Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Логическое ударение
Чтобы выделить в предложении важные для говорящего слова, говорящий произносит их сильнее, то есть делает на них ударение.
Логическое (смысловое) ударение — это выделение в произношении (в устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного для говорящего. Например, предложение
Маша разбила чашку
можно прочитать по разному, делая логическое ударение на разных словах.
- Чтобы показать, кто разбил чашку, надо сделать логическое ударение на слове Маша:
Чтобы показать, что сделала Маша с чашкой, надо сделать логическое ударение на слове разбила:
Чтобы показать, какую вещь разбила Маша, надо сделать логическое ударение на слове чашку:
Если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале или середине предложения (Маша, разбила), то интонация напряжённая, а само ударение сильное. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (чашку), то интонация всего предложения спокойная, а само ударение слабое.
Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
К смысловым ударениям относится
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Логическое ударение
Чтобы выделить в предложении важные для говорящего слова, говорящий произносит их сильнее, то есть делает на них ударение.
Логическое (смысловое) ударение — это выделение в произношении (в устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного для говорящего. Например, предложение
Маша разбила чашку
можно прочитать по разному, делая логическое ударение на разных словах.
- Чтобы показать, кто разбил чашку, надо сделать логическое ударение на слове Маша:
Чтобы показать, что сделала Маша с чашкой, надо сделать логическое ударение на слове разбила:
Чтобы показать, какую вещь разбила Маша, надо сделать логическое ударение на слове чашку:
Если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале или середине предложения (Маша, разбила), то интонация напряжённая, а само ударение сильное. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (чашку), то интонация всего предложения спокойная, а само ударение слабое.
Видео:Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать
Речь актера. Логическая пауза и ударение
Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.
Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».
В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.
Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.
Возьмем, например, такую фразу:
«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).
В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).
В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.
Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.
Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.
Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.
Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.
Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.
Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.
Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), — тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.
Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.
Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.
Сильное выразительное средство языка – противопоставление.
Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.
Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».
На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.
Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:
«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, — ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.
Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.
Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.
Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).
В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.
Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.
Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными.
Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘.
Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,
более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.
И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.
Вот как можно расставить в тексте логические паузы:
«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.).
Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.
Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.
Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».
Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только «заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? — персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает «прочитать» внутренний диалог героя.
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; Ср.: а́тлас – атла́с. быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Видео:Почему русское ударение такое сложное?Скачать Типы несловесных ударенийЕсли словесные ударения рассматриваются лишь как признак слова или словоформы, т.е. безотносительно к функциональному использованию, то в плане интонации они используются в другом качестве и в этом смысле могут (условно) считаться ударениями несловесными. Типами несловесных ударений являются синтагматическое, фразовое и логическое; особое положение занимают средства выражения эмоций, которые можно объединить понятием «эмфатическое ударение». Синтагматическое ударение — это ударение, реализуемое на ударном слоге последнего слова синтагмы. На этом слове происходит характерное для данной синтагмы (или фразы) движение основного тона голоса. Синтагматическое ударение тяготеет к концу синтагмы. Если фраза состоит из одной синтагмы, синтагматическое ударение является одновременно и фразовым. Если фраза включает несколько синтагм, то фразовым ударением выступает самое сильное, основное в смысловом отношении синтагматическое ударение. Оно приходится чаще всего на конечную синтагму, например: Дети вместе с родителями/ пойдут сегодня в го́сти//. Логическое ударение выполняет функцию выделения интонационными средствами слова в синтагме (во фразе), наиболее существенного, главного, нового с точки зрения данной конкретной речевой ситуации. Выделительная функция отражает ситуацию «именно это, а не что-либо иное», т.е. она связана с противопоставлением одного явления всем другим, явно или потенциально связанным с данной ситуацией. Примером логического ударения служит слово пятый во фразе: Это пятый автобус (см. табл. 7). Предполагается: именно пятый, а не четвертый или шестой. Специфика логического ударения заключается в том, что оно может совмещаться с синтагматическим и фразовым как в позиции конца предложенния (Это университет?), так и в неконечной позиции (Отец приедет сегодня?). Однако у логического ударения есть и другая специфика, отмеченная еще в лингвистической литературе XIX в. Им может выделяться любое знаменательное (не служебное) слово во фразе. Так, фраза Директор улетает послезавтра в Москву в зависимости от конкретной ситуации общения может выступать в таких вариантах: 1) Директор/ улетает послезавтра в Москву// (т.е. именно директор, а не кто-нибудь другой); 2) Директор улетает/ послезавтра в Москву// (летит самолетом, а не едет на поезде; улетает, а не остается на месте); 3) Директор улетает послезавтра/ в Москву// (именно послезавтра, а не сегодня или завтра); 4) Директор улетает послезавтра в Москву// (в Москву, а не в какой-нибудь другой город). В конструкциях общего вопроса логическое ударение приходится на предикат вопроса, так как обязательно предполагает ситуацию выбора. В силу того что логическое ударение может падать на то же слово, что и синтагматическое и фразовое, возникает естественный вопрос, наличествует ли оно в каждом предложении (ибо синтагматическое и фразовое имеются всегда). Большинство исследователей склоняется к тому, что логическое ударение для каждого предложения не обязательно. Во всех случаях та ситуация выделения, которая реализуется логическим ударением, должна создаваться конкретными условиями общения, а при их отсутствии нет условий и для проявления логического ударения. Так, фразы типа Завтра будет хорошая пого́да//: Петя ходит в первый кла́сс // с ИК-1 представляют собой простые сообщения, не выражающие идеи противопоставления и выделения. Ситуация выделения может обозначаться некоторыми словами. Например, последовательность слов (Он сам придет) не имеет никакого смысла без логического ударения на слове сам: Он сам придет// (ИК-1). Не может быть осмысленной без логического ударения на слове тоже и фраза Он тоже виноват// (ИК-1). В других случаях реализация логического ударения вызывается наличием слов типа только, лишь, именно: только он/ (ИК-1) может решить эту задачу//; именно ему/ (ИК-1) принадлежит эта идея//. В вопросительных предложениях с вопросительным словом в силу их семантики идея противопоставления не выражается, однако логическое ударение в них может присутствовать. Оно может приходиться на вопросительное местоименное слово или на слово, его уточняющее. В первом случае (Кто это сделал//? — Я//) логически ударное слово произносится на более высоком тоне по сравнению с остальной частью фразы. Во втором случае (Куда идет э́тот автобус//?) часть фразы до логического ударения произносится на более высоком тоне, а на ударном слоге тон понижается. В фонетическом отношении логическое ударение в любом его положении во фразе создается взаимодействием интонационных средств — специфической мелодики (чаще всего понижения тона типа ИК-1) и обязательной динамической характеристики — усиления словесного ударения. В реализации логического ударения могут принимать участие лексические средства, а также синтаксические (особый порядок слов). Последние в настоящем учебнике не рассматриваются. В итоге можно сказать, что три типа несловесного ударения находятся в определенном соотношении. Фразовое ударение обязательно совмещается с одним из синтагматических. Логическое ударение более независимо в плане своего линейного расположения: оно не обязательно стремится к концу синтагмы или фразы. Эмфатическое ударение (термин, введенный Л. В. Щербой) подчеркивает, усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эмоциональное состояние говорящего. Средством выражения эмфазы в русском языке является главным образом удлинение ударного гласного (Он такой краси-ивый, хоро-оишй, у-умный!; Замеча-ателъный подарок!; Какая чуде-есная погода!- Ми-илый мой!). Так выражаются положительные эмоции (восторг, восхищение, умиление, удовольствие, нежность и др.). Отрицательные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, угроза, досада и др.) могут выражаться удлинением начального согласного (Ч-черт возьми!; М-мерзавец!; В-ворюга!), а также подчеркнутым сокращением ударного гласного (Да!; Нет!), что выражает отчужденность, сухость, недовольство и т.п. Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать ПаузыПаузы представляют собой перерывы в звучании речи. Паузами отграничиваются друг от друга синтагмы (межсинтагменные паузы; обозначаются косой чертой) и фразы (межфразовые паузы; обозначаются двумя чертами). Межфразовые паузы более длительны, более «весомы», например: Наконец/ Пугачев встал с кресел/ и сошел с крыльца/ в сопровождении своих старшин//. Ему подвели белого коня/, украшенного богатой сбруей//. Два казака/ взяли его под руки/ и посадили на седло// (А. Пушкин). И межсинтагменные паузы, в силу специфики смысловых и грамматических связей между синтагмами, могут различаться по длительности. Помимо обычных пауз, о которых шла речь выше, существуют еще психологические паузы: совокупность интонационных факторов — увеличение длительности и вообще усиление синтагматически ударного слога, а также существенный мелодический контраст на границе синтагм — может восприниматься как межсинтагменная пауза, хотя в действительности перерыва в звучании не было. Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать Темп речиПонятие темпа речи не может быть определено точно. Достаточно иметь в виду относительное различие быстрого, среднего и медленного темпа речи. Быстрый темп свойствен эмоциональной речи. Средний темп характерен для ситуации сообщения информации (в частности, дикторами радио и телевидения), для речи лектора, для делового общения и вообще для спокойной обстановки. Медленный темп обусловливается более дробным синтагматическим членением, пределом которого является совпадение синтагмы и слова. Соответственно увеличивается количество синтагматических ударений, и отдельные слова приобретают особую смысловую весомость. Такое их выговаривание в принципе родственно логическому акцентированию. В медленном темпе произносятся торжественные и важные сообщения. Как правило, темп речи замедляется к концу фразы; отсюда тяготение фразовых ударений к конечной позиции. Естественно, каждый из темповых типов обусловливается длительностью отдельных звуков, и прежде всего гласных. 🔍 ВидеоТипы речиСкачать Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать ➥ Почему важна английская интонация? Повышающая и Понижающая интонация.Скачать ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударениеСкачать Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать ТЕСТ НА УДАРЕНИЕ | Русский языкСкачать ЛОГИКА РЕЧИ: КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СМЫСЛ? Анна БруссерСкачать Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать |