- Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Открытый урок на тему: «Типы и виды словосочетаний»
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Открытый урок на тему: «Типы и виды словосочетаний»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 11. Тема: Типы и виды словосочетаний
Обобщение знаний по теме «Словосочетание».
Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях.
Закрепление навыков правописания.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
1) Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 24.
2) Выполнить упражнение № 40.
2. Работа по теме урока
1. Повторение и обобщение знаний.
— Что такое словосочетание? ( это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)
— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нем различают главное и зависимое.)
— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяется следующие словосочетания:
— именные : добрые глаза (главное слово – сущ-е), очень скромный (гл.сл.- прилаг.), две книги (гл.сл — числ); кто-то из ребят (гл.сл.- мест);
— глагольное : смотрит вдаль (гл.сл.- глагол);
— наречные : вместе с сестрой (гл.сл.- наречие).
— Назовите виды между словами в словосочетаниях.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею(какой?)- согласование в жен роде, ед. ч., творит. падеже).
Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слово: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? ( нет, это основа предложения).
-А что еще не является словосочетанием? (слова с предлогами – за домом ; слова, соединенные сочинительной связью – умный и обаятельный ).
2. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны , шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями , сгущало небо свой жемчужный дым (В. Брюсов).
-Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
Схема: (__ __), и (__ __).
-Объясните правописание гласных после шипящих.
-Выпишите словосочетания:
волны шитые – главное слово – волны;
шитые шелками– главное слово –шитые;
шелками лиловым– главное слово –шелками;
шелками красным– главное слово –шелками;
шелками желтым– главное слово –шелками;
шелками золотым– главное слово –шелками;
проблистав над синью – главное слово –проблистав;
проблистав янтарями– главное слово – проблистав;
свой дым – главное слово – дым;
жемчужный дым– главное слово – дым;
сгущало дым– главное слово – сгущало.
— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
— Словосочетания какого вида вы писали? (именные, глагольные.)
именные: волны шитые, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым
глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым
— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, относятся к глагольным словосочетаниями? ( шитые – причастие, особая форма глагола; проблистав – деепричастие, неизменяемая форма глагола).
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
управление ( шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями);
согласование ( шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).
3. Выборочно – распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.
— Объясните правописание гласных после шипящих.
4. Самостоятельная работа (упражнения № 47,48, 49, 50).
5. Готовимся к ЕНТ.
1. Определите тип словосочетаний (а) глагольное; б) именное; в) наречное)
1. сформулировать тезис;
2. желанный гость;
3. ослепительное солнце;
4. охотно поддерживать;
5. куда-нибудь подальше;
6. участвовать в соревнованиях;
7. девять ночей;
8. искусство игры;
9. упорно стремиться;
10. слева от себя;
11. игра в волейбол;
12. очень плохо.
2. Укажите вид связи в словосочетаниях (а) глагольное; б) именное; в) наречное)
1. ясным утром;
2. препятствовать движению;
3. написать выступление;
4. очень забавный;
5. говорить волнуясь;
6. независимый эксперт;
7. на третьем этаже;
8. говорить вполголоса;
9. нарушение правил;
10. гуляли в парке;
11. забочусь о тебе;
12. надо подумать.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?
а) Появившийся из-за поворота, переведённый на пять языков; всеми уважаемый, прочитавший повесть;
б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательный;
в) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление;
г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, недалеко от реки.
4. Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания доказывать + сущ.?
а) О ком?
б) За что?
в) Что?
г) Про кого?
Ответы:
1. 1-а; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-в; 11-б; 12-в.
2. 1-а; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-б; 11-б; 12-в.
5. Итоги урока
— Дайте определение словосочетания.
— Назовите виды словосочетаний.
— По какому принципу они подразделяются?
— Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
6. Домашнее задание
1 . Подготовить связный ответ о словосочетаниях.
2 . Выполнить упражнения № 55, 61, 65, 66.
3. Повторить правописание гласных после шипящих .
📹 Видео
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать
Словосочетание. Признаки словосочетания. Словосочетание и не словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Шарит за английский 😂 #shortsСкачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать