Клод моне ударение в фамилии

Видео:Клод Моне. Биография и картины художникаСкачать

Клод Моне. Биография и картины художника

Моне ударение в фамилии

Видео:Экоактивистки испортили картину импрессиониста Клода Моне | ФакТачСкачать

Экоактивистки испортили картину импрессиониста Клода Моне | ФакТач

Как правильно, Моне или Мане?

Путаница имен, скандал вокруг «Олимпии», поиски двадцати тысяч франков и другие подробности отношений двух художников-омофонов

Эдуард Мане собирался выставить на Парижском салоне 1865 года две новые картины — «Осмеяние Христа» и «Олимпию». Однако члены жюри, формировавшие выставку, сославшись на то, что перед ними «гнусные выверты», отказались давать картинам место в зале. Через некоторое время запрет был снят — это был демонстративный жест в споре с прессой и общественным мнением: члены жюри будто показывали, что случится, если убрать «нравственный фильтр», против которого так сильно выступало общество.

Клод моне ударение в фамилииКарикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Salon 2 июня 1865 года © olympia1865.wordpress.com

Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Это здание стоит вдоль одноименного проспекта, и зал с художниками на букву М находился в самом торце — чтобы попасть в него, нужно было пройти весь дворец. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Именно им воспользовался Эдуард Мане, явившийся в понедельник, 1 мая, в три часа дня на официальное открытие вернисажа.

Пока Мане шел через весь зал к своим картинам, критики и первые посетители выставки старались пожать ему руку, поздравляя с невероятным успехом его пейзажей, — несмотря на то что ни «Олимпия», ни «Осмеяние Христа» пейзажами не являются.

Два морских пейзажа действительно висели рядом с картинами Мане, и, хотя эти работы были явно чужой кисти, подписаны они были его именем, да еще и с ошибкой — «Monet». В Париже про существование Клода Моне еще ничего не знали, поэтому появление картин, подписанных схожей с Мане фамилией, было воспринято заслуженным художником как провокация и способ нажиться на заработанном им авторитете.

Клод моне ударение в фамилииКарикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Journal Amusant 5 мая 1865 года © Commons Wikimedia

Клода Моне в тот момент во дворце не было. Но он, конечно, услышал о ярости Мане: в Париже об этом было много разговоров. Салон вообще вышел чрезвычайно громким и скандальным. Мане обвиняли в аморальности и вульгарности. Антонен Пруст (журналист, первый министр культуры Франции) позднее вспоминал, что «Олимпия» уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки.

«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».

Напуганная администрация поставила у полотна двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не боялась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. «Олимпия» собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на нее.

Клод моне ударение в фамилииКарикатура Оноре Домьера, опубликованная в Le Charivari 19 июня 1865 года«— Какого черта эту толстую красную женщину в ночнушке зовут Олимпией?
— Постой, дорогой, вдруг это имя кошки?» © www.leidenanthropologyblog.nl

«Мне кажется, будто посреди улицы я встретил ватагу мальчишек, швыряющих камни в спину Эдуарду Мане. Художественные критики — то бишь полицейские — плохо выполняют свои обязанности: вместо того чтобы прекратить беспорядок, они поощряют его, и — да простит меня бог! — мне даже кажется, что в руках у них я вижу увесистые камни. В самом этом зрелище есть что-то оскорбительное, что глубоко удручает меня, человека постороннего, спокойно идущего по своим делам».

Эдуард Мане был совершенно обескуражен подобной реакцией и на несколько месяцев прекратил работать; чтобы прийти в себя, уехал в Испанию. Вернувшись через несколько месяцев в Париж, он встретил в гостях у друзей своего невольного обидчика — Клода Моне и увидел его новую картину «Дама в зеленом платье».

Клод моне ударение в фамилииКамилла (Дама в зеленом платье). Картина Клода Моне. 1866 год © Wikimedia Commons

Эта встреча стала началом многолетней дружбы между художниками, автор «Олимпии» неоднократно помогал своему младшему другу и другим импрессионистам. Осталось множество писем, в которых Моне просит у Мане в долг. Так, в июне 1875 года он писал прославленному коллеге:

«Жизнь становится с каждым днем все труднее. С позавчерашнего дня в доме хоть шаром покати. Никто больше ничего не дает в кредит, ни мясник, ни булочник. Я не теряю веры в будущее, но настоящее, как вы сами понимаете, к нам сурово. Не могли бы вы с ответным письмом выслать мне двадцатифранковую банкноту? Это сослужит мне добрую службу на ближайшие четверть часа…»

Мане ни разу не отказал в денежной помощи; более того, когда в конце 1870-х он узнал, что жена Моне Камилла смертельно больна, списал предыдущие долги друга.

Клод моне ударение в фамилииСемья Моне в их саду в Аржантёе. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © The Metropolitan Museum of Art Клод моне ударение в фамилииКлод Моне в своей мастерской. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © Neue Pinakothek, Munich

Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод.

Моне решил добиться того, чтобы картины Мане хранились в Лувре вместе с полотнами главных художников мира. Для этого он обратился с просьбами к влиятельным деятелям культуры. Художница Берта Моризо, жена Эжена Мане (брата Эдуарда), писала Клоду Моне:

«Мне рассказали, что некто, чье имя мне неизвестно, отправился к Кэмпфену (директору департамента изящных искусств), дабы выяснить его настроение, что Кэмпфен пришел в ярость, словно „взбесившийся баран“, и заверил, что, пока он занимает эту должность, Мане в Лувре не бывать».

Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. Таким образом картина гарантированно попадет в государственный музей — Моне надеялся, что этим музеем станет Лувр. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра; он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца».

Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»:

«Я глубоко опечален, но… я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра… Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу. Мане войдет в Лувр, но нужно, чтобы он вошел туда сам в результате полного национального признания его таланта, а не окольным путем, как результат подарка, что все-таки отдает рекламной шумихой определенной группировки художников».

Для покупки картины нужно было собрать двадцать тысяч франков. После многочисленных отказов Моне решил открыть общественную подписку: деньги на покупку картины мог перечислить любой парижанин. Таким способом собрать необходимые деньги удалось довольно скоро — для необходимой суммы не хватало лишь несколько сотен франков. «Я купил маленький кусочек «Олимпии», — пишет Тулуз-Лотрек, приложив к письму сто франков.

Клод моне ударение в фамилииРасписка Клода Моне «Получено от Роджера Журдена 100 франков в рамках подписки на покупку „Олимпии“ Мане. Живерни. 14 февраля 90. Клод Моне». Подобные письма Моне отправил каждому, кто прислал ему деньги © www.liveauctioneers.com

В феврале 1890 года Клод Моне вступил в переговоры с парижской администрацией; переговоры длились несколько месяцев — представители государства были готовы принять «Олимпию», не давая при этом твердых обязательств относительно места ее хранения. В результате «Олимпия» была передана Люксембургскому музею в ожидании возможной, но не окончательно решенной передачи в Лувр.

Моне добился своего через семнадцать лет: в феврале 1907 года по распоряжению Жоржа Клемансо, председателя совета министров и друга Моне, картину перевезли в Лувр. В 1986 году вся коллекция импрессионистов, в том числе «Олимпия», была передана в музей Орсе, где выставлена
и сейчас.

Видео:Клод Моне стал жертвой экоэкстремистовСкачать

Клод Моне стал жертвой экоэкстремистов

Большая разница: как отличить Мане от Моне

Клод моне ударение в фамилии

Клод моне ударение в фамилии

Клод моне ударение в фамилии

Видео:КЛОД МОНЕ 10 ЗНАМЕНИТЫХ РАБОТСкачать

КЛОД МОНЕ 10 ЗНАМЕНИТЫХ РАБОТ

…по несостоявшемуся будущему

Понятно , что ни один порядочный отец ( если он сам не художник) не мечтает видеть художником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне и Эдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.

«Эдуар станет судьей» , — был уверен один. «Клод станет бакалейщиком» , — думал другой.
8 поколений мужчин в роду Эдуара Мане были судьями и адвокатами , продолжая дело предков и сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия. Каждый день , в одно и то же время , Огюст Мане выходит из дома , застегнутый на все пуговицы , серьезный , вежливый и сдержанный. Его младший сын Эдуар демонстрирует просто отвратительные знания по всем дисциплинам , кроме гимнастики и рисунка , повторно остается в пятом классе самого аристократичного коллежа в Париже и рыдает дома от одного упоминания о карьере адвоката. Его увлекает только рисование и , возможно , немного манит море. Ну , пусть будет Мореходная школа , только бы не богемная жизнь этих новомодных художников.

Когда судно « Гавр и Гваделупа» с 17-летним Эдуаром отплывает в Бразилию от берегов портового городка Гавр , 9-летний Клод Моне наверняка бродит босиком по берегу моря совсем рядом или наблюдает за отплытием корабля с какого-нибудь холма , где он любит валяться в траве и разглядывать облака. Его отец держит лавку здесь , в Гавре , снабжает продовольствием французский флот. И Клод , когда вырастет и выучится в коллеже , конечно , возьмет на себя управление семейным бизнесом. Все надежды заботливого отца идут прахом.
В коллеже Клод « с грехом пополам освоил четыре арифметических действия и получил слабое представление о грамотном письме». И , не обращая внимания на угрозы отца лишить его какого бы то ни было содержания , уезжает в Париж учиться живописи. Две картины 28-летнего Эдуара Мане в этом году как раз впервые примут в Салоне.

Клод моне ударение в фамилии

Видео:Клод Моне - фильм о жизни и творчествеСкачать

Клод Моне - фильм о жизни и творчестве

. по короне

Тут , честно говоря , легко запутаться. Сегодня отцом импрессионизма , вождем , основателем , королем и неоспоримым лидером многие назовут Клода Моне. У него кувшинки , пленэр , «Впечатление. Восход солнца», соборы в тумане и стога во все времена суток — весь набор стилеобразующих признаков и личных открытий. Но вначале все было совсем не так.

Эдуар Мане не был импрессионистом , не участвовал ни в одной из выставок Анонимного общества живописцев , скульпторов и граверов , но именно его газетные критики и судьи Салона пренебрежительно называли «королем импрессионистов» , а молодых художников-бунтарей , бросивших вызов официальным салоновским традициям , будущих импрессионистов , «бандой Мане» . Ох , сколько бы он отдал , чтобы избавиться от этого незавидного титула.

Клод моне ударение в фамилии

Эдуар Мане жил в квартале Батиньоль и часто завтракал в кафе « Гербуа» неподалеку. Поговаривают , любил бифштекс с кресс-салатом и взбитые яйца. Благодаря ему прославились и квартал , и кафе. Мане и всех его юных почитателей ( Моне , Базиля, Ренуара) назовут вскоре « батиньольской группой», а в кафе « Гербуа» к Мане начинают присоединяться увлеченные идеей нового искусства художники , писатели , журналисты. Но не для того , чтобы съесть бифштекс , а для того , чтобы разговаривать о судьбах искусства.

На картине Фантен-Латура вокруг Мане в его мастерской собрались единомышленники — и молодой Моне еще неуверенно выглядывает из-за плеча высокого Базиля.

Видео:Клод Моне Ver.2 | Основатель Импрессионизма | Впечатление | Claude Monet | #ПРОАРТ​Скачать

Клод Моне Ver.2 | Основатель Импрессионизма | Впечатление | Claude Monet | #ПРОАРТ​

…по бороде, перчаткам, трости, шляпе

И дело , конечно , не в том , что Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой , а Моне тоже красавцем , но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще трудно было спутать: говорили , двигались , одевались , гуляли по-разному.

После « Завтрака на траве» и «Олимпии» об Эдуаре Мане всерьез думали как о шуте , который намеренно забавляет публику чрезмерно вызывающими выходками. И скандалом зарабатывает на хлеб. Эмилю Золя пришлось написать длинную защитную статью , в которой он доказывал читателям , что Мане — светский человек , «безукоризненно любезный и вежливый»: «Художник признавался мне , что он любит бывать в свете , что он находит тайное наслаждение в благоуханном и ослепительном блеске званых вечеров. К ним влечет его , без сомнения , не только любовь к разнообразию и богатству красок , но и та свойственная ему внутренняя потребность в изяществе и элегантности , которую я стараюсь вскрыть в его произведениях» .

О да , Мане — истинный денди. На нем всегда тонкие кожаные перчатки , а в руках — неизменная трость. Его умение завязывать и носить галстуки вызывает восхищение. Каждый день он выходит на особую прогулку , Мане фланирует. Ольга Вайнштейн , автор книги « Денди: мода , литература , стиль жизни» рассказывает , что принципиально праздные , бесцельные прогулки фланера совсем особый смысл имели для писателя или художника: «Его маршрут сплошь и рядом выясняется только в пути , ибо фланера ведет случайная прихоть. Городское пространство — карта его желаний , непрерывная знаковая поверхность , топографическая развертка его потока сознания. Он читает карту собственным телом , размечая шагами пунктиры своих произвольных маршрутов» . По внешнему виду , походке , улыбке фланер-художник определяет типажи прохожих и пытается понять , что собою представляет человек. Прогулка без цели превращается в поиск сюжетов и источник вдохновения.

Видео:Клод Моне Ver.1 | Отец Импрессионизма | Мимолетное Впечатление | Claude Monet | #ПРОАРТСкачать

Клод Моне Ver.1 | Отец Импрессионизма | Мимолетное Впечатление | Claude Monet | #ПРОАРТ

Клод Моне – гений, отражающий на холсте сиюминутное впечатление от реальности

Оскар Клод Моне прославил свое отечество замечательными картинами. Казалось бы, они столь просты и незамысловаты, но в них отображена целая чувственная композиция, они полны легкостью и насыщенной гаммой красок. Моне часто путают с другим его соотечественником – импрессионистом и современником Мане. При внешней похожести их картин, тем не менее, техники нанесения мазков и сюжеты картин у них различаются.

В свой век творчество Моне многие люди не понимали, оно казалось им странным, отрешенным от реальности. Он рисовал картины так, что изображенные на них реальные вещи, пейзажи, люди как бы растворялись в мазках на полотне, превращаясь в смазанные точки. На мой взгляд, живопись Моне вполне читаема и близка к реальности. Смотря на его картины, представляйте, что глядите на изображенные на них сюжеты сквозь стекло, покрытое каплями дождя.

Когда-то картины этого художника не брали даже на выставки, не понимая сути его творчества. Моне был вынужден копить деньги, чтобы что-то приобрести для семьи. Сейчас он был бы миллионером. Его картина «Пруд с водяными лилиями», написанная в 1919 году, была продана более чем за восемьдесят миллионов долларов, а не самая дорогая работа «Здание парламента, на закате» – около сорока с половиной миллиона долларов. В пору же начала своего творческого пути живописец был вынужден продавать свои творения за копейки, да и раскупались они неохотно.

Моне по праву считают основателем французского импрессионизма и его теоретической основы. Сам художник всю жизнь писал, следуя именно этому направлению в живописи. То, в каком стиле творил Моне, признано классикой импрессионизма. В своих полотнах он отображал моменты жизни, написанные им разрозненно, растворенные в легких мазках. Известный художественный критик Гюстав Жеффруа говорил о Моне:

«Творчество Моне не похоже ни на какое другое на протяжении всей истории живописи. Это одновременно откровение и поэма, открывающие целый мир, доселе не видимый никем».

Видео:КЛОД МОНЕ [ART I FACTS]Скачать

КЛОД МОНЕ  [ART I FACTS]

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 год
Местонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Клод моне ударение в фамилииХудожник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

Видео:Копия работы Клода Моне, Прогулка. Дама с зонтиком. Прекрасный опыт, влюбился в МонеСкачать

Копия работы Клода Моне, Прогулка. Дама с зонтиком. Прекрасный опыт, влюбился в Моне

Рождение самобытного художника

У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.

Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.

Клод моне ударение в фамилииШарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годы
Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):

«Шарль Глейр появлялся в своей студии всего два раза в неделю, чтобы провести занятия в лучших традициях академической школы. Уроки для тридцати учеников проходили в огромной комнате, лишенной какой бы то ни было мебели».

После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Дама в зелёном», 1866 год
Местонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия

Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:

«Картина «Завтрак на природе» обрела скандальную известность после Салона отверженных в 1863 году, где не признанные на тот момент академиками художники выставляли свои работы. На картине, которую представил Мане, была изображена обнаженная женщина в компании одетых мужчин, что не могло не вызвать негодования у публики».

В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.

Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Завтрак на траве», 1866 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Видео:141 КЛОД МОНЕ О ДЕПРЕССИИСкачать

141 КЛОД МОНЕ О ДЕПРЕССИИ

Драматургия жизни и творчества

Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.

На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.

Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 год
Местонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».

Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.

Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.

Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.

Клод моне ударение в фамилииКамилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне

Видео:Художники Эдуард Мане и Клод МонеСкачать

Художники Эдуард Мане и Клод Моне

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Клод моне ударение в фамилииПоль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Видео:68 К МОНЕ В УЧЕНИКИСкачать

68 К МОНЕ В УЧЕНИКИ

По пути импрессионизма

Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.

Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 год
Местонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :

«Я не вижу никакого восхода, одно лишь впечатление».

Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 год
Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.

Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 год
Местонахождение: Частная коллекция

Видео:Рождение мира: кувшинки Клода МонеСкачать

Рождение мира: кувшинки Клода Моне

Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль

Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.

Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.

В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год

Видео:Клод Моне: Магия воды и света — с 20 декабря в киноСкачать

Клод Моне: Магия воды и света — с 20 декабря в кино

Постепенное восхождение

Моне много рисует, в данный период жизни его излюбленным предметом написания становятся цветы. Он создает такие полотна как «Топинамбур, цветы (цветы иерусалимского артишока)» в 1880 году, а годом позже «Букет подсолнухов».

Именно эта картина была представлена на выставке импрессионистов в 1882 году и вызвала волну одобрения и восхищения. Сам Винсент Ван Гон очень позитивно оценил полотно Моне. Все цветы для композиций Клод увидел в своем саду, из чего родилась прекрасная картина «Сад художника в Ветее».

В 1883 года Моне переезжает в арендованный дом, находящийся в предместье столицы, которое называется Живерни. В этом же году его давний меценат Дюран-Рюэль, поправивший свои дела, организует для Моне индивидуальную выставку. Хоть имя художника становится всё более известным и узнаваемым, финансовое положение живописца оставляет желать лучшего.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Букет подсолнухов», 1880 год
Местонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Клод много путешествует по Франции, создает новые пейзажи, как, например, «Тени на море. Скалы в Пурвиле» и совершенствует свою личную технику. Побывав в Голландии, Моне пишет серию картин, посвященную тюльпановым полям и ветряным мельницам.

Теперь его любимые натурщики – это Алиса Гошеде и её дети. Постепенно творчество Моне признают все больше и больше, затем улучшается и материальная сторона жизни художника. Со временем он даже смог купить дом в полюбившемся ему Живерни, в котором и проживет до конца дней своих.

Клод моне ударение в фамилииДом и сад Клода Моне в Живерни – источник вдохновения художника / art-dot.ru

Видео:Живерни // Усадьба КЛОДА МОНЕСкачать

Живерни // Усадьба КЛОДА МОНЕ

Как появились знаменитые кувшинки и водяные лилии

В Живерни Клод Моне решил разбить сад по советам японского садовника, который гостил тогда у живописца. Стоит отметить, что большинство импрессионистов очень любило японское изобразительное искусство, в частности, на их стиль живописи во многом повлиял японский гравер Кацусико Хокусай. Его рисунки висели в домах французских художников в большом количестве, не был исключением и Моне.

В саду Клода появился мостик, очень похожий на японский мостик с гравюры знаменитого Хокусая. В японском стиле был спроектирован и создан пруд с кувшинками, проложено множество небольших тропинок. Моне любил рисовать пейзажи из своего сада, к тому же, они пользовались большой популярность у публики. Из сада Моне вышли многие его картины, в том числе одни из самых дорогих впоследствии «Пруд с кувшинками (Японский мостик)» и «Синие водяные лилии».

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Пруд с кувшинками (Японский мостик)», 1899 год
Местонахождение: Художественный музей Принстонского университета, Принстон, США

Видео:Клод Оскар Моне (Claude Oscar Monet)Скачать

Клод Оскар Моне (Claude Oscar Monet)

На пути к абстракционизму

Художник не перестает экспериментировать со стилем написания картин. Он играет со светом, применяет различные новые эффекты. Постепенно техника Моне начинает всё более отдаляться от реалистичных картин мира. С 1890-х годов живописец начинает размывать контуры объектов, находящихся на полотне, и его творчество становится похожим на абстракцию. Некоторые специалисты в изобразительном искусстве считают, что именно Моне стал основополагателем абстракционизма.

Хочется отметить один интересный факт о Клоде Моне. Оказывается, он был успешным садоводом-любителем. Художник не только любил рисовать свой сад, но ему нравилось и покопаться в земле. Моне обменивался семенами со своими соседями по Живерни, ухаживал за цветочными клумбами и другими растениями в саду. Он даже переписывался с питомниками растений по поводу правильного ухода за садом.

Видео:Клод Моне. Рассказывает Александр Таиров.Скачать

Клод Моне. Рассказывает Александр Таиров.

Знаменитые стога Моне

Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.

Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.

Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 год
Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Видео:Любовь Клода МонеСкачать

Любовь Клода Моне

По дорогам жизни

В 1892 году, когда муж возлюбленной Алисы умер, Моне наконец-то смог на ней жениться. Этот год ещё отмечен началом работы Клода над серией картин, посвященных Руанскому собору. В течение двух лет он написал 22 полотна.

К сожалению, до сегодняшнего момента из них сохранилось лишь 15. К этому времени импрессионизм, как направление живописи, уже становился классикой, всех художников, стоявших у его истоков, признали, они были известны и уважаемы. В их число входил и Клод Моне.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Руанский собор вечером», 1894 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

В 1899 году художник начинает работу над своей, пожалуй, самой известной серией под общим названием «Кувшинки». Пишет эти картины Моне в своем саду, работу над ними он будет вести практически до самого исхода своих дней. Кувшинкам автор посвятил 13 картин, а лилиям – целых 48. «Пруд с кувшинками» на сегодняшний день занимает 9 место среди самых дорогих полотен мира. Эта картина была приобретена в частную коллекцию.

С 1908 года Моне стал ощущать проявившуюся у него катаракту – тяжелую болезнь глаз. Для художника, конечно, это большая трагедия, ведь один из его главных инструментов – это глаза. В этом же году художник побывал в Венеции, где написал «Палаццо Дарио», и изучил доступные в музеях и церквях работы таких мастеров прошлого, как Тициан и Веронезе. В 1911 году умерла вторая любовь живописца Алиса Гошеде, а болезнь глаз усилилась.

В 1923 году художнику сделали две операции на глазах, и они оказались успешными, Моне наконец-то вновь прозрел. В эту пору за пожилым отцом ухаживала Бланш Гошеде-Моне – приемная дочь. В последние годы Клод страдал от тяжелой депрессии, он бросил рисовать и уничтожил многие из своих последних работ.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 год
Местонахождение: Частная коллекция

Клод Моне ушел из жизни, когда ему было 86 лет, 5 декабря 1926 года. Многие работы этого уникального живописца хранятся сегодня в самых престижных музеях мира, несколько картин Моне выставляются и в России.

На обложке: Каролюс-Дюран «Портрет Клода Моне», 1867 год. Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Видео:Клод Моне и импрессионизм. Самое главное, что нужно знать: картины, биография история импрессионизмаСкачать

Клод Моне и импрессионизм. Самое главное, что нужно знать: картины, биография история импрессионизма

Как правильно, Моне или Мане?

Путаница имен, скандал вокруг «Олимпии», поиски двадцати тысяч франков и другие подробности отношений двух художников-омофонов

Эдуард Мане собирался выставить на Парижском салоне 1865 года две новые картины — «Осмеяние Христа» и «Олимпию». Однако члены жюри, формировавшие выставку, сославшись на то, что перед ними «гнусные выверты», отказались давать картинам место в зале. Через некоторое время запрет был снят — это был демонстративный жест в споре с прессой и общественным мнением: члены жюри будто показывали, что случится, если убрать «нравственный фильтр», против которого так сильно выступало общество.

Клод моне ударение в фамилииКарикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Salon 2 июня 1865 года © olympia1865.wordpress.com

Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Это здание стоит вдоль одноименного проспекта, и зал с художниками на букву М находился в самом торце — чтобы попасть в него, нужно было пройти весь дворец. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Именно им воспользовался Эдуард Мане, явившийся в понедельник, 1 мая, в три часа дня на официальное открытие вернисажа.

Пока Мане шел через весь зал к своим картинам, критики и первые посетители выставки старались пожать ему руку, поздравляя с невероятным успехом его пейзажей, — несмотря на то что ни «Олимпия», ни «Осмеяние Христа» пейзажами не являются.

Два морских пейзажа действительно висели рядом с картинами Мане, и, хотя эти работы были явно чужой кисти, подписаны они были его именем, да еще и с ошибкой — «Monet». В Париже про существование Клода Моне еще ничего не знали, поэтому появление картин, подписанных схожей с Мане фамилией, было воспринято заслуженным художником как провокация и способ нажиться на заработанном им авторитете.

Клод моне ударение в фамилииКарикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Journal Amusant 5 мая 1865 года © Commons Wikimedia

Клода Моне в тот момент во дворце не было. Но он, конечно, услышал о ярости Мане: в Париже об этом было много разговоров. Салон вообще вышел чрезвычайно громким и скандальным. Мане обвиняли в аморальности и вульгарности. Антонен Пруст (журналист, первый министр культуры Франции) позднее вспоминал, что «Олимпия» уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки.

«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».

Напуганная администрация поставила у полотна двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не боялась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. «Олимпия» собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на нее.

Клод моне ударение в фамилииКарикатура Оноре Домьера, опубликованная в Le Charivari 19 июня 1865 года«— Какого черта эту толстую красную женщину в ночнушке зовут Олимпией?
— Постой, дорогой, вдруг это имя кошки?» © www.leidenanthropologyblog.nl

«Мне кажется, будто посреди улицы я встретил ватагу мальчишек, швыряющих камни в спину Эдуарду Мане. Художественные критики — то бишь полицейские — плохо выполняют свои обязанности: вместо того чтобы прекратить беспорядок, они поощряют его, и — да простит меня бог! — мне даже кажется, что в руках у них я вижу увесистые камни. В самом этом зрелище есть что-то оскорбительное, что глубоко удручает меня, человека постороннего, спокойно идущего по своим делам».

Эдуард Мане был совершенно обескуражен подобной реакцией и на несколько месяцев прекратил работать; чтобы прийти в себя, уехал в Испанию. Вернувшись через несколько месяцев в Париж, он встретил в гостях у друзей своего невольного обидчика — Клода Моне и увидел его новую картину «Дама в зеленом платье».

Клод моне ударение в фамилииКамилла (Дама в зеленом платье). Картина Клода Моне. 1866 год © Wikimedia Commons

Эта встреча стала началом многолетней дружбы между художниками, автор «Олимпии» неоднократно помогал своему младшему другу и другим импрессионистам. Осталось множество писем, в которых Моне просит у Мане в долг. Так, в июне 1875 года он писал прославленному коллеге:

«Жизнь становится с каждым днем все труднее. С позавчерашнего дня в доме хоть шаром покати. Никто больше ничего не дает в кредит, ни мясник, ни булочник. Я не теряю веры в будущее, но настоящее, как вы сами понимаете, к нам сурово. Не могли бы вы с ответным письмом выслать мне двадцатифранковую банкноту? Это сослужит мне добрую службу на ближайшие четверть часа…»

Мане ни разу не отказал в денежной помощи; более того, когда в конце 1870-х он узнал, что жена Моне Камилла смертельно больна, списал предыдущие долги друга.

Клод моне ударение в фамилииСемья Моне в их саду в Аржантёе. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © The Metropolitan Museum of Art Клод моне ударение в фамилииКлод Моне в своей мастерской. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © Neue Pinakothek, Munich

Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод.

Моне решил добиться того, чтобы картины Мане хранились в Лувре вместе с полотнами главных художников мира. Для этого он обратился с просьбами к влиятельным деятелям культуры. Художница Берта Моризо, жена Эжена Мане (брата Эдуарда), писала Клоду Моне:

«Мне рассказали, что некто, чье имя мне неизвестно, отправился к Кэмпфену (директору департамента изящных искусств), дабы выяснить его настроение, что Кэмпфен пришел в ярость, словно „взбесившийся баран“, и заверил, что, пока он занимает эту должность, Мане в Лувре не бывать».

Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. Таким образом картина гарантированно попадет в государственный музей — Моне надеялся, что этим музеем станет Лувр. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра; он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца».

Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»:

«Я глубоко опечален, но… я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра… Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу. Мане войдет в Лувр, но нужно, чтобы он вошел туда сам в результате полного национального признания его таланта, а не окольным путем, как результат подарка, что все-таки отдает рекламной шумихой определенной группировки художников».

Для покупки картины нужно было собрать двадцать тысяч франков. После многочисленных отказов Моне решил открыть общественную подписку: деньги на покупку картины мог перечислить любой парижанин. Таким способом собрать необходимые деньги удалось довольно скоро — для необходимой суммы не хватало лишь несколько сотен франков. «Я купил маленький кусочек «Олимпии», — пишет Тулуз-Лотрек, приложив к письму сто франков.

Клод моне ударение в фамилииРасписка Клода Моне «Получено от Роджера Журдена 100 франков в рамках подписки на покупку „Олимпии“ Мане. Живерни. 14 февраля 90. Клод Моне». Подобные письма Моне отправил каждому, кто прислал ему деньги © www.liveauctioneers.com

В феврале 1890 года Клод Моне вступил в переговоры с парижской администрацией; переговоры длились несколько месяцев — представители государства были готовы принять «Олимпию», не давая при этом твердых обязательств относительно места ее хранения. В результате «Олимпия» была передана Люксембургскому музею в ожидании возможной, но не окончательно решенной передачи в Лувр.

Моне добился своего через семнадцать лет: в феврале 1907 года по распоряжению Жоржа Клемансо, председателя совета министров и друга Моне, картину перевезли в Лувр. В 1986 году вся коллекция импрессионистов, в том числе «Олимпия», была передана в музей Орсе, где выставлена
и сейчас.

Видео:ТЕСТ: Отличаете ли вы картины Моне от МанеСкачать

ТЕСТ: Отличаете ли вы картины Моне от Мане

Клод Моне

Биография

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Клод моне ударение в фамилииПортрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне в молодости

Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне за работой

Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Завтрак на траве»

Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Женщина в саду»

Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар»

Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»

Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Поле маков у Аржантея»

Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Клод моне ударение в фамилииХудожник Клод Моне

Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне создал собственный сад

В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.

Клод моне ударение в фамилииКлод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин — $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.

Смерть

Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.

Клод моне ударение в фамилииКартина Клода Моне «Пруд с водяными лилиями»

Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Поделиться или сохранить к себе: