Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Гиа по русскому языку. 2012 год. №1 для 9 класса
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
— (15) Беги домой! (16) Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.
(17) Но Дуська не отходила.
— (18) Дырка у меня! (19) Я не нарочно!— ревела она.
(20) Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.
— (21) Иди, поищи, может, на дороге найдёшь,— посоветовала тёмнолицая женщина из очереди.
— (22) Как же, найдешь,— фыркнул одноглазый старик.
— (23) Не задерживайтесь, чего зря болтать! (24) Эй, девочка, отойди в сторону!— сказал кто-то третий.
(25) Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. (26) Старшая горестно, по-взрослому, причитала:
— (27) Горе ты мое! (28) Что теперя с нами будет! (29) Прогонит она нас, и куда мы пойдём!
(30) Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:
(32) Стемнело. (33) Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. (34) Умненькая Дуся всё думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала. (35) Украли? (36) Или отняли? (37) Или ещё чего? (38) Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.
(39) Ольга всхлипывала. (40) Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу: деревенская робость перед машинами всё ещё оставалась в Дусе. (41) Навстречу им нёсся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки. (42) Девочки стояли. (43) Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. (44) Они крякнули, стукнувшись о дорогу. (45) Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.
(46) Они посмотрели друг на дружку — два светло-голубых изумлённых глаза смотрели в другие, точно такие же. (47) Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. (48) Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжёл. (49)Они взялись за углы мешка. (50) Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его.
(51) Ипатьевой дома не было. (52) Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
— (53) Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала. (54) Пропали, пропали девчоночки мои.
— (55) Да найдутся, кому они нужны-то?— утешала её Кротова.
— (56) Девчоночки-то какие были! (57)Золотые, ласковые. (58) Как же они без меня? (59) А я-то, я-то как без них?— убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.
(60) А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему плакала тетка Ипатьева, когда не нашла девочек?»
1) (29)Прогонит она нас, и куда мы пойдем!
2) (10)Тётенька! (11)Я деньги потеряла!— закричала она.— (12)По дороге потеряла! (13)Я не нарочно!
3) (55)Да найдутся, кому они нужны-то?— утешала её Кротова.
4) (58)Как же они без меня? (59)А я-то, я-то как без них?— убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.
A2 Укажите, в каком значении употреблено в тексте слово «ОТПУСТИЛА» (предложение 7).
1) отдала 2) продала 3) подарила 4) освободила
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твёрдой даже на вид капусты.
2) Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала.
3) Старшая горестно, по-взрослому, причитала.
4) Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжёл.
A4 Укажите верное суждение.
1) в слове ЕЩЁ (предложение 1) одинаковое количество букв и звуков.
2) В слове СТЕМНЕЛО (предложение 32) все согласные мягкие.
3) В слове СБРОСИВ (предложение 43) первый звук [с].
4) В слове НАРОЧНО (предложение 19) сочетание ЧН произносится как [шн].
A5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
1) собираясь(предложение 40) 2) потеряла (предложение 12)
3) выложили (предложение 60) 4) утирая (предложение 52)
A6 Укажите слово, правописание приставки в котором не зависит от последующего согласного.
1) развернула (предложение 7) 2) сгорбленные (предложение 25)
3) распался (предложение 45) 4) взвалить (предложение 48)
A7 В каком слове количество букв Н определяется правилом правописания суффиксов наречий?
1) медленно (предложение 33) 2) изумлённых (предложение 46)
3) слепленный (предложение 3) 4) замотанные (предложение 25)
B1 Замените разговорное слово «пошарила» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
B2 Замените словосочетание «брели к дому» (предложение 33), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 5.
B4 Среди предложений 24-26 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Иди,(1) поищи, (2) может, (3) на дороге найдешь, (4) — посоветовала темнолицая женщина из очереди. — Как же, (5) найдешь, (6) — фыркнул одноглазый старик. —Не задерживайтесь, (7) чего зря болтать! 24)Эй, (8) девочка, (9) отойди в сторону!— сказал кто-то третий.
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.
B 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Отпустила капусту тётке впереди девочек, (1) и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку,(2) развернула её — вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, (3) ничего в нем больше не было.
B8 Среди предложений 33-40 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
B9 Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.
«ГИА по русскому языку. 2012 год. №10 для 9 класса
Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.
(1) С колючим шарфом на шее я сидела в кухне на маленькой скамеечке и смотрела, как мама что-то химичит. (2) Ещё две соседки копошились у своих столов, мелко гремели посудой, звякали ножами.
(3) И тут в кухню вошла Надежда Ивановна. (4)Странная была старуха, вся в разноцветных заплатах, и на одном глазу, тоже вроде неуместной заплаты, сидело бельмо. (5) Молча потянула она маму за рукав, и мама, бросив морковку и вытирая на ходу руки, мелкой своей походочкой пошла за ней, встревоженно спрашивая:
— (6) Что? (7) Что? (8) С Ниной?
(9) Нина была дочь Надежды Ивановны, взрослая девушка, тяжёлая сердечница с ракушечными голубыми ногтями и синими губами, плохо закрашенными красной помадой.
(10) Я было двинулась за мамой, но она почти грубо махнула мне рукой:
(12) И я осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа. (13) Соседки, на минуту оторвавшись от хозяйства, снова застучали и загремели. (14) Потом одна ушла со стопкой чистых тарелок, а вторая пошла отвечать по телефону, который был привинчен к стене в другом конце коридора.
(15) А потом мама и Надежда Ивановна вернулись. (16) Что-то переменилось. (17) Они шли медленно. (18) Мама, взявши соседку за плечо, усадила её на табурет. (19) Лицо Надежды Ивановны было неподвижное, белое, казалось, что у неё не одно бельмо, а два. (20) В руке она держала картонный футляр от градусника. (21) Мама ей тихо говорила:
—(22) Мы сейчас валерьянки. валерьяночки. Надежда Ивановна.
—(23) А если «скорую», так ведь увезут. — не меняя неподвижного лица, говорила соседка. (24) И совсем невпопад:
—(25) А я думаю, спит-то как спокойно.
— (26) Сейчас, сейчас. (27) Позвоним. всё сделаем, Надежда Ивановна,— торопливо говорила мама, громко капая в рюмку.
(28) Надежда Ивановна отвела мамину руку с протянутой рюмочкой и с лицом, как будто вдруг проснувшимся, сказала маме:
— (29) Марина Борисовна, налей-ка мне тарелку супчику.
(30) Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала. (31) Налила в белую фаянсовую тарелку с выпуклыми квадратиками по краю серебристого и переливчатого перлового супа, поставила тарелку на край кухонного стола. (32) Вытерла серебряную ложку с тонким черенком свежим полотенцем и подала соседке.
— (33) И ты поешь со мной, Марина Борисовна,— попросила Надежда Ивановна, и мама протёрла ещё одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку.
(34) Мне очень хотелось сказать этой старухе, что мамочка моя никакая не Марина, что ее зовут Мириам, но сказать я не могла ничего, потому что они ели из одной тарелки, и слезы текли по лицу Надежды Ивановны, и не только из живого, но и из белого, неживого глаза, и по маминому лицу тоже текли слезы.
—(35) Вкусный ты суп варишь, Марина Борисовна,— сказала Надежда Ивановна. — (36) И чего ты в него ложишь?
(37) Она последний раз облизнула ложку и положила её рядом с тарелкой:
—(38) Спасибо тебе. (39)Отмучилась моя доченька.
(40). Давно никого нет. (41) Нины. (42) Надежды Ивановны. (43) Мамы уже двадцать лет как нет. (44) И перловый суп я никогда не варю.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчица никогда не варит перловый суп?»
1) Она не умеет варить суп так вкусно, как её мама.
2) Она не любит перловый суп.
3) Для рассказчицы с перловым супом связаны горестные моменты её жизни.
4) У неё аллергия на перловку.
A2 Укажите, в каком значении употреблено в тексте слово СВЕЖИМ (предложение 32).
1) тёплым 2) мягким 3) чистым 4) сегодняшним
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) И я осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа.
2) Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала.
3) И ты поешь со мной, Марина Борисовна,— попросила Надежда Ивановна, и мама протерла еще одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку.
4) В руке она держала картонный футляр от градусника.
A4 Укажите ошибочное суждение.
1) в слове КАПАЯ (предложение 27) буква Я обозначает два звука.
2) В слове ХИМИЧИТ (предложение 1) все согласные мягкие.
3) В слове НОГТЯМИ (предложение 9) при произношении происходит оглушение согласного звука.
4) В слове НЕУМЕСТНОЙ (предложение 4) есть непроизносимый согласный Т.
A5 Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.
1) вытирая (предложение 5) 2) перебирая (предложение 12)
3) вытерла (предложение 32) 4) положила (предложение 37)
A6 В каком слове правописание приставки не зависит от ударения?
1) никого (предложение 40) 2) никогда (предложение 44)
3) неподвижное (предложение 19) 4) ничего (предложение 34)
A7 В каком слове правописание Н-НН не определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных?
1) встревоженно (предложение 5) 2) картонный (предложение 20)
3) серебряную (предложение 32) 4) кухонного (предложение 31)
B1 Замените разговорное слово «звякали» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
B2 Замените словосочетание «картонный футляр» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 29.
B4 Среди предложений 10-17 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
B5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Надежда Ивановна отвела мамину руку с протянутой рюмочкой и с лицом,(1) как будто вдруг проснувшимся, (2) сказала маме: — Марина Борисовна,(3) налей-ка ты мне тарелку супчику.
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.
B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
Нина была дочь Надежды Ивановны, (1) взрослая девушка,(2) тяжёлая сердечница с ракушечными голубыми ногтями и синими губами, (3) плохо закрашенными красной помадой. Я было двинулась за мамой, (4) но она почти грубо махнула мне рукой.
B8 Среди предложений 28-32 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.
B9 Среди предложений 12-18 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.
«ГИА по русскому языку. 2012 год. №11 для 9 класса
Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.
(1) С французским у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. (3) Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (4) Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (5) Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. (6) Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. (7) Все было впустую. (8) Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. (9) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (10) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (11) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. (12) Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. (13) Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. (14) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. (15) При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. (16) Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и её, я ничего не понимал. (17) Тогда она решилась и остановила машину.
(18)— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. – (19) Хватит, отучился, поедем домой.
A1 В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тосковал герой?»
1) (8)Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы.
2) (9)Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать.
3) (11)Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.
4) (12)Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни.
A2 Укажите, в каком значении употребляется слово КОЛЕНО (предложение 2).
1) сустав ноги 2) звено 3) фигура 4) поколение
A3 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза.
2) Тогда она решилась и остановила машину.
3) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне.
4) Хватит, отучился, поедем домой.
A4 Укажите верное суждение.
1) В слове УЕЗЖАТЬ (предложение 15) звуков больше, чем букв.
2) В слове МАШИНОЙ (предложение 15) все согласные твёрдые.
3) В слове ВПЛОТЬ (предложение 2) первый звук [ф].
4) В слове СЛУШАЯ (предложение 4) буква Я обозначает один звук.
A5 Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне является исключением из правила.
1) сочетание (предложение 6) 2) отвлекался (предложение 9)
3) выдержал (предложение 15) 4) собирайся (предложение 18)
A6 В каком слове правописание приставки не зависит от ударения?
1) никогда (предложение 11) 2) невольно (предложение 9)
3) никто (предложение 2) 4) ничего (предложение 5)
A7 Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю).
1) выговаривал (предложение 2) 2) проглатывая (предложение 3)
3) выпаливая (предложение 3) 4) жаловался (предложение 15)
B1 Замените разговорное слово ШПАРИЛ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
B2 Замените словосочетание С РЕВОМ ПОГНАЛСЯ (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.
B4 Среди предложений 2-6 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ничего подобного она,(1) конечно,(2) не слыхивала. 6)Снова и снова она показывала,(3) как произносятся носовые,(4) сочетания гласных,(5) просила повторить — я терялся, (6) язык у меня во рту деревенел и не двигался.
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
При ней я крепился,(1) не жаловался и не плакал,(2) но,(3) когда она стала уезжать,(4) не выдержал и с ревом погнался за машиной.
B8 Среди предложений 9-11 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
B9 Среди предложений 14-17 найдите сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной). Напишите номер этого предложения.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
№1. Замените словосочетание С РЕВОМ ПОГНАЛСЯ, построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Напишите получившееся словосочетание.
№2. Укажите слово, в котором
правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице
единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с
–У(Ю)/-Ю(Ю).
1) выговаривал
2) проглатывая
3) выпаливая
4) жаловался
1. Погнался ревя
2. 4) жаловался
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Другие вопросы из категории
хозяина земля что
7.Гусь свинье не
8.Знание в юности это
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Читайте также
конце понял что это не так и помог перейти через дорогу слепым один из низ называл его Вовой но он промолчал он побоялся сказать вдруг они узнают по голосу кто он. Помогите пожалуйста
красоты надо 8-10 предложений стиль текста — описание на завтра помогите пожалуйста ! Я молю Вас!
2.хоттабычу который уснул в неудобном положении приснился ужасный сон
Поставьте знаки припинания восклицательные и т д .
Помогите пожалуйста
Как разобрать по составу слова,слова:
Накопишь,заплечный,прибрежный,плясал,домишко,переходник,запечь,держать?
Помогите пожалуйста.
танкиста» и «Майор привёз мальчишку на лафете».Помогите пожалуйста завтра уже надо сдавать.Буду очень сильно блогадарна,если поможете.
Видео:ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения заданияСкачать
Замените словосочетание с ревом погнался
Замените словосочетание «ударил сильно» (предложение 35), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.
– (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.
(4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек
в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом
с марками, финский нож и пистолет.
(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.
– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?
(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?
– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.
(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:
– (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?
– (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?
– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты .
(27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.
– (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.
(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.
– (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!
(44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.
– (46)Брось. (47)Забудем. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.
(49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.
– (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оська не хотел, чтобы друг заступался за него?»
1) Оська всегда умел за себя постоять, дать сдачи обидчику.
2) Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.
3) Оська был насмешлив, мог метким словом победить любого противника.
4) Оська переживал за друга, который мог пострадать в драке.
2) Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
Николая Федоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Ф Бунакова
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
данного текста: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Приведём пример сочинения-рассуждения в научном стиле.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Ю. Нагибина.
Так, в предложении №4 (Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом с марками, финский нож и пистолет.) для рассказа о новом знакомстве, о котором далее пойдёт в тексте речь, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной, сочинительной. Это позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. В предложении 9 словосочетание «обветшалые сокровища», построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Таким образом, нам удалось доказать, что грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. Поэтому можно утверждать, что прав был лингвист Николай Федорович Бунаков, когда говорил: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
15.2 О непростых проявлениях в человеческих отношениях рассказывает Юрий Нагибин в приведённом тексте.
В начале первой встречи рассказчика с Оськой симпатий к случайному знакомому герой явно не испытывал. Его раздражала заносчивость нового приятеля. Однако, когда Оська не разревелся от удара, а предложил забыть недоразумение, рассказчик понял, что не такой уж и забияка этот Оська, а вполне «нормальный парень». Об этом приведенные строчки текста: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…» Так было положено начало новой дружбы.
Во время встречи Оська вёл себя естественно, он не стремился казаться лучше, чем есть на самом деле: «…при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен» (предложение №52). Оставаться самим собой – качество, заслуживающее уважения. Вот почему герой-рассказчик проникся к новому знакомому симпатией.
Ещё одним поразившим его случаем делится рассказчик. Почему Оська так печётся о Жупане? Какое ему дело до чувств этого Жупана? В предложении 60 находим ответ на этот вопрос: «Не выношу, когда унижают людей…» Тоже достойное отношение к людям, не правда ли?
Чтобы в жизни тебе встретился настоящий друг, надо самому уметь дружить, ведь неслучайна мудрость: «Относись к человеку так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Этому научила рассказчика дружба с Оськой.
15.3 Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома. Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.
Казалось бы, может ли возникнуть дружба между людьми, первая встреча которых оказалась такой. напряжённой? Мы видим, какое раздражение вызвало у рассказчика заносчивое и даже надменное поведение гостя. Знаем, что не обошлось без драки, после которой Оська извинился и протянул руку перемирия. Автор пишет, что «это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло» в нём душу. Возможно, именно в эту секунду между ребятами установилась та связь, что объединяет только друзей.
О дружбе длинною в жизнь рассказывает Людмила Улицкая в книге «Зелёный шатёр». А началось всё с того, что в класс принесли котёнка, и, чтобы спасти его от мальчишек, начавших мучить малыша, трое ребят объединились, спрятали малыша и уже из школы вышли вместе. Их объединил котёнок, и этот случай, как пишет Людмила Улицкая, стал тем крючком, той нитью, что связала ребят на долгие годы.
Друзья, обретённые в детстве — это самые верные друзья. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них.
📸 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
ФразеологизмыСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Задание 6 | Сложные случаи (заменить слово) | ЕГЭ по русскому языку с твоей русичкойСкачать