Словосочетание с чередованием в корне мир мер

Содержание
  1. Корни Мер, Мир – как они пишутся и как легко понять и запомнить принцип выбора гласной «е» и «и»
  2. Что надо знать про корни «мер» и «мир»
  3. Можно ли проверять «мер», «мир» ударением
  4. Как правильно объяснять орфограмму в этих корнях в школе
  5. Объясняем корень «мер»
  6. Объясняем корень «мир»
  7. Как быть со словом «мирный» и другими подобными
  8. Примеры слов с корнями «мер», «мир»
  9. Дополнительные материалы и полезные ссылки
  10. Заключение
  11. Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
  12. Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных
  13. Слова с чередующимися гласными е//и в корне
  14. Азбучные истины
  15. Интерактивный диктант
  16. Учебник ГРАМОТЫ: орфография
  17. Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
  18. Имена и названия. Интерактивный тренажер
  19. Учебники
  20. Олимпиады
  21. Видео
  22. Полезные ссылки
  23. Летнее чтение
  24. Запоминалки
  25. Цитаты о языке
  26. Скороговорки
  27. Пословицы и поговорки
  28. Учебник ГРАМОТЫ: орфография
  29. Корни с чередующимися гласными
  30. Видео

Видео:Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

Корни Мер, Мир – как они пишутся и как легко понять и запомнить принцип выбора гласной «е» и «и»

Если после корня есть «а» – пишем «мир», если нет – «мер». Например: замирать – замереть.

Словосочетание с чередованием в корне мир мер

В слове с корнем «мир» пишется «и», если после него идет буква «а». Если ее нет – надо писать «е». Примеры: отмереть – отмирать, замереть – замирать.

Собственно, вот и все правило. Тем не менее, советую вам прочитать статью полностью, потому что я буду рассказывать, как правильно комментировать эту орфограмму в школе. А еще рассмотрю несколько «проблемных» случаев. В конце статьи по традиции предложу вам хорошие полезные материалы.

Видео:Корни мер-мир, бер-бир, тер-тирСкачать

Корни мер-мир, бер-бир, тер-тир

Что надо знать про корни «мер» и «мир»

В русском языке у этих корней есть особое название – «корни с чередующейся гласной». Давайте я вам один раз и навсегда объясню, что это значит.

В большинстве слов корни и другие морфемы (приставки, суффиксы) пишутся единообразно. То есть если мы в слове «корова» пишем корень «коров», то все другие слова с этим корнем мы будем писать так же. И получится «коровник», а не «каровник», «коровье», а не «каровье» и т. д.

Но бывают корни, в которых одна или несколько букв чередуются. То есть корень абсолютно один и тот же, слова родственные, но буквы разные. Например: замереть – замирать, положить – полагать, выдирать – выдергивать.

Чтобы писать эти корни правильно, надо знать про условия чередования. Самым распространенным условием является наличие буквы «а» после корня. Если она там есть, то мы пишем «и», а если ее нет – «е».

Видео:Корни, зависящие от суффиксаСкачать

Корни, зависящие от суффикса

Можно ли проверять «мер», «мир» ударением

Нет, нельзя ни в коем случае. Вот смотрите, перед вами слово «отм…рать». Вы подбираете проверочное слово с ударным корнем – «мёртвый». И пишете «е» – «отмерать». Даже Ворд это слово подсвечивает как ошибку.

Корни с чередованием никогда не проверяются ударением. Проверять их можно только через условия чередования. Если выполняется одно условие – пишем одну букву, если другое – другую.

Видео:Корни с чередованием за 20 минут | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать

Корни с чередованием за 20 минут | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул

Как правильно объяснять орфограмму в этих корнях в школе

Если вы учитесь в школе, особенно внимательно прочитайте эту часть статьи.

Сразу обращаю внимание на важный момент. «А» после корня является суффиксом. Он всегда именно «вот такой», то есть никаких других букв в нем не будет. Теперь давайте разберем алгоритм объяснения.

Объясняем корень «мер»

Предположим, что вам встретилось слово «зам…р». Что вы должны с ним сделать?

  1. Написать с буквой «е».
  2. Поставить ударение. Оно будет падать на букву «а».
  3. Подчеркнуть «е» одной чертой. Тем самым вы показываете, что она в безударном положении и вы сомневаетесь в ее написании.
  4. Выделить корень. Им будет «мер».
  5. Написать в скобках после слова следующее объяснение: «нет а».
  6. Букву «а» выделить как суффикс (нарисуйте треугольничек), провести под ней две черточки.

А вот шпаргалка для устного объяснения:

  1. В слове «замер» пропущен безударный гласный «е».
  2. В корне «мер».
  3. Пишем «е», потому что нет суффикса «а».

Произнесите этот текст еще раз мысленно, чтобы хорошо его запомнить.

Объясняем корень «мир»

Для примера возьмем словечко «зам…рать». Ваши действия при выполнении письменной работы:

  1. Написать слово с буквой «и».
  2. Поставить ударение. Оно падает на букву «а», которая после «р».
  3. Подчеркнуть «и» одной чертой. Мы аналогично в ней сомневаемся.
  4. Выделить корень «мир».
  5. Букву «а» выделить как суффикс, подчеркнуть двумя чертами.

В скобках теперь писать ничего не надо, потому что мы сделали объяснение непосредственно в слове.

На уроке при ответе у доски вы должны сказать следующее:

  1. В слове «замирать» пропущен безударный гласный «и».
  2. В корне «мир».
  3. Мы написали «е», потому что после корня есть «а».

Вот и все. Я думаю, это достаточно просто.

Видео:Чередование корней ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, КЛАН/КЛОНСкачать

Чередование корней ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, КЛАН/КЛОН

Как быть со словом «мирный» и другими подобными

Иногда у учеников возникает вопрос: “А вот слово «мирный». В нем корень «мир». Буквы «а» после него нет. А почему же мы там пишем «и»?”

Простое объяснение такое. Потому что на этот корень падает ударение. А гласная под ударением всегда пишется так, как слышится. У нас никогда не возникает сомнений в ее написании.

Более сложное объяснение следующее. «Мир» в слове «мирный» и «мир» в словах «замирать», «вымирать» – это не один и тот же корень.

Я думаю, из начальной школы вы помните, что однокоренные слова – это такие слова, у которых родственное значение. «Вода» и «водитель» – не однокоренные, потому что водитель с водой вообще никак не связан. Водитель «водит».

Вот точно так же никак не связаны между собой «мир» в слове «мирный» и «мир» в «вымирании».

Видео:Русский язык. Правописание корней с чередованием гласных Е - И. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание корней с чередованием гласных Е - И. Видеоурок

Примеры слов с корнями «мер», «мир»

В этом блоке я приведу вразброс несколько слов с «мер» и «мир», а вы прочитайте их вслух и потренируйтесь объяснять правописание в каждом примере.

  1. Как вы думаете, почему вымерли динозавры?
  2. Эта ящерица замирает, чтобы вы ее не заметили и не поймали.
  3. Отмершие листья падают на землю.
  4. В этой игре каждый ребенок должен замереть на счет «три» и не двигаться.
  5. Иногда птицы в лесу как будто замирают на мгновение и воцаряется полная тишина.

Видео:Чередование корней БЕР- БИР; ПЕР- ПИР; ДЕР- ДИР; МЕР- МИР и другихСкачать

Чередование корней БЕР- БИР; ПЕР- ПИР; ДЕР- ДИР; МЕР- МИР и других

Дополнительные материалы и полезные ссылки

Мы приближаемся к заключению и пробил час полезных материалов.

Если вам нужен хороший учебник по русскому, рекомендую этот – «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем нет практики, только теория. Обратите внимание, с пятого по девятый класс. То есть в одной книжке собраны все правила русского языка, которые вам надо знать. И вообще вся теория, которую изучают дети за это время.

Если вы готовитесь к ЕГЭ и ищете для этого хорошие учебные пособия, то рекомендую вам скачать небольшой архив с четырьмя пособиями по русскому. Как раз для выпускников, которые готовятся к экзаменам. Пособия электронные, архив бесплатный. Для скачивания пришлите через эту страницу ваш электронный адрес, я вам на него перешлю архив. На вирусы я все проверял лично, документы чистые.

Если не можете заставить себя работать с упражнениями и не знаете, как еще закрепить свои знания, поищите в интернете онлайн-тренажеры по русскому. Я вам могу посоветовать бесплатные программы, которые были выпущены на сайте Викиум. Ссылка, которую я дал, перенаправит вас на общую страницу с тренажерами, прокрутите до серединки, и увидите там блок «Способность к работе с текстом» – это как раз то, что нужно. Эти тренажеры простые и при этом очень интересные, на них легко практиковаться.

Пробегитесь глазками по вот этим моим статьям, если вы часто делаете ошибки в письменных работах:

  1. Как быстро научиться писать грамотно. Когда прочитаете, обязательно выполните упражнение, в котором надо описать вид из окна. Оно простое и при этом действенное.
  2. Орфограмма – что это такое. Как раз о словах с пропущенными буквами. В этой статье вы найдете правильную схему их пошагового объяснения. Если будете следовать схеме – быстро повысите грамотность.
  3. Курсы по русскому языку. Я собрал в статье самые популярные курсы по русскому. Там много недорогих материалов, групповых интенсивов.

Еще у меня недавно вышли статьи про два других корня с чередованием: лож/лаг и бер/бир – в них тоже для объяснения надо смотреть на суффикс «а», поэтому вы эти темы сможете усвоить очень легко и быстро.

Последняя «полезность» – мои ролики по русскому. Они на ютубе в бесплатном доступе. Вот пример одного из видео, другие найдете сами по плейлистам.

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Чередование гласных в корне, зависящее от следующего за корнем суффиксаСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Чередование гласных в корне, зависящее от следующего за корнем суффикса

Заключение

Уважаемые читатели, понятно ли вам, как правильно объяснять слова с корнями «мер» и «мир»? Сможете ли вы теперь правильно объяснять эту орфограмму в тетради и у доски?

Если остались какие-то вопросы – обязательно пишите их в комментариях. Я просматриваю комментарии в течение суток и всегда отвечаю.

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

  • заб е ру — заб и рать;
  • раст е реть в поро­шок — раст и раю ладо­ни;
  • отп е реть дверь — зап и рать на ключ.

Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

Видео:Дистанционное Онлайн 5 класс Чередование корней БЕР БИР, ПЕР ПИР, ТЕР ТИР, БЛЕСТ БЛИСТ, МЕР МИРСкачать

Дистанционное Онлайн 5 класс Чередование корней БЕР БИР, ПЕР ПИР, ТЕР ТИР, БЛЕСТ БЛИСТ, МЕР МИР

Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных

Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Например:

  • зам и р а ть от испу­га — зам е р;
  • прид и р а ться — прид е русь.

Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

Соб ира ть, ст ира ть, зад ир а —
Повнимательней гляди!
Если в сло­ве имя Ира ,
Значит, в корне бук­ва «и» .
Если после кор­ня «а» ,
В корне будет «и» всегда.
Вот при­мер, запоминай:
— Ноги вытер? — выт и р а й!

Словосочетание с чередованием в корне мир мер

Видео:Чередование Е-И в корне слова (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Чередование Е-И в корне слова (5 класс, видеоурок-презентация)

Слова с чередующимися гласными е//и в корне

1. бер-/бир-

  • собе­ру гостей — пой­ду соби­рать травы;
  • забе­решь с собой — заби­рать вечером;
  • отбе­ре­те нуж­ное коли­че­ство — отби­рать немного;
  • набе­рем воды — наби­рай­те яблок;
  • при­бе­рет в ком­на­те — при­би­раю дом;
  • под­бе­ри­те воло­сы — под­би­раю камешек;
  • пол­ная неразбериха;

2. дер-/дир-

  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без конца;
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с трудом;
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет постоянно;
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем глину;
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вихры;
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все время;
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас;

3. мер-/мир-

  • замер­ло серд­це — зами­раю на месте;
  • отмер­ла вер­хуш­ка — отми­ра­ют корни;
  • умер­ли дав­но — уми­ра­ет надежда;
  • замер­ший — замирать;

4. пер-/пир-

  • отпе­реть дом — отпи­рать калитку;
  • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся всегда;
  • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов;
  • запер надол­го — запи­ра­ем дверь;
  • сидеть вза­пер­ти;
  • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом;
  • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь ногами;
  • выпе­реть — выпи­рать отовсюду;

5. тер-/тир-

  • сте­реть тряп­кой — сти­рать постоянно;
  • может сте­реть­ся — сти­ра­ет­ся регулярно;
  • рас­те­реть в поро­шок — рас­ти­рать в ступке;
  • обте­реть лицо — обти­ра­ешь малыша;
  • обте­реть­ся поло­тен­цем — обти­рать­ся с ног до головы;
  • нате­реть мас­лом — нати­рать мазью;
  • про­те­реть сто­леш­ни­цу — про­ти­рать посуду;
  • вте­реть крем — вти­рать очки;

6. блест-/блист-

  • бле­стеть на солн­це — бли­стать красноречием;
  • бли­ста­тель­ный ответ;
  • забле­сте­ло стек­лыш­ко — забли­ста­ли огни;
  • отбли­стать — отблес­ки молний;
  • про­блес­ки зари;
  • бле­стя­щие способности;
  • бли­ста­ю­щий издалека;

7. жег-/жиг-

  • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь;
  • пере­жёг про­вод — пережигать;
  • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи;
  • зажег свеч­ку — зажи­гать топку;
  • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь;
  • обжёг палец — обжи­га­ет край ленты;
  • зажи­гал­ка;
  • при­жёг — прижигание;
  • под­жег — поджигатель;

8. стел-/стил-

  • сте­лить постель;
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кровать;
  • посте­лить простыню;
  • насте­лить пол — насти­лать доски;
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ковром;
  • пере­сте­лить — перестилать;
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено;

9. чет-/чит-

  • счет — счи­тать до десяти;
  • пере­счет дохо­дов — пере­счи­тать овец;
  • отсчет вре­ме­ни — отсчи­тать немного;
  • вычесть — вычи­тать одно чис­ло из другого;
  • выче­ты из зарплаты;
  • выпол­нить вычитание;
  • зачесть — полу­чить зачёт;
  • при­чи­та­ю­щий­ся ему.

Видео:Корни, зависящие от ударенияСкачать

Корни, зависящие от ударения

Азбучные истины

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№80 - Вид глагола. Буквы е - и в корнях с чередованием.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№80 - Вид глагола. Буквы е - и в корнях с чередованием.)

Интерактивный диктант

Видео:РАЗБОР ЗАДАНИЯ 9 | ЕГЭ Русский | корни с чередованиемСкачать

РАЗБОР ЗАДАНИЯ 9 | ЕГЭ Русский | корни с чередованием

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Видео:5 класс. Чередование Е и И в корнях слов.Скачать

5 класс. Чередование Е и И в корнях слов.

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Видео:Корни кас/кос, лаг/ложСкачать

Корни кас/кос, лаг/лож

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Видео:Чередование Е//И в корнях слов. Видеоурок 52. Русский язык 5 классСкачать

Чередование Е//И в корнях слов. Видеоурок 52. Русский язык 5 класс

Учебники

Видео:Корни лаг-лож, раст-ращ-рос, скак-скочСкачать

Корни лаг-лож, раст-ращ-рос, скак-скоч

Олимпиады

Видео:Русский 5 Чередование звуков О А в корне слова Правописание корней с чСкачать

Русский 5 Чередование звуков О А в корне слова  Правописание корней с ч

Видео

Видео:КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМСкачать

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Корни с чередующимися гласными

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Поделиться или сохранить к себе: