Богатство в оных потаенно ударение

Видео:М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол..." (отрывок)Скачать

М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол..." (отрывок)

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (1747)

Видео:ПСИХОЛОГИЯ БОГАТСТВА. Часть 1. Мышление изобилия: Молчи и привыкай. Ада КондэСкачать

ПСИХОЛОГИЯ БОГАТСТВА. Часть 1. Мышление изобилия: Молчи и привыкай. Ада Кондэ

Литературное творчество М.В. Ломоносова

Первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры, был Ломоносов.
Ломоносов суммировал и приумножил все те достижения, которые принадлежали Кантемиру, Тредиаковскому, Сумарокову. При этом Ломоносов активно использовал богатство русской национальной культуры, т.к. именно в его время началось становление русской нации.

М.В. Ломоносов. Прижизненное изображение. Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман (1757). Под изображением надпись:

Московской здѣсь Парнассъ изобразилъ витїю, Что чистой слогъ стиховъ и прозы ввелъ в Россiю. Что въ Римѣ Цицеронъ и что Виргилїй былъ, То онъ одинъ въ своемъ понятїи вместилъ, Открылъ натуры храмъ богатымъ словомъ Россовъ Пример ихъ остроты въ наукахъ Ломоносовъ.

Ввиду этого понятны основные приоритеты в творчестве этого «русского Леонардо да Винчи»: патриотическая, гражданская тема в его поэзии (о других сферах деятельности мы здесь не говорим), тема труда и науки, прославление военных триумфов России, но и осуждение захватнических войн и восхваление «тишины» (мира), необходимых для развития и процветания страны. В своих произведениях он даёт примеры образов соотечественников, служивших делу русской культуры и науки. В первую очередь это, конечно, личность Петра Великого. И сам Ломоносов был «Петром Великим» в русской науке. Об этом сказал В.Г. Белинский: «. с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». Рассмотрим более подробно, в каких разделах словесности Ломоносов достиг особенно больших результатов.

Видео:НАСТРОЙ НА БОГАТСТВО от Дарьи Оболеновой. Сильный денежный настрой, настрой на поступление денегСкачать

НАСТРОЙ НА БОГАТСТВО от Дарьи Оболеновой. Сильный денежный настрой, настрой на поступление денег

История создания

Большинство од Ломоносова написаны в честь восшествия монарха на престол. При этом (отдав августейшей особе необходимые почести) Ломоносов считал нужным обозначить свою точку зрения по важным социальным и политическим проблемам. И в рассматриваемой нами оде наблюдается такой же акцент на общественной проблематике.

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: ода.

Ломоносов разработал жанр оды в русской литературе. Возвышенный стиль, богатый гиперболами и метафорами, выдержанный размер, точная рифма — такими благодаря Михаилу Ломоносову стали русские оды.

Вид лирики: патриотическая.

Видео:Золото. Рунический став на Богатство, Успех и Процветание Обучение РунамСкачать

Золото. Рунический став на Богатство, Успех и Процветание  Обучение Рунам

Реформа стихосложения

Первым о реформе русского стихосложения заговорил В.К. Тредиаковский. Он решил создать стих, соответствующий строю русского языка, а в его время главенствующим в поэзии было силлабическое стихосложение. Тредиаковский справедливо считал, что силлабическая система стихосложения не свойственна русскому языку, для него более характерно силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Эту очень важную и правильную мысль подхватил Ломоносов и довёл реформу русского стиха до конца. Силлабо-тоническая система стихосложения характеризуется определённым количеством слогов, количеством ударений и местом их расположения в строке.

Бюст М.В. Ломоносова. Скульптор Ф. Шубин В силлабо-тонической системе выделяется пять основных размеров: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге слова, а в строке (стихе) – на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге слова, а в стихе – на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге слова, а в стихе – на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге слова, а в стихе – на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге слова, а в стихе –на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. Ломоносов подытожил свои теоретические выводы в «Письме о правилах российского стихотворства», а практическим подтверждением этой работы стала его первая ода – «Ода на взятие Хотина», написанная под впечатлением известий о блестящей победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739 г. Ода прославляла подвиги русских солдат, но именно её стихотворная форма произвела большое впечатление в Петербурге: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм. Язык оды был ярким и образным.

М.В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина» (отрывки)

Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку; Желает всяк пролить всю кровь, От грозного бодрится звуку. Как сильный лев стада волков, Что кажут острых яд зубов, Очей горящих гонит страхом, От реву лес и брег дрожит, И хвост песок и пыль мутит, Разит извившись сильным махом.

Россия, коль счастлива ты Под сильным Анниным покровом! Какие видишь красоты При сем торжествованьи новом! Военных не страшися бед: Бежит оттуду бранный вред, Народ где Анну прославляет. Пусть злобна зависть яд свой льет, Пусть свой язык, ярясь, грызет; То наша радость презирает.

Видео:Мощная практина на Богатство. Уберет блоки, вернет легкость за 30 минут. МедитацияСкачать

Мощная практина на Богатство. Уберет блоки, вернет легкость за 30 минут. Медитация

Литературное творчество Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова связано с его научной деятельностью и выражает его гражданскую позицию. Мы не забываем, что М.В. Ломоносов жил в эпоху Просвещения, поэтому темы его поэзии, а также литературные жанры, в которых он работал, были направлены на пропаганду наук и искусства. Ломоносов был фактически основоположником российской науки, он сделал огромный вклад в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию. Он сумел подняться к вершинам современной ему науки и понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, посвятив этому всю свою жизнь.

А. Кившенко: «М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы (портрет Петра I)» Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъём национального самосознания. Любимым жанром Ломоносова-поэта были оды. Он явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи.

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно.

Своё творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той пользы, которую оно приносит его Отчизне. В «Разговоре с Анакреоном» Ломоносов отвечает греческому стихотворцу, певцу любовных утех и веселья:

Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле Любовны мысли, ум. Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.

Самой известной среди од Ломоносова является ода 1747 г. «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны» 1 Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, т.е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Далее Ломоносов славит императрицу как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами. Ломоносов далее прославляет Петра как творца новой России, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Он славит Петра за создание могучей армии и флота, за содействие наукам, за то, что тот основал новый город. 7 Ужасный чудными делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни; Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства Он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес. 8 В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на Российский флаг. В стенах внезапно укрепленна И зданиями окруженна, Сомненная Нева рекла: «Или я ныне позабылась И с оного пути склонилась, Которым прежде я текла?» Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки, К сему монарху говоря: «Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды». Монарх к себе их призывает, Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды.

В Елизавете Ломоносов хотел бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. Далее он даёт «наказ» императрице, рисуя огромные пространства ее державы:

15 Толикое земель пространство Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия; Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук. Сие злату очистит жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Эти огромные богатства страны нужно обратить на пользу государства и народа, а сделать это могут люди науки, ученые. И их надо выбрать из среды русского народа. Ломоносов уверен, что

. может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать.

Далее мы читаем известный гимн науке, который в то же время звучит призывом будущих учёных к самоотверженному служению ей.

22 О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. 23 Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. В заключение поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам Росси. 24 Тебе, о милости Источник, О Ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против Тебя восстать войною; Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь Твою благословенну С числом щедрот Твоих сравнит.

Видео:Мощные Руны на Удачу, Успех, Благополучие | Став Gibu Auja "Дарующий Удачу"Скачать

Мощные Руны на Удачу, Успех, Благополучие | Став Gibu Auja "Дарующий Удачу"

Краткий анализ

Богатство в оных потаенно ударение

Перед тем как начать делать анализ содержания, рекомендуется ознакомиться с ломоносовским творчеством «Оды о Елисавете Петровне».

Дата написания — 1747 год.

Тема — рассказ о благих делах Елизаветы.

Композиция — её можно поделить на три составляющие: прославление правителя, достижения страны и снова слова похвалы хорошему монарху.

Тема произведения

Основной темой произведения является восхваление методов управления Елизаветы Петровны. По мыслям Ломоносова, императрица определила правильный путь развития страны. Помимо этого, в оде упоминаются и другие значимые темы:

  • рост просвещения;
  • возможность лучшей жизни России и в военное время;
  • уважение к своей стране.

Главная идея стихотворения — долг перед своим государством, служение на благо которого считается лучшей наградой и честью каждого гражданина.

Если сказать в целом — ода является посланием направленным не только Елизавете, но и всем остальным жителям государства и их потомкам. Ломоносов хочет, чтобы Россия процветала и люди жили мирно.

Композиция оды

Произведение построено в соответствии со всеми техниками написания оды и включает в себя три части, связанные между собой логически. В первой автор восхваляет правящую императрицу и всё, что она сделала на благо отечества. Упоминает Ломоносов и её предшественников, особенно его восхищает, каков был Пётр I и какие великие реформы он проводил. Автор считает, что Елизавета старалась равняться на него и делать всё возможное, чтобы жизнь в России становилась лучше.

В следующей части автор отходит от описания монархов и начинает рассказывать о самой России, и её безграничных просторах. Ломоносов полагал, что государство станет ещё сильнее, если больше внимания будет уделяться просвещению. В финальной части стихотворения Ломоносов вновь восхваляет правительницу за всё, что она делает на благо родины.

Жанр написания

Ломоносов в качестве жанра своей работы выбрал оду — это был его любимый стиль. Ода считается довольно торжественным произведением, в котором авторы обычно прославляют важную персону или значимое явление. В сотворении подобных текстов Михаилу Васильевичу никто не мог составить конкуренцию.

Стихотворный размер произведения — четырёхстопный ямб. Автор с ловкостью применил его и смог придать произведению ещё большую звучность.

Отдельное внимание следует уделить рифмовке оды. В первой части применяются перекрёстные рифмы, дальше идут смежные, а в завершение использованы опоясывающие.

Средства выразительности

Отличительной чертой этого стихотворения является многообразие используемых в нём художественных средств. С их помощью оно становится ещё более величественным. Для примеров можно вставить короткие отрывки:

  • сравнения — зрак прекраснее рая;
  • олицетворения — Марс страшился;
  • славянизмы — выя, град;
  • метафоры — подать;
  • эпитеты — щедрая, великая.

Полностью раскрыть свой замысел автору удалось именно при помощи средств выражения.

Анализ произведения Ломоносова «Ода Елизавете Петровне» поможет школьникам правильно охарактеризовать её и написать на отлично любую проверочную работу.

Видео:Руны. Руническая Формула "Богатство". Руны Денег на обретение материального достатка. Денежная магияСкачать

Руны. Руническая Формула "Богатство". Руны Денег на обретение материального достатка. Денежная магия

Основные литературные произведения М.В. Ломоносова

Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Елизаветы Петровны, 1747 года Духовная ода «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) Духовная ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (1743) «Я знак бессмертия себе воздвигнул. » (1747) «Ночною темнотою покрылись небеса. » (1747) «Лишь только дневной шум замолк. » (1747) Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750 г. Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 г. Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же Гимн бороде (1757) Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761) Надпись к статуе Петра Великого Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»

Видео:Закон отдачи и получения: секрет богатства и изобилияСкачать

Закон отдачи и получения: секрет богатства и изобилия

Ломоносов ода с ударениями

Видео:Золотые правила ежедневной жизниСкачать

Золотые правила ежедневной жизни

Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

ОДА
НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ
НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ
ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА

Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,

Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.

Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены

До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте

Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна

Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорьби наших душ
Завистливым отторжен роком,

Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.

В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина,
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана постыдилась
С своим искусством пред Невой!

Какая светлость окружает
В толикой горести Парнас?
О коль согласно там бряцает
Приятных струн сладчайший глас!
Все холмы покрывают лики;

Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его прнчастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее мешает
Плачевный побежденных стон.

Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей крылами
Твои взвевает знамена;
Но бог меж льдистыми горами

Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.

Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие леса,
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Широкое открыто поле,
Где музам путь свой простирать!
Твоей великодушной воле
Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес прославим

Где солнца всход и где Амур
В зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от Манжур.

Се мрачной вечности запону
Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни закону,
Премудрость тамо зиждет храм;
Невежество пред ней бледнеет.
Там влажный флота путь белеет,
И море тщится уступить:
Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы
Твои щедроты возвестить.

Там тьмою островов посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синевой одеян,
Павлина посрамляет вран.
Там тучи разных птиц летают,

Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах ароматных
И плавая в струях приятных,
Не знают строгия зимы.

И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Которой там натура скрыла;
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!

Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,

Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Примечания

Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Отд. изд. СПб., 1747 — Соч. 1751. — Соч. 1757. Написано после 13 августа 1747 г., когда в Академическом собрании был оглашен новый устав и утверждены новые штаты Академии наук. Ломоносов связывал с новым уставом надежды на успешное развитие наук в России и улучшение положения ученых. В этой же оде он выступает как поборник мирной политики, так как в это время западные державы стремились втянуть Россию в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии против Франции и Пруссии. Поэтому Ломоносов особенно настойчиво славит мир (возлюбленную тишину).

Войне поставила конец. Вступив на престол, Елизавета начала мирные переговоры со Швецией.

Крест несла. Явившись в казармы Преображенского полка, Елизавета привела к присяге гренадеров.

Отторжен роком. Петр I умер в год открытия Петербургской Академии наук.

Секвана. Намек на французскую академию наук в Париже.

Почувствуют и камни силу. Ломоносов доказывал, что Россия не менее богата минералами, чем «теплые страны» (Индия и др.).

Колумб российский — Витус Беринг (1681—1741)

Видео:5 принципов богатстваСкачать

5 принципов богатства

Ломоносов ода с ударениями

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.

Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звёзд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.

В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина,
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах, если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана6 постыдилась
С своим искусством пред Невой!

Какая светлость окружает
В толикой горести Парнас?
О коль согласно там бряцает
Приятных струн сладчайший глас!
Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его причастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее мешает
Плачевный побежденных стон.

Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей крылами
Твои взвевает знамена;
Но бог меж льдистыми горами
Велик своими чудесами:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.

Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие леса,
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Широкое открыто поле,
Где музам путь свой простирать!
Твоей великодушной воле
Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход и где Амур
В зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от Манжур.

Се мрачной вечности запону
Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни закону,
Премудрость тамо зиждет храм;
Невежество пред ней бледнеет.
Там влажный флота путь белеет,
И море тщится уступить:
Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы
Твои щедроты возвестить.

Там тьмою островов посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синевой одеян,
Павлина посрамляет вран.
Там тучи разных птиц летают,
Что пестротою превышают
Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах ароматных
И плавая в струях приятных,
Не знают строгия зимы.

И се Минерва ударяет
В верхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из пор,
Которой там натура скрыла;
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; «пышный» поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, «гармония стиха»: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины («Душа ее зефира тише»). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра («краше Елисаветы» ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства «прекрасной Елисаветы» постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»:

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово «беспреткновенну» поэт с натугой рифмует с эпитетом «благословенну»:

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы «пламенные», то есть военные, звуки умолкли:

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. «Метафорой, – отмечал он в своей «Риторике» (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто». Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды «На день восшествия…»:

Бо´льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку «чрез яры волны» переплыть «понт» (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути «способный», то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее «щедротами».

Чтобы сообщить оде величие и размах мысли, Ломоносову приходилось прибегать к непростым оборотам речи. В своей «Риторике» он теоретически обосновал правомерность «украшения» поэтического слога. Каждая фраза, подчиняясь высокому одическому стилю, должна рождать ощущение пышности и великолепия. И здесь похвальны, по его мысли, даже изобретения: например, такие «предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное». Г.А. Гуковский образно и точно сказал об этом стремлении поэта одновременно и к красочной пышности, и к гармонической стройности: «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего».

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:

А что за чу´дные кони с «бурными ногами»! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической – можно. Больше того, «бурные ноги» коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: «Душа полна прохладной тишиной». Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. «Может ли тишина быть прохладной!» – станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!

Видео:Денежная вязь "Благосостояние". Руническая печать на деньги, работу и материальное благополучие.Скачать

Денежная вязь "Благосостояние". Руническая печать на деньги, работу и материальное благополучие.

Ода на день восшествия на престол… 1748 года

ОДА
на день восшествия на престол
Ея Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны
1748 года

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышнего пылает,
Да счастием Твоим венчает
Его средину и конец.

Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится,
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих, и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный плод да соберет.

С способными ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей
Покрытого судами моря,
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

Священны да храпят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленные Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря искры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм!
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам!

Дражайши Музы, отложите
Взводить на мысль печали тень;
Веселым гласом возгремите
И пойте сей великий день,
Когда в Отеческой короне
Блеснула на Российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет.

В луга, усыпанны цветами,
Царица трудолюбных пчел,
Блестящими шумя крылами,
Летит между прохладных сел;
Стекается, оставив розы
И сотом напоенны лозы,
Со тщанием отвсюду рой,
Свою Царицу окружает
И тесно вслед ее летает
Усердием вперенный строй.

Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род,
И, радостию восхищенный,
Теснясь взирал на Твой приход.
Младенцы купно с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск всходил до облаков.

Тогда во все пределы Света,
Как молния, достигнул слух,
Что царствует Елисавета,
Петров в себе имея дух,
Тогда нестройные соседы
Отчаялись своей победы
И в мысли отступали вспять.
Монархиня, кто Россов знает
И ревность их к Тебе внимает,
Помыслит ли противу стать?

Что Марс кровавый не дерзает
Руки своей простерти к нам,
Твои он силы почитает
И власть, подобну небесам.
Лев ныне токмо зрит ограду,
Чем путь ему пресечен к стаду.
Но море нашей тишины
Уже пределы превосходит,
Своим избытком мир наводит,
Разлившись в западны страны.

Европа, утомленна в брани,
Из пламени подняв главу,
К Тебе свои простерла длани
Сквозь дым, курение и мглу.
Твоя кротчайшая природа,
Чем для блаженства смертных рода
Всевышний наш украсил век,
Склонилась для ее защиты,
И меч Твой, лаврами обвитый,
Не обнажен, войну пресек.

Европа и весь мир свидетель,
Народов разных миллион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, Твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победы ль славить мысль течет,
Как пали Готы пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целый удивила свет.

Весьма необычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум незрел;
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил недостает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

Тебя, Богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают,
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр
с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому недостает,

Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земные,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы,
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.

«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

В моей послушности крутятся
Там Лена, Обь и Енисей,
Где многие народы тщатся
Драгих мне в дар ловить зверей;
Едва покров себе имея,
Смеются лютости борея;
Чудовищам дерзают вслед,
Где верьх до облак простирает,
Угрюмы тучи раздирает,
Поднявшись с дна морского, лед.

Здесь Днепр хранит мои границы,
Где Гот гордящийся упал
С торжественныя колесницы,
При коей в узах он держал
Сарматов и Саксонов пленных,
Вселенну в мыслях вознесенных
Единой обращал рукой.
Но пал, и звук его достигнул
Во все страны, и страхом двигнул
С Дунайской Вислу быстриной.

В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева,
Венцом, порфирою блистает,
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи».

Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит;
Москва едина, на колена
Упав, перед Тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, Богиня, ожидает,
К Тебе единой вопия:
«Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушенны;
Я жду щедроты Твоея».

Гряди, Краснейшая денницы,
Гряди, и светлостью лица,
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца
И время возврати златое.
Мы здесь в возлюбленном покое
К полезным припадем трудам.
Отсутствуя, Ты будешь с нами:
Покрытым орлими крилами,
Кто смеет прикоснуться нам?

Но если гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье врагам Твоим.
Лишь только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.

Видео:Главный Секрет Богатства. Почему бедные беднеют, а богатые богатеют. Психология денегСкачать

Главный Секрет Богатства. Почему бедные беднеют, а богатые богатеют. Психология денег

Значение слова « Богатство »

Видео:Тайные Денежные Руны Помогут Разбогатеть | Формула Райдо Гебо Ансуз | Магия Денег и РуныСкачать

Тайные Денежные Руны Помогут Разбогатеть | Формула Райдо Гебо Ансуз | Магия Денег и Руны

В словаре Даля

ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл. костр. богасьво, арх. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель ж., зап. богатье ср. (см. также багатье), животы, имение, имущество, достаток, достояние, состояние; достаточность, зажиточность; предметы, составляющие имущество человека, и самый быт, состояние зажиточного; противопол. бедность, недостаток, убожество, нищета, нужда, нужа. Богатство спеси сродни. Богатство дмет, а бедность гнет. Богатство дрочит (пучит), а убожество плющит. Не тот человек в богатстве, что в нищете. Богатство — вода, пришла и ушла. Глупому сыну не в помощь богатство. Не с богатством жить, с человеком, говор. о замужестве. Ни конь без узды, ни богатство без ума. Богатство ум рождает (ум дает). Бедность плачет, богатство скачет. В аду не быть, богатства не нажить. Не от скудости (убожества) скупость вышла, от богатства. | Пышность, великолепие, роскошь. Украшения храма славятся богатством. Богатый, богатущий сев., богатенный ряз. обильный, изобильный, избыточный, многий. Богатая жатва. Богатая медная руда. Богатое воображение. | Обладающий большим имуществом, имением, богатством. Мужик богатый, что бык рогатый, зазнается. Богатому житье, а бедному вытье. Богатый мужик бережет рожу (в драке), а бедный одежу. Чем богатее (богаче), тем скупее. И богатенек, да скупенек. Богатый — ума купит; убогий и свой бы продал, да не купят. Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую. Кто тороват, тот не богат. На что мне (или: Не надо мне) богатого, подай тороватого. Не проси у богатого, проси у тороватого. Не богатый кормит, тороватый. У богатого черт детей катает. Будешь богат, будешь и рогат. Кто богат, тот и рогат, горд. Богатому не спится: богатый вора боится. Не богат, да тороват. Смотря на людей, богат не будешь. Ведь я не на богатого мужика шлюсь, а на Бога, говорят если не верят божбе. Снег и дождь на свадебный поезд — богато жить. Богатому черти деньги куют. Богатому нужный не товарищ. Не силен, не борись: не богат, не сердись. Будешь богат, будешь и скуп. Богатым быть трудно, а сытым (а довольным) не мудрено. Богато нареч. избыточно, изобильно, пылко, роскошно, великолепно; | ряз. тул. хорошо, славно, именито, прекрасно; | вор. орл. малорос. много. У нас богато овец. Богач, богатина, сиб. богатей м. богачка, богачиха, богачуха ж., арх. богатуха об. богатырь южн. зап., богатый имуществом человек; заживный, зажиточный, весьма достаточный, состоятельный, денежный. | Богач, огонь, см. богатье. Богачи — пузачи; голяки — голенастики. У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду. Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем. Богачье ср. собират. богатый люд, богачи. Тут съехалось такое богачье, что страх. Богатич м. богатична ж. сын или дочь богача. Неудатны богатичи живут; нуждичи небалованные лучше. Богатичи, что поповичи да голубые кони: редко удаются. Богачовый, богачихин, принадлежащий богачу. Перед воротами, перед богачевыми, песня. Богатить кого, обогащать, наделять богатством. Что богатит, то и зорит, торговля. Богатиться или богатеть, обогащаться, наживаться; быть обогащаему. Смолоду не богателось, а под старость захотелось. Богачение ср. действие богатящего, обогащение. Богатение, состояние богатеющего. Он набогатился, нажился, и меня обогатил, и сам разбогател. Богатитель м. богатительница ж. обогащающий кого, дарующий богатство. Земля-матушка богатительница наша. Богатка, богатница, богатинка ж. твер. смол. растен. Conyza; коморник, блошник; | растен. пушки, Erigeron, блошница, неувяда; на Ивана-купала гадают ею: втыкают почку в щель избы, или кладут под иконы; расцветет, к добру; усохнет, к худу. Сложные слова: богатолюбивый, богатодарный и пр. понятны по себе, но тяжелы и малоупотребительны.

Видео:Как стать богатым и привлечь большие деньги в свою жизнь? Что делать, чтобы привлечь энергию денегСкачать

Как стать богатым и привлечь большие деньги в свою жизнь? Что делать, чтобы привлечь энергию денег

В словаре Ожегова

БОГАТСТВО, -а, ср. 1. см. богатый. 2. Обилие материальных ценностей, денег. Народные богатства.

Видео:Мощная практика на исполнение желаний. Как притянуть богатство, здоровье, изобилиеСкачать

Мощная практика на исполнение желаний. Как притянуть богатство, здоровье, изобилие

В словаре Ефремовой

Видео:Как притянуть большие деньги? Как стать богатым? Мудра для процветания, богатства и больших денегСкачать

Как притянуть большие деньги? Как стать богатым? Мудра для процветания, богатства и больших денег

В словаре Д.Н. Ушакова

БОГА́ТСТВО, богатства, ср.
1. Большое имущество, преим. денежное.
| преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства ·СССР неисчислимы.
2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов.
3. Великолепие, пышность. Богатство украшений на здании.

Видео:Мощный ритуал на богатствоСкачать

Мощный ритуал на богатство

В словаре Синонимов

имущество, состояние, обеспеченность, зажиточность, состоятельность; избыток, (из)обилие, (из)обильность, щедрость; роскошь, пышность, шик; толстый карман, полный кошелек, полный карман, миллионы, золотые горы, толстый кошелек, люкс, тугой карман, благосостояние, материальное благополучие, тугой кошелек, довольство, толстая мошна, золото, плутос, мамона, капитал, изобильность, шик-модерн, золотой дождь, благополучие, тугая мошна, шик-блеск, великолепие, изобилие, блеск, шикарность, достаточность, деньги, молочные реки, кисельные берега, полная мошна, достаток. Ant. бедность, скудость, нищета, убожество

Видео:Мощный обряд на богатство и благополучие.Творит чудеса!Скачать

Мощный обряд на богатство и благополучие.Творит чудеса!

В словаре Синонимов 2

сущ1. роскошь, пышность, шиквнешнее великолепие2. состоятельность, обеспеченность, зажиточностьобладание значительными средствами, значительным достатком

Видео:КАК ВЕРНУТЬ СВОИ ДЕНЬГИ У ДОЛЖНИКА? ТЕХНИКА ДЛЯ ВОЗВРАТА ДОЛГОВ У ДОЛЖНИКА. КАК ПОЛУЧИТЬ ДОЛГ?Скачать

КАК ВЕРНУТЬ СВОИ ДЕНЬГИ У ДОЛЖНИКА? ТЕХНИКА ДЛЯ ВОЗВРАТА ДОЛГОВ У ДОЛЖНИКА. КАК ПОЛУЧИТЬ ДОЛГ?

В словаре Синонимы 4

великолепие, довольство, зажиточность, изобилие, изобильность, капитал, мамона, обеспеченность, обилие, обильность, плутос, пышность, роскошь, состояние, состоятельность, шик, шикарность, щедрость

🎬 Видео

НА ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО. ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ОБРЯД. ВЕДЬМИНА ИЗБА ▶️ МАГИЯСкачать

НА ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО. ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ОБРЯД. ВЕДЬМИНА ИЗБА ▶️ МАГИЯ
Поделиться или сохранить к себе: