Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Содержание
  1. Виды связей в словосочетаниях
  2. Понятие словосочетания
  3. Основные виды словосочетаний
  4. Глагольные словосочетания
  5. Именные словосочетания
  6. Наречные словосочетания
  7. Примеры словосочетаний со связью согласования
  8. Примеры словосочетаний со связью управления
  9. Примеры словосочетаний со связью примыкания
  10. Словосочетания именные, глагольные, наречные. Примеры
  11. Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)
  12. Именные словосочетания
  13. Субстантивные (главное слово — имя существительное)
  14. Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное
  15. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова
  16. Словосочетания с местоимением в качестве главного слова
  17. Наречные словосочетания
  18. Раздаточный материал. Русский язык. 8 класс. Тема «Словосочетание»
  19. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  20. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  21. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  22. 🎥 Видео

Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Виды связей в словосочетаниях

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

О чем эта статья:

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Словосочетания именные, глагольные, наречные. Примеры

Укажем типы сло­во­со­че­та­ний (имен­ные, гла­голь­ные, нареч­ные) в зави­си­мо­сти от того, какой частью речи явля­ет­ся в его соста­ве глав­ное сло­во.

Как и само­сто­я­тель­ное сло­во, сло­во­со­че­та­ние слу­жит сред­ством номи­на­ции, то есть назы­ва­ет, толь­ко более кон­крет­но:

  • пред­мет (пла­тье в полос­ку, дру­же­ское руко­по­жа­тие, час пик);
  • при­знак (очень кра­си­вый, весь­ма при­вле­ка­тель­ный, абсо­лют­но неза­ви­си­мый);
  • дей­ствие (стре­ми­тель­но подой­ти, стре­лять вхо­ло­стую);
  • состо­я­ние (быст­ро рас­цве­тать, лег­ко почув­ство­вать).

В сло­во­со­че­та­нии в каче­стве стерж­не­во­го сло­ва могут высту­пать име­на суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния, чис­ли­тель­ные, а так­же гла­го­лы и наре­чия. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют гла­голь­ные, имен­ные и нареч­ные сло­во­со­че­та­ния.

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)

1. гла­гол + суще­стви­тель­ное (при­ме­ры)

2. с зави­си­мым инфи­ни­ти­вом или дее­при­ча­сти­ем:

3. с зави­си­мым наре­чи­ем:

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Именные словосочетания

Субстантивные (главное слово — имя существительное)

1. суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (без пред­ло­га и с пред­ло­гом) (при­ме­ры):

2. суще­стви­тель­ное + при­ла­га­тель­ное:

3. суще­стви­тель­ное + местоимение-прилагательное:

4. суще­стви­тель­ное с зави­си­мым поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным:

5. суще­стви­тель­ное с при­ча­сти­ем:

6. суще­стви­тель­ное с наре­чи­ем:

7. суще­стви­тель­ное + гла­гол (инфи­ни­тив) (при­ме­ры):

Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное

1. с зави­си­мым име­нем суще­стви­тель­ным:

2. с зави­си­мым место­име­ни­ем:

3. с наре­чи­ем в каче­стве зави­си­мо­го сло­ва:

4. с инфи­ни­ти­вом:

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова

  • двое из лар­ца;
  • трое в лод­ке;
  • семе­ро в штат­ском;
  • пер­вый из сорев­ну­ю­щих­ся;
  • вто­рой на пье­де­ста­ле почё­та;

Словосочетания с местоимением в качестве главного слова

  • каж­дый из нас;
  • мы с дру­зья­ми;
  • они с сосе­дя­ми;

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Наречные словосочетания

1. с зави­си­мым наре­чи­ем:

2. с зави­си­мым суще­стви­тель­ным:

Перечисленные типы сло­во­со­че­та­ний мож­но рас­пре­де­лить так­же в три груп­пы сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Раздаточный материал. Русский язык. 8 класс. Тема «Словосочетание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Строение и грамматическое значение словосочетания.

1.В словосочетаниях определите главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

Западный фронт, вызвали срочно, наградили героев, шестой день, построенный дом.

Произведите фонетический разбор слова здание.

Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяя заг….рает, накл…нился, оз…рение.

1.В словосочетаниях определите главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

Вечная память, летели быстро, выучил правило, третьи сутки, выученный стих.

Произведите фонетический разбор слова здоровья.

Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяя изл…жение, р…стение, отр….сль.

1.В словосочетаниях определите главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

Весенняя суета, девятнадцатый век, забрали Олю, выдающие заслуги, оделся по – осеннему.

Произведите фонетический разбор слова решением.

Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяя прик…сался, расст…лаю, заб…ру.

Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

1.Составьте по три словосочетания с указанными значениями.

Предмет и его признак (сущ. + прилаг.). Действие и предмет, на который оно переходит (гл. + сущ. в В.п.). Действие и его признак (гл. + нареч.).

Определите разряд прилагательного шёлковое платье.

Составьте предложение по схеме [ Х, /определение/, …. ]

1.Составьте по три словосочетания с указанными значениями.

Предмет и его признак (сущ. + прилаг.). Действие и предмет, на который оно переходит (гл. + сущ. в В.п.). Действие и его признак (гл. + нареч.).

Определите разряд прилагательного сильный мороз.

Составьте предложение по схеме [ …., /- . — . — . /, …. ]

1.Составьте по три словосочетания с указанными значениями.

Предмет и его признак (сущ. + прилаг.). Действие и предмет, на который оно переходит (гл. + сущ. в В.п.). Действие и его признак (гл. + нареч.).

Определите разряд прилагательного заячьи следы.

Составьте предложение по схеме [0: 0,0,0 и 0 ]

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

1.Определите способ связи слов в словосочетаниях.

Ничего не даётся, спутанные водоросли, близкие люди, безмолвно устремилась, свои глаза, подступают к огороду, восьмой ряд, решил прогуляться, критиковать не умолкая.

Подберите антоним к слову ненавидеть.

Определите степень сравнения прилагательного громче.

1.Определите способ связи слов в словосочетаниях.

Задел ветку, работая быстро – быстро, бурные порывы, зимующие птицы, пятая парта, мой сосед, начинают выбираться, шёл согнувшись, идти к ней.

Подберите антоним к слову высокий.

Определите степень сравнения прилагательного глубочайший.

1.Определите способ связи слов в словосочетаниях.

Содействуют успешно, шёлковая рубаха, к нашему домику, десятая книга, понимал действительность, поднимающийся народ, нельзя ориентироваться, говорить о ком – то, говорил не вникая.

Подберите антоним к слову справа.

Определите степень сравнения прилагательного более высоко.

Р.р. Нормы согласования, управления и примыкания.

1.Составьте словосочетания из данных слов и запишите их. Определите способ связи.

(Синий) карандашом, говорить (папа), (говорящий) девочка, идти (он), нельзя (говорит).

Произведите синтаксический разбор предложения.

Тёмная летняя заря, вздрагивая, потухала далеко впереди.

Определите количество букв и звуков в слове тёмная.

1.Составьте словосочетания из данных слов и запишите их. Определите способ связи.

(Скромный) человека, собирать (гриб), (поющий) артисту, зашёл (она), решил (попрощается).

Произведите синтаксический разбор предложения.

Оглянувшись по сторонам, осторожно сунул револьвер в карман и бросился через сад к черешне.

Определите количество букв и звуков в слове револьвер.

1.Составьте словосочетания из данных слов и запишите их. Определите способ связи.

(Зимний) утро, поёт (песня), (третий) сутки, узнал (мы), начинали (играет).

Произведите синтаксический разбор предложения.

Иногда, возвращаясь вечером, я заходил на пасеку.

Определите количество букв и звуков в слове возвращаясь.

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

1.Определите способ связи слов в словосочетаниях.

Наш народ, не скажешь о том, горящие спички, ездить на машинах, нельзя бросать, горючими веществами, второй этаж, хорошо проснуться, смотрел недоумевая.

Разберите слова по составу старушка, полюбить, по – зимнему.

Подберите антоним к слову плакать.

1.Определите способ связи слов в словосочетаниях.

Мои друзья, подойти сюда, люблю берёзы, миллионный покупатель, быстротекущая жизнь, догони их, обычный наряд, собирался заснуть, говорил улыбаясь.

Разберите слова по составу ноябрьский, бросается, засветло.

Подберите антоним к слову быстро.

1.Определите способ связи слов в словосочетаниях.

Легко скользили, раскинуть ветви, хотел познакомиться, лохматая лисица, своими озёрами, двадцатые дни, говорить ни о чём, засохший лист, лежал не шевелясь.

Разберите слова по составу стародавняя, веселить, сторонушка.

Подберите антоним к слову близко.

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

Карточки именные глагольные наречные словосочетания

Строение и грамматическое значение словосочетания.

Карточка № 1

1.В словосочетаниях определите главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

Западный фронт, вызвали срочно, наградили героев, шестой день, построенный дом.

  • Произведите фонетический разбор словаздание.
  • Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяязаг….рает, накл…нился, оз…рение.
  • Произведите фонетический разбор словаздоровья.
  • Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяяизл…жение, р…стение, отр….сль.
  • Произведите фонетический разбор словарешением.
  • Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяяприк…сался, расст…лаю, заб…ру.

Карточка № 2

1.В словосочетаниях определите главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

Вечная память, летели быстро, выучил правило, третьи сутки, выученный стих.

Карточка № 3

1.В словосочетаниях определите главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

Весенняя суета, девятнадцатый век, забрали Олю, выдающие заслуги, оделся по – осеннему.

Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Карточка № 1

1.Составьте по три словосочетания с указанными значениями.

Предмет и его признак (сущ. + прилаг.). Действие и предмет, на который оно переходит (гл. + сущ. в В.п.). Действие и его признак (гл. + нареч.).

  • Определите разряд прилагательногошёлковое платье.
  • Составьте предложение по схеме [ Х, /определение/, …. ]
  • Определите разряд прилагательногосильный мороз.
  • Составьте предложение по схеме [ …., /- . — . — . /, …. ]
  • Определите разряд прилагательногозаячьи следы.
  • Составьте предложение по схеме [0: 0,0,0 и 0 ]

Карточка № 2

1.Составьте по три словосочетания с указанными значениями.

Предмет и его признак (сущ. + прилаг.). Действие и предмет, на который оно переходит (гл. + сущ. в В.п.). Действие и его признак (гл. + нареч.).

Карточка № 3

1.Составьте по три словосочетания с указанными значениями.

Предмет и его признак (сущ. + прилаг.). Действие и предмет, на который оно переходит (гл. + сущ. в В.п.). Действие и его признак (гл. + нареч.).

🎥 Видео

Русский язык| Составное именное сказуемоеСкачать

Русский язык| Составное именное сказуемое

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать

Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольное

Составное именное сказуемоеСкачать

Составное именное сказуемое

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: