- Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).
- Просмотр содержимого документа «Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).»
- Разбор словосочетания — СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
- 🎬 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 18.87 КБ |
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Предварительный просмотр:
Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.
- Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
- Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
— Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)
Фронтальный опрос. (3-й слайд)
1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)
2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)
4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Синтаксическая пятиминутка (4-й)
(произвести синтаксический разбор предложения)
В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.
-словарная работа со словом «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.
— выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)
- В моховых болотах (сущ.+ прил.)
- лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
- румяная клюква (сущ.+прил.)
- лежит ожерельем (гл.+сущ.)
— Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие — глагольными? (глагольные: главное слово — глагол;
именные: главное слово — имя существительное) (6-й)
Распределительный диктант (7-й)
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)
Игра- диктант « Редактор»
-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)
Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой
-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)
тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)
-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)
На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).
Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).
Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).
Подведение итогов. В разноцветные сосуды дети складывают «мед» разного цвета в зависимости от понимания данного материала и отношения к прошедшему уроку
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2 ) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).
Учитель: Емельянова Е.А.
Тема урока: Словосочетание. Разбор словосочетаний.
Класс: 5 класс
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)
Тип урока: урок систематизации знаний
Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).»
- Т У фля, нет т У фель.
- Т О рты, нет т О ртов
- Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся.
- Жалюз И , крас И вее.
ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО.
« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью. Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.
- Есть ли смысл в том, что записано?
- Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
в соединении слов»
- Словосочетание – это…
- Именное словосочетание – это…
- Глагольное словосочетание – это..
- Виды связи в словосочетаниях:
- Синтаксис изучает…
Составьте из слов словосочетания
смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.
- ИМЕННЫЕ
- ГЛАГОЛЬНЫЕ
Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
- Мой друг
- Никогда не говорит
- Не говорит о товарищах
- Не говорит насмешливо
Около дома, на улице, сквозь стены
Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь.
Города и сёла, падают и исчезают.
Найди «четвёртое лишнее» Объясни свой выбор.
- Наступила осень.
- Часто идут дожди.
- Листья на земле
- Шуршат листья на земле.
Объясни свой выбор.
Листья на земле — словосочетание
Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Красивым почерком (именное, согласование)
2. Задать вопрос к зависимому слову.
- Определить части речи.
- Указать именное или глагольное.
5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)
Выполните разбор словосочетаний :
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
Задача 7 (б) Оплатить или заплатить ?
Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. 2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. 3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. 4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________. 5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________. 6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________. 7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Что показалось самым интересным?
- Что было самым трудным?
- Что нужно будет сделать на следующих уроках ?
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Разбор словосочетания — СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать понятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать словосочетания по плану; объяснять языковые явления.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 136 — выразительное чтение, обсуждение заданий, проверка по цепочке.
(Ответ. Основная мысль высказывания — во втором и последнем предложениях.)
2) Упр. 138 — устные рассказы.
3) Задание из рабочей тетради.
2. Выборочный диктант.
Запишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи в словосочетаниях.
Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издалека, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперед и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарем, забраться в глушь, день хорош.
(Примерный ответ. Не надо записывать: солнце светит, день хорош — это грамматические основы; из-под стола — это существительное с предлогом; вперед и вверх — это однородные члены.)
III. Работа по теме урока
1. Работа с учебником.
1) Изучение материала учебника (§ 27, с. 65—66).
2) Упр. 139 — устный разбор словосочетаний.
2. Понятие об именных и глагольных словосочетаниях.
— Какими частями речи выражены главные слова в словосочетаниях упр. 139?
Словосочетания с главным словом — существительным называются именными (имя существительное).
— Как мы назовем словосочетания с главным словом — глаголом? (Глагольные.)
Задание. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетания, нарисуйте их схемы.
3. Роль прилагательных-эпитетов в поэтической речи.
Задание. Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений, записанных на доске.
1) Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
2) Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
— Выпишите из фрагментов стихотворений словосочетания “существительное + прилагательное”. (Примерный ответ. 1) Бодрый серп, тонкий волос, на праздной борозде;
2) стеклянный, редкий и ядреный дождь; с веселым шорохом, лес зеленый.)
— Какие из этих словосочетаний можно встретить в обычной, разговорной речи? (Тонкий волос, редкий дождь, лес зеленый.)
— В чем необычность остальных словосочетаний?
— Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? (Примерный ответ. Прилагательные являются изобразительно-выразительными средствами. Они создают необычные, поэтические, яркие образы, создают определенное настроение.)
— Как они называются? (Эпитеты.)
— Как вы понимаете образы, созданные в словосочетаниях: бодрый серп, на праздной борозде, стеклянный. и ядреный дождь, с веселым шорохом?
IV. Подведение итогов
— Что главное при разборе словосочетаний? (Установить связь между словами.)
— Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?
🎬 Видео
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Разбор словосочетаний.Скачать