- Фонетический разбор слова «шенонсо»
- Фонетический разбор «шенонсо»:
- «Шенонсо»
- Характеристики звуков
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
- Морфологический разбор слова «шенонсо»
- Фонетический разбор слова «шенонсо»
- Карточка «шенонсо»
- Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
- Что такое фонетический разбор?
- Фонетическая транскрипция
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Гласные звуки в словах русского языка
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Замок Шенонсо
- Важная информация
- Как добраться
- На автомобиле
- На общественном транспорте
- История
- Шенонсо сегодня: внешний вид и внутреннее убранство
- Чем заняться в замке и его окрестностях
- Посетить музей восковых фигур
- Насладиться ночным Шенонсо
- Перекусить
- Приобрести сувениры
- Напоследок
- Шенонсо — величие и изящность «женского» замка
- Краткое описание
- Замок Шенонсо строительство и история
- Замок Шенонсо — «женская история»
- Замок Шенонсо — «женская» история продолжается
- Замок Шенонсо — современная история и полезная информация для туристов
Видео:Франция. Замок Шенонсо / Роман в камне. Архитектурные шедевры мираСкачать
Фонетический разбор слова «шенонсо»
Видео:На огороде у королевы Франции! Замок Шенонсо / Château de ChenonceauСкачать
Фонетический разбор «шенонсо»:
Видео:Замок ШенонсоСкачать
«Шенонсо»
Видео:Замок Шенонсо \ Château de Chenonceau \ Замки ЛуарыСкачать
Характеристики звуков
Видео:Влог Франция 2019 / Замки Луары ШенонсоСкачать
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «шенонсо»
Фонетический разбор слова «шенонсо»
Карточка «шенонсо»
Видео:Роман в камне. Архитектурные шедевры мира. Франция. Замок Шамбор @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Видео:САМЫЙ Романтичный ЗАМОК в долине Луары. Замок ДАМ. Замок ШЕНОНСО (CHENONCEAU)Скачать
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Видео:Франция 2013 #04 Замки долины Луары: Шенонсо, Амбуаз, Шомон-сюр-Луар.Скачать
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Видео:Тайны ШамбораСкачать
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Видео:УНИКАЛЬНЫЙ ЗАМОК. ЖЕМЧУЖИНА инженерной мысли. ЗАМОК ШАМБОР (CHAMBORD)Скачать
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Видео:Замок ШенонсоСкачать
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Видео:Замок Шенонсо, один из самых красивых замков Долины Луары. Дамский Замок.Скачать
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Видео:Замок ШенонсоСкачать
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д о ‘ма].
- Новые дома [но’выэ д а ма’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
- он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
- свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
- е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Видео:Замок Шенонсо (Chateau Chenonceau)Скачать
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
- — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
- — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
- — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
- лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
- я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
- ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]
Видео:ФРАНЦИЯ/ замок ШАМБОРСкачать
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: б анан — б елка,
- [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
- [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
- [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
- [з] — [з’]: з вон — з ефир,
- [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
- [л] — [л’]: л одка — л юкс,
- [м] — [м’]: м агия — м ечты,
- [н] — [н’]: н овый — н ектар,
- [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
- [р] — [р’]: р омашка — р яд,
- [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
- [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
- [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
- [х] — [х’]: х орек — х ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Видео:Франция. Замок Шенонсо / France. Chenonceau Castle / France. Сhâteau de ChenonceauСкачать
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
- перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Видео:Замки Луары. Франция. Часть 1 / Laura's castles. France. Part 1Скачать
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].
Видео:Вперед в ПРОШЛОЕ. 2019 Замок ШЕНОНСО, или, как это было до Covid19. Chateau de Chenonceau 2019Скачать
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
- жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
- шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
- стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
- сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
- тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
- дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
- сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
- зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
- сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
- зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
- чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Видео:Экскурсия в замок ШенонсоСкачать
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
- стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
- стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
- стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
- нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
- тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
- ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
- ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
- здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
- ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
- рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
- рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
- дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Видео:Франция. Замок ШенонсоСкачать
Замок Шенонсо
Еще в далеком детстве я случайно наткнулась на завалявшийся дома журнал про путешествия. В нем была статья про самые необычные дворцы мира, в которой я бегло прочитала о неком «дамском замке», находившемся в тогда еще казавшейся мне такой далекой Франции. На тот момент я удивилась достаточно необычному названию и, в общем-то, забыла про него, хотя в памяти и сохранилась картинка из того журнала — белоснежный дворец и его отражение в прозрачной воде озера. И, помню, я даже подумала о том, как было бы здорово когда-нибудь посетить его. но все это достаточно быстро вылетело из моей головы. Волею судьбы через несколько лет я оказалась во Франции, где у нас случайно образовался свободный день, и мы решили отправиться на исследование знаменитой долины Луары. Каково же было мое удивление, когда, приехав в Шенонсо, передо мной предстал он — тот самый «дамский замок» с картинок в журнале во всей своей красе! Надо признаться, я совершенно не готовилась информационно к этой поездке — поэтому это и стало для меня такой приятной неожиданностью. С моей точки зрения, Шенонсо, наверное, не самый роскошный замок в долине, но благодаря такой предыстории он и эмоции от его посещения точно останутся в моей памяти навсегда.
Важная информация
Замок открыт для посетителей круглый год, но время его работы всегда разное — оно меняется иногда несколько раз в месяц, поэтому, чтобы не оказаться у таблички с надписью «fermé» ( что означает «закрыто» на французском), приведу вам самое подробное расписание. Кроме того, не забудьте, что кассы закрываются за полчаса до закрытия замка.
- 1 января — 25 марта с 9:30 до 17:00
- 26 марта — 31 мая с 9:30 до 19:00
- 1 — 30 июня с 9:30 до 19:30
- 1 июля — 31 августа с 9:30 до 20:00
- 1 — 30 сентября с 9:30 до 19:30
- 1 октября — 1 ноября с 9:30 до 18:30
- 2 ноября — 13 ноября с 9:30 до 18:00
- 14 ноября — 31 декабря с 9:30 до 17:00
Исключения из этого расписания — праздничные дни (1-3 мая, 5-8 мая, 14-16 мая), в эти дни замок открыт до 19:30.
Билет в замок и его окрестности для взрослых стоит 13 EUR, для студентов от 18 до 27 лет — 10 EUR (при условии, что вы предъявите им подтверждающий ваш статус документ. Как правило, наши обычные студенческие они рассматривают с удивлением, но все же принимают, однако от лишних взглядов меня последние пару лет спасает карточка ISIC — международное удостоверение студента). За детей и подростков от 7 до 18 лет нужно заплатить те же 10 EUR. В цену этого билета входит небольшой буклет, в том числе на русском языке, где вы найдете полезную информацию про замок и его территорию. Кроме того, есть тариф, по которому вы получаете вход в Шенонсо и видеогид. Такие билеты стоят 17.50 EUR, 14 EUR и 14 EUR соответственно. Дети до 7 лет в любом случае проходят бесплатно. Очевидно, французы стараются привить своим детям любовь к прекрасному с самых малых лет. На мой взгляд, прекрасная инициатива!
Как добраться
Замок Шенонсо (Château de Chenonceau), расположенный на реке Шер, находится в 235 км от Парижа и всего в 34 от Тура. До него можно добраться двумя способами: на машине и на общественном транспорте.
На автомобиле
Выезжайте из Парижа в направлении юго-запада на трассу А10. Чуть меньше чем через два с половиной часа ищите съезд с трассы на город Autrèche, он обозначен под номером 18. Вы попадете на трассу D31, а затем на D81. Проехав по ним около 30 км, вы достигните своей цели.
Стоит отметить, что на территории замка (точнее, перед ней) есть очень большая тенистая парковка, на которой можно совершенно бесплатно оставить автомобиль. Также на всякий случай добавлю, если вдруг вы очень заботитесь о защите окружающей среды и путешествуете на автомобиле фирмы Тесла — на вышеупомянутой парковке есть несколько зарядных станций. И, что немаловажно, воспользоваться ими тоже можно бесплатно! Такой вот бонус тем, кто беспокоится об экологии.
На общественном транспорте
Прежде чем описывать все способы, как можно добраться до замка, скажу сразу, что даже общественный транспорт — удовольствие не слишком дешевое, поэтому иногда бывает выгоднее взять автомобиль в аренду, в особенности если вы едете большой компанией.
- Итак, быстрее всего вы доберетесь до замка с помощью высокоскоростного поезда TGV. К сожалению, так или иначе вам придется сделать пересадку, что, казалось бы, немного усложняет процесс поездки, но не пугайтесь: на самом деле все предельно просто. Для начала постарайтесь как можно скорее решить, в какой именно день вы поедете в Шенонсо — чем раньше вы покупаете билеты на поезд, тем дешевле они стоят. Приобрести их можно на официальном сайте французских железных дорог (который, кстати, есть и на русском языке). Если же ваша поездка — спонтанное решение, приезжайте на вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse). На сайте или в автоматах ищите город Saint-Pierre-des-Corps и покупайте билет до него. Проезд стоит около 50 EUR, в пути вы потратите примерно час-полтора. Приехав в Сен-Пьер-Де-Кор, вам нужно найти электричку до Шенонсо (Chenonceaux) и сесть на нее. Билет стоит около 5 EUR, поезд идет менее 30 минут. Как правило, перерывы между поездами небольшие, но иногда случается так, что ждать приходится по два-три часа. Можно, конечно, погулять по городу в это время или отправиться на обед, но все же лучше заранее проверять расписание поездов, чтобы не попасть в такую ситуацию.
- Второй способ значительно дешевле, но занимает больше времени, поэтому многие его не слишком жалуют. Из Парижа и Тур ежедневно отправляются десятки автобусов различных компаний: Isilines, Ouibus, FlixBus,Eurolines France. Время в пути — около 3 часов, билеты стоят значительно дешевле, чем на TGV: от 7 до 15 EUR. Скорее всего, автобус приедет прямо на остановку рядом с вокзалом Тура, что очень удобно — нет необходимости тратить время на его поиски (но опять же — стоит убедиться в этом заранее). Затем в кассе или автомате нужно купить билет до Шенонсо, который стоит около 14 EUR. Поезда, если я не ошибаюсь, ходят около 5 раз в день, поэтому обязательно проверяйте время стыковки между автобусом и электричкой. Как вариант, можно погулять по Туру — очень красивый и уютный старинный городок. Или же сразу отправиться на исследование замка. Итак, садитесь на поезд, и вуаля — всего через полчаса вы окажетесь на месте!
История
В своем первоначальном виде Château de Chenonceau появился на берегу реки Шер еще в 13 веке. Тогда это была средневековая крепость, регулирующая все финансовые потоки, которые проходили по водным путям. Вы не забыли, что Шенонсо в простонародье зовется «дамским замком»? Хоть об этом я знала достаточно давно, о причинах мне рассказали только на экскурсии в самом дворце. Началась эта история с того, что в конце 15 века некто Томас Бойе получил титул дворянина и в связи с этим начал поиск замка во Франции, который бы соответствовал его новому званию. Он выбрал именно Шенонсо и уже собирался приобрести его, но против продажи выступила Катерина Марке — представительница фамилии, которая владела дворцом. Она не желала продавать его, поскольку он передавался в ее семье из поколения в поколение. Однако в связи с финансовыми трудностями в итоге замок все-таки был продан — но уже спустя 20 лет и по значительной большей цене.
Бойе, все еще разгневанный изначальным отказом, решает полностью преобразовать крепость, чтобы о ней больше ничего не напоминало. В первую очередь была построена главная башня, которую мы, кстати, видим и сегодня. Сразу после этого дворянин был неожиданно отправлен королем на север Италии, и реконструкция крепости, а точнее, уже строительство замка полностью перешло в руки его жены — Катерины Бриконне. Имея буржуазное происхождение, Катерина с детства была окружена искусством во всех его проявлениях и поэтому точно знала, каким хочет видеть Шенонсо. В ее планах была постройка невероятно роскошного, но в то же время уютного и светлого дворца, поэтому по ее приказу были установлены огромные окна, из которых открывался вид на реку Шер. Реконструкция замка под ее руководством началась в 1513 году и закончилась в 1521 году.
После смерти Катерины Шенонсо перешел во владение ее сына — Антуана. Его дядя в свое время был замешан в некрасивой истории, связанным с похищением крупной суммы денег из государственной казны. Дабы наладить отношения с властью, Антуан был вынужден передать замок королю, который, впрочем, не был особенно в нем заинтересован. Вместо него преобразованием дворца стала руководить его фаворитка — знаменитая Диана де Пуатье, которая также была связана с его сыном, Генрихом II. Даже учитывая тот факт, что она была значительно старше (почти в 4 раза!), чем он, ее обаяние не знало границ, а слава о красоте Дианы ходила по всей стране. Поговаривали, что ради своего очарования она продала душу дьяволу, однако сегодня известно, что ее секрет был прост — по утрам она принимала ледяную ванну, а затем долго скакала на лошади, чтобы после обеда уснуть до самого вечера. Французская история богата интригами королевского дворца, но история Дианы и Генриха является одной из самых знаменитых (не буду расписывать это здесь, иначе до самого замка мы так и не дойдем, но очень советую погуглить). Таким образом, когда Генрих был коронован, Шенонсо был передан во владение Дианы де Пуатье, хотя на него претендовала и его официальная жена — Екатерина Медичи. Во время строительства Диана жила в самом дворце, и, в отличие от его предыдущей владелицы, которая занималась преимущественно внутренним убранством, де Пуатье решила облагородить прилегающую территорию. Особенно много внимания она уделила садам вокруг Шенонсо, которые заполнила разнообразными фруктовыми деревьями и редкими сортами цветов.
В 1559 году, согласно пророчеству Нострадамуса, умер Генрих II — и Екатерина Медичи, которая являлась официальной королевой, прогнала Диану со двора и вынудила ее обменять Шенонсо на другой замок — Шомон. Такой странный поступок был объяснен тем, что для королевы Шенонсо был знаком любви Генриха II к ненавистной ею Диане де Пуатье, и поэтому, завладев им, она словно избавилась от этой тяжести на сердце. Медичи превратила Шенонсо в политический дворец, где проводились пышные балы и маскарады, слава о которых шла по всей Франции. Кроме того, благодаря ей на территории замка появилось множество фонтанов, различных колонн, скульптур. Она также создала еще один сад, которым мы можем полюбоваться и сегодня.
После того, как скончалась Екатерина, замок попал во владение Луизы де Водемон, супруги Генриха III. Женщина до последнего дня жизни носила траур по своему супругу, поэтому с ее появлением все увеселительные мероприятия в замке быстро сошли на нет. Уединившись в Шенонсо, она много молилась и общалась только с монашками. После нее во дворце непродолжительное время жил Людовик XIII. Он был последним королем, который владел Шенонсо. Впоследствии замок был совсем запущен.
В 18 столетии замок приобрел известный в те времена банкир Клод Дюпэн. Неизвестно, по случайному совпадению или словно отдавая дань истории, дворцом занималась его жена, которая, будучи большой любительницей прекрасного, создала в Шенонсо что-то наподобие салона искусств, куда нередко заглядывали многие представители богемы того времени — Монтескье, Вольтер.
В конце 19 века замок был приобретен мадам Пелуз, знаменитой охотницей за стариной. Она совершила успешную попытку привести Шенонсо в тот вид, в котором он был при Бойе. К сожалению, через несколько лет ее семья разорилась, и власти конфисковали у нее дворец. Вскоре он был приобретен одним зажиточным промышленником.
Во время Первой мировой войны галереи дворца стали госпитальными палатами. Несколько раз Шенонсо подвергался атакам и крупным бомбардировкам, однако в послевоенные годы был полностью восстановлен.
Шенонсо сегодня: внешний вид и внутреннее убранство
Шенонсо уникален — по сути, он представляет из себя белоснежный замок-мост, стоящий на реке — такая картинка запоминается быстро и навсегда. Эта необычная конструкция была сооружена благодаря тому, что дворец неоднократно перестраивался его владелицами. Основная часть была построена еще в начале 16 столетия, когда была снесена крепость. Через несколько десятков лет на мосту была возведена последняя часть Шенонсо. Ансамбль завершается донжоном (так называется главная башня в феодальных замках), который находится чуть дальше от основной части дворца. Надо отметить, кстати, что замок не принадлежит государству — еще с 1913 года им владеет семья Менье, и они совсем не против того, чтобы гости наслаждались его великолепием.
Попав на территорию дворца, я сразу поняла, почему в народе он прозван «дамским». Весь комплекс словно дышит нежностью и любовью, которую вложили в него владелицы. Он является результатом деятельности двух женщин, которым удалось в полной мере реализовать здесь свой талант. Сегодня замок выглядит настолько изысканно и гармонично, что незнающий человек вряд ли догадается, что создательницы такой невероятной красоты на самом деле враждовали между собой. Но мы-то с вами это знаем, и от того видеть подобное становится еще интереснее.
Перед входом расположена великолепная цветочная аллея, а справа находятся сады, созданные еще в то время, когда в замке жила Диана де Пуатье. Дважды в год — весной и летом — там высаживают более 60 тысячи различных сортов цветов и растений. Сад Екатерины Медичи находится на противоположной стороне. Говорят, что оттуда открывается самый потрясающий вид на дворец. Кроме того, давно ей был создан план лабиринта из стриженого тиса, но воплощен в реальность он был только в 2003 году. В самом центре этого сооружения находится беседка, из которой открывается очень красивый вид на весь лабиринт.
Внутреннее же убранство отличается не меньшим великолепием. Весь замок состоит из двух этажей. На первом находятся несколько комнат отдыха с уютными каминами и великолепной деревянной мебелью, зал Гвардейцев и необычная кухня с вертелом внушительных размеров. Другой этаж — это Парадная комната и роскошная спальня «Пяти королев», украшенная цветами и шелками. Такое название она получила в честь двух дочерей и трёх невесток Екатерины Медичи, чьи портреты висят на стенах.
Чем заняться в замке и его окрестностях
В первую очередь нужно, конечно, нагуляться по территории Шенонсо и налюбоваться творениями его прекрасных владелиц. После отправляйтесь в сам замок и исследуйте каждый его уголок, рассмотрите каждый портрет. Уверена, вы будете впечатлены уже этим, но дворец может предложить вам кое-что еще.
Посетить музей восковых фигур
Я очень советую вам отправиться в музей восковых фигур, находящийся в рабочих помещениях, на месте которых ранее были расположены конюшни королевского двора. В нем вы сможете окунуться в период четырех веков — с эпохи Ренессанса до начала Первой мировой войны. Здесь воспроизведен военный госпиталь, а также воссозданы некоторые сцены, происходившие в замке на протяжении нескольких сотен лет. Вы увидите тех персонажей, кто внес значительный вклад в строительство дворца — Екатерину Бойе, играющую на старинном музыкальном инструменте, Генриха II и его возлюбленную — Диану де Пуатье, его супругу Екатерину Медичи, мадам Дюпэн, принимающую в своем салоне Вольтера и многих других.
Насладиться ночным Шенонсо
Ночью на территории замка устраиваются экскурсии, во время которых вы можете прогуляться по парку Шенонсо. И сады, и сам дворец в темное время суток очень красиво подсвечиваются. К сожалению, такое удовольствие не бесплатное — придется заплатить 5 EUR. Детям до семи лет билет не требуется.
Как насчет чего-то более активного?
Помимо этого, вы также можете погулять в близлежащем парке, где можно наткнуться на ослика или белочку, арендовать велосипед или покататься на лодке по реке Шер.
Перекусить
Проголодались? На территории замка располагается ресторан «Оранжерея». Вы найдете его рядом с Зеленым садом (Jardin Vert), куда также стоит заглянуть. Признаюсь честно — сама я в ресторан не ходила, но по словам моих друзей, там очень даже вкусно и относительно недорого — рыба стоит в районе 10-20 EUR, мясо — 20-25 EUR. Кроме того, там есть вегетарианское меню и специальные блюда для самых маленьких посетителей. Имейте в виду, что «Оранжерея» работает не всегда — только с начала марта по конец ноября. Рядом вы увидите кафе, которое открыто круглогодично, но попасть туда нужно умудриться — оно открыто с 15:00 до 17:00. Небольшой лайфхак для тех, кто не желает голодать, но при этом хочет сэкономить энную сумму денег — рядом с кассами, где вы покупаете билеты, располагается небольшая закусочная. Увы и ах, как и ресторан, она открыта только в теплое время года. Если на улице хорошая погода, идите на одну из двух площадок для пикника — крытая находится рядом с тем же Зеленым садом, открытая — рядом с главным входом на территорию замка.
Приобрести сувениры
Если вы хотите привезти себе или друзьям пару-тройку милых вещичек на память из Шенонсо — отправляйте в сувенирный магазин, который вы увидите рядом с входом на территорию комплекса. В нем вы найдете стандартный набор туриста: магниты, ручки, открытки и прочие вещи с изображением замка. Кроме того, там же есть книжный отдел, где вы сможете приобрести литературу об истории дворца, его владелицах. Самое необычное, что здесь можно приобрести — это, пожалуй, коллекция ювелирных украшений, создатели которой вдохновлялись историей замка и его прекрасных хозяек.
Напоследок
Как правило, Шенонсо очень нравится девушкам — изящный, цветочный, он совершенно не похож на своего более мужественного и строгого соседа Шамбор (о котором вы, между прочим, можете прочитать здесь). Однако это не значит, что представителям сильного пола тут делать нечего — увидеть этот дворец воочию стоит в любом случае.
Прогуливаясь по его территории, вы наверняка будете вспоминать историю о том, как несколько прекрасных и сильных женщин вложили все свои старания, всю свою любовь в Шенонсо. Именно благодаря их усилиям он стал таким прекрасным и изысканным, каким мы видим его сегодня.
Шенонсо — величие и изящность «женского» замка
Адрес: Франция, деревни Шенонсо, департаменте Эндр и Луара
Строительство: XV век
Архитектор: Филибер Делорм
Основные достопримечательности: сады Екатерины Медичи и Дианы де Пуатье, башня Марк, галерея, зал Гвардейцев
Координаты: 447°19’29.3″N1°04’13.1″E
Краткое описание
Многие путешественники считают, что большинство самых прекрасных и роскошных замков находятся в Германии или Англии, однако во Франции есть архитектурное сооружение, способное в корне поменять это устоявшееся представление.
Находится этот шедевр в регионе Франции «Центр», в одном из его департаментов под названием Эндр и Луара. Замок, который составляет достойную «конкуренцию» резиденциям Виттельсбахов и мрачным, но от этого не менее величественным архитектурным сооружениям Туманного Альбиона, называется Шенонсо. К слову, согласно проведенным социологическим исследованием, этот замок, построенный в небольшой деревеньке с таким же названием, входит в число наиболее часто посещаемых достопримечательностей Франции.
Замок Шенонсо на закате
Правда, замок не принадлежит государству: он и по наши дни находится в частной собственности, но его владельцы совершенно не против того, чтобы гости могли насладиться не только роскошью внутреннего убранства замка Шенонсо, но и увидеть прекрасный сад и его живописные окрестности. Кстати, замок Шенонсо довольно часто во многих туристических проспектах называется просторечно «дамский замок». Такое название в народе он получил совершенно не случайно, ведь с ним связаны судьбы многих влиятельных и, к слову, очень красивых женщин.
Замок Шенонсо не просто так вызывает интерес у десятков тысяч туристов, приехавших во Францию для ознакомления с огромным количеством памятников истории и архитектуры, на которые богата эта великолепная и уникальная страна. Фото замка Шенонсо всегда получаются необыкновенно красивыми: по утверждениям профессиональных фотографов это связано с тем, что снимки делаются у реки, в которой отражается архитектурный шедевр, что делает его еще более «воздушным» и, даже можно сказать, «изящным».
Вид на замок с реки Шер
Кроме этого, любители острых ощущений могут побродить по расположенному вблизи замка дремучему лесу. Стоит отметить, такая прогулка не длится долго, буквально через 70-100 метров лес становится практически непроходимым. Кстати, этот непроходимый и густой лес позволял во время Второй Мировой войны на протяжении нескольких лет скрываться от захватчиков французским партизанам. Фашисты опасались углубляться в дремучие заросли, ведь буквально за каждым деревом могли скрываться повстанцы. Перед тем, как более подробно остановиться на интереснейшей истории замка, в котором кипели нешуточные страсти и плелись любовные интриги, хотелось бы добавить, что замок Шенонсо не просто находился рядом с лесом, который фашисты назвали «партизанским», в его стенах проходили собрания повстанческой армии и планировались диверсионные акции.
Замок Шенонсо строительство и история
Первые упоминания о строении на месте современного замка Шенонсо встречаются еще в документах, которые историки относят к 12-му веку. В те далекие времена поместьем владела богатая и влиятельная династия де Марк.
Главный вход замка
Семья, на принадлежащей ей территории, построила массивную крепость, окруженную неприступной стеной и рвом, через который перебрасывался мост. Неподалеку от фортификационного сооружения стояла мельница, которая обеспечивала хозяев замка и жителей деревни мукой. Как известно из истории, в 14-м веке дела династии де Марк шли не так хорошо, как им этого хотелось бы. По этой причине глава семейства решает продать часть земли, чтобы покрыть хотя бы некоторые расходы. Интендант Нормандии по имени Томас Бойе был человеком дальновидным и понимал, что земля, которую продают де Марки, влезшие уже в огромные долги, станет для него полезной. Стоит уточнить, что де Марки не желали расставаться со своим огромным поместьем и продавали интенданту лишь малые участки, но долговая яма стала той причиной, по которой практически вся земля и замок уже в 1512 году принадлежали Томасу Бойе.
Интендант короля был вынужден постоянно пребывать в длительных командировках, однако идея построить на приобретенной земле прекрасный замок никогда не покидала его.
Башня Марк, жилые помещения, галерея замка
Он решил передать все дела, связанные со строительством загородного поместья, своей жене, которая стала первой из многих женщин, внесших вклад в строительство и облагораживание замка и прилегающей к нему территории. Екатерина Боне решила снести крепость и оставить от поместья де Марков лишь одну башню, которая сохранилась и до наших дней. Новый замок было решено построить в роскошном стиле Ренессанса. Строительство шло бешеными темпами, госпожа Боне следила не только за тем, чтобы новый замок вызывал восхищение у всех его гостей, но и за тем, чтобы он сохранил свое стратегическое предназначение. Дело все в том, что архитектурное сооружение должно было защищать переправу через реку Шер, поэтому подъемный мост было решено оставить, а главный замок был построен на месте мельницы. На строительстве замка Екатерина Боне не остановилась, по ее приказу на огромной территории, прилегающей к новому замку, разбиваются великолепные сады.
Вид на замок Шенонсо со стороны сада Дианы
Замок Шенонсо — «женская история»
После смерти своего интенданта и его супруги, которая отошла в мир иной в 1526-м году, король Франциск I, пораженный красотой нового архитектурного шедевра, ссылаясь на «преступления» своего подданного, отбирает у его сына отстроенный замок и укрепления. Все мы смертны: и простолюдины, и короли. После смерти Франциска I полноправным владельцем замка, впоследствии получившим название Шенонсо, становится его сын – король Генрих II. Казалось бы, на этом «женская история» стратегически важного, но необычайно прекрасного объекта на реке Шер, заканчивается… Однако, как рассказывает нам история Франции, все только начиналось.
У Генриха Второго была возлюбленная по имени Диана де Пуатье, которая, по большому счету, годилась ему в матери: разница в возрасте между Генрихом и Пуатье составляла почти 20 лет. Такое положение вещей не могло устраивать легендарную Екатерину Медичи, которая плела интриги и старалась низвергнуть фаворитку короля. Однако Пуатье, несмотря на свой возраст, была одной из самых красивых женщин Франции. Во многих документах описывается, что она еще затемно обливалась ледяной водой, совершала длительные пешие прогулки и уделяла своему здоровью повышенное внимание.
Cад Дианы де Пуатье
Генрих был очарован зрелостью и опытом своей любимой женщины, и преподнес ей в дар… огромный и роскошный замок. Кроме этого, как утверждают историки, он даровал ей приличную по тем временам сумму и полностью избавил от уплаты налогов. Получив в свое владение прекрасный замок, Диана де Пуатье решила его благоустроить: в саду расцвели экзотические цветы, лучшие специалисты работали над расширением парка. Кроме этого, благодаря Пуатье появился каменный мост через Шер, проект которого был составлен архитектором Флибером Делормом.
Генрих II еще долго бы наслаждался обществом своей возлюбленной Дианы, если бы прислушался к предсказаниям Нострадамуса и не принял участие в рыцарском турнире. Именно там он получил рану, которая вскоре загноилась и стала причиной его безвременной кончины. Эта трагедия произошла в 1559-м году. Именно в этом году замок стал собственностью еще одной женщины – Екатерины Медичи, которая сразу же после смерти короля забрала замок у стареющей Дианы. Несмотря на то, что Екатерина Медичи практически ничего не понимала в высоком искусстве, она украшает мост, построенный Дианой, уникальной в своем роде галереей.
Cад Екатерины Медичи
Именно благодаря этой галерее многочисленные современные туристы говорят, что замок очаровывает их с первого взгляда (то есть – с моста через реку Шер). На этом Екатерина не остановилась и приказала разбить еще один парк на прилегающей к замку территории, который бы затмил своей красотой парк Дианы. Удалось ей это или нет, до сих пор спорят и архитекторы, и гости Шенонсо, которые могут видеть сразу два парка: один парк Дианы де Пуатье, а второй – парк Екатерины Медичи. Перед бракосочетанием своего сына с известной исторической личностью Марией Стюарт, Медичи делает заказ архитектору Приматиччо на создание в замке целого ряда колоннад, триумфальных арок, обелисков и, поражающих воображение своими формами, фонтанов. Кстати, на мосту через реку Шер сейчас можно увидеть крыло, которое было построено в 1580 году Андруэ Дюсерсо.
Замок впоследствии перешел к королю Генриху III, который, к слову, прожил на этом свете совсем недолго. И владелицей замка вновь стала женщина – его супруга, которая получила в народе прозвище «белая дама».
Жилые помещения и галерея замка
После смерти своего горячо любимого мужа она не стала искать ему замену, а до конца своих дней прожила в трауре в замке. «Почему же тогда «белая дама»?», — может задать вопрос любопытный турист. Дело все в том, что в средние века траурным цветом считался белый, а не черный, как в наши дни. Естественно, убитая горем вдова никаких строительных работ в замке не вела. Кстати, Екатерина Медичи пережила всех трех своих сыновей. На ней и закончился легендарный род Валуа, дочь Медичи вышла замуж за монарха, который стал родоначальником династии Бурбонов.
Замок Шенонсо — «женская» история продолжается
После смерти «белой дамы» и матери ее мужа, замок постепенно утратил свою популярность и был заброшен. Заброшен до 18-го века, пока в его истории не появилась… очередная женщина. Замок для своей супруги приобрел богатейший землевладелец, инвестор и банкир Клод Дюпен. Мадам Дюпен решила, что такое красивое место просто обязано пользоваться популярность среди элиты светского общества. После проведенных реставрационных работ замок превратился в… модный салон, в котором очень часто любил гостить Жан Жак Руссо. Пышные балы и приемы, отменная кухня, словно магнит притягивала в замок Шенонсо самых знаменитых людей Франции.
Вид на галерею и жилые помещения замка
К слову, Дюпен прожила в замке до глубокой старости, за ее щедрость слуги слагали о ней легенды, и ни у кого из рабочих во время Французской революции не поднялась рука на архитектурный шедевр, построенный, по большей части, женщинами. Правда, мадам Дюпен была не последней женщиной, владевшей замком, уже в 1864-м году он становится частной собственностью мадам Пелуз. Вот она то и отреставрировала замок и сделала его таким, каким его может видеть современный гость одной из самых популярных достопримечательностей Франции.
Замок Шенонсо — современная история и полезная информация для туристов
Владела Пелуз замком, к ее огромному сожалению, совсем недолго, уже в 1888 году власти конфисковали его у несчастной женщины, погрязшей, как и первые владельцы поместья, в долгах. Естественно, содержать такой замок государству было бы крайне обременительно, и его продают семье Анри Менье. Его наследники, поддерживали партизанское движение во Франции, и до сих пор являются полноправными владельцами замка Шенонсо. Как уже говорилось выше, несмотря на то, что Шенонсо находится в частной собственности, он открыт для посетителей.
Правда, при этом следует помнить, что все предметы мебели и интерьера имеют своего владельца, благодаря щедрости которого современные путешественники могут насладиться уникальной архитектурой замка. В одном из помещений, которое ранее использовалось в служебных целях, в наши дни находится потрясающий музей восковых фигур. Перед тем как отправиться на экскурсию в замок Шенонсо, полезно учесть, что времени на его осмотр понадобится довольно много. Дело все в том, что многие туристы добрую половину дня не могут отвести глаз от роскошных садов, и в итоге даже не успевают посмотреть на знаменитую галерею, расположенную на мосту через реку Шер. С марта по сентябрь в Шенсоно можно попасть с 9 утра до 7 вечера, а в остальное время года замок закрывается в 5 часов вечера. Стоимость билета невысока, чуть более 10 евро, а вот дети и подростки до 18 лет могут зайти в один из замков Луары совершенно бесплатно.