Видео:Законы и право Древней Индии | Варно-кастовый строй, законы МануСкачать
Законы ману ударение как
Видео:Законы Ману. Ману-смрити. / Сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний. Веды.Скачать
Словари
Ма́ну зако́ны — наиболее известная из Дхармашастр — сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается мифическому прародителю людей — Ману.
МАНУ ЗАКОНЫ — МА́НУ ЗАКО́НЫ, наиболее известная из Дхармашастр (см. ДХАРМАШАСТРЫ) — сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается мифическому прародителю людей — Ману (см. МАНУ) .
МАНУ ЗАКОНЫ — наиболее известная из Дхармашастр — сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается мифическому прародителю людей — Ману.
Видео:Ману-смрити за 1 минутуСкачать
Please wait.
Видео:Индийские касты. Видеоурок по Всеобщей истории 5 классСкачать
We are checking your browser. gufo.me
Видео:История Древнего мира. #18. Древняя ИндияСкачать
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
Видео:(1) ЗАКОНЫ МАНУ - ЗАКОНЫ ДРЕВНИХ АРИЕВ из серии ДРЕВНИЕ КАНОНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫСкачать
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6b0a9377dec116d3 • Your IP : 85.95.178.142 • Performance & security by Cloudflare
Видео:Законы МануСкачать
Законы Ману
Большое отступление в недалекое и далекое прошлое
В 1913 г. вышел в Петербурге вышел перевод «Законов Ману» (Ману буквально — человек, здесь переводится как прародитель человечества) С. Д. Эльмановича. Перевод, наверно, не совсем удачный, так как содержал в себе ряд грубых стилистических ошибок и прямых ошибок в самом переводе. Очевидно, что трудность при переводе заключалась и в санскритском слове «дхарма». Так С.Д. Эльманович слову «дхарма» придавал несколько значений: это и правда, и заслуга, и обязанность, и право, и много-много других значений (всего около 30 значений). В 1992 г. в Институте востоковедения РАН перевод С.Д. Эльмановича был проверен и исправлен Г.Ф. Ильиным. (ссылка: в тексте использованы некоторые комментарии Г.Ф.Ильина, которые даны в предисловии к изданию). В таком виде была и помещена электронная версия в Интернете.
«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии
Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи ХII- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний.
«Законы Ману» больше напоминают пособие по морали и духовному развитию личности. Поэтому к точному научному названию «Законов Ману» следует отнести следующее название — «Наставления Ману в дхарме». Как указано в предисловии электронной версии перевода «Законов Ману» «под законом в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово «дхарма» не имело такого значения. Оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения». Отнесем понятие Дхарма к состоянию души личности в обществе (опред.авт). Интересно, так можно ли жить без законов? Если говорить о законах Ману, исключая их правовое значение, то да. Можно жить по нормам морали. Но это из области фантастики.
Стиль изложения позволяет его отнести к памятникам литературы. Студенты исторических факультетов изучают законы Ману как исторический источник. Нашлось место и для частно-правовых правил. С первой по седьмую главу гражданско-правовые нормы встречаются эпизодически, а вот восьмая глава почти вся полностью посвящена цивилистике, исключая, конечно же, процессуальные правила, которые также нашли отражение в этом разделе.
И последнее, что осталось выяснить, это когда написаны Законы Ману.
Логично предположить, что такой антисоциальный текст, предписывающий не просто удручающее положение определенной части населения (шудры), а его уничижающий на века статус, был создан в период нестабильности (мягко говоря). Так и есть. Империя Маурьев распространила буддизм и расцвела после похода на восток Александра Македонского. А через 50 лет после смерти царя Ашоки последний царь Маурьев Брихадратха был жестоко убит во время военного парада своим военачальником Пусьямитра Шунга, который объявил себя царём и создал новую династию.
Реакция брахманов одна – укрепить свое шаткое положение и упорядочить все общественные отношения. Поэтому царь в законах Ману — это очередная ступень к процветанию, не более того. Рядом с Богом царь быть не может. Кстати, царь не был собственником всей обрабатываемой земли в государстве. «Если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он идет немедленно в ад». Такой царь назывался «крадущим шестую часть урожая».
Итак, хронологически, это примерно от 185 г. до н.э. Дальше историки нас предупреждают о том, что не весь материал, содержащийся в сборнике законов Ману, может относиться к этому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II—VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Поэтому уточняют, что разбежка дат может колебаться в пределах до I века н. э.
По Ману человечество делится на четыре варны (сословия ). И определенные дхармы должны соответствовать каждой варне.
Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) – для брахманов (жрецов, рожденных из уст Бога).
Охрана подданных, раздача (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам – для кшатрия (воинов, созданных из рук Бога).
Пастьба скота и также раздача (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговля, ростовщичество и земледелие – для вайшия (торговца, рожденного из бедер Бога).
Но только одно занятие Владыка (Бог) указал для шудры (слуги, сотворены из ступней Бога) – служение этим варнам со смирением.
Первые три варны относились к дваждырожденным (в древней Индии потомки ариев, над которыми совершали обряд упанаяны — второго рождения: обряд получения священного шнура, в ходе которого молодого человека одной из трёх высших варн (брахманов, кшатриев или вайшьев) формально посвящают в изучение Вед. Обряд упанаяны знаменует окончание детства и вступление юноши в одну из трёх высших варн).
Первому сословию брахманам вследствие превосходства своего по рождению, а не по призванию предписывалось владеть и распоряжаться всем существующим в мире.
Вайшия (рожденные из бедер Бога), по буквальному толкованию, сословие, составляющее процветание и богатство. Все те, кто по определению теоретиков марксизма-ленинизма, создавал средства производства.
Как говорят ученые-юристы, субъект установлен, необходимо было установить и объект. Поэтому Ману определил дхарму жены и мужа, дхарму наследования, дхарму искоренения воров, шпионов и других преступников. Действия по ликвидации преступников в 115 правиле 1 главы обозначили как «удаление шипов». Не забыли и про процессуальные правила опроса свидетелей.
Цивилистика не может обходиться без индивидуализации лица, будь оно юридическое или физическое. У потомков Ариев вряд- ли существовали юридические лица, хотя деятельность неких корпораций можно допустить, но вот индивидуализация физического лица строго определялась.
При благоприятном созвездии или в счастливую минуту лунного дня отец нарекал именем свое чадо, но не позднее двенадцатого дня после рождения. Соответственно своей варне ребенок получал имя. Имя брахманы должно напоминать что-то благоприятствующее, у кшатрия имя должно быть связано с силой, имя вайшия должно указывать на богатство, ну, а шудра довольствовался чем-то презрительным, связанным с услужением.
Вот как приводятся примеры в приложении к «Законам Ману». «Брахманам следует давать имена божеств, риши и оканчивающиеся на carman (охрана), svannin (господин), datta (данный),bhuti (благо) и т. д.; кшатриям – «охраняющий подданных», «неодолимый в битве» и т. д.; вайшиям – «имеющий большое богатство», «имеющий много коров» и т. д., шудрам-презрительные имена вроде krpanam (убогий), dina (убогий) и с окончаниями на dasa (раб): devadasa (раб богов), brahniandasa (раб брахмана) и др.»
У женщин имя – легко произносимое, не страшное, имеющее ясный смысл, приятное, благоприятствующее, оканчивающееся долгим гласным, содержащее благословение.
Рождение ребенка – благо не только для семьи, но и для общества. На четвертом месяце после рождения ребенка, его выносили для всеобщего обозрения, на шестом месяце проводился обряд кормления рисом. Обряд пострижения для первых трех сословий проводился либо в первый либо на третий год жизни.
Второе рождение (посвящение — упанаяна) на восьмом году от зачатия для брахмана, на одиннадцатом – для кшатрия и для вайшия – на двенадцатом. 37 правило 2 главы Законов, очевидно предполагает возрастные рамки совершеннолетия, тогда когда можно говорить о дееспособности. «Время чтения Савитри (стих, обращенный к солнцу) для брахмана не истекает до шестнадцати лет, для кшатрия — до двадцати двух, вайщия – до двадцати четырех».
Брачные отношения – дело священное, и, конечно же, должны быть облечены в правовые рамки. Для женщин брак приравнивался к ведийскому ритуалу, служение жены мужу расценивалось как жизнь (бытие) у гуру (гуру – учитель), а ведение домашнего хозяйства как поддержание священного огня.
Дееспособность супругов (в особенности женщин) при заключении брака детально регулировалась. Кровным родственникам в брак вступать запрещалось. Нельзя брать в мужья (жены) из семейств, которые пренебрегали обрядами, не имели мужчин, в которых не изучается Веда, имеющие волосатые части тела подвержены геморрою, чахотке, плохому пищеварению, падучей, белой или черной проказе. «Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую, носящую имя созвездия, дерева, реки, название низшей касты, горы, птицы, змеи, слуги или устрашающее имя.
Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона (т.е мягкая и плавная), нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены».
Супруг (а) предписывался из соответствующей ему касты (из своей Варны). Взявший в жены «низкорожденную» женщину мог быть низведен в положение шудры. Брахман возведя на ложе шудрянку попадет в ад, а «произведя от нее сына, он лишается брахманства».
В Древней Индии единой формы брака не существовало. Вот некоторые из них.
По договоренности между родителями. В этом случае отец фактически дарил дочь.
Вручение дочери жрецу. Дочь расценивалась как вознаграждение, т.е. дар имеющий характер замаскированной продажи.
Брак, который заключался с обязательным предоставлением «колыма» (быка или коровы).
Прямая покупка невесты. Брак заключался тогда, когда сумма родителей невесты удовлетворяла.
Добровольный союз.
Заключение брака силой, под угрозой расправы, и могло сопровождаться убийствами и разрушениями строений.
Заключение брака, при котором «невестой» овладели силой, либо безумной или нетрезвой.
Муж – абсолютный глава семьи. Даже без «если». Женщина куплена в брачной сделке, поэтому она – собственность супруга и сыновей. В детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Супруг мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена могла быт казнена, вплоть до смертной казни.
В древности цивилистика была смешана с процессуальными нормами (к слову Римские законы 12 таблиц также не разделяли нормы материальные и процессуальные). Поэтому главу 8 Ману логично начинает именно с процедур судебных тяжб.
Восемнадцать видов судебных дел определил Ману для рассмотрения споров царем вместе с брахманами и опытными советниками. Полагаем, что опытные советники являлись предвестниками квалифицированных юристов.
Неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в (торговом или другом) объединении, отказ от возврата имущества (например, по ссуде), неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние, дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.
Спор рассматривался или царем лично или брахманом, назначенным царем непосредственно. Брахману, вершившему суд (суд Брахмы) помогали трое судей.
В случае недоказанности отсутствия добродетели, обмана, продажности, неправедности (на ведийском – это звучит как «адхарма», т.е противоположность значению дхарма) распределение вины осуществлялось следующим образом: «четверть вины от совершения адхармы идет виновнику, четверть — лживому свидетелю, четверть — всем судьям, четверть – царю». Распределение вины влияло на степень наказания. Такое распределение не производилось, когда адхарма предписывалась определенному лицу.
Толкованием правил или обычаев с любезнейшего соизволения царя мог выступить любой ученый из касты (вайшья и кшатрия только в крайних случаях), за исключением шудры.
Процессу, очевидно, придавался вид состязательности, так как царю предписывалось разрешать дела, взвешивая дхарму и адхарму, пользу и вред. Судящему надо было обладать недюжинными способностями психолога. Так, внутреннее настроение людей надо было узнавать по внешним признакам: по звуку голоса (имеется ввиду интонация), цвету и выражению лица, движениям, глазам, жестам, речи. По выражению глаз и лица могла быть разгадана сокровенная мысль.
Разрешение спора могло обеспечиваться тем, что царю предписывалось охранять наследственное имущество ребенка, пока он не вернется из под «опеки» гуру, либо в случае его малолетства (до достижения ребенком 16 лет).
Имущество безвестного хозяина хранилось 3 года. По истечении трехлетнего срока имущество забирал царь. Заявивший об имуществе, как о своем, обязан описать внешние признаки утерянного имущества, и если описанные признаки совпадали с реальной вещью, то лицо получало владельческие права на это имущество. На указавшего неверные признаки той вещи, которая хранилась у царя, налагался штраф в размере стоимости утерянной вещи.
За хранение вещи бралась плата: «царь, помня дхарму благочестивых, может взять шестую часть найденного или утерянного, десятую или даже двенадцатую».
Наказание за воровство было жестоким. Изобличенного вора имущества растаптывали слоном.
За найденный клад в казну бралась мзда в размере шестой или двенадцатой части стоимости имущества. Тот, кто указал неправильное место нахождение клада, подвергался штрафу в размере восьмой части имущества, принадлежащего лгуну.
Брахман, завладевший сокровищем, мог рассчитывать на полную стоимость клада. Царь же, найдя клад, обязан был отдать половину брахманам. Ворованное имущество должно быть возвращено царем всем варнам. Царь, который присваивал ворованное имущество, приравнивался к вору.
Процесс доказывания сводился к установлению истины. Классификация участников процесса строго регламентировалась: царь как судья, спорящие, свидетели. Рассмотрению дела предшествовало установление предмета иска (иск — на ведийском artha), обстоятельства дела, место и время совершения поступков.
Царь, как знающий дхарму, рассматривая дхармы каст и семейств, устанавливал ту дхарму, которая свойственна им. Царю запрещалось провоцировать потенциальных участников процесса судиться либо преждевременно прекращать рассмотрение тяжбы в уже начатом судебном процессе.
«Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаруживать след дхармы посредством расследования».
При установлении истины источником права служили обычаи страны, семей и каст. Царь принимал решения на основании показаний свидетелей , клятв, ордалии.
Исполнительное производство, как таковое отсутствовало. Поэтому имущество, переданное должнику по договору ссуды (взаймы) обратно возвращалось кредитору посредством дхармы (убеждением и уговорами), судебного преследования (речь идет о розыскных мероприятиях), хитростью. Самыми изощренными способами возврата имущества являлось принуждение и возврат имущества силой. В первом случае кредитор захватывал жену, детей и животных должника, осаждал его дом до тех пор, пока долг не возвращался. Во втором, должник превращался в заложника, в буквальном смысле этого слова. Кредитор избивал и морил голодом несчастного до того момента, когда тот соглашался вернуть долг.
Кредитор обязан указать место или представить другое доказательство, подтверждающее нахождение имущества, в случае если должник в суде отрицал факт передачи имущества. Доказанный же факт передачи имущества должнику, отрицающему данное обстоятельство, давал право кредитору на взыскание штрафа, который вдвое превышал стоимость задолженности. Трое свидетелей в присутствии брахмана, назначенного царем, могли подтвердить правоту истца, в случае если ответчик не соглашался с его требованиями.
Самовольный возврат имущества кредитором без царского благословения поощрялся. Во всяком случае, в отношении кредитора возвратившего свое имущество без помощи судебной власти судебное преследование не проводилось. Однако у истца, отказавшегося от иска или заявившего лживые требования, также наступали не менее тяжкие последствия. Он подвергался телесному наказанию (чаще всего секли). Кроме этого, он еще и штрафовался в двойном размере от стоимости заявленного требования. Отказ от дачи показаний, равно как и дача противоречивых показаний влекли лишение имущества. Отказ от ранее заявленных свидетелей лишал истца права на иск. Любые жалобы, поступившие от любого в отношении кредитора, пытающегося вернуть долги любыми средствами, не принимались. Жалобщика могли наказать штрафом — уплатить четвертую часть долга
Поручитель, не обеспечивший явку должника, возмещал долг из своего имущества. А если гарант к моменту рассмотрения спора умер, то это правило распространялось и на наследников.
Ответчик проигрывал дело, если в течение полутора месяцев не поступало возражений против иска. «Он в отношении дхармы побежден», — так говорили в Древней Индии.
Свидетели, выступающие на стороне истца, должны были следовать особым правилам при рассмотрении дела. Естественно, они должны были говорить только правду и истину, только увиденное и услышанное своими глазами.
Лица из всех каст, включая шудр, могли давать показания, выступая в качестве свидетелей. Мужчинам как свидетелям отдавалось предпочтение, так как женщины, в силу непостоянства женского ума, ими быть не могли. «Свидетельские показания относительно женщин давали женщины, относительно дваждырожденных — такие же дваждырожденные, честные шудры — относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные».
Эти лица должны вызывать уважение и доверие, не быть жадными, знать дхарму, и, конечно же, быть незаинтересованными в исходе дела и беспристрастными. Не мог выступить свидетелем ни царь, ни ремесленник (зависел от тех, кому выполнял заказы), ни актер. Бедствующий и отрекшийся от мирских уз также не могли быть свидетелями. Больные и изобличенные ранее во лжи не допускались к даче свидетельских показаний. Список дополнялся низкорожденными (т.е. чандала — самая презренная из низших каст в Индии, смешанного происхождения, от отца-брахмана и матери-шудры), совершившими тяжкие грехи, осуждаемыми людьми, предающимися недозволенными занятиями, лишенными какого-либо органа чувств, пьяными, безумными, мучимыми голодом, любовью и жаждой, изнуренными усталостью, гневающимися и ворами.
При отсутствии надлежащих свидетелей, показания могли быть даны ребенком, стариком, изучающим веды (учеником) или даже родственником, рабом или слугой. Такие показания считались ненадежными и подлежали оценке, как предполагается, по внутреннему убеждению царя. Напротив, свидетельские показания, данные в отношении воровства, насилия, оскорбления или прелюбодеяния были настолько очевидными, что не требовали перепроверки и считались надлежащими. Т.е. благородства для их установления, как определил Ману, не требовалось.
Царю, рассматривающему дело, весьма было сложно определить в каком состоянии находится свидетель. Однако, кем бы ни являлся свидетель, при крайних обстоятельствах, например, при опасности лишения жизни, он мог дать свидетельские показания. Преимущество в показаниях отдавалось мнению большинства, при отсутствии такового – лицам, наделенных выдающимися качествами, и, естественно – брахманам.
Лжесвидетельство считалось большим грехом. Лжесвидетель подвергался божьей каре и мог попасть в ад. Свидетель штрафовался, если с ним в течении семи дней после дачи показаний случались пожар, болезнь или смерть родственника. Такие несчастья служили доказательством лжесвидетельству. Свидетель, знающий о долге и не давший показания о нем, в течение 45 дней подвергался штрафу в размере десятой части от размера долга. Неправда поощрялась, если она направлялась на спасение человеческой жизни лица любой из каст.
Отсутствие свидетелей служило поводом к даче клятвы спорящими сторонами для установления истины. Ложная клятва не могла быть произнесена под страхом смерти, которая могла наступить по божьему велению. Показания не считались лжесвидетельством, если они были даны в отношении любовных делах женщиной, брака, корма для скота, дров для жертвоприношения, оказания помощи брахману. Показания же, данные по глупости, из-за жадности, страха, дружбы, любви, гнева, невежества и беспечности, считались неверными.
Брахман клялся своей правдивостью, кшатрий — колесницами и оружием, вайшья — коровами, зерном и золотом, шудра — всеми тяжкими преступлениями. Клятва могла сопровождаться ритуалом: «тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве». Установленное ложное показание отменяло решение, при этом обязательство считалось неисполненным.
За дачу ложных показаний штрафовали и изгоняли, наказывали телесно. Брахманов только изгоняли. Штраф классифицировали тремя видами: Двести пятьдесят пан (денежная единица, серебряная или медная монета в Древней Индии), считаются первым видом штрафа, пятьсот — средним, тысяча — высшим.
Порядок применения наказаний также был установлен. Сначала несчастный отделывался легким предупреждением, затем предупреждением более строгим, потом налагался штраф, телесное наказание, и применение всех четырех видов в совокупности. Строго регламентированы те объекты и предметы (человеческие органы и вещи) к которым может быть применено наказание. Вот они. Орган деторождения, чрево, язык, обе руки, обе ноги, а также глаз, нос, оба уха, имущество и туловище. Царь принимает на себя великое бесчестие и идет в ад, если, заслуживающему наказание, его не применил, и наказал того, кто не заслужил его.
Процессуальные правила законов Ману без всякого логического перехода сменялись гражданскими (цивилистическими).
Для торговцев были определены меры веса. Крошечную пылинку, которую видно в луче солнца, и проходящую через оконную решетку (трасарену (trasarenu), — считают первой из этих мер веса. Восемь трасарен равнялось одному яйцу вши. Три яйца вши эквивалентно зерну черной горчицы. Шесть зерен белой горчицы равноценно среднему зерну ячменя, три зерна ячменя – кришнале. Кришнала — употреблялась ювелирами и золотых дел мастерами. Она соответствует 0,122 грамма или 1,875 грена, маша — равная весу боба,-0,61 г; суварне -9,76 г; пала — 39,04 г; дхарана — 390,4 г; серебряная машака -0,244 г; серебряная дхарана, или пурана,- 19,52 г; каршапана, называющаяся также карша и пана — 9,76 г; шатамана -195,2 г; нишка — 39,04 г.
Ростовщик, обеспечивая возврат кредита залогом, мог получать 15 процентов годовых. Кредит необеспеченный залогом давал право на получение 2% в месяц. Заложенное имущество хранилось у ростовщика (залогодержатель). Он и обеспечивал его надлежащее хранение и исключал возможность ее утраты. После окончательного расчета с кредитополучателем ростовщик обязан был вещь возвратить. Использование заложенной вещи с согласия заемщика в качестве получения прибыли, не давало право на получение процентов от кредита. Заложенное домашнее животное (корова, верблюд, лошадь) отменяло право на получение процентов, так как являлось заведомо тем предметом, по которому можно было получить доход. Использование залога без согласия собственника давало право собственнику на получение половины от полученной прибыли за использование заложенной вещи.
Долг считался погашенным, если уплаченные проценты вдвое превышали долг. При этом проценты по взятым взаймы зерну, плодам, шерсти и вьючным животным могли превышать только в пять раз.
Статус лица согласно иерархии варн влиял на размер процента. С брахманов брали 2%, с кшатрия — 3%, с вайшия — 4%, с шудр -5%. Другим процент быть не мог. Это противоречило закону.
Повторный кредит был возможен только после полного расчета по первому. Кредитор имел право включить в сумму нового договора оставшуюся часть долга. Ростовщику устанавливался порядок (стих VIII, 153) получения процента, давал право на либо один раз в год, либо один раз в месяц. В другом порядке устанавливать получение процентов запрещалось, а равно, как и запрещалось брать проценты по уже уплаченному долгу, а также уплачивать его физическим трудом или с использованием животных и рабов.
При выдаче кредита или передаче вещи по договору кредитор оценивал платежеспособность должника через наличие родственников, его статус, порядочность и честность, богатство. Вещи, полученные по ссуде, должны быть возвращены без ухудшения их потребительских свойств.
Семь способов приобретения собственности предусматривал Ману: 1) получение наследства; 2) находка; 3) покупка; 4) добыча; 5) ссуда под проценты; 6) исполнение работы; 7) получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов.
По истечении десяти лет вещь переходила в собственность (право приобретательной давности!) пользователя без права обратного истребования, если собственник в указанные сроки не заявлял требования о возврате. Знающий о нахождении своей вещи в определенном месте, собственник также терял право собственности. При этом собственность царя, имущество детей, заложенный предмет, вещи, переданные на хранение и граница земельного участка (очевидно речь идет о сервитуте), ни при каких обстоятельствах не могли быть утеряны для собственника.
Перевозка регулировалась лаконично: перевозчик получал вознаграждение только тогда, когда груз доставлялся в точно обозначенное место и время. Цена на перевозку была свободной, но устанавливалась квалифицированными специалистами, умеющими устанавливать ее в зависимости от дальности и сложности маршрута и объема доставляемого товара.
Обязанность выплатить долг наступала не только непосредственно для должника и его гаранта, но и их наследников, в случае смерти должника или гаранта. Разделенное имущество между наследниками не могло служить препятствием к выплате долга, оставленного наследодателем, потому что расходы были произведены им для блага своих родственников. Сын-наследник освобождался от уплаты долга, если отец-наследодатель оставил долги по сомнительным сделкам, например, дарение проституткам, проигрыш в азартных играх, состояние нетрезвости.
Замена предмета исполнения допускалась, но с определенными условиями. Так, вайшия –должник, не имевший денег, для выплаты долга, мог долг отработать только равному либо более высокому по статусу. Высокий статус лица давал право отдавать долг в рассрочку и обязывал брезговать отработкой.
Наследник поручителя, получившего деньги с должника и не передавшему кредитору, обязан был уплатить кредитору. Причины, побудившие лицо стать поручителем, необходимо было выяснить, т.к. такое установленное обстоятельство служило основанием для уплаты долга наследником поручителя.
Сделка могла быть признана недействительной, если она совершалась под влиянием обмана, насилия, принуждения, а также, если в ней одна из сторон является недееспособной (ребенок, старик, душевнобольной, неуполномоченный, раб). Договор, заключенный рабом с пользой для семьи, считался действительным.
Также договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной считалась сделка, совершенная с обманом, принуждением, с нарушением обычаев, принятых в деловых отношениях.
Обычаи делового оборота очень чтились. Неприменение дхармы в делах коммерческих служили последствием признания сделки недействительной. Даже если сделка подкреплялась письменными доказательствами. И дар либо продажа, произведенные не собственником, также признавались недействительными.
Вообще купля-продажа — один из основных договоров. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи.
В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Объяснение такому подходу кроется, скорее всего, в том, что в Индии торговля считалось занятием для высших каст.
Учитывая то, что Законы Ману кроме всего прочего содержали стратегию и тактику военного искусства того времени. То можно с уверенностью сказать, что это достойный образец универсального свода жития и бытия (поведения) человека (если таковым можно считать шудру) на все случаи жизни.
Конечно, санскрит сам по себе сложен для перевода, но понять, что в законах Ману догматически отражена идеология брахманизма, можно. Кроме того, там содержатся древнейшие представления о происхождении Вселенной, культовые предписания, наставления о государственном управлении, предписания о покаянии и ритуальном очищении и другое. А существующий строй неравенства и угнетения объявляется установленным Богами, вечным и неизменным (!).
Еще Фридрих Ницше писал: Сегодня много рассуждают о семитическом духе Нового Завета: но то, что так именуют, на самом деле есть просто священнический дух, — а в Законах Ману, в этом арийском своде законов чистейшей расы, такого рода «семитизм», то бишь священнический дух, выражен отвратительнее, чем где бы то ни было ещё.
Видео:Кастовая система. Держава Маурьев. (рус.) История древнего мира.Скачать
Словари
235 ману
МАНУ — МА́НУ, в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. В ведийских мифах (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ) — сын Вивасвата (см. ВИВАСВАТ), брат Ямы (см. ЯМА). В пуранах и эпосе насчитывается 14 Маннов — 7 настоящих и 7 грядущих, от каждого из них ведет свой род человечество в соответствующий период (манвантару), охватывающий 71 махаюгу (см. ЮГА) . Первым считается Манн Сваямбхува, сын Брахмы. Он считается автором Ману законов (см. МАНУ ЗАКОНЫ). Седьмой из Маннов, Вайвасвата, сын Вивасвата и божественной кобылицы Саранью, фигурирует в предании о всемирном потопе: во время омовения он слоучайно поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти. Рыба достигла огромной величины, по ее совету Вайвасвата построил корабль, привязал его к рогу рыбы, которая пригнала корабль к горе. Когда воды отхлынули, на опустевшей земле Вайвасвата принес богам жертву, из которой появилась девушка, ставшая женой Манна. В «Махабхарате» рыба является воплощением Брахмы, по другим преданиям рыба — аватара Вишну.
МАНУ — в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. См. Ману законы.
сущ., кол-во синонимов: 2
МАНУ (инд.). 1) у индусов, родоначальник человеческого рода. 2) древнейшая законодательная книга у индусом.
— Полубог, отец человечества у кришнаитов.
МАНУ (национальный парк) — МАНУ́ (Manu), крупнейший национальный парк Перу (см. ПЕРУ) (один из крупнейших в мире) на восточных склонах Анд (см. АНДЫ). Площадь 1,716 млн. га. Расположен на территории департаментов Куско и Мадре-де-Диос. Включает бассейн и долину реки Ману.
Основан 29 мая 1973. В 1977 получил статус биосферного заповедника (см. БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК). В 1987 включен в список объектов всемирного природного наследия (см. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ) ЮНЕСКО.
Расположен на высоте от 350 до 4 000 м над уровнем моря, что обуславливает существование здесь высотной поясности (см. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ) и высокое биоразнообразие. Насчитывается более 800 разновидностей птиц, в том числе бразильский ябиру (седлоклювый аист); более 200 видов млекопитающихся, таких как, черный кайман (Melanosuchus niger), ягуар (Panthera onca), гигантский муравьед (Myrmecophaga tridactyla); около 100 видов земноводных. Обитает большое количество еще не классифицированных насекомых и пресмыкающихся. Флора насчитывает более двух тысяч разновидностей, включая огромные орхидеи и гигантские деревья, достигающие 45 метров высоты и толщины ствола до 3 метров в диаметре.
Функциональное зонирование территории предусматривает существование трех зон: одна доступна лишь для научных исследований; вторая — для туристической деятельности; на территории третьей зоны проживают местные жители, занятые в сельском хозяйстве (мачигуенгас, амачуакас, яминауас, пирос, амаракаериес, уачипаирес, науас).
Ма́ну зако́ны — наиболее известная из Дхармашастр — сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается мифическому прародителю людей — Ману.
МАНУ ЗАКОНЫ — МА́НУ ЗАКО́НЫ, наиболее известная из Дхармашастр (см. ДХАРМАШАСТРЫ) — сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается мифическому прародителю людей — Ману (см. МАНУ) .
МАНУ ЗАКОНЫ — наиболее известная из Дхармашастр — сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается мифическому прародителю людей — Ману.
(цыг., муж.) — «человек»
Ручная клавиатура органа, фисгармонии, клавесина.
Специалист в области мануальной терапии — метода лечения какого-либо заболевания руками: массажем, вправлением позвонков или суставов и т.п.; мануальный терапевт, мануолог.
сущ., кол-во синонимов: 4
МАНУАЛ (лат.). Клавиатура в органе, на которой играют руками, в отличие от клавиатуры педальной, на которой действуют ногами; манул в органе несколько.
— Клавиатура для рук в многоклавиатурных инструментах.
Специалист в области мануальной терапии — метода лечения какого-либо заболевания руками: массажем, вправлением позвонков или суставов и т.п.; мануальный терапевт, мануолог.
сущ., кол-во синонимов: 4
костоправ, мануолог, врач, вертебролог
сущ., кол-во синонимов: 5
То же, что дневник. Купеческая книга, в которую заносятся издержки и получения, дебет и кредит, одна из главных книг купеческой бухгалтерии.
Мануа́льная терапи́я (от лат. manus — рука и терапия), комплекс лечебных приёмов ручного воздействия, направленных на устранение боли и биомеханических нарушений при некоторых дистрофических процессах в позвоночнике и суставах. Различные системы так называемой мануальной медицины известны давно; среди современных систем наиболее распространены остеопатия и хиропрактика. В 1962 создана Международная федерация мануальной медицины. В России Мануальная терапия стала распространяться с начала 1980-х гг. как один из методов комплексного лечения остеохондроза позвоночника и остеоартроза суставов.
мед. приемы и методы, которые помогают человеку лечить заболевания костно-мышечной системы с помощью манипуляций над телом пациента
сущ., кол-во синонимов: 1
МАНУАЛЬНАЯ ХИРУРГИЯ (от лат. manualis — ручной). Учение о хирургических ручных приемах.
МАНУАЛЬНЫЕ АКТЫ (лат., от manualis — ручной, и acta — акты). Акты, которые адвокат держит у себя на руках.
Осуществляемый, производимый с помощью рук (в медицине).
МАНУА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое (спец.). Производимый руками, воздействием рук. Мануальная терапия. Мануальная техника дирижёра.
МАНУА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое. Мед. Осуществляемый руками. М-ое обследование позвоночника. М-ая терапия (метод лечения заболеваний при помощи массажа). М. терапевт (специалист, использующий этот метод).
прил., кол-во синонимов: 1
МАНУАЛЬНЫЙ ая, ое. manuel <лат. manualis ручной. мед. Основанный на воздействии рук на болезненные точки и области человеческого организма. М. способ лечения. Мануальная терапия. Крысин 1998.
МАНУАЛЬНЫЙ [лат. manualis — ручной] — производимый с помощью рук (напр., м. терапия).
МАНУАР а, м. manoir m. Замок, усадьба. Вдали от родных мануаров и их заветных предубеждений, понудило <европейских рыцарей> всмотреться глубже во взаимные отношения друг к другу. Н. И. Надеждин О соврем. направл. изящн. иск. // Эст. трактаты 1974 2 439. В минуту же торжества, она <буржуазия> спешит прибавить к своим неблагозвучным произвищем облагораживающую частичку de, настроить manoir’ов по средневекому образцу. Дело 1870 8 1 247. Это старый manoir, окруженный огромным парком с столетними деревьями. 1848. Шопен 2 247. . Днем .. пошел рисовать ферму-мануар на высоте. А. Н. Бенуа Дн. 1905 года. // НН 2001 57 76.
МАНУБИИ (от лат. manubius — отнятый у врага). Военная добыча и преимущественно взятый за нее выкуп; в переносном смысле: лихоимство.
сущ., кол-во синонимов: 1
(лат., от manus — рука). Кнопка в органе, при помощи которой приводится в действие регистр.
МАНУБРИУМ — лат., от manus, рука. Рукоятка, ручка, преимущественно у органных регистров.
МАНУИЛ — имя двух византийских императоров.
МАНУИЛ I Комнин
(ок. 1123-1180), сын императора Иоанна II и венгерской принцессы Ирины. Мануил хорошо зарекомендовал себя в качестве военачальника, и когда в 1143 отец был при смерти, он назначил своим преемником именно его, а не старшего сына Исаака. В 1145 Мануилу удалось принудить оказавшегося в стесненном положении Раймунда VII, князя Антиохийского, принести ему присягу как сюзерену, а год спустя он совершил успешный поход на Иконийский султанат. В 1147 Мануил дал позволение двум армиям крестоносцев под предводительством германского императора Конрада III и французского короля Людовика VII пройти через его владения. Однако постоянные стычки между франками (так в Византии называли западноевропейцев) и греками чуть было не привели к войне. В том же году Мануил объявил войну королю Сицилии Рожеру II, который захватил Корфу и угрожал континентальной Греции набегами. В 1148 Мануил с помощью венецианцев разбил сицилийцев на море, в следующем году освободил Корфу и вторгся на Сицилию и в Апулию. И хотя он потерпел ряд поражений как на суше, так и на море, сохранить какую-то часть территории на юге Италии ему все же удалось в соответствии с договором, подписанным в 1155. Мануил попытался также обратить свои богатства на поддержку свободных итальянских городов в тщетной надежде перетянуть их на свою сторону в конфликте с императорами Священной Римской империи. В то же время он вел переговоры с папой Александром III, который, несмотря на дружественные отношения Мануила с церковью, отказался наделить его императорским титулом. С 1172 по 1174 Мануил вел войну против бывших союзников — венецианцев, и ему удалось временно вытеснить их из Эгейского моря. В 1176 в проходе Мириокефалон в горах Писидии войска Мануила потерпели сокрушительное поражение от сельджукского султана Килидж Арслана II. И хотя уже в следующем году Мануилу удалось восстановить свое военное превосходство, он так и не смог воспользоваться им, скончавшись от лихорадки в Константинополе 24 сентября 1180.
МАНУИЛ II ПАЛЕОЛОГ
(1350-1425), сын Иоанна V, чьим преемником он стал после его кончины в 1391. В этот момент Мануил находился при дворе османского султана Баязида I в качестве заложника, однако ему удалось ускользнуть. Требуя полной покорности, султан осадил Константинополь. Он рассчитывал взять город измором, и тогда Мануил обратился за помощью к Западу. Однако в 1396 шедшая на выручку армия, состоявшая в основном из французов, немцев, венгров и валахов, потерпела от османов сокрушительное поражение при Никополе. Пытаясь создать союз против османов, в 1399-1403 Мануил посетил Италию, Францию, Германию и Англию, однако успехи его, несмотря на радушный прием, были более чем скромными. Османы все еще продолжали осаждать Константинополь, но в 1402 город неожиданно спасло поражение Баязида от Тимура при Анкаре. После этого Мануилу удалось вновь укрепить свои позиции на Пелопоннесе и в Салониках. Мануил поддерживал хорошие отношения с султаном Мехмедом I, однако с приходом Мурада II новый натиск османов и недостаток средств вынудили его в 1423 передать Салоники венецианцам, а в 1424 — согласиться снова платить дань туркам.
Мануил II умер в Константинополе 21 июля 1425.
Мануи́л (Мануи́лович, Мануи́ловна)
сущ., кол-во синонимов: 1
-а, м.; разг. Ману́йла, -ы; стар. разг. Ману́й- ло, -ы.
Отч.: Мануи́лович, Мануи́ловна; разг. Мануи́лыч.
Производные: Ма́ня; Ману́ха; Ману́ша; Мано́ха; Мано́ша.
[Сокращение др.-евр. имени ‘Immānū’ēl — с нами бог.]
† 4 февр., 28 марта, 9 апр., 30 июня, 9 авг., 10 нояб.
-а, муж.; разг. Мануйла, -ы; стар. разг. Мануй- ло, -ы.
Отч.: Мануилович, Мануиловна; разг. Мануилыч.
Производные: Маня; Мануха; Мануша; Маноха; Маноша.
Происхождение: (Сокращение др.-евр. имени ‘Immanu’el — с нами бог.)
Именины: 4 февр., 28 марта, 9 апр., 30 июня, 9 авг., 10 нояб.
отч. Мануилович, Мануиловна
Мануи́л I Комнин (1123? — 1180), византийский император с 1143, из династии Комнинов. Принудил Венгрию (1164), Сербию (1172) признать суверенитет Византии. Потерпел в 1176 поражение от сельджуков при Мириокефалоне (на западе Малой Азии).
МАНУИЛ I Комнин — МАНУИ́Л I Комнин (1118 — 24 сентября 1180), византийский император из династии Комнинов (см. КОМНИНЫ), правил с 8 апреля 1143. Мануил был младшим сыном Иоанна II (см. ИОАНН II Комнин), и отец сам выбрал его в наследники. Его долгое царствование увидело последний взлет славы и могущества Византийской империи накануне катастрофы 1204.
Мануил был незаурядной и разносторонней личностью, выделялся воинскими доблестями и веселым нравом, умел привлекать к себе симпатии людей. Как и все Комнины, он не был чужд литературного образования и любил участвовать в богословских диспутах. Вместе с тем он тяготел к западной культуре, двор его впитал многие латинские черты, включая организацию турниров, а среди ближайшего окружения находилось множество выходцев с Запада.
Первым из Комнинов Мануил перенес центр тяжести византийской политики на Запад. В его первоначальные планы входило завоевание Южной Италии, но замыслы императора шли гораздо дальше, вплоть до объединения под своей властью Востока и Запада христианского мира. Этими идеями определялись отношения с западными государями, германскими императорами, папством. События II Крестового похода (1147-49) доставили Мануилу немало беспокойства, поскольку некоторые западные предводители видели причины неудачи похода в противодействии империи. Возможная угроза латинского мира побуждала Мануила к еще более активным действиям в Европе. В 1159 он начал вторжение в Италию, активно вмешивался в борьбу Германской империи и северо-итальянских городов на стороне последних, пытался достичь союза с папой, для чего в столице неоднократно поднимался вопрос о соединении Церквей. Позиции Византии на Балканах были значительно укреплены признанием ее суверенитета над Венгрией и Сербией (1167). Столь же высок был авторитет Мануила при дворах крестоносных государей Ближнего Востока, которые признавали его своим сеньором.
Блестящая империя Мануила Комнина, тем не менее, стояла на пороге жесточайшего кризиса. Раздача проний (см. ПРОНИЯ), в свое время позволившая достичь консолидации правящих слоев, к концу его правления усиливала тяготение к децентрализации. Согласно постановлениям 1158 и 1170 землю могли приобретать лишь члены синклита и стратиоты; монастырям тогда же было запрещено расширять свои владения. Вместе с тем Комнины не желали превращения проний в наследственные владения и увеличивали государственные налоги с них, вызывая недовольство прониаров. Выросший в провинции мощный слой архонтов, крупных земельных собственников, уже не стремился к господству в Константинополе, предпочитая независимость от него.
В столице императора порицали за то, что он поощрял иноземцев, оказывая им явное предпочтение перед собственными подданными. Давние торговые привилегии венецианцев, с одной стороны, усиливали ввоз более дешевых итальянских товаров, с другой стороны, облегчали переход в их руки восточно-средиземноморской торговли. Мануил пытался ослабить позиции Венеции предоставлением аналогичных привилегий Генуе (1169) и Пизе (1170); избиение итальянцев в Константинополе 12 марта 1171, на время избавившее столицу от засилья иностранцев в экономике, лишь усугубило кризис в отношениях между Византией и Западом.
Вместе с тем на восточных границах империи усиливался Иконийский султанат (см. КОНИЙСКИЙ СУЛТАНАТ). Политика первых Комнинов, направленная на постепенное вытеснение турок из центральных областей Малой Азии, не пользовалась приоритетом у Мануила ввиду его увлеченности западными делами. Заключенный в 1161 мир с сельджуками (см. СЕЛЬДЖУКИ), сопровождавшийся приездом султана Кылыч-Арслана в Константинополь, скорее был выгоден туркам, поскольку давал им возможность устроить и укрепить свое государство. Катастрофическое поражение Византии при Мириокефале (1176) стало неизбежным следствием попущения турецкой экспансии на Востоке. Уже спустя несколько лет после смерти императора действительность была такова, что полностью оправдывала слова знаменитого ритора Евстафия Солунского: «кажется, в Божественном совете было определено, чтобы со смертью царя Мануила рушился строй ромейского царства, и чтобы с закатом этого солнца покрыла нас непроглядная мгла».
Мануи́л I Комнин (1123? 1180), византийский император c 1143, из династии Комнинов. Принудил Венгрию (1164), Сербию (1172) признать суверенитет Византии. Потерпел в 1176 поражение от сельджуков при Мириокефалоне (на западе Малой Азии).
Видео:Законы судьбыСкачать
Законы Ману
Матсья (рыба) спасает саптариши и Ману от Всемирного потопа
Законы Ману или «Ману-смрити» (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti), также известна как Ману-самхита — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний и традицией, написанный легендарным прародителем человечества — Ману (санскр. मनु). Ману — первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа.
«Ману-смрити» сложилась во II веке до н. э. — II веке н. э.
Самыми древними считаются II—VI главы (II — правила жизни в период обучения; III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина; V — некоторые религиозные нормы; VI — правила жизни отшельника;)
Тексты Законов Ману созданы в северной Индии брахманами и мудрецом Махариши Бхригу (185 — 151 г.г. до н.э.) в период социальной нестабильности после распада империй Маурьев и Шунга, для защиты законов ведизма от неведических движений — от набирающего рост буддизма. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э.
В 300 году до н. э. древнегреческий путешественник Мегасфен описывал, что люди в регионе Матхуры поклонялись Гераклу (которого принято отождествлять с Кришной).
«Ману-смрити» как кодекс правил.
Социальное устройство.
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Северной Индии (приблизительно с 1500 по 1200 год до н. э.) уже «Ману-смрити» выделяет четыре «варны» (санскр. «цвет») — четыре главных сословия:
— брахманов (священнослужителей),
— кшатриев (воинов),
— вайшьев (торговцев, ростовщиков, скотоводов и земледельцев)
— шудры (слуги и разнорабочих) — к услужению «дваждырождённым».
Двиджа (рус. дваждырождённые) в индуизме называют членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи).
В Законе Ману существовало три запрета для четырёх варн (сословий) — запрет на совместную трапезу, совместную молитву и брак между разными кастами. Сказание о скифских царях.
В «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» и указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса):
— военнопленный (дхваджарта),
— за содержание (бхактадаса),
— рождённый в доме (грихаджа),
— купленный (крита),
— подаренный (датрирна),
— доставшийся по наследству (пайтрика)
— в силу наказания (дандадаса). Раб не имел никаких прав, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.
Оружие могли носить только кшатрии (воины). Кшатрии должны были при любых обстоятельствах защищать брахманов, женщин, детей, стариков и коров, а также тех, кто не может сам себя защитить и просит о помощи.
Другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий». Войны были важным источником процветания государства.
Почитался царь — мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел. В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «соратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.
«ЗМ, VII, 101. То, что он не имеет, пусть старается [приобрести] силой (danda), приобретенное-охраняет заботливо, сохраненное — приумножает приращением, приумноженное — вручает достойным получать [дары]».
Знания, с помощью которых царь управлял государством «Данда-нити» — «справедливое правление» царя.
Царю переходила большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».
Главной задачей царя являлась охрана его подданных, за что он имел право назначить им налог (бали), однако он должен был быть умерен в его сборах.
Царь осуществлял правосудие с помощью опытных брахманов, и являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов.
Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды — священное писание индуизма, и поступать по их совету. Царь назначал должностных лиц и контролировал их деятельность.
Для каждой деревни царь назначал старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень он назначал управляющего.
Судебной инстанцией был суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями». Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.
Существовало 18 поводов (пада) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.
Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребёнка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.
Имущественные отношения.
В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.
Существовало семь законных способов приобретения имущества: 1) путём передачи вещи по наследству, 2) получения её в дар, 3) покупки, 4) завоевания, 5) ростовщичества, 6) исполнения работы, и 7) милостыня. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев (воинов), пятый и шестой — для вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев), милостыня была привилегией брахманов.
Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.
Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.
Семейные отношения.
Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.
В Законах Ману выделяется восемь форм брака, распространённых в Индии.
Первые четыре брака поощрялись брахманами:
— брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),
— дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд),
— аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар)
— праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).
Другие («дурные») виды брака:
— асура (покупка невесты),
— гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей),
— ракшасу (похищение невесты)
— самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.
Браки между различными варнами (сословиями) не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и «дваждырождённого» не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.
Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа.
В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».
Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.
Преступления и наказания
Согласно Законам Ману великими грехами (махапатака) было убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны.
От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».
Наказание зависело от варны наказуемого. Например, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но за такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.
Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно «Законам Ману» людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф.
Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.
Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением ноги.
Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха).
К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.
🎦 Видео
Законы двенадцати таблицСкачать
МАНУ, ПРАВЯЩИЕ ВСЕЛЕННОЙ. Леонид Тугутов (Лакшми Нараяна дас). Лекция-семинар.Скачать
Законы Хаммурапи – краткоСкачать
Удар шаров (абсолютно упругий)Скачать
Не принимая решения — мы упускаем возможность! Рав. Шмуэль Каминецкий о главе недели БО | МенораСкачать
Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"Скачать
#pov : из поколения в поколение они страдали от нищеты, пока… 🤫Скачать
Законы мира - что можно и что нельзя! Александр ХакимовСкачать
Законы Кармы и Реинкарнации. День 2. Лакшми Нараяна Прабху / Леонид ТугутовСкачать
ЗАКОНЫ СТОИЦИЗМА / 11 правил сильных людей. Часть 1 / Гусейн ИмановСкачать