Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Что такое падежный вопрос? Падежный и смысловой вопросы

Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Роль падежей

Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы прилагательных, существительных и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Падежная система русского языка

В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть синтаксическая роль и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:

Именительный, или Им. п.– мастер, дом – кто? что?

Родительный, или Р. п. – мастера, дома – кого? чего?

Дательный, или Д. п. – мастеру, дому – кому? чему?

Винительный, или В. п. – мастера, дом – кого? что?

Творительный, или Т. п. – мастером, домом – кем? чем?

Предложный, или П. п.– о мастере, о доме – о ком? о чем?

Все падежи, кроме именительного, имеют название «косвенные» и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служебная часть речи служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.

Видео:Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.Скачать

Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.

Именительный падеж

Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или множественное число, такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.

Например: «Мальчик (падежный вопрос — кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.

А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Родительный падеж

Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и винительного падежей. И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.

  • «Ходит без тапочек (без чего?)».
  • «Суп из рыбы (из чего?)».
  • «Девочка шла от бабушки (от кого?)».

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Дательный падеж

Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?

Например: «Дети скачут по коридору (по чему? – падежный вопрос; где? – смысловой)».

Очень важно различать эти типы вопросов, потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.

Видео:Падежи вопросыСкачать

Падежи вопросы

Винительный падеж

С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.

Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:

«Мышь увидела мышь». – Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: — «Мышь увидела (кого? что?) мышь».

Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Творительный падеж

Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».

Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» — из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое — «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Видео:НА какие вопросы отвечает предложный падеж Школьные вопросы #shortsСкачать

НА какие вопросы отвечает предложный падеж Школьные вопросы #shorts

Предложный падеж

В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:

  • «Мальчик нарисовал (где? в чем?) в альбоме дерево».
  • «Огурцы растут (где? на чем?) на грядке».
  • «Волки водятся (где? в чем?) в лесах».

Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.

Видео:Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать

Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?

Другие падежи

Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.

  • Звательный падеж, или вокатив. Как правило, эту форму используют при обращении к какому-либо человеку. Например: Аня – Им.п., а Ань – звательный. Этот падеж совсем не новообразовавшийся, и его формы сохранились издревле до сегодня в словах «Господи, Боже», «старче», «отче» и так далее.
  • Количественно-отделительный, паритив, или второй родительный. Как правило, в школе все формы этого падежа относят к родительному.
  • Местный, или локатив. Эту форму часто заменяют предложным падежом, однако в некоторых случаях их можно разделить. Например: «о шкафе» — о чем? и «в шкафу» — где?
  • Исходный, или аблатив. В этом случае существительное обозначает место начала действия или движения и от местного выделяется лишь ударением. Например: «вышел из лесу».

Видео:падежиСкачать

падежи

Виды связей в словосочетаниях

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

О чем эта статья:

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:На какие вопросы отвечает родительный падеж? #shorts #викторина #вопросы #саморазвитиеСкачать

На какие вопросы отвечает родительный падеж? #shorts #викторина #вопросы #саморазвитие

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать

Развитие навыка речи, молчания, слушания

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Именительный или винительный падеж? Учимся определять!Скачать

Именительный или винительный падеж? Учимся определять!

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать

Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:русский язык : ПАДЕЖИ и ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАСкачать

русский язык : ПАДЕЖИ и ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежей

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

Поделиться или сохранить к себе: