Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Омофоны – это единое звучание противоположностей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумий, без отсрочки
Бегу я к строке от строчки;
И даже к финским скалам бурым
Отношусь я с каламбуром.

Перед тобой, читатель, стихотворение известного русского поэта-сатирика Дмитрия Минаева. Оно уникально своей рифмой. Обратите внимание на слова в конце каждой строчки.

стихия – стихи я
отсрочки – от строчки
скалам бурым – с каламбуром

Эти пары слов пишутся по-разному. Они обозначают совершенно разное. Но у них есть одна общая черта – звучание. На слух эти пары практически неотличимы друг от друга. А если произнести быстро и без пауз между словами, то разницы не будет вообще никакой.

Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

Такие слова в русском языке называются ОМОФОНЫ. О них и расскажем подробно в этой статье.

Видео:14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать

14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?

Определение и значение

Как и многие термины, слово ОМОФОН пришло в русский язык из древнегреческого. Оно состоит из двух частей – «homos» и «phone». Переводятся соответственно, как «одинаковый» и «звук, голос». То есть это слова, которые звучат одинаково.

Омофоны – это такие слова, которые звучат одинаково. На слух их практически не отличишь друг от друга (а порой сходство абсолютное). Но при этом омофоны могут писаться по-разному. И главное – обозначают совершенно разные вещи.

Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

Вот самые простые примеры омофонов:

цветущий ЛУГ – полезный ЛУК
ПОРОК сердца – дверной ПОРОГ
веселая КОМПАНИЯ – предвыборная КАМПАНИЯ
ПРУД зацвел – взял в руки ПРУТ
ТУШЬ для ресниц – оркестр играет ТУШ
КОД от сейфа – усатый и пушистый КОТ

При произношении эти и другие омофоны звучат одинаково. И если произнести одного слово, то собеседник может и не понять, о чем идет речь. Истинное значение становится понятно в контексте всего предложения.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Разновидности омофонов

Все омофоны можно разделить на несколько категорий. И формироваться эти группы будут в зависимости от того, за счет чего происходит звуковое сходство:

    На концах слов стоят парные звонкие и глухие согласные. При произношении звонкая буква как бы оглушается. И из-за этого звучание слов одинаковое.

ЛУК – ЛУГ, ПОРОК – ПОРОГ, МОЛОТ – МОЛОД, ПРУД – ПРУТ, КОД – КОТ, РОГ — РОК

Сочетание парных звонких и глухих согласных стоит не в конце слова, а в середине. Эффект получается точно такой же – звонкая буква оглушается. И в результате слова звучат одинаково.

Иногда встречается одновременное удвоение букв и сочетание парных глухих/звонких. В результате мы имеем такие омофоны, как, например

ГРИБ – ГРИПП, БАЛ – БАЛЛ

Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

КОСТНЫЙ – КОСНЫЙ, ШЕФСТВОВАТЬ – ШЕСТВОВАТЬ

Точно такое же свойство «исчезать» очень часто имеет мягкий знак. Наиболее распространены такие омофоны, когда речь идет о совершенной и несовершенной форме глагола. Хотя есть примеры и с другими частями речи.

ЛЕЧИТСЯ – ЛЕЧИТЬСЯ, СТРОИТСЯ – СТРОИТЬСЯ, БРАТЬСЯ – БРАТЦА, ТУШЬ – ТУШ, ПЛАЧЬ — ПЛАЧ

Для создания омофонов могут служить не только согласные буквы, но и гласные. Например, чаще всего это сочетание букв «А» и «О».

КОМПАНИЯ – КАМПАНИЯ, ПОЛОСКАТЬ — ПОЛАСКАТЬ, СТОРОЖИЛ – СТАРОЖИЛ, ОТВАРИЛА — ОТВОРИЛА

Также известны омофоны, которые образуются за счет не произношения буквы «Е». Она превращается в букву «И».

ПРИДАЛ – ПРЕДАЛ, ЗАЛИЗАТЬ – ЗАЛЕЗАТЬ

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Примеры омофонов

Как мы уже говорили, если произносить только сами слова, то будет непонятно, что имеется в виду. Смысл омофонов становится ясен только в конкретном контексте.

Он был достаточно МОЛОД. У него в руках был МОЛОТ.
За забором раскинулся прекрасный ЛУГ. В огороде рос ЛУК.
Он набрал необходимый на экзамене БАЛЛ. И отправился на выпускной БАЛ.
Оркестр играл ТУШ. Она растрогалась так, что потекла ТУШЬ.
КОМПАНИЯ молодых людей открыла фирму. Они запустили рекламную КАМПАНИЮ.
Зовите старшего БРАТЦА. Тут такая тяжесть, что надо всем вместе БРАТЬСЯ.
Петрович был СТАРОЖИЛ на заводе. Он СТОРОЖИЛ его уже двадцать лет.
Он ПРЕДАЛ его. Но человек был великодушен и не ПРИДАЛ этому большого значения.

Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

Видео:Русский язык. 3 класс. Произношение и написание слов с твёрдыми и мягкими согласными /25.12.2020/Скачать

Русский язык. 3 класс. Произношение и написание слов с твёрдыми и мягкими согласными /25.12.2020/

Сложные омофоны

Иногда бывает так, что в качестве омофонов выступают целые словосочетания. При написании они не имеют друг с другом ничего общего, даже не похожи. Но на слух они звучат одинаково. Мы уже показали такие примеры в самом начале статьи, в стихотворении Дмитрия Минаева.

А вот еще интересные примеры таких омофонов.

Листы книги были сильно ИЗМЯТЫ – настойка ИЗ МЯТЫ
Этот пистолет был НЕ МОЙ – мужчина был НЕМОЙ от рождения
Мы шли ВМЕСТЕ по улице – он умудрился врезаться В МЕСТЕ выезда со двора
Автомобиль ушел в ЗАНОС на льду – он оттаскал его ЗА НОС
Его отругал начальник ЗА ДЕЛО – его сильно ЗАДЕЛА такая несправедливость
Она сильно ПОКАЛЕЧИЛАСЬ – отключили телефон, ПОКА ЛЕЧИЛАСЬ в больнице
В лесу росла СОСНА – он встал и протер СО СНА глаза

И еще пример более интересных омофонов. В них происходит настоящее «жонглирование» словами, которое часто еще называют каламбуром.

иди ко мне – и дико мне
мы женаты – мы же на ты
ты же ребенок – ты жеребенок
ему же надо будет – ему жена добудет
сторож – сто рож

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Омофоны с именами

И наконец, есть омофоны, в которых путаются имена нарицательные и имена собственные. Ну, например, есть известный певец Юрий Лоза. И очень часто мы говорим «виноградная лоза».

То же самое касается некоторых имен:

Роман – роман
Любовь – любовь

Вот и все, что мы хотели рассказать про ОМОФОНЫ. До новых встреч на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Ну вот, попалась на глаза эта статься, теперь к каждому слову буду искать свой омофон! Например, кот и код. А так, вообще, информации в статье очень мало, можно было бы и поподробнее тему раскрыть, рассказали бы еще, хотя бы, о греческом происхождении слова!

Видео:Словосочетание, Тренажер Е. Тихомировой, 4 класс, школа РоссииСкачать

Словосочетание, Тренажер Е. Тихомировой, 4 класс, школа России

Проект урока русского языка «Значение слова и его написание. Слова-омофоны»

Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

Выбранный для просмотра документ Презентация_к_уроку.ppt

Составьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофонов

Описание презентации по отдельным слайдам:

кр_чит шу_ка л_нейка тр_ва пов_р поб_лел л_сная ро_кий

У Толи братишка пломбир весь сл_зал, пока тот с друзьями с забора сл_зал. и е

Написание слов зависит от значения слова запевать запивать

Написание слов зависит от значения слова валы волы

Написание слов зависит от значения слова поласкать полоскать

Написание слов зависит от значения слова увядал увидал

Написание слов зависит от значения слова пруд прут

Написани слов зависит от значения слова плот плод

Выбранный для просмотра документ урок русского языка .doc

Проект иновационно-учебного занятия

Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна

Школа: 82 гимназия г.Н.Новгород

Предмет: русский язык

Учебник : Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

Тема урока: «Значение слова и его написание. Слова -омофоны»

Задача урока: Выяснить, что написание орфограммы в корне слова может зависеть от значения слова

Образовательные: в ходе исследовательской работы сделать вывод о том, что написание орфограммы в корне слов зависит от значения слова, которое иногда можно узнать только из текста.

Развивающие: в ходе исследовательской деятельности ребята узнают, что в русском языке есть слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по- разному, и чтобы правильно обозначить орфограмму в корне таких слов, сначала надо выяснить их значение и только потом подбирать проверочные слова известными им способами.

Воспитательные: формировать у детей привычку задумываться над значением слова, которое они употребляют, показать, что это повышает грамотность и общую культуру речи; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.

Этапы иновационно-учебного занятия

1. Рефлексия предметной деятельности. Создание ситуации успеха.

— Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. А еще пожелаем друг другу сегодня успеха.

— Вы знаете, ребята, сейчас проходят районные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру. И вы со следующего года тоже будете в них участвовать. А сегодня давайте устроим подготовку к такому сложному испытанию знаний. Согласны? (Да)

— Во — первых олимпиада – это соревнование. Давайте и начнем с соревнования. Посмотрим, есть у нас соревновательный азарт. У нас уже готовы 3 команды. Каждый ряд-команда. Но олимпиады по предметам – это еще и соревнование в умении применять свои знания. Вот мы сейчас и проверим, умеете вы применять полученные знания или нет. У меня для вас есть задание. На этих листочках написаны слова с окошечками. Вы должны будете фломастером вставить нужную букву. Каждому из вас надо справиться только с 1 словом. Выбирать слова можно не по порядку, а вставляете там, где вы уверены. Вы можете работать в паре, а можете по отдельности. Договоритесь пожалуйста. А пока до вас доходит очередь, вы можете уже обдумывать. Слова появятся на экране. Первым партам достанется самое сложное, но вам и времени больше для обдумывания. Приготовились. Начали. (Сложенные листочки по команде ребята последней парты разворачивают , вставляют буквы и передают вперед.)

— Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Здесь возможны 2 варианта развития беседы.)

1вариант ( все сделано без ошибок)

— Что вы видите? (У всех получилось одинаково)

— А может быть одинаково, потому что ошибки одинаковые? Проверьте глазами, есть ли они здесь? (Нет)

— Какие вы молодцы! Интересно, а что же вам помогло выполнить это задание без ошибок? (Умение подбирать проверочные слова, наши знания, умение наши знания применять)

2 вариант (если есть ошибки)

— Вы со всем здесь согласны? (Нет)

— С чем не согласны? Пожалуйста, объясните.

— Ребята, кто допустил эти ошибки, вы согласны с ребятами. Они смогли вас убедить в том, что вы написали неправильно и как надо?

— Как вы думаете, почему ребята смогли допустить эту ошибку?

— Скорее всего, ребята так переживали за свою команду, что просто поторопились.

— А мы с вами из всего этого извлечем урок, что при выполнении заданий надо быть очень внимательными и не торопиться.

— Интересно, а что же всем остальным помогло выполнить это задание без ошибок? (Умение подбирать проверочные слова, наши знания, умение наши знания применять).

— Какие же знания, умения вы применяли? (умение подбирать проверочные слова)

— Давайте перечислим те способы подбора слов-подсказок, которые вы знаете и которыми умеете пользоваться.

(учитель вывешивает названия способов, тем самым получается памятка)

2. Создание проблемной ситуации

— Мои ученики, тоже второклассники, передали вам конвертик с заданием и сказали, что открыть его можно в том случае, если ребята справятся с первым заданием. Открываем? (Да)

— (Читаю задание) Обозначьте пропущенный звук буквой и запишите слово.

— Дано слово сл_ зал. Странно, всего одно слово. Раз мы так хорошо справились с первым заданием, то уж с одним словом точно справимся.

Давайте выполним это задание.

— Кто может нам повторить, что будем делать? (повторяют)

— Пожалуйста с красной строки записываем полученное слово.

— Подчеркните букву, которую вставили и укажите, в какой части слова она находится.

— Проверяем, что получилось. (Ребята предлагают свои варианты, доказывают, составляя с этими словами предложения или словосочетания, подбирая к ним ряд родственных слов.)

— (На доске делаю запись)

ССоставьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофоновСоставьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофоновСоставьте словосочетания мотивирующие правильное написание слов омофоновЛ И ЗАЛ СЛ Е ЗАЛ

3. Постановка учебной задачи

— Что же у нас получилось? Ребята нам предложили одно слово, а мы получили 2 слова. Чем они отличаются? (Значением, безударной гласной в корне слова)

— Почему так получилось. От чего же зависело написание слов? (От значения слова)

— А такой способ проверки орфограммы в корне слова вы знаете?

— Тогда совсем ничего не понятно, зачем ребята прислали вам эту заготовку слова. Может мы не совсем внимательно на что-то посмотрели.

Давайте попробуем вернуться к первому заданию. Была тоже одна заготовка слова, но у всех команд получилось одно и то же слово. Почему в этом задании получился только один вариант слова? (Потому что слов с другой буквой на месте орфограммы в корне этих слов нет в русском языке и это будет просто ошибочное написание.)

— Посмотрим на то, что у нас получилось во втором задании. Заготовка одна, а слов два. И оба есть в русском языке. Мы это доказали.

— Как вы думаете, про какие слова русского языка нам хотели рассказать ребята другого класса?

(Слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному, потому, что у них разное значение).

— Получается, что от чего еще может зависеть написание некоторых слов? (Написание некоторых слов русского языка может зависеть от значения слова).

— Ребята скорее всего хотели нам сказать этим заданием, что значение слова играет очень важную роль при написании слов.

(Появляется слайд с названием темы урока «Написание некоторых слов может зависеть от значения слова»

4. Анализ условий решения задачи

(Внизу слайда появляются картинки с предложением: У Толи братишка пломбир весь сл_зал, пока тот с друзьями с забора сл_зал. )

— Спишите предложение и вставьте буквы в окошечко.

Ребята, как вы думаете, такие слова в русском языке часто встречаются?

— Не так часто, но встречаются. В олимпиадных заданиях по русскому языку задания с такими словами очень любят давать ребятам, надеясь на их внимательность. У таких слов есть в русском языке свое название — слова-омофоны А вы хотите еще с такими словами поработать? (Да)

-Сейчас на уроке? (Да)

— Я так и думала, наблюдая за вашими наполненными любопытством глазами. Поэтому приготовила вам еще одно интересное задание. У меня есть небольшие предложения, словосочетания с таким словами. Вам надо вставить в этих словах пропущенные буквы, пользуясь вашими знаниями.

— Как удобнее выполнять задание: каждому самостоятельно или объединившись в небольшие группы?

(Выбираем групповую работу)

— Каждая группа получает свое задание – это текст со словами, где надо вставить букву в окошечке.

Зап_вать лекарство, зап_ вать песню.

Б_чок для мусора, ложись на б_чок.

Древние города окружали земляные в_лы. Повозки с грузом тянули в_лы.

Мама простыни стирала и на речке пол_скала.

К дочке кошка прибежала, дочка кошку пол_скала.

Алеша картошку решил отв_рить и в кухне пошире окно отв_рить.

Я утром сегодня в окно ув_дал, как розовый куст во дворе ув_дал.

После выполнения обсуждаем, что получилось у каждой группы.

Во время обсуждения я вывешиваю на доску по одному слову из заданий. В этих словах на месте орфограммы есть окошечко.

5. Преобразование учебной задачи

Ребята, скажите пожалуйста, можно догадаться о каком значении слова идет речь, если взять их отдельно без текста. (Нет)

— Так откуда можно узнать о значении слов-омофонов.? (Из текста)

А когда мы знаем значение этих слов, мы можем правильно вставить букву на месте корневой орфограммы?

— Давайте сделаем вывод: В русском языке есть слова-омофоны. Это разные слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Написание корневой орфограммы слов-омофонов зависит от значения слова, которое можно узнать из текста.

6. Рефлексивно-оценочная часть

— Хочу нас всех поздравить. При подготовке к участию в олимпиаде мы научились работать с хитрыми словами.

— Давайте еще раз повторим, что нужно сделать при проверке орфограммы в корне слова. (Ребята перечисляют способы проверки)

— И теперь применяя все известные способы проверки корневых орфограмм вы в ловушку с такими словами уже не попадете или, все-таки, еще можете попасть? (Скорее всего еще сможем попасть)

— Чтобы не попадаться в ловушки, чем можно заняться на следующих уроках русского языка? (Научиться применять полученные знания)

— Тогда можно я предложу вам такое домашнее задание: Придумать для соседа по парте небольшой диктант, в котором встретились бы слова-омофоны.

— Вам было интересно сегодня на уроке.

— И мне было сегодня очень интересно с вами сотрудничать. Спасибо за работу. Желаю вам дальнейших успехов.

Видео:Словообразовательный разбор – что это такое и как правильно его делать – объясняю на примерахСкачать

Словообразовательный разбор – что это такое и как правильно его делать – объясняю на примерах

На рисунках показано значение омофонов. Составьте и запишите предложения с этими словами, объясните правописание гласных

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)

Ваш ответ

Видео:Тема и основная мысль текстаСкачать

Тема и основная мысль текста

решение вопроса

Видео:Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,280
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

🎬 Видео

Основные способы словообразованияСкачать

Основные способы словообразования

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемныеСкачать

Русский язык. Способы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемные

УЧИМСЯ РАЗБИРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ// МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВСкачать

УЧИМСЯ РАЗБИРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ// МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

Как разобрать слово по составу - объясняю, как правильно сделать морфемный разбор любого словаСкачать

Как разобрать слово по составу - объясняю, как правильно сделать морфемный разбор любого слова

Подготовка к ЕГЭ Основная мысль текстаСкачать

Подготовка к ЕГЭ  Основная мысль текста

Русский язык 2 класс / Тема: Правописание слов с разделительным мягким знакомСкачать

Русский язык 2 класс / Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком

Готовимся к ВПР по русскому языку: как определить главную мысль текста, составить планСкачать

Готовимся к ВПР по русскому языку: как определить главную мысль текста, составить план
Поделиться или сохранить к себе: