5 класс способы выражения грамматической связи в словосочетании

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Комбинированный урок по теме: «Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Скачать:

ВложениеРазмер
svyaz_v_slovosochetanii.docx15.66 КБ
svyaz_v_slovosochetanii.pptx130.4 КБ

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный.

  1. Орг. Момент (1-2 минуты)
  2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)

Итак, для того, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, давайте проведем небольшую лингвистическую разминку.

Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.

  1. Работа над темой урока

Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».

Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.

Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».

Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.

Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.

Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.

Упр.64 — I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.

Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

5 класс способы выражения грамматической связи в словосочетании

Средняя общеобразовательная школа №12

Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мендалиева Халамкас Каировна

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании

обучающие: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания

развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;

воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.

I . Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса.

II . Словарный диктант (повторение правописания разделительных Ъ и Ь знаков):

съезжаться, сэкономить, изъян, бульон, съежиться, обезьяна, вьюн, медальон.

Теперь запишем слова и запомним ,как они пишутся?

Апельсин, абрикос, баклажан, фиолетовый, урожай

III . Объяснение новой темы.

-Вспомним, какие части речи существуют в русском языке?

(учащиеся называют все части речи, обращая внимания на то, что некоторые слова отвечают на вопросы (это самостоятельные части речи ) ,а другие не отвечают (служебные части речи).

Сегодня мы с вами начинаем изучение большого раздела науки о языке, которое изучает словосочетание и предложение. Это синтаксис.

(Указывает на доску :

Назовите предмет одним словом? (доска)

А теперь назовите более точно (классная доска)

Данный предмет вы назвали уже не одним словом ,а словосочетанием .

Зачем нужно называть предметы словосочетанием?

(для ответа на этот вопрос учащимся предлагается ответить, какие еще виды досок им известны? (гладильная доска, стиральная доска, чертежная доска, строительная доска)

Отсюда какой можно сделать вывод?

(называя предмет с помощью словосочетания, мы говорим о нем с большей точностью, отличаем его от подобных ему, называемых тем же словом.

Теперь ,используя словосочетания, назовите и запишите известные вам виды столов.

(обеденный стол, кухонный стол, письменный стол).

-Запишите в тетрадях словосочетание- классная доска.

-Без какого слова в названии данного предмета нельзя обойтись?(доска)

-Это ( доска ) главное слово в данном словосочетании, а слово классная –зависимое.

Чтобы убедиться в этом, мы изменим слово доска, поставив его во множественное число(доски),тогда и зависимое слово тоже изменится(классные доски).Главное слово отмечаем сверху крестиком.

-Главное слово связывается с зависимым по смыслу. Эта зависимость выражается путем постановки вопроса от главного к зависимому:

-Какой частью речи является главное слово, а какой- зависимое?

(учащиеся наблюдают, что зависимое слово связывается не только по смыслу,но и грамматически с помощью окончания)

Закрепление: Чтение правила на стр.37-(наглядность)

1)как связываются слова в словосочетании?

2) как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?( с помощью вопроса)

3) Как найти в словосочетании главное и зависимое слово?(по части речи.Глвное слово может быть выражено существительным или лаголом.)

Запись в словарь трудных слов:

синтаксис – составление, порядок;

словосочетание – чет, четное число.

1)найти главное слово в словосочетаниях, поставить вопрос к зависимому, по вопросу проверить окончания прилагательных.

Классную доску, классных досок, классным доскам,

Домашнее задание, домашняя работа.

2)составить словосочетание из двух слов, определить род и падеж существительных:

3)Сравните два словосочетания: Классное собрание—собрание класса.

-Что у них общего?(главное слово-существительное)

-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)

Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).

4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?( следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием классная доска. Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.

5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)

6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)

5) Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:

Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.

6) Сравните два словосочетания:

Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)

(По усмотрению учителя.)

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)

Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.

(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.

1) Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены

оба слова словосочетания.

2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:

Описывать деревню- писать о деревне

Оплатить проезд- платить за проезд;

3) Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:

Выполнить план-выполнение плана

Решить задачу-решение задачи

Посетить музей-посещение музея

Стремиться к знаниям- стремление к знаниям

Мечтать о будущем- мечта о будущем.

Словосочетания, где главное слово глагол

(гл .+ сущ .в косвенном падеже)

Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)

будут называться глагольными словосочетаниями.

Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38

На доске и в тетрадях: упр.99

Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

5 класс. Урок № 18. Способы выражения грамматической связи

5 класс способы выражения грамматической связи в словосочетании

  1. обобщить и систематизировать знания по словосочетанию;
  2. сформировать умения устанавливать грамматическую связь;

3.производить синтаксический разбор.

Просмотр содержимого документа
«РМ»

Орфографическая “дуэль”.

Сражаемся с безударными гласными в корне. Из сгруппированных слов выписать только букву а в корне.

Г…зета, к…ртина, м…шина

С…зан, к…рзина, п…ртфель

С…довод, м…локо, ф…нарщик

Л…зейка, р…зведка, б…рабан

Т…ска, г…лова, к…рандаш

Дв…рец, пл…вец, м…лина

Распределительный диктант. Распределите словосочетания в 3 колонки:

1 колонка – грамматическая связь в словосочетании осуществляется с помощью окончания.

2 колонка – грамматическая связь осуществляется с помощью окончания и предлога.

3 колонка – связь осуществляется по смыслу с помощью вопроса (как?).

1) Радостное настроение 2) Спуститься в долину 3) Восхищаться красотой 4) Аккуратно покрасить

5) В зимнем лесу 6) Петь громко.

Проверочная работа. Тест.

1.Найдите словосочетания «существительное + прилагательное»

А) повернуть налево; Б) белый снег;
В) резвый барашек; Г) выпить молока;
Д) слушать песню;

а) зайти справа; б) сладкая вишня;
в) старое дерево; г) налить в чашку;
д) играть на домбре.

2. Найдите глагольные словосочетания:

А) подарить книгу; Б) весенняя степь;

В) на дальней прогулке; Г) объяснить пример;

Д) слушать песню;

а) поговорить по душам; б) солнечный день;

в) в голубом небе; г) пойти к врачу;

д) красить забор.

3. Найдите словосочетания «наречие + глагол »:

А) бегать быстро; Б) долго думать;
В) одинокий человек; Г) дорога в горы;
Д) к дремучему лесу;

а) медленно двигаться; б) разговаривать тихо;

в) свежее утро; г) тропинка в поле;

д) от резкого ветра.

Орфографическая “дуэль”.

Сражаемся с безударными гласными в корне. Из сгруппированных слов выписать только букву а в корне.

Г…зета, к…ртина, м…шина

С…зан, к…рзина, п…ртфель

С…довод, м…локо, ф…нарщик

Л…зейка, р…зведка, б…рабан

Т…ска, г…лова, к…рандаш

Дв…рец, пл…вец, м…лина

Распределительный диктант. Распределите словосочетания в 3 колонки:

1 колонка – грамматическая связь в словосочетании осуществляется с помощью окончания.

2 колонка – грамматическая связь осуществляется с помощью окончания и предлога.

3 колонка – связь осуществляется по смыслу с помощью вопроса (как?).

1) Радостное настроение 2) Спуститься в долину 3) Восхищаться красотой 4) Аккуратно покрасить

5) В зимнем лесу 6) Петь громко.

Проверочная работа. Тест.

1.Найдите словосочетания «существительное + прилагательное»

А) повернуть налево; Б) белый снег;
В) резвый барашек; Г) выпить молока;
Д) слушать песню;

а) зайти справа; б) сладкая вишня;
в) старое дерево; г) налить в чашку;
д) играть на домбре.

2. Найдите глагольные словосочетания:

А) подарить книгу; Б) весенняя степь;

В) на дальней прогулке; Г) объяснить пример;

Д) слушать песню;

а) поговорить по душам; б) солнечный день;

в) в голубом небе; г) пойти к врачу;

д) красить забор.

3. Найдите словосочетания «наречие + глагол »:

А) бегать быстро; Б) долго думать;
В) одинокий человек; Г) дорога в горы;
Д) к дремучему лесу;

а) медленно двигаться; б) разговаривать тихо;

в) свежее утро; г) тропинка в поле;

д) от резкого ветра.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 18. Способы выражения»

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

обобщить и систематизировать знания по словосочетанию;

сформировать умения устанавливать грамматическую связь;

производить синтаксический разбор.

Учащиеся умеют определять главное и зависимое слово, составлять словосочетания по схемам, вычленять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор

Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

Умеют слушать и слышать друг друга.

учебник «Русский язык» для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Создание психологического настроя. Стратегия «Здравствуйте»

Желаю (большие пальцы)

И во всем (мизинцы)

Здравствуйте (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют друг друга, поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев.

Повторение признаков словосочетания. Стратегия «Чистая доска»

Словосочетание, главное слово, способы грамматической связи, синтаксис, пунктуация, зависимое слово, подлежащее и сказуемое

Орфографическая “дуэль”.

Сражаемся с безударными гласными в корне. (Из сгруппированных слов выписать только букву а в корне). В конечном итоге должна получиться “5”.

С…зан, к…рзина, п…ртфель

С…довод, м…локо, ф…нарщик

Л…зейка, р…зведка, б…рабан

Т…ска, г…лова, к…рандаш

Дв…рец, пл…вец, м…лина

по одному ученику у доски отвечают о выбранном понятии – 1 балл

тему урока. Совместное целеполагание.

Можно ли составить из этих слов словосочетания, не изменяя формы слова? Что надо сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания?

Помогать, друг; чудесный, картина; просить, помощь; красивый, природа;

прекрасная, принц; яркая, солнце.

-Как называется эта связь?

-Как осуществляется эта связь?

-Какие есть способы выражения грамматической связи в словосочетании?

Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?

Как связываются слова, если зависимое слово выражено наречием?

Определение задачи при помощи слов — помощников: Знать, уметь

Выясняют, чтобы составить словосочетания, нужно их изменить. Отвечают на вопросы

📸 Видео

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетанииСкачать

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 1

Грамматическая основа за 30 минут! | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать

Грамматическая основа за 30 минут! | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГОСкачать

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Поделиться или сохранить к себе: