- Тестовая часть ОГЭ русский язык
- (1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.(2) Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. (3)Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. (4)Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. (5)Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка. (6)Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.. (7)Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. (8)В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. (9) Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. (10)Но самое главное — то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. (11)Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. (12)То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. (13)То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. (14)Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон.(15) По дороге заехал в деревню, наказал Степке, чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду. (16)Белый гусь уже был там. (17)Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. (18)Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. (19)Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада.
- (20)Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. (21)Я едва успел отгородиться велосипедом.
- (22)— Вот собака! — сказал прибежавший Стёпка— Другие гуси как гуси, а этот. Никому прохода не дает. (23)У него сейчас гусята, вот он и лютует. (24) Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы (25) — А мать-то их где? — спросил я. (26) — Гусыню машина переехала. (27)Гусь продолжал шипеть. (28) — Легкомысленная ты птица!(29) А еще папаша! (30)Нечего сказать, воспитываешь поколение. (31)Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (32)Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. (33)Вот туча краем накатилась на солнце. (34)Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. (35)Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе. (36)Луг потемнел, будто в сумерки. (37)Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх. (38)Гуси перестали щипать траву, подняли головы. (39)Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. (40)Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. (41)Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. (42)Гуси, растопырив крылья, полегли в траву.(43) Под ними спрятались выводки.. (44)Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина. (45)Я выглянул из-под плаща. (46)По лугу волочились седые космы града.(47) Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. (48)Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (49)Град бил его по голове,
- гусь вздрагивал и прикрывал глаза.(50) Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. (51)Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. (52)Туча свирепствовала с нарастающей силой. (53)Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. (54)На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
- Тесты для подготовки к ОГЭ.
- Просмотр содержимого документа «Тесты для подготовки к ОГЭ.»
- Замените словосочетание ледяные горошины
- 🌟 Видео
Видео:Замените словосочетание «красота души»,синонимичным словосочетанием со связью согласование.Скачать
Тестовая часть ОГЭ русский язык
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методические материалы по подготовке к ОГЭ
Кобелева Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 82»
Прочтите текст и выполните задания 2 — 14
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
(1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.(2) Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
(3)Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. (4)Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. (5)Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.
(6)Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши..
(7)Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. (8)В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. (9) Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков.
(10)Но самое главное — то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. (11)Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. (12)То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. (13)То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега.
(14)Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон.(15) По дороге заехал в деревню, наказал Степке, чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду.
(16)Белый гусь уже был там. (17)Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. (18)Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. (19)Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
(20)Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. (21)Я едва успел отгородиться велосипедом.
Видео:ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения заданияСкачать
(22)— Вот собака! — сказал прибежавший Стёпка— Другие гуси как гуси, а этот. Никому прохода не дает. (23)У него сейчас гусята, вот он и лютует. (24) Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы
(25) — А мать-то их где? — спросил я.
(26) — Гусыню машина переехала. (27)Гусь продолжал шипеть.
(28) — Легкомысленная ты птица!(29) А еще папаша! (30)Нечего сказать, воспитываешь поколение.
(31)Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (32)Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. (33)Вот туча краем накатилась на солнце. (34)Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. (35)Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе. (36)Луг потемнел, будто в сумерки. (37)Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх.
(38)Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
(39)Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. (40)Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.
(41)Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. (42)Гуси, растопырив крылья, полегли в траву.(43) Под ними спрятались выводки..
(44)Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.
(45)Я выглянул из-под плаща. (46)По лугу волочились седые космы града.(47) Гуси замерли в траве, тревожно перекликались.
(48)Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (49)Град бил его по голове,
Видео:Разберем самые сложные задания ОГЭ | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
гусь вздрагивал и прикрывал глаза.(50) Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. (51)Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
(52)Туча свирепствовала с нарастающей силой. (53)Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. (54)На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
(55)Гуси не выдержали и побежали. (56)То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. (57)Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
(58)А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. (59)Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые еще успели добежать.
(60)К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пиленого сахара. (61)Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. (62)В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. (63)Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
(64)Луг, согретый солнцем, снова зазеленел.(65)И только на его середине никак не растаивала белая кочка. (66)Я подошел ближе.(67) То был Белый гусь.
(68)Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. (69)По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
(70)Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.
2. Почему гусю следовало бы присвоить воинское звание адмирала?
1)В силу своего высокого положения в лугах он жилбеспечно и вольготно.
2) Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши..
3) Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
4) Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
3. Укажите предложение , в котором средством выразительности является метафора.
Вот туча краем накатилась на солнце.
Туча росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом.
Луг потемнел, будто в сумерки.
4. Из предложений 5 – 11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «находиться вблизи чего-то».
5. Из предложений 55 – 57 выпишите слова, в которых правописание суффикса в причастиях зависит от того, что образованы они от глагола совершенного вида.
6. Замените разговорное слово «долбанёт» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7 . Замените словосочетание « ледяные горошины» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 37.
9. Среди предложений 45 – 50 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, (1) на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши..
Одним словом, (2) Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. Ему безраздельно принадлежали отмели, (3) которым не было равных по обилию тины, (4) ряски, (5) ракушек и головастиков.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Этой весной, (1) как только пообдуло проселки, (2) я собрал свой велосипед, (3) приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, (4) наказал Степке, (5) чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду. Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, (6) залюбовался я птицей.
13. Среди предложений 22 — 27 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 40 — 49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Видео:Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Тесты для подготовки к ОГЭ.
Тесты для подготовки к ОГЭ. Тренировочный материал .
Просмотр содержимого документа
«Тесты для подготовки к ОГЭ.»
Тесты для подготовки к ОГЭ .
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.
(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, — он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
(10) «Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою. «- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.
(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.
(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)»В них помощь найдешь», — были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.
(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.
(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»
Он любил писать письма.
Он хотел устроить судьбы своих детей.
Ему нечего было делать.
Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Беловы еле сводили концы с концами.
Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
4Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.»
5Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»
6Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 15.
9Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) — он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.
Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою. «- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.
13Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(1) Никита Оленев снимал верхние апартаменты в богатом старинном доме на углу Сретенки и Колокольникова переулка. (2) Крутое, в два излома, крыльцо вело на второй этаж. (3) Три теплых помещения, два холодных, обширные сени и балкончик в затейливой резьбе — истинно княжеское помещение. (4) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков. (5) Когда Никита был при деньгах, Гаврилу то и дело гоняли вниз с кувшином, а потом гурьбой шли в баню, ломая во дворе свежие березовые веники, чтобы как следует попариться.
(6) Воскресный день Никита проводил дома. (7) Он лежал в подушках на лавке, укутав ноги одеялом, и пытался читать. (8) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.
(9) — Ты зачем, чернокнижник, эти подозрительные рецепты в дом притащил? (10)Людей травить?
(11) — Грех вам, Никита Григорьевич, говорить такое. (12) Вы знаете, я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев.
(13) — Слова-то выучил -«компонентов»! (14) Фу, горечь какая! (15) И кисло, — сморщился Никита, выпив лекарство. — (16) Опять «незначительное количество незрелых померанцев»? (17) А почему воняет мерзко?
(18) — В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила. — (19) Незрелые померанцы идут для других целей.
(20) — Мне бы лучше незначительное количество спиртовой настойки да со зверобоем. (21) Это мне больше поможет.
(22) — Спирт при вашем телосложении зело вреден. — (23) Гаврила вздохнул. — (24) Яд он при вашем телосложении. (25) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.
(26) Никита рассмеялся.
(27) — Мне-то хоть латынь не переводи, эскулап. (28) Латынь для твоего телосложения — яд!
(29) Камердинер с отвлеченным видом уставился в окно.
(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Гаврила подозрительные рецепты в дом притащил»?
1) Для изобретения «различных снадобьев».
2) Лечить Никиту.
3) Делать настои для бани, когда туда пойдёт Никита.
4) Он коллекционировал рецепты.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.
2) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.
3) В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила.
4) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.
4Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».
5Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н, то в нём пишется НН».
6Замените просторечное слово ВОНЯЕТ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ (предложение 4), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 27.
9Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
— Грех вам,(1) Никита Григорьевич,(2) говорить такое. Вы знаете,(3) я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев. — Фу,(4) горечь какая! И кисло,(5) — сморщился Никита,(6) выпив лекарство.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.
Намедни он перепил морсу со льда,(1) и у него болело горло,(2) мучил то озноб, (3)то жар, (4) и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.
13Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(1)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. (2)Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
(3)Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. (4)Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. (5)Я едва успел отгородиться велосипедом.
(6)– Вот собака! – сказал прибежавший деревенский мальчик. (7)–Другие гуси как гуси, а этот. (8)Никому прохода не даёт. (9)У него сейчас гусята, вот он и лютует.
(10) Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (11)Она росла, поднималась серо-сизой тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. (12)Гуси перестали щипать траву, подняли головы. (13)Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. (14)Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. (15)Под ними спрятались выводки.
(16)Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина. (17)Я выглянул из-под плаща. (18)По лугу волочились седые космы града.(19)Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (20)Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. (21)Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
(22)Туча свирепствовала с нарастающей силой. (23)Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. (24)На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
(25)Гуси не выдержали и побежали. (26)То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк.(27)Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссечённый градом, поникал в траву.
(28)А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. (29)Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши – те немногие, которые успели добежать. (30)К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
(31)Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. (32)Луг, согретый солнцем, снова зазеленел.
(33)На середине луга никак не растаивала белая кочка. (34)Я подошёл ближе. (35)То был Белый гусь. (36)Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.
(37)Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Белый гусь угрожающе шипел на прохожих?»
1) Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
2) –Другие гуси как гуси, а этот.
3) У него сейчас гусята, вот он и лютует.
4) Белый гусь сидел, высоко вытянув шею.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка.
2) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.
3) По лугу волочились седые космы града.
4) Туча промчалась так же внезапно, как и набежала.
4Из предложений 12-15 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости-глухости последующего согласного.
5Из предложений 10-12 выпишите слово, в котором правописание безударного суффикса зависит от суффикса неопределённой формы глагола.
6Замените разговорное слово «лютует» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7Замените словосочетание «ледяные горошины» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 14.
9Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось,(1) она, (2) как мешок, (3) распоролась вся, (4) от края и до края. (24) На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, (5) отскакивали, (6) сталкивались белые ледяные горошины. (31) Туча промчалась так же внезапно, (7) как и набежала.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она росла, (1) поднималась серо-сизой тяжёлой стеной, (2) без просветов, (3) без трещинки, (4) и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Гуси перестали щипать траву, (5) подняли головы. Я едва успел набросить на себя плащ, (6) как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, (7) растопырив крылья, (8) полегли в траву. Под ними спрятались выводки. Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, (9) и к моим ногам скатилась белая горошина.
13Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным времени. Напишите номера этих предложений.
14Среди предложений 16-22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Замените словосочетание ледяные горошины
Задание №2168.
Синтаксический анализ словосочетаний и слов. ОГЭ по русскому
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «кромка льда», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Пояснение:
Заменим словосочетание «кромка льда», построенное на основе управления, на словосочетание «ледяная кромка» со связью согласование.
Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова. При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже: частые встречи, третий ряд, честный сотрудник, новый дом.
Показать ответ
ледяная кромка
Источник: ОГЭ 2020. Русский язык. 30 вариантов. Под ред. Н.А. Сениной
Сообщить об ошибке
🌟 Видео
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Словосочетание. Примыкание.Скачать
Разбор ОГЭ по русскому — как написать на "5"? | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Разбор ОГЭ по русскому 2024. Вариант 20. Дощинский Цыбулько | Лина Гагарина - Онлайн Школа EXAMhackСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Разбор теста ОГЭ - 2019 [IrishU]Скачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Окружающий мир 4 класс Перспектива. ТЕМА "ОЗЁРА - КРАСА ЗЕМЛИ" с.66-69Скачать
ОГЭ Русский языкСкачать