- Способы выражения грамматической связи в словосочетании. план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
- 5 класс. Урок № 18. Способы выражения грамматической связи
- Просмотр содержимого документа «РМ»
- Просмотр содержимого документа «Урок № 18. Способы выражения»
- 📸 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Комбинированный урок по теме: «Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_v_slovosochetanii.docx | 15.66 КБ |
svyaz_v_slovosochetanii.pptx | 130.4 КБ |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
- Орг. Момент (1-2 минуты)
- Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)
Итак, для того, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, давайте проведем небольшую лингвистическую разминку.
Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.
- Работа над темой урока
Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».
Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.
Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».
Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.
Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.
Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.
Упр.64 — I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
Средняя общеобразовательная школа №12
Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
Подготовила учитель русского языка и литературы
Мендалиева Халамкас Каировна
Тема: Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании
обучающие: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания
развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;
воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.
I . Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса.
II . Словарный диктант (повторение правописания разделительных Ъ и Ь знаков):
съезжаться, сэкономить, изъян, бульон, съежиться, обезьяна, вьюн, медальон.
Теперь запишем слова и запомним ,как они пишутся?
Апельсин, абрикос, баклажан, фиолетовый, урожай
III . Объяснение новой темы.
-Вспомним, какие части речи существуют в русском языке?
(учащиеся называют все части речи, обращая внимания на то, что некоторые слова отвечают на вопросы (это самостоятельные части речи ) ,а другие не отвечают (служебные части речи).
Сегодня мы с вами начинаем изучение большого раздела науки о языке, которое изучает словосочетание и предложение. Это синтаксис.
(Указывает на доску :
— Назовите предмет одним словом? (доска)
— А теперь назовите более точно (классная доска)
— Данный предмет вы назвали уже не одним словом ,а словосочетанием .
— Зачем нужно называть предметы словосочетанием?
(для ответа на этот вопрос учащимся предлагается ответить, какие еще виды досок им известны? (гладильная доска, стиральная доска, чертежная доска, строительная доска)
— Отсюда какой можно сделать вывод?
(называя предмет с помощью словосочетания, мы говорим о нем с большей точностью, отличаем его от подобных ему, называемых тем же словом.
— Теперь ,используя словосочетания, назовите и запишите известные вам виды столов.
(обеденный стол, кухонный стол, письменный стол).
-Запишите в тетрадях словосочетание- классная доска.
-Без какого слова в названии данного предмета нельзя обойтись?(доска)
-Это ( доска ) главное слово в данном словосочетании, а слово классная –зависимое.
Чтобы убедиться в этом, мы изменим слово доска, поставив его во множественное число(доски),тогда и зависимое слово тоже изменится(классные доски).Главное слово отмечаем сверху крестиком.
-Главное слово связывается с зависимым по смыслу. Эта зависимость выражается путем постановки вопроса от главного к зависимому:
-Какой частью речи является главное слово, а какой- зависимое?
(учащиеся наблюдают, что зависимое слово связывается не только по смыслу,но и грамматически с помощью окончания)
Закрепление: Чтение правила на стр.37-(наглядность)
1)как связываются слова в словосочетании?
2) как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?( с помощью вопроса)
3) Как найти в словосочетании главное и зависимое слово?(по части речи.Глвное слово может быть выражено существительным или лаголом.)
Запись в словарь трудных слов:
синтаксис – составление, порядок;
словосочетание – чет, четное число.
1)найти главное слово в словосочетаниях, поставить вопрос к зависимому, по вопросу проверить окончания прилагательных.
Классную доску, классных досок, классным доскам,
Домашнее задание, домашняя работа.
2)составить словосочетание из двух слов, определить род и падеж существительных:
3)Сравните два словосочетания: Классное собрание—собрание класса.
-Что у них общего?(главное слово-существительное)
-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)
Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).
4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?( следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием классная доска. Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.
5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)
6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)
5) Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:
Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.
6) Сравните два словосочетания:
Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)
(По усмотрению учителя.)
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)
Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.
Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.
Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.
(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.
1) Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены
оба слова словосочетания.
2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:
Описывать деревню- писать о деревне
Оплатить проезд- платить за проезд;
3) Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:
Выполнить план-выполнение плана
Решить задачу-решение задачи
Посетить музей-посещение музея
Стремиться к знаниям- стремление к знаниям
Мечтать о будущем- мечта о будущем.
Словосочетания, где главное слово глагол
(гл .+ сущ .в косвенном падеже)
Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)
будут называться глагольными словосочетаниями.
Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38
На доске и в тетрадях: упр.99
Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
5 класс. Урок № 18. Способы выражения грамматической связи
- обобщить и систематизировать знания по словосочетанию;
- сформировать умения устанавливать грамматическую связь;
3.производить синтаксический разбор.
Просмотр содержимого документа
«РМ»
Орфографическая “дуэль”.
Сражаемся с безударными гласными в корне. Из сгруппированных слов выписать только букву а в корне.
Г…зета, к…ртина, м…шина
С…зан, к…рзина, п…ртфель
С…довод, м…локо, ф…нарщик
Л…зейка, р…зведка, б…рабан
Т…ска, г…лова, к…рандаш
Дв…рец, пл…вец, м…лина
Распределительный диктант. Распределите словосочетания в 3 колонки:
1 колонка – грамматическая связь в словосочетании осуществляется с помощью окончания.
2 колонка – грамматическая связь осуществляется с помощью окончания и предлога.
3 колонка – связь осуществляется по смыслу с помощью вопроса (как?).
1) Радостное настроение 2) Спуститься в долину 3) Восхищаться красотой 4) Аккуратно покрасить
5) В зимнем лесу 6) Петь громко.
Проверочная работа. Тест.
1.Найдите словосочетания «существительное + прилагательное»
А) повернуть налево; Б) белый снег;
В) резвый барашек; Г) выпить молока;
Д) слушать песню;
а) зайти справа; б) сладкая вишня;
в) старое дерево; г) налить в чашку;
д) играть на домбре.
2. Найдите глагольные словосочетания:
А) подарить книгу; Б) весенняя степь;
В) на дальней прогулке; Г) объяснить пример;
Д) слушать песню;
а) поговорить по душам; б) солнечный день;
в) в голубом небе; г) пойти к врачу;
д) красить забор.
3. Найдите словосочетания «наречие + глагол »:
А) бегать быстро; Б) долго думать;
В) одинокий человек; Г) дорога в горы;
Д) к дремучему лесу;
а) медленно двигаться; б) разговаривать тихо;
в) свежее утро; г) тропинка в поле;
д) от резкого ветра.
Орфографическая “дуэль”.
Сражаемся с безударными гласными в корне. Из сгруппированных слов выписать только букву а в корне.
Г…зета, к…ртина, м…шина
С…зан, к…рзина, п…ртфель
С…довод, м…локо, ф…нарщик
Л…зейка, р…зведка, б…рабан
Т…ска, г…лова, к…рандаш
Дв…рец, пл…вец, м…лина
Распределительный диктант. Распределите словосочетания в 3 колонки:
1 колонка – грамматическая связь в словосочетании осуществляется с помощью окончания.
2 колонка – грамматическая связь осуществляется с помощью окончания и предлога.
3 колонка – связь осуществляется по смыслу с помощью вопроса (как?).
1) Радостное настроение 2) Спуститься в долину 3) Восхищаться красотой 4) Аккуратно покрасить
5) В зимнем лесу 6) Петь громко.
Проверочная работа. Тест.
1.Найдите словосочетания «существительное + прилагательное»
А) повернуть налево; Б) белый снег;
В) резвый барашек; Г) выпить молока;
Д) слушать песню;
а) зайти справа; б) сладкая вишня;
в) старое дерево; г) налить в чашку;
д) играть на домбре.
2. Найдите глагольные словосочетания:
А) подарить книгу; Б) весенняя степь;
В) на дальней прогулке; Г) объяснить пример;
Д) слушать песню;
а) поговорить по душам; б) солнечный день;
в) в голубом небе; г) пойти к врачу;
д) красить забор.
3. Найдите словосочетания «наречие + глагол »:
А) бегать быстро; Б) долго думать;
В) одинокий человек; Г) дорога в горы;
Д) к дремучему лесу;
а) медленно двигаться; б) разговаривать тихо;
в) свежее утро; г) тропинка в поле;
д) от резкого ветра.
Просмотр содержимого документа
«Урок № 18. Способы выражения»
Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.
обобщить и систематизировать знания по словосочетанию;
сформировать умения устанавливать грамматическую связь;
производить синтаксический разбор.
Учащиеся умеют определять главное и зависимое слово, составлять словосочетания по схемам, вычленять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор
Могут увидеть и оценить результаты своих действий.
Умеют слушать и слышать друг друга.
учебник «Русский язык» для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ
Создание психологического настроя. Стратегия «Здравствуйте»
Желаю (большие пальцы)
И во всем (мизинцы)
Здравствуйте (прикосновение всей ладонью)
Приветствуют друг друга, поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев.
Повторение признаков словосочетания. Стратегия «Чистая доска»
Словосочетание, главное слово, способы грамматической связи, синтаксис, пунктуация, зависимое слово, подлежащее и сказуемое
Орфографическая “дуэль”.
Сражаемся с безударными гласными в корне. (Из сгруппированных слов выписать только букву а в корне). В конечном итоге должна получиться “5”.
С…зан, к…рзина, п…ртфель
С…довод, м…локо, ф…нарщик
Л…зейка, р…зведка, б…рабан
Т…ска, г…лова, к…рандаш
Дв…рец, пл…вец, м…лина
по одному ученику у доски отвечают о выбранном понятии – 1 балл
тему урока. Совместное целеполагание.
Можно ли составить из этих слов словосочетания, не изменяя формы слова? Что надо сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания?
Помогать, друг; чудесный, картина; просить, помощь; красивый, природа;
прекрасная, принц; яркая, солнце.
-Как называется эта связь?
-Как осуществляется эта связь?
-Какие есть способы выражения грамматической связи в словосочетании?
Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?
Как связываются слова, если зависимое слово выражено наречием?
Определение задачи при помощи слов — помощников: Знать, уметь
Выясняют, чтобы составить словосочетания, нужно их изменить. Отвечают на вопросы
📸 Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетанииСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать
Грамматическая основа за 30 минут! | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГОСкачать