Из приведенных словосочетаний выделите а свободные словосочетания б фразеологические

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие – фразеологически связанными

1. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белый билет, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белый свет, белые мухи, белое золото.
2. Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотая серьга, золотая молодежь, золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотые руки, золотая

Из приведенных словосочетаний выделите а свободные словосочетания б фразеологические

простые — 1. белая бумага, белая рубашка, белый уголь, белые руки, , белые стены, белое вино, белое пятно, белый свет, белое золото.
2. золотой мешок, золотая серьга, , золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотые горы, золотая середина,

фразеологически связаны все остальные

вот Вы сами подумайте — золотые руки — это не от того, что руки сделаны из золота, а потому что руки все умеют делать, поэтому и назвыаются золотыми. Значит это не простое словосочетание.
Белый танец — не потому что танец белый, черный или другого цвета. Ведь танцы не бывают цветными. Белый танец — дамы приглашают кавалеров. Значит не простое.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Занимательный дидактический материал на тему:»Фразеологизмы. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»

Составитель: Ефременко Е.В., преподаватель русского языка и литературы

ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:

«Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»

Цель: в игровой занимательной форме закрепить с обучающимися фразеологизмы.

Игра «Как об этом говорят?»

О человеке, которого трудно заставить поверить чему- либо, убедить в чем — либо (Фома неверующий)

О том, кого трудно уговорить пойти куда, поехать, сделать что-либо (тяжелый на подъем).

О том, кто часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)

О том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо (глаза открылись на что-либо)

О человеке, который пришел не во время, некстати (нелегкая принесла)

О том, кто склонен к воровству, мошенничеству (нелегкий на руку)

О кротком безобидном человеке (мухи не обидит)

О человеке, который держится неестественно прямо (будто аршин проглотил)

О болтливом человеке (язык без костей)

О бесследном исчезновении кого — либо (поминай, как звали, и след простыл)

Об очень малом, в недостаточном количестве чего- либо (раз, два — и обчелся)

О положении, когда опасность грозит с двух сторон (между двух огней)

О чем — либо надоевшем, много раз слышанном (старая песня)

О том, кто неизмеримо хуже несравненно ниже другого в каком- то отношении (в подметки не годиться)

О чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться)

Об очень дальних родственниках (седьмая вода на киселе)

О большом желание сделать что- либо (руки чешутся)

О чем- либо необычайном, невероятном (чудеса в решете)

О беспорядке, неразберихе, царящих где — либо (черт ногу сломит)

О том, кто не знает чего-либо всем известно (с луны свалился)

Как снег на голову, казанская сирота , медведь на ухо наступил, ко рова языком слизнула, бесструнная балалайка, и был таков, седьмая вода на киселе, как сквозь землю провалился, ни рыба ни мясо, мелет с утра до вечера, мухи не обидит, семь пятниц на неделе, как с луны свалился, воды не замутит; глаза открылись на что либо ; нелегкая принесла.

Задание. Из приведенных словосочетаний выделите а) свободные словосочетания; б) фразеологические.

Кукольный театр, театр военных действий;

белое полотно, белые стихи;

бабье лето, знойное лето;

красная рыба, красный зверь, красный сарафан;

на рыбьем меху, рыбьи глаза;

волчьи повадки, волчьи ягоды;

глубокий колодец, глубокая старость;

бархатная юбка, бархатный сезон.

1. а) Кукольный театр, белое полотно, знойное лето, красный сарафан, рыбьи глаза, волчьи повадки, глубокий колодец, бархатная юбка;

б) театр военных действий, белые стихи, бабье лето, красная рыба, красный зверь, на рыбьем меху, волчьи ягоды, глубокая старость, бархатный сезон.

Задание. Составьте предложения, в которых каждое из предложенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем — фразеологическим оборотом. Поясните значения фразеологизмов.

(1 группа — не вытянешь клещами, висеть на хвосте; 2 группа — закрывать глаза, держаться в тени, 3 группа — лёд тронулся, плыть по течению).

Задание. «Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)

Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.

Задание. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — другие фразеологизмы.

Дидактическая игра “Лото”. К данным фразеологизмам подобрать соответствующие фразеологические синонимы.

1.Без сучка и задоринки.

2. Валится из рук.

4. Души не чаять.

5. Заваривать кашу.

6. Вдоль и поперёк.

7. Бьюсь об заклад.

9. Глазом не моргнёт.

10. Лицом к лицу.

11. Считать ворон.

13. Море по колено.

14. Молоко на губах не обсохло.

15. На краю пропасти.

16. Падать духом.

17. Руки в брюки.

18. Тёртый калач.

19. Хоть лопатой греби.

21. Терять голову.

1. Сбиваться с толку.

2. Сидеть сложа руки.

3. Руки опускаются.

5. Сходить с ума.

7. Как свои пять пальцев.

10. Сойти со сцены.

11. Рука не дрогнет.

12. Глаза в глаза.

13. Птица высокого полёта.

15. Огород городить.

16. На краю гибели.

19. Непочатый край.

20. Заткнуть за пояс.

Задание. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы. Определить, к каким стилям речи относятся фразеологизмы.

Войти в строй (выйти из строя), выбиваться из колея (входить в колею), в глаза (за глаза), заваривать кашу (расхлебывать кашу), гладить по шерсти (гладить против шерсти), легок на ногу (тяжел на ногу), жить своим умом (жить чужим умом).

Задание 9. Игра. « Замени одним словом» .

огнем и мечом – безжалостно, бесчеловечно;

денно и нощно – беспрерывно;

сбить с толку – запутать;

вкривь и вкось – беспорядочно;

тепличное растение – избалованный(ая);

бить баклуши – бездельничать;

брать на карандаш – записывать;

пустить красного петуха – поджечь;

чувство локтя – чувство товарищества;

вавилонское столпотворение – беспорядок;

болеть душой – беспокоиться;

душа не на месте – тревожиться, беспокоиться, волноваться;

перемывать косточки – обсуждать, сплетничать.

с открытой душой – искренне;

шагу негде ступить – тесно;

родиться в сорочке – счастливый;

пальчики оближешь – вкусно;

работать не за страх, а за совесть – добросовестно, честно;

золотые руки – искусный мастер;

хуже горькой редьки – несносный, надоедливый.

Денег куры не клюют — в достаточном количестве.

Жить припеваючи – хорошо.

Глаза разбегаются — нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений.

Клевать носом – дремать.

Без сучка без задоринки — добросовестно, четко, аккуратно.

Влюбиться по уши — очень, сильно.

Ехать зайцем — без билета, без оплаты.

Браться за ум — становиться рассудительнее, благоразумнее.

Задание . Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.

Из приведенных словосочетаний выделите а свободные словосочетания б фразеологические

1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой

Ответ. 1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.

Задание. Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)

Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)

Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)

Ее заваривают, затевая неприятное дело, а потом расхлебывают, распутывая его; ее просит рваная обувь; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться ( Каша)

Его проглатывают, не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, говорящего бойко; за него тянут, заставляя говорить; его держат за зубами, когда не хотят сказать лишнего (Язык)

Задание. Замените фразеологизмы одним словом. Ответьте на вопрос: какова роль фразеологизмов в нашей речи?

Я проснулся ни свет ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши. Потом поел с горем пополам. Тут как снег на голову Вовка свалился. Смотрит на меня как баран на новые ворота.

Задание. Письмо Словаря о начале рабочего дня. Какой словарь рассказал о начале своего рабочего дня? ( Оказывается, перемешаны сообщения — здесь высказывания Словаря иностранных слов и Фразеологического словаря.)

«Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром.»

Задание. Вставьте пропущенные во фразеологизме слова.

1. В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст.

Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он _________, а про сообразительного – __________.

Голова бывает какая-то – например, ___________ (у растяпы), ____________ (у того, кто вечно все забывает), ______________ (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).

Голова может что-то делать – ________________ или ______________ (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ______________ (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову _______________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. ___________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, _________. Можно голову и вовсе ___________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.

Чужую голову обычно ____________ всяким вздором, или ___________ (часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или ____________ (наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: «Не _____________ тебе головы!»

Если у кого-то в голове не _____________ или нет ___________ (то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________ (так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________, _______________, _________ – в зависимости от их качества.

Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как _____________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ____________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой _____________ !

Ну как, вы еще не _____________ за голову от обилия фразеологизмов?

Пропущенные слова : без головы, с головой, садовая, дырявая, тяжелая, забубенная, идти кругом, пухнуть, вскружиться, вешает, ломают, головоломным, потерять, на отсечение, забивают, мылят, срывают, снимают, сносить, хватает винтиков, царя, ветер, приходить, взбредать, лезть, снег на голову, обухом по голове ударили, о стенку бейся, схватились.

Задание. Кто это мог сказать?

Направление главного удара, стать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку, встретить в штыки, принять бой. (Военный).

Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши, снять стружку. (Плотник).

Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет, играть комедию, сойти со сцепы, петь не своим голосом. (Актер).

Шито белыми нитками, положить под сукно; с иголочки, на живую нитку. (Портной).

Через час по чайной ложке, позолотить пилюлю. (Аптекарь).

Ковать железо пока горячо; доводить до белого каления .(Кузнец)

Сесть на мель, на всех парусах. (Моряк)

Задание. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.

Яблоку негде упасть, вывести на чистую воду, делать из мухи слона, за тридевять земель, зарубить на носу, засучив рукава, иметь голову на плечах, в двух словах, в двух шагах, одного поля ягода, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, себе на уме, клевать носом, как рыба в воде, семь пятниц на неделе, оказаться между двух огней, в три ручья, стричь всех под одну гребёнку, убить двух зайцев, на всех парусах, садиться не в свои сани, взять голыми руками, раз, два и обчёлся, со всех ног, без году неделя, как свои пять пальцев, скрепя сердце, ни свет ни заря, быть на седьмом небе, ломать голову, как снег на голову, как в воду канул, болеть душой, в два счёта, задирать нос, вставлять палки в колёса, два сапога — пара, сидеть сложа руки, повесить нос, кривить душой, спустя рукава, от корки до корки, вызывать огонь на себя, заблудиться в трёх соснах, на все четыре стороны, гнаться за двумя зайцами, кусать себе локти, брать себя в руки, с три короба, не покладая рук, рукой подать, в час по чайной ложке, стреляный воробей, душа в душу.

Задание. Диктант-молчанка. Перед вами серия рисунков, на которых изображены фразеологизмы. Попробуйте их отгадать. Устно поясните значение фразеологизмов.

Задание. Что я люблю (или не люблю). Запишите.

Точить лясы; бить баклуши; считать ворон; витать в облаках, задирать нос; жить на широкую ногу; тянуть канитель; плясать под чужую дудку; метать громы и молнии; доводить до белого каленья; играть первую скрипку; ломать голову; лезть на рожон, вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона; работать засучив рукава; держать язык за зубами; выводить на чистую воду.

Задание. Игра «Кто больше найдет фразеологизмов ?»

Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»

Да, на уроках наш герой бил баклуши , точил лясы, сидел сложа руки и объяснения учителя мимо ушей пропускал . Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, горе мое луковое, учишься из рук вон плохо , не могу я с тобой найти общий язык , сколько ни бьюсь!» А однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»

Вечером Антон услышал, как мама говорит по телефону: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет ! Мы, родители, за его поведение головой отвечаем, а у меня все валится из рук . Ну сколько ему повторять? Уже в зубах навязло! У меня голова идет кругом … Спасибо Вам большое за звонок, уж я ему покажу, где раки зимуют

Такой разъяренной Антон маму никогда не видел. Ну и задала она ему жара! Кричала во всю Ивановскую! Разделала под орех! А тут и папа подоспел: «Фу. Грязный, как свинья ! Ты что, из авгиевых конюшен ?» Так родители до позднего вечера продолжали петь в унисон , низвергая на него свой гнев. Укоры сыпались на Антошку как из рога изобилия .

Утром Антон шел в школу, повесив нос. Не хотелось Зацепочкину становиться к позорному столбу. Надоело, что все показывают на него пальцем и склоняют во всех падежах. Белый свет ему был не мил . Он рад был бы сквозь землю провалиться . « Дело – труба . Надо бежать!», — подумал он и пустился на всех парах .

Бежал Антон что есть мочи куда глаза глядят. Наконец устал, остановился и , к своему удивлению, понял, что находится на платформе какой-то незнакомой станции. Вскоре подошел поезд и кто-то позвал: «Антон! Зацепочкин! Сюда!» Зацепочкин быстро забрался в вагон и осмотрелся. И тут он не поверил своим глазам: к нему подходил маленький человечек, похожий на гнома. Антон даже ущипнул себя, подумал, что спит. Нет, это не сон. Рядом с ним стоял самый настоящий гном…

Задание . Продолжите письменно разговор, приведенный ниже, используя в репликах фразеологизмы. Сочините диалог, противоположный по содержанию.

Что вы делали вчера? — Ничего, языками чесали. — А мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали. — Василий с вами был? — Был. Рассказал, как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.

Задание. Иноязычные фразеологизмы ( что обозначают?):

• nota bene – заметь хорошо

• рost factum – после сделанного

• pro et contra – за и против

• alma mater – букв.мать, кормилица – учебное заведение, вуз

• persona non grata – нежелательная личность

• idée fixe – навязчивая идея

• ex libris – из книг

• рost scriptum – PS – после написанного

• status quo- положение, в котором….

• comme il faut- как надо, как следует

• vis-à-vis- лицом к лицу

• de facto – фактически, на деле

Задание. Найдите ошибки, допущенные при употреблении устойчивых оборотов .
1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полк журналистов прибыло. 4. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.

5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. 7. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 8. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 9. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 10. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 11. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 12. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 13. Теперь понятно, где собака порылась. 14. Отец держал его в ежовых перчатках.

Задание. Кому принадлежат следующие крылатые выражения?

1. Сейте разумное, доброе, вечное. 2. Из прекрасного далека. 3. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. 4. Услужливый дурак опаснее врага. 5. Во дни торжеств и бед народных. 6. Иных уж нет, а те далече. 7. С ученым видом знатока. 8. Как бы чего не вышло. 9. Одна — но пламенная страсть. 10. Легкость в мыслях необыкновенная. 11. Смотри в корень.

15. 1) Н. Некрасов. 2) Н. Гоголь. 3) Н. Карамзин. 4) И. Крылов. 5) М. Лермонтов. 6) А. Пушкин. 7) А. Пушкин. 8) А. Чехов. 9) М. Лермонтов. 10) Н. Гоголь. II) К. Прутков.

Задание. Авторские фразеологизмы – крылатые выражения (записать авторов и названия произведений):

Дома новы, а предрассудки стары. (Грибоедов)

И дым отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)

Как бы чего не вышло. (Чехов)

А Васька слушает да ест. (Крылов)

С корабля на бал. (Пушкин)

Видал Федюш на свете я. (Крылов)

И снова бой! Покой нам только снится. (Блок)

А воз и ныне там. (Крылов)

Народ безмолвствует. (Пушкин)

Мы пахали. (Дмитриев).

«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Задание. Знаете ли вы пословицы?

Слово — . а молчание — золото (серебро).

Авось да как-нибудь до добра не . (доведут).

Доброе . и кошке приятно (слово).

Делу . потехе час (время).

Где тонко, там и . (рвется).

Копейка . бережет (рубль).

Один с сошкой, а . с ложкой (семеро).

Что с воза упало, то . (пропало)

Век живи, . (век учись)

Не зная броду, . (не суйся в воду)

Дело мастера . (боится)

Когда я ем, . (я глух и нем)

Утро вечера . (мудренее)

Чем дальше в лес, . (тем больше дров)

Труд человека кормит, (а лень портит).

Кто много говорит, (тот мало делает).

Повторенье- (мать ученья).

Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).

Не спеши языком — (торопись делом).

Кончил дело — (гуляй смело).

Ученье-свет, а (неученье – тьма).

Куй железо, (пока горячо).

С кем поведёшься, (от того и наберёшься).

Делу – время, а (потехе – час).

Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь).

Не всё то золото, (что блестит).

Задание. Вспомните пословицы и поговорки , в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

У семи нянек дитя без глазу.

Семь бед — один ответ.

Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.

За семь верст киселя хлебать.

Задание. Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:

1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог.
3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают.
4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму.
5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись.

Задание: опознать поговорку по её шуточному объяснению.

В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?

В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?

В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?

Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?

Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?

В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?

Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?

В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит!

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело?

Как отлынивают от работы лентяи?

Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.

Не ставь телегу перед лошадью.

Не лезь вперёд батьки в пекло.

После дождичка в четверг.

Когда рак на горе свистнет.

Танцевать от печки.

Не выноси сор из избы

Красная изба не углами, а красна пирогами

Дело мастера боится

Работа не волк, в лес не убежит.)

Задание: опознать, о каком человеке идет речь.

1. На словах медок, на сердце – ледок (Лицемер.)

2. Шуба лежит, а сам дрожит (Скупой.)

3. На ходу подмётки рвёт (Находчивый.)

4. Ты ему вдоль, а он поперёк (Упрямец.)

5. Всем по семь. А мне – восемь (Жадина.)

6. В одно ухо влетает, в другое вылетает (Легкомысленный человек.)

7. Дальше своего носа не видит (Ограниченный человек.)

Задание. Допишите вторую часть пословиц.

1. Труд при ученье скучен— 2. Любишь кататься. 3. Друг до поры. 4. Лучше горькая правда друга. 5. Кто в Москве не бывал. 6. Работай до поту. 7. Без дела жить. 8. Кто за все берется.» 9. Не пеняй на соседа. 10. Раз соврал». 11. Кто за Родину горой». 12. Не учи орла летать. 13. Где птица не летает.» 14. Кто пахать ленится». 15. Не гони коня кнутом.

А соловья петь; да плод от ученья вкусен; так и поешь в охоту; а гони овсом; тот же недруг; а свое гнездо знает; тот истинный герой; у того хлеб не родится; навек лгуном стад; люби и саночки возить; чем лесть врага; только небо коптить; красоты не видал; тому ничего не дается; коли спишь до обеда.

Задание. Напишите пословицы, восстановив их начало.

1. . не вынешь и рыбку из пруда. 2. ». а лень портит. 3. ». от того и наберешься. 4. гуляй смело. 5. . так и откликнется. 6. .» что хорошо кончается. 7. . пригодится воды напиться. 8. . не говори, что не дюж. 9. . лучше новых двух. 10. . один раз отрежь. 11. и один в поле воин. 12. а имей сто друзей. 13. а неученье — тьма. 14. да удал. 15. потом науки.

Сначала аз да буки; Не имей сто рублей; Как аукнется; Взялся за гуж; Без труда; Кончил дело; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Если по-русски скроен; Ученье — свет; Труд кормит; Все хорошо; Не плюй в колодец.

Задание . Выберите из пословиц слова, синонимичные друг другу, и напишите их.

1. Глупый ищет большое место, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит.

6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом. 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из дурака и плач смехом прет. 11. Не думал, не гадал, как в беду попал. 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается

Задание . Вспомните пословицу по паре слов.

Коса – камень. Нашла коса на камень.

Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.

Дело – безделье Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба-служба Дружба дружбой, а служба службой.

Лает – кусает На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Руки – скуки Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Труд – лень Труд человека кормит, а лень портит.

Труд- рыбка Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Умный – глупый От умного научишься, от глупого разучишься.

первая половина вторая половина

Своя ноша дитя без глазу.

Каждая курица не сразу строилась.

Смелость просто открывался.

Лбом стены свой насест хвалит.

Москва не тянет.

У семи нянек не прошибёшь.

А ларчик города берёт.

Задание . Собери из слов пословицы или поговорки.

Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.

Терпеть, быть, казак, атаман.

Смотреть , конь, дарёный, зубы.

Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.

Да, учат, беды, мучат, уму.

И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.

Не. платок, всякий, роток, на, накинешь.

Во, еды, приходит, время, аппетит.

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была…
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Сашу маслом не испортишь.

Трус своей лени боится.

Нашла коза на камень.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай — два родных врата.

На безрыбье и бак — рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

Рог до ушей — хоть завязочки пришей.

Отольются кошке Мишкины слёзки.

Всякому хвощу своё время.

Город – не тётка.

Голод — не щётка.

Пуганая ворона куска боится.

Лес рубят — кепки летят.

Моя дата с краю.

Икра стоит свеч.

Проще жареной репы.

Все пороги ведут в Рим.

Своя ноша не тонет.

Когда на горе раб свистнет.

Конек – делу венец.

Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.

Была бы фея, а хомут найдется.

Бедность не порог.

Где мёд, там и муки.

Дурная голова рогам покоя не дает.

Без хозяина лом сирота.

Клип клипом вышибают.

Доброе слово и мошке приятно.

С глаз долой – из сердца вой.

С лица воду не лить.

Свято тесто пусто не бывает.

Первый блин колом.

Первый клин комом.

Первый блин ломом.

На горе шапка горит.

Мы сами с ушами.

Не ноги горшки обжигают.

От бобра бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Крутится как булка в колесе.

На безрыбье и бак — рыба.

Яйца куницу не учат.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Один в золе не воин.

Жди у горя погоды.

Толочь в ступе соду.

Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит.

Лучшее — врач хорошего.

Рожденный ползать метать не может.

Лось человека не красит.

Терпение и пруд все перетрут.

Правда глаза полет.

Не зная броду, не суйся в моду.

Задание. объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.

Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л. Н, Толстой). Хочешь услышать умный ответ —спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л, Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя но когтям, а дурака — по речам (Вл. Даль). Не говори «сего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает (пословица). «Мы все глядим в Наполеоны». «Любви все возрасты покорны» (Пушкин, «Евгений Онегин»). «Счастливые часов не наблюдают» (Грибоедов, «Горе от ума»).
«У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов, «Волк и ягненок»). «Услужливый дурак опаснее врага» (Крылов, «Пустынник и Медведь»).

Задание . Выберите из пословиц слова, синонимичные друг другу, и напишите их.

1. Глупый ищет большое место, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит.

6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом. 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из дурака и плач смехом прет. 11. Не думал, не гадал, как в беду попал. 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.

К каким еще словам пословиц можно подобрать синонимы? Напишите их.

Задание. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иностранные пословицы замените аналогичными русскими.

Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская)
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская)
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
Язык до Киева доведет. (Русская)
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская)
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская)
Птицу видно по полету. (Русская)
Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская)
После обеда приходится платить. (Английская)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)

Где друзья, там богатство. ( Латинская)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. ( Латинская)

Тише едешь, дальше будешь.
Написанная буква останется. ( Латинская)

Что написано пером, того не вырубишь топором
Обсуждать надо часто, решать — однажды. ( Латинская)

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология»
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Из приведенных словосочетаний выделите а свободные словосочетания б фразеологические

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология» состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
Контрольный тест по лексикологии 10 класс72.5 КБ

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
  4. Живописный лес тянется вдоль реки.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
  3. Три года учёбы пролетели незаметно.
  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты выходят в сад.
  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Он был бойцом не робкого десятка.
  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
  1. По щучьему велению
  2. Не всё коту масленица
  3. Спустя рукава
  4. Сматывать удочки
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Громкий — тихий
  2. Лидер – аутсайдер
  3. Дерзкий – безрассудный
  4. Активный – пассивный
  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
  1. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
  2. Прикусить язык – испугаться
  3. Без царя в голове – не иметь ума
  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане , то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно — чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа , (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
  1. Коренной житель – коренной вопрос
  2. Человек худой – худой мир
  3. Больной заснул – больной ребёнок
  4. Спутник Марса – спутник по дороге
  5. Пачка газет – пачка балерины
  6. Звезда эстрады – звезда на небе
  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
  2. Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
  3. Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
  4. Мы сёла – в пепел; грады — в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  4. В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  2. Я остановился в густой тени старой сосны.
  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  1. Душа в душу
  2. Задать перцу
  3. Во весь опор
  4. Нога за ногу
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Сытый – голодный
  2. Альянс – союз
  3. Типичный – уникальный
  4. Хитрый – простодушный
  1. Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
  2. Это был человек представительской внешности.
  3. Марья была искусственная мастерица
  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
  1. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
  2. Бежать сломя голову – очень быстро
  3. Белая ворона – человек в белом
  4. Как снег на голову – неожиданно.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1 ) лесного океана . Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы . Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру , — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают , стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки , спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
  2. Здоровый, мощь, зима, чужой
  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
  2. Корзина, кружево, зодчий, невод
  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик
  1. 2
  2. 1
  3. 2
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 3
  10. 1
  11. 3
  12. 2
  13. 1, 2
  14. 2
  15. 1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
  16. 2, 5

🔍 Видео

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать

Свободные и несвободные (цельные словосочетания)

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Классификация словосочетаний по главному слову

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

А вы сможете продолжить 20 известных пословиц?Скачать

А вы сможете продолжить 20 известных пословиц?

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

2022–2023 уч.г. Русский язык. Лекция 6. Задания по фразеологииСкачать

2022–2023 уч.г. Русский язык. Лекция 6. Задания по фразеологии

Русский язык. Урок 8. Устойчивые выражения в русском языке. Часть 1Скачать

Русский язык. Урок 8. Устойчивые выражения в русском языке. Часть 1

Фразеологические средства русского языкаСкачать

Фразеологические средства русского языка

Фразеологические средства русского языкаСкачать

Фразеологические средства русского языка

Подлежащее // Задание 2 ОГЭ // Русский языкСкачать

Подлежащее // Задание 2 ОГЭ // Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: