Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект18.87 КБ

Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.

  1. Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
  2. Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

— Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)

Фронтальный опрос. (3-й слайд)

1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)

2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)

4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Синтаксическая пятиминутка (4-й)

(произвести синтаксический разбор предложения)

В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.

-словарная работа со словом «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.

— выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)

  • В моховых болотах (сущ.+ прил.)
  • лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
  • румяная клюква (сущ.+прил.)
  • лежит ожерельем (гл.+сущ.)

— Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие — глагольными? (глагольные: главное слово — глагол;

именные: главное слово — имя существительное) (6-й)

Распределительный диктант (7-й)

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)

Игра- диктант « Редактор»

-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)

Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой

-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)

тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)

-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)

На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).

Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).

Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).

Подведение итогов. В разноцветные сосуды дети складывают «мед» разного цвета в зависимости от понимания данного материала и отношения к прошедшему уроку

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2 ) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Учитель: Емельянова Е.А.

Тема урока: Словосочетание. Разбор словосочетаний.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)

Тип урока: урок систематизации знаний

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).»

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

  • Т У фля, нет т У фель.
  • Т О рты, нет т О ртов
  • Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся.
  • Жалюз И , крас И вее.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО.

« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью. Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

  • Есть ли смысл в том, что записано?

  • Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

в соединении слов»

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

  • Словосочетание – это…
  • Именное словосочетание – это…
  • Глагольное словосочетание – это..
  • Виды связи в словосочетаниях:
  • Синтаксис изучает…

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Составьте из слов словосочетания

смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.

  • ИМЕННЫЕ
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

  • Мой друг
  • Никогда не говорит
  • Не говорит о товарищах
  • Не говорит насмешливо

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Около дома, на улице, сквозь стены

Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь.

Города и сёла, падают и исчезают.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Найди «четвёртое лишнее» Объясни свой выбор.

  • Наступила осень.
  • Часто идут дожди.
  • Листья на земле
  • Шуршат листья на земле.

Объясни свой выбор.

Листья на земле — словосочетание

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.

Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Красивым почерком (именное, согласование)

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

2. Задать вопрос к зависимому слову.

  • Определить части речи.
  • Указать именное или глагольное.

5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Выполните разбор словосочетаний :

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Задача 7 (б) Оплатить или заплатить ?

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. 2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. 3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. 4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________. 5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________. 6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________. 7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового узнали?
  • Что показалось самым интересным?
  • Что было самым трудным?
  • Что нужно будет сделать на следующих уроках ?

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных

Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Разбор словосочетания — СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать понятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать словосочетания по плану; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 136 — выразительное чтение, обсуждение заданий, проверка по цепочке.

(Ответ. Основная мысль высказывания — во втором и последнем предложениях.)

2) Упр. 138 — устные рассказы.

3) Задание из рабочей тетради.

2. Выборочный диктант.

Запишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи в словосочетаниях.

Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издалека, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперед и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарем, забраться в глушь, день хорош.

(Примерный ответ. Не надо записывать: солнце светит, день хорош — это грамматические основы; из-под стола — это существительное с предлогом; вперед и вверх — это однородные члены.)

III. Работа по теме урока

1. Работа с учебником.

1) Изучение материала учебника (§ 27, с. 65—66).

2) Упр. 139 — устный разбор словосочетаний.

2. Понятие об именных и глагольных словосочетаниях.

— Какими частями речи выражены главные слова в словосочетаниях упр. 139?

Словосочетания с главным словом — существительным называются именными (имя существительное).

— Как мы назовем словосочетания с главным словом — глаголом? (Глагольные.)

Задание. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетания, нарисуйте их схемы.

Словосочетание разбор словосочетания урок 5 класс ладыженская

3. Роль прилагательных-эпитетов в поэтической речи.

Задание. Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений, записанных на доске.

1) Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

2) Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

— Выпишите из фрагментов стихотворений словосочетания “существительное + прилагательное”. (Примерный ответ. 1) Бодрый серп, тонкий волос, на праздной борозде;

2) стеклянный, редкий и ядреный дождь; с веселым шорохом, лес зеленый.)

— Какие из этих словосочетаний можно встретить в обычной, разговорной речи? (Тонкий волос, редкий дождь, лес зеленый.)

— В чем необычность остальных словосочетаний?

— Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? (Примерный ответ. Прилагательные являются изобразительно-выразительными средствами. Они создают необычные, поэтические, яркие образы, создают определенное настроение.)

— Как они называются? (Эпитеты.)

— Как вы понимаете образы, созданные в словосочетаниях: бодрый серп, на праздной борозде, стеклянный. и ядреный дождь, с веселым шорохом?

IV. Подведение итогов

— Что главное при разборе словосочетаний? (Установить связь между словами.)

— Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?

🎬 Видео

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать

Урок по теме  "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 класс

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык. Разбор словосочетаний.Скачать

Русский язык.  Разбор словосочетаний.
Поделиться или сохранить к себе: