Знаками языка могут быть слова словосочетания смыслы морфемы

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словари

Знак языково́й — единица языка (морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, для обозначения отношений между элементами языка в тексте. Большинство исследователей считает, что знак языковой двусторонен, состоит из означающего и означаемого.

ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ — ЗНАК ЯЗЫКОВО́Й, единица языка (морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, для обозначения отношений между элементами языка в тексте. Большинство исследователей считают, что знак языковой двусторонен, состоит из означающего (см. ОЗНАЧАЮЩЕЕ) и означаемого (см. ОЗНАЧАЕМОЕ).

ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ — единица языка (морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, для обозначения отношений между элементами языка в тексте. Большинство исследователей считают, что знак языковой двусторонен, состоит из означающего и означаемого.

материально-идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство,

отношение действительности; в своей совокупности З. я. образуют особого

рода знаковую систему — язык. З. я.

представляет единство определённого мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически

расчленённых звуков (означающего). Две

стороны З. я., будучи поставлены в отношение постоянной

опосредованной сознанием связи, составляют устойчивое единство,

которое посредством чувственно воспринимаемой формы знака, т. е. его

материального носителя, репрезентирует социально приданное ему

значение; только в единстве и взаимосвязи двух сторон З. я. сознанием

«схватывается», а знаком обозначается и выражается определённый «кусочек

действительности», вычлененные факты и события.

Обе стороны З. я. взаимно обусловливают и предполагают друг друга,

однако подчиняются общему закону асимметрии в языке. Существует точка зрения, что

З. я. являются односторонними сущностями (см. об этом в статье Знаковые теории языка).

Наиболее типичным З. я. является слово, ибо

человеческое познание в целом и познавательный образ предмета в

частности определены практикой и результатами мышления предшествующих

поколений, закрепленными в словах. Содержание словесных знаков носит,

таким образом, кумулятивный характер, т. е. складывается из

накопленной ранее информации.

Означаемое одних словесных знаков представляет собой более

или менее схематическое отражение элементов опыта человека, фактов и

явлений окружающего его мира, формируя значение так называемых

характеризующих знаков, представленных полнозначными словами.

Означаемое других словесных знаков (местоимений,

составляет информация о внутренних отношениях между самими знаками, о

связях различных предметов мысли в рамках сложных З. я. — в высказываниях.

Особое внутриструктурное назначение, а следовательно, и специфическое

означаемое имеют словообразовательные и словоизменительные морфемы, реализующие свое значение в комбинации

(и противопоставлении) с другими знаками и в силу этого называемые

Главной отличительной чертой словесного знака является

двухступенчатый принцип построения его означающего: форма

выражения любого словесного знака состоит из фонем, односторонних незнаковых единиц плана

выражения, представленных в каждом языке ограниченным числом

артикулированных, «семасиологизированных» (И. А. Бодуэн де Куртенэ)

звуков, которые создают путём их комбинирования неограниченные

возможности обозначения, наименования элементов объективной

реальности всех сфер человеческой деятельности. Второй, нижестоящий,

уровень незнаковых единиц в строении означающего словесного знака

представлен дифференциальными признаками фонем, способствующими

осуществлению не только перцептивной функции (функции восприятия), но

и дистинктивной (различительной) функции фонем. Фонемы с их

дифференциальными признаками интерпретируются (К. Л. Бюлер,

О. С. Ахманова, Ю. С. Степанов) как своеобразные «знаки знаков»; в

отличие от З. я. их называют также фигурами (Л. Ельмслев).

Таким образом, словесный знак помимо обобщающей познавательной

функции выполняет функцию идентификации структурных единиц языка, как

меньших, чем слово (фонемы, морфемы), так и больших (словосочетания, предложения).

Язык как сложная система знаков характеризуется двукратным

означиванием её единиц, которое формируется первично в системе

средств (в целях выделения и обозначения релевантных признаков

предметов, явлений) и вторично в речи [с целью передачи информации,

воздействия на участников коммуникативного

З. я. не возникают и тем более не функционируют раздельно: любой

языковой элемент означивается в рамках той или иной системы,

микросистемы, ряда, формируясь на основе отработанных моделей, и строго

подчиняется двум структурным измерениям человеческого языка — парадигматическому,

представленному различными оппозициями, группировками, парадигмами означающих и означаемых, и синтагматическому — сочетаемости знаков в линейном ряду. Знакам,

являющимся полнозначными словами, присуще третье структурное

измерение — ось семантической производности, или исторического

З. я. могут быть расклассифицированы по следующим признакам:

1) по принципу (способу) знакообразования: а) знаки первичного

означивания, собственно семиологического способа знакообразования

(лексические морфемы, полнозначные и служебные слова); б) знаки вторичного означивания,

так называемого (Э. Бенвенист) принципа семантической интерпретации [все дискурсивные (речевые) знаки — высказывания].

2) По законченности​/​незаконченности процесса порождения

законченных высказываний З. я. могут быть полными

(предложения-высказывания) и неполными (слова, словосочетания).

3) По соотнесённости​/​несоотнесённости с актом речи З. я.

(слова, предложения) могут носить виртуальный (потенциальный) и

актуальный характер. Например, у словесных знаков имеется 3 ступени

актуализации их семантики: а) слово-лексема, семантически нерасчленённый

виртуальный знак (например, «дом»); б) сочетание слов

(словосочетание) как относительно семантически расчленённый знак

(например, «старый дом», «отчий дом» и т. д.);

в) словоупотребление — абсолютно актуализированный словесный

знак в составе высказывания (например, «Этот дом продаётся дёшево»). Два

крайних члена приведённого ряда составляют оппозицию: виртуальный

словесный знак (в лексической системе) — актуальный словесный знак

(в речевом акте); средним между ними звеном

является относительно актуализированный словесный знак — элемент

лексико-семантической системы языка.

4) По совокупности основных признаков (по категориальному

значению, по выполняемым в речи функциям, по сфере

преимущественного использования) словесные знаки

разграничиваются на семиологического классы:

а) характеризующие — полнозначные слова;

собственные; в) квантитативные — числительные; г) дейктические (см. Дейксис) — слова субъективного,

объективного и внутриструктурного указания (личные, указательные и

прочие местоимения); д) связочные (реляционные) — предлоги,

союзы и т. п.; е) заместительные слова — неопределённые,

вопросительные, отрицательные и другие

Особую семиологическую область занимают полные З. я. — дискурсивные,

разнообразные по структуре и выражаемому ими смыслу, обозначающие не

только ситуации, но и события, факты, являющиеся «предметами мысли».

Видео:Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: «Единицы языка. Языковая норма»

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Что такое единицы языка?
  2. Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
  3. Как зависит единица языка от контекста?
  4. Как соотносятся единицы языка между собой?
  5. Что такое языковая норма?

Глоссарий по теме

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

  1. Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
  2. Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.

Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.

Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Please wait.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

We are checking your browser. gufo.me

Видео:Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

Видео:Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать

Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 класс

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6b2338e58a3d167e • Your IP : 85.95.178.142 • Performance & security by Cloudflare

🔍 Видео

Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | Видеоурок

Буква Е в имени | Как имя влияет на жизнь человека? | Нумеролог Андрей ТкаленкоСкачать

Буква Е в имени | Как имя влияет на жизнь человека? | Нумеролог Андрей Ткаленко

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Значимые части слова: морфемыСкачать

Значимые части слова: морфемы

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Семиотика и свойства знаков за 10 минут | Введение в языкознание | УмскулСкачать

Семиотика и свойства знаков за 10 минут | Введение в языкознание | Умскул

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Русский язык 5 класс (Урок№61 - Варианты морфем. Морфемный анализ слова.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№61 - Варианты морфем. Морфемный анализ слова.)
Поделиться или сохранить к себе: