- Словосочетание
- Что такое словосочетание в русском языке
- Виды словосочетаний и способы связи слов
- Как определить главное и зависимое слово
- Что такое заголовок и 9 способов сделать его цепляющим
- Что такое заголовок и подзаголовок
- Разновидности
- Требования
- 9 способов сделать заголовок гипнотическим
- Спросите у читателя
- Проблема + решение
- Личный опыт и социальные доказательства
- Заинтригуйте, поделитесь секретом
- Напугайте
- Гарантируйте
- Отрицание = интерес
- Беседуйте с целевой аудиторией
- Синдром дефицита
- Типичные ошибки
- Как я составляю заголовок в 3 этапа
- Что делать, когда нет идей
- Заключение
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
Видео:Что такое заголовок текста?Скачать
Словосочетание
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Что такое словосочетание в русском языке
Синтаксис русского языка изучает не только текст и предложения, но и меньшие единицы, такие как словосочетания.
Словосочетание — сочетание двух и более слов, связь между которыми обусловлена грамматически и/или по смыслу.
Связь | Характеристика | Пример | |||||||||||||||||||||||||
Грамматически и по смыслу | Связь проявляется через предлоги, окончания. | ||||||||||||||||||||||||||
По смыслу | Связь не отражается на форме, а только на значении. Зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола). |
Смысловое отношение | Характеристика | Пример |
Субъектное | В качестве зависимого слова выступает субъект действия | Храбрость (кого?) солдата |
Комплетивное | Зависимое слово дополняет недостающую информацию главного. Круг слов для связи ограничен. | Три угла |
Атрибутивное | Сочетание предмет/явление + признак | Интересное упражнение |
Объектное | Характеризует действие, сочетание процесс + объект | Читать журнал |
Обстоятельственное |
|
|
Другая классификация рассматривает лишь структуру словосочетаний. Так выделяют простые, сложные словосочетания.
Простые | Сложные |
Характеризуется сочетанием лишь двух знаменательных слов: «новый телефон», «синяя птица», «маленький зритель», «марокканские апельсины». | Состоят из трех и более слов, «продолжают», распространяют простые словосочетания: «прогулки по вечерней Москве», «отдыхать летом на берегу озера», «веселая встреча с друзьями». |
По степени сочетаемости компонентов словосочетания выделяют свободные и несвободные словосочетания.
Синтаксически свободные | Синтаксически несвободные |
Оба компонента могут свободно заменяться, употребляться свободно: «высокий стол» — любой из компонентов может быть заменен. Например, прилагательное высокий на другое качественное прилагательное: «низкий», «покосившийся», «старый», «новый». | Это явление представляет собой нерушимое в данном контексте единство, компоненты которого не могут быть изменены/заменены: «анютины глазки», «высокорослая девушка». |
Помимо видов словосочетаний, в русском языке существует такое явление, как «подчинительная связь». Словосочетание не могло бы существовать без подчинительной связи разных типов, это основополагающая характеристика его структуры.
Выделяют три вида подчинительной связи:
- согласование;
- управление;
- примыкание.
Определение
Согласование — это вид подчинительной связи, при которой главное и зависимое полностью копируют падеж, род, число друг друга. Они едины по своей форме, поэтому, если будут происходить изменения в главном слове, зависимое также поменяется.
В роли главного слова при согласовании обычно выступает существительное, местоимение, а в роли зависимого — прилагательное, причастие, порядковое числительное
«Читающий дедушка», где «дедушка» — главное слово,сущ, в им.п, м.р, ед.ч, как и второй компонент — «читающий»; «наша квартира», где «квартира» — сущ, в им.п, ж.р, ед.ч, как и «наша».
Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово «подчиняет» зависимое, требует от него определенной падежной формы.
В качестве главного обычно используются глаголы, причастия, деепричастия, существительные, прилагательные, числительные, в качестве зависимого — существительное, местоимение, числительное.
«Принять помощь», где глагол «принять» выступает в роли главного, требует от зависимого слова им.п/в.п.
Примыкание — вид подчинительной связи, зависимое слово при котором является неизменяемой частью речи, связь только по смыслу.
В роли главного слова — глагол, наречие, прилагательное; в роли зависимого — наречие, деепричастие, глагол в неопределенной форме.
«Знать наизусть» — зависимое слово является наречием.
Простая схема по определению подчинительной связи:
- Зависимое слово — наречие, деепричастие, инфинитив? Перед вами примыкание.
- В словосочетании есть предлог? Перед вами управление.
- Главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже? Перед вами согласование.
Видео:Как за 60 секунд создать Взрывной заголовок | GeniusMarketingСкачать
Как определить главное и зависимое слово
Главное слово — это всегда слово, от которого задается вопрос для зависимого (синее небо — небо (какое?) синее). Главное слово обозначает действие, признак, предмет. Главное слово обозначается «крестиком». Главное свойство главного слова — задает смысловую связь в словосочетании, которая выражается как раз через вопрос.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое заголовок и 9 способов сделать его цепляющим
Ребята, всем привет! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем. Сегодня мы поговорим о самой важной части текста, которой начинающие авторы придают мало значения.
Как вы думаете, что главное в статье? Содержание, стиль, грамотность – ответите вы. Отчасти вы правы. Но как читатель решает, стоит ли ваша статья внимания или нет? Правильно, он пробегается по заголовку. Интригует, вызывает эмоции, помогает решить проблему – надо прочитать. Длинный, непонятный, шаблонный – лучше пройду мимо. Заголовок – это лицо вашего текста, он создает общее впечатление, передает суть.
Что такое заголовок – туманно представляют все. Он есть у книг, газет, фильмов. Но, чтобы ваш текст “работал”, собирал аудиторию, нужно точно понимать, что он из себя представляет, каким бывает, как придать ему живости и привлекательности, не попав в ловушку штампов. Готовы прокачать писательский навык? Оставайтесь со мной, я раскрою все секреты идеального заголовка.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Что такое заголовок и подзаголовок
Заголовок – это имя статьи, литературного произведения, рекламного объявления. Он рекламирует следующий за ним текст, являясь кратким пересказом содержимого.
Для чего нужен заголовок:
- Привлечь внимание. Опытный копирайтер Джозеф Шугерман однажды заявил: “Цель заголовка — заставить прочитать первое предложение”.
- Показать суть. Человек лишь только взглянув на название материала, может решить, стоит ему читать это или нет.
- Упростить навигацию. Имя статьи помогает найти пользователю необходимый материал на сайте.
По статистике 80 % пользователей обращают внимание только на заголовок. За 2 секунды они оценивают ценность материала. Если он сумел привлечь и удержать внимание – статью читают, нет – проходят мимо.
Подзаголовок – это дополнительное название текста, которое делит его на законченные смысловые части. Какие функции он выполняет:
- Завершает одну мысль статьи, чтобы читатель смог осмыслить прочитанное.
- Предупреждает о вопросе, проблеме, которая будет раскрываться далее в материале.
- Позволяет читать выборочно, легко переходить от одного вопроса темы к другому.
- Облегчает восприятие всего материала.
В журналистике подзаголовок стоит сразу после названия публикации. Так он уточняет его, создает дополнительную интригу. Например, у заголовка “Эмбер Херд и Илон Маск опять расстались” есть поясняющий подзаголовок “Первым решил прекратить отношения миллиардер”. Иногда такой прием используется в контент-маркетинге.
Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать
Разновидности
Классификация заголовков помогает не запутаться в многообразии, выбрать подходящий по стилю, информативности, объему.
По стилю заголовки делятся на:
- Фактические. Используются для текстов строгого делового и научного стиля. Они встречаются на страницах интернет-изданий, новостных порталов. Часто содержат глагол, придающий динамику названию. Примеры: “Москвичи откажутся от личного транспорта на неделю”, “Государство планирует снять часть расходов на медицину”.
- Игровые. Вызывают эмоции у читателя. Никаких рамок, главное — креатив. Примеры: “Удобрения не пошли впрок: 10 альтернативных способов повысить урожай”, “Кисть против объектива: стоит ли тратиться на оборудование?”, “Красиво только на картинке: как провести фотосессию в домашних условиях?”
- Клише. В заголовок добавляются фразеологизмы, афоризмы, вызывающие определенные ассоциации. Неуклюже использованное клише испортит название. Надо набить руку, выработать чувство меры. Лучше менять устойчивые фразы под тему статьи. Удачные примеры: “Трейдер надвое сказал: как не слить деньги на Форекс?”, “Проблем как грязи: 5 способов улучшить жизнь позитивным мышлением”.
Игровой заголовок – пища для фантазии читателя. Он часто используется для постов соцсетей, блогов, продающих текстов.
Виды заголовков по смысловой связи с текстом:
- Односложные. В названии упоминается только один смысловой элемент – событие, факт, персонаж, отзыв, идея. Например, “Стратегии контент-маркетинга”, “История жизни В. Цоя”, “Первому интернет-магазину в России исполняется 22 года”.
- Комплексные. В заголовке упоминается главная тема вместе с подтемами, которые будут раскрыты в статье. Например, “Контент-маркетинг и SMM: в чем отличие?”, “Как написать LSI-текст и выдвинуть сайт в ТОП”.
По содержанию можно выделить следующие типы заголовков:
- Номинативный. Упоминаются имена собственные, связанные с темой статьи. Например, “5 книг рекомендованных Биллом Гейтсом”.
- Предикативный. В названии встречается предмет статьи и сказуемое. Например, “Биткоин будет только расти”.
- Пунктирный. Тема передается в заголовке не полностью. Встречается ее логическая часть, понятия или сказуемые. Например, “Почему нам в детстве не рассказывали как избежать этого?”
Проявляйте смекалку, но не перебарщивайте. Слишком наигранные, развязанные названия отпугивают посетителей сайтов, сводят усилия к нулю.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Требования
Главное, что вы должны понимать, перебирая варианты в голове и на бумаге, — название должно быть простым, лаконичным, понятным для вашей целевой аудитории.
Идеальный заголовок с точки зрения SEO и читабельности соответствует следующим правилам:
- Отвечает на запрос. Представьте, что хочет посетитель, нашедший вашу статью по главному ключу, взгляните на имя статьи. Подумает ли человек, прочитавший заголовок — “Это то, что мне нужно!”
- Содержит слова основного ключа. Если ваша ключевая фраза “одежда для новорожденных”, вы должны включить в заголовок “одежда”, “новорожденный”. Правильно: “Одежда для новорожденных: как выбрать лучшую?”
- Логичен. Название не кривое, согласовано, отражает смысл текста. Не пытайтесь придумать яркое, интригующее название как в желтой прессе. Любопытный человек разочаруется и не дочитает ваш материал, а целевая аудитория так и не дойдет до вас.
- Цепляет. Здесь можно воспользоваться психологическими триггерами и другими приемами. Яркие примеры: “Эти продукты постепенно убивают вас”, “Как я заработал 1 000 $ в интернете за неделю”, “10 эффективных народных средств от пиелонефрита: забудьте об антибиотиках”.
- Нескучный, оптимального размера. Старайтесь уложиться в 40–65 символов и 6 слов. Исследования показали, что внимание людей привлекают первые и последние 3 слова.
- Без непонятных, иностранных слов. Если вы не собираетесь объяснять незнакомое слово в тексте – лучше избегать его. Неясный заголовок произведет тот же эффект, что и его отсутствие.
- Обозначающий целевую аудиторию. Обозначая свою ЦА, у вас больше шансов получить ответное действие (подписку, лайк, репост, заказ). Например, “10 полезных сервисов для копирайтеров”, “Где заработать маме в декрете?”, “SEO-оптимизация для чайников”.
Успех заголовка особенно важен для коммерческой деятельности. Иногда люди, увидевшие название, уже хотят купить продукт.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
9 способов сделать заголовок гипнотическим
Секрет цепляющих заголовков в психологических крючках. Это психологическая манипуляция словами, помогающая вызвать нужную эмоцию.
Сейчас я покажу несколько приемов, которые помогут создать гипнотические названия для вашего текста. Некоторые из них очень просты, другие требуют долгой практики. Никто не запрещает пользоваться несколькими способами, главное, чтобы результат цеплял и был читабельным.
Спросите у читателя
Вопрос требует ответа. Читатель, заметив в заголовке знак вопроса подсознательно ищет ответ на него. Не понимая того сам, человек заостряет внимание на вашем материале.
Задавайте любые вопросы – риторические, конкретные, абстрактные. Они намекают читателю, что в статье он обязательно найдет ответ.
- “Почему вы до сих пор не разбогатели?”
- “Что случится, если не чистить зубы?”
- “Сколько вы зарабатываете за месяц?”
- “Вы знаете, как стать успешным копирайтером?”
- “Куда уходит ваше здоровье?”
Слово “как” в заголовках действует на читателя гипнотически. Мимо таких названий невозможно пройти мимо.
Сравнительный анализ заголовков с вопросом и без показал, что кликабельность первого варианта выше в 7 раз.
Проблема + решение
У всех есть проблемы. Поцарапали машину, внезапно заболел зуб, надоела домашняя уборка, в семье разлад и т. д. Каждый мечтает, чтобы ему предложили готовое решение проблемы. Этой психологической уловкой и пользуются копирайтеры. Описываете проблему, намекаете на решение – внимание гарантировано.
- “Как победить прокрастинацию: 10 эффективных способов”.
- “Что делать, если муж не помогает по дому?”
- “10 вещей, помогающих пережить расставание”.
- “Избавляемся от накипи на кастрюле за 5 минут”.
Покажите выгоду, которую получит пользователь после прочтения вашей статьи.
Личный опыт и социальные доказательства
Времена а-ля высококачественный, востребованный, лучший, надежный – прошли. Читатель жаждет конкретики.
Как повысить доверие к заголовку:
- Используйте местоимения “я”, “вы”. Например, “История успеха: как я стал зарабатывать 10 000 $ удаленно”.
- Укажите количество заказчиков, покупателей. Например, “Стань SMM-специалистом сегодня: 890 людей уже зарабатывают с нами”.
- Укажите количество выполненных заказов. Например, “Этот гуру копирайтинга написал 500 продающих статей на миллиард”.
- Сделайте акцент на количестве филиалов фирмы, магазина. Например, “Двери “Юг” можно купить в 50 городах России”.
Используйте любые цифры, факты, имеющие значение в вашей сфере услуг/товаров.
Обыграйте отзыв в заголовке. Если вы уже пишете продающие тексты, можно рассказать о том, как они сказались на продажах. Например, “Тексты Анатолия Афанасьевича спасли сотрудников фирмы “Антар” от сокращения”. Для наглядности я немного преувеличила.
Смотрите отзывы о фирме/магазине или бренде, о которых собираетесь писать. Отбирайте наиболее ценные, выписывайте цепкие фразы и факты.
Заинтригуйте, поделитесь секретом
Людям нравятся тайны и сплетни. Секрет – скрытое оружие, помогающее получить преимущества, доступные не каждому. А сплетни развеивают скуку. Зная о потребности человека в таких вещах, вы с легкостью привлечете внимание к своему материалу.
- “10 источников пассивного дохода, о которых вы не знали”.
- “Секреты обольщения Клеопатры”.
- “Экономисты страны скрывают всю правду о биткоинах”.
- “Деньги, которые вы упускаете ежедневно”.
Чтобы подогреть интерес, можно использовать метафоры, противоречия, нестандартные фразы.
Напугайте
Страх – сильный мотиватор. Напугайте человека названием текста и он обязательно прочтет его. Почему? Инстинкт самосохранения пытается оградить от опасностей, даже незначительных. Если статья – спасение, защита от негативного фактора, человек с вероятностью 90 % откроет ее и дочитает до конца.
- “Эти привычки вызывают болезни”.
- “Не делайте этого и сохраните свой брак”.
- “Питание при беременности: как родить здорового ребенка”.
Играйте на чувстве страха и вы получите волшебные результаты.
Гарантируйте
Гарантия позволяет человеку чувствовать себя защищенным от риска.
В названии статьи можно дать гарантию:
- “Курсы контент-маркетинга: зарабатывайте от 1 000 $ уже через 3 месяца”.
- “Позитивное мышление для чайников – один месяц занятий и в жизни не будет проблем”.
- “Крем “Нова” – никаких прыщей после 3-го применения”.
Правильно написанный заголовок с гарантией повысит конверсию продающего текста в несколько раз. Тестируйте, анализируйте результаты.
Отрицание = интерес
Человек хочет ощущать себя свободным, хоть и загнан во множество рамок. Запреты, слова и частицы “не”, “нельзя”, “остановитесь”, “без”, “стоп”, “никогда” вызывают внутренний бунт у посетителя сайта. Он думает: “Почему? Мне никто не указ” и кликает на ссылку с запретом.
Отрицание в заголовках пробуждает любопытство, отбивает сомнения.
- “Нельзя пить антибиотики при ангине”.
- “Никогда не говорите этого своим детям”.
- “Остановитесь, так жить нельзя: как развлекаются миллионеры”.
- “Не ешьте этого при холестерине: 5 продуктов-убийц”.
Отрицание с негативным окрасом тоже повысит кликабельность. Человек подсознательно думает о такой информации, как о правдивой, открытой.
Беседуйте с целевой аудиторией
Знать проблемы, потребности ЦА – замечательно. Но сделать цепляющий заголовок взрывным поможет обращение. Представьте, в какой ситуации пользователь ищет вашу статью, чем он занимается, какие мысли вертятся в его голове.
Например, “10 источников вдохновения для копирайтеров, которые выдохлись”, “Идеальное планирование для тех, кто везде опаздывает”.
Синдром дефицита
Дедлайн для рекламы – волшебный инструмент. Не оставляя времени на сомнения, он заставляет действовать, принимать решение.
- по времени (“Запись на курсы закрывается через 24 часа”);
- по цене (“Скидка 30 % на бытовую технику действует 3 дня”);
- по количеству (“Ноутбук Acer – осталась всего одна штука”).
Такие название используются для продающих статей.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Типичные ошибки
У начинающих копирайтеров всегда бывает так — трудишься, трудишься над названием, а получается что-то не то. Скорее всего вы совершили где-то ошибку и просто не знаете об этом.
Предлагаю вам ознакомиться с самыми распространенными ошибками новичков.
ТОП-5 ошибок неопытных авторов:
- Нет конкретики. Название должно четко отвечать на два вопроса – что мы знаем, а что – нет. Уточняйте. Примеры неправильных заглавий из газет: “Детство, детство – пора золотая…”, “Сроки поджимают”, “Не ищите изюминку”. Вот о чем могут быть такие статьи? Увы, никто не захочет тратить свое время непонятно на что.
- Содержание и название не связаны. Чтобы заинтриговать читателя, вписать ключ в точном вхождении, на что только не идут копирайтеры. Под заголовком “Как переехать жить в столицу?” может скрываться статья про компанию-застройщика, но ведь пользователь ищет практические советы и скорее всего не рассчитывает на покупку квартиры.
- Эгоизм. В порыве вдохновения автор может забыть о своем читателе и перейти на собственные интересы, разбавляя все юмором и житейским опытом. Как итог, копирайтер будет с умилением смотреть на свое творение, а посетитель пройдет мимо, так ничего и не поняв.
- Клише. Штампы иногда украшают заголовок. Читатель с легкостью узнает их, у него возникают ассоциации. Но вставлять их в название нужно аккуратно, чтобы не получалось как у газет: “Президент понюхал пороха во время учений”. Звучит странно, не так ли?
- Никакой динамики. Сильные глаголы – наше все. Не пишите в официальном стиле, если только вы не работаете на новостном портале. Заявляйте о статье просто и открыто: “Поборите страх новизны и отправьтесь в путешествие”, “Хватит лениться, пора зарабатывать 3 000 $”.
Ответьте на эти вопросы и проверьте, насколько работает ваш заголовок:
- Вы готовы сдержать обещания, перечисленные в названии?
- Вы знаете ЦА, учли ее интересы?
- Текст и название связаны по смыслу?
- Читабелен ли заголовок, не растянут ли?
- Вы упоминаете о выгоде, используете конкретные факты, цифры?
Проверили свой заголовок? Расскажите о том, что у вас получилось, в комментариях.
Прочитайте также мои рекомендации по правильному написанию тайтла и дескрипшена для статьи.
Стать профессиональным копирайтером без поддержки — нелегко, уж поверьте, я знаю. Поэтому предлагаю облегчить этот тернистый путь и пройти обучение копирайтингу у нас. После завершения интенсива вы сможете зарабатывать удаленно и быть свободным человеком, а если захотите, то и постоянно путешествовать.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Как я составляю заголовок в 3 этапа
Методов создания заголовков – море, я же хочу рассказать о своем подходе. Приживется он у вас или нет – вопрос времени и вкуса.
Перед началом вы уже должны были проанализировать конкурентов, целевую аудиторию, составить структуру статьи.
С этого момента нас интересует только название.
Шаг 1. Сначала я изливаю на чистый лист бумаги все ассоциации, варианты, мысли из головы. Оставляю черновик на несколько часов и отвлекаюсь на другие дела. Если тема меня слишком увлекла, то во время других занятий голову посещают интересные идеи.
Шаг 2. Как только черновик отлежался, я перечитываю его, отсеиваю неудачные версии. Остается 2-3 варианта, с которыми можно работать – удалять стоп-слова, менять что-то местами.
Шаг 3. После очистки вариантов от словесного мусора может показаться, что правки не нужны. Это иллюзия. Там еще скрываются штампы. Я открываю онлайн-словарь синонимов, просматриваю нестандартные, интересные слова.
Почему бумага? Как писал Джо Витале, бумажный носитель будоражит фантазию лучше, чем клавиатура. Можно открыть так много нового.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что делать, когда нет идей
Как писать заголовок, если руки вообще к клавиатуре не тянутся? – такой вопрос возникал у многих копирайтеров. Не переживайте, эту проблему можно решить и получить красивый заголовок в срок. Как? Сейчас узнаем.
Совсем недавно в интернете я нарвалась на генератор заголовков. Звучит интересно, многообещающе. Вы вводите главный ключ в строку и жмете “Enter”, сервис выдает вам рандомное название для сайта.
Конечно, те заглавия, которые он выдает, нельзя использовать в чистом виде. Генератор не склоняет ключ, поэтому он выглядит криво. Вот, что он мне выдал по ключевому слову “статья” – “Каким должен быть идеальный статья”, если подправить окончания, получится достойный вариант.
Если сервис, генерирующий заглавия, не для вас, можете провести штурм поисковика. Вводите в поисковую строку ключевые или тематические слова, смотрите на результаты. Интересные, креативные записываете себе в блокнотик.
Чем дольше без перерыва работает копирайтер, тем быстрее истощается его словарный запас. Тавтология начинает бить ключом в каждом предложении. Остановитесь. Возьмите и почитайте книгу. Ничто так не вдохновляет, не наполняет идеями, как чтение. Сама проверяла.
Это все способы, которые мне известны. Если вы знаете, как написать заголовок во время шторма творческого кризиса, – делитесь в комментариях.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Заключение
Работа над заголовком – творческий процесс, требующий времени, усилий, креатива. Но во время мозгового штурма выбора финального варианта вы не должны забывать о том, что пишете для целевой аудитории. Поэтому отодвиньте свои потребности и желания на второй план, встаньте на место читателя, тогда все у вас получится!
Нравится статья? Подписывайтесь, комментируйте, расскажите друзьям. Поощряйте наш блог своим вниманием.
Я желаю вам творческих успехов! До скорых встреч!
Видео:Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Словосочетания: зачем и как искать?Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
- 0 0 0 0 0 0
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)