Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Замените словосочетание с железной оградкой
Замените словосочетание «к железным воротам» (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
* Агеев Михаил (Марк Лазаревич Леви) (1898—1973) — русский писатель.
Укажите ошибочное суждение.
Согласный сонорный Л не имеет пары по глухости: он всегда звонкий.
Правильный ответ указан под номером 2.
Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Слово ОРАВА можно заменить стилистически нейтральным синонимом ТОЛПА.
Слово «толпа» более точный синоним, чем слово «группа».
Да, безусловно. Поправлено.
Можно еще написать «компания», ведь это синоним к слову «группа»
Возможен и такой синоним.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист С.И. Львова считает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Я понимаю это высказывание так: знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту М. Агеева. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 8 (Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза) запятые отделяют однородные сказуемые: стояла, слушала; а также выделяют обособленное обстоятельство «виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». Таким образом, в предложении выделяются в составе высказывания специфические конструкции, передающие на письме оттенки смысла.
В предложении 6 четыре раза используется тире. В первом и втором случае — в обозначении чередования: от прямой речи совершается переход к обычному тексту и вновь к прямой речи. В другом фрагменте этого же предложения (а я думаю — испугается, так вот — принесла) тире выполняет другие функции: указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям, при этом тире является ещё и показателем паузы в речи героини: она в замешательстве, стыдится, что ей пришлось совершить поступок, которым она боится обидеть сына.
Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.
15.2 Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Вот о чём говорят финальные строчки текста.
В предложении номер 5 находим подтверждение нашего предположения. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.
Чувство глубокой жалости испытываем мы, когда читаем, как безропотно мама выслушивала Витины наставления. Об этом говорится в предложении номер 8: «Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». В этих глазах нет даже укора своему сыну за его отношение к ней, мамины глаза по-прежнему святятся лаской и теплотой.
Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.
15.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может наказать, но чаще всего привыкла миловать.
Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.
В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»
Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Запомни!
В этом разделе вы можете бесплатно скачать готовые контрольные по русскому языку. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит всем, что вы скачали, делиться с коллегами на других сайтах. Оценивайте, пожалуйста, материалы коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. Если вы разрабатывали свои контрольные и тесты по русскому языку, делитесь ими и скачивайте свидетельства о публикации материала в СМИ. |
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Итоговая контрольная работа по русскому языку
1. Найдите и отметьте словосочетание.
1) с железной оградкой
2) тетради выданы
3) идти по дороге
4) перед выступлением
2. Замените словосочетание в смущении закрыл , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Запишите получившееся словосочетание.
3. Укажите словосочетание со связью согласование .
1) спросите с возмущением
2) правдивый по натуре
3) крайне неприятно
4) моих товарищей
4. Укажите словосочетание со связью управление .
2) солнечный свет
3) слишком глубоко
5. Укажите словосочетание со связью примыкание .
1) приехать в лес
3) беззвучно оборвалась
4) бледный от испуга
6. Замените словосочетание сказал с восторгом , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание каменный дом , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание птичьи крики , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Запишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание .
Идем, дружище, весну встречать.
10. Выделите грамматическую основу предложения.
О господи, помоги мне преодолеть себя и написать этот несчастный тест!
11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?
1) Там нам никто не помешает.
2) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет .
3) На картине мне нравились только два ангелочка внизу
4) Сквозь тучу пробился луч солнца.
12. Выпишите из следующего предложения подлежащее.
Однажды мы с Васькой поехали за грибами.
13. Укажите грамматическую основу предложения.
Большинство поэтических слов связано с нашей природой.
2) большинство слов связано
3) большинство связано
4) связано с нашей природой
14. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1) Дежурные внимательно следили за порядком.
2) Вдруг все остановились и замолчали.
3) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.
4) Учиться всегда пригодится.
15. Найдите определенно-личное предложение.
1)Не позволяй душе лениться!
Ты напишешь это работы на “отлично”, наверное…
Можно всем поставить двойки
16. Определите тип односоставного предложения.
На и так уже иначе как “населением” не называют.
17. Определите вид простого предложения.
Люблю я очень читать приключенческую литературу.
18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Родители не должны оставлять детей без присмотра.
2) В доме коменданта был я принят как родной.
3) Долго будет Карелия сниться.
4) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.
19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.
б) Бопре в отечестве своем был парикмахером.
в) Я был готов провалиться сквозь землю.
г) Мы будем петь в хоре.
20. Найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Выпишите номер предложения.
По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их в шалостях или даже в хулиганстве… (10) Преступников накажут. (11) Кроме того, они своими руками посадят десять деревьев за каждое уничтоженное и будут ухаживать за ними несколько лет. Ободрённые моей похвалой, мальчики отдали ключ от автомашины: преступников легко было задержать…
21. Выпишите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Ответ пишите без пробелов и запятых!
На ольхе сидит (1) отбившийся от стаи (2) снегирь и (3) качая черным носом (4) сердито поскрипывает.
22.Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах. Ответ запишите без пробелов и запятых.
Чуть склонившись, (1) он, (2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова.
23. Выпишите из данного предложения приложение.
В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.
24. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятые при обращении. Ответ запишите без пробелов и запятых.
Может быть (1) что-нибудь и останется (2) Таня? И Таня (3) подумав недолго (4) согласилась с ним
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
Отговорила роща золотая березовым веселым языком
2. Картины Шишкина известны в нашей стране и за рубежом.
3. На фоне темной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.
4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать
Итоговая контрольная работа (8 класс) II вариант
1. Найдите и отметьте словосочетание.
1) в соседский двор
2) более высокий
2. Замените словосочетание по словам бабушки , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Запишите получившееся словосочетание.
3. Укажите словосочетание со связью примыкание .
1) спросите с возмущением
2) правдивый по натуре
3) крайне неприятно
4) моих товарищей
4. Укажите словосочетание со связью управление .
2) солнечный свет
3) слишком глубоко
5. Укажите словосочетание со связью согласование .
1) приехать в лес
3) беззвучно оборвалась
4) бледный от испуга
6. Замените словосочетание на портрет женщины , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание со злостью кивнул , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание материнский испуг , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Запишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание .
Но я все-таки сыпанул тайком щепотку соли.
10. Выделите грамматическую основу предложения.
О господи, помоги мне преодолеть себя и написать этот несчастный тест!
11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?
1) Утро было прекрасное.
2) Погасили мы костёр и пошли вниз по реке.
3) Тарелки поставили на нижнюю полку шкафа.
4) Отправился царевич на поиски невесты.
12. Выпишите из следующего предложения подлежащее.
Отец Герасим и жена его вышли на крыльцо
13. Укажите грамматическую основу предложения.
Конечно, профессия должна быть интересна тебе
1) профессия должна быть
2) должна быть интересна
3) профессия должна быть интересна
4) конечно, профессия должна быть
14. В каком предложении подлежащее выражено неопределенной формой глагола?
1) Мрачен свод голубых небес.
2) Для меня жить — значит работать.
3) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
4) Удивительное зрелище — видеть летящих журавлей.
15. Найдите определенно-личное предложение.
1)Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.
2) Сегодня праздник у девчат.
3) Мы справимся с этой работой, скорее всего.
4) Лето не за горами.
16. Определите тип односоставного предложения.
Произошло два события одинаковой важности.
17. Определите вид простого предложения.
Люблю очень читать приключенческую литературу.
18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Женщина была высокая, стройная.
2) Тигр должен был пройти совсем близко от нас.
3) Люблю я пышное природы увяданье.
4) В сени вышел царь-отец.
19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
1) Сердце у него сильно стучало.
2) Без собаки я не нашёл бы тропу.
3) Мало-помалу деревья начали редеть.
4) Бабушка больна гриппом.
20. Найдите предложение с обособленным распространённым определением. Выпишите номер предложения.
1) И хоть на солнце во все глаза не взглянешь, в этот короткий миг можно было смотреть и всё видеть. (2) И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. (3) И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом. (4) И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворённой земли.
21. Выпишите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ответ пишите без пробелов и запятых!
На ольхе сидит снегирь (1) отбившийся от стаи (2) и (3) качая черным носом (4) сердито поскрипывает.
22.Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах или вводных конструкциях. Ответ пишите без пробелов и запятых.
Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял, (3) как былинный ратник, (4) суровый и могучий.
23. Выпишите из данного предложения приложение.
В преданиях рассказывается о Ермаке как о казаке-герое.
24. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Ответ запишите без пробелов и запятых.
Идем (1) дружище (2) весну встречать.
Вот он (3) шельмец (4) журчит в кустах.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1. Отговорила роща золотая березовым веселым языком
2. Картины Шишкина известны в нашей стране и за рубежом.
3. На фоне темной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.
4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Замените словосочетание «с железной оградкой» , построенное на основе подчинит…
Замените словосочетание «с железной оградкой», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Объект авторского права ООО «Легион»
Видео:Замените словосочетание «красота души»,синонимичным словосочетанием со связью согласование.Скачать
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Лапот». (2)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (3)Лапоть на берегу Адриатического моря! (4)В нескольких шагах от «Лаптя», за…
(1)Избушечка у бабы Мани — бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна берё…
(1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто о…
(1)Как только начинало припекать и подсыхала грязь, жёлтая и худая Халима, повязанная по самые брови шёлковым линялым платком, начинала просушивать постель. (2)О…
🎥 Видео
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения заданияСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
ЗАДАНИЕ 4 (2) | Согласование, управление, примыкание | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ 2021Скачать
Главное и зависимое слово в словосочетании - что это, как запомнить и перестать путатьСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать