Петр иванович мелиссино ударение

Содержание
  1. МЕЛИССИ́НО
  2. Фонетический разбор «мелиссино петр иванович»
  3. Фонетический разбор «мелиссино»:
  4. «Мелиссино»
  5. Характеристики звуков
  6. Фонетический разбор «петр»:
  7. Характеристики звуков
  8. Фонетический разбор «иванович»:
  9. «Иванович»
  10. Характеристики звуков
  11. Смотрите также:
  12. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  13. Морфологический разбор «мелиссино петр иванович»
  14. Фонетический разбор «мелиссино петр иванович»
  15. Значение «мелиссино петр иванович»
  16. Карточка «мелиссино петр иванович»
  17. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  18. Что такое фонетический разбор?
  19. Фонетическая транскрипция
  20. Как сделать фонетический разбор слова?
  21. Пример фонетического разбора слова
  22. Фонетика и звуки в русском языке
  23. Гласные звуки в словах русского языка
  24. Фонетика: характеристика ударных гласных
  25. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  26. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  27. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  28. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  29. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  30. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  31. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  32. Позиционное оглушение/озвончение
  33. Мягкие согласные в русском языке
  34. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  35. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  36. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  37. Мелиссино, Петр Иванович
  38. ПОДЕЛИТЬСЯ

Видео:Телеканал "Россия" - 1812: Гибель генераловСкачать

Телеканал "Россия" - 1812: Гибель генералов

МЕЛИССИ́НО

  • В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 676

    Скопировать библиографическую ссылку:

    • Петр иванович мелиссино ударение
    • Петр иванович мелиссино ударение
    • Петр иванович мелиссино ударение
    • Петр иванович мелиссино ударение
    • Петр иванович мелиссино ударение

    Петр иванович мелиссино ударение

    МЕЛИССИ́НО Иван Ива­но­вич [1718, Ри­га – 23.3(3.4).1795, Мо­ск­ва; по­хо­ро­нен в с. Кон­стан­ти­но­во Брон­ниц­ко­го у. Моск. губ., ны­не Вос­кре­сен­ско­го р-на Моск. обл.], рос. гос. дея­тель, тайн. сов. (1768). Дво­ря­нин. Сын И. А. Ме­лис­си­но, вы­ход­ца из Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки, ви­це-пре­зи­ден­та Ком­мерц-кол­ле­гии (1740–45) и Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гии (1745–52). Окон­чил Ка­дет­ский кор­пус (1739). Слу­жил в Юс­тиц-кол­ле­гии (1740–45), кан­це­ля­рии ре­вель­ских гу­бер­на­то­ров – гер­цо­га П. А. Ф. Голь­штейн-Бе­ка и кн. В. П. Дол­го­ру­ко­ва (1746–57). Ди­рек­тор Моск. ун-та (1757–1763). За­ни­мал­ся под­го­тов­кой 2-го изд. «Со­б­ра­ния раз­ных со­чи­не­ний…» М. В. Ло­мо­но­со­ва (т. 1–2, 1757–59). Ини­циа­тор вве­де­ния долж­но­сти цен­зо­ра при ти­по­гра­фии ун-та (в 1762 на неё на­зна­чен М. М. Хе­ра­сков ). Обер-про­ку­рор Си­нода [10(21).6.1763–24.10(4.11).1768]. Бла­го­да­ря уси­ли­ям М. в 1764 ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II вос­ста­нов­ле­на уп­ла­та ста­ро­об­ряд­ца­ми двой­ной по­душ­ной по­да­ти, от­ме­нён­ная в 1763, а по­ста­нов­ле­ни­ем Си­но­да епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ям пред­пи­са­но ос­во­бо­дить всех ста­ро­обряд­цев, на­силь­но удер­жи­вав­ших­ся в мо­на­сты­рях для об­ра­ще­ния в пра­во­сла­вие. По пред­ло­же­нию М. в 1765 неск. уча­щих­ся раз­ных се­ми­на­рий от­прав­ле­ны в Окс­форд­ский, Гёт­тин­ген­ский и Лей­ден­ский ун-ты для изу­че­ния фи­ло­со­фии, ис­то­рии, гео­гра­фии, ма­те­ма­ти­ки, иностр. язы­ков. По ини­циа­ти­ве и под дав­ле­ни­ем М. в 1766 при­нят указ Си­но­да о про­ве­де­нии се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель на Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­не (не ут­вер­ждён Ека­те­ри­ной II до по­лу­че­ния дан­ных о цер­ков­ном иму­ще­ст­ве, се­ку­ля­ри­за­ция осу­ще­ст­в­ле­на в 1786). М. ини­ции­ро­вал от­ме­ну те­лес­ных на­ка­за­ний для свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей за их «не­пра­вед­ное» по­ве­де­ние (ука­зы 1767 и 1771). При со­дей­ст­вии имп. Ека­те­ри­ны II М. стре­мил­ся уси­лить власть обер-про­ку­ро­ра в цер­ков­ном уп­рав­ле­нии. Пы­тал­ся ра­ди­каль­но пре­об­ра­зо­вать РПЦ в ду­хе анг­ли­кан­ст­ва. Со­ста­вил про­ект на­ка­за Си­но­да его де­пу­та­ту в Уло­жен­ной ко­мис­сии 1767–1768/69 митр. Нов­го­род­ско­му и Ве­ли­ко­лук­ско­му Дмит­рию (Се­че­но­ву) (опубл. в «Чте­ни­ях в Об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских», 1871, кн. 3). Пред­ла­гал ли­к­ви­ди­ро­вать мо­на­ше­ст­во и на­зна­чать на епи­скоп­ские ка­фед­ры свя­щен­но­слу­жи­те­лей из чис­ла бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва, со­кра­тить про­дол­жи­тель­ность пра­во­слав­ных бо­го­слу­же­ний и по­стов для ми­рян, вве­сти за­прет при­ча­щать де­тей до 7- или 10-лет­не­го воз­рас­та, раз­ре­шить раз­во­ды в слу­чае «не­при­ми­ри­мых ссор ме­ж­ду суп­ру­га­ми», а так­же бра­ки ме­ж­ду двою­род­ны­ми брать­я­ми и сё­ст­ра­ми, 4-й и по­сле­дую­щие бра­ки для ов­до­вев­ших или раз­ве­дён­ных суп­ру­гов, и др. В окон­чат. ва­ри­ант на­ка­за Си­но­дом вклю­че­но толь­ко пред­ло­же­ние М. об ор­га­ни­за­ции клад­бищ вне на­се­лён­ных мест и при­хо­дов церк­вей.

    Видео:Правление Федора Иоанновича (1584-1598)Скачать

    Правление Федора Иоанновича (1584-1598)

    Фонетический разбор «мелиссино петр иванович»

    Видео:Возвышение Октавиана Августа (Часть 1-4 )⚔️ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм по древней истории.Скачать

    Возвышение Октавиана Августа (Часть 1-4 )⚔️ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм по древней истории.

    Фонетический разбор «мелиссино»:

    Видео:Частная хроника времен войны. Серия 1. Воспоминания генерал-майора М.Прудникова (1977)Скачать

    Частная хроника времен войны. Серия 1. Воспоминания генерал-майора М.Прудникова (1977)

    «Мелиссино»

    Видео:ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Фильм 1Скачать

    ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Фильм 1

    Характеристики звуков

    Видео:Открыт бюст герою Отечественной войны 1812 генералу русской армии Михаилу МилорадовичуСкачать

    Открыт бюст герою Отечественной войны 1812 генералу русской армии Михаилу Милорадовичу

    Фонетический разбор «петр»:

    Видео:"Провокация на Уссури" 1969 г.Скачать

    "Провокация на Уссури" 1969 г.

    Характеристики звуков

    Видео:Гибель империи. Российский урок. 7-я серияСкачать

    Гибель империи. Российский урок. 7-я серия

    Фонетический разбор «иванович»:

    Видео:ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Часть 5Скачать

    ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Часть 5

    «Иванович»

    Видео:Введение в марксистскую политэкономию (П. Григорьев) - 1 лекцияСкачать

    Введение в марксистскую политэкономию (П. Григорьев) - 1 лекция

    Характеристики звуков

    Видео:Церемония передачи Знамени Победы на МКССкачать

    Церемония передачи Знамени Победы на МКС

    Смотрите также:

    Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

    Морфологический разбор «мелиссино петр иванович»

    Фонетический разбор «мелиссино петр иванович»

    Значение «мелиссино петр иванович»

    Карточка «мелиссино петр иванович»

    Видео:д/ф "НЕДОПИСАННЫЕ МЕМУАРЫ"Скачать

    д/ф "НЕДОПИСАННЫЕ МЕМУАРЫ"

    Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

    Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

    Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

    Список всех букв — это просто алфавит

    Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

    Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
    Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
    Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
    Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
    Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
    Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
    Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
    Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
    Яя«йа»

    Всего в русском алфавите используется:

    • 21 буква для обозначения согласных;
    • 10 букв — гласных;
    • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

    Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

    Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

    Видео:Илья Мощанский. Бои за Стрежневский плацдарм в марте – апреле 1944 г.Скачать

    Илья Мощанский. Бои за Стрежневский плацдарм в марте – апреле 1944 г.

    Что такое фонетический разбор?

    Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

    Фонетическая транскрипция

    Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

    • чёрный -> [ч’о́рный’]
    • яблоко -> [йа́блака]
    • якорь -> [йа́кар’]
    • ёлка -> [йо́лка]
    • солнце -> [со́нцэ]

    В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

    • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
    • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
    • ударный [´] — ударением;
    • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
    • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
    • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

    Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

    Видео:Урок 1. Исторические особенности становления и развития правил и обычаев войныСкачать

    Урок 1. Исторические особенности становления и развития правил и обычаев войны

    Как сделать фонетический разбор слова?

    Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

    • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
    • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
    • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
    • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
    • В транскрипции разберите слово по звукам.
    • Напишите буквы из фразы в столбик.
    • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
    • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
      • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
      • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
    • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

    Данная схема практикуется в школьной программе.

    Видео:ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Часть 15Скачать

    ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Часть 15

    Пример фонетического разбора слова

    Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

    Звуковая характеристика букв:

    я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

    Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

    Видео:Громов, Борис ВсеволодовичСкачать

    Громов, Борис Всеволодович

    Фонетика и звуки в русском языке

    Какие бывают звуки?

    Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

    — Сколько в русской живой речи звуков?

    Правильный ответ 42.

    Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

    Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

    • [б] — бодрый и [б’] — белка;
    • или [д]-[д’]: домашний — делать.

    А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

    Видео:На волнах промышленных революцийСкачать

    На волнах промышленных революций

    Гласные звуки в словах русского языка

    Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

    Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

    — Сколько гласных звуков в русской фонетике?

    В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

    Видео:ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Часть 14Скачать

    ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКИЙ УРОК. Часть 14

    Фонетика: характеристика ударных гласных

    Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

    • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
    • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

    В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

    Разбор по звукам ударных гласных

    Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

    Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

    Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

    Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

    • Я дома [йа д о ‘ма].
    • Новые дома [но’выэ д а ма’].

    В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

    • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
    • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
    • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

    Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

    Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

    • в первую очередь относительно ударного слога;
    • в абсолютном начале или конце слова;
    • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
    • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

    Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

    • гласные в первом предударном слоге;
    • неприкрытый слог в самом начале;
    • повторяющиеся гласные.

    Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

    (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

    • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
    • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

    Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

    • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
    • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
    • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
    • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

    Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

    Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

    Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

    При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

    ◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

    • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
      • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
      • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
    • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
      • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
      • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
      • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
    • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
      • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
      • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
    • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
    • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

    Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

    ◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

    • в самом начале слова:
      • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
      • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
      • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
      • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
      • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
    • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

    Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

    Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

    Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

    Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
      • ё — [о],
      • е — [э],
      • ю — [у].

      Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

    • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
      • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
      • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
      • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
      • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
      • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
    • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] — [б’]: б анан — б елка,
      • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
      • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
      • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
      • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
      • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
      • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
      • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
      • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
      • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
      • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
      • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
      • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
      • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
      • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
    • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
      • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
    • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

    Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

    Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

    • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
    • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
    • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

    Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

    Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

    Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

    Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

    Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

    Позиционное оглушение/озвончение

    В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

    • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
    • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
    • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

    В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

    При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

    По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

    Мягкие согласные в русском языке

    В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

    • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
    • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
    • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
    • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
    • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
    • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
    • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

    Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

    Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

    Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

    • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

    Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

    • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
    • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
    • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
    • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
    • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

    Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

    • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
    • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
    • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
    • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
    • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
    • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
    • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
    • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
    • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
    • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
    • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
    • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
    • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
    • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
    • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
    • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
    • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
    • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
    • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

    Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

    Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

    В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

    • «Т» — в сочетаниях:
      • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
      • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
      • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
      • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
      • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
      • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
      • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
      • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
      • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
      • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
    • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
      • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
      • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
      • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
      • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
      • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
      • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
      • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
      • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
      • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
    • «Л» — в сочетаниях:
      • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
    • «В» — в сочетаниях:
      • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

    Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

    • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
    • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

    Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

    • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
    • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
    • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
    • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
    • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

    Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

    Мелиссино, Петр Иванович

    МЕЛИССИНО, ПЕТР ИВАНОВИЧ — (греч. Μελισσηνός; 1726—26 декабря 1797) — первый русский генерал от артиллерии, начальник Артиллерийского и Инженерного кадетского корпусов, отец российского командира эпохи наполеоновских войн, генерал-майора Алексея Мелиссино. Член Лож Елагинской системы, Мастер стула Ложи «Марса» и Ложи «Молчаливости».

    ПОДЕЛИТЬСЯ

    МЕЛИССИНО, ПЕТР ИВАНОВИЧ – (греч. Μελισσηνός; 1726—26 декабря 1797) – первый русский генерал от артиллерии, начальник Артиллерийского и Инженерного кадетского корпусов, отец российского командира эпохи наполеоновских войн, генерал-майора Алексея Мелиссино. Член Лож Елагинской системы, Мастер стула Ложи “Марса” и Ложи “Молчаливости”.

    Сын греческого лекаря, род которого происходил с Кефалонии и Крита, прибывшего в Россию во времена Петра I из Венеции, а при Анне Иоанновне ставшего вице-президентом Медицинской канцелярии. В 1740 году отдан на воспитание в Сухопутный кадетский корпус. В 1756 году получил чин капитана, в 1759 году переведен по собственному желанию в артиллерию и получил звание майора. Участвовал в Семилетней войне.

    В первую русско-турецкую войну(1768—1774) был уже полковником, ему было поручено начальство над всей артиллерией 1-й армии генерала А. М. Голицына, затем П. А. Румянцева, 1 января 1770 года получил чин генерал-майора. Способствовал победам под Хотином, при Ларге и при Кагуле. В сражении при Кагуле, когда турки опрокинули каре Племянникова и готовы были ворваться в каре Олица, хладнокровно открыл огонь картечью и содействовал отражению турок. За этот подвиг награждён орденом Святого Георгия Победоносца III степени. За кампанию 1773 года получил орден Святой Анны. Получил репутацию одного из лучших артиллеристов своего времени.

    По окончании Турецкой войны некоторое время служил в Главной канцелярии артиллерии и фортификации, в 1782 году получил чин генерал-поручика, в 1783 году назначен директором Соединенной артиллерийской и инженерной дворянской школы. Был рекомендован Государыне Потемкиным. Позже исполнял должности старшего члена Экспедиции Государственной Военной коллегии и первоприсутствующего в канцелярии Главной артиллерии и фортификации. 1 января 1789 года награжден орденом Св. Александра Невского. За несколько дней до кончины Екатерины II получил от неё орден Владимира I степени.

    При Мелиссино в корпусах был введен новый устав, доводивший число кадетов до 400 и увеличивавший число учебных предметов (тактика, натуральная история); кроме того, он завел строевые артиллерийские занятия и стрельбу из орудий. Павел I в 1796 г. назначил его начальником всей артиллерии в России, но уже в следующем году Мелиссино вышел в отставку.

    По воцарении императора Павла I в 1796 году назначен инспектором всей артиллерии, первым в российской армии получил чин генерала от артиллерии, стал кавалером ордена Святого Андрея Первозванного.

    Умер 26 декабря 1797 года.

    Мелиссино оставил по себе память просвещенного и гуманного человека. Отношение его к своим питомцам было исполнено необычайной для того времени отеческой заботливости. Аракчеев, будучи учеником Мелиссино, благоговейно чтил его память и воздвиг ему впоследствии в Грузине памятник.

    Примечателен текст российского историка, профессора Е.Р. Ольховского:

    “Скульптуры Петра Ивановича Мелиссино нет на примечательном памятнике Екатерине II и ее ближайшим сподвижникам, установленном рядом с Невским проспектом в Петербурге архитектором и скульптором, живописцем и рисовальщиком Михаилом Осиповичем Микешиным. Это неудивительно: Петр Иванович Мелиссино не был выдающимся государственным мужем, а являлся лишь добросовестным исполнителем воли великой императрицы, одним из многочисленных представителей военно-чиновничьего слоя Российской Империи.

    Петр Иванович родился в 1724 году, по надписи на эпитафии — в 1726-м. Его отец — венецианский грек, приехавший в Россию при Петре I в качестве лекаря, служил долго и стал даже вице-директором Медицинской канцелярии. В царствование Анны Иоанновны Мелиссино-отец имел в Петербурге открытый дом, устраивал приемы. Своим детям он стремился дать самое блестящее образование. Петр Иванович кроме русского знал греческий, латинский, турецкий, итальянский, английский, немецкий и французский языки, мастерски рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Отец отдал его на 15-м году жизни в Сухопутный шляхетский кадетский корпус, в котором он учился целых 10 лет: развитой, образованный, с привлекательной наружностью, он предпочитал светское общество учебному заведению.

    Мелиссино еще в юности отличался редким умением декламировать. Будучи кадетом а затем офицером Сухопутного кадетского корпуса, молодой человек активно участвовал в театральном кружке. Он выступал не только на сцене корпуса, но и во внутренних покоях императрицы Елизаветы Петровны. Так Петр Иванович Мелиссино стал известен при дворе. Почти 20 лет учебы и службы провел Мелиссино в Сухопутном кадетском корпусе, участвовал в создании русской театральной труппы, в постановке корпусных кадетских балетов, устраивал фейерверки и иллюминации во время празднеств.

    В марте 1759 года Мелиссино решил определиться в армию, в артиллерию. Конечно, и здесь сначала он занимался устройством фейерверков, но затем добровольно попросился в действующую армию. Шла Семилетняя война с Пруссией. Командовал артиллеристами Мелиссино довольно успешно и из капитана скоро стал полковником.

    Современники упрекали Петра Ивановича Мелиссино в эпикурействе. Однако это был человек “разносторонний и интересовавшийся всем, что касается умственных течений того времени”. Так писали о нем историки Н.П. Жервэ и В.Н. Строев в своем “Историческом очерке 2-го кадетского корпуса”. Походный отряд артиллерии под командованием полковника Мелиссино участвовал в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем на русский трон Екатерину II.

    Когда началась очередная русско-турецкая война, Мелиссино служил в 1-й армии князя Александра Михайловича Голицына — командовал артиллерией. В сражении при Ларге 18 июля 1770 года (1-й армией в это время уже командовал генерал-аншеф П.А. Румянцев) Петр Иванович показал себя храбрым и умелым военачальником. Он вывез свои орудия к турецким укреплениям, охраняемым артиллерией, и вступил с нею в бой. Подбив несколько орудий, он значительно ослабил неприятельский артиллерийский огонь, что облегчило подготовку атаки русской армии. “Но еще более отличился он при Кагуле, — пишет о П.И. Мелиссино историк Василий Федорович Ратч в своих “Сведениях о графе Алексее Андреевиче Аракчееве”, — когда в самом начале сражения многочисленная турецкая конница, пущенная в атаку, была остановлена и опрокинута частым огнем под его начальством находившейся артиллерии — дело, за которое он получил Георгия 3-го класса”. А в январе 1770 года Петр Иванович стал генерал-майором.

    За время войны Мелиссино сблизился с Григорием Александровичем Потемкиным, в будущем светлейшим князем Таврическим, фаворитом, а впоследствии тайным мужем и соправителем Екатерины II. Потемкин рекомендовал Петра Ивановича в качестве командира Артиллерийского и инженерного шляхетского кадетского корпуса. Кандидатура оказалась подходящей. Императрица несколько раз беседовала с Мелиссино и убедилась, что сделала правильный выбор. Петру Ивановичу был пожалован чин генерал-поручика.

    К чести Мелиссино он прямо и смело высказал императрице свои сомнения по поводу ее планов сократить срок обучения и численность начальных классов, существовавших при кадетском корпусе, и комплектовать их на базе выпускников других учебных заведений. По мнению императрицы, это должно было привести к сокращению расходов на содержание корпуса, но при этом предполагалось принимать в него до тысячи мальчиков ежегодно, так как артиллерии и инженерным войскам требовалось все больше офицеров, поскольку страна вела почти непрерывные войны. Петр Иванович убеждал императрицу, что осуществление ее планов приведет к резкому снижению уровня подготовки кадетов и выпускаемых офицеров. Мелиссино доказал, что кадетский корпус может существовать только за счет своих же воспитанников “приуготовительных” классов, так как в него идут учиться дети бедных дворян, которые за милость считают помещение своих детей еще в малолетнем возрасте в корпус. Если не пойдут малолетние, то и желающих поступить сюда станет недостаточно.

    Насколько прав оказался Мелиссино, видно на примере Алексея Андреевича Аракчеева. Вместе с отцом, довольно бедным дворянином, мальчик приехал в Петербург именно для поступления в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус. В течение нескольких месяцев они, подав прошение и практически голодая, ежедневно приходили в приемную, молча встречали Мелиссино и покорно ждали ответа на свое прошение о зачислении мальчика в корпус. Однажды ребенок не выдержал, бросился к генералу, рассказал о своей беде и умолял Петра Ивановича принять его в корпус. Он как раз и был одним из тех бедных дворян, для которых только элементарные классы открывали путь к дальнейшему учению и офицерской службе в российской армии. Аракчеева приняли, и он оправдал расположение к нему П.И. Мелиссино, который особенно полюбил юношу за “исправность” в учебе и службе.

    С именем Мелиссино связаны самые яркие страницы в истории корпуса. Даже простой перечень того, что сделал в руководимом им учебном заведении Петр Иванович, показывает, что это был замечательный педагог. Н.П. Жервэ и В.Н. Строев, историки кадетского корпуса, сообщают, что Мелиссино разработал полные и толковые должностные инструкции для кадетов и всех служащих в корпусе. Он сочувствовал в целом передовым просветительским идеям, установил новый порядок экзаменов, гулял с воспитанниками в саду, чтобы лучше узнать их, отменил телесные наказания для кадетов, и если уже таковые применялись, то лишь по письменному разрешению генерала. По проекту реформ, одобренному императрицей, Мелиссино усилил в программе обучения общеобразовательную подготовку, расширил преподавание истории и географии. В курс обучения были введены естественная история, верховая езда и иностранные языки: немецкий и французский. Больше внимания стало уделяться не только тактике, но и артиллерии, фортификации. В корпусе существенно пополнялась библиотека, было приобретено много инструментов для физических упражнений, устроены кабинеты естествознания и истории, артиллерийская лаборатория. Кадетов стали учить даже основам морского дела.

    Среди известных воспитанников и офицеров Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса в период управления им П.И. Мелиссино должны быть названы: генерал Алексей Петрович Ермолов, управлявший долгое время Кавказом, математики С.Е. Гурьев и В.И. Висковатов. Корпус выпустил десятки достойных офицеров для русской армии.

    Стремясь упрочить славу своего учебного заведения, Петр Иванович старался постоянно находиться в кругу знатных вельмож, поддерживал с ними самые теплые отношения, давал пиры на славу, угощал знатно и соперничал в роскоши с самыми богатыми людьми. Однако на самом деле он располагал весьма скромными средствами, а чтобы пустить пыль в глаза, не всегда строго отделял свои кровные деньги от казенных. Императрица знала об этом, ворчала, неохотно, но прощала генерала. Когда началась война со Швецией, Петру Ивановичу снова поручили командовать всей русской артиллерией, в том числе и в финляндских крепостях. Он сделал много полезного, что было с удовлетворением отмечено и светлейшим князем Потемкиным, и императрицей. У Мелиссино от счастья закружилась голова. Вообразив себя видным вельможей, он на одном балу не очень почтительно отозвался о Потемкине. “Доброжелатели” немедленно донесли об этом фавориту. Тот сразу вызвал генерала к себе, но принял его, лежа на кровати, и разговаривал уничижительно.

    Мелиссино молча выслушал оскорбления, понял, конечно, свою ошибку, но сдаваться не собирался. С этих пор он стал заметно сближаться с нелюбимым при дворе наследником престола великим князем Павлом Петровичем: всячески угождал цесаревичу, особенно по части обустройства артиллерии в Гатчине, рекомендовал ему безвестного тогда Алексея Андреевича Аракчеева. Последний ценил это до конца своей жизни.

    Павел Петрович глубоко уважал Мелиссино, был уверен в его преданности. И потому, как только стал императором, возвысил и обласкал, присвоил ему чин генерала от артиллерии и назначил командиром всех артиллерийских и инженерных корпусов русской армии.

    В.Ф. Ратч, собравший наиболее полные сведения о жизни и деятельности Петра Ивановича Мелиссино, вполне справедливо считал, что новый главнокомандующий русской артиллерией и инженерными войсками оказал русской армии большую услугу “правильным устройством и развитием практических артиллерийских учений кадетского корпуса”. Исследователь отмечал, что Мелиссино первым приступил к преобразованиям, которые стали к тому времени вопиющей потребностью. “Огромная тяжесть пушек, отливаемых в России, — отмечал Ратч, — парализовала деятельное участие, которое артиллерия могла принимать в боях, против облегчения же орудий восставали арсеналы, угрожая малой их прочностью при уменьшении количества металла. Для получения положительных данных, необходимых для решения этих вопросов, Мелиссино приказал производить опыты над орудиями, отлитыми из различной смеси, с целью определения наилучшей пропорции для прочности орудий. Но при свойственной ему беспечности, когда его не подталкивала нужда, он допустил, что четыре года вяло тянулись эти опыты, которые были многим не по сердцу, и при Мелиссино не последовало никаких изменений в размерах наших орудий. На основании полученных результатов установилась только пропорция составных частей меди и олова”.

    И еще несколько строк о П.И. Меллисино. Он был женат на Марии Дмитриевне Кацаревой, имел сына Алексея.

    В сентябре 1797 года Петр Иванович почувствовал себя плохо. Он вынужден был отказаться от председательствования в Канцелярии главной артиллерии и фортификации и даже не смог подписывать необходимые по службе бумаги. Скоро оказалось, что его заболевание неизлечимо. Через три месяца он скончался, был оплакан императором Павлом I и его приближенными и погребен в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге.

    Однако точку в повествовании о Петре Ивановиче Мелиссино ставить рано. Он был не только педагогом и боевым генералом, но и сыграл немалую роль в истории русского масонства. После быстрого и широкого распространения этого течения во многих странах внутри его возникло множество самых разнообразных ответвлений. В России, как утверждал историк масонства Ю.М. Лотман, оно отличалось неопределенностью идеалов, вследствие чего стало распространяться в разных кругах общества. В 70— 80-х годах XVIII века масоны в России считали человеческую натуру злой, антиобщественной, а человеческое общество — ареной всеобщей вражды, они отрицали необходимость социальных реформ и революций. Модно стало объявлять существовавшую действительность “царством зла”. Усилились выступления внутри масонства за гуманистическую филантропию. Русские масоны стали звать “в будущее царство всемирного братства” через всеобщее просвещение людей под эгидой тайных руководителей масонского ордена.

    Все это не могло не настораживать Екатерину II. В начале своего царствования она довольно безразлично относилась к распространению масонства в стране. Но затем в ее взглядах на него произошел заметный перелом. Прежде ее вполне устраивало даже левое масонство, но в 1792 году она запретила масонство в России. Павел Петрович, напротив, совершенно явно покровительствовал масонам и, взойдя на трон, материнский запрет отменил. А Петр Иванович Мелиссино с юности играл заметную роль в русском масонстве. Во всяком случае, о принадлежности к масонству еще в пору его службы в Сухопутном корпусе упоминается в донесении Михаила Олсуфьева графу А.И. Шувалову, составленному в 1756 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Имел связи с масонами и тот театральный кадетский кружок, о котором речь шла раньше. В известных Елагинских масонских ложах П.И. Мелиссино играл роль первого надзирателя, что при их строго регламентированных уставных нормах было одной из самых высоких степеней доверия. П.И. Меллисино создал масонскую военную ложу в Яссах. Историк масонства Г.В. Вернадский считал, что она была основана как ответвление от Великой ложи Англии. Кроме того, Мелиссино создал еще одну ложу, она называлась ложей “Молчаливости”. Основанная на особой системе взглядов Петра Ивановича на масонство, эта ложа испытывала на себе влияние французских, шведских и немецких масонов, хотя, как утверждает историк масонства А.В. Семека, была вполне самостоятельной. Система взглядов Мелиссино отличалась квазинаучным содержанием и сохраняла в угоду русской знати пышные ритуалы и церемонии. Вряд ли она пользовалась широким распространением в стране. Ложа Молчаливости в действительности славилась концертами, вечерами, убранством и торжественностью ритуалов.

    В 1782 году Екатерина II выразила порицание Провинциальной ложе масонов за связь с великим князем Павлом Петровичем и удалила из Петербурга князей А.Б. Куракина и Г.П. Гагарина. В этом же году по желанию Екатерины II Мелиссино закрыл Ложу. В письме к членам ложи по этому поводу он писал: “Как прекрасна была утренняя заря масонства на здешнем небосводе, все же… себялюбие, недоверие и самочинное мудрствование затмили дальнейшую ясность солнечного восхода. Эти пороки, матери партийного духа и сектантства, заползли в орден, и родились у них подобные же дети: вражда и презрение разорвали узы единения, удалили от первоначальных целей ордена, обесценили пользу для одних членов, навлекли на себя презрительную усмешку других”.

    В 1786 году, как только политическая обстановка на русском Олимпе изменилась, Петр Иванович возобновил работу Ложи. Относительно благоприятная обстановка в России для масонов сохранялась несколько лет. В 1793 году, опасаясь влияния Великой французской революции и якобинцев, которые прикрывались масонством, Екатерина II приказала закрыть все русские масонские ложи. Императрица поручила это дело Петру Ивановичу Мелиссино. Он выполнил поручение без всяких сомнений и угрызений совести.

    Поделиться или сохранить к себе: