Игристое или игристое вино ударение

Содержание
  1. Ударение в слове игристое
  2. Значение слова игристое
  3. Предложения со словом игристое
  4. Асти или асти ударение
  5. Ударение мондоро – MONDORO ASTI перевод с английского на русский, translation English to Russian. Англо-Русский толковый словарь
  6. Отличие от шампанского
  7. Игристое вино Mondoro Asti: итальянский брат шампанского
  8. Виды асти мондоро
  9. Производители: как правильно пить белый вермут
  10. Martini
  11. Cinzano
  12. Mondoro
  13. Как подавать и с чем пить мондоро асти?
  14. Мартини: срок годности, состав, крепость и рецепты коктейлей
  15. Как отличить оригинал от подделки?
  16. Подробнее о технологии
  17. Ударение в слове асти
  18. Значение слова асти
  19. Предложения со словом асти
  20. Фонетический разбор слова «асти»
  21. Фонетический разбор «асти»:
  22. Характеристики звуков
  23. Смотрите также:
  24. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  25. Морфологический разбор слова «асти»
  26. Фонетический разбор слова «асти»
  27. Значение слова «асти»
  28. Синонимы «асти»
  29. Карточка «асти»
  30. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  31. Что такое фонетический разбор?
  32. Фонетическая транскрипция
  33. Как сделать фонетический разбор слова?
  34. Пример фонетического разбора слова
  35. Фонетика и звуки в русском языке
  36. Гласные звуки в словах русского языка
  37. Фонетика: характеристика ударных гласных
  38. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  39. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  40. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  41. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  42. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  43. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  44. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  45. Позиционное оглушение/озвончение
  46. Мягкие согласные в русском языке
  47. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  48. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  49. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  50. 10 терминов, которые надо знать, чтобы купить хорошее игристое вино
  51. Шампанское (Champagne)

Видео:ИГРИСТОЕ ВИНО: Что? Когда? Как?Скачать

ИГРИСТОЕ ВИНО: Что? Когда? Как?

Ударение в слове игристое

Видео:Главное о Шампанском и игристых винах за 20 минут! Сомелье - Евгений БогдановСкачать

Главное о Шампанском и игристых винах за 20 минут! Сомелье - Евгений Богданов

Значение слова игристое

вино, насыщенное углекислым газом естественным путём в процессе спиртового броженния сусла или виноматериала в геометрически закрытых сосудах (бутылках, резервуарах)

Видео:ВИННЫЙ МАРКИН | Выпуск 4. ШАМПАНСКОЕ И ИГРИСТЫЕ ВИНАСкачать

ВИННЫЙ МАРКИН | Выпуск 4. ШАМПАНСКОЕ И ИГРИСТЫЕ ВИНА

Предложения со словом игристое

  • Это не только очень красиво внешне, но и необходимо, так как пить теплое игристое – сомнительное удовольствие, тогда как медленно тающий лед лучше всего способствует поддержанию подходящей и постоянной температуры.
  • Фу, ну, слава богу – всегда боюсь я этого шампанского, особенно, когда оно советское, игристое и с титановой проволочкой.
  • Это рассказ о том, как жители Шампани в жесточайших условиях, веками подвергаясь вражеским вторжениям, превозмогая одну беду за другой, создали величайшее в мире игристое вино.
  • Процесс приготовления шампанского вина таким способом является довольно длительным и затратным, но в результате получатся игристое вино очень высокого качества.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»

Видео:Игристое вино [КАВА] - подробный гид по "Испанскому Шампанскому"Скачать

Игристое вино [КАВА] - подробный гид по "Испанскому Шампанскому"

Асти или асти ударение

Видео:Игристые вина из России по классическому способу.Скачать

Игристые вина из России по классическому способу.

Ударение мондоро – MONDORO ASTI перевод с английского на русский, translation English to Russian. Англо-Русский толковый словарь

Вина Асти производятся в Италии. Особым свойством Асти Мондоро считается – слабая крепость. В вине малое количество алкоголя и пьется оно очень легко, не вызывая сильного опьянения. Асти Мондоро игристое вино с завораживающим нежно-золотистым цветом. Изысканные виноградные мускатные нотки плавно перетекающие в медовые, ощущается едва заметная грань фруктового и нежного цветочного аромата. Сладость разбавлена кислинкой, и именно это придает вину особенный и неповторимый вкус. Грушевый и персиковый ароматы смешиваются с ананасовыми нотками. Вкус белого вина Асти Мондоро бесподобен, поэтому поклонников у него много.

Оформлена бутылка вина оригинально и своим внешним видом не похожа на другие. Отличается от других она красивым цветом изумруда. На бутылке имеются достаточно объемные рельефные полосы, которые располагаются от самого горлышка и до низа. Линии расположены и по всему периметру бутылки. На бутылке, в том месте где этикетка, имеются слегка выпуклые точки. Так же есть углубление овальной формы, которое служит ориентиром для этикетки.

Стоит обратить внимание на объем бутылки. Он указывается только в ml или в cl, и не должен быть более 750 мл, кроме тех, что исполнены на заказ. Хранить вино следует исключительно в прохладных и темных помещениях, так как оно не любит яркий свет. Влажность помещения — не более 75%. Вино должно храниться в горизонтальном положении. Если соблюдать правильное хранение, то игристое вино Асти Мондоро длительное время не утратит своих богатых вкусовых качеств. Открытую бутылку вина можно хранить не более двух дней.

Видео:Как выбрать игристое вино на Новый Год? Шампанское, просекко, петнаты | Игристый баттлСкачать

Как выбрать игристое вино на Новый Год? Шампанское, просекко, петнаты | Игристый баттл

Отличие от шампанского

Люди не знающие особенности вина, нередко Асти Мондоро считают — шампанским, что совершенно не так. Это бесподобное по вкусу вино относится к игристым винам Италии. Шампанское изготавливается из винограда сортов Шардоне, Пино Нуар и Пино Мёнье, а Асти только из мускатного винограда сортов Москато ди канелли и Мосато Бьянко. Отличается и процесс изготовления. Для шампанского характерен процесс брожения и только потом добавляют сахар. Асти же не требуется ожидать когда закончится брожение, и кстати сахар не добавляется. За счет искусственного брожения вино становится более сладким и со слегка фруктовым ароматом. Отличительной особенностью еще является то, что в Асти практически не ощущается алкоголь.

Игристое или игристое вино ударение Игристое или игристое вино ударение Игристое или игристое вино ударение Игристое или игристое вино ударениеИгристое или игристое вино ударение

Видео:Как выбрать ИГРИСТОЕ вино? Виды игристых вин по сахару.Скачать

Как выбрать ИГРИСТОЕ вино? Виды игристых вин по сахару.

Игристое вино Mondoro Asti: итальянский брат шампанского

Поклонники шампанского, наверняка, знают, что только напитки провинции Шампань (Франция) могут признаваться настоящим шампанским. Продукт Mondoro Asti отчасти стал исключением. Этот напиток изготавливается в Италии, однако, включается некоторыми экспертами в категорию шампанского. Интригующе? Поразить способен не только этот факт. У шампанского Mondoro Asti есть еще много удивительных особенностей.

Игристое или игристое вино ударение

Первая бутылка этого напитка была выпущена в 1868 году, и уже через 6 лет после появления шампанское стало обладателем своей первой золотой медали за сбалансированный аромат и оптимальное содержание сахара.

Эта награда не стала последней. За годы своего существования шампанское получило еще 10 медалей, и было признано лучшим среди всех итальянских игристых вин. Сегодня итальянцы используют Асти в качестве имени нарицательного, указывающего на то, что прочие игристые вина этой территории входят в категорию шампанских.

Видео:Игристое вино [ЛАМБРУСКО] - что с ним не так, и стоит ли пить?Скачать

Игристое вино [ЛАМБРУСКО] - что с ним не так, и стоит ли пить?

Виды асти мондоро

Игристое или игристое вино ударение
Игристое вино Асти Мондоро можно с уверенностью назвать напитком Богов. Существует несколько его разновидностей с разной крепостью:

  • Мондоро Асти. Содержание алкоголя в этом виде 7,5 градусов. Цвет вина золотистый, а вкус мускатного винограда дополняется медовыми и цветочными оттенками.
  • Мондоро Брют. Содержание алкоголя в этом виде 11%. По цвету вино светло-соломенное, можно сказать практически белое. Изготавливается из мускатного винограда.
  • Мондоро Розе. Содержание алкоголя 9,5 градусов. На вкус более сладкое, чем классическое. Изготавливается из мускатного винограда с добавлением красного. Отличается от других своим нежно-розовым цветом. Оставляет терпкое послевкусие.
  • Мондоро Просеко. Сухое вино с содержанием алкоголя 11%. Отличается от других своим удивительно пикантным вкусом, с яблочными и грушевыми нотками, цветочными мотивами.

Игристое или игристое вино ударение Игристое или игристое вино ударениеИгристое или игристое вино ударение

Видео:Игристые вина и их особенности | Фрейтак виноСкачать

Игристые вина и их особенности | Фрейтак вино

Производители: как правильно пить белый вермут

Игристое или игристое вино ударение

Производство горьких вин-вермутов имеется во многочисленных странах Европы и Азии, в том числе и у нас на Родине сегодня выпускается довольно много разнообразной продукции. Аутентичной ее, конечно же, не назовешь, но качество достаточно высокое, при намного более низкой стоимости. Мировыми лидерами в выпуске «Бьянко», что считается наиболее популярным и востребованным видом напитка, стали Италия и Франция, история винокурения которых уходит корнями в древность.

Martini

Самым известным напитком данного плана на мировом рынке, без сомнений является «Мартини Бьянко». Производство Martini & Rossi было открыто еще во второй половине девятнадцатого века двумя приятелями-виноделами, но белый сорт вышел в «тираж» только в 1910 году. Алкоголь представляет собой сладкий белый вермут, который изначально носил название Bianchissimo (наибелейший). В основу напитка вот уже более сотни лет ложатся вина, типа «Треббиано» и состав из 25 горьких трав. Окончательная рецептура оригинального спиртного не разглашается, это коммерческая тайна производителя.

  • Пить вермут «Мартини Бьянко» принято в качестве аперитива, то есть приблизительно за час до еды. Он довольно легок, не приторен и приятен на вкус, с легкой ненавязчивой горчинкой.
  • Идеально подавать это спиртное в чистом виде не в привычных «мартинках», а использовать для этого старинные стаканы-роксы или олд-фэшн. Хорошо положить в жидкость ломтик лимона или лайма, что значительно улучшит его вкус.
  • Важно понимать с чем пить такой напиток. На закуску обычно подаются оливки или маслины, что вовсе не одно и то же. Первые собирают до того, как они созреют, а вторые уже после того, как плоды приобретут темно-синий цвет, который при консервации становится практически черным. Можно выбрать на закуску крекеры и сыр, мясные деликатесы, главное, чтобы еда не была обильной, чрезмерно сытной и жирной, так как по умолчанию впереди ждет основная трапеза и перебить аппетит не лучший вариант.
  • Коктейли на основе вермута «Мартини Бьянко» пьют с соком лимона, лайма. Порой разводят его и с апельсиновым, яблочным, виноградным, вишневым соком или гренадином.
  • Разведенный белый «Мартини» лучше подавать в специальных бокалах треугольной конической формы на высокой ножке с оливкой.
  • Мужчины могут разводить «Мартини» более крепкими спиртными напитками, к примеру, виски, джином, водкой или текилой. Тогда пропорция составит три части крепкого алкоголя на одну часть вермута.

Подается такой напиток охлажденным до температуры 10-15 градусов по шкале Цельсия. Так наилучшими образом открывается вкус и запах необычного спиртного. Если возможности понизить температуру бутылки нет, стоит просто бросить в бокал замороженные фрукты или обычный лед.

Самым известным напитком данного плана на мировом рынке, без сомнений является «Мартини Бьянко». Производство Martini & Rossi было открыто еще во второй половине девятнадцатого века двумя приятелями-виноделами, но белый сорт вышел в «тираж» только в 1910 году. Алкоголь представляет собой сладкий белый вермут, который изначально носил название Bianchissimo (наибелейший). В основу напитка вот уже более сотни лет ложатся вина, типа «Треббиано» и состав из 25 горьких трав. Окончательная рецептура оригинального спиртного не разглашается, это коммерческая тайна производителя.

  • Пить вермут «Мартини Бьянко» принято в качестве аперитива, то есть приблизительно за час до еды. Он довольно легок, не приторен и приятен на вкус, с легкой ненавязчивой горчинкой.
  • Идеально подавать это спиртное в чистом виде не в привычных «мартинках», а использовать для этого старинные стаканы-роксы или олд-фэшн. Хорошо положить в жидкость ломтик лимона или лайма, что значительно улучшит его вкус.
  • Важно понимать с чем пить такой напиток. На закуску обычно подаются оливки или маслины, что вовсе не одно и то же. Первые собирают до того, как они созреют, а вторые уже после того, как плоды приобретут темно-синий цвет, который при консервации становится практически черным. Можно выбрать на закуску крекеры и сыр, мясные деликатесы, главное, чтобы еда не была обильной, чрезмерно сытной и жирной, так как по умолчанию впереди ждет основная трапеза и перебить аппетит не лучший вариант.
  • Коктейли на основе вермута «Мартини Бьянко» пьют с соком лимона, лайма. Порой разводят его и с апельсиновым, яблочным, виноградным, вишневым соком или гренадином.
  • Разведенный белый «Мартини» лучше подавать в специальных бокалах треугольной конической формы на высокой ножке с оливкой.
  • Мужчины могут разводить «Мартини» более крепкими спиртными напитками, к примеру, виски, джином, водкой или текилой. Тогда пропорция составит три части крепкого алкоголя на одну часть вермута.

Подается такой напиток охлажденным до температуры 10-15 градусов по шкале Цельсия. Так наилучшими образом открывается вкус и запах необычного спиртного. Если возможности понизить температуру бутылки нет, стоит просто бросить в бокал замороженные фрукты или обычный лед.

Cinzano

Еще один очень популярный в мире вермут «Чинзано Бьянко», потому давайте выясним, что это и с чем его пить. Качество этого напитка итальянского происхождения ничуть не отличается от описанного выше, при этом стоимость его гораздо более доступна. Использовать его лучше в качестве аперитива, но и в качестве дижестива напиток допустим.

Игристое или игристое вино ударение

История производства простирается на почти триста лет назад, потому не странно, что этот алкоголь считается главным соперником «Мартини» на рынке, да и в сердцах настоящих гурманов. В начале девяностых годов прошлого века бренд был выкуплен Campari Group, но торговую марку, название и логотип было решено оставить прежними.

  • Оптимальная температура подачи такого спиртного 8-11 градусов тепла. Напиток несколько крепче, чем «Мартини», потому и охлаждать его стоит немного сильнее.
  • Подавать такой алкоголь можно в чистом виде в роксах или стаканчиках для виски, а при разведении, можно наливать и в высокие винные бокалы и «мартинки».
  • Пить вермут «Чинзано Бьянко можно с соками, разводя в пропорции одна часть вермута к двум частям сока. Подойдет апельсиновый, манговый, ананасовый, яблочный и виноградный, главное, тоже предварительно их охладить до нужной температуры.
  • Этот напиток обычно употребляется без закуски, но для разнообразия можно подать морепродукты, к примеру, креветки, крабы, мидии, устрицы, водоросли и многое другое.
  • Твердый элитный сыр и оливки подойдут на закуску к любому типу вермута, так как они помогают максимально раскрыться вкусу напитка.

Оригинальная технология и неповторимые, никому, кроме производителя, неизвестные компоненты, делают напиток прекрасно узнаваемым и горячо любимым в среде настоящих ценителей прекрасного. В основе такого вермута лежит белое вино, выстоянное на травах. В результате алкоголь получается слегка ванильным, насыщенным, с ароматом фруктов и цветов. Интересно, что кроме пяти стандартных видов полынных вин, «Чинзано» выпускает дополнительно еще два собственных: «Лимето» (Limetto) и «Оранчито» (Orancio), с лимонной и апельсиновой цедрой в составе.

Mondoro

Разбираясь, с чем пить вермут «Мондоро Бьянко», следует сперва выяснить, что и эта торговая марка принадлежит бренду Campari Group, как и «Чинзано». Производство открыто со второй половины девятнадцатого века в окрестностях Турина, но интересующий нас напиток стали выпускать совсем недавно.

  • Охлаждать напиток до подачи следует до 8-10 градусов. Это оптимальная температура, чтобы не замерз язык и рецепторы позволили насладиться непередаваемым вкусом, наполненным свежестью итальянских виноградников.
  • Идеальная закуска к «Мондоро Бьянко» – это оливки и маслины, на них и стоит сделать упор. Можно, к примеру, приготовить разнообразные бутербродики на шпажках с этими плодами, легкие салаты, а можно и просто «заедать» маслинами.
  • Пить неразбавленный напиток лучше из стаканов, а вот коктейли отлично «идут» к винным бокалам и «мартинкам».
  • Мужчины часто делают коктейли с более крепкими компонентами и таким вермутом. Можно взять водку, текилу, джин, ром или виски.

В отличии от предыдущих производителей, на сегодняшний день итальянский бренд Mondoro экспортирует вермут «Бьянко» исключительно в Россию и страны СНГ. Возможно, в будущем это изменится, но пока ситуация обстоит именно так.

Видео:Какой ASTI лучше?! Сейчас сравним!Скачать

Какой ASTI лучше?! Сейчас сравним!

Как подавать и с чем пить мондоро асти?

Как правило, игристые вина Asti Мондоро подаются в высоких бокалах. Допустимая температура напитка при подаче 6-8С. Из маленьких бутылочек, изготовленных на заказ, вино пьют через соломинку, на которую нанизана клубника. Ароматное и нежное Асти не нуждается в закуске. Можно дополнить мороженым, фруктами, различными десертами, орехами, желе. Мондоро не сочетаются плотные закусками, подойдут легкие фруктовые салатики. Идеально сочетается с морепродуктами, семгой и форелью — только рыба должна быть слабосоленой. Мондоро прекрасная основа для приготовления ароматных коктейлей.

Видео:Шампанское и Игристые Вина #26Скачать

Шампанское и Игристые Вина #26

Мартини: срок годности, состав, крепость и рецепты коктейлей

Что представляет собой напиток мартини? Начнем с того, что это определенный сорт вермута и игристых вин, крепость которых обычно варьируется от 16 до 18 градусов. Отличительная особенность мартини, как и любого другого вермута – это полынь, которая входит в состав.

Помимо нее, в состав напитка входит еще порядка 35 видов растений, которые и создают этот неповторимый вкус.

Радует, что срок годности мартини практически не ограничен, если бутылка закрыта (хотя гарантийный срок, в течение которого напиток обязательно сохраняет свои свойства, составляет 5 лет).

Всего насчитывается порядка семи основных видов напитка: Bianco – белый вермут с пряным вкусом. Отличительная особенность – аромат ванили.

Rosso – красный вермут, в состав которого входит карамель.

Отличительная особенность – приятная горчинка.

Rosato – розовый вермут. Отличное сочетание красного и белого вина в одной бутылке.

Видео:Чем отличается просекко от шампанского? Смотри на технологию производства!Скачать

Чем отличается просекко от шампанского? Смотри на технологию производства!

Как отличить оригинал от подделки?

Первое на что должно бросаться в глаза это – как наклеены этикетки на бутылку. Оригинал отличается тем, что все фрагменты ровно наклеены, нет излишек клея. Надписи на этикетке ровные, четкие. Этикетка содержит всю информацию об изготовлении, составе (обязательно указан сорт винограда). Следует знать, что при изготовлении игристого вина Асти Мондоро не используется темный виноград, поэтому если в составе есть, значит вино не оригинальное. Важной составляющей является штрихкод производителя, чего нет на поддельной бутылке. Содержание алкоголя не более 7,5%.

Видео:Топ-3 игристых вина!Скачать

Топ-3 игристых вина!

Подробнее о технологии

Чтобы создать настоящее игристое вино Mondoro Asti необходимо соблюсти несколько условий:

  1. Использовать только мускатные сорта винограда, которые выросли на гористой местности.
  2. Прервать период брожения. При этом мало только остановить процесс брожения, важно выбрать нужный момент, который могут подгадать только настоящие асы в области виноделия.

Несмотря на уникальность технологии и вкуса, шампанское Mondoro Asti долго не могло выйти из тени шампанского, считавшегося классикой. Признания удалось достичь сразу после того, как напиток попал на территорию Америки. Местные дегустаторы, избалованные коньяками и дорогим виски не сразу признали новый вкус, но вскоре слава Mondoro Asti разнеслась по всему континенту.

Видео:шампанское #4 Российское игристоеСкачать

шампанское #4 Российское игристое

Ударение в слове асти

Видео:Новый год и шампанское! Как выбрать игристое вино к новогоднему столу. Встречаем Новый год правильноСкачать

Новый год и шампанское! Как выбрать игристое вино к новогоднему столу. Встречаем Новый год правильно

Значение слова асти

Мускатное игристое вино, вырабатываемое в Италии с XIX века. Имеет светло-желтый цвет и содержание спирта 6-9%.

Видео:Чем отличается Шампанское от Игристого винаСкачать

Чем отличается Шампанское от Игристого вина

Предложения со словом асти

  • С тех пор как я встретил императора, с апреля и до месяца сентября императорское войско дважды промерило маршем Италию, в первый раз от Ломбардии до Рима, второй раз в обратном направлении, по змееобразно извитому пути от Сполето на Анкону, потом в апулийские области и снова в область Романьи, затем в Верону, в Тридент, в Бозен, перевалило через горный хребет и наконец возвратилось в Германию.
  • Но во все эти гравюрки моя память, с какой бы любовью она их ни восстанавливала, бессильна вложить давным-давно мною утраченное, вложить чувство, которое заставляет нас не смотреть на предмет как на зрелище, а верить в него, как в существо, не имеющее себе подобных, – вот почему ни одна из них не имеет власти над целой эпохой в моей внутренней жизни, как властвуют над нею воспоминания о разных видах, которые принимала комбрейская колокольня в зависимости от того, с какой улицы, расположенной за церковью, я на нее смотрел.
  • Я не ожидал, что она даст ключ к уразумению таинственной сущности гения и объяснению тех странных религиозных маний, которые являлись иногда ядром великих исторических событий, что она поможет установить новую точку зрения для оценки художественного творчества гениев путем сравнения их произведений в области искусства и литературы с аналогичными произведениями помешанных и, наконец, что она окажет громадные услуги судебной медицине.
  • Он надломился внутри, и не было средства спасти его.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»

Видео:ИГРИСТОЕ ВИНО — слепая дегустация шампанского до 1500 ₽Скачать

ИГРИСТОЕ ВИНО — слепая дегустация шампанского до 1500 ₽

Фонетический разбор слова «асти»

Видео:Игристое вино и еда. Лучшие сочетания от SimpleСкачать

Игристое вино и еда. Лучшие сочетания от Simple

Фонетический разбор «асти»:

Видео:Полусладкое Игристое вино на новогодний стол Абрау-Дюрсо Виктор Дравиньи Victor DravignyСкачать

Полусладкое Игристое вино на новогодний стол  Абрау-Дюрсо   Виктор Дравиньи  Victor Dravigny

Характеристики звуков

Видео:Натуральное игристое [ПЕТНАТ] - что за вино, и как его пить?Скачать

Натуральное игристое [ПЕТНАТ] - что за вино, и как его пить?

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «асти»

Фонетический разбор слова «асти»

Значение слова «асти»

Синонимы «асти»

Карточка «асти»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

10 терминов, которые надо знать, чтобы купить хорошее игристое вино

Иллюстрация: Мария Петрова

Согласитесь, сейчас модно разбираться в винах, поэтому мы считаем полезным навыком знание базовой винной терминологии. Начнем с игристых вин и связанных с ними непонятных слов, которые вы можете прочесть на этикетке или услышать от сомелье. Понимая их значение, вы сможете выбрать то игристое, которое явно придется вам по душе, или же попробовать что-то новое. Итак:

Шампанское (Champagne)

Игристое или игристое вино ударение

Это как раз слово понятное и довольно часто употребляемое, хотя и не всегда к месту. Шампанскими называют исключительно вина, которые производят в регионе Шампань во Франции. Все, что не произведено в Шампани, «шампанским» называть не стоит. Уверены, что вы об этом знаете — просто напоминаем на всякий случай. Вина Шампани (но не только они) выполнены по классическому методу, о нем – ниже. Почему Champagne – это круто? Шампанские вина – самые дорогие игристые в мире, они до сих пор являются законодателем стиля в игристых, хотя в последние годы их начали теснить производители итальянского просекко (prosecco), испанской кавы (cava) и других игристых, более бюджетных, но не менее ярких и интересных. Однако Шампань – это вечные ценности.

Классическая шампанизация (Méthode champenoise / Méthode traditionnelle)

Если вы видите на этикетке надпись méthode champenoise или méthode traditionnelle, перед вами – образец шампанского, кавы, креманов, франчакорты или других благородных игристых вин, которые произведены классическим способом. Вкратце, суть данного метода в том, что вторичное брожение (превращение базового вина в игристое, с пузырьками) происходит в бутылке.

Как это происходит: базовое вино (без пузырьков) наливают в бутылку, добавляют немного дрожжей и сахара, запускают процесс брожения. Дрожжи (а это микроорганизмы) поедают сахар, в результате выделяют алкоголь и углекислый газ (те самые пузырьки), размножаются, умирают и выпадают в осадок, который называется дрожжевым. По завершении брожения игристое остается в бутылке для выдержки.

Почему игристые, произведенные по классическому методу, – это круто?

Они имеют более комплексную ароматику и тонкий вкус, который ценят знатоки.

Игристое или игристое вино ударение

Выше мы уже упомянули такое понятие, как выдержка. Это процесс, при котором в вине, находящемся в бутылке, развиваются интересные сложные ароматы (термин относится, кстати, не только к игристым, но и к тихим винам). В некоторых случаях срок выдержки указывают на этикетке, но чаще всего о ней вам скажет сомелье. Выдержка игристого в бутылке может длиться от нескольких месяцев до 10 лет.

Почему выдержка для игристых – это круто?

В результате выдержки на дрожжевом осадке (классический метод) в игристых винах образуются ароматы хлебной или сырной корочки, сдобы, сливок или бисквита.

Игристое или игристое вино ударение

В виноделии этот термин обозначает год сбора винограда, из которого производится вино. Для тихих вин чаще используют термин «винтаж», обозначающий то же самое. Однако понятие «миллезим» прижилось именно применительно к игристым.

Если вы видите на этикетке шампанского надпись Millésime, это означает, что для его создания использовался виноград с определенного виноградника и определенного урожая (год урожая, как правило, также указывают).

Почему Millésime – это круто?

Миллезимность – признак вин высокого качества, дорогих игристых с неповторимым, уникальным ароматом и вкусом. Сделать достойное игристое из одного урожая — особый талант и удача винодела. Миллезимы делают в лучшие годы и ценят очень высоко.

Игристое или игристое вино ударение

Это слово происходит от французского «бочка» (cuve), и все значения, в которых оно используется в винной терминологии, так или иначе связаны с бочкой. В случае с игристыми винами термин кюве означает, что для его производства используют вина разных годов, сортов и разных виноградников, собранных в одной бочке. Так формируют базовое вино, в которое затем добавляют дрожжи и сахар и запускают процесс вторичного брожения. Для чего такие сложности? Кюве имеет более интересный, сложный и многогранный аромат, чем «одинокое» вино в не слишком удачный год.

Почему Сuvée – это круто?

Вообще, Сuvée – маркировка лучших вин определенного региона. Эта надпись на этикетке означает, что вино отличается от базовой линейки. Если же на этикетке написано Сuvée Prestige – перед вами настоящее произведение винного искусства. Наслаждайтесь.

Blancs de Blancs и Blancs de Noir

Blancs de Blancs – «белое из белых», Blancs de Noir – «белое из темных», названы так в соответствии с сортами винограда, из которых они произведены, и технологией производства. К примеру, классические сорта винограда в Шампани: белый «шардоне», темный «пино-нуар» и темный «пино-менье». Соответственно, Blancs de Blancs делают из «шардоне», Blancs de Noir – чаще всего из «пино-нуара». Как получают «белое из темных»? Минимизируют контакт вина с кожицей, в которой находятся красящие вещества. Цвет вина при этом остается светлым.

Почему Blancs de Blancs или Blancs de Noir – это круто?

Такие вина обладают более выраженными сортовыми особенностями и оригинальностью в аромате и вкусе.

Метод Шарма – Мартинотти (Charmat-Martinotti method)

Игристое или игристое вино ударение

Этот метод производства игристых назван в честь его создателей – француза Эжена Шарма (ударение на последнее «а») и итальянца Федерико Мартинотти. Его отличие от классического метода в том, что вторичное брожение (мы уже помним, что это процесс, в результате которого в вине образуются пузырьки) проходит не в бутылке, а в большой металлической емкости (как правило, это резервуар из нержавеющей стали).

Почему метод Шарма – это круто?

По этому методу производят всеми любимое Prosecco – свежее, цитрусовое, цветочно-фруктовое: такой производственный процесс позволяет сохранять в вине его яркую, оригинальную, природную ароматику, насыщенность и кислотность.

Все эти «брюты» (Brut Nature, Extra Brut, Brut)

Это маркеры, которые указывают на тип игристого, связанный с количеством содержащегося в нем сахара, – для категории брютов оно достаточно небольшое. Понимание этих маркеров поможет выбрать то игристое, которое оптимально подойдет вам с точки зрения кислотности.

Brut Nature (иногда его также называют Brut Zero) – самый сухой представитель в категории брютов (не более 3 г сахара на 1 литр вина), для тех, кто любит кислотные вина.

Extra Brut – некритично отличается от Brut Nature, в нем чуть-чуть больше сахара (до 6 г на литр), разницу во вкусе почувствует, скорее всего, только опытный дегустатор.

Brut – самый сладенький в семействе брютов (до 12 г сахара на литр), все еще обладает высокой кислотностью, но более сбалансирован во вкусе – это самый понятный и популярный тип брютов.

Степень «сухости» (Extra Dry, Dry, Semi-Dry, Sweet)

Опять же маркер, связанный с содержанием сахара, но уже в другой категории игристых. Что означают эти надписи на этикетке?

Extra Dry (он же Extra Sec / Extra Seco / Extra Trocken, в зависимости от страны-производителя) – звучит достаточно сухо, но все же менее брутально, чем «брют». В этих винах содержится от 12 до 17 г сахара на литр. Как это выражается во вкусе? По ощущениям, такие вина чуть мягче и менее кислотные, чем Brut.

Dry (Sec / Seco / Trocken) – название пытается нас убедить в том, что это все еще сухое вино, но на деле – нет. Содержание сахара здесь на грани допустимого для тех, кто не пьет сладкие вина (диапазон – от 17 до 32 г на литр).

Semi-Dry (Demi-Sec / Semi-Seco / Halbtrocken) – по ощущениям ближе к тому, что мы привыкли называть «полусладким», вина очень ароматные, насыщенные и понятные. Содержат от 32 до 50 г сахара на 1 литр.

Sweet (Doux / Dolce / Mild) – а вот это уже реально сладкое игристое, в котором содержится много сахара (более 50 г на литр). Фактически это десертное вино, в бутылке которого сахара больше, чем в банке кока-колы. Подойдет ли оно вам, решайте сами.

Игристое или игристое вино ударение

Это слово вы не найдете на этикетке, но наверняка услышите его от сомелье. В наших реалиях это слово звучит немного смешно, особенно когда кто-то, с умным видом глядя на бурление пузырьков в бокале игристого, говорит: «Какой интенсивный перляж!» На самом деле этот термин (от французского perle – жемчужина) как раз и означает игру пузырьков, поднимающихся от донышка к краю бокала.

Почему перляж – это круто?

Помимо приятного покалывания на языке, перляж может многое сказать о вине. Для опытного дегустатора перляж так же важен, как аромат и вкус, – это один из показателей качества игристого. Перляж может быть интенсивным, устойчивым, в некоторых случаях он может длиться до 40-60 минут. Если же игра пузырьков в бокале кажется вам слабоватой, не огорчайтесь: интенсивность перляжа может зависеть от формы бокала и даже от того, каким моющим средством он был вымыт. И кстати, вы знаете, что, по разным данным, в бутылке игристого может содержаться от 10 до 250 миллионов пузырьков?

И в качестве бонуса – еще несколько словечек, которых вы не найдете на этикетке, но которыми можете запросто блеснуть в компании, распивающей игристое.

Представьте: подвал, приглушенное освещение, прохлада (здесь специально поддерживают особый микроклимат). На деревянных пюпитрах лежат бутылки шампанского. Так вот для того, чтобы по завершении выдержки из них можно было легко удалить дрожжевой осадок, его необходимо переместить к горлышку каждой бутылки. Перемещать осадок нужно очень плавно и осторожно. Этот процесс и называется «ремюаж».

Бутылки день за днем понемногу поворачивают, буквально на несколько градусов, и слегка наклоняют горлышком вниз. По мере изменения угла наклона осадок постепенно скапливается в горлышке бутылки и впоследствии удаляется под давлением. Ряд виноделен до сих пор производит процесс ремюажа вручную – это делают специалисты, которые называются «ремюажье». Один такой специалист способен за день повернуть до 40 000 бутылок.

Игристое или игристое вино ударение

После ремюажа наступает дегоржаж: удаление того самого дрожжевого осадка, скопившегося в горлышке бутылки. Существует два способа дегоржажа.

Первый: горлышко бутылки погружают в охлаждающий раствор и замораживают до температуры –27С. Осадок превращается в ледышку. Бутылку откупоривают, и осадок-ледышка вылетает из нее под давлением.

Второй (используется для особых случаев и эксклюзивных вин): бутылку не охлаждают, мастер дегоржажа держит ее горлышком вниз, быстро откупоривает и поднимает таким образом, чтобы вылилось как можно меньше содержимого. Для полноты картины добавим, что термин «дегоржаж» происходит от французского gorge – горло.

Игристое или игристое вино ударение

Все просто: это проволочная уздечка, которую надевают на пробку игристого. Мюзле удерживает пробку и не дает ей самопроизвольно «выстрелить» из бутылки. Есть легенда, что мюзле – изобретение прекрасной вдовушки мадам Клико, которая выдернула проволоку из своего корсажа, чтобы закрепить пробку. Скорее всего, выдумка, но какая красивая!

Вам уже наверняка доводилось видеть, как отважный сомелье или ваш подвыпивший товарищ специальным длинным и неострым ножом лихо отрезает горлышко бутылке игристого. Если нет – вы запросто можете найти видео в YouTube или пронаблюдать процесс вживую на винных фестивалях или в винных барах столицы. Этот эффектный способ откупоривания игристого и называют «сабраж» (от французского sabre – сабля). Изобрели его в период наполеоновских войн. И здесь вновь фигурирует легендарная мадам Клико: по одной из версий, французские офицеры старались таким образом произвести впечатление на красотку – владелицу винодельни. Они гарцевали вокруг ее шато и откупоривали саблями приобретенные у мадам бутылки. Выглядит круто, но не рекомендуем воспроизводить этот трюк в домашних условиях – лучше пройти небольшой мастер-класс у специалиста-сомелье.

Поделиться или сохранить к себе: