Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Видео:Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | Инфоурок

Нормы русского литературного языка: учебное пособие (16 стр.)

Задание 12. Выпишите из орфографического словаря по три слова с удвоенными согласными лл, мм, рр, сс, тт.

Задание 13. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы:

к(к)

л(л)

м(м)

Задание 14. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Криста…ическое строение, криста…ьная чистота, гра…отный человек, гра…атика немецкого языка, известный продю…ер, знаменитый режи…ёр, светлая те…аса, узкий ко…идор, художественная га…ерея, тенистая а…ея, остроумная ка…икатура, плохой и…унитет, опытный и…итатор, дерзкая эпигра…а, современная дра…а, а…юминиевая кастрюля.

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№64 - Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№64 - Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1.)

Правописание приставок пре– и при

Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Задание 15. Объясните правописание приставок пре– и при– в словах.

Прибрежный, превращать, приобщить, превозносить, преодолеть. Задание 16. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Пр…одолеть, пр…вередливый, беспр…мерный, пр…пятствие, пр…урочивать, непр… глядный, пр…вилегия, пр…небрегать, пр…обладать, непр…нуждённый, пр…рекаться, камень пр…ткновения.

Задание 17. Выпишите из орфографического словаря по 10 слов с приставками пре– и при-.

Задание 18. Составьте и запишите словосочетания или предложения со следующими словами.

Преемник – приемник, претворять – притворять, пребывать – прибывать, предать – придать.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Правописание – Н– и – НН– в прилагательных

Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Примечание. В кратких прилагательных (кроме мужского рода) пишется – нн-, если они есть в полной форме: таинственная – таинственна, зелёные – зелены.

Задание 19. Объясните написание данных слов.

Куриный, операционный, дровяной, осенний, полотняный, шерстяной, струнный, юный, масляный, масленый, промасленный, кипяченый, выкрашенный, ветреный, обветренный, ветряной.

Задание 20. Перепишите слова, вставляя – н– или – нн-.

Стари…ый, нефтя…ой, революцио…ый, багря…ый, кипяче…ый, вскипяче…ый, искре…ий, да…ый, удлине…ый, сея…ый, умышле…ый, смышлё…ый, ране…ый, изране…ый.

Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Буква Ь после шипящих в различных частях речи

Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Задание 21. Объясните написание мягкого знака в данных словах.

Невмочь, медвежьего, упряжь, спрячьте, тушь, бережешься, по-беличьи, зажечься, настежь.

Задание 22. Допишите, где нужно, мягкий знак.

Бореш…ся, обеспеч…те, холодный душ…, реж…те, ветош…, блиндаж…, невтерпеж…, калач…, манеж…, бульдож…я.

Задание 23. Составьте и запишите словосочетания со следующими словами:

Тушь, туш, плачь, плач, наотмашь, сведущ, навзничь.

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Слитные, дефисные и раздельные написания (основные случаи)

Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Задание 24. Объясните слитное, дефисное и раздельное написание данных слов.

Кинолента, северо-западный, иссиня-черный, вполоборота, крест-накрест, древнерусский, кое у кого, вдоль и поперек, точь-в-точь.

Задание 25. Перепишите, раскрывая скобки.

(Паровозо)ремонтный, (80)летие, (на)редкость, (изжелта)зелё-ный, (всё) равно, (до)востребования, как буд(то), (выше)изложен-ный, (тысяча)летие, (стоп)кран, (фото)искусство, (в)восьмером.

Задание 26. Составьте и запишите предложения с данными словами и сочетаниями слов с предлогами.

В-третьих – в третьих (числах), по-видимому – по видимому (следу), вплотную – в плотную (бумагу), по-моему – по моему (мнению).

Задание 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Взгляд (и…)подлобья, (по)летнему пыльно, (во)время лекции, (на)встречу нам, уж… вечер, говорил возбуждено, всё взвеше…о, раскалился (до)красн., вернулся (за)темн…, уходите проч…, с уклоном (в)лево, запись (на)завтра, (в)век прогресса, (в)замен утерянного, (по)всюду снег.

Видео:Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 класс

Личные окончания глаголов

Задание 28. Вставьте окончания 3-го лица множественного числа глаголов, обозначьте спряжение.

Смотр…т и вид…т, слуша…т и слыш…т, вдыха…т и дыш…т, жал… т и кол…т, разруша…т и стро…т, дремл…т, стел…тся и колыш…тся, ненавид…т и бор…тся, мел…т и сыпл…т, посе… т и рассад…т.

Задание 29. Образуйте от неопределенной формы глаголов сначала форму прошедшего, а затем настоящего и будущего времени.

Образец: видеть / увидеть – видел / увидел – видит – будет видеть, увидит.

Зависеть, лелеять / взлелеять, надеяться / понадеяться, обидеть, веять, опостылеть, привить, таять / растаять, таить, клеить / склеить, терпеть / стерпеть.

Видео:Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnline

Суффиксы причастий

Задание 30. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Стел…щийся туман, колыш…щиеся на ветру флаги, леч…щий врач, недорого сто…щие книги, по независ…щим обстоятельствам, жажд…щие знаний, кол…щая боль, колебл…мые ветром, озаря…мый луной лес.

Замеш…нное тесто, замеш…нный в преступлении человек, обстрел…нные окопы, подстрел…нный волк, выкач…нная из бака нефть, выкач…нная из подвала бочка, прослуш…нная лекция, высуш…нные яблоки, засе…нные весной поля, окле…нные обоями стены, удосто…нный награды работник, подвеш…нная люстра.

Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Правописание предлогов

Задание 31. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

(Не)смотря на разницу лет, (не)взирая на усталость, (в)течени… последних лет, (в)отличи. от оригинала, (не)смотря (в)низ, (в)виду (не)достатка времени, перевести деньги (на)счёт фонда, ошибки (в)следстви… (не)внимательности, (на)встречу с избирателями, (в)следстви… по уголовному делу, договориться (на)счёт вечера, имел (в)виду, (из)за болезни, (в)виду плохой погоды, (из)под бровей, прибыть (в)место назначения, (в)место приветствия, медальон (в)виде сердечка, (по)прошестви… некоторого времени, (в)последстви… выяснилось, (в)продолжени… веков.

Видео:Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Знаки препинания

Задание 32. Повторите правила постановки тире в простом предложении. Перепишите предложения, вставляя тире там, где нужно.

1. Друзья (…) воры времени (Ф. Бэкон).

2. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне (…) поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.С. Тургенев).

3. Одно дело (…) говорить много, другое (…) говорить дело (Софокл).

4. Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто (…) ты (Н.И. Пирогов).

5. Свобода (…) это право сказать, что дважды два (…) четыре (Дж. Оруэлл).

6. Это (…) не ответ.

7. Жизнь прожить (…) не поле перейти (Русская посл.).

8. Россия (…) как глыба: сначала ее не сдвинуть, а потом не остановить (К. Мелихан).

Задание 33. Повторите правила постановки знаков препинания при однородных членах. Перепишите, вставляя необходимые знаки.

1. В спорах нет ни высших (…) ни низших (…) ни званий (…) ни имен; важна одна лишь истина, перед которой равны все (Р. Рол-лан).

2. Чтобы пробить стену лбом, нужен (…) или большой разбег (…) или много лбов (А. Азольский).

3. Мне известны только три орудия, при помощи которых можно влиять на нравы народа (…) сила закона (…) власть общественного мнения (…) и привлекательность наслаждения (Ж. – Ж. Руссо).

4. И не было (…) и не будет (…) и теперь нет человека, который достоин только порицаний (…) или только похвалы (Будда).

5. Чтобы жить честно, надо рваться (…) путаться (…) биться (…) ошибаться (…) начинать (…) и бросать (…) и опять начинать; а спокойствие – душевная подлость (Л.Н. Толстой).

6. Законы бесполезны (…) как для хороших людей (…) так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше (Демокрит).

7. Хороший врач спасет (…) если не от болезни (…) то хотя бы от плохого врача (Жан Поль).

8. Люди обычно называют дружбой совместное времяпрепровождение (…) взаимную помощь в делах (…) обмен услугами (…) словом (…) такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать (Ларошфуко).

Задание 34. Вставьте знаки препинания, необходимые для выделения обособленных членов предложения.

1. Правда точно горькое питье (…) неприятное на вкус (…) но зато восстанавливающее здоровье (О. Бальзак).

Видео:♨️🔴ВПР Русский. 8 класс. РазборСкачать

♨️🔴ВПР Русский. 8 класс. Разбор

Помогите записать словосочетания, раскрывая скобки. Русский язык. 11 класс. Пар.№56. Упр.№336. Учебник Греков В.Ф. ГДЗ.

Здравствуйте! Помогите записать словосочетания, раскрывая скобки.

Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, гово-
рить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопо-
тать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)ли-
бо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот,
приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)ша-
гом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться
(в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)луч-
ше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня,
(по)видимому, будет дождь.

Видео:ВПР русский язык 8 класс. ДемоверсияСкачать

ВПР русский язык 8 класс. Демоверсия

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Профессиональная культура устной и письменной речи

Запишите словосочетания раскрывая скобки северо западный

Министерство здравоохранения Свердловской области

Ирбитский центр медицинского образования

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Свердловский областной медицинский колледж»

Открытое аудиторное занятие по дисциплине «Профессиональная культура устной и письменной речи».

Тема «Морфемика. Словообразовательные нормы. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Баранова Наталья Анатольевна – преподаватель первой категории Ирбитского центра медицинского образования Нижнетагильского филиала ГБПОУ «СОМК» дисциплин «Русский язык и литература ».

Форма и тип мероприятия – аудиторное теоретическое занятие (комбинирование)

Выяснить, что такое морфемика, словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

Закрепить знания о способах словообразования;

Учить правильно выполнять морфемный разбор слова,

Выяснить, что такое словообразовательные нормы и ошибки

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

Развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Продолжительность: 90 минут

Морфемика. Словообразовательные нормы. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.

Орг.момент (запись числа)

Д/З (объяснить значение мед. фразеологизмов, определение фразеологизмов).

Задание1. Найдите в предложениях фразеологизмы, определите их значение. Приложение 1.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се (человек без чётко выраженной жизненной позиции, не способный на активные, самостоятельные действия), ни в городе Богдан ни в селе Селифан.(Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя (успокаиваться, переставать волноваться, беспокоиться). (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца (успокоиться, вздохнуть с облегчением, гора с плеч, вздохнуть свободно). (И.Тургенев) 4) Сначала всешло как по маслу (хорошо), и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь (поселиться, основаться, обосноваться). (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета (легко, играючи). (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык (молчать), замолчал. (В.Даль) 8) Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, гляделво все глаза (напряженно, пристально) на занимательную беседу прокурора с полковником о здравии его превосходительства господина губернатора и ее превосходительства супруги его.

Задание 2. Орфоэпическая разминка (расставить в словах ударение). Приложение 1.

БаловАть, намЕрение, звонИт, жалюзИ, свЁкла, включИт, простынЯ, пулОвер, пОнял, занятА.

4. Объяснение новой темы. Интрига.

Перед ребятами лежит на столе отрывок из сказки Астрид Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.

—Прочитайте внимательно отрывок из сказки (приложение 2):

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных элементов.)

И какова же будет тема нашего сегодняшнего занятия?

Объявление темы занятия, целей (ребята сами формулируют тему и цели занятия).

Тема нашего занятия “ Морфемика. Словообразование. Словообразовательные нормы и ошибки”, запишем тему в тетрадь.

— Какие цели определим для себя? (также пытаются сами сформулировать цели занятия)

Цель нашего занятия:

Выяснить, что такое морфемика, словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

Закрепить знания о способах словообразования;

Учить правильно выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова,

Выяснить, что такое словообразовательные нормы, а также какие бывают ошибки, связанные со словообразованием.

Ребята, а зачем в конце концов нам необходимо изучать и морфемику, и словообразование?

Правильно писать слова, уметь применять изученные правила, а также пополнять свой словарный запас и повышать уровень грамотности, т.к. сегодня обществу нужны грамотные, образованные и высококвалифицированные специалисты.

Итак, ребята. Мы видели это раньше, а также убедимся и сегодня на занятии, что существует взаимосвязь разделов лингвистики.

Умение правильно выполнить морфемный и словообразовательный разборы слова часто помогает выбрать верное написание орфограммы в слове.

С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть. (работа с учебником-читают и конспектируют важную информацию, стр.42-48).

Обобщаем и закрепляем (ответы на вопросы)

Что изучает словообразование?(морфемный состав слова и словообразование)

Из каких морфем состоит слово?

Какая главная морфема? Вспоминаем «секреты» корня.

Что общего у приставки и суффикса и чем они отличаются?

Что такое окончание?

Все ли слова имеют окончание?

Какие морфемы являются формообразующими? (не имеют лекс.знач. слова, образ только форму слова)

Какие морфемы являются словообразующими? (образуют новые слова)

Выполнение упражнений, приложение 2.

Известный учёный лингвист Н.М.Шанский сказал: «Разбор слова по составу – настоящий детективный поиск». Я предлагаю вам побывать в роли детективов и разобрать слова по составу.

— Что нужно знать, чтобы правильно разобрать слово по составу? (изменяемое слово или нет).

Разбор слов: пришкольный, сравнительный, оборвавшиеся, по-французски, перегоревший, долгоиграющий, убегаете, какой-нибудь, непримиримость, последовательность, кофе, водопады.

Только что мы с вами делали разбор слов по составу или мы называем его еще морфемный разбор, а как вы думаете, для чего это делали, в чем он может нам помочь (в определении способа образования слов).

А теперь ниже запишите три слова:попугайничать, скромничать, лентяйничать и подумайте, какое из этих слов будет лишнее и почему с точки зрения словообразования.

(Лишнее слово скромничать. В глаголе скромничать вычленяется суффикс –ича- (скромн-ый > скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс –нича-. Например: лентяй > лентяй-нича-ть.

Молодцы! И как вы уже заметили, что все слова образованы суффиксальным способом. Давайте же вспомним, какие ещё существуют способы образования слов (вспоминаем и записываем).

Способы образования слов делятся на 2 группы-морфологические и неморфологические.

Морфологический способ включает в себя: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный и сложение (основ, слов, начальных букв, целого слова и части слова).

Неморфологический способ включает в себя: лексико-семантический (появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов

Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец)

Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)

Морфолого-синтаксический (появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую

Столовая (помещение) [ сущ.]
столовая (ложка) [ прилаг.]
Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]

Лексико-синтаксический (появление новых слов в результате сращений сочетаний слов

Высококачественный высоко + качественный Тотчас тот + час

Упражнения на закрепления. А теперь давайте закрепим и поиграем. 1) Игра «Кто больше».

От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

2) Распределительный диктант (нужно распределить слова по столбикам в соответствии со способом образования слова). Приложение 1.

Подрасти, приляг, отрежь

Работа с текстом. Приложение 1. Зима умирает. Весна сталкивает её голой розовой и дерзкой ногой в сырые овраги, где, лёжа ничком, в виде мертвенно белых, обтаявших пластов снега, старуха дышит холодным паром, но слабо и безнадежно. А.Грин.

Найти слова, образованные способом: суффиксальным(холодным, лежа, слабо), приставочно-суффиксальным (обтаявших, безнадежно, умирает), бессуффиксальным (паром, снега).

3) И последнее задание на способы образования: (самост.раб). Приложение 1.

1) От глагола хлопотать образовать действительное причастие настоящего времени, обозначить суффикс.

— Оказывается, словообразовательный анализ помогает овладевать орфографическими нормами.

2) Образовать прилагательное в простой превосходной степени от исходногогорький.

3) От глагола отрезать образовать форму повелительного наклонения единственного числа.

(Повторяется орфографическое правило).

4) Найдите суффикс в притяжательном прилагательном заячья.

Пациент: Здравствуйте, доктор.

Доктор (показывает на стул): На что жалуетесь? (берет медицинскую карту)

Пациент: Доктор, у меня болит в правом боку.

Доктор: Да, дорогой!

Муж: Ты освободилась?

Доктор: Последний пациент, кажется.

Муж: Ну, я тебя жду в машине, котенок.

Доктор: Хорошо, пупсик. (Подкрашивает губы).

Так что у вас болит?

Пациент: Правый бок. Наверно, печень.

Доктор: Печень? (Слегка дотрагивается пальцами).

Ну, попринимаем эссенциале форте.

Пациент: Может, УЗИ надо сделать?

Доктор: Нет, потом. Понаблюдаем. Извините, мне пора. До свидания.

Пациентка (одна): (недоуменно-презрительно): Разве это доктор? Это даже не докторишка.

Учитель: Вы слышали, как сейчас прозвучало недоуменно — презрительное: «Докторишка». И вы поняли отношение пациента к доктору с помощью слова, имеющего суффикс с уничижительно-пренебрежительным значением (-ишк-).

И мы с вами подошли к следующему вопросу-словообразовательные нормы.

Словарный состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих. Русский язык имеет богатый ресурс словообразовательных средств. Научиться ими пользоваться в соответствии с существующими в языке традициями, выработанными моделями, нормами — задача каждого образованного человека.

Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.

Широко распространённым способом словообразования в русском языке является морфемныйспособ, то есть образование слов с использованием различных словообразовательных (деривационных) морфем: суффиксов, приставок (префиксов), приставок и суффиксов одновременно, сложения основ и др. (работают с раздаточным материалом, читают и делают записи-приложение 3)

Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Прочитайте текст. Устно. Выпишите слова с суффиксами и определите их значение (уменьшительно-ласкательные)

— Какую функцию выполняет оценочная лексика?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка,а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)

Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность (иноск. ирон. — ханжество с напускным благодушием), которыми он старается прикрыть своё лицемерие и ханжество.

2. Прочитайте текст СЛАЙД. Выпишите слова с суффиксами и определите их значение (умень-ласкат).

— С какой целью автор использует их в своём произведении?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.

(И. Тургенев. «Отцы и дети»)

В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверёк.

Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.

3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс —онк-:

Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.

ЗАДАНИЕ УСТНО — образуйте слова со значением лица по месту жительства, для чего используйте разнообразные суффикусы: -ец (-инец), -анин (-янин), -ич, -як, -ук, -ит, -ал и др.:

-ец (-инец): Архангельск — архангелогородец, архангелогородцы, Астра­хань — астраханец, астраханцы, Багдад — багдадец, багдадцы, Баку — бакинец, бакинцы, Белгород — белгородец, белгородцы, Белград — белградец, белградцы, Бишкек — бишкекец, бишкекцы, Вена — венец, венцы, Волгоград — волгоградец, волгоградцы, Выборг — выборжец, выборжцы, Генуя — генуэзец, генуэзцы, Екатеринбург — екатеринбуржец, екатеринбуржцы, Индия — индиец, индийцы, Лондон — лондонец, лондонцы, Люксембург — люксембуржец, люксембуржцы, Нижний Новгород — нижегородец, нижегородцы, Нью-Йорк — ньюйоржец, ньюйоркцы, Орехово-Зуево — ореховозуевец, ореховозуевцы, Пхеньян — пхеньянец, пхеньянцы, Санкт-Петербург — петербуржец,

И у нас с вами остался еще один вопрос, связанный со словообразованием – это словообразовательные ошибки, т.е. ошибки, связанные со способом образования слов, ошибочным определением начальной формы и т.д. Записываем.

Типичные ошибки 1. Ошибочное определение начальной формы:

в словах, имеющих формообразующие суффиксы, например: идите, смотрите, крупнее, красивейшего, думающему, придумав

в неизменяемых словах, например, осенью, днём, ночью и др. наречиях, не имеющих форм вообще

в глаголах (в результате смешения видов: указание в качестве начальной формы глаголов другого вида), например: переписывал, нарисовал, прыгнул, прыгает и проч.

в глаголах движения в результате смешения однонаправленных и разнонаправленных глаголов, например: поедет, слетал, приезжаю, летаем, летим, проходят, привезу, вожу

осенью,днём,ночью — начальной формы, как и форм вообще, нет

2. Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами:

Примеры:
пришли, училась, веселее, должен, заняты, освобождённому, смотри, выручайте, хотел бы, ел, тряс, замёрз, будучи

3. Ошибочное определение слова, от которого образовано данное.

Примеры:
передвижник — передвинуть не образованы от слова двигать.

Правильно:
передвижник ← передвижной

4. Ошибочное определение средств словообразования: чтобы прав опред, нужно подб однок слова

5. Ошибочное определение способа словообразования т.е. непонимание процесса образования производной основы от производящей.

Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы, примеры которых приведены в п. 4., устанавливаются с опорой на словообразовательную морфему в составе слова.

Другие способы, такие как сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, сращение,сокращение, аббревиация, изменение части речи, вызывают наибольшие затруднения. Ребята просто забывают об их существовании. Нужно помнить, что все способы есть в русском языке, нельзя игнорировать какие-либо из них.

Выполнение упражнений на закрепление (листы). Проверяем. Приложение 4.

Расшифруйте следующие аббревиатуры:

АД (артериальное давление), БА (бронхиальная астма), ГБ (гипертоническая болезнь), ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), ЖКТ (желудочно-кишечный тракт), ИБС (ишемическая болезнь сердца), ИВЛ (искусственная вентиляция легких), ИМ (инфаркт миокарда), ЛФК (лечебная физкультура), ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция), ОСН (острая сердечная недостаточность), ОЦК (объем циркулирующей крови), РНК (рибонуклеиновая кислота), СМЖ (спинномозговая жидкость), ССС (сердечно-сосудистая система), УЗИ (ультразвуковое исследование), УФО (ультрафиолетовое облучение), ХСН (хроническая сердечная недостаточность), ЦНС (центральная нервная система), ЧСС (частота сердечных сокращений), ЧДД (частота дыхательных движений), ЭКГ (электрокардиография).

2. В каком термине содержится понятие «боль»:

А) кардиалгия Б) цистоскопия В) флеботомия Г) дистрофия Д) гидрофобия

3. Найдите слово со значением «исследование»:

А) энцефалопатия Б) гастроскопия В) кардиография Г) кардиограмма Д) флеботомия

4. Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

А) недостаток Б) боязнь В) склонность Г) исследование Д) расширение

Запишите словосочетания, раскрыв скобки:

А) (Северо) западный ветер, (иссык) кульский воздух, (бурят) монгольские поговорки.

Б) (Выпукло) вогнутая линза, (русско) (немецко) французский словарь, (журнально) газетное объединение, (желудочно) кишечный тракт, (сердечно) сосудистая система, (гнойно) воспалительный процесс, (анатомо) клинические симптомы.

В) (Горько) соленая вода, (миндально) гвоздичный запах, (холодно) скользкая кожа.

Г) (Бледно) голубой, (темно) красный, (тускло) серый, (синевато) голубой, (серебристо) белый, (иссиня) черный.

Д) (Восточно) Китайское море, (Западно) Карельская возвышенность, (Северо) Западный административный округ.

Е) (Литературно) художественное произведение, (историко) филологический факультет, (критико) библиографический отдел.

Ж) (Двенадцати) перстная кишка, (ново) рождённый малыш. (А-Е пишутся через дефис, Ж-слитно).

Исправьте словообразовательные ошибки:

А) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)

Б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

В) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)

Г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Д) Печорин не раз проявлял бесстрашность.

Е) Не так-то легко сломить разбудившийся народ.

Ё) В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.

Рубрика «Это интересно»

Новые слова образуются постоянно. Их появление связано и с творческой работой писателей. Властное стремление к свежему, не банальному слову толкает их к словотворчеству.

Известно, что Пушкин редко прибегал к этому. Его неологизмы рождались обычно в шутливой или иронической речи. Например: стихоткач, стишистый, хандрливый, дамоподобный, вицеканцлерша.

Ф.Достоевский вкладывал в уста персонажей свои редкие словечки: шлепохвостница, белоручничать, недоразвитка.

Меткие и яркие новообразования засвидетельствованы у Герцена: цензороквизиция – по аналогии с инквизицией, людокрады, розгословье, секолюбивый, умоотвод.

У Л.Толстого такие слова находим главным образом в письмах: свободолегкомыслие, мягкоступы, побеждание.

Особенно заметный след в создании политически острых, наполненных иронией и сарказмом слов и выражений оставил Салтыков-Щедрин:умонелепствовать, душедрянствовать, белибердоносцы, хныкательная эссенция.

В эпистолярном наследии Чехова более ста авторских неологизмов: окошкодохлиться, опреподобиться, пассажирство, толкастика, драмодел, прозоплёт, храмоиздатель, блиноед, кувырколлегия, мордемондия.

Справедливо говорят, что Маяковский как поэт-новатор неотделим от Маяковского-творца и создателя сотен новых слов и словосочетаний. В поэтических произведениях Маяковского

содержится 2840 новообразований. Способы их создания крайне разнообразны: свин, звездь, слонячий, звончище, молоткастый, серпастый, крикогубый, словоблудьище, разулыбить и т.п.

Новообразования писателей называются окказионализмами.

Задание (приложение1): Определить лексическое значение созданных студентами окказионализмов.

1) Жестоко природа над ним пошутила… ну, ладно ушастый, так еще и бровастый!. 2) Да я перемотоблочилвесь огород в поисках клада. 3) Заглянув в шкаф, она обнаружила там полнейшеебезнарядье. 4) Осенью на озере безлебедье. 5) Она уже два года как мужатая. 6) Пенсионеры говорят, что в медведевщинужизнь стала лучше. 7) В этом году осень необычайно красиво листопадится. 8) Это был не гном, а гномище. 9) Молодой человек, с виду простун, шел мне навстречу. 10) В классе стоялакрикотня. Приложение 1.

5. Обобщение и подведение итогов. Выполнение целей занятия, повторение основных понятий. Итоги.

6. Домашнее задание: теоретический материал, заучивание мед.аббревиатур, упр. 74.

📺 Видео

Разбор демоверсии ВПР по русскому языку для 8 класса | УмскулСкачать

Разбор демоверсии ВПР по русскому языку для 8 класса | Умскул

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). ВидеоурокСкачать

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). Видеоурок

Дефис в разных частях речи. Семь уроков русского языка. Урок шестой.Скачать

Дефис в разных частях речи. Семь уроков русского языка.  Урок шестой.

Разбор варианта ВПР по русскому языку за 8 класс и объяснение домашнего заданияСкачать

Разбор варианта ВПР по русскому языку за 8 класс и объяснение домашнего задания

Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?Скачать

Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Русский язык 7 класс. Упражнение 28. Слитное и дефисное написание словСкачать

Русский язык 7 класс. Упражнение 28. Слитное и дефисное написание слов

Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)

ФРАЗА : C'est quoi ça? С'est bizarre | ФРАНЦУЗСКИЙ ПО ПОЛОЧКАМСкачать

ФРАЗА :  C'est quoi ça? С'est bizarre | ФРАНЦУЗСКИЙ ПО ПОЛОЧКАМ
Поделиться или сохранить к себе: