Через пальцы ивняка льется чутко и пугливо желтолистая река словосочетания

Видео:Правописание окончаний существительных во всех падежах. Видеоурок 15. Русский язык 4 классСкачать

Правописание окончаний существительных во всех падежах. Видеоурок 15. Русский язык 4 класс

Обобщение и повторение изученного по теме «Словосочетание». 8-й класс

Класс: 8

Тип урока – комбинированный (предусматривается деление на группы)

Цель: уметь находить в тексте словосочетания, знать виды связи слов в словосочетании, правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования, использовать в речи художественные выразительные средства – эпитеты, метафоры, олицетворения.

Слово учителя: На предыдущих уроках мы не раз обращались к таким разделам как “Лексика” и “Синтаксис”. Вы прекрасно знаете, что основной значимой единицей языка является слово. В домашней работе к этому уроку вы составляли словарные диктовки на определённые орфограммы. Наш урок мы и начнём с такой словарной диктовки, слова которой объединены темой “Осень” (проводится словарный диктант).

Словарный диктант:

Осенний, октябрьский, листопад, золотистый, разлететься, аромат, бескрайний, дождь, поникнуть, лесочек, перелётные, ранняя, заморозки, резкий, погода, пренеприятная, аллея, чудесный, прибрежный, прелестный, звёздный, природа, ненастная, ураганный, разноцветный, смолистый, собирать, темнеющий, рассеянная, распаханное.

Норма оценок:

  • “5” — 0 ош.
  • “4” -1-2 ош.
  • “3” — 3-4 ош.
  • Без оценки — 5-7 ош.

Подведение промежуточного итога:

  • учащиеся поднимают руки у кого “5” (учитель подсчитывает результаты работы),
  • “4”, “3”, сколько учащихся не получили оценки.

Учитель: Слова образуются в словосочетания, но по своим определённым правилам. Ответьте на такие вопросы:

  • Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?
  • Что мы называем словосочетанием?
  • Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.
  • Какие способы подчинительной связи вы знаете? Приведите примеры. Словосочетания образуют предложения. Перед вами карточки с 6-тью предложениями. Выразительно прочитайте их. Как вы заметили, все предложения объединены темой “Золотая осень”. В каждом из них — целая картина! Достигается это благодаря использованию поэтами различных выразительных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений. Вспомните и назовите, что мы называем эпитетом, метафорой, олицетворением? Учащиеся называют их.
  1. Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой, засучил рукава и немедля взялся за работу. (А.Прокофьев)
  2. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
  3. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин)
  4. Через пальцы ивняка льётся чутко и пугливо жёлтолистая река. (М.Исаковский)
  5. Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. (М.Исаковский)
  6. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

Рассмотрим подробнее 4-е предложение. Почему, по-вашему, поэт выбирает слова пугливо, чутко? Чего боится жёлтолистая река? Как вы думаете, если бы в 3-ем предложении не было словосочетания жёлтою резьбой, догадались бы вы о том, что речь идёт об осени? С какой целью поэты, писатели используют в своих произведениях эпитеты, метафоры, олицетворения? Каковы эти предложения по цели высказывания? По интонации? Каковы по наличию грамматических основ?

Итак, с помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами. Предложения характеризуются интонационной и смысловой законченностью, т. е. представляют собой отдельные высказывания. Давайте попробуем составить таблицу, в которой перечислим отличия предложения от словосочетания.

ПредложениеСловосочетание
1. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения;

Может быть восклицательным.1. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков.2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов.2. Состоит из главного и зависимого слова.3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

Вспомните, какие способы подчинительной связи вы знаете? Это характерно как для словосочетаний, так и для предложений. А вот в предложении, помимо подчинительной связи, бывает сочинительная связь. Если между словами устанавливается сочинительная связь, то такое сочетание слов не является словосочетанием.

Задание: Найти в предложенном предложении сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.

Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. (И.Бунин.)

Следующее задание — это цифровой диктант.

В цифровой ряд записать только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания.

1.лист берёзы11.погожий день
2.верхушками деревьев12.улетают птицы
3.иглы сосны13.незнакомое растение
4.растущих посреди поляны14.утренний туман
5.серые тучи15.температура воздуха
6.ель и сосна16.орехи и шишки
7.пробирался ёж17. появляются грибы
8.осень проснётся18.русская природа
9.ожидаются в сентябре19.солнце поднялось
10.ранние заморозки20.мир прекрасен

Норма оценок:

  • 12 правильных ответов — “5”
  • 11-10 — “4”
  • 9-8 — “3”
  • 7 и менее — без оценки

Ваша следующая задача, используя выразительные художественные средства, написать сочинение — миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!”

Подведение итогов урока.

Примечание: сочинение-миниатюра оценивается отдельно.

Каждый учащийся оценивал свою работу и отмечал результат в “Оценочном листе”. Вторую оценку выставлял ему старший группы.

Видео:ЕГЭ Вероятность | На рисунке изображён лабиринт. Паук заползает в лабиринт в точке «Вход»....Скачать

ЕГЭ Вероятность | На рисунке изображён лабиринт. Паук заползает в лабиринт в точке «Вход»....

Презентация по русскому языку и литературе на тему «Словосочетание» (5 класс)

Словосочетание 5-й класс

Тип урока : Урок первичного усвоения новых знаний.

дать понятие словосочетания;

научить отличать словосочетания от слова;

сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

находить главное и зависимое слово;

различать именные и глагольные словосочетания;

воспитывать любовь к родной природе, слову.

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Всали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок тогда!

Собираем тетради, раздаем

II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Очень – очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку.

Кот в очках читает книжку.
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!

Перед вами тексты.Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, скажите орфограммы.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.

– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Перед вами словосочетания.

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Слайд № 8. Запомни!

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.

IV. Закрепление. Слайд № 9.

Теперь полговорим про виды словосочетаний по строению

На зеркальной воде

На зелени дерев

Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Виды глагольных словосочетаний

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.

1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.

2. Работа в группах.

. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

4. Работа с учебником. Упр. 128.

V. Рефлексия. Слайд № 13.

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

– Что такое словосочетание?

– Из каких частей состоит словосочетание?

– Что не является словосочетанием?

2. Тестирование. Слайд № 14, 15.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2 ) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Видео:Падежные окончания прилагательных. Как определить окончания прилагательных?Скачать

Падежные окончания прилагательных. Как определить окончания прилагательных?

Урок в 8 классе по теме: «Виды связи слов в словосочетании»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Виды связи слов в словосочетании

Тип урока: урок «открытия» нового знания

— повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

— отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

— закрепление навыков правописания;

— обучение умению связно излагать свои мысли.

— развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

— развитие познавательной самостоятельности;

— овладение нормами литературного языка.

— воспитание ответственности за качество своих знаний;

— воспитание любви к родному русскому языку.

• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

• Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей, друг друга улыбками и пожелаем удачи.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение интересной и важной темя, знание которой поможет сделать нашу речь грамотной и красивой

-Запишите число, классная работа

2. Тема урока, постановка целей.

Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи (точный расчёт, верно рассчитать, участвовать в походе) Ученики определяют, что это словосочетания

-Чем похожи и чем отличаются данные словосочетани я ( похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.)

— Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.
Полная запись темы урока «Виды связи слов в словосочетании».

3.Актуализация знаний. Понятие словосочетания.

На доске предложение; Через пальцы ивняка льётся чутко и пугливо желтолистая река.

Надо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения этого задания? (определение словосочетания)

Словосочетание – сочетание 2-х и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически)

Что не является словосочетанием?

А) Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): река льётся

Б) Однородные члены предложения: чутко и пугливо

В) Сочетания слов значимых и служебных частей речи: через пальцы .

Найдите в этом предложении и запишите все словосочетания ( льётся через пальцы, через пальцы ивняка. Льётся чутко, льётся пугливо,, желтолистая река)

Сделайте синтаксический разбор этого предложения у доски.

4. Словосочетания по главному слову.

По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их.

Слайд 1 Распределите словосочетания по главному слову

Ч..тать книгу, очень а..уратно, мя..кое пр..земление, уд..вительно точно, сле..ка пр..к..снуться, пр..усадебный участок, пр..л..гать усилия, абсолютно увере..о, пр..чудливые узоры.

Взаимопроверка Проверьте правильность выполнения (Слайд 2) Оцените на полях товарища

1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания
— согласование,
— управление,
— примыкание.

Дома вам нужно было прочитать параграф и заполнить таблицу, которую я вам раздала

Расскажите, почему называется тип связи согласование? Управление? Примыкание?

6. Выполните тренировочные упражнения. (Слайд 3)
Задание 1.

Найдите в предложении словосочетание со связью согласование

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое, и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Л.Н.Толстой)

Слайд 4 Найдите в предложении словосочетание со связью управление

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Слайд 5 Найдите в предложении словосочетание со связью примыкание

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. (Л.Н.Толстой)

-Какой общей мыслью объединены эти тексты? К чему призывают нас писатели?

А.С.Пушкин очень любил осень, давайте мы с вами немного отдохнём и полюбуемся осенними красками, следите глазами за …………………………………………………..

Давайте на основе увиденного составим по одному словосочетанию и определим вид связи в вашем словосочетании.

Задание 1 уровня

Отметьте «+» все словосочетания.

Задание 2 уровня

Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.

Задание 3 уровня (красная)

Выписать из предложения все словосочетания, определить тип

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.

Проверка по очереди (слайд 6,7,8)

Сравните два словосочетания

Разбитое стекло, стекло по трубе

Какая связь в словосочетании? Чем интересны эти словосочетания? Что можно сказать о слове стекло? (это омонимы)

Разберите эти 2 слова по составу(у доски)

МОЛОДЦЫ, СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ

Если время останется, то тестовая работа

1. Отметьте словосочетания

1. мальчик мечтал

2. ложка из серебра

3. нежно-зеленые листья

4. видит и молчит

5. гости заметили

7. обстоятельно и долго

8. уверенность в успехе

2. Укажите глагольное словосочетание

2. очень странно

3. опытный водитель

4. думать о хорошем

3. Укажите именное словосочетание

2. придумать рассказ

3. маме подарить

4. Укажите наречное словосочетание

2. слишком высоко

3. смеяться громко

5.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях

1. долго раздумывать

2. внимательно наблюдать

6. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях

1. закончить задание

2. отдохнуть на море

3. сменить пользователя

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях

2. звонкий голос

8. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании

1) поднять настроение — управление

2) крупный зверь — согласование

3) посмотреть фильм — управление

4) прилетели назад — управление

9. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании

Управление: забыть о них, в лесной избушке, прочитать письмо.

Согласование: лучший друг, забота родных, прекрасное настроение, удачная шутка

Примыкание: восторженно рассказать, радостно приветствовать, поздно ночью

С какими понятиями познакомились сегодня на уроке? Расскажите о типах связи в словосочетаниях.

Рефлексия Слайд 11

Домашнее задание Слайд 12

Найдите высказывание о русском языке, выпишите из предложения все словосочетания и определите виды словосочетаний, выучите типы словосочетаний по учебнику с.114-118

🎬 Видео

Угол падения солнечных лучейСкачать

Угол падения солнечных лучей

Двое из ларца, или как разобраться с паронимами | Русский язык ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Двое из ларца, или как разобраться с паронимами | Русский язык ЕГЭ 10 класс | Умскул

ЗНАЧЕНИЕ ЛИНИЙ НА БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ.Скачать

ЗНАЧЕНИЕ ЛИНИЙ НА БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ.

Оживляем мертвеца . Чуть не поломали пальцыСкачать

Оживляем мертвеца . Чуть не поломали пальцы

Far Cry 4 #01. Разминаю пальцы.Скачать

Far Cry 4 #01. Разминаю пальцы.

Задача о вычислении диагонали четырёхугольной призмыСкачать

Задача о вычислении диагонали четырёхугольной призмы

Русский язык| Страшный урок. Слитное и дефисное написание полу-и пол-Скачать

Русский язык| Страшный урок. Слитное и дефисное написание полу-и пол-

🔴 Через точку, делящую высоту конуса в отношении ... | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 16 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Через точку, делящую высоту конуса в отношении ... | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 16 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Найти периметр четырехугольника, вершины которого лежат на серединах сторон другого четырехугольникаСкачать

Найти периметр четырехугольника, вершины которого лежат на серединах сторон другого четырехугольника

Два пловца пересекают реку, а один хитрее другого. Иродов 1.7Скачать

Два пловца пересекают реку, а один хитрее другого. Иродов 1.7

Окружающий мир 4 класс (Урок№11 - Наш край и его поверхность.)Скачать

Окружающий мир 4 класс (Урок№11 - Наш край и его поверхность.)

ВСЕ О БЕЗЫМЯННОМ ПАЛЬЦЕ.Скачать

ВСЕ О БЕЗЫМЯННОМ ПАЛЬЦЕ.

Пещеры Красной реки ,Клод Сенак , Аудиокнига, Мир Пещерного ЧеловекаСкачать

Пещеры Красной реки ,Клод Сенак , Аудиокнига, Мир Пещерного Человека

Когда ты узнаешь,ЧТО скрывают изогнутые пальцы,то очень удивишься!Скачать

Когда ты узнаешь,ЧТО скрывают изогнутые пальцы,то очень удивишься!

Защита от удара короткой палкой сверху.Скачать

Защита от удара короткой палкой сверху.

Четыре 4 фаланги на пальце. что обозначают? хиромантияСкачать

Четыре 4 фаланги на пальце. что обозначают? хиромантия

Пальцы помнятСкачать

Пальцы помнят
Поделиться или сохранить к себе: