Видео:Мировоззрение фюрера: истоки расовой теории/Дмитрий Пучков и Егор ЯковлевСкачать
Словари
Гобино́ Жозеф Артюр де (Gobineau) (1816-1882), французский социолог и писатель, один из основателей идеологии расизма и расово-антропологической школы в социологии. Этнографические работы по Востоку. Роман «Плеяды» (1874), сборник «Азиатские новеллы» (1876), исторические хроники.
ГОБИНО Жозеф Артюр де — ГОБИНО́ (Gobineau) Жозеф Артюр де (1816-82), французский социолог и писатель, один из основателей идеологии расизма и расово-антропологической школы (см. РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА) в социологии.
Стремился доказать, что человеческие расы изначально не равны между собой (на первом месте — белая, на втором — желтая, на третьем — черная); это обусловливает превосходство или ущербность той или иной расы. Белой расе принадлежит главная роль, только она может организовать людей в цивилизацию. Считал, что социальная жизнь и культура являются продуктом расово-антропологических факторов, что социальное поведение людей обусловлено биологической наследственностью (см. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ). Расовые смешения рассматривал как вредные с точки зрения общественного прогресса; смешение рас с участием белой расы первоначально носит положительный характер (взаимное обогащение культур, появление нового физического генотипа (см. ГЕНОТИП)), но впоследствии это приводит к ее вырождению. Этнографические работы по Востоку. Работа «Опыт о неравенстве человеческих рас», роман «Плеяды» (1874), сборник «Азиатские новеллы» (1876), исторические хроники.
Видео:ф004. Граф Гобино, граф Петр Толстой, арийский миф и тайна начала новой историиСкачать
Жозеф Артюр де Гобино автор арийской расовой теори
Арийцы или арийская ра;са (термин происходит от слова «арии» , что означало «достойный, уважаемый, благородный» на древнем санскрите) — лженаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами.
Первоначально под арийской расой понимался подтип европеоидной расы, более известный как «нордическая раса». Термин был введён Жозефом Гобино в его «Эссе о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855).
Лженаучность термина выводится из смешения лингвистической и антропологической характеристик, так как в языкознании арийскими ныне называются индоиранские языки, а во времена возникновения термина — индоевропейские языки вообще; но носители как тех, так и других не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой-либо расы. Так, носителями арийских языков являются такие разные в антропологическом отношении народы, как иранцы и индийцы. Антропологическое разнообразие среди носителей всех индоевропейских языков гораздо выше.
Согласно модным на рубеже XIX—XX веков теориям, впоследствии легшим в основу нацистской идеологии, прародиной «арийцев» (индоевропейцев) является Северная Европа, и именно там сохранился наиболее «чистый арийский расовый тип», тогда как жители других стран являются плодом смешения «арийцев» с аборигенами. Отсюда следовал вывод о расовом превосходстве жителей Северной Европы, якобы являющихся наиболее чистыми и совершенными носителями «арийского духа» (которому, в свою очередь, приписывались все достижения европейской культуры). Так, Адольф Гитлер писал:
« Вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, — плоды творчества арийцев… Он [ариец] — Прометей человечества, со светлого чела которого во все времена слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний, освещающий мглу мрачного невежества, что позволило человеку возвыситься над другими существами Земли. »
«Арийская раса» противопоставлялась «семитской расе» в лице прежде всего евреев, откуда и термин антисемитизм. При этом «семитской расе» приписывались сугубо отрицательные качества, делавшие её, в представлении расистов, прямой противоположностью «арийской расы».\
В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках индоарийской группы, и все ираноязычные народы
Для ведической литературы характерно использование ;rya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных an;rya- «неарий», dasyu-, d;sa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.
В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhava; (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turva;a и P;ru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышаются племя Bh;rata. Значение слова ;rya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.
В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (;ry;varta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного, то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.
Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.
Сам термин ;rya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (;rya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.
В буддистской литературе ;rya (пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — catt;ri ariyasacc;ni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — an;rya («неарии»). В некоторых текстах говорится, что ;rya dharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (;rya), дасью, дэвам, гандхарвам и асурам.
Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» — о мидийцах, «арийский род» — о магах и их пастве. Из греческих источников известно также прилагательное «арийский», «ариец»: — народ, к которому принадлежал Зороастр, — Ариана (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями»
В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ;r (;yr), множ. числ. ;r;n (;yr;n) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ;r по сути становится синонимом слову weh(d;n) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину an;r «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ;r m;zd;sn (;yr m;zdysn) «арий, почитатель Мазды»
В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*al;n < др.иран. *ary;na-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.
Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.
В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ;rya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж.
Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya — уважительном обращении к человеку.
От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ;;;;;; [;i;;;ni]). Перс. ;;;; [;;rj;]) «арий»
С конца ХХ в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма
Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.
Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви. Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.
Островная (сингальская) подветвь
сингальский язык
мальдивский язык
Материковая подветвь
Центральная группа
минимальный состав
западный хинди
урду
В разных классификациях может также включать восточный панджаби, восточный хинди, фиджийский хинди, бихари, всю западную и северную группы.
Восточная группа
Ассамо-бенгальская подгруппа
ассамский язык
бенгальский язык
раджбанси
бишнуприя (бишнуприя-манипури)
Ория
Бихарский язык (бихари): майтхили, магахи, бходжпури, садри, ангика
Тхару
Халби (халеби)
Восточный хинди — промежуточный между восточной и центральной группами
Северо-западная группа
«Панджабская зона»
восточный панджаби (пенджаби) — близок хинди
лахнда (западный панджаби, ленди): сараики, хиндко, кхетрани
гуджури (годжри)
догри
западный пахари
думаки
Синдхи
Западная группа
гуджарати
бхили
кхандеши
ахирани
паври
саураштра
раджастхани — близок хинди
ламбади
Юго-западная группа
маратхи
конкани
Северная группа (пахари)
Западный пахари относится к северо-западной группе
центральный пахари: кумауни и гархвали
непальский язык (восточный пахари)
Цыганская группа
европейско-цыганский
ломаврен (язык армянских цыган боша)
домари
парья — в Гиссарской долине Таджикистана
В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди».
Видео:Евгеника — лженаука, оправдывающая нацизм / Максим КацСкачать
ГОБИНО́
В книжной версии
Том 7. Москва, 2007, стр. 282
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОБИНО́ (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д’Авре – 13.10.1882, Турин), граф, франц. социальный философ, историк-ориенталист, писатель и дипломат. Блестящее знание языков, истории и восточной культуры позволило ему сделать дипломатич. карьеру, которая началась в 1849, в период краткого пребывания на посту мин. ин. дел А. де Токвиля . В течение 25 лет был первым секретарём или главой франц. дипломатич. миссий в Швейцарии, Германии, Персии, Греции, Бразилии и Швеции.
📽️ Видео
Европейский фашизм перед судом истории. Лекция 7. Расовая теория | History LabСкачать
"Рафаэль. Обручение Девы Марии". Элементы с Джеймсом Брэдбёрном @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Трон и алтарь: Жозеф де Местр и политическая теологияСкачать
Кто вдохновил Гитлера? Откуда взялись корни теории рас Третьего рейхаСкачать
Немецкая Расовая теория l Анимированная ИсторияСкачать
ART-GAZ.ON: как увлечь детей гончарным деломСкачать
Гиммлер: СС в действии/Дмитрий Пучков и Егор ЯковлевСкачать
«Господин Юло и пластика абсурда». Лекция Антона МазуроваСкачать
Как Всеволод Мейерхольд Зиновию Гердту подыграл. 1987 г.Скачать
«Похороны в Орнане» Гюстава Курбе. Из курса «Как понимать живопись XIX века»Скачать
«Клятва Горациев» Жака Луи Давида. Из курса «Как понимать живопись XIX века»Скачать
Гравюры и рисунки диалог искусств от Дюрера до ГойиСкачать
Две Юдифи. Искусство рубить голову | Лекции по искусствуСкачать
Франсиско Гойя: «Сатурн, пожирающий своего сына» [Как читать искусство]Скачать
Виктор Гюго. "Отверженные" / Библейский сюжет / Телеканал КультураСкачать
Лекция «Поэзия футуризма. Рождение и смерть нового искусства».Скачать
Евгений Жаринов: зачем читать Гомера, почему Данте великий, что общего у Шекспира и СервантесаСкачать