- Клише в письменной речи юриста
- Лингвистические термины
- Вопросы для самопроверки
- Примерный план практического занятия
- Судебное протоколирование как вид юридического письма: рабочая программа спецкурса для слушателей Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии мю РФ Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
- Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Матвеева Ольга Николаевна
- Текст научной работы на тему «Судебное протоколирование как вид юридического письма: рабочая программа спецкурса для слушателей Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии мю РФ»
- 🔍 Видео
Видео:ВСЕ КЛИШЕ для сочинения ЕГЭ по русскому языку за 10 минут. Четко и без водыСкачать
Клише в письменной речи юриста
Вюридической речи клише получают отпечаток правовой сферы общения. Клишированными считаются те специфические устойчивые единицы юридического характера, которые являются необходимыми конструктивными элементами нормативных процессуальных актов, способствующими однозначному, краткому выражению мысли. В понятие клише включаются устойчивые предикативные единицы (расследованием установлено, допрошенный в качестве обвиняемого виновным себя (не) призвал, дело выделено в отдельное производство, виновность доказана, предъявлено обвинение и др.), синтаксические глагольно-именные конструкции (признать потерпевшим, принять к производству, руководствуясь статьей, возбудить уголовное дела, вменить в вину, применить статьюи др.), лексические стандарты: а) составные термины: обвинительное заключение, очная ставка, опись имущества, предварительное расследование, уголовное дело и др., б) фиксированные именные построения: в присутствии, с участием, в соответствии с требованием статьи, с соблюдением требований, на основании изложенногои т. д.
Нередко, к сожалению, приходится наблюдать в процессуальных актах употребление уродливых штампов вместо клише, напр.: уголовное дело производством прекращено вместо: производство уголовного дела прекращено; или: отложить дело слушанием. Надо: отложить слушание дела.
176 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста
Штампы в профессиональной речи юристов чаще всего появляются в результате избыточных словосочетаний, которые образуются в речи из-застремления к уточнению каких-либо обстоятельств: уголовное дело по обвинению (слово по обвинению лишнее, так как есть слово уголовное; после слова дело нужна фамилия обвиняемого). Следователь по особо важным делам пишет: Произведенным по уголовному делу предварительным расследованием, установлено следующее. Сборник «Процессуальные акты предварительного расследования» (1991) дает этот многословный штамп во всех документах как образец для подражания. Зачем столько лишних слов? Лишним является словосочетание произведенным по уголовному делу предварительным: если установлено, значит, расследование было произведено; слово предварительным лишнее, потому что обвинительное заключение составляется только после предварительного расследования; лишним является и слово следующее.
Именно из-за стремления к различным уточнениям юристы придумали такие речевые штампы: следователь следственного отдела (следователь РОВД и прокуратуры работает только в следственном отделе, поэтому следственного отдела — лишнее); пинать ногами (ничем иным, кроме ног, пинать нельзя, значит, ногами — лишнее)*.
А ведь на подобных ошибках учатся молодые следователи и воспринимают их как норму. В результате из-под их пера появляются такие же штампы: Будучи привлеченный и допрошенный (слово будучипочти во всех случаях создает многословие; ненужность слова привлеченный объясняет последующий текст: если допрошен в качестве обвиняемого, значит, привлечен к уголовной ответственности); или: Допрошенный по существу предъявленного ему обвинения по ч. . ст. . ; или: В предъявленном ему обвинении в преступлении, предусмотренном ч. . ст. . виновным себя признал**.
В результате употребления слова беспричиннобез учета его значения в речи юристов появился штамп беспричинно, из хулиганских побуждений (хулиганские побуждения являются причиной хулиганских действий, поэтому слово беспричинно лишнее). Очень хорошо разъяснил эту ошибку адвокат Н. П. Кан: «Позвольте спросить, из каких источников обвинительная власть почерпнула столь неожиданный тезис о гнусном умысле и о беспричинном, а значит, по понятию следователя, хулиганском ударе ножом? Таких источников вы нигде не найдете. Когда-то действительно хулиганские
* Вариант правки этих штампов дан на с. 177.
** Даже в сб. «Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные образцы» (1991) отмечены подобные ошибки. См. с. 165, 169, 177.
Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 177
проявления определялись как беспричинные действия. Более глубокое заблуждение трудно найти, ибо ни в природе, ни в обществе беспричинных явлений не существует. Хулиганство, как и любое явление, детерминировано определенными факторами» 6 .
Таким образом, ошибочно соединенные слова, употребляемые бездумно, выражают мысль многословно, неточно. Социологами подсчитано, что около 30% рабочего времени юриста занято составлением различных процессуальных актов. Посчитайте, сколько времени сэкономит следователь, употребляя вместо многословных уродливых штампов лаконичные клише.
Сопоставим некоторые юридические клише и штампы:
Штампы — вредители | Клише — помощники |
стал пинать ногами | стал пинать или: наносить удары ногами |
беспричинно, из хулиганских побуждений | из хулиганских побуждений |
следователь следственного отдела РОВД | следователь РОВД (прокуратуры) |
уголовное дело производством прекратить | производство уголовного дела прекратить |
уголовное дело по обвинению по статье. УК РСФСР | уголовное дело (№, фамилия), обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. _ УК РСФСР |
Произведенным по уголовному делу предварительным расследованием установлено следующее | Расследованием установлено |
Будучи привлеченный и допрошенный в качестве обвиняемого по ч. ст.. УК РСФСР виновным себя в предъявленном обвинении признал и по существу предъявленного обвинения показал | 1) (фамилия в дат. пад.) было предъ- явлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. _ ст. _ УК РСФСР 2) Допрошенный в качестве обви- няемого (фамилия в им. пад.) винов- ным себя признал и показал |
На основании изложенного и руководствуясь ст. . УПК РСФСР | На основании изложенного, руководствуясь ст. _ УПК РСФСР |
Принятыми мерами розыска установлено | В результате принятых мер установлено |
Юристу необходимо использовать слова и юридические формулировки обдуманно, тем самым повышать качество и воспитательное значение процессуальных актов.
178 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста
§ 3. Клише в судебной монологической речи
Клише юридического характера частотны не только в письменной речи, но и в устной речи участников судебных прений, где составляют от 15 до 23% языковых средств.
Следует сказать, что современная судебная речь в аспекте использования языковых средств резко отличается от речей русских дореволюционных судебных ораторов. Юристами выражается мнение, что современная судебная речь походит на деловое, профессиональное обсуждение, когда различные точки зрения высказываются без излишних эмоций 7 .
Сравнительный анализ речей дореволюционных русских юристов и известных советских государственных обвинителей и адвокатов показал, что для речей, произносимых дореволюционными ораторами, отличавшихся глубоким психологическим анализом, юридические клише, как правило, не характерны. В 16 речах государственных обвинителей, опубликованных в 1952 г., их отмечено 178 (примерно 11 стандартов в одной речи); в 7 речах государственных обвинителей, опубликованных в 1964 г., юридические клише встретились 91 раз (примерно 13 — в одной речи). В 13 защитительных речах адвокатов, опубликованных в 1968 г., юридические клише представлены 84 единицами. В устных судебных речах, записанных на магнитные пленки в г. Красноярске, Саяногорске, Томске, Куйбышеве, Перми, Казани, в 20 000 высказываний — 4760 клише, что составило 23,7%. Подсчитано, что прокурор использует в речи в среднем 23—25 клишированных единиц, адвокат — от 20 до 24.
Как видим, наблюдается тенденция к клишированной, стандартизованной речи. Условия общения в судебном процессе постоянны, а тематика обвинительных и защитительных речей, несмотря на разнообразие рассматриваемых дел, имеет присущее ей специфическое, нравственно-правовое направление, и, следовательно, состав характерных языковых средств, используемых в ходе судебных прений, повторяем. Кроме того, ситуация осуществления правосудия требует четких официальных формулировок, предполагает обязательное употребление определенных юридических речевых формул, которые «несут общезначимую, общепонятную информацию для многих граждан. » 8 . Лингвисты отмечают, что готовые, стандартные формулы порождены автоматизмом устной речи 9 .
Клише в современной судебной речи представлены многообразно. Прежде всего это устойчивые фразы, типичные для юридического подстиля. В них все определено вплоть до лексическо-
Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 179
го состава и порядка слов: уголовное дело выделено в отдельное производство; предъявлено обвинение; виновность, доказана; собраны доказательства; судимость (не) погашена; рассматривается уголовное дело; виновность подтверждается; органы предварительного следствия квалифицировали действия по статье»; наступает ответственность; не оспариваю квалификацию преступления; прошу определить меру наказания; материалы дела подтверждают».
В значительно большей степени представлены клише номинативного характера, организованные путем присловной связи. Это глагольно-именные клише, основанные на несвободном употреблении глагола, имеющего в составе данной единицы ослабленное лексическое значение; зависимые именные формы имеют более определенное лексическое значение, поэтому более информативны. Это такие построения: предъявить обвинение, исследовать доказательства, причинить ущерб, отбывать наказание, поставить на учет, передать на поруки, исключить из обвинения, квалифицировать по статье, находиться под стражей.
Довольно часто в глагольных клише падежно-предложная форма требует определяющего компонента, без которого данная конструкция является незавершенной. Определения же придают существительным более узкое значение, уточняют объем выражаемого понятия, напр.: вынести частноеопределение, рассматривать уголовноедело, нести уголовнуюответственность, учинить хулиганскиедействия, причинить телесныеповреждения, совершить аморальныйпроступок.
Глагольно-именные юридические клише характерны для нормативных и процессуальных актов. Их распространенность в судебной речи определяется несколькими факторами. Прежде всего глагольные клише часто являются терминами, а «в отношении терминов, — пишет В. И. Царев, — нужно следовать языку закона» 10 , так как они более точно, чем глагол, называют действие или признак: возместить ущерб (не уплатить), вменить в вину (не обвинить), причинить телесные повреждения (не избить). Кроме того, в глагольных клише нередко не только указывается на факт действия, но и выражаются определенные смысловые оттенки: находиться под стражей — значит «быть в заключении», причинить телесные повреждения — «причинить ущерб здоровью» и др. Смысл подобных клише ограничен и потому более точен. Далее. Глагольно-именные клише, как правило, невозможно заменить глаголом, напр.: преступить закон, совершить преступление, квалифицировать действия, применить статью.
180 Часть И. Функционирование языковых единиц в речи юриста
На основе глагольных стандартов образовались многие именные клише, напр.: похищение личного имущества граждан, угон автотранспортного средства, отсрочка наказания несовершеннолетними т.д. Большинство именных клише образовалось в результате того, что многие существительные в силу своей семантики в профессиональном языке юристов информативно недостаточны и требуют уточняющей зависимой формы слова. Тогда в них объективируются сложные понятия, закрепленные в правовой сфере, существенные признаки которых не могут быть выражены одним словом. Это составные термины, лексическая неразложимость которых создается закрепленным за ними юридическим понятием. Среди них нередки конструкции, связанные с выражением оценки действий, состояний, но лишенные экспрессивности; это такие, как мягкое наказание, вредные последствия, тяжкие последствия, из корыстных побужденийи др.
Используются судебными ораторами и сложные именные клише, которые состоят из трех и более знаменательных слов: кратковременное расстройство здоровья, паразитический образ жизни, особо опасный рецидивист и др.
Клише неравномерно распределяются в речи в зависимости от темы структурно-композиционных частей. Зоной сгущения клишированных единиц являются такие композиционные части, как «Анализ обстоятельств дела» (8,75%), «Юридическая квалификация преступления» (8,95%), «Соображения о мере наказания» (3,6%). Анализируя обстоятельства дела, судебный оратор называет источники доказательств, правоохранительные органы, преступные действия подсудимого, результат процессуальных действий. Для «Квалификации преступления» характерны клише, называющие состав преступления, квалифицирующие признаки, процессуальные действия, документы. Выражая соображения о мере наказания, оратор употребляет клише, называющие виды наказания.
Кроме юридических стандартов, в советский период в тексте судебной речи употреблялись клише публицистического стиля. Они характерны были для речей Н. В. Крыленко и Р. А. Руден-ко. Вот некоторые из них: за честь, свободу и независимость своей Родины, прогрессивное человечество, миролюбивые народы, с чувством глубокого удовлетворения, заклеймить позором, под неослабным наблюдением и т. д. Наибольшее количество их отмечено во вступлении (как правило, в речи прокурора),
Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 181
где дается общественно-политическая оценка совершенного подсудимым.
Это следующие конструкции: подрастающее поколение, гармоническое развитие личности, овладевать знаниями, платить трудом, духовные и материальные богатства, стоять на страже интересов, священный долг, трудовая дисциплина и др. Моральный и общественный облик подсудимого адвокат раскрывал, как правило, стандартно, с помощью публицистических клише: заниматься общественно полезным трудом, претворить в жизнь, любовь к труду, в рядах Советской Армии, трудиться на производстве, приносить пользу обществу, принимать активное участие.
В заключении, где указывается на уроки, извлеченные из судебного процесса, употребляются клише жизненная школа, приносить пользу обществу, оправдать доверие.
Таким образом, определенные стандарты как бы прикреплены к определенным структурно-композиционным частям судебной речи. Фактор темы ведет к отбору таких языковых средств, которые позволяют наиболее адекватно выразить данное содержание. Клише юридического и публицистического характера, регулярно используемые в судебной речи, воспринимаются как закономерное, нормативное явление. Клишированность понимается как упорядоченность коммуникативной деятельности 11 .
Лингвистические термины
Номинативный— называющий. Предикативная единица— предложение.
Вопросыдля самопроверки
1.Что такое клише? Какова их функция в деловой речи? 2. Что такое речевой штамп? 3. В чем разница между клише и речевым штампом? 4. Почему юристам важно различать эти явления? 5. Какие разновидности штампов Вы знаете? 6. Какой отпечаток имеют клише в юридической речи? Приведите примеры. 7. Какие конструкции входят в понятие «юридические клише»? 8. Приведите примеры речевых штампов, характерных для речи юриста. 9. Характерны ли клише для судебной монологической речи? Как относятся к этому юристы? Какова точка зрения лингвистов? 10. Назовите разновидности юридических клише. 11. Какая закономерность в употреблении клише судебными ораторами?
182 Часть И. Функционирование языковых единиц в речи юриста
Примерный план практического занятия
Теоретическая часть
1. Канцеляризмы. Определение понятия.
2. Речевые клише и штампы. Причины появления штампов, их разновидности.
3. Канцелярит. Его характерные признаки.
Практическая часть
Задание 1.Приведите несколько примеров именных, глаголь-но-именных клише из УК РСФСР, УПК РСФСР, ГК РФ, ГПКРСФСР. Ответьте, какова их функция в языке закона; где, кроме закона, они еще уместны; в каком случае они станут канцеляризмами.
Задание 2.Отметьте в постановлении клише и штампы. Объясните, когда юридические клише превращаются в речевые штампы. Исправьте допущенные следователем ошибки.
о применении меры пресечения в виде личного поручительства
16 августа 1987 г. г. Красноярск
Следователь следственного отдела Управления внутренних дел исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов капитан милиции Тузлов В. К., рассмотрев материалы уголовного дела № 143 об обвинении Постникова Якова Петровича в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 211 УК РСФСР,
Постников Я. П. 14 августа 1987 года грубо нарушил правила движения автотранспорта. Во время езды на принадлежащем ему автомобиле сшиб Турки-ну М. П., причинив ей менее тяжкое телесное повреждение.
Учитывая, что Постников Я. П. оказал потерпевшей первую помощь, виновным себя признал полностью, что нет оснований считать, что он будет мешать установлению истины по делу, что Сухарев Андрей Иванович, Сокушин Петр Савельевич поручились за надлежащее поведение и своевременную явку Постникова Я. П. по вызову следователя и суда, руководствуясь ст. 89, 91, 92 и 94 УПК РСФСР,
В отношении Постникова Я. П. применить меру пресечения — личное поручительство Сухарева А. И. и Сокушина П. С, о чем объявить обвиняемому Постникову Я. П. и его поручителям.
Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 183
Постановление нам объявлено 17 августа 1987 г. Поручители:
Постановление мне объявлено 17 августа 1987 г. Обвиняемый
Следователь капитан милиции
Задание3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов, речевых штампов.
1. Мы намечаем встречу где-то в районе 18 часов. 2. Прошлым летом я с сыном проживал в г. Николаеве у дальних родственников. 3. На ближайшем собрании мы запросили руководство завода о причинах невыполнения плана. 4. В летнее время взрослые и дети отдыхают буквально во всех уголках нашего района, где не исключена возможность обнаружить взрывоопасные предметы, которые за истечением времени могут взорваться. 5. Он вышел из состояния равновесия и упал. 6. По объяснению подсудимой, она не могла унести папки, купленные ею в магазине, по причине несения арбуза. 7. Он покончил жизнь путем погружения в воду. 8. Заплесневевшая томат-паста была подвергнута уничтожению путем зарытая в яму. 9. Ямов ударил меня в область лица, в район правого уха. 10. О случившемся Генкин не знал вследствие недоведения до его сведения обстоятельств дела со стороны Щегол свой. 11. Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего по вопросу грабежа. 12. Поливая зеленые насаждения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, которую она ревновала к мужу. 13. Будучи привлеченный и допрошенный в качестве обвиняемого Кувалдов виновным себя признал частично. 14. Произведенным по уголовному делу предварительным расследованием установлено следующее. 15. Предварительное следствие по уголовному делу по обвинению Шарапова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 144 УК РСФСР, производством закончено. 16. Его зарплата где-то в районе 300 000 рублей.
Задание 4.Замените данные ниже слова и словосочетания клишированными построениями.
Запрет на выезд. Рассказать о случившемся. Пьяный. Побои. С целью хулиганства. Вещи, свидетельствующие о виновности. Договоренность преступников. Хулиганить в общественном месте. Сознаться в преступлении. Дать оценку действиям. Быть в заключении. Место, где пишут приговор. Осудить. Принудительное отобрание имущества осужденного.
Задание 5. Прочитайте защитительные речи Я. С. Киселева по делу Лесиной и по делу Левчинской. Посмотрите, характерны ли для них канцеляризмы, юридические клише, речевые штампы.
Задание 6. Из судебных речей местных судебных ораторов выберите примеры юридических клише, речевых штампов. Докажите уместность или неуместность их в судебной речи.
Задание 7.Проанализируйте, кто из ваших знакомых или преподавателей употребляет речевые штампы. Подумайте, с чем связано их появление в речи. Сделайте вывод, штампы какого типа чаще всего используются в речи. Сообщите об этом на семинаре. Подумайте, как сказать об этом людям, допускающим подобные речевые погрешности. Последите за своей речью.
184 Часть И. Функционирование языковых единиц в речи юриста
Задание 8. В сборнике «Процессуальные акты. » (1991) на с. 159, 166, 173, 174, 175, 177, 178, 180 ликвидируйте речевые штампы, заменив их клишированными построениями.
Задание 9. Ликвидируйте речевые штампы в обвинительном заключении по делу Плескацевича (см. с. 314).
Задание10. Расскажите своим друзьям, знакомым о канцелярите, помогите им воспитать языковой вкус. Обратите внимание, не связано ли неуместное появление канцелярской лексики в речи с профессией говорящего.
Задание 11. Проведите импровизированную беседу со следователями на тему «Клише и штампы в речи юриста». Убедите следователей в нецелесообразности использования речевых штампов, предостерегите их от возможных ошибок.
Ответык заданию 4: подписка о невыезде, дать показания, в нетрезвом состоянии (в состоянии алкогольного опьянения), телесные повреждения, из хулиганских побуждений, вещественные доказательства, преступный сговор, нарушать общественный порядок, признать себя виновным, квалифицировать действия, находиться под стражей, совещательная комната, определить меру наказания, конфискация имущества.
Видео:Клише и штампы: слова клише и плохо ли это?Скачать
Лингвистические термины
Предикативная единица — предложение.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Вопросы для самопроверки
- 1. Что такое клише? Какова их функция в деловой речи?
- 2. Что такое речевой штамп? 3. В чем разница между клише и речевым штампом? Почему юристам важно различать эти явления? 4. Какие разновидности штампов вы знаете? 5. Какой отпечаток имеют клише в юридической речи? 6. Какие конструкции входят в понятие «юридические клише»? 7. Приведите примеры штампов, характерных для речи юристов. 8. Характерны ли клише для судебной монологической речи? Как относятся к этому юристы? Какова точка зрения лингвистов? 9. Чем обусловлена категория оценочное™ в праве? 10. Что такое оценочные понятия? 11. Назовите разновидности юридических клише. 12. Какая закономерность имеет место в употреблении клише судебными ораторами?
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Примерный план практического занятия
- 1. Канцеляризмы. Определение понятия.
- 2. Речевые клише и штампы. Причины появления речевых штампов. Разновидности штампов.
- 3. Канцелярит. Его характерные признаки.
- 4. Оценочные понятия. Их функции в праве. Оценочные понятия с точки зрения лингвистов.
Задание 1. Прочитайте гл. 6 «Канцелярит» из книги К. Чуковского «Живой как жизнь» 1 . Дайте определение этого явления. Выразите свою точку зрения, чем вреден канцелярит.
Задание 2. Расскажите, что обозначают данные составные термины и в каких отраслях права они употребляются.
Присяжные заседатели, индивидуальный предприниматель, третье лицо, жилое помещение, трудовая книжка, вещественные доказательства, крайняя необходимость, доверительное управление, исправи- [1]
тельные (обязательные) работы, безвестно отсутствующий, транзит товаров, установление отцовства, работа по совместительству, арестный дом.
Задание 3. Отметьте в документах, данных в приложениях, клише; определите их функции в тексте. Выявите, когда клише превращаются в речевые штампы. Исправьте найденные вами ошибки. Объясните свою правку.
Задание 4. В приложении к УПК РФ (с. 237—543) проследите, какие клише характерны для определенных видов документов. Постарайтесь найти ошибки в оформлении клише. Исправьте ошибки.
Задание 5. Замените данные ниже слова и словосочетания клишированными построениями.
Запрет на выезд. Рассказать о случившемся. Пьяный. Побои. С целью хулиганства. Вещи, свидетельствующие о виновности. Договоренность преступников. Хулиганить в общественном месте. Сознаться в преступлении. Дать оценку действиям. Быть в заключении. Место, где пишут приговор. Осудить. Принудительное отобрание имущества осужденного.
Задание 6. Расскажите своим друзьям, знакомым о канцелярите, помогите им воспитать языковой вкус. Обратите внимание, не связано ли неуместное появление канцелярской лексики в речи с профессией говорящего.
Задание 7. Проанализируйте, кто из ваших знакомых употребляет речевые штампы. Подумайте, с чем связано их появление в речи. Сделайте вывод, штампы какого типа чаще всего используются в речи. Сообщите об этом на семинаре. Последите за своей речью.
Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов, речевых штампов.
1. Мы намечаем встречу где-то в районе 18 часов. 2. Прошлым летом я с сыном проживал в г. Николаеве у дальних родственников. 3. На ближайшем собрании мы запросили руководство завода о причинах невыполнения плана. 4. В летнее время взрослые и дети отдыхают буквально во всех уголках нашего района, где не исключена возможность обнаружить взрывоопасные предметы, которые за истечением времени могут взорваться. 5. Он вышел из состояния равновесия и упал. 6. По объяснению подсудимой, она не могла унести папки, купленные ею в магазине, по причине несения арбуза. 7. Он покончил жизнь путем погружения в воду. 8. Заплесневевшая томат-паста была подвергнута уничтожению путем зарытия в яму. 9. Ямов ударил меня в область лица, в район правого уха. 10. О случившемся Генкин не знал вследствие недоведения до его сведения обстоятельств дела со стороны Щеголевой. 11. Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего по вопросу грабежа. 12. Поливая зеленые насаждения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, которую она ревновала к мужу. 13. Будучи привлеченный и допрошенный в качестве обвиняемого Кувалдов виновным себя признал частично. 14. Предварительное следствие по уголовному делу по обвинению Шарапова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, производством закончено.
Задание 9. Выберите приведенные в данной теме составные термины, классифицируйте их по моделям образования:
- 1) прилаг. (прич.) + сущ.; 2) особо + прилаг. + сущ.; 3) сущ. + + падеж, форма сущ.; 4) прилаг. + сущ. + падеж, форма сущ.;
- 5) прилаг. + сущ. + дат. п. + род. п.; 6) прилаг. + сущ. + прилаг. + падеж, форма сущ.; 7) сущ. + прич. оборот.
Задание 10. Познакомившись с мнением Н. А. Власенко по поводу клише и штампов, проверьте по юридическим словарям значения всех понятий, названных автором, установите разницу между ними; подумайте, возможно ли соотнести их с клише, тем более со штампами. Ответьте, когда образные выражения могут стать штампами. Проверьте, есть ли логичность в рассуждениях автора.
Задание 11. Прочитайте ст. 30, 38, 220, 225 УПК РФ и комментарий к ним. Определите, к какому типу клише можно отнести обвинительное заключение и обвинительный акт. Ответьте, какая разница между этими понятиями.
Задание 12. По словарям иностранных слов познакомьтесь со значением устойчивых словосочетаний юридического характера.
Argumentum ad hominem; Audiatur et altera pars; Circulus vitiosus; Conditio sine qua non; Corpus delicti; Cui bono? Cui prodest?; Ex lege; Fastum probandum; Ibi jus, ubi remedium; In dubio pro reo; Non bis in idem; Pro et contra; Sine ira et studio.
Задание 13. Найдите окончания поговорок, выписанных из словаря В. И. Даля. Попробуйте объяснить причины их появления. Подготовьте 5-минутное сообщение на тему «Суд и правосудие».
Задание 14. В «четкие юридические формулы» вставьте недостающие слова и в закрашенных клетках прочитайте, как называются эти структуры.
1. Приемная . 2. Земельный . 3. Сторона . 4. Соглашение . 5. Срок . 6. Судебный . 7. Обоснованный . 8. Обязательные . 9. Прямой .
Задание 15. В строки, обозначенные цифрами, впишите пропущенные существительные. Число букв в них обозначено цифрами. Затем буквы, обозначенные цифрой в кружке, вставьте в сетку и прочитайте название кроссворда.
По горизонтали: Предварительный . (6). Погашение . (9). Моральный . (4). . случайной гибели имущества (4). Упущенная . (6). Мировой . (5). Оправдательный . (8). Непреодолимая . (4). Фиктивный . (4). Паевой . (5). Заработная . (5). Присяжные . (10). Прямой . (6). Реэкспорт . (7). Земельный . (7). . жительства (5). Судебный . (3). Административное . (10). Гражданский . (3). Гражданский . (5). Бесхозяйные . (4). . места происшествия (5). Предварительное . (9). Исправительный . (5).
По вертикали: Очная . (6). Приемная . (5). Одиночная . (6). Служба . (9). Прения . (6). . давности (4). Исполнительный . (4). Организованная . (6). Массовые . (10). Арестный . (3). Уголовный . (7). Иностранные . (8). Физическое . (4). Меры . (10). Страховой . (5). Охрана . (5). Трудовые . (5). Окружающая . (5). Административное . (9). . с повинной (4). . на добавленную стоимость (5). Публичная . (6).
К заданию 5: подписка о невыезде; дать показания; в нетрезвом состоянии (в состоянии алкогольного опьянения); телесные повреждения; из хулиганских побуждений; вещественные доказательства; преступный сговор; нарушать общественный порядок; признать себя виновным; квалифицировать действия; находиться под стражей; совещательная комната; определить меру наказания; конфискация имущества.
Поговорки: Законы — миротворцы, да законники — крючкотворцы. Что мне законы, коли судьи знакомы. Не бойся суда, бойся судьи. Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет. Дураку закон не писан. Закон что дышло: куда захочешь, туда и воротишь. Правда суда не боится. В суд ногой — в карман рукой. Милость и на суде хвалится. Шемякин суд.
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Судебное протоколирование как вид юридического письма: рабочая программа спецкурса для слушателей Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии мю РФ Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Видео:КАК СОЗДАВАТЬ ПЕРСОНАЖА?//Методы, упражнения и борьба с клише💥Скачать
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Матвеева Ольга Николаевна
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Текст научной работы на тему «Судебное протоколирование как вид юридического письма: рабочая программа спецкурса для слушателей Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии мю РФ»
(Алтайский государственный университет)
СУДЕБНОЕ ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ПИСЬМА: рабочая программа спецкурса для слушателей Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии МЮ РФ
Составление процессуальных документов является важнейшей составной частью процессуальной деятельности. От того, насколько законны и обоснованны, правильно составлены данные документы, зависит качество, эффективность, а иногда и законность этой деятельности.
Главная задача секретаря судебного заседания — ведение протокола судебного заседания, важного процессуального документа, в котором зафиксирован ход судебного процесса. Бытует мнение, что составление протокола не требует каких-либо серьезных познаний, а работа секретаря судебного заседания не предполагает особой квалификации. На самом деле составление протокола судебного заседания порождает целый ряд отнюдь не простых вопросов: в каком виде должен входить естественный язык в юридический документ, каковы взаимоотношения естественных и юридических текстов, где проходит граница между переводом устной речи в письменную и искажением смысла при передаче чужой речи, каковы механизмы такого искажения смысла и пр. Если вопросы процессуального содержания протокола еще освещаются в нормативных актах и научной литературе, то язык протокола до сих пор остается белым пятном. Разработанный курс представляет собой попытку в какой-то мере восполнить этот пробел.
По данной программе автором написано учебно-методическое пособие по составлению протокола судебного заседания (языковой аспект), прочитан курс лекций и проведены практические занятия со слушателями Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии Министерства Юстиции Российской Федерации.
Цель обучения: помочь секретарям судебных заседаний овладеть юрислингвистическими знаниями, умениями и навыками по составлению протоколов судебных заседаний, развить общую и профессиональную культуру устной и письменной речи.
Задачи слушателей в ходе освоения дисциплины: — освоить теоретические положения техники юридического письма;
— определить собственный уровень владения техникой юридического письма;
— совершенствовать навыки по составлению судебного протокола.
Содержание курса Лекционные занятия
1. Право и язык: проблемы взаимосвязи
Право и язык как главнейшие средства регламентации социального поведения. Генетический и онтологический аспект связи права и языка. Государственный язык и его функции. Реализация права и язык. Слово как орудие деятельности юристов в сфере правоприменения. Понятие техники юридического письма. Виды юридических актов и особенности техники юридического письма для каждого из них.
2. Речевая коммуникация в процессе судебного разбирательства
История развития судопроизводства: от инквизиционного процесса к состязательному. Судебный процесс как «правовая переработка насилия посредством перенесения насилия в пространство слова и речи». Правосудие и языковая игра. Правосудие и риторика. Речевая ситуация и ее составляющие. Процесс судебного разбирательства как последовательность речевых действий. Задачи и особенности речевых действий каждого участника судебного процесса. Речь как носитель информации об обстоятельствах рассматриваемого дела. Функции секретаря судебного заседания в судебном процессе. Протокол как важный процессуальный документ, фиксирующий ход судебного процесса.
3. Техника составления протокола судебного заседания
Факторы, определяющие выбор языковых средств при составлении официального документа (типовая официально-деловая ситуация, жанр документа, форма документа). Схема протоколирования судебного заседания. Постоянные и переменные элементы содержания протокола и функциональные стили речи. Юридические клише и юридические термины. Особенности записи ответов на вопросы. Особенности номинации. Требования, предъявляемые к лексической, логической, грамматической и графической основам протокола.
4. Устный характер судебной речи и письменная форма ее фиксации
Протокол судебного заседания как вторичный речевой жанр. Общие отличия устной и письменной речи. Особенности устной судебной речи в ходе судебного
разбирательства (синтаксический и лексико-стилистический аспекты). Юридизация устной речи в протоколе судебного заседания. Проблемы адекватной письменной передачи устной речи. Речевые механизмы искажения смысла при передаче чужой речи.
Планы практических занятий 1. Протокол судебного заседания как документ, отражающий ход судебного процесса
1. Протокол как процессуальный документ.
2. Структура протокола и схема протоколирования судебного заседания.
Задания: Сравните фрагменты записей из протокола судебного заседания и соответствующие дословные записи показаний истца и свидетелей на судебном процессе. Текст справа — фрагмент протокола судебного заседания, текст слева — дословная запись показаний истца и свидетелей на процессе. Сделайте выводы о правильности составления протокола, предложите свои варианты протоколирования. (Текст печатается по: Баркалова О., Сидорова Л. О языке судебного протокола / Советская юстиция. 1989. № 16).
Истец — Муж меня бросил в 1978 году. Связался с какой- После расторжения бра-
то бабой и был таков. А то, что сыну было 10 лет, что ка с ответчиком, он
мальчишку надо было поставить на ноги — это ему было уклонялся от выплаты
безразлично. Я думала, что он за водкой хоть про алиментов, за что
алименты не забудет. Сами понимаете, сколько дважды был привлечен
мальчишке всего покупать надо. А у меня зарплата — 110. к уголовной ответствен-
Да куда там! ности.
Алименты пришлось взыскать по суду. Тогда он в бега
подался. Год его искали, алиментов, конечно, никаких.
Нашли, он за Уралом был. Посадили. Год отсидел, вышел
и опять в бега. Еще пару лет пробегал, опять словили. Суд, совещаясь на мес-
Дали новый срок. А как вышел он — так сын уже взрослый. те, объявляет замеча-
Это дело прошлое, но подонок он и есть подонок. Сволочь ние истице за наруше-
последняя. ние порядка в судеб-
Судья — Прошу Вас выбирать выражения. ном заседании.
Истец (всхлипывая) — Я бы не выражалась, я бы. для него
Судья — Я объявляю вам замечание. И говорите,
пожалуйста, по существу.
Истец — Ну, конечно, у нас гласность, а я даже на суде не
могу правду сказать.
Судья — Правду Вы сказать можете и должны, но
только относящуюся к делу — к спору о наследстве.
Истец — А чего там о наследстве говорить? Когда он В период болезни сына
узнал, что сын заболел — рак печени — стал наведываться. при неизвестных мне
Я-то удивлялась: отцовские чувства проснулись. Один раз обстоятельствах в
даже предложил, когда сын совсем плох был, пару дней с период моего отсутствия
ним посидеть, чтоб я могла в деревню к матери съездить. дома было
Ну, я-то сдуру и согласилась. Когда вернулась — вот с того удостоверено завещание
самого дня — он больше ни разу и не зашел. А когда сын на имя ответчика.
через месяц умер, пришел — сразу после 9-го дня это было — Прошу
и начал совать мне в нос завещание, что, мол, сын все ему суд признать это
записал. Я даже сразу и не посмотрела на дату — вижу завещание
только: подпись какая-то странная, а потом н едействительным
сообразила, что завещание составлялось тогда, когда я к ввиду
матери в деревню ездила, но Коленьке-то тогда уже того, что сыну делались
наркотики кололи. внутримышечные
Судья — А что именно, Вы не знаете ? инъекции
Истец — Правидол, кажись. промедола, что в силу
Судья — Промедол требований закона
Истец — Вот-вот. Ну, я и решила в суд подать. Завещание
— то получается липовое.
/ В одном из районных судов слушалось дело о признании
завещания частично недействительным. Некий Якименко
перед смертью завещал все свое имущество племяннику и
своей соседке. Племянник подал иск, настаивал на
признании завещания частично недействительным и
просил суд лишить права наследования соседку дяди,
утверждая, что он один за ним ухаживал./
Судья — Какие отношения были у Вас с наследодателем? Истец
Истец — С дядей, что ли? Неформальные. просит удовлетворить
Судья — Поясните, пожалуйста. свои требования в
Истец — Ну, чего. Болел он последние года полтора — два. части лишения
Я к нему ходил, еду носил, покупал там всякое такое. ответчицы права
Судья — Как часто Вы его навещали? наследования.
Истец — Да почти каждый день.
Судья — В каком состоянии был Ваш дядя последние
Истец — Он-то? Ходил по комнате, медленно правда,
телевизор смотрел, газеты читал.
Судья — Он говорил с Вами о завещании?
Истец — А как же, говорил. Говорил, что я у него
единственный близкий человек. Последний, значит, и он
мне все отпишет.
Судья — А Вы знали, что он еще раньше составил
завещание на Вас и свою соседку?
Истец — Да если бы я это знал, я бы нотариуса позвал
новое написать. А то как же это так получается?
Чужому человеку половину отдать? Да это ведь
нечестно. Вот и прошу суд лишить ее права на
Судья — С какого времени Вы проживали в одной
квартире с умершим Якименко?
Ответчица — Да как мой дом снесли, так мне эту
комнату и дали. Уже 8 лет будет.
Судья — Какие отношения у Вас были с наследодателем?
Ответчица — Да какие? Соседские. Он же такой больной
был, почти двигаться не мог. Жалко ведь. А потом он
один совсем, родных нет. Ну, как не помочь?
Судья — А в чем состояла ваша помощь?
Ответчица — Да какая там помощь? Что себе делала, то и ему: готовлю себе и ему даю, жалко разве? Он к тому же и ел мало, как цыпленок. Ну, хлеб, масло себе покупаю, что же, я ему разве не дам? Подмету, пыль вытру, комната у него небольшая — 9 метров. Сам он не мог это делать, нагибаться не мог. Судья — Вы знали о существовании завещания? Ответчица — Да откуда? Разве можно с больным человеком на такие темы говорить?
Судья — Часто ли Вы видели дома у Якименко его племянника?
Ответчица — Я его всего один раз видела — около года назад. Он приехал, взял какие-то книги и уехал. Я на похоронах его даже не узнала. Судья — Спасибо.
Судья — Можете ли Вы сказать, когда видели завещание? Свидетель — Года два — три тому назад. Судья — А точнее? Свидетель — Боюсь напутать.
Адвокат — А при каких обстоятельствах Вы его видели? Свидетель — Кажется, мы праздновали Новый год. Я помню, была зима.
Адвокат — А где Вы встречали Новый год в этом году? Свидетель — Дома, с семьей. Адвокат — Вы точно это помните?
Свидетель — Что же я сумасшедший? Конечно. Мне до этого несколько лет не удавалось провести Новый год дома.
Адвокат — А что так? Обязательные гости? Свидетель — Да нет, я же летчик. Первым делом, первым делом самолеты.
Адвокат — Ну, хорошо, а в прошлом году Вы где были? Свидетель — В Анкаре.
Ответчица периодически помогала наследодателю по хозяйству.
Адвокат — А в позапрошлом?
Свидетель — Тогда я еще на внутренних линиях был. В
Норильске неделю сидел. Метеорологи погоду не давали.
Адвокат — А до этого?
Свидетель — В больнице.
Адвокат — А еще раньше? Завещание я видел во
Свидетель — Это какой же год? 92-й получается? время празднования дня
Адвокат — Да. рождения.
Свидетель — Тогда я еще в армии служил. Значит, в
Адвокат — Так как же Вы могли видеть завещание на
Свидетель -Я и не говорил, что на Новом году.
Адвокат -Нет, говорили
Свидетель — Да нет же, не говорил.
Судья — Прекратите перепираться. Свидетель,
уточните, когда Вы видели завещание.
Свидетель — Кажется, в прошлом году.
Судья — При каких обстоятельствах?
Свидетель — Это был какой-то семейный праздник.
Наверное, день рождения. Да, точно. День рождения.
Судья — Значит, Вы видели завещание в прошлом году, на
дне рождения наследодателя.
Адвокат — Но это было зимой?
Свидетель — Ну, я же сказал, что был снег.
Адвокат — А Вы не помните, на какой бумаге было
написано завещание: белой или голубой?
Свидетель — Не помню.
Адвокат — А какими чернилами: синими или черными?
Свидетель — По-моему, черными.
Адвокат — Может, отпечатано на машинке ?
Свидетель — Вряд ли . Старик не умел печатать.
Адвокат — Вы говорите о завещании, каким оно должно
быть или каким Вы его видели?
Свидетель — Разумеется, то , что видел.
Адвокат — Так как оно было: на машинке или от руки?
Свидетель — Не помню.
Адвокат ( к суду) — Разрешите задать вопрос ответчику.
Судья — Пожалуйста. Ответчик, встаньте.
Адвокат — Когда день рождения Вашего отца?
Ответчик — 11 августа.
Адвокат ( к свидетелю ) — Что Вы теперь скажете по
Свидетель — Какого снега?
Адвокат — Который был, когда Вы видели завещание.
Свидетель — Ну, может быть, я перепутал.
Адвокат — Так что же Вы нам можете сообщить
конкретно по поводу завещания, кроме его содержания,
которое, кстати говоря, могло Вам стать известным
Свидетель — Вы что, хотите сказать, что я лгу?
Адвокат — Это уже будет решать суд.
2. Устная и письменная речь: проблемы юридизации
1. Особенности официально-делового стиля речи.
2. Судебный протокол как жанр.
3. Юридизация устной речи при составлении протокола судебного заседания. Задания: Предложите варианты протоколирования следующего фрагмента дословно записанной устной речи:
Родители/ когда старый дом продали / деньги отдали мне / Тридцать тысяч/ Я в город приехала/ деньги покрутить решила/ Галина Григорьевна . ну-у/ работает она со мной/ подсказала людей / ну/ к кому обратиться/ Я и обратилась/ Знать бы /где упадешь/ соломки бы подстелила/ Сергей этот/ которого Галька подсказала перепродажей занимался/ Оптом подешевле закупит /подороже продаст/ Купи-продай/ одним словом/ Вот. / значит/. Ну мы с ним деньги в у.е. перевели/ в баксы проще/ Доллар — то тогда шесть деревянных был/ Оно пять тонн и получилось / Первый -то раз все как по маслу / через три месяца/ значит/ отдал все с процентами/ все отдал копейка в копейку/Как
уговаривались/так и получилось/Потом значит время прошло немного / Я уже прикупить решила кое-че/ ну по мелочи/ Вот тут- то он сам и ко мне и пришел / ну и говорит/ Ты бабки-то не потратила? /Я говорю / не успела еще/ Он и попросил/ еще на три месяца на тех же условиях покрутить мои деньги/Я дура и согласилась /
Вот. /значит отдала я ему шесть штук / ну это уже с процентами у меня получилось после первого раза/ на три месяца / Расписку взяла/ как полагается/ она у вас в деле-то есть / Тута я уже не боялася/ Понадеялась на его порядочность / да и в первый раз он день в день деньги -то отдал/ ..Ну в общем во второй раз отдала я ему деньги- то со спокойной душой/ Тем более проценты он обещал каждый месяц заносить мне домой/ А он прикидывался/ интеллигента из себя корчил сраного/Крыса поганая/ Ну принес он в первый месяц-то часть процентов сто баксов/ И говорит извини / не волнуйся /значит/ все нормально бабки крутятся богатой скоро будешь хату говорит / можно будет купить/ И коллега -то моя заверяла / что мужик -то нормальный/ А тут-то кризис этот начался/ я к нему приехала / а он говорит что денег нет Ну я в шоке / наговорила ему / все что думала/ А сама не поверила /попросила мужиков пригрозить ему/ а он крышу из блатных прислал /Ну те и наехали /что я еще и виноватой осталась/ дескать / не надо было угрожать.
3. Судебное протоколирование (тренинг)
1. Посетите судебный процесс, составьте протокол судебного заседания.
2. Сравните свои записи с записанными на магнитную пленку судебными речами.
Отметьте различия между устными и запротоколированными высказываниями,
объясните появление этих различий. Прокомментируйте правильность составления
4. Особенности языка судебного протокола
1. Языковое отражение в протоколе юридически значимых обстоятельств.
2. Юридическая терминология.
3. Юридические клише и штампы.
1. Замените данные ниже слова и словосочетания юридическими клише. Место, где пишут приговор. Осудить. Принудительное отобрание имущества осужденного. Запрет на выезд. Рассказать о случившемся. Пьяный. Побои. С целью хулиганства. Вещи, свидетельствующие о виновности. Договоренность преступников.
Хулиганить в общественном месте. Сознаться в преступлении. Дать оценку действиям. Быть в заключении
2. Проанализируйте предложенные вам протоколы с точки зрения наличия юридических клише и штампов. Какими стандартными выражениями следует воспользоваться для замены штампов, встретившихся в протоколе (прекратить дело производством, отложить дело слушанием и т.п.)?
3. В протокол судебного заседания внесена следующая фраза: » Евстифеева в тот день я видел, когда не помню, поздоровался. Наверное, я видел Евстифеева после избиения Алиева, когда Евстифеев возвращался домой, я сказал Евстифееву, что я «кипишнул » и ушел домой». Выскажите свое мнение по поводу отражения подобной фразы в протоколе, аргументируйте свою точку зрения.
1. Алексеев В. Форма и содержание процессуальных документов/ Советская юстиция. 1973. №4.
2. Баркалова О., Сидорова Л. О языке судебного протокола/ Советская юстиция. 1989. №16.
3. Бояринцева Г.С. Культура речи юриста, 1987.
4. Братухина И.А. Жанр судебного приговора как сфера взаимодействия разных функциональных стилей// Лингвистика как форма жизни: Сб. науч. трудов/ Под ред. П.А. Катышева.- Кемерово, 2002.
5. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997.
6. Гловицкая М.Я. Типовые механизмы искажения смысла при передаче чужой речи// Лики языка. М., 1998.
7. Голев Н.Д. Юридизация естественного языка как юрислингвистическая проблема // Юрислингвистика -3: Проблемы юрислингвистической экспертизы: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул, 2002.
8. Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Изд-во Казанского ун-та , 1986.
9. Губаева Т.В. Стилистико-смысловые свойства протоколов допроса (к проблеме диалогичности официальной письменной речи)// Типология текста в функционально-стилистическом аспекте. Пермь, 1990.
10. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. — Изд-во Казанского ун-та, 1995г.
11. Законодательная техника: Научно-практическое пособие. — М.: Городец, 2000. -272с.
12. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие — М.: Издательство БЕК, 1997. — 348с.
13. Ивакина Н.Н. Клише и штампы в речи юриста/ Советская юстиция. 1990. № 2.
14. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учеб. пособие. М., 2001.
15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
16. Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах// Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1999.
17. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учебное пособие для вузов.- 2000. — 271с.
18. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е Н- М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999. — 560с.
19. Матвеева О.Н Учебно-методическое пособие по составлению протокола судебного заседания (языковой аспект). — Барнаул: Западно-Сибирский филиал Российской правовой академии МЮ РФ, 2001.
20. Медведев М. Прошу занести в протокол. / Домашний адвокат. 1999. № 19.
21. Подголин Е. Юридическая речь в уголовном судопроизводстве/ Советская юстиция. 1985. №20.
22. Протокол судебного заседания / Российская юстиция. 1997. №7. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права/ Вопросы философии. 1996. №4.
23. Сабиров Х.А. Протокол следственных и судебных действий как вид доказательств в российском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2000.
24. Сапунова М.Ю. Неинтенциональное комическое в текстах судебного приговора //Языковая ситуация в России начала 21 века: Материалы Международной научной конференции. Кемерово, 2002.
25. Татарникова Н.М. Юридический протокол как вторичный речевой жанр // Юрислингвистика -3: Проблемы юрислингвистической экспертизы: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул, 2002.
26. Шмелева Т.В. Модель речевого жанр// Жанры речи. Саратов, 1997.
27. Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие. — М., 2000.
28. Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. научн. тр./ Под ред. Н.Д.Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 186 с.
29. Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз.сб. научн. тр. /Под ред. Н.Д.Голева. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2000. — 273 с.
Юрислингвистика-3: Проблемы юрислингвистической экспертизы: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул, 2002.
🔍 Видео
ЕГЭ Русский. Все, что важно знать о сочинении: структура, лайфхаки, клише. На примерах из ЕГЭ-2019Скачать
Клише, которые портят сочиненияСкачать
Сын написал сочинение на 5/5Скачать
Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2023 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без водыСкачать
Пишем сочинение по тексту В.И. Белова из Демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языкуСкачать
Клише и штампы в тексте Как убрать?Скачать
ОГЭ СОЧИНЕНИЕ 9.3 // КАК ПИСАТЬ? // СТРУКТУРА И КЛИШЕСкачать
Какие фразы НЕ нужно писать в сочинении на ЕГЭ? Правильные клише.Скачать
Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). ВидеоурокСкачать
Единица перевода уровень фонем морфем слов словосочетаний предложения текста штампы клише терминыСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Как написать письмо на немецком? DTZ (B1) BriefСкачать
Как избежать речевых ошибок в сочинении?| Русский язык с Нелей Лотман | ЕГЭ 2023 | SMITUPСкачать