Словосочетания в научном стиле

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Речемы научного стиля

Важным строительным материалом научного текста и стилевым маркером научной речи является словосочетание как структурированная номинативная единица и функциональная целостность. На этой основе образуются различные синтагмы, см. хотя бы в предыдущем текстовом примере: стилистическое единство, автор произведения искусства, творцы стиля эпохи, более внимательное изучение стилей, большинство высокохудожественных произведений, один из признаков их художественного богатства. Фактически позицию члена предложения здесь занимает не отдельное слово, а словесная структура, характеризующаяся логико-понятийной цельностью значения. Часть таких структур — это составные термины (атмосферное давление, культ предков, коэффициент полезного действия), другая часть — свободные словосочетания (перепады давления, изучение начертательной геометрии, следовать культу предков). В стилистическом отношении научна;] речь настроена на стандартную сочетаемость, что полностью согласуется с информативной доминантой языка науки. Используются все разновидности стандартных сочетаний книжных и межстилевых (нейтральных) лексических единиц. В структурном отношении наиболее распространены именные словосочетания, субстантивные и атрибутивные. Они встречаются как в области терминологии, так и за её пределами. Атрибутивные словосочетания полностью отвечают основной функции данных синтаксических единиц: они служат номинативному уточнению родового понятия: славянское язычество, шаманский ритуал, дифференциальное уравнение. Парадигмы таких речем одновременно организуют видовую дифференциацию понятия (материальная культура и духовная культура; знаменательные и служебные части речи; металлические, керамические, деревянные украшения).

Наиболее употребительны в научной речи субстантивные именные словосочетания с зависимым существительным в родительном падеже (эволюция мировоззрения, роспись пещер, необратимость процесса, средства производства, способ нагревания, теория множеств, атомы углерода, значение слова). Это грамматическое клише может распространяться путем последовательного приращения форм родительного падежа, а также подключения согласованных определений на той или иной ступени распространения. Комбинации субстантивных и атрибутивных именных словосочетаний являются повсеместным стандартом научного изложения: физика твёрдого тела, особенности композиции художественных произведений; материальные признаки социального превосходства, изменение форм погребального обряда, объективные критерии определения границ процесса, потребности светского общественного строя Древней Руси.

Примененный родительный падеж имени существительного -одна из самых частотных лингвем научного текста. Возможно, высокая частотность данной формы и всей формулы данного субстантивного словосочетания связана с той ролью, которой они наделены в тексте. В научной речи употребителен родительный падеж со значением целого, тогда как формально управляющее им главное слово словосочетания указывает на аспект, часть целого, действие с целым и др.: композиция (аспект) произведения (целого), форма слова, редактирование текста, часть речи, спряжение глагола, запуск космических станций, отработка аппаратуры. Подобные структуры удобны для последовательного логического деления содержания текста, что чрезвычайно важно в сфере науки.

Речема [сущ. + сущ.р,,] характерна для всех книжных стилей. Научной, деловой или другой более конкретной её делает лексическое наполнение, ср.: синтез белка, смещение линий спектра, кривая изменения блеска затемнённых переменных (научный стиль) и выполнение плана, охрана труда, снижение трудозатрат, выплата компенсаций, развитие пенсионного обеспечения (официально-деловой стиль).

Глагольно-именные словосочетания в научной речи устойчиво воспроизводимы. Это связано и с формально-грамматической ролью глагола, и с фразеологизацией стандартов: вести поиски, придерживаться взглядов, отвечать принципу (чего, какому), входить в состав (чего), выражаться отношением (каким).

Причастия и деепричастия широко применяются в научной речи — как в одиночном, так и в распространённом виде: Используя лучистую энергию Солнца, посредством механизма, суть которого нам до сих пор непонятна, именно живое вещество при обычных температурах и давлении производит химические изменения, которые в областях нашей планеты, лишённых жизни, достигаются только при огромных давлениях и повышенных температурах. Построенные на специфически научной лексике или более нейтральные по лексическому составу, книжные по грамматико-стилистической отмеченности, причастные и деепричастные обороты (обособленные определения и обстоятельства) — это типичнейшая черта научного стиля. Отметим её также в качестве важного средства логического деления информации на более и менее важную. Обособление указывает на неглавную роль заключённой в нём информации, последняя дополнительна по отношению к той, что выражена в основном корпусе высказывания.

Таким образом, сочетаемость слов в научном стиле практически полностью стандартна. Тяжеловатые для неподготовленного восприятия двучленные и многочленные именные сочетания книжных лексических единиц, разбавленные более короткими книжными и нейтрально-книжными, составляют основную массу текста. По внутренним требованиям логики и текстового ритма иногда они перемежаются контрастирующим явлением: отсутствием или малым количеством словосочетаний. Короткие фразы такого типа обычно выделяют логически значимое суждение или композиционно важный отрезок текста. Например: Ситуация эта существует около тысячи лет. Эта начальная фраза из исторического труда открывает абзац в 17 строк, в котором за нею следует разъяснение причин данного коротко сформулированного положения. При этом используются преимущественно обширные (до 29 слов) предложения, включающие в себя типичные именные словосочетания (какая-то часть накольчатых (лендельских) племён, славянский этногенетический процесс, инородные племена со стороны Северного моря и Балтики, один из центров развития этой мегалитической культуры и др.), причём предложения ещё и осложнены однородностью, обособленными оборотами.

Из числа закреплённых приёмов выразительности научная речь отбирает немногие. В этой сфере особенно ярко проявляется ориентация па информативность и открытую логичность стиля. Все фигуры, нацеленные на усиление интенсивности, эмоциональной насыщенности, образной силы впечатления, создающие эффект неожиданности, парадоксальности, — отвергаются. В академической речи практически не применяются такие фигуры, как амплификация, зевгма, оксюморон, анадиплосис (стык), градация, эллипсис, фигура умолчания и ми. др. С осторожностью отбираются для использования только те приёмы, которые отражают логические соположения, да и они заполняются особым лексическим материалом (обычно книжным по стилистической окраске). Такие фигуры, как антитеза, анафора, асиндетон, полисиндетон, синтаксический параллелизм, выступают в функции организатора логического деления текста, помогают установлению логической связи содержательных фрагментов текста, в том числе крупных. Так, например, группы однородных членов предложения, образующие перечислительные ряды с союзами (полисиндетон) или без союзов (асиндетон), на логических основаниях разделяют и в то же время связывают между собой однопорядковые объекты, в авторской речи чаще всего умозрительные, в иллюстрациях — конкретно-предметные: Для стиля эпохи характерны и излюбленные темы, мотивы, подходы, и повторяющиеся элементы внешней организации произведений — перечислительный ряд фиксирует признаки стиля, причём с их внутренней группировкой; Многие конструктивные приёмы в готической архитектуре были открыты в английской готике раньше, чем в континентальной: например, стрельчатая арка (собор в Чичестере, восточный трансепт собора в Линкольне), нервюрный свод (собор в Дареме) — двойной перечислительный ряд.

Применение фигур речи не играет заметной роли в научном тексте, но при их использовании возрастает чёткость сопоставлений, формируется представление о полноте раскрытия проблемы, адресату легче воспринимать взаимосвязь явлений, о которых идёт речь, так что данные модели входят в арсенал речем научного стиля. Приведём ряд примеров (Ъ — знак абзацного деления).

  • 1) Под термином «консолидация» фактически подразумевают два разнотипных процесса. 7 Первый из них — межэтническая консолидация. Она представляет собой . Второй — внутриэтническая консолидация, при которой . Шрифтовым способом выделен приём синтаксического параллелизма, эксплицирующий выделение видовых терминов. Видовая однотипность подчёркивается использованием порядковых числительных. Соотносительность терминов подчёркнута префиксальным противопоставлением: меж- и внутри-. Далее в тексте научной статьи применяются внутренние заголовки: межэтническая консолидация и внутриэтническая консолидация.
  • 2) Снаружи замок построен в стиле поздней английской готики. Внутри же он выстроен в стиле римской античности. Типично научная антитеза, основанная на языковых антонимах Она абсолютно прозрачна и совсем не подразумевает экспрессивного эффекта, единственная цель — организовать логическое противопоставление. Подкрепляется синтаксическим параллелизмом и лексическим корневым повтором сказуемых.
  • 3) Примерами естественной ассимиляции могут служить. Z Подобными же процессами связаны. И Ассимиляционные процессы идут и в. Продемонстрирована анафора (единоначатие) в типичном научном применении. На основе семантического и лексико-семантического повтора начальных фраз абзацев обеспечивается тесная логическая связь этих фрагментов, в приведённой иллюстрации отождествительная. Гадать о характере связи не приходится, поскольку она эксплицирована дополнительно (см. конкретизаторы подобными же, и в). Научная анафора обычно не характеризуется полным лексическим тождеством начальных фрагментов аналогичных фраз, здесь естественна и относительная свобода расположения повторяющегося фрагмента, однако общая идея синтаксического параллелизма всё же не нарушается.
  • 4) Якутский комплекс оформления шаманских костюмов представлен кафтанами трёх покроев: со станом в талию, цельношкурным с клиньями и прямоспинным. На всех якутских кафтанах, без различия покроя, мы можем отметить специфическое якутское оформление. Оно по сравнению с алтайским, тувинским, тофаларским и хакасским содержит значительно большее количество металлических подвесок разного рода. Использование однородных членов предложения без союзов демонстрирует заботу автора о полноте и точности логического ряда, отнюдь не нацеленного специально на задачу выразительности. Такие ряды либо собирают видовые разновидности родового явления, либо организуют выделение какого-либо явления (здесь — якутского шаманского кафтана) в ряду подобных. Целостное экспрессивное задание отсутствует даже при обширности перечислительного ряда, например: В Сицилии могут быть отмечены влияния финикийцев, греков, карфагенян, римлян, готов, византийцев, арабов, норманнов, немцев, французов, испанцев, австрийцев, англичан.Это наталкивает на вопрос: фигура ли это (в данном случае асиндетон)?
  • 5) Эти изменения вызваны совокупным действием этнических, демографических и миграционных процессов. В нашей статье речь пойдёт о процессах этнических.Инверсия в научной речи служит целям логического выделения инверсированного слова, в данном случае акцентируется вид процесса.
  • 6) Что такое эклектика и какова её роль? (далее следует раскрытие обеих позиций); При каких условиях появляются в земной коре алмазные атомы и графитные атомы? (далее следует характеристика этих условий). Использование «лекторского вопроса» имеет общее с другими приёмами направление. Форма вопросительного предложения служит способом ввода в проблему или помогает композиционно-логическому структурированию текста. Обычно данный приём используется при постановке проблемы или организации вводной части структурированного фрагмента. Такое применение вопросительного предложения далеко уводит его от фигуры риторического вопроса, усиливающего эмоциональность высказывания и рассчитанного на эмоциональный отклик адресата. Лекторский вопрос нацелен на прослеживание авторской логики и направляется интересами её понимания адресатом.

Таким образом, научная речь весьма избирательна по отношению к риторическим фигурам, а также функционально специализирована в области отобранного. Доминирование информационно-логической программы и в этой области бесспорно.

Переходя к характеристике научного стиля на основе понятия функционально-смыслового типа речи (ФСТР), мы вплотную приближаемся к тексту. Функционально-смысловой тип речи -это столько же речевая структура, сколько и текстовое образование. Типичные для научной речи структуры такого рода — это рассуждение и описание. Повествование (нарратив) используется фрагментарно и по особым коммуникативным требованиям (в изложении хода эксперимента, истории вопроса, реальных подступов к решению проблемы, в отдельных иллюстрациях).

Различая эмпирические и теоретические научные тексты [1] , отметим их различную функционально-смысловую ориентированность. Эмпирический текст является отражением эмпирического познания. Он строится на осмыслении суммы научных данных (определении их характерных признаков, группировки по выделенным признакам) и классификации как итоге такого анализа. Его оптимальным завершением является установление эмпирического закона, основывающегося на предшествующем анализе. Всем этапам данного типа познания соответствуют содержательные фрагменты соответствующего текста, получающие типичное речетекстовое оформление, причём классификационное описание в эмпирическом тексте играет очень важную роль.

Например, в статье Д. С. Лихачёва «Контрапункт стилей как особенность искусств» рассматривается материал европейского искусства под углом зрения совмещения нескольких стилей в одном произведении. Предварительно обосновывается целесообразность выбора материала и формулируется основание этого выбора: Наиболее простые и наглядные примеры сочетания различных стилей даёт архитектура (начальное предложение). 7. Особенно богата соединениями различных стилей история английского искусства (начальное предложение 2-го абзаца; искусство здесь сведено к архитектуре). Далее весь этот раздел статьи представляет собой сумму описаний, сначала английской архитектуры (демонстрируется мысль о совмещении английской готики с другими архитектурными стилями), затем архитектуры Сицилии, затем — в обобщающем виде — европейской архитектуры в целом. Описательные блоки, особенно обширный первый, состоят из описательных же фрагментов, па конкретных примерах умножающих мысль автора о соединении стилей. Во всей этой достаточно сложной структуре, дополненной к тому же авторскими отступлениями и параллелями, доминирует типичная для описания статичность изложения: автор организует ряд научных данных, характеризуя их по отличительным признакам совмещающихся архитектурных стилей. Весь раздел строится па повторении логической структуры «Ы представляет собой соединение стилей», сказуемое представляет собой повторено четырежды. Проявляется единство аналитического подхода, терминологическая точность, фактическая обеспеченность. Соблюдается стандартная композиционная структура описания: от краткого общего ввода — к пространной детализации. Детализация основана на перечислении признаков с вводом по речевым моделям «для NN характерно [что]», «здесь наблюдается [что]» и др.: То же структурное единство двух стилей характерно для английской живописи и английской скульптуры; Здесь введён контраст двух стилей; Перед нами ослабленные формы соединения различных стилей.

Если целью научного текста является представление классификации, то разобранная выше функционально-смысловая структура (группировка материала на основании характерного признака) вписывается в текст как его часть. В виде описания оформляется также характеристика каждого отдельного класса объектов, в числе других классов, выделенных на том же основании. Кроме того, в тексте-классификации предварительно требуется определить объём изучаемого понятия (явления) и характер его функционирования, а также обсудить основание (основания) деления исходного объекта (исходного множества объектов) на классы. Обе эти задачи опять-таки могут оформляться описательным способом. Так, в объёмной научной работе Е. Д. Прокофьевой «Шаманские костюмы народов Сибири» вводная часть строится в виде композиции описательных фрагментов (представим их содержание, цитируя обобщённые вводы описаний цитатным способом): в изучаемый период. у одних народов бытовая сложный комплект шаманской одежды (характеризуется, у каких народов, из чего состоял комплект) > другие пароды не имели такого полного комплекта (описание по той же модели) > шаманский костюм включает в себя (детализируется, что именно) (описывается, наряду с какими и каких именно представлений) > основное значение шаманского костюма — зверь или птица (описывается, какие именно и как оформлены костюмы) > шаманский костюм изготовлялся строго по традиции (описывается, как поддерживалась традиция) > мы исследуем материал, из которого изготавливали костюм, и его покрой, а также основные комплекты подвесок (описываются самые характерные признаки материала, покроя, подвесок). Далее автор последовательно представляет свою систематизацию материала, соединяя два основания: вспомогательное этнографическое (разделы Ненцы; Энцы; Нганасаны; Кеты; и др., по этнонимам народов Сибири) и основное материально-культурное, которому соответствует единый план рассмотрения (материал, покрой, подвески шаманского костюма). Каждый вид и подвид описывается в деталях.

Таким образом, повсюду, где осуществляется констатация научного положения, информация вводится автором без демонстрации доказательства, в научной речи применяется функционально-смысловой тип речи «описание». По крайней мере, три такие позиции наблюдаются повсеместно: это представление объекта исследования, исходной теории и класса понятий. Классификация в целом представляет собой сумму описаний.

Теоретический текст отражает ситуацию теоретического (абстрактно-логического) познания, которое происходит в условиях сформированной научной картины мира. Учёный представляет собственную идею, отталкиваясь от определённой научной концепции, развивая её или, реже, противостоя ей. В теоретическом тексте отражаются такие фазы исследования, как осмысление исходной теоретической системы, в рамках которой действует автор; построение собственной теории на базе выдвигаемой автором гипотезы; объяснение эмпирического знания на базе выдвинутой теории. В стилистике научной речи применяются свободные терминологические параллели «старое знание» для первой фазы теоретического познания и «новое знание» для второй и третьей фазы [2] . «Старое знание», как правило, преподносится описательно: Для дальнейшего понимания связи сознания и цивилизации вспомним сформулированный Декартом закон мышления, имеющий отношение ко всем человеческим состояниям. По Декарту (далее — изложение содержания закона), «Новое знание», т.е. собственная концепция автора-учёного, требует использования рассуждения, т.е. применения аргументативных структур. По данным Т. Б. Трошевой, количество ФСТР «рассуждение» с развитием науки всё увеличивалось, аргументативные предложения в XX в. достигают объёма в 45% от общего числа предложений научного текста [3] . Рассуждение может быть частным фрагментом, реализованным в виде сложноподчинённого предложения с придаточным предложением причины или следствия, более крупным фрагментом, состоящим из ряда предложений, а может и составлять композиционно-логическую базу всей основной части научного текста, содержащей «новое знание». Аргументативные структуры могут соединяться в блоки, сопровождаться вариативными повторами и отступлениями, включать в себя описания или составлять часть описательных ФСТР. Научная речь оперирует функционально-смысловыми типами речи с большой свободой, см. в статье М. Мамардашвили:

(Логический тезис): Это право или закон могут существовать лишь в том случае, когда средства достижения целей, в свою очередь, законны, т.е. в растворённом виде содержат в себе дух самого закона. (вариант тезиса, данный «от противного»): Нельзя волепроизвольными и административными, т.е. внезаконными, методами внедрять закон, даже руководствуясь при этом наилучшими намерениями и высокими соображениями, «идеями» (логический аргумент): ибо его приложения распространяют тогда прецедент и образец беззакония, содержащегося в таких средствах. (дублирующий обобщённо-фактический аргумент) Скажем так: если я могу в один прекрасный день установить специальную цепу на определённые товары, скрывать и тайно перераспределять доходы, назначать льготы (вывод на основании предшествующего аргумента), то в тот же самый день (и впредь — по вечной параллели) это же будет делаться кем-то и где-то. из совершенно других соображений. Из личной корысти, путём спекуляции, обмана, насилия, кражи, взятки (частный тезис), конкретные причины и мотивы в структурах безразличны, взаимозаменимы. (Вывод к предшествующему тезису): Потому что закон един и неделим во всех точках пространства и времени, где действуют люди и между собой связываются. (Вывод к общему логическому тезису): Следовательно, цели законов достигаются только законными путями.

Таким образом, для научного стиля в целом в равной степени важны такие ФСТР, как описание и рассуждение. Их своеобразие определяется прежде всего лексическим содержанием, доминирование же одного или другого ФСТР направляется особенностями познавательного процесса и реализуется не в границах целого стиля, а в рамках жанра. Повествование же используется во вспомогательной роли.

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Молодым учёным в помощь

Сайт аспирантов и соискателей учёных степеней

Видео:Научный стиль речи | 3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать

Научный стиль речи | 3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023

Об использовании стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте

Видео:Стили речиСкачать

Стили речи

5. Работа над рукописью диссертации

5.5. Об использовании стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте

Чтобы грамотно оформить научную работу, необходимо освоить лексику научного языка. С этой целью начинающему исследователю рекомендуется обращаться к стандартным словосочетаниям и выражениям, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Это позволит молодому ученому вести диалог на одном языке с маститыми учеными и сделать материал своих научных работ воспринимаемым для научной среды. Постоянное возвращение к подобным стандартным словосочетаниям и выражениям творческий исследователь обязан выработать свой стиль изложения результатов исследований, выносимых на суд научной общественности. Только в этом случае можно рассчитывать на признание в научном мире.

Проф. Ф.А.Кузин [87] рекомендует применять своего рода стандартные варианты, выполняющие в научных работах роль средств связи между предложениями. В табл.2, заимствованной из другой книги Ф.А.Кузина [88], приведены лексические средства, стандартные словосочетания и выражения, наиболее часто применяемые в научных текстах.

свидетельствует
указывает
подтверждает
дает возможность
позволяет
способствует
имеет значение

Речевая функцияЛексические средства
Причина и следствие,
условие и следствие
(и) поэтому (потому, так как)
поскольку
отсюда (откуда) следует
вследствие
в результате в силу (в виду) этого
в зависимости от
в связи с этим (согласно этому)
в таком (в этом) случае
в этих (при таких) условиях
(а) если (же)…, то …

что что

Временная
соотнесенность
и порядок
изложения
сначала, прежде всего, в первую очередь
первым (последующим, предшествующим) шагом (этапом)
одновременно, в то же время, здесь же
наряду с этим
предварительно (ранее, выше)
еще раз (вновь, снова)
затем (далее, потом, ниже)
в дальнейшем (в последующем, впоследствии)
во-первых, во-вторых и т.д.
в настоящее время (до настоящего времени)
в последние годы (за последние годы)
наконец (в заключение)
Сопоставление и противопоставлениеоднако (но, а, же)
как…,так и…( так же, как и …)
не только, но и
по сравнению (если…, то…)
в отличие (в противоположность, наоборот)
аналогично (также, таким образом)
с одной стороны (с другой стороны)
в то время как (между тем, вместе с тем)
тем не менее
Дополнение или уточнениетакже и (причем, при этом, вместе с тем)
кроме (сверх, более) того
главным образом (особенно)
Ссылка на предыдущее или последующее высказываниетем более, что
в том числе (в случае, то есть, а именно)
как было (сказано, показано, отмечено, упомянуто, установлено, получено, обнаружено, найдено, учтено)
как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше
согласовано (сообразно, соответственно) этому (тому)
в соответствии с этим (в связи с этим)
в связи с вышеизложенным (вышеприведенным)
данный (названный, рассматриваемы и т,д,)
такой (такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного)
вида (типа, рода)
следующий (последующий, некоторый)
многие из них (один из них, некоторые из них)
большая часть (большинство)
Обобщение, выводтаким образом (итак, следовательно)
в результате (в итоге, в конечном счете)
отсюда (из того) следует (вытекает, понятно, ясно)
это позволяет сделать вывод (сводится к следующему, свидетельствует)
наконец (в заключение)
Иллюстрация сказанногонапример (так, в качестве примера)
примером может служить
такой как
в случае (для случая)
о чем можно судить (что очевидно)
Введение новой информацииРассмотрим следующие случаи
Остановимся подробно на
Приведем несколько примеров
Основные преимущества этого метода (способа, методики, прибора, оборудования)
Некоторые дополнительные замечания (пояснения, выводы, идеи
Несколько слов о перспективах проведения исследований по теме

Н.И.Гендиной (цит. по [76, с. 210-212]) предложен набор стандартизированных выражений, которые часто применяются в научных текстах, в том числе и диссертациях, для раскрытия наиболее важных их элементов.

1.Для раскрытия актуальности проблемы:
1.1. Особенность, исключительность, важность проблемы:

  • Одной из наиболее актуальных проблем является …;
  • В настоящее время особую актуальность приобретает…

1.2. Сложность, трудность решения проблемы:

  • Большим препятствием является… поэтому издание…- насущная проблема…;
  • При составлении… сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование… — сложная проблема…

1.3. Необходимость какого-то действия:

  • Необходимость применения…можно обосновать следующим образом..;
  • Необходимость обусловлена…;
  • Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является…;
  • Одна из… заключается в…;
  • Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает…;
  • Особое место занимает…;
  • Огромную роль играет…;
  • Все большее внимание уделяется…;
  • При … возникает сложная проблема (разнообразие задачи)…

2. Для раскрытия авторского подхода:
2.1. Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий:

  • В данной статье (разделе, главе)…задача …будет рассмотрена как…;
  • При этом под… будем понимать…;
  • Под…здесь понимается…

2.2. Сознательное сужение границ предпринятого исследования:

  • В данной работе рассматривается только…;
  • В описываемом исследовании нас интересовали в основном…;
  • Такой подход обусловлен…

2.3. Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода:

  • Именно поэтому… должно состоять не только из…, но и содержать…;
  • Исходя из этих соображений, следует… строить не на…, а на…

3. Для отражения целевой установки:

  • Цель (целью, задачей) настоящей (данной) статьи (работы, публикации, диссертации, раздела) является (была, заключается в …)…;
  • В настоящей (данной) статье (работе, публикации, заметке) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются,предлагаются, рассмотрены, приведены…)…;
  • Настоящая (данная) статья (работа) посвящена…

4. Для описания известного варианта решения:

4.1. Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей:

  • В работе (работах) И.И.Петрова (Ян Смита) показано (выделено, предложено, выдвигалалась, описывалась, обосновывалась…)…

4.2. Указания на то, что какое-либо решение уже известно в науке:

  • Все большее распространение получают…

4.3. Перечисление известных решений:

  • Для записи … используются различные способы…, например, …;
  • Для записи … известны способы…;
  • В … используются различные подходы, например…

5. Для описания недостатков известного варианта решения:

  • Основной недостаток … заключается в том, что …;
  • Недостатком является то, что …;
  • Что касается…, то эта проблема еще не решена.

5.1. Характеристика отношений противопоставления, несоответствия:

  • Однако … имеет ряд существенных недостатков …;
  • Однако … не позволяет …
  • Характеристика какой-либо негативной ситуации:
  • В … игнорируется…;
  • В большинстве работ … рассматривается без учета …
  • Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения:
  • Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется большой длительностью обслуживания …;
  • Трудоемкость существующих методов … существенно снижает …

6. Для описания предлагаемого варианта решения:

  • В настоящей статье предлагается средство …;
  • Предлагаемый … основан на …;
  • Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы …;
  • Перейдем непосредственно к описанию …;
  • В данной статье излагается один из подходов к …

7. Для представления места исследования:

  • В (на) … действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, эксплуатируется, проводилась, проведен, ведутся …)…;
  • Назначение предмета рассмотрения:
  • ИПС … предназначена для …;
  • Матричные перфокарты используются для …

8. Для представления технических средств реализации:

9. Для представления примеров:

10. Для наглядного представления информации:

  • На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены …) …

11. Для описания математического аппарата:

  • Употребление аббревиатур и символических обозначений …

12. Для описания экспериментальной проверки:

  • Эсперимент … проводился на массиве …;
  • Для подтверждения …был проведен эксперимент …

13. Для описания преимуществ предлагаемого варианта решения:

  • Преимущество этого способа состоит в том, что…;
  • Следовательно, преимущества ИПС состоят не только в …, но и в …
  • Достоинством такой ИПС является …;
  • Данный метод не дает потерь при поиске …;
  • Применение …сократило время, исключило субъективность …;
  • Метод дает возможность рассчитать и обеспечить …
  • Применение … повысит и позволит …

14. Для описания особенностей предлагаемого варианта решения:

  • Существенной особенностью … является ..;
  • Особенность … состоит в том, что …

15. Для представления результатов:

  • Результаты показали следующее: …;
  • Параметры системы …: шум – 40% …;
  • Количество нерелевантных документов составляет 40% от …

16. Для представления выводов:

  • Итак, можно сделать вывод, что …;
  • Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы …;
  • Итак, подводя итоги, можно сказать, что …;
  • В заключение подчеркнем следующее …;
  • Анализ … позволяет утверждать …

17. Для представления рекомендаций:

  • Как …, так и … может быть рекомендовано в качестве …;
  • Система может быть рекомендована для …;
  • … код может быть использован для ..;
  • Разработанный язык может применяться в … для …

18. Для представления назначения предмета рассмотрения:

  • Как …, так и может быть использовано в качестве …;
  • В заключение можно отметить, что … могут использоваться не только в …, но и в …

Интересный набор стандартизированных словосочетаний для научных текстов предлагает Н.Н. Пречаткина (цит. по [76]). Этот набор приведен в табл. 3.

ПараметрСловосочетания для раскрытия сущности
Оценка ситуацииТочнее сказать; трудно себе представить; кажется весьма удивительным, что ..; лучше всего; сопряжено с огромными трудностями; несколько лучше дело обстоит в случае с …; однако не вполне ясно …
УверенностьМы можем быть уверены; без сомнения; безусловно
АкцентированиеОсобо следует остановиться; лучше сказать …; и в этом смысле …; до такой степени, что …; именно в этом отношении; и именно в силу того, что …
ВероятностьВероятно
КатегоричностьНельзя не назвать
ЭмоциональностьК сожалению
СопоставлениеБолее или менее; наоборот; тем не менее …
ПояснениеА именно; а значит; в частности; или; правильнее, в смысле, в том числе
ОбусловленностьОтсюда ясно, что …; вот почему
СубъективностьС моей точки зрения; мне кажется, что …; на мой взгляд …
КонкретизацияДо сих пор …; до настоящего времени …; укажем здесь …; в данном случае …; что касается …
ОпределениеТак называемый …; указанный …; настоящий …; в виде
ВремяВ настоящий момент …; до сих пор …; в свое время …; прежде всего …; не раньше, чем …; до тех пор, пока
УточнениеДо известной степени …; в данном случае …; в первый раз
СредствоС помощью …
СсылкаПодобное говорится в …; такие примеры наблюдаются в …
ИллюстрацияНапример, …; в качестве примера …; к примеру …
МестоЗдесь …; имеет место …; на первом месте…, в своем месте ..
ПричинаПо причине …; является причиной …; нет причин
ПоследовательностьВследствие этого …; отсюда вытекает, что …; исходя из …; во-первых; во-вторых и т.д.
ЦельС этой целью …; для этого …; с таким расчетом, чтобы …; с той целью, чтобы …; для краткости …
УсловиеПри таких условиях …; при этих условиях …; при прочих равных условиях …, при условии, что …
ОбоснованиеС таким же основание …; с учетом …; с полным основанием …; не без основания …; на основании …;
СопоставлениеДля сравнения …; по сравнению …; соответственно этому; согласно с этим …
СоответствиеВ соответствии с …, по отношению с…; по аналогии с …
ПротивопоставлениеВ противоположность этому …
ДополнениеВ дополнение к этому; в том числе и …

Глава «Обзор литературы по теме и выбор направления исследований» содержит много материала по проведенным ранее исследованиям, систематизация которых вызывает затруднения у начинающего соискателя. Н.И. Колесникова рекомендует использовать при оформлении этой обзорной главы диссертации следующие стандарты словосочетаний и выражения [76]:

  • Авторы по-разному (одинаково) определяют (что), (подходят к чему)…
  • Рассмотрим один из возможных случаев…
  • Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где?) одинаково (по-разному).
  • В работе (работах) показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась…).
  • Н. использует разные подходы (методики, методы) решения задачи…
  • Основной недостаток такого решения состоит в том, что…
  • Недостатком являет то, что…
  • Что касается…, то эта проблема (задача) не решена…
  • Н. игнорирует условия эксперимента, при которых…
  • В большинстве работ …рассматриваются общие условия…
  • Однако, не смотря на явные достоинства, этот подход имеет свои недостатки.
  • Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем)…
  • Оба автора обращают внимание на то, что (на что?)…
  • В работе Н. этой проблеме уделяет большое (малое) внимание,
  • Эти мысли Н. явно перекликаются с идеей (гипотезой) ….
  • По мнению Н. (всех авторов, исследователей) …
  • Эта проблема затрагивается также (где?)…
  • Н., так же как и М., обращает внимание на то, что….
  • Подобно Н., М. анализирует (что?)…
  • В отличие от Н., М. указывает, что…
  • Если Н. считает, что …, то М. придерживается другой точки зрения,
  • Что касается М., то он считает, что …
  • М. анализирует современный материал, а Н. основывается на исторических фактах,
  • М. опирается на богатый фактический материал, тогда как Н. частично оперирует гипотезами,
  • Н. утверждает, что …, тогда как М. опровергает это,
  • Н. убежден, что . между тем как М. сомневается в этом…
  • Можно отметить, что … могут быть использованы не только в …, а и в …
  • В то время как Н. – сторонник (чего?)…, М. придерживается …

Такой перечень можно было продолжить и далее. Соискатель должен сам понять особенности построения подобных фраз и проявлять творчество, а также свою индивидуальность и подготовку. Каждый начинающий ученый, должен помнить, что научный текст – это результат творческого мыслительного процесса человека, продукт его умственного труда.

Материалы этого раздела рекомендуются главным образом начинающему исследователю, оформляющему свои первые научные работы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый пользователь! Если у Вас есть что рассказать сообществу будущих и настоящих учёных, присылайте нам свои статьи по форме обратной связи. Может быть даже мы найдем как Вас отблагодарить.

Видео:Научный стильСкачать

Научный стиль

Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи

10.04.2021 No Comments Posted in

Словосочетания в научном стиле

В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Видео:Что такое словосочетание за 1 минуту с примерамиСкачать

Что такое словосочетание за 1 минуту с примерами

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Видео:Научный стильСкачать

Научный стиль

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Видео:🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

  1. Собственно-научный или академический: диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления;
  2. Учебно-научный: учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад;
  3. Научно-популярный: научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии;
  4. Научно-информативный: рефераты, обзоры, резюме, тезисы;
  5. Научно-справочный: энциклопедии, словари, справочники;
  6. Научно-технический: патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.
Название подстиляЦельЖанры
Собственно-научный Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей.диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья.
Учебно-научныйПередача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом.учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ.
Научно-популярныйОзнакомление с фактами и явлениями.научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья.
Научно-информативныйПередача научной информации с описанием научных фактов.рефераты, обзоры, тезисы.
Научно-справочныйОбеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.энциклопедии, словари, справочники.
Научно-техническийПрименение достижений науки в практике.патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.

Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров

Видео:Научный стиль речиСкачать

Научный стиль речи

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

  • Доклад — развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных. Цель доклада заключается в информировании и предоставлении рекомендаций или предложений.
  • Учебное пособие — это средство обучения, предназначенное для усвоения, углубления и расширения знаний.
  • Конспект — краткое содержание или краткая запись урока, лекции, статьи.
  • Курс лекций — это сборник текстов лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Освещает содержание учебной дисциплины.

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Видео:Научный стиль речи: основные признакиСкачать

Научный стиль речи: основные признаки

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Видео:Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать

Развитие навыка речи, молчания, слушания

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

«Смерч — силь­ный мел­ко­мас­штаб­ный вихрь, воз­ни­каю­щий в гро­зо­вом (ку­че­во-до­ж­де­вом) об­ла­ке и рас­про­стра­няю­щий­ся в ви­де тём­но­го «хо­бо­та» по на­прав­ле­нию к вод­ной или зем­ной по­верх­но­сти.

В верх­ней час­ти, под ниж­ней гра­ни­цей об­ла­ка, вихрь име­ет рас­ши­ре­ние в ви­де во­рон­ки. Ствол смерча опус­ка­ет­ся до зем­ной по­верх­но­сти, его ниж­няя часть, со­при­ка­са­ясь с ней, при­ни­ма­ет вид оп­ро­ки­ну­той во­рон­ки. Высота смерча мо­жет дос­ти­гать 800–1500 м. Воз­дух в нём вра­ща­ет­ся ча­ще все­го про­тив ча­со­вой стрел­ки, под­ни­ма­ясь по спи­ра­ли вверх, втя­ги­вая в се­бя пыль или во­ду, об­лом­ки раз­ру­шен­ных на зем­ле пред­ме­тов.

Ско­ро­сть вра­ще­ния воз­ду­ха мо­жет дос­ти­гать 50–100 м/c при силь­ной вос­хо­дя­щей со­став­ляю­щей и вы­зы­вать ка­та­ст­ро­фич. раз­ру­ше­ния, ино­гда со­про­во­ж­дае­мые че­ло­ве­че­ски­ми жер­т­ва­ми. В то же вре­мя по­бли­зо­сти от его пу­ти мо­жет на­блю­дать­ся пол­ный штиль. Внут­ри смерча дав­ле­ние воз­ду­ха умень­ша­ет­ся, там про­ис­хо­дит кон­ден­са­ция во­дя­но­го па­ра, что со­вме­ст­но с вы­тя­ну­той ча­стью об­ла­ка, пы­лью, во­дой и разл. об­лом­ка­ми де­ла­ет смер ви­ди­мым. Его ось вер­ти­каль­на, но за­час­тую име­ет изо­гну­тый вид.»

» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.

Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.

Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»

  • Русский язык для технических вузов. Научный стиль. Автор: Ю. Смирнова
  • Википедия
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова.
  • Стилистика научной речи и редактирование учебно-методических материалов. Учебное пособие для учителей и педагогов системы среднего образования.
  • Фото на обложке статьи — science.sciencemag.org

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

🎦 Видео

Русский язык 10 класс (Урок№17 - Научный стиль.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№17 - Научный стиль.)

В каких словосочетаниях допущены ошибки? Попробуйте найти | Русский языкСкачать

В каких словосочетаниях допущены ошибки? Попробуйте найти | Русский язык

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать

Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shorts

Научный стиль речиСкачать

Научный стиль речи

СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИСкачать

СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Научный стиль. Русский язык. 6 класс.👩‍🎓Скачать

Научный стиль.  Русский язык. 6 класс.👩‍🎓

Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИСкачать

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ  РЕЧИ
Поделиться или сохранить к себе: