Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Тест «Тропы» (10 класс)

ТЕСТ «Тропы» Вариант 1

1.Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Шатры чёрных ив нависают над головой. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: «Ну, бывай здоров! Не падай духом. » 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу.

1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение

ТЕСТ «Тропы» Вариант 2

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.

1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) фразеологизм

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Грудь её [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило. 1) олицетворение 2) сравнение 3) эпитет 4) метафора

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.

1) фразеологизм 2) эпитет 3) сравнение 4) олицетворение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег.

1 ) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете. 1) сравнение 2) метафора 3) эпитет 4) олицетворение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.

1) фразеологизм 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.

1) сравнение 2) метафора 3) фразеологизм 4) олицетворение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце. 1) олицетворение 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Навстречу мне неслись клочья пены, течение шевелило ветви затопленных ольховых и ивовых кустов.

1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) олицетворение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Внизу, под деревьями, на мхах, лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой.

эпитет 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

1 вариант: 1-4, 2-1, 3-3,4-2, 5-4, 6-1, 7-1, 8-3, 9-2, 10-2,

2 вариант: 1-2, 2-2, 3-1,4-4, 5-3, 6-1, 7-2, 8-1, 9-3,4, 10-1,

Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

Подготовка к ГИА. Задание А3 (средства художественной выразительности)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

Подготовка к ГИА. Задание А3 (средства художественной вырвзительности)

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.Скачать

РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
gia_-_a3_sredstva_vyrazitelnosti.doc74 КБ

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы . (В.Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал . (В.Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять . Слёзы текут в три ручья.

Скрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает , льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно …(Бунин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

сравнение, сравнительный оборот

Оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений (всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Союзы: что, как, как будто, словно, точно.

Другие средства сравнения: похож, наподобие, подобен и др.

Сравнительная степень прилагательных: выше, красивее, зеленее, больше и т.д.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит . (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора …(Л.Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы . (Бунин)

Как град посыпалась картечь . (Пушкин)

Её любовь к сыну была подобна безумию . (Горький)

Белей , чем горы снеговые , идут на запад облака .

Изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве . (Ю.Нагибин)

Здесь даже камни плачут . Цветы мне говорят : «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало . (Пушкин)

Образное, необычное определение, его смысл требует пояснения. ( подсказка : обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком . (Есенин) А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! Душу гложет чёрная тоска.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

Устойчивые сочетания слов, лексически неделимые, целостные по значению (т.е. употребляются только как оборот речи, но не отдельными словами!)

Бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать), делать из мухи слона (преувеличивать), после дождичка в четверг (нечто несбыточное).

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки . Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить ; мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

А. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех.

2) Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся.

3) Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки.

4) Чистый и громкий звон рассыпался осколкам и по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами.

Б. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама.

2) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым.

3) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

4) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются.

В. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются метафора и сравнение.

1) Какая польза в этой сумасшедшей гонке, выиграете несколько минут!

2) Глинистое полотно дороги стало влажным.

3) В ту же секунду «Карл» превратился в белое привидение.

4) Он посылал «Карла» вперед, как норовистого коня, протискиваясь сквозь поток машин.

Г. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи – хрустальный шар, внутри зелёного стекла – бокал с широким серебряным ободком.

2) Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом.

3) Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира.

4) Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что-нибудь открывал.

Д. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) В казарму привезли раненого.

2) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему.

3) Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки.

4) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами и цветами.

Е. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) «Задание выполнил», – докладывал он коротко.

2) Самолёт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами.

3) Все мы ожидали, что лейтенант молча уберёт снимок.

4) «А теперь его нет», – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.

Ж. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.

2) Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

3) И вот в одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых.

4) Ему удалось договориться, и на машине, перевозившей раненых, нас в феврале 1942 года вывезли из города через Ладогу.

З. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я тогда даже и не подозревал, что есть такое учреждение.

2) Они не раз дарили мне книги на день рождения.

3) На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я её ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она её или прочитала, или знает о ней, и я брал книги у неё.

4) Школа наша была удивительная: в ней ещё сохранялись приметы былой гимназической жизни.

И. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

К. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.

Л. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.

М. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги.

2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.

3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

Н. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана.

3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

О. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья.

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.

4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.

П. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев.

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке.

3) Майское утро дышало особенной прелестью.

4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

Р. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.

2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.

3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.

4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.

С. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.

4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.

Т. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.

2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.

3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.

4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении .

Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: «Ну, бывай здоров! Не падай духом. » (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение

11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении .

Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.

1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) фразеологизм

12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении .

Грудь ее [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило.

1) олицетворение 2) сравнение 3) эпитет 4) метафора

13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.

1) фразеологизм 2) эпитет 3) сравнение 4) олицетворение

14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег.

1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете.

1) сравнение 2) метафора 3) эпитет 4) олицетворение

16. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.

1) фразеологизм 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

17. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты. 1) сравнение 2) метафора 3) фразеологизм 4) олицетворение

18. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце.

1) олицетворение 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет

Источники практического материала:

1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны http://www.saharina.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ http://uchimcauchitca.blogspot.ru

3. ГИА — 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько – М. : Изд. «Национальное образование», — 2012.

Видео:Слово и его значение. Средства выразительности. Видеоурок 2.1. Русский язык 10 классСкачать

Слово и его значение. Средства выразительности. Видеоурок 2.1. Русский язык 10 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

ЕГЭ. ЗАДАНИЕ В-8. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Методические материалы содержат опорный конспектпо заявленной теме ( теория) и 2 вариантиа тестав формате ЕГЭ ( задание В-8)с ключами. .

Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

Комплексная проверочная работа по русскому языку «Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности». 9 класс. Подготовка к ГИА

Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: «Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф.

Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

Методическая разработка «Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении»

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её.

Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8

Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях.

Каким средством выразительности является словосочетание островку тепла и покоя

Средства художественной выразительности. Подготовка к ОГЭ.

Подготовка к ОГЭ.

Средства художественной выразительности (тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку)

Данный материал предназначен для отработки умения определять виды средств художественной выразительности. Содержится два варианта заданий.

Тест ГИА Задание 3. Средства художественной выразительности.

Тест ГИА Задание 3. Средства художественной выразительности.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже — наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

«мечты кипят» (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)

Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
. Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям. (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

СИМВОЛ — многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).

АЛЛЕГОРИЯ — однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ — вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ — слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак «?»
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я — «Евгения Онегина», сестра — «Капитанскую дочку».
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ — слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится «!» знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ — сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива. Когда росой обрызганный душистой. Когда студеный ключ играет по оврагу. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА — повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА — противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН — сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые. (Чехов)

ГРАДАЦИЯ — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ — нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
. Но идет. Шатается. Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА — текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

ЦИТИРОВАНИЕ — слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)

ДИАЛОГ — разговор двух или более героев повествования.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.
— Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. — Если бы не вы. (Бондарев)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный; сильный — слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ — слова, различные по написанию, но близкие по значению.
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться — пугаться

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ — слова, близкие по значению только в пределах контекста.
«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой — плохой

ЖАРГОНИЗМЫ — речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО — ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ — устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА — слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ — стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС — повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания какими — либо напоминающими его звуками.
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

💥 Видео

Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать

Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | Умскул

Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMOСкачать

Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMO

Лексические средства и приемы выразительности (часть 1)Скачать

Лексические средства и приемы выразительности (часть 1)

ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТСкачать

ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ

Русский язык ЕГЭ: Задание 26. Языковые средства выразительности.Скачать

Русский язык ЕГЭ: Задание 26. Языковые средства выразительности.

Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.Скачать

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение,  эпитет.

Уроки русского Слова как средства художественной выразительностиСкачать

Уроки русского Слова как средства художественной выразительности

ЗАДАНИЕ 7 | Средства речевой выразительности | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ 2021Скачать

ЗАДАНИЕ 7 | Средства речевой выразительности | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ 2021

ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Средства выразительности. Метафора. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.Скачать

Средства выразительности. Метафора. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Средства художественной выразительности | ЕГЭ Русский языкСкачать

Средства художественной выразительности | ЕГЭ Русский язык

Средства выразительности. ЭпитетСкачать

Средства выразительности. Эпитет

Средства выразительности речи. Как отличить метафору, олицетворение и эпитетСкачать

Средства выразительности речи. Как отличить метафору, олицетворение и эпитет
Поделиться или сохранить к себе: