Звук морфема слово словосочетание предложение дать определение

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Звук, буква, слог, слово, предложение

Звук представляет собой мельчайшую фонетическую единицу, которая выделяется в потоке речи.

1. Мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки звуков не обозначают: вест ь – [в’эс’ т’ ], радост ь – [радас’ т’ ]

2. Удвоенные согласные обозначают один звук: жу жж ание – [жу жа н’ий’э].

3. Четыре гласные буквы (е, ё, ю, я) обозначают два звука: е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а]: серь ё зный – [й’о], е ль – [й’э], ю ла – [й’у], я блоко — [й’а].

Для того, чтобы подсчитать количество звуков в слове, нужно посчитать количество букв, а потом обратить внимание на то, есть ли в слове 1. удвоенные согласные (нн, жж и т.д.), 2. гласные е, ё, ю, я, 3. мягкий (ь) или твёрдый (ъ) знаки. Например, в слове весна 5 букв и 5 звуков: $в^1е^2с^3н^4а^5 – [в’^1и^2с^3н^4а^5]$; в слове тетрадь 7 букв и 6 звуков: $т^1е^2т^3р^4а^5д^6ь^7$ – [$т’^1и^2т^3р^4а^5т’^6$]; в слове длинный 7 букв и 8 звуков: $д^1л^2и^3н^4н^5ы^6й^7$ – [$д^1л’^2и^3н^4ы^5й’^6$]; в слове ёжик 4 буквы и 5 звуков: $ё^1ж^2и^3к^4$ – [$й’^1о^2ж^3ы^4к^5$].

Буква – звук речи, который обозначается на письме специальным знаком. Например, з, к, с, ы, о, у.

Посчитать количество букв в слове просто: 1 знак – это 1 буква. Например, в слове рисовать 8 букв: $р^1и^2с^3о^4в^5а^6т^7ь^8$; в слове река 4 буквы: $р^1е^2к^3а^4$; в слове весна 5 букв: $в^1е^2с^3н^4а^5$.

Слог представляет собой звук либо сочетание звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Например, ка, ту, зи, ва.

Звук морфема слово словосочетание предложение дать определение

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Например, $ра^1|до^2сть$ – 2 слога, $пе^1|сен^2|ка^3$ – 3 слога, $со^1лн|це^2$ – 2 слога.

Слоги бывают двух видов: 1. открытый и 2. закрытый.

Открытый слог оканчивается гласным звуком . Например, ле|то, де|ло. Закрытый слог оканчивается согласным звуком . Например, кап|кан, вул|кан.

Удвоенные согласные относятся к одному слогу: жу|жжа|ни|е, ан|те|нна.

Слово – это структурная единица языка. При помощи слова человек называет предметы, их качества и характеристики, а также действия и пр. Например, рисунок, весёлый, узнавать.

Для того, чтобы подсчитать количество слов в предложении, нужно знать, что одно слово – это одна единица. Например, $По^1 небу^2 плывёт^3 пушистое^4 облако^5$. В этом предложении 5 слов.

Предложение – несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают определённую мысль. Например, Солнце выглянуло из-за туч.

Для того, чтобы подсчитать количество предложений в тексте, нужно знать, что 1. каждое предложение начинается с новой мысли, 2. первое слово в предложении пишется с большой буквы, 3. в конце предложения ставится точка. Например:

Солнце светит всё ярче да жарче.(1) Тает в поле снег.(2) На пригорках показалась земля.(3) Вот и пришла весна.(4)

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: «Единицы языка. Языковая норма»

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Что такое единицы языка?
  2. Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
  3. Как зависит единица языка от контекста?
  4. Как соотносятся единицы языка между собой?
  5. Что такое языковая норма?

Глоссарий по теме

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

  1. Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
  2. Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.

Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.

Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Термины по русскому языку — список основных понятий, определений и значений

Аббревиатура – сложносокращенное слово, составленное из начальных элементов: универмаг, вуз, ООН.

Агглютинация – механическое присоединение стандартных однозначных аффиксов к неизменяемым основам или корням: бола – болалар – болаларга; ид(ти) – иди – идите.

Аккомодация – частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков: нёс [н’ос], ряд [р’ат], what [w‹t], was [wəz].

Активная лексика – часть словарного состава языка, активно употребляющая во всех сферах жизни общества.

Акцентология (от латинского accentus – ударение, акцент и греческого logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий особенности и функции русского ударения.

Алломоформы – тождественный по значению вариант морфемы, данная конкретная манифестация фонемы: друг – друж – друз — ; англ. [-z], [-s], [-iz] – как показатели множественного числа существительных.

Аллофоны – группа звуков, в которых реализуется данная фонема, конкретная манифестация фонемы: сама поймала сома [с¬ма п¬iмалъ с¬ма].

Алтайская семья – макросемья языков, объединяющая на основе предполагаемой генетической сопринадлежности тюркскую, монгольскую, тунгусо–маньчжурскую группы языков и изолированные корейский и японский языки.

Алфавитные письма – трофическая система, в которой отдельный знак передает отдельный звук.

Аморфные языки – изолирующие языки, для которых характерны отсутствие форм словоизменений и формообразования, корневые языки; к ним относятся языки китайско-тибетской семьи: гао шань – «высокие горы», шань гао «высокие горы», хао жэнь – «хороший человек», жэнь хао – «человек любит меня», сию хао – «делать добро», хао дагвих – «очень дорогой».

Аналитическая форма слова – сложная форма слова, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слова: более сильный, самый лучший.

Аналогия – процесс уподобления одних элементов языка другим, связанным с ним, но более распространенным и продуктивным.

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь.

Арго (франц. Argot. «жаргон») – тайный язык социально- ограниченной группы населения, противопоставляющей себя остальным людям: воровское арго, студенческое арго, школьное арго.

Арготизмы – слова, ограниченные в своем употреблении социально, являющиеся эмоционально-экспрессивными эквивалентами стилистически нейтральных слов литературного языка: срезаться – «не выдержать экзамен», хвост – «несданный экзамен», вызубрить – «выучить».

Архаизмы – устаревшее наименование существующих реалий; устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами: ловитва – «охота», лоно – «грудь», выя – «шея».

Ассимиляция – уподобление звуков друг другу в пределах слова или словосочетания: косточка – кости, книжечка – книжка, высокий – высший , обман.

Аффиксы – служебные морфемы, видоизменяющие значение корня или выражающие отношение между словами в словосочетании и предложении.

Аффиксация – 1. создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов; 2. способ выражения грамматических значений при помощи аффиксов.

Аффигирующие языки – языки, в грамматическом строе которых важную роль играют аффиксы.

Аффиксоид – аффиксы, занимающие промежуточное положение между корневыми и служебными морфемами, по происхождению выходят к самостоятельным корням и словам: языковедение, литературоведение, землеведение, авиалинии, авиапочта.

Аффрикаты – (лат. Affricata «притертая») звуки, в которых смычка раскрывается постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза: [ч], [у].

Афоризм (от греческого aphorismos – изречение) – законченная мысль, выраженная сжато и емко: Гений и злодейство – две вещи несовместные (Пушкин).

Анафора (единоначатие) – повторение слов или оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!; Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю?

Антитеза – резкое противопоставление понятий (антонимов), явлений, предметов: Кто был ничем, тот станет всем; Сытый голодного не разумеет; «Толстый и тонкий» (рассказ Чехова).

Алфавит – состав букв или звуков которые мы произносим. В русском языке 33 буквы 10 гласных,21 согласных и 2 буквы Ъ и Ь которые не обозначают звуков.

Боковые согласные – (латеральные) звуки, образуемые проходом воздуха по бокам смычки кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом: [л], [л’].

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – один из основных структурно-семантических типов СП; выделяется по формальному признаку – отсутствию союза: Сделал дело – гуляй смело! (Пословица).

Богатство (или разнообразие) речи – это использование максимума разнообразных единиц языка, но не в ущерб содержанию: синонимических, фразеологических ресурсов языка. Чем реже в речи повторяются одни и те же слова, формы и конструкции, тем богаче речь.

Благозвучие речи – это наиболее целесообразная с точки зрения говорящих на данном языке организация звуков, удобная для произношения (артикуляции) и приятная для слуха. «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо» (Аристотель).

Валентность морфемы – способность морфемы сочетаться с другими морфемами. Мультивалентные (многовалентные) и унивалентные (одновалентные): у глаголов, но жених, стеклярус, попадья.

Варианты – 1. фонемы в слабой позиции, позиции неразличения: вал – вол, но [в¬лы]. 2. словоформы, различающиеся внешней формой, но имеющие одно и то же грамматическое значение: водой — водою.

Вариации – оттенки фонемы в сильной позиции в условиях позиционной обусловленности: пять [п’ат’], мять [м’ат’].

Взрывные согласные – звуки, в которых смычка, образуемая губами, языком и небом, языком и зубами, раскрывается мгновенно: [п], [б], [т], [д], [к], [г].

Внутреняя флексия – способ выражения грамматических значений, заключающийся в звуковом изменении корня: англ. foot- нога, feet»ноги», запереть – запирать, умереть – умирать.

Внутренняя форма слова – семантическая и структурная мотивация слова другим словом, на базе которого оно возникло: мухомор, черника, подберёзовик, пятьсот, лесник, сапожник.

Выдержка – нахождение органов речи в момент производства звука, артикуляционная фаза после экскурсии, но предшествующая рекурсии.

Вития (устар.)то предложение, цель которого выяснить информацию. В конце вопросительного предложения пиши ? — вопросительный знак. оратор, красноречивый человек.

Вступление – объявление темы, цели, плана выступления. Задачи:

Вопросительное предложение –то предложение, цель которого выяснить информацию. В конце вопросительного предложения пиши ? — вопросительный знак.

Восклицательное предложение – это повествовательное, вопросительное или побудительное предложение, которое, кроме цели высказывания, выражает эмоции, чувства, оценку говорящим того, о чём говорится в предложении. Примеры: Сколько раз тебе повторять?! Как здесь хорошо!

Второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство. Второстепенные члены предложения делают предложение распространённым.

Гаплология – упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух одинаковых слогов, непосредственно следующих друг за другом: военноачальник вм. военачальник, знаменосец вм. знаменоносец, минералогия вм. минералология.

Генеалогическая классификация языков – классификация языков на основе языкого родства: индоевропейские, тюркские, семитские и др. языки.

Географическая классификация – определение ареала языка (или диалекта) с учетом границ его языковых особенностей.

Глагол – знаменательная часть речи, объединяющая в своём составе слова, обозначающие действие или состояние.

Гласные – звуки речи, состоящие только из голоса: [и], [у], [э], [о], [а].

Говор – совокупность идиолектов, характерных для территориально ограниченной группы людей.

Грамматика (от греческого grammatikē – искусство читать и писать) –1)строй языка, система наиболее общих закономерностей употребления его значимых единиц – слов и предложений. В рамках грамматики выделяются две подсистемы – морфологическая и синтаксическая;2)область языкознания, изучающая грамматический строй языка, представленная двумя смежными научными дисциплинами – морфологией и синтаксисом.

Грамматическая категория – совокупность однородных грамматических форм, противопоставленных друг другу: категория вида — противопоставление (оппозиция) несовершенного вида совершенному; категория числа — оппозиция единственного и множественного числа.

Грамматическая форма – материальный вид выражения грамматического значения.

Грамматическое значение – абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное выражение; «Это абстракция признаков и отношений» (А.А. Реформатский).

Граммема – единица грамматического значения.

Грамматическое поле – объединение слов на основе общности грамматического значения: поле времени, поле модальности, поле залоговости.

Главные члены – подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Если предложение состоит только из главных членов, то оно нераспространённое. Не удивляйся: могут быть предложения только из одного главного члена.

Графические сокращения – сокращения слов – используются для экономии места и времени при письме. Сокращение слов бывает 2 типов: 1) не графические сокращения (аббревиатуры), 2) графические, свойственные только письменной речи (с. – страница, з-д – завод, п/л – пионерский лагерь).

Гласные буквы – буквы, передающие гласные звуки. Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и. Гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать в зависимости от позиции мягкость предшествующего согласного или два звука: е -[й’+э], ё — [й’+о], ю — [й’ +у], я — [й’+ а]. Например:тётя, дядя — гласные буквы ё и я показывают, что согласные звуки в положении перед гласными мягкие;я, июнь, обезьяна — гласные буквы я и ю в положении начала слова, после гласных и после разделительных ъ и ь обозначают два звука.

Гласные звуки – это звуки, которые произносятся свободно: голос, проходя через рот, не встречает препятствия на своём пути. Поэтому гласные можно кричать и тянуть. Гласные еще называют рторазмыкатели.Особое значение. Оно свойственно не одному слову, а многим словам определённого класса. Так, у слов, отвечающих на вопросы: кто? что?, грамматическое значение – предмет, например: ручка, кошка, река, лень, шоколад, жара. А у слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать?, грамматическое значение действия, например: плавать, бегать, ходить, строить, писать, читать.Голос образуется при работе специального органа — голосовых связок. Воздух из легких выходит наружу, проходя через голосовые связки. Их работу можно почувствовать, если приложить руку к горлу, произнося гласные звуки, например: [а], [о] или [у].

Грамматическое значение слова – особое значение. Оно свойственно не одному слову, а многим словам определённого класса. Так, у слов, отвечающих на вопросы: кто? что?, грамматическое значение – предмет, например: ручка, кошка, река, лень, шоколад, жара. А у слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать?, грамматическое значение действия, например: плавать, бегать, ходить, строить, писать, читать.

Двусоставные предложения – двучленный синтаксический комплекс, в котором формально выражены два главных члена (подлежащее и сказуемое) или группа подлежащего и группа сказуемого.

Делимитативная функция фонемы – (лат. limities «граница, черта») функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами).

Денотат – предмет или явление внеязыковой действительности, которые нужно назвать каким — либо словом.

Денотативное значение слова – отношение фонетического слова к конкретному обозначаемому предмету, объекту речи.

Деэтимологизация – процесс утраты внутренней формы, когда ранее мотивированное слово становится немотивированным: повесть сапожник > сапожник — а, сапож-ник-у.

Значение слова – продукт мыслительной деятельности человека, выражающий отношение факта языка к внеязыковому факту, отношение слова к обозначаемому предмету.

Заключение – обобщение изложенного, подведение итогов, выводы (резюме). Задачи:

•суммировать сказанное,
•повысить интерес к предмету речи,
•подчеркнуть значение сказанного,
•поставить задачи,
•призвать к действиям (в агитационной речи).

Звук – самая маленькая (=минимальная) частичка речи, которая необходима языку для того, чтобы оформлять слова и различать их. Слово сок из трёх звуков. Первый и последний такие же, как и в слове сук. А [о] и [у] — разные звуки, которые помогают различать слова.

Индоевропейская семья – одна из наиболее крупных и изученных семей языков Евразии.

Интерфикс – служебная морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнями и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое: дом-о-строй.

Интонация – совокупность ритмомелодических компонентов речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально — экспрессивной окраски высказывания.

Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений объективной действительности: боярин, стольник, алтын.

Историческое чередование звуков – чередование, не обусловленное фонетической позицией с точки зрения современной фонетической системы данного языка: дух/душа, воз/вожу.

Именительный падеж – название 1-го падежа. Слова в форме И.п. отвечают на вопросы: кто? что? Форма И.п. считается начальной формой для существительных. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и основы настоящего времени (полоскает, мурлыкает), другую – с чередованиями (полощет, мурлычет).

Качественная редукция – ослабленное произношение звука в слабый позиции в связи с сокращением его длительности: паровоз [пър¬вос].

Кириллица – славянский алфавит, созданный славянскими первоучителями Кириллом (Константином) и его братом Мефодием.

Классификация морфем – выделение их в составе слова по месту, функции, степени воспроизводимости.

Классификация языков – распределение языков по группам на основе определенных признаков в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования: генеалогическая (генетическая), типологическая (морфологическая), географическая (ареальная).

Книжная лексика – слова, стилистически ограниченные, принадлежащие книжным стилям речи.

Койне – язык, служащий средством междиалектного общения, возникший на базе одного общего диалекта: древнегреческое койне (аттический диалект), древнерусское койне (диалект полян).

Количественная редукция – сокращение длительности звука в зависимости от его положения по отношению к ударению. Рук-рука-рукавица [рук], [рука], [рукавица].

Комбинаторные изменения звуков – фонетические процессы, обусловленные взаимодействием звуков в потоке речи: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, гаплология, диереза, протеза, эпентеза, метатеза.

Коммуникативные единицы языка – предложения, сообщающие о чем — либо, выражающие и оформляющие мысли, чувства, волеизъявление, осуществляющие общение людей.

Конверсия – морфолого-синтаксический способ образования слов путём перехода из одной части речи в другую: субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация.

Контактные изменения звуков – взаимодействие соседних звуков: сказка — [ск].

Корень – морфема общей части родственных слов, выражающая и предопределяющая лексическое значение слова.

Корреляция – соответствие фонем по месту и способу образования и противопоставление их по одному ДП (глухости-звонкости, твёрдости-мягкости): , , , , , , , .

Критерии разграничения омонимии и полисемии – 1. полисемия имеет общую сему, омонимия не имеет; 2. омонимия характеризуется расхождением словообразовательных рядов; 3. омонимии свойственна разная сочетаемость; 4. омонимия характеризуется отсутствием синонимических отношений.

Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи, имеющие особую стилистическую окраску и относящиеся к научной, официально-деловой, публицистической и поэтической лексике: безвыходность, чаяния, превалировать, нижеследующий, аргументировать, пролонгировать, грядущий и т.п. В разговорной речи книжные слова неуместны.

Клише – это устойчивые речевые формулы, стандарты официально-делового стиля: денежное вознаграждение, за отчетный период, заслушав и обсудив, принимая во внимание, на Ваш запрос №… отвечаем и т.п.

Концовка – слова, которые должны усилить эффект выступления. «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд…); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

Лабиализованные гласные – огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходные отверстие и удлиняя ротовой резонатор.

Лексема – единица плана содержания, звуковая оболочка слова, противостоит семеме — его содержанию.

Лексико-граматическая категория – объединение слов, обладающих общим семантическим признаком. Например, общность собирательных, отвлеченных, вещественных существительных, выступающих только в форме единственного числа.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий слово и словарный состав языка в целом.

Лексико-семантическая группа – совокупность слов одной части речи с внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения, относящихся к одной части речи ЛСГ слов со значением времени или пространства.

Лексико-семантическая система – совокупность языковых элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Лексико-синтаксический способ образование слов – создание нового слова сращением в одну единицу сочетания слов: тот час > тотчас, сего дня > сегодня.

Линкос ( Лексикология (от греческого lexikon – словарь и logos – слово) – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка (лексику), рассматривающий в различных аспектах основную единицу языка – слово (с точки зрения происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса, экспрессивно-стилистической окраски и стилистической принадлежности). Особые разделы лексикологии – фразеология и лексикография.

Мелодика речи – основной компонент интонации, осуществляется повышением и понижением голоса во фразе, организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связывая её части.

Местоимение – часть речи, указывающая на предмет, признак, количество, но не называющая их; заместительные слова, образующие параллельную систему.

Метатеза – перестановка в слове звуков или слогов: ватрушка , а в словах пруд и прутв позиции конца слова фонема .

Подвижное ударение – ударение, которые способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме: вода, воды, воду и т.д.

Подлежащее – главный член предложения, указывающий на логический субъект, к которому относится сказуемое: Солнце скрылось за горою.

Побочное (добавочное) ударение – слабое ударение, которое бывает в многосложных словах наряду с основным ударением и обычно стоит ближе к началу слова. Побочным ударением выделяются части сложных.

Подъем гласных – степень подъема языка, степень его вертикального смещения: нижний подъем, средний подъем, верхний подъем [а] — ниж. под., [е], [о], — ср. под., [и], [ы], [у] — верхний подъем.

Позиционные изменения звуков – изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, которая приводит к редукции: корова — [к¬р„въ], сады, но сад — [сат].

Позиционные чередования звуков – чередования, обусловленные фонетической позицией, действующими в языке фонетическими законами: воду — вода чередование [о/¬], дубы — дуб — [б/п].

Позиция – условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом: сильная позиция, когда фонема обнаруживает свои дифференциальные признаки. Для гласных — это позиция под ударением: арка, рука, для согласных перед всеми гласными: том — дом, перед сонорными: плеск — блеск и т.д.

Полисемия или многозначность слова – наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений: доска «строительный материал», доска «оборудование класса» и т.д.

Полисинтетические языки – языки, в которых в рамках одного слова разные аффиксы могут передать целый комплекс грамматических значений: чукотское мыт — купрэ — гын — рит — ыр — кын, «сети сохряняем».

Полные предложения – предложения, имеющие все структурно необходимые члены (подлежащее и сказуемое): Затуманились речные перекаты.

Полные омонимы – совпадение членов омонимического ряда во всех грамматических формах: балка «перекладина» и балка «овраг».

Полные синонимы (или абсолютные) – синонимы, полностью совпадающие по своим значениям и употреблению или же различающиеся незначительными оттенками: лингвистика — языкознание, холод — мороз, безголовый — безмозглый.

Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений.

Повествовательное предложение – это предложение, цель которого — сообщить информацию. В конце повествовательного предложения пиши «.» — точку.

Постфикс – морфема, стоящая позади флексии, служащая для образования новых слов (кто-то, что-нибудь) или новых форм слова (пойдемте, идите).

Праязык – язык-основа исторической общности родственных языков: праиндоевропейский язык, праславянский язык, праиранский язык и т.д.

Предложение – синтаксическая конструкция, представляющая грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Префикс – морфема, стоящая перед корнем, служит для образования новых слов (дед-прадед) или форм слов (забавный — презабавный).

Префиксоид – аффиксоид, употребляющийся в функции префиксов и занимающий в слове его место: авиалинии, самоанализ.

Признаки слова – единооформленность или цельность, выделимость, свободная воспроизводимость в речи, семантическая валентность, недвуударность.

Прилагательное – часть речи, объединяющая в своем составе слова со значением признака (свойства) предмета. «Без существительного нет прилагательного» (Л.В. Щерба). Молодой месяц.

Примыкание – вид подчинительной синтаксической связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, примыкает к главному: подниматься вверх, спускаться вниз.

Прогрессивные комбинаторные изменения звуков – происходят в направлении от предшествующего к последующему под влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего: рус. диал. Ванька, Ванькя, англ. dog > dogs [d‹gz].

Продуктивный аффикс – это аффикс, который широко используется для образования новых слов или новых форм слова: суф. — ник со значением «помещение для кого-нибудь»: коровник, птичник, свинарник.

Проклитика – это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди: по делам, по горам.

Просторечная лексика – часть общенародной лексики, отличающаяся специфической экспрессивно-стилистической окраской: хапать, форсит, подлюга и др.

Протеза – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова, подстановка: восемь вострый.

Профессионализмы – слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе: камбуз, кок, склянка — в речи моряков; шапка, подвал, полоса — в речи журналистов.

Подвижное ударение – ударение, которое переходит с одного слога на другой, с одной морфемы на другую как при формообразовании, так и при словообразовании: письмо́– письма́, бороться́ – борется́ – борьба,́ звезда́– звёзды, колос́ – колосоќ– колосья́ – колосится́ , вода́– во́ды. Слов с подвижным ударением очень мало, но они относятся к наиболее употребительным и входят в основной словарный фонд русского языка.

Предложение – главная единица общения. Люди общаются не словами, а предложениями. Предложения выражают законченную мысль, имеют цель (выражают сообщение, вопрос, побуждение к действию), интонационную оформленность. На письме в конце предложения обязательно ставится знак препинания. Новое предложение начинается с большой буквы.

Простое предложение (ПП) – основной структурный тип предложения, обладающий одной предикативной основой (подлежащим и сказуемым, или только подлежащим, или только сказуемым): Снег растаял;Весна; Стало тепло.

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, соотносительный со сказуемым, обозначающий предмет (субъект) или действие (инфинитивное подлежащее): Книга – источник знаний; Учиться всегда пригодится. В роли подлежащего могут употребляться все знаменательные части речи (кроме деепричастия) и словосочетания.

Прямая речь – особое синтаксическое образование (способ дословной передачи чужой речи), состоящее из двух частей – ввода (авторских слов) и чужой речи, которые различаются по функции и по стилю: Кто-то сказал: «Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом» (Горький); «Завтра я еду в командировку», – сказал отец.

Причастный оборот – синтаксическое образование, осложняющее структуру ПП, состоящее из причастия с подчиненными ему словами: Он взглянул на небо, усыпанное мириадами звезд.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет.

Парцелляция – синтаксический прием, при котором предложение интонационно разбивается на самостоятельные, очень короткие части, графически выделенные как самостоятельные предложения: Я верю. Час настанет. Придет и мой черед.

Предмет – грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы кто? что? Значение предмета выражают существительные.

Признак – грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы какой? чей? Значение признака выражают прилагательные.

Прилагательное – класс слов, обозначающих признак предмета и отвечающих на вопросы: какой? чей? Например: красный, синий, белый, тёплый, холодный, лисий, заячий, майский.

Приставка – часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Приставки обычно стоят в слове перед корнем, например:раскрасить, переехать, заболеть. Приставок может быть несколько: недоделать.

Пунктуация – раздел науки о языке,в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Разговорно-бытовая лексика – слова, употребляющиеся в непринужденной речи, в стилях художественной литературы и публицистики для достижения художественной выразительности: ерунда, работяга, читалка, долговязый, прыткий, выкрутиться, тараторить, ага, бац, ну и т.д

Разговорно-литературная лексика – слова, не нарушающие норм литературного употребления: окошко, землица, молодчина, бедняга, болтун, которые от нейтральной лексики отличаются своей специфической экспрессивно — стилистической окрашенностью: нейтральное неправда, разговорно-литературное ахинея, враньё, ерунда и т.д.

Распространённое предложение – предложение, содержащее, кроме главных членов, и второстепенные: дополнение, обстоятельство или определение.

Род – грамматическая характеристика классов слов. Род бывает у существительных, прилагательных, местоимений, некоторых числительных, глаголов в прошедшем времени. Род бывает: женский, мужской и средний. Слова ж.р. могут быть заменены на местоимение она, м.р. – он, ср.р. – оно.У существительных род — это неизменяемый признак: существительные не изменяются по родам, как слова других классов, а относятся к роду. У одушевлённых существительных идея рода соотносится с полом: мужским или женским, а у неодушевлённых существительных слова относятся к одному из трёх родов на основе грамматической традиции.Род различается у всех классов слов только в формах единственного числа. Во множественном числе род не определяется.Различительная функция фонемы – дистинктивная функция, благодаря которой фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем: том — дом — сом — ком.

Регрессивные комбинаторные изменения – фонетические процессы, направленные назад, к началу слова, от последующего к предшествующему: сшить [шшыт’], все [¤’с’э’].

Редукция – изменение звуковых характеристик гласных или согласных в слабой позиции: мороз [м¬рос], обоз [¬бос].

Редупликация – способ выражения грамматических значений в результате удвоения или повтора корня или слова: рус. белый — белый, еле-еле говорить, арм. gund «полк», gund-gund «полки», индонез. api «огонь», api-api «спички».

Речь – это использование знаковой системы в целях общения, т.е. применение языка, это язык в действии, это вид человеческой деятельности, основанный на использовании языка (как в устной, так и в письменной форме) в процессе общения и мышления. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.

Рекурсия – фаза артикуляции звуков, когда органы произношения расслабляются и переходят к нейтральному положению или к артикуляции следующего звука.

Ритм речи – регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слов, служит основой эстетической организации художественного тенета — стихотворного и прозаического.

Родословное древо – принципы генеалогической классификации языков, согласно которому каждый общий язык (праязык) распадался на два или более языков, из которых возникли новые языки. Так, праславянский язык дал три ветви: празападнославянсий, праюжнославянский, правосточно-славянский.

Родство языков – материальная близость двух или более языков, проявляющаяся в звуковом сходстве языковых единиц разных уровней: блг. врана, плс. wrona, рус. ворона.

Ряд гласных – основание для классификации гласных звуков в процессе смещения языка в переднюю или заднюю часть полости рта: передний ряд [и,э], средний ряд [и,а], задний ряд [о,у].

Русский национальный язык – это язык русской нации, взятый в совокупности всех присущих ему черт и форм, отличающих его от других языков.

Русский литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, на радио и телевидении. Он обслуживает все сферы человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, законодательство, делопроизводство, науку, словесное искусство, межнациональное, международное и бытовое общение.

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу, предмету либо дать его характеристику: Тройка! Птица-тройка! (Гоголь); Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан (Пушкин).

Риторический вопрос – это вопрос, который ставится не с целью получения ответа на него, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? (Лермонтов). Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь).

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия. Учебный предмет, излагающий теорию красноречия. Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. (перен.) Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

Ритор (от греческого rhētōr – оратор) – 1. В Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель красноречия. 2. Оратор, говорящий много и высокопарно, речь которого состоит из пышных и красивых, но малосодержательных фраз.

Свободное ударение – ударение нефиксированное, которое может падать на любой слог слова: молока, ворона, ворон, овощи.

Связанное ударение – фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском — на последнем, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом).

Сема – минимальные предельные единицы плана содержания, элементарный семантический компонент. Так, слово дядя включает пять сем: 1. мужской пол; 2. родственник; 3. предшествование; 4. расхождение в одно поколение; 5. боковое родство.

Семантическая трапеция – схематическое изображение соотношения компонентов слова: вершина трапеции — понятие и значение, а основание — предмет и фонетическая оболочка слова.

Семантический неологизм – слова, в которых новое понятие передается уже существующими в языке словами: морж «любитель зимнего плавания», бомбардировщик «результативный нападающий», грузовик «грузовой космический корабль», диск «грамзапись».

Семантические синонимы – слова, оттеняющие разные стороны предмета или явления: ломать- крушить — сокрушать.

Семантический треугольник – схематическое изображение компонентов слова: фонетическая оболочка слова, понятие.

Семантическое поле – совокупность языковых единиц, объединенных общностью значения и представляющих предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений; поле родства: отец, мать, брат, сын, дочь, дед, бабушка, тетя, дядя и т.д.

Семасиология – наука о значениях слов и словосочетаний.

Семема – единица плана содержания, содержание лексемы, противостоит лексеме; совокупность семем образует значение слова.

Семья языков – совокупность родственных языков, возникших от одного предка — праязыка: индоевропейская, тюркская и др.

Сигнификативная функция фонемы – смыслоразличительная функция: тот — тут.

Сигнификативное значение слова – отношение слова к понятию, обозначаемое словом понятие: понятие стола — «рода мебели».

Сильная позиция – позиция различения фонем, когда она обнаруживает наибольшее количество дифференциальных признаков: нос, но носовой [нъс¬воi].

Сингармонизм – единообразное вокалическое оформление слова, когда гласному корня в формантах соответствует такой же гласный звук: балалар, но уйлер в каз., odaлaр «комнаты», но erver «дома» в турецком.

Синекдоха – перенос наименования по признаку количества: часть вместо целого и наоборот: стада в десять голов.

Синкопа – выпадение звуков внутри слова: проволока [провъ¬къ], сутолока [сутъ¬къ].

Синонимический ряд – совокупность синонимов во главе с доминантой — стилистически нейтральным словом: лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Синонимы – слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх — ужас.

Синтагматические отношения в лексике – линейные отношения между сочетающимися словами как определяемого и определяющего: золотое кольцо, ручка ребенка и т.д.

Синтагматическое ударение – более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме: погода ужасная.

Синтетическая форма слова – слово из основы и формообразующего аффикса: нес-ти, нес-ущ-ий.

Синтетические языки – языки синтетического грамматического строя, когда лексическое и грамматическое значения объединяются в пределах одного слова: парта, карты, парте и т.д.

Синтаксический уровень – раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов в словосочетания и предложения.

Синхронное языкознание – описательное языкознание, наследующее язык как систему в какой-либо момент его истории: современный русский язык, современный узбекский язык и т.д.

Система языка – внутренне организованная совокупность языковых единиц, находящихся в отношениях друг с другом («совокупность» + «единицы» + «функции»).

Сказуемое – главный член предложения, выражающий предикативный признак подлежащего.

Слабая позиция – позиция неразличения фонем, когда обнаруживается меньше дифференциальных (различительных) признаков, чем в сильной позиции: сама [с¬ма], сома [с¬ма].

Слово – основная структурно – семантическая единица языка, служащая для именования денотатов, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Словоизменительная морфологическая категория – категория, члены которой представлены в одной парадигме: категория падежа, категория лица и т.д.

Словообразующий аффикс – аффикс, служащий для образования нового слова: старый — старость.

Словосочетание – синтаксическая конструкция, состоящая из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной связью: новый дом, читать книгу.

Словоформа – двусторонняя единица, представленная внешне (цепочка фонем, ударение) и внутренне (значение слова).

Словоформообразующий аффикс – аффикс, который совмещает функции словообразования и формообразования: кум — кума, супруг — супруга.

Слог – отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью (Р.И. Аванесов).

Слогораздел – граница слога, обозначающая конец одного и начало другого: во-да.

Сложение – образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух или более основ: лес-о-степь, тепл-о-ход.

Сложное предложение – объединение по определенным грамматическим правилам двух или более простых предложений на основе грамматической связи.

Служебные слова – лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных отношений между словами, предложениями, а также для передачи различных оттенков субъективной оценки.

Смычные согласные – звуки, при образовании которых губы, небо, язык и зубы плотно смыкаются и резко раскрываются под напором воздушной струи: [б], [д], [г], [ч], [ц] и др.

Согласные – звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в ротовой полости.

Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в общих у них грамматических формах: новое платье, новый дом.

Социальная теория происхождения языка – теория, которая возникновение языка связывает с развитием общества; язык входит в социальный опыт человечества.

Строевые единицы языка – фонема, морфемы; они служат средством построения и оформления номинативных, а через них и коммуникативных единиц.

Структура языка – внутренняя организация языковых единиц, сеть отношений между языковыми единицами.

Субморф – часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения: колпак, огурец, венец.

Субстрат – следы побежденного языка местного населения в системе языка — победителя пришлого населения; в русском языке как субстрат финно-угорских языков.

Суперстрат – следы побежденного языка пришлого населения в языке — победителе местного населения: французский суперстрат в английском языке — жюри.

Супплетивизм – образование грамматических значений от разных основ: человек — люди, ребенок — дети, иду — шел, хорошо — лучше.

Суффикс – морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов (старый — старость) или новых форм слова (плавать — плавал).

Суффиксоид – морфема, употребляющаяся в функции суффиксов и занимающая их позицию в слове: шаровидный, стекловидный, змеевидный.

Существительное – знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общем значением предметности: стол, конь, жизнь, мудрость и др.

Сущность языка – стихийно возникающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. (И.Х. Арутюнова)

Сленг (от английского slang) – молодежный жаргон, особенностью которого является стремление дать общеизвестным понятиям новое экс- прессивное обозначение: голова – арбуз, тыква, глобус, кастрюля, черепок и др.; понимать – волочь, рубить, врубаться, сечь; отлично – клёво, лафа, классно, прикольно; все равно – параллельно, по барабану; встретиться –пересечься и т.д. Жаргонизмы этого типа связаны с оценкой человека, его внешнего вида, поведения, состояния, быта, отдыха и др.

Словесное ударение – выделение голосом одного из слогов неодносложного слова.

Слабое ударение – отличается по силе от обычного ударения и обозначается знаком ̀: чѐрез окно́, два̀ часа́, его̀ сестра́, он̀ прие́хал, он̀ стал́ инженером́ и т.п.

Сложное предложение (СП) – структурное, смысловое и интонационное объединение двух и более предикативных единиц, грамматически

Сложносочиненное предложение (ССП) – тип СП, образованного на основе сочинительной синтаксической связи: формальной взаимной независимости частей (ПП), входящих в него, и их функционально синтаксической однородности. Основной показатель этого значения, средство связи частей в целое и выражения отношений между ними – сочинительный союз: Пришла весна, и природа стала оживать.

Сложноподчиненное предложение (СПП) – тип СП, образованного на основе подчинительной синтаксической связи частей (ПП), из которых одна – главная, другая – придаточная (зависимая от главной). Связь и выражение отношений между ними осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, находящихся в придаточной части: Когда окончу университет, стану инженером. В СПП может быть несколько придаточных, при этом одна и та же часть может быть зависимой (придаточной) и в то же время господствующей (главной): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

Стилистика – раздел языкознания, изучающий функциональные стили (разновидности), качества образцовой речи и изобразительновыразительные средства литературного языка, придающие речи образность и выразительность.

Стиль (от греческого stylos – стерженек для письма) – исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая одну из сфер жизни человека, характеризующаяся относительной замкнутостью, набором языковых средств и жанрами, в которых она существует. Эта разновидность языка называется функциональным стилем, так как выполняет одну (две) из важнейших функций языка – общения, сообщения, воздействия. В соответствии с выполняемыми функциями выделяются следующие функциональные стили: разговорный, или разговорно-бытовой (функция общения); научный и официально-деловой (функция сообщения); публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).

Сказуемое – главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Сказуемое обычно обозначает то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопрос: что говорится о подлежащем? Сказуемое подчёркивается двойной чертой.

Слово – единица языка, которая имеет самостоятельное значение. Слово фонетически и грамматически оформлено. В предложении оно выступает в определённой роли (=быть членом предложения): может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством.

Слог – часть слова, содержащая гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. У слогов может быть разная структура. Слоги делятся на ударные, т.е. те, в которых гласный находится в ударном положении, и безударные, в которых гласный без ударения.

Согласные буквы – буквы, обозначающие согласные звуки.

Согласные звуки – звуки, при произнесении которых воздушная струя, проходя через рот, встречает на своём пути преграду. При этом образуется шум. Одни согласные произносятся только при помощи шума, другие — голоса и шума.
Сравни: ш-ш-ш – ж-ж-ж, с-с-с – з-з-з. Согласные не могут образовывать слоги. Они ртосмыкатели.

Союзы – класс слов, служащих для связи слов в предложении, простых предложений в составе сложного, а также предложений в тексте. Союзы: и, а, но, что, чтобы, потому что и другие.

Спряжение – тип изменения слова, свойственного глаголам. Глаголы спрягаются, т.е. изменяются по числам и лицам. В зависимости от набора окончаний различают два вида спряжения: 1-е и 2-е.

Средний род – слова среднего рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют окончания -е и -о, например: море, озеро. Они могут быть заменены на местоимение оно, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какое? Например: озеро (=оно какое?) глубокое, море (=оно какое?) тёплое.

Суффикс – часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Суффиксы обычно стоят в слове после корня, например: домик, домище, водитель, честность. Суффиксов может быть несколько: именинник.

Существительное – класс слов, выражающих значение предмета и отвечающих на вопросы: кто? что? Примеры: школа, двор, друзья, дом, встреча, праздник, гости.

Твердые согласные – звуки, произносимые без палатализации поднятием задней части языка к мягкому небу, т.е. веляризация.

Тема – исходная часть сообщения, данность, противопоставленная реме (или новому).

Тематическая группа – совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими денотатов по определенному признаку и выраженных различными словами: группа корова + бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.

Тембр речи – звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально — экспрессивные оттенки: интонация недоверия, восхищения, игривости и т.д.

Темп речи – скорость произношения ее элементов, скорость ее протекания, длительность звучания во времени.

Теория общественного договора происхождения языка – объединение разных теории происхождения языка — звукоподражательной, междометной, теорий трудовых выкриков.

Типологическая классификация языков – классификация, основанная на понятии сходства (формального или семантического) и различия языков: политический, изолирующий,флектирующий типы.

Типы лексических значений – различают несколько видов: денотативный, сигнификативный, эмотивный (коннатативный), структурный.

Транскрипция – система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи: фонетическая, фонематическая, практическая.

Транслитерация – побуквенная передача слова или текста, написанного при помощи одной алфавитной системы, средствами другой алфавитной системы.

Тире́ – один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин.

Ударение – выделение слога в слове силой голоса, долготой звучания, высотой тона.

Управление – вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого слова того или иного падежа с предлогом или без предлога: гордиться отцом, купить книгу, отдых на природе и т.д.

Уровни языка – ярусы общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический.

Усечение – аббревиация, когда новое слово образуется путем усечения слов, входящих в исходное словосочетание: продмаг, вуз, завмаг и т.д.

Устаревшие слова – слова пассивного запаса языка, вышедшие из употребления: архаизмы и историзмы.

Утвердительное предложение – такое, в котором содержание предложения утверждается как реальное по характеру выражаемого отношения к действительности.

Утрата внутренней формы слова – утрата словом мотивированности в связи с выходом из употребления мотивирующего слова (кольцо — колесо, калач — коло); фонетическими изменениями (коса и чесать); процессами заимствования.

Уместность речи – это ее соответствие сфере общения, теме высказывания и характеру аудитории: в бытовой сфере – использование раз- говорно-бытового стиля, в сфере науки и техники – научного стиля, в об- щественно-политической сфере – публицистического стиля, в сфере деловых, официальных отношений – официально-делового стиля, в сфере сло- весно-художественного творчества – литературно-художественного стиля.

Флексия – морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении: дом — а, дом — у.

Флективность – словоизменительная аффиксация посредством флексии.

Флективные языки – языки, для которых характерна многозначность окончаний: в русском языке флексия -а может передавать значение числа, рода, падежа.

Фонема – единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем): мил — мыл — мол — мул — мел — мал.

Фонематическая транскрипция – транскрипция, используемая для передачи фонемного состава слова или морфемы: год , окно .

Фонемные оппозиции – противопоставление фонем: приватирная, градуальная, эквинолентная, или дизъюнкция — противопоставление по нескольким признакам:

и корреляция — противопоставление по одному признаку:

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы функционирования звуков речи, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных.

Фонетическая синтагма – отрезок речевой цепи, объединенный интонационно — смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу: Завтра вечером наша группа пишет сочинение.

Фонетическая система языка – внутренне организованная совокупность фонем, связанных определенными отношениями.

Фонетическая транскрипция – транскрипция, используемая для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, фиксация реального звукового состава слова: темнота [т’ьмн¬та], молоко [мъл¬ко].

Фонетическое слово – отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением: окно [¬кно], сон ли [сон л’и], на гору [н¬ гору].

Фонетический разбор слова – учебное задание по анализу слоговой структуры и звукового состава слова. Является распространённым в школах бывшего СССР. Предполагает элементы графического анализа. При проведении фонетического разбора произносится слово вслух.

Фонология – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка с функциональной и системной точек зрения.

Фонологическая система языка – внутренне организованная совокупность фонем, связанных определенными отношениями.

Форма слова – морфологическая разновидность слова, обладающая грамматическим значением, имеющим регулярное выражение: доска, стена, посуда, доски и т.д.

Форматив – формообразующий аффикс изменяемой части слова: книга, книги, книгу, книгой и т.д.

Формообразующая основа – постоянная часть слова, присутствующая во всех словоформах и состоящая из одних и тех же морфем: книг-а, книг-и, книг-у, под — стакан — ник-, ледоход, пароходный.

Формообразующий аффикс – аффиксы, служащие для образования разных форм одного и того же слова, не меняя его значения, выражая лишь грамматическое значение: стол, стол — а, стол — у и т.д.

Фраза – отрезок речевой цепи между двумя паузами, обладающий интонационно — смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью: Вот вы сели/лошади тронулись/колокольчик зазвенел.

Фразеологизм – лексически неделимая, воспроизводимая единица языка, устойчивая в своем составе: бить баклуши, закадычный друг.

Фразеологические выражения (или обороты) – фразеологические обороты, состоящие из слов со свободным значением, имеющие постоянный состав компонентов и определенное значение, к ним относятся пословицы, поговорки: Волков бояться — в лес не ходить.

Фразеологические единства – фразеологические обороты, общее значение которых метафорически мотивировано значениями составляющих данный оборот слов: зарыть талант в землю, пускать пыль в глаза, вылететь в трубу. «Обладают свойством потенциальной образности» (В.В. Виноградов).

Фразеологические сочетания – фразеологические обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов: один из компонентов — постоянный, другой — переменный, свободный: закадычный друг, но старый (новый) друг; берет досада (злость, охота, смех) и т.д.

Фразеологически связанное значение – значение слова, предопределяемое контекстом; слова, которые могут сочетаться лишь с определенными словами: безысходная тоска (печаль, скорбь), затеять ссору, виновник пожара.

Фразеология – наука о фразеологическом составе языка, природе фразеологизмов, их типах, особенностях функционирования в речи.

Фразовое ударение – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной по смыслу синтагме: Вчера вечером, /когда часы пробили десять, /приехал брат.

Фузия – тесное морфологическое соединение изменяемого корня с многозначными нестандартными аффиксами, приводящее к стиранию границ между морфемами:

Функции интонации – оформление высказывания в единое целое, различение по цели высказывания, передача синтаксических отношений между частями предложения и предложениями, выражение эмоциональной окраски; вскрытие подтекста высказывания, характеристика говорящего и ситуации общения в целом.

Функции ударения – фонетическое объединение слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра, смыслоразличительная функция (замок — замок, мука — мука), словоразграничительная функция, форморазграничительная функция (ноги — ноги, страны — страны).

Функция фонемы – дистинктивная (смыслоразличительная) функция (тот — тут), делимитативная функция (словоразграничительная).

Функция языка – коммуникативная; функция связи, общения (приветствие, прощание, призыв, связь с адресатом, тексты реклам, хранение и передача традиций культуры, истории, национального самосознания), когнитивная (гносеологическая, познавательная, экспрессивная) — функция получения новых знаний о действительности; функция связи языка с мыслительной деятельностью человека.

Фразеологизмы (фразеологические единицы, фразеологические обороты, фраземы) – устойчивые, семантически несвободные сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных лексических единиц. Фразеологизмы могут совмещать признаки слова, словосочетания и предложения: белая ворона, витать в облаках, вилами по воде писано. Они могут быть однозначными (с открытой душой – «без предубеждений») и – реже – многозначными (альфа и омега – «начало и конец», «сущность, основа, самое главное»), могут иметь синонимы (со всех ног, во весь дух, сломя голову), антонимы (в поте лица – спустя рукава) и – редко – омонимы (раскрывать(разевать) рот¹ – «начать говорить, не соглашаться, резко возражать»; раскрывать (разевать) рот² – «крайне изумляться, заслушиваться, быть рассеянным, невнимательным»).

Фразеологические сращения (идиомы – от греческого idioma – своеобразное выражение) – семантически неразложимые словосочетания, значение которых не выводится из значений составляющих их слов: бить баклуши, валять дурака, собаку съесть, попасть впросак, точить лясы, на злобу дня, притча во языцех, ничтоже сумняшеся и т.п.

Фразеологические единства – устойчивые сочетания, единое, целостное значение которых метафорически мотивировано прямыми значениями составляющих их слов: белая ворона, делать из мухи слона, довести до белого каления, стреляный воробей, языком чесать и др.Фразеологические сращения и фразеологические единства эквивалентны слову и обладают теми же признаками (воспроизводимости, цельности, номинативности, самостоятельности, иерархичности, двусторонности и др.).Фразеологические сочетания семантически разложимы, каждое слово в них имеет свое значение, но наряду со словами, имеющими свободные значения, входит слово с несвободным, фразеологически связанным значением: закадычный друг, крик моды, мозолить глаза, плакать навзрыд.

Фразеологические выражения – словосочетания и предложения, семантически членимые и целиком состоящие из слов со свободными значениями, но в процессе общения воспроизводимые как готовые языковые единицы с постоянным составом и значением. К фразеологическим выражениям относятся афоризмы (крылатые слова), пословицы и поговорки:Любви все возрасты покорны (Пушкин); Волков бояться – в лес не ходить(пословица); Деньги счет любят (поговорка).

Часть речи – основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.

Часть слова – корень, приставка, суффикс и окончание. Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. В словелёд есть корень и окончание, а в слове подлёдный — приставка, корень, суффикс и окончание.

Частица – класс слов, которые служат для передачи отношения, оттенков значения, например: неужели, ведь, не, ни, же, бы и др. Частицы очень разнообразны. Их изучают в средней школе.

Числительное – класс слов, обозначающих число, количество, порядок при счёте и отвечающих на вопросы: сколько? который? Например: двадцать пять, пятый, семеро.

Число – грамматическая характеристика слов разных классов. Число может быть единственным и множественным. По числам изменяются существительные, прилагательные, некоторые числительные, местоимения и глаголы.

Частичные омонимы – омофоны в грамматических формах: лук «овощ» и лук «оружие» совпадают лишь в формах единственного числа, слова, совпадающие в звучании, но имеющие разное написание: плод — плот, кот — код.

Частная предметная отнесенность – отнесенность понятия слова к конкретному предмету, признаку, свойству, действию: куцая собака, хромой человек.

Частное языкознание – изучение отдельного языка (русского, узбекского, английского и др.) или группы родственных языков (славянских, германских, тюркских).

Чередование – способ, при котором различие в качестве чередующихся согласных приводит к выражению грамматического значения: рваный (прилагательное) — рвань (существительное), голый (прилагательное) — голь (существительное).

Чередование звуков (или альтернация) – это замена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах: мороз — морозный [с/з], рука — ручка [к/ч].

Числительное – лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру: пять, дважды, много.

Члены предложения – структурно-семантические компоненты предложения, которые различаются по своей функции и выделяются по целому комплексу формальных и смысловых признаков.

Шумные согласные – звуки, которые образуются либо при помощи шума, либо голоса и шума: [б], [п], [д], [т], [х], [ш].

Щелевые согласные – согласные, при артикуляции которых язык образует преграду, оставляя для выхода воздуха щель: [с, з, ш, ж, ф, в, х, л].

Эволюционная теория происхождения языка – зарождение языка связывает с развитием мышления первобытного человека. Сторонники — В. Гумбандт, А. Шлейхер, В. Вундт.

Экскурсия – переход органов речи в состояние, необходимое для производства звука.

Энантио-семия – разновидность антонимии, явление поляризации значений одного и того же слова: одолжить «взять в долг» — одолжить «дать в долг», просмотреть «ознакомиться с чем-либо» и просмотреть, «не заметить, пропустить что-либо».

Энклитики – безударные слова, примыкающие к ударным сзади: сходил бы, что же.

🔍 Видео

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать

Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализ

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)
Поделиться или сохранить к себе: