предприниматели и простой человек» (англ. The Vested Interests…

1899 — «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ. The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions)
1904 — «Теория делового предприятия» (англ. The Theory of Business Enterprise).
1914 — «Инстинкт мастерства» (англ. The Instinct of Workmanship)
1915 — «Имперская Германия и промышленный переворот» (англ. Imperial Germany and the Industrial Revolution)
1917 — «Исследование природы мира и условий его поддержания» (англ. An Inquiry into the Nature of Peace and the Terms if its Perpetuation).
1918 — «Высшее образование в Америке» (англ. The Higher Learning in America)
1919 — «Предприниматели и простой человек» (англ. The Vested Interests and the Common Man)
1921 — «Инженеры и система ценообразования» (англ. The Engineers and the Price System).
1923 — «Собственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки» (англ. Absentee Ownership and Business Enterprise in Recent Times: The Case of America).

Труды, изданные в русском переводе
Теория праздного класса. М.: «Прогресс», 1984.
Теория делового предприятия. М.: «Дело», 2007. — 288 с.

Видео:Русский язык. 2 класс. Ударение. Ударные и безударные гласные.Скачать

Русский язык. 2 класс. Ударение. Ударные и безударные гласные.

ВЕБЛЕН

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое ВЕБЛЕН в других словарях:

ВЕБЛЕН

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) — амер. социолог и экономист. В 1884 окончил Йельский ун-т со степенью д-ра философии. Преподава. смотреть

ВЕБЛЕН

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) -амер. социолог и экономист. В 1884 окончил Йельский ун-т со степенью д-ра философии. Преподавал в Чикаг. (1892-1905), Стэнфорд. ун-тах (1906-09), ун-те штата Миссури (1911-17). В начале 1918 оставил академич. карьеру. На воззрения В. оказали серьезное влияние труды Дарвина, Маркса, У.Самнера, Дж. Кларка, Дж. Ст. Милля. Осн. работа «Теория праздного класса» (1899).
В своих истор. построениях В. исходил из разработанной им. периодизации культурной истории человечества. Человеч. культура проходит через четыре стадии: 1) миролюбивую доистор.; 2) хищническую; 3) квазимиролюбивую стадию, т.е. стадию денежного соперничества (вторую и третью стадии В. объединял в эпоху варварства); 4) миролюбивую экон. стадию. Движущие силы человеч. поведения — инстинкты: основные из них — родительский, «инстинкт мастерства» и инстинкт любопытства. На ранних стадиях истор. развития инстинкты проявляются в чистом виде, а на более поздних — трансформируются и принимают завуалированные формы. Типы поведения, диктуемые этими инстинктами, закрепляются обычаем и отливаются в форму институтов. В. рассматривал институты как осн. единицу анализа; один из важнейших институтов совр. об-ва — институт праздного класса. В. попытался проследить становление праздного класса, его эволюцию, выявить его осн. характеристики и последствия функционирования данного института для образа жизни об-ва в целом.
Возникновение праздного класса происходит в период перехода от «миролюбивой» стадии культурного развития к его «хищнической», или воинственной стадии вместе с разделением труда. Фактическое разделение труда сопровождается разделением занятий в человеч. сознании на почетные и непочетные. К почетной деятельности (осн. черта ее — непроизводственный характер) относятся четыре категории занятий: 1) управление; 2) военное дело; 3) священнослужение; 4) спорт и развлечения. Почетные занятия становятся привилегией верхних слоев об-ва, а со временем и единств, видами их деятельности; низшие же слои к почетной деятельности не допускаются. В
процессе формирования и закрепления классовых различий понятия «доблести», «достоинства», «почета» приобретают первостеп. важность. Вследствие «инстинкта мастерства» (стремления к результативным и эффективным действиям) человек склонен сравнивать достигаемые им результаты с рез-тами других; это «завистливое сравнение» порождает соперничество и стремление превзойти других. На стадии хищнической культуры это превосходство начинает утверждаться прежде всего путем приобщения к доблестной деятельности и освобождения от нудной рутинной работы. Праздность становится ключом к снисканию обществ, уважения. На квазимиролюбивой (денежной) стадии экон. соперничества институт праздного класса достигает наивысшего развития и приобретает свою окончат, форму. Он формируется как класс собственников; обладание собственностью, наряду с демонстративной непричастностью к трудовой деятельности, становится «престижным свидетельством силы владельца» и «общепринятой основой уважения».
Осн. характеристика праздного класса — «демонстративность», поддержание внешних атрибутов обществ. преуспеяния и своего высшего положения в социальной иерархии. Денежный успех представителя праздного сословия подчеркивается его демонстративной непричастностью к трудовой деятельности; труд, по крайней мере на виду у других, становится для него запретным занятием. В число достойных праздного класса занятий включаются управление, неутилитарные личные хобби (получение практически бесполезных знаний и умений, неутилитарное повышение образования), спорт, развлечения, азартные игры, участие в деятельности элитарных клубов, освоение внешней атрибутики праздного класса (правил вежливости и этикета, умения держать себя, церемониального поведения).
Особой формой публичного признания денежного успеха является демонстративное потребление — расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши. Демонстративное потребление обретает для представителя праздного класса принудит. характер: он должен удостоверять т.о. свой высокий социальный статус регулярно и постоянно, иначе он утратит обществ, уважение.
Роль праздного класса в совр. об-ве определяется, по В., его высшим положением в социальной иерархии и человеч. психологией, побуждающей низшие классы к «завистливому сравнению» и стремлению превзойти других. Праздный класс становится эталоном достойного положения в об-ве, его образ жизни становится нормой для всего об-ва. В десакрализованном об-ве праздный класс, воплощая в себе обществ, идеал, выполняет, т.о., «псевдосвященную функцию».
Соч.: The Instinct of Workmanship and the State of the Industrial Arts. N.Y., 1918; The Theory of Business Enterprises. N.Y., 1936; Теория праздного класса. М., 1984.
Лит.:Schneider L. The Freudian Psychology and Veblen‘s Social Theory. N.Y., 1948; Dowd D. Thorstein Veblen. N.Y., 1966; Riesman D. Thorstein Veblen. A Critical Interpretation. N.Y.; L., 1953.
В. Г. Николаев

ВЕБЛЕН

Веблен (Veblen) Торстейн Бунд (30.07.1857, Като, штат Висконсин, США-03.08.1929, Пало Алто, штат Калифорния, США) — американский социолог, экономист, социальный критик. Определяющее влияние на формирование взглядов Веблена оказали Дж. Кларк, Самнер, Л. Лафлин, Милль, Кант, К.Маркс.Преподавал в университетах Чикаго, Миссури, Нью-Йорка. Представитель институциональной школы. В своих исследованиях Веблен сочетал исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников. Во многом намерения и стиль работы Веблена аналогичны современной исторической социологии. История человеческой цивилизации, по Веблену — это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. Первая стадия — доисторические времена первобытного общества; вторая — исторические времена «грабительского об-ва», включающего эпоху варварства (непосредственного военного насилия) и эпоху денежного общества (насилия, опосредованного товарно-денежными отношениями); последняя, в свою очередь, включает ремесленную и машинную ступени. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и «праздного любопытства» (познания). Эти инстинкты сохраняют основополагающее значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами «денежной конкуренции» и «показного потребления». В решении вопроса о механизме обществ, развития Веблен своеобразно сочетал распространенную в его время схему социального дарвинизма (Дарвинизм социальный), основанную на законах естественного отбора, адаптации и борьбы за существование, с одной стороны, с концепциями опережающего технико-экономического развития и культурного отставания — с другой.По его мнению, двигателем развития обещества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения, а в конечном счете и смену. Основная характеристика состояния обещества в начале 20 в. — противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния авангардную роль, по Веблену, призвана играть технократия — все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов. Технократы, по Веблену, обладают достаточными знаниями и умением, чтобы приводить отстающие в своем развитии институциональные формы в соответствие с новейшими технологическими изменениями. Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии (Индустриальное общество, Постиндустриальное общество. Стадий роста концепции, Гэлбрейт, Белл, Ростоу, Тоффлер). Веблен — один из создателей социологической концепции потребления. Индивидуальный акт приобретения кой-либо вещи представляет собой (особенно в «машинную эпоху») не столько экономический акт товарно-денежного обмена, сколько акт «показного потребления», демонстрирующего принадлежность индивида к определенному классу. Потребляемые индивидом вещи Веблен рассматривал как символы или показатели статуса потребителя. При массовом производстве товаров, не принадлежащих к числу необходимых, потребление индивида связано не с жизненной потребностью, а с соображениями поддержания или повышения определенного мнения о нем в глазах людей его круга. Такое понимание потребления и его роли в современных социальных отношениях легло в основу создания концепции общества потребления (Об-во изобилия, Благоденствия массовое об-во), пороки которого Веблен обличал задолго до его реального становления. Соч.: 1) Теория праздного класса. М., 1984. 2) Instinct of the workmanship and the state of the industrial arts. N. Y., 1914. 3) The engineers and the price system. N. Y., 1921 Antinazi.Энциклопедия социологии,2009. смотреть

ВЕБЛЕН

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929) — американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической э. смотреть

ВЕБЛЕН

(Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929) — американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения: «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт квалификации и состояние ремесел» (1914), «Инженеры и система цен» (1921) и др. Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По В., эволюция социальных институтов — закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни — происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения. Основным консервативным фактором — сложившиеся стереотипы мышления. Существующие институты всегда являются, согласно В., результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых В. выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, В. указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других. Следуя Моргану, В. выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по В., были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние «мира бизнеса» (современной ему разновидности праздного класса) и «мира индустрии» (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства В. связывал с переходом власти от «бизнеса» к «индустрии», переходом, который произошел бы, по мнению В., в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы «мир бизнеса» к отступлению. Концепция противостояния «бизнеса» и «индустрии» стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли. В. также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу. М.Г. Баканова. смотреть

ВЕБЛЕН

Торстейн Бунде (1857–1929) – американский экономист и социолог. С 1892 – профессор экономики Чикагского университета. Создатель институциональной экономической теории. Согласно его теории экономическая наука должна исследовать экономические институты, которые заключают в себе социальные установки и нравы. Большое число терминов В., которые он использовал для характеристики «праздного класса», вошло в экономическую науку. Потребление не для удовлетворения потребностей, а для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, он назвал «показным», или «демонстративным». Отделение финансового управления от технических аспектов производства он назвал «абсентеистской» собственностью. В таких его главных работах, как «Теория праздного класса» (1899) и «Теория делового предприятия» (1904), он исследовал ценности и убеждения промышленных управляющих и через них институциональную структуру капиталистического общества. В. считал, что главным фактором, характеризующим индустриальное общество, является противоречие между «денежными» и «промышленными» занятиями, т. е. между теми, кто делает деньги, и теми, кто делает товары. смотреть

ВЕБЛЕН

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929), американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.

ВЕБЛЕН

— (Veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист и социолог.Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонниксоциального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводилтехнической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорийтехнократии. смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.
. смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН (18571929)

американский экономист, основоположник технократического направления институционализма. Веблену принадлежит ряд исследований: лТеория праздного классаС. смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН (18571929)

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929), американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии. смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН (18571929)

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929) , американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии. смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN), ТОРСТЕЙН (18571929)

американский экономист, основоположник технократического направления институционализма. Веблену принадлежит ряд исследований: «Теория праздного класса». смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД

(1857-1929) американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения: *Теория праздного класса* (1899), *Инстинкт квалификации и состояние ремесел* (1914), *Инженеры и система цен* (1921) и др. Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По В., эволюция социальных институтов закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения; основным консервативным фактором сложившиеся стереотипы мышления. Существующие институты всегда являются, согласно В., результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых В. выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, В. указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других. Следуя Моргану , В. выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по В., были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние *мира бизнеса* (современной ему разновидности праздного класса) и *мира индустрии* (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства В. связывал с переходом власти от *бизнеса* к *индустрии*, переходом, который произошел бы, по мнению В., в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы *мир бизнеса* к отступлению. Концепция противостояния *бизнеса* и *индустрии* стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли. В. также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу. М.Г. Баканова. смотреть

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД (1857 1929)

амер. социолог, экономист, соц. критик. В своих исследованиях сочетал анализ настоящего состояния социальных явлений с эволюци-онно-генетич. анализом их прошлого на основе изучения историч. источников. Во многом намерения и стиль работы В. аналогичны современной историч. социологии. Соц. развитие, по В., это смена преобладающих в определенные периоды истории раз-лич. соц. ин-тов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В решении вопроса о механизме обществ. развития В. отошел от распространенной в его время схемы соц. дарвинизма, основанной на законах естественного отбора и борьбы за существование. Его эволюционистская т.зр. сочетала в себе элементы марксистского материалистич. понимания истории и концепции отставания культуры. По его мнению, двигателем развития об-ва является развитие экономики, промышленного производства, к-рое опережает и влечет за собой изменение и, в конечном счете, смену соц. ин-тов, норм соц. жизни. В. известен также и как один из создателей социологич. концепции потребления. Соч.: Теория праздного класса. М., 1984; The Engineers And The Price System. N.Y., 1921; The Theory Of The Business Enterprise. N.Y., 1965. M.C. Ковалева. смотреть

ВЕБЛЕН ТОРНСТЕЙН

(Veblen, Thornstein) (1857-1929) американский экономист, социолог и социальный критик норвежского происхождения, который основал подход, известный как институционная политэкономия. В *Теории досужего класса* (1899) Веблен бескомпромиссно критикует образ жизни состязательного и демонстративного потребления у господствовавших социальных групп американского общества. В ряде последующих работ — *Теория делового предприятия* (1904), *Инстинкт трудолюбия* (1914) и *Инженеры и система цен* (1921), он столь же остро анализирует американский капитализм, называя его *хищным* и *паразитическим*. Веблен надеялся, что однажды досужий класс и современная корпоративная власть будут заменены правлением инженеров и что станет преобладать человеческий *инстинкт трудолюбия*. Однако он не был удивлен тем, что капитализм мог привести к мировой войне, причины которой он видел в поздней индустриализации Германии и в отсутствии у нее демократических политических традиций. Имеется некоторое сходство между стилем социологии Веблена (и враждебным ответом, который она часто вызывала) и более поздним творчеством другого крупного социологического критика американского общества, К. Райта Миллса. Правда, критическое восприятие работ Веблена показывает слабость его методов, а также бесспорное идеологическое восприятие его анализа американского общества. смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

1857-1929) — американский социолог, экономист, родоначальник концепции технократии. В своих работах заложил основы нового методологического принципа — технологического детерминизма, обосновал будущее господство технократии в обществе, полагая основой современного общественного развития техническую интеллигенции (технократов). Идеи Веблена стали основой для развития социальной теории XX в., в частности, теории постиндустриального общества. Для методологии Веблена характерно использование в исследовании экономики элементов социологического знания, психологии, права. Основные работы: «Теория праздного класса (1899); «Теория делового предпринимательства» (1904); «Инженеры и система цен» (1921); «Абсентеистская собственность и деловое предприятие в последнее время (на примере Америки)» (1923) и др. смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

Торстейн Бунде (1857–1929) – американский экономист и социолог. С 1892 – профессор экономики Чикагского университета. Создатель институциональной экономической теории. Согласно его теории экономическая наука должна исследовать экономические институты, которые заключают в себе социальные установки и нравы. Большое число терминов В., которые он использовал для характеристики «праздного класса», вошло в экономическую науку. Потребление не для удовлетворения потребностей, а для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, он назвал «показным», или «демонстративным». Отделение финансового управления от технических аспектов производства он назвал «абсентеистской» собственностью. В таких его главных работах, как «Теория праздного класса» (1899) и «Теория делового предприятия» (1904), он исследовал ценности и убеждения промышленных управляющих и через них институциональную структуру капиталистического общества. В. считал, что главным фактором, характеризующим индустриальное общество, является противоречие между «денежными» и «промышленными» занятиями, т. е. между теми, кто делает деньги, и теми, кто делает товары. смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

Американский экономист, один из основоположников институционализма. В труде «Теория праздного класса» (1899 г.) ученый высказал свое мнение о последствиях бесконтрольного роста крупных компаний. Веблен признавал, что компании являются хорошими организаторами производства, однако был обеспокоен тем, что манипуляции управляющих крупных компаний часто приводят к расхождению интересов компании и общественных интересов. Развивая свою теорию, ученый подверг критике систему экономики частного предпринимательства, которую он называл системой «денежного соперничества», «престижной праздности» и «показного потребления» (см. Conspicuous consumption). Веблен также интересовался проблемами экономического развития. Он считал, что рост производительности труда вследствие технологического прогресса ведет к экономическому спаду, углубляя конфликт между работниками и управленческим аппаратом, с одной стороны, и акционерами компании и обществом в целом, с другой. См. также Veblen effect. . смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

американский экономист, основоположник технократического направления институционализма. Веблену принадлежит ряд исследований: «Теория праздного класса» (1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Инженеры и система ценностей» (1921), «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время» (1923). Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического направления; Веблен давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о «праздном классе», то есть имущем и ничего не производящем классе. Учение о праздном классе вкупе с методологией технократизма (дословно: технократия — власть техники) лежит в основе вебленовской концепции «индустриальной системы». Согласно этой теории капитализм проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежит предпринимателю, и стадию господства финансиста, когда финансисты оттесняют предпринимателей. Важнейшим итогом теоретической деятельности Веблена стало его учение «об абсентеистской собственности» («абсентеистская» — отсутствующая, неосязаемая). Это собственность бизнесменов, не принимающих непосредственного участия в производстве — акции, облигации, другие фиктивные ценности, которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг. Рост размеров «абсентеистской» собственности во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций. «Абсентеистская собственность» — основа существования «праздного класса», причина обостряющегося конфликта между индустрией и бизнесом. . смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

(30.7.1857, графство Манитовок, шт. Висконсин -3.8.1929, ок. МенлоПарка, шт. Калифорния), амер. экономист и социолог. Взгляды В. противоречивы и сочетают критику нек-рых сторон капитализма с мелкобурж. утопизмом. Под влиянием Маркса В. считал основой социальной жизни материальное произ-во. Однако он сводил обществ. произ-во лишь к технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и недооценивая значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии произ-ва и эволюция общества сводится в основном к процессу умств. приспособления индивидов к этим изменениям. Рассматривая любое общество как пром. машину, составными частями к-рой являются экономич. институты, В. представлял историю как результат борьбы двух осн. классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников, организующих материальное произ-во. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по В., частную собственность, национализм, религ. невежество. В нек-рых работах В. предлагал передать руководство х-вом и всем обществом производств.-технич. интеллигенции, создать «ген. штаб» из инженеров и техников, к-рый, используя политич. власть, сумеет развивать произ-во в интересах общества. Однако от многих этих утопия, идей, использованных затем в технократич. теориях, В. в конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «праздного класса» (leisure class), идея отставания культуры от техники и критика нек-рых аспектов амер. жизни, оказали значит. влияние на развитие амер. немарксистской социологии. смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

Веблен (Veblen) Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, штат Висконсин, ‒ 3.8.1929, около Менло-Парка, штат Калифорния), американский экономист и соци. смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН БУНДЕ

(30 июля 1857 – 3 авг. 1929) – амер. бурж. социолог и экономист. Проф. ун-тов в Чикаго, Станфорде и ун-та в штате Миссури. В первых трудах («Теория праздного класса» – «The theory of the leisure class», 1899; «Теория делового предпринимательства» – «The theory of business enterprise», 1904) В. с либерально-бурж. позиций критиковал отд. стороны монополистич. капитализма. Однако осн. труды В., вышедшие в период 1914–23, направлены на оправдание капитализма. В книге «Инженеры и система цен» («The engineers and the price system», 1921) В. вместо классовых противоположностей выдвигал противоречия между технич. интеллигенцией и бизнесменами и призывал инженеров и техников изъять руководство хозяйством и страной из рук бизнесменов. Для этого В. считал необходимым и достаточным создать «генеральный штаб индустриальной системы», к-рый объединил бы в своих рядах технич. специалистов и возглавил их борьбу за политич. власть. Средство борьбы против бизнесменов В. видел в «забастовке инженеров», к-рая должна, по его мнению, поставить пром. произ-во перед угрозой полного краха и принудить бизнесменов мирно уйти из сферы производств. и обществ. деятельности. Мелкобурж. утопич. идеи В. в дальнейшем легли в основу т.н. теории «управляющих» (см. Технократия). Соч.: The instinct of workmanship and the state of the industrial arts, N. Y., 1914; The higher learning of America, N. Y., 1918; The vested interests and the state of the industrial arts, N. Y., 1918; The place of science in the modern civilisation, N. Y., 1919; Absentee ownership and business enterprise in recent times, N. Y., 1923. Г. Осипов. Москва. . смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН БУНДЕ

1857-1929) – американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма, сторонник технократического преобразования общества с учетом влияния культурных традиций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям – учебникам римских юристов, дающих системный обзор действующих правовых норм) он приходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства. В книге «Теория праздного класса» (1899) для преодоления социального «паразитизма» он предлагает произвести технократическую революцию с установлением власти научно-технической интеллигенции (технократии), не допуская, однако, к власти рабочего класса и предлагает собственный сценарий этой технократической революции. По его мнению, мощная забастовка инженеров приведет к параличу старого порядка и вынудит «праздный класс» добровольно отказаться от своей монополии на власть в пользу научно-технической интеллигенции. В «техноструктуре», куда входят инженеры, ученые, менеджеры, акционеры, автор видел движущую силу такой технократической революции, целью которой является изъятие собственности от собственника и передача ее в руки технократии. . смотреть

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН БУНДЕ

(1857—929) — амер. социолог, экономист, теоретик институциональной шк. Проф. ун-тов Чикаго, Нью-Йорка, шт. Миссури. Синтезировал идеи и методы позитивистской социологии (Дж.С.Милль), марксизма и дарвинизма социального (Г.Спенсер, Дж.Самнер), анализируя соц. явления как в их совр. функционировании, так и в рамках эволюционно-генетического подхода. В. —один из основателей технократической идеологии и концепции об-ва массового потребления. Описывал историю цивилизации как смену доминирующих соц. ин-тов, под к-рыми понимал общепринятые образцы (patterns) поведения и укорененные стереотипы массового мышления. Первая (доистор.) стадия определяется слабой дифференциацией соц. ин-тов; регуляторами отношений явл. инстинкты —родительский, инстинкты мастерства и «праздного любопытства». Вторая (истор. или цивилизованная) стадия характеризуется как «грабительское об-во», включающее период «варварского об-ва», основанного на прямом военном насилии, и период «денежного об-ва», в к-ром насилие опосредовано товарно-денежными отношениями. «Денежное об-во» также разделяется на две стадии —ремесленную и машинную; в последней господствует корпоративная индустрия, где развиты ин-ты денежной конкуренции и показного потребления. Развитие об-ва определяется конкуренцией между соц. группами, контролирующими осн. средства производства; эта конкуренция трактуется В. в духе борьбы за существование в природе. Вслед за Марксом он признает опережающий характер техно-экон. развития по отношению к соц. ин-там и нормам. Для начала XX в. наибольшее значение имеет конфликт фундаментальных интересов индустрии и частного бизнеса. Рост крупного машинного производства породил новый класс технократов (техн. специалисты, организационная элита производства); в отличие от бизнесменов, ориентированных на эгоистические цели, технократы явл. носителями интересов науч.-техн. прогресса и, как следствие, роста всеобщего благосостояния. Обладая навыками оптимизации технол. процессов, они могут применить их в сфере соц.-полит. регулирования с целью восстановления баланса между техносистемой и др. ин-тами об-ва. Традиц. полит. система, основанная на конкуренции «партийных эгоизмов», должна уподобиться рациональной инженерно-технол. системе, основанной на распределении функций по принципу компетентности. В. одним из первых указал на трансформацию характера потребления в совр. об-ве: массовое производство неизбежно порождает «демонстративное потребление» товаров и услуг, стимулом к-рого явл. не удовлетворение насущных потребностей субъекта, а демонстрация его принадлежности к опред. соц. группе, поддержание «референтного статуса» в глазах окружающих. См. также Технократия. Соч.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. Е.В.Гутов . смотреть

📽️ Видео

📘 Тора гласит - не прибавляй и не убавляй. Недельная глава Ваэтханан - Урок 1 | Вадим РабиновичСкачать

📘 Тора гласит - не прибавляй и не убавляй. Недельная глава Ваэтханан - Урок 1 | Вадим Рабинович

Перестаньте выдумывать, обретите свободу!Скачать

Перестаньте выдумывать, обретите свободу!

Защита диссертации Пирцхалава С. Д.Скачать

Защита диссертации Пирцхалава С. Д.

Полина Лосева в «Клубе»: побеждаем старениеСкачать

Полина Лосева в «Клубе»: побеждаем старение

Конференция с междун. участием «Болевые синдромы: этиопатогенез, клинические проявления, лечение»Скачать

Конференция с междун. участием «Болевые синдромы: этиопатогенез, клинические проявления, лечение»

Выявление глубинных страхов. Техника "Падающая стрела"Скачать

Выявление глубинных страхов. Техника "Падающая стрела"

Защита диссертации Ступаков С. И.Скачать

Защита диссертации Ступаков С. И.

Открытый вебинар: Введение в шаблоны GRASPСкачать

Открытый вебинар: Введение в шаблоны GRASP

Защита диссертации Катаева К. Б.Скачать

Защита диссертации Катаева К. Б.

Заседание ОКК во время митинга в БендерахСкачать

Заседание ОКК во время митинга в Бендерах

Защита диссертации Абдувохидов Б. У.Скачать

Защита диссертации Абдувохидов Б. У.

Эстрогенодоминирование: мифы и реальность. Лекция врача-терапевта Ирины БарановойСкачать

Эстрогенодоминирование: мифы и реальность. Лекция врача-терапевта Ирины Барановой

STAND UP притча: Ведро воды в пустынеСкачать

STAND UP притча: Ведро воды в пустыне

ЭТА СЕКРЕТНАЯ ТЕХНИКА ПОМОЖЕТ ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ - собеседование в ITСкачать

ЭТА СЕКРЕТНАЯ ТЕХНИКА ПОМОЖЕТ ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ - собеседование в IT
Поделиться или сохранить к себе: