Ошибки в подчинительных словосочетаниях

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Разработка по русскому языку на тему «Виды синтаксических ошибок»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Виды синтаксических ошибок

Синтаксические ошибки возникают из-за нарушения структуры словосочетания и предложения.

Ошибки в словосочетаниях

Словосочетания в русском языке строятся на основе трех типов подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. Примыкают только неизменные части речи и формы, этот тип связи основывается лишь на смысловых отношениях главного и зависимого слова, поэтому грамматических ошибок в таких словосочетаниях быть не может. Таким образом, синтаксические ошибки в структуре словосочетания бывают двух типов: ошибки в согласовании и ошибки в управлении.

Типы ошибок в словосочетании

1. Ошибки в согласовании. Чаще всего ошибки в согласовании возникают вследствие невнимательности при переписывании текста, особенно если грамматическая структура фразы была изменена при редактировании. Увеличивает шансы на появление таких ошибок и чрезмерное усложнение фразы, особенно если определение выражено причастным оборотом и включено в однородный ряд.

1) Согласование определения и определяемого слова.

Растет интерес к творчеству писателей, подвергшихся гонениям. ( писателей каких? подвергающихся гонениям).

Кутузов предстает перед нами человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки ( человеком каким? умеющим видеть…).

2) Согласование приложения и определяемого слова.

Кроме комедии «Горя от ума» ни одно из произведений, созданных Грибоедовым, не стало знаменитым (вм. кроме комедии «Горе от ума»: названия произведений являются несогласованными приложениями и не изменяются при изменении определяемого слова).

Почему эту комедию ставят и по сей день, а зрители вновь сопереживают героям «Горе от ума»? (вм. … героям кого? чего? — «Горя от ума» : в данном случае «Горе от ума» не является приложением, поскольку определяемое слово отсутствует).

2. Ошибки в управлении. Управление — такой вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Ошибки в управлении связаны с неверным выбором формы падежа или предлога, пропуском необходимого предлога или употреблением предлога в словосочетании, где его быть не должно. Часто ошибки в управлении возникают под влиянием аналогии (синонимы ил однокоренные слова, требующие разных предложно-падежных форм). Иногда ошибки в управлении возникают вследствие изменения первоначального замысла и редактирования предложения.

1) Выбор неверной предложно-падежной формы управляемого слова.

Статуи, дворцы навевают в поэтессе грусть об ушедшем времени. (Ср.: навевают на кого?)

И по сей день мы преклоняемся честности и благородству Чацкого. (Ср.: преклоняться перед чем?)

2) «Нанизывание» падежей

Читатель не может не испытывать обаяния героинь произведений Пушкина (…испытывать ( чего?) обаяния ( кого? ) героинь ( чего?) произведений ( кого? ) Пушкина).

3) Неверные смысловые связи из-за неудачного порядка слов.

Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга.

Нельзя не восхищаться женским характером Пушкина.

Ошибки в предложении

Ошибки в предложении группируются в соответствии со структурными типами предложений. Выделяются ошибки в простом предложении, в сложном предложении и ошибки в предложениях с цитатами.

Типы ошибок в простом неосложненном предложении

1. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого в числе:

Ошибочное согласование в результате недостатка внимания

Фамусову неважно, соответствует ли его родственник служебному месту, главное, чтобы его люди были пристроены (вм. родственник соответствует ).

— Подлежащее — собирательное существительное

Современная молодежь, к сожалению, не читают классическую литературу (вм. молодежь не читает. Сказуемое при подлежащем — собирательном существительном ставится в единственном числе).

Подлежащее со словами большинство, часть

Большинство сейчас предпочитают классике любовные романы. (вм. большинство предпочитает ).

Подлежащее — вопросительное, относительное или неопределенное местоимение (кто, кто-то)

Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. (вм. кто встал . Подлежащее требует сказуемого в единственном числе).

Подлежащее с уточняющими или сравнительными оборотами

Мы можем заметить, что Молчалин , как и Скалозуб, и Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, ровесники Чацкого и вполне могли бы явиться сторонниками его идей. (вм . Молчалин… мог бы явиться… Сказуемое согласуется только с подлежащим, а не с однородными членами внутри сравнительного оборота).

2) Ошибочное согласование подлежащего и составного именного сказуемого в роде.

Для Чацкого становится очевидным собственная неприязнь ко всем этим людям ( вм. становится очевидной неприязнь)

3) Неверное построение грамматической основы в результате смешения двух разных структур.

Развязкой конфликта общественного в комедии происходит в 21 явлении (Ср.: развязка происходит в 21 явлении + развязкой становится сцена в 21 явлении .)

2. Пропуск обязательного члена предложения.

1) пропуск подлежащего

И все же, я думаю, не напрасно — голос Чацкого получил резонанс (не напрасно — что?).

2) Пропуск сказуемого

Фамусов Софье: «Сама его безумным называла». (Подобными конструкциями оформляются ремарки в пьесе, но они неуместны в тексте сочинения).

3) Пропуск определения

Теперь Чацкий понимает, кому он обязан вымыслом о сумасшествии ( о сумасшествии чьем ?)

4) Пропуск дополнения

Пущенная Софьей и подхваченная сплетня стремительно распространяется среди гостей, не вызывая почти ни в ком тени сомнения ( подхваченная кем?)

5 ) Пропуск обстоятельства

С первых минут своего пребывания он (Чацкий) начинает отпускать колкости в адрес гостей ( пребывания где?).

3. Неверный порядок слов в предложении

1) Перестановка членов предложения.

Что мещало Татьяне оставить старого лысого мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве Онегина? (Без комментариев)

2) Разрыв цельной грамматической конструкции

Это образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви ( страдающей от неразделенной любви — причастный оборот, который должен стоять до или после определяемого слова женщины).

3) Неверное расположение частиц

Великий трагик бывал у актрисы в гостях и даже посвятил ей стихотворение. (вм. даже посвятил ей стихотворение ).

4) Парцелляция. Это оформление части предложения как самостоятельного предложения. Парцелляция возможна как в простом, так и сложном предложении. Чаще всего отрывается от предложения:

а) однородные сказуемые:

Все это Толстой сделал, чтобы современник открыл для себя личность Петра I , понял его реформы. По достоинству оценил.

б) сравнительные обороты:

Скалозуб — карьерист. Как и Молчалин, который от «образцового» Максима Петровича перенимает приемы продвижения по службе и отличается от него только ничтожным положением секретаря.

Отказ Онегина был бы смертельным ударом для Татьяны. Если бы не ее мужество.

Типы ошибок в простом осложненном предложении

1. Ошибки в предложениях с однородными членами

1) объединение в ряд однородных членов логически несопоставимых понятий

Объединение в однородный ряд слов, обозначающих родовые и видовые отношения.

В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий. ( Фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия)

— Объединения слов, далеких по значению.

Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту Кутузова и красоту зрелища.

2) Неодинаковое морфологическое оформление одно родных членов

— Неверный падеж одного из однородных дополнений

Чацкий рвется к «свободной жизни», к «занятиям наукой и искусством», «службы делу, а не лицам».

Рассогласование однородных членов с обобщающим словом.

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами : справедливость, благородство, простота . (вм . справедливостью, благородством, простотой)

Однородные дополнения — существительные и инфинитив

Татьяна Ларина любила природу и читать французские романы.

Однородные именные части сказуемых — краткие и полные прилагательные

Он был тоненький, худенький и несколько глуповат.

Однородные именные части сказуемых — существительное и прилагательное

Во всех своих рассказах Чехов высмеивал тех, кто был хамелеоном и тщеславен.

— Однородные обстоятельства — деепричастия и наречия

Чацкий любит Софью страстно и не задумываясь над ее чувствами к нему.

3) Неверное употребление союзов, соединяющих однородные члены

Пропуск необходимой части повторяющегося или двойного союза

Его не интересует состояние Чацкого, ни даже чувства собственной дочери, его беспокоит только одно: «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». (вм. ни состояние Чацкого, ни чувства собственной дочери).

Двойной союз, соединяющий неоднородные понятия

Не только героизм Корчагина проявляется в бою, но и в мирные дни. ( вм. не только в бою, но и в мирные дни).

4) Нарушение норм синтаксической сочетаемости однородных членов с общим зависимым компонентом

Тихон избавиться от чувства страха и зависимости перед женой. (Ср.: страха перед кем? зависимости — от кого?).

5) Неодинаковое синтаксическое оформление однородных членов.

Мне бы хотелось раскрыть образ Чацкого и почему его можно считать героем нашего времени.

6) Смешение ряда однородных членов и обособленных предложений

Чацкий является представителем типического меньшинства, к которому можно присоединить князя Федора, химика-ботаника, двоюродного брата Скалозуба. (Так сколько героев можно отнести к представителям типического меньшинства?)

2. Ошибки в предложениях с обособленными членами

1) Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Нарушение согласования причастия с определяемым словом

В поэма «Мцыри» рассказывается о судьбе несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни.

Отрыв обособленного определения, выраженного причастным оборотом, от определяемого слова.

Но сколько нечестных людей работают в органах власти, получивших прекрасное образование.

Включение определяемого слова в середину причастного оборота.

Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь. (вм. района, пострадавшего от засухи или пострадавшего от засухи района).

2) Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Деепричастные обороты, не соотнесенные по смыслу с подлежащим

Переводя на другой язык афоризмы Грибоедова, они потеряют свою остроту . ( Деепричастие должно обозначать действие того же субъекта, который выполняет действие, обозначенное глаголом — сказуемым, Ср.: потеряют афоризмы; переводят — ?)

— Деепричастные обороты, не соотнесенные по смыслу со сказуемым

Противостоять ей он (Горич) не может, хотя сознает свое трагическое положение: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька», — под неволей подразумевается супружество. (Сознает… подразумевая — сказуемое и деепричастие не соотнесены по смыслу)

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях с подчинительной связью (согласование, управление, примыкание). Наиболее распространенные ошибки, связанные с построением словосочетаний. 11-й класс

Класс: 11

Ключевые слова: словосочетание , согласование , управление , примыкание , главное и зависимое слово в словосочетании

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (148 кБ)

Цели и задачи: актуализировать в памяти учеников сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; расширить и углубить знания о видах подчинительной связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий на установление и классификацию подчинительной связи слов в словосочетаниях; совершенствовать речь учащихся, познакомив их с трудными случаями управления.

Класс заранее поделён на 4 группы. По ходу урока дети делают записи в тетради для подготовки к экзаменам, создавая для себя Справочные материалы.

I. Объявление целей и задач.

II. а) Слово учителя (лекция с элементами беседы) (Приложение 2. [4, 5]: Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Оговоримся, что будем рассматривать только подчинительные словосочетания, состоящие из главного и зависимого слов, хотя есть учёные, например В.В. Бабайцева, которые выделяют и сочинительные словосочетания, в них объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.

б) Работа в группах:

1. Докажите, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу.

2. Покажите, что слова в словосочетаниях связаны грамматически.

в) Слово учителя: Словосочетание служит для сложного наименования явлений объективной действительности, но, в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части — морфемы — слиты воедино: непроницаемый для воды — водонепроницаемый; в пять этажей — пятиэтажный. Отдельно взятое словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения. Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.

Любое ли сочетание слов является словосочетанием?

г) Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе2. а) постучать в дверь
б) корабль отплылб) жить по-новому
в) прыгнули с мостав) вследствие опоздания
г) громко засмеялсяг) в первых рядах
3. а) платье в клетку4. а) будем работать
б) проснуться утромб) сидел молча
в) пропущенный урокв) сомневаться в сказанном
г) бить баклушиг) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

III. Выполнение упражнений (ответы к упражнениям см. в Приложении 1).

Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Ошибки в подчинительных словосочетаниях

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

Упражнение 2. Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику2. а) заглянуть в окно
б) состав прибылб) сделать по-старому
в) наблюдали с балконав) будут цвести
г) низко нагнулсяг) на ярких лепестках
3. а) дом с колоннами4. а) вопреки предсказаниям
б) молча переглянутьсяб) сидел сгорбившись
в) выполненное заданиев) во всём сомневаться
г) все обрадовалисьг) с обаятельной соседкой.
5. а) падающий снег6. а) снежинка на рукаве
б) лететь в окнаб) самый глубокий
в) несмотря на запретв) узорчатый край
г) поднять высоког) совсем холодная

Упражнение 3 (См. Приложение 2 [3. С.103-104]). Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

5. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является местоимение?

а) Смотреть на себя, наша судьба, полюбить её;

б) каждый из друзей, какого-то ребёнка, известный многим;

в) кто-то другой, любой из нас, что-то важное;

г) нечто интересное, сделать по-моему, увидеть что-либо.

6. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

а) Справа от аллеи, задержавшись допоздна, уехать зимой;

б) весьма занятно, далеко от дома, совсем рядом;

в) по-летнему жарко, искать впотьмах, радостно смотреть;

г) по-собачьи преданно, идти вперёд, весело смеяться.

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование — такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам): прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление — такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам): существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах — согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи — управление, в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках — согласование.

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.), которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением — это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением — созданный (для чего?) для песен.

V. Выполнение упражнений.

Упражнение 4. Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование4. Согласование
а) думать о будущема) в сиреневом облаке
б) решающий ученикб) с огромным букетом
в) к следующему понедельникув) цветущую сирень
г) от дурных мыслейг) растущие в саду
2. Управление5. Управление
а) праздник весныа) пусть светит
б) солнечным утромб) работа над ошибками
в) виться над головойв) смеясь над собой
г) заглянувший в паркг) рассказанная на уроке
3. Примыкание6. Примыкание
а) очень приятноа) обижаться по-прежнему
б) разговаривать сидяб) крикнуть громко
в) прищурив глазав) пришёл заранее
г) решил прогулятьсяг) уехал на отдых

Слово учителя: Поскольку основной единицей общения в русском языке служит предложение, именно оно не называет, а сообщает о чём-либо, а с помощью словосочетаний строятся предложения, то в экзаменационной работе нужно показать умение вычленить словосочетание из предложения.

Упражнение 5. Из предложений выделим все словосочетания и укажем вид подчинительной связи.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.Пушкин). 2. Тени от домов лежали на дороге чёрными квадратами (М.Горький). 3. Берёза по-детски радостно встряхивала ветки (М.Бубённов).

Упражнение 6. Самостоятельная работа 3. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

1. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. (Согласование.)

2. Деревья животному напоминают о его собственном горе. (Примыкание.)

3. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. (Управление.)

4. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. (Согласование.)

5. Митраша смело пошёл вперёд, пересекая чистую полянку. (Управление.)

6. Ветер предательски доносит волку жалкий вой покинутой человеком собаки. (Примыкание.)

7. Вот этот плач и не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь. (Согласование.)

8. А лапы её между тем понемногу тоже засасывало. (Управление.)

9. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо на борине, облетая по сторожевому кругу болото, заметил маленького охотника с двойным козырьком. (Примыкание.)

10. Гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком, в тёплом луче солнца. (Согласование.) (По М.М. Пришвину. Кладовая солнца.)

VI. (Продолжение лекции) Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека (Приложение 2. [1, 4])?

Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф);

4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами (Приложение 4):

  • вера во что-либо — уверенность в чём-либо;
  • заслуживать чего-либо — заслужить что-либо;
  • идентичный чему-либо — сходный с чем-либо;
  • обидеться на что (кого-) -либо — обижен чем (кем-) -либо;
  • обрадоваться чему-либо — обрадован чем-либо;
  • обращать внимание на что-либо — уделять внимание чему-либо;
  • опираться на что-либо — базироваться на чём-либо;
  • отзыв о чём-нибудь — рецензия на что-либо — аннотация на что-либо;
  • превосходство над чем-либо (кем-либо) — преимущество перед чем-либо (кем-либо);
  • предостеречь от чего-либо — предупредить о чем-либо;
  • препятствовать чему-либо — тормозить что-либо;
  • различать что и что — отличать что от чего;
  • рассердиться на что (кого-) -либо — рассержен чем (кем-)-либо;
  • свойственный чему-либо — характерный для чего-либо;
  • удивлён чем-либо — удивляться чему-либо;
  • упрекать в чём-либо — осуждать за что-либо;
  • уплатить за что-либо — оплатить что-либо.

Возьмём себе на заметку:

1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно договору, благодаря помощи, вопреки предписанию, подобно взрыву.

Ошибкой является использование конструкции «по + существительное в родительном падеже»: *согласно положения, *благодаря вмешательства, *вопреки указаний, *подобно фейерверков.

2. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.

3. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции «по + существительное в дательном падеже»: *по завершению работы,*по приезду в город, *по истечению срока, *по окончанию передачи.

4. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

5. Будем внимательны, включая в предложения определения, они должны быть согласованы с главными словами: *Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу. — Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу. *Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и острые. — Среди вопросов (каких?), заданных на пресс-конференции, были и острые.

VII. Выполнение упражнений. Упражнение 7. Выполните тестовые задания (Приложение 2 [1, с. 50, внесены изменения].

1. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.

1) Стороны подтвердили готовность соблюдать график работ согласно договору.

2) Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов.

3) Нашим олимпийцам помогла уверенность в победу.

4) Оплатите за проезд в течение одной остановки.

5) Среди книг, прочитанным за последнее время, остановлюсь на одной, интересной, по-моему.

2. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.

1) Учёные хотели вникнуть и познать все тайны природы.

2) Жители микрорайона просили обратить внимание властей неблагоприятному состоянию детской площадки.

3) Павел Петрович упрекает Базарова в неуважении к авторитетам.

4) По приезду не забудьте сдать отчёт о командировке.

5) Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.

3. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.

1) По окончании передачи смотрите рекламу.

2) Не перестаю удивляться разнообразием форм жизни.

3) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписания.

4) Чем отличаются буквы и звуки?

5) В густом тумане, закрывшему берег, мы узнавали друг друга только по голосам.

4. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.

1) Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ.

2) Благодаря постройке нового тоннеля движение на трассе стало более интенсивным.

3) Соседняя деревня, окутанной синеватой мглой, была очень красивой.

4) Оплата за телефонный разговор произведена вовремя.

5) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание (см. Приложение 3).

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибки в подчинительных словосочетаниях

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Таблица

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

Обстоятельственные

Образа действия

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как? В какой степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

если – то.

Присоединительные

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

📽️ Видео

Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)

РОЛИК по №8. Грамматические ошибки. Вся теория.Скачать

РОЛИК по №8. Грамматические ошибки. Вся теория.

Ошибки в построении предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.Скачать

Ошибки в построении предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)

Решаем вместе 6 и 7 задания ЕГЭ (грамматические и речевые ошибки)Скачать

Решаем вместе 6 и 7 задания ЕГЭ (грамматические и речевые ошибки)

Как избавиться от ошибок в тетради за 1 урок. Как писать слова без ошибок. Орфографическая зоркостьСкачать

Как избавиться от ошибок в тетради за 1 урок. Как писать слова без ошибок. Орфографическая зоркость

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

ЕГЭ 2024 |Задание 8| Как найти ошибки быстро?Скачать

ЕГЭ 2024 |Задание 8| Как найти ошибки быстро?

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
Поделиться или сохранить к себе: