Задание определить части речи в словосочетаниях

Содержание
  1. Упражнения по русскому языку на тему «Словосочетание»
  2. Русский язык. 8 класс
  3. Первые шаги – подготовительные задания
  4. Первые шаги – подготовительные задания
  5. Тема: Определение частей речи
  6. Задание 1. Определите части речи в предложении:
  7. Задание 2. Определите части речи в предложении:
  8. Задание 3. Определите части речи в предложениях:
  9. Задание 4. Определите части речи в предложении:
  10. Задание 5. Определите части речи в предложении:
  11. Тема: Определение начальной формы.
  12. Задание 1. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:
  13. Задание 2. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:
  14. Задание 3. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:
  15. Задание 4. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:
  16. Задание 5. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:
  17. Тема: Определение членов предложения.
  18. Задание 1. Определите члены предложения:
  19. Задание 2. Определите члены предложения:
  20. Задание 3. Определите члены предложения:
  21. Задание 4. Определите члены предложения:
  22. Задание 5. Определите члены предложения:
  23. 🎦 Видео

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Упражнения по русскому языку на тему «Словосочетание»

Задание определить части речи в словосочетаниях

Упражнения по теме «Словосочетание»

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу , из которого он сделан;

б) к месту его расположения;

в) к времени его существования;

д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

Упражнение 5.

Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора , самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов , может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Упражнение 16.

Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

Тест по теме «Словосочетание»

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам

10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.

12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

1. — 3)
2. — 2)
3. — 1)
4. — 1)
5. — 2)
6. — 4)
7. — 1)
8. — 3)
9. — 2)
10. — пересчитать нельзя
11. — активно формируется
12. — вижу его
13. — за своими товарищами
14. — 5
15. — приехал оттуда
16. — для России заказан
17. — управление

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Русский язык. 8 класс

Определите вид словосочетания по части речи, которой выражено главное слово.
Установите соответствие.

Домашнее задание;
По-осеннему хмурый;
Чтение лёжа.

Пойти в театр;
Навещать больных;
Говорить улыбаясь.

Очень хорошо;
Недалеко до дома;
Довольно прохладно.

Установите соответствие между словосочетанием и значением, которое оно выражает.

Действие и его временная характеристика
(обстоятельственное значение)

Действие и объект, на который
оно направлено (объектное значение)

Признак и степень его проявления
(обстоятельственное значение)

Предмет и его признак
(определительное значение)

Чем выражено зависимое слово в словосочетаниях?
Соедините зависимое слово в словосочетании и способ его выражения.

Укажите словосочетания, встречающиеся в данном тексте.

«Заря» – одно из прекраснейших слов русского языка. Его никогда не говорят громко. (К. Г. Паустовский)

Видео:Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Первые шаги – подготовительные задания

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Первые шаги – подготовительные задания

Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям. За городом и небо яснее, и воздух чище. Друзья, знающие мои привычки, удивляются: «Куда же тебя несёт? Зачем тебе эта дыра? Ни удобств, ни привычных условий! Ведь ты городской человек!» Эх! Я и сама себя не понимаю, но сделать с собой ничего не могу. Я отвечаю им: «Попробуйте, сделать, как я. Только тогда вы меня поймёте».

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№48 - Части речи. Разбор предложения по частям речи.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№48 - Части речи. Разбор предложения по частям речи.)

Тема: Определение частей речи

Задание 1. Определите части речи в предложении:

Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям.

Ответ:

Один – числительное
раз – существительное
в – предлог
бросаю –глагол
все –местоимение
дела –существительное
в – предлог
шумном, столичном –прилагательные
городе – существительное
и – союз
вырываюсь – глагол
на –предлог
природу – существительное
поближе – наречие
к –предлог
реке , лесу, лугам, полям – существительное

Задание 2. Определите части речи в предложении:

За городом и небо яснее, и воздух чище.

Ответ:

За городом – наречие
и – союз
небо – существительное
яснее – прилагательное
и — союз
воздух – существительное
чище – прилагательное.

Задание 3. Определите части речи в предложениях:

Друзья, знающие мои привычки, удивляются: «Куда же тебя несёт? Зачем тебе эта дыра? Ни удобств, ни привычных условий! Ведь ты городской человек!»

Ответ:

Друзья — существительное
знающие – причастие (в альтернативном толковании: глагол)
мои — местоимение
привычки — существительное
удивляются — глагол
куда -наречие
же — частица
тебя — местоимение
несёт — глагол
зачем — наречие
тебе — местоимение
эта — местоимение
дыра — существительное
ни… ни — союз
удобств — существительное
привычных — прилагательное
условий — существительное
ведь — частица
ты — местоимение
городской — прилагательное
человек — существительное

Задание 4. Определите части речи в предложении:

Эх! Я и сама себя не понимаю, но сделать с собой ничего не могу.

Ответ:

Эх! — междометие
я — местоимение
и – союз
сама — местоимение
себя — местоимение
не -частица
понимаю — глагол
но -союз
сделать — глагол
с — предлог
собой — местоимение
ничего — местоимение
не — частица
могу -глагол

Задание 5. Определите части речи в предложении:

Я отвечаю им: «Попробуйте, сделать, как я. Только тогда вы меня поймёте».

Ответ:

Я — местоимение
отвечаю — глагол
им — местоимение
попробуйте — глагол
сделать -глагол
как -союз
я — местоимение
Только — частица
тогда –наречие
вы — местоимение
меня — местоимение
поймёте — глагол

Видео:Русский язык| Части РечиСкачать

Русский язык| Части Речи

Тема: Определение начальной формы.

Задание 1. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:

Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям.

Ответ:

Один, н.ф. — один
раз, н.ф. — раз
в , н.ф. нет
бросаю, н.ф. – бросать (не: бросить)
все, н.ф. — весь
дела, н.ф. — дело
в , н.ф. нет
шумном, столичном, н.ф. – шумный, столичный
городе, н.ф. — город
и, н.ф. нет
вырываюсь, н.ф. – вырываться (не: вырваться)
на , н.ф. нет
природу, н.ф. — природа
поближе, н.ф. нет
к , н.ф. нет
реке , лесу, лугам, полям, н.ф. – река, лес, лес, поле

Задание 2. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:

За городом и небо яснее, и воздух чище.

Ответ:

За городом, н.ф. нет
и , н.ф. нет
небо, н.ф. нет
яснее, н.ф. — ясный
и, н.ф. нет
воздух, н.ф. воздух
чище, н.ф. — чистый

Задание 3. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:

Друзья, знающие мои привычки, удивляются: «Куда же тебя несёт? Зачем тебе эта дыра? Ни удобств, ни привычных условий! Ведь ты городской человек!»

Ответ:

Друзья, н.ф. — друг
знающие, н.ф. – знающий (при альтернативном толковании: знать)
мои, н.ф. – мой
привычки, н.ф. — привычка
удивляются, н.ф. –удивляться (не: удивиться, не: удивлять)
куда, н.ф. нет
же, н.ф. нет
тебя, н.ф. — ты
несёт, н.ф. — нести (не: носить)
зачем, н.ф. нет
тебе, н.ф. — ты
эта, н.ф. — этот
дыра, н.ф. — дыра
ни… ни, н.ф. нет
удобств, н.ф. — удобство
привычных, н.ф. — привычный
условий, н.ф. — условие
ведь, н.ф. нет
ты, н.ф. — ты
городской, н.ф. — городской
человек, н.ф. — человек

Задание 4. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:

Эх! Я и сама себя не понимаю, но сделать с собой ничего не могу.

Ответ:

Эх! Н.ф. нет
я, н.ф. — я
и, н.ф. нет
сама, н.ф. — сам
себя, н.ф. – себя (формы И.п. у местоимения себя нет)
не, н.ф. нет
понимаю, н.ф. – понимать (не: понять)
но, н.ф. нет
сделать, н.ф. – сделать (не: делать)
с, н.ф. нет
собой, н.ф. – себя (формы И.п. у местоимения себя нет)
ничего, н.ф. — ничто
не, н.ф. нет
могу, н.ф. — мочь

Задание 5. Определите начальную форму (н.ф.) слов в предложении:

Я отвечаю им: «Попробуйте, сделать, как я. Только тогда вы меня поймёте».

Ответ:

Я, н.ф. — я
отвечаю, н.ф. – отвечать (не: ответить)
им, н.ф. — они
попробуйте, н.ф. – попробовать (не: пробовать)
сделать, н.ф. – сделать (не: делать)
как, н.ф. нет
я, н.ф. -я
Только, н.ф. -нет
тогда, н.ф. нет
вы, н.ф. — вы
меня, н.ф. — я
поймёте , н.ф. – понять (не: понимать)

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Тема: Определение членов предложения.

Задание 1. Определите члены предложения:

Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям.

Ответ:

Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям .

Задание 2. Определите члены предложения:

За городом и небо яснее, и воздух чище.

Ответ:

За городом и небо яснее , и воздух чище .

Задание 3. Определите члены предложения:

Друзья, знающие мои привычки, удивляются: «Куда же тебя несёт? Зачем тебе эта дыра? Ни удобств, ни привычных условий! Ведь ты городской человек!»

Ответ:

Друзья , знающие мои привычки , удивляются : « Куда же тебя несёт ? Зачем : тебе эта дыра ? Ни удобств , ни привычных условий ! Ведь ты городской человек !»

Задание 4. Определите члены предложения:

Эх! Я и сама себя не понимаю, но сделать с собой ничего не могу.

Ответ:

Эх! Я и сама себя не понимаю , но сделать с собой ничего не могу .

Задание 5. Определите члены предложения:

Я отвечаю им: «Попробуйте, сделать, как я. Только тогда вы меня поймёте».

Ответ:

Я отвечаю им : « Попробуйте сделать , как я . Только тогда вы меня поймёте ».

🎦 Видео

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)

ЦТ В4. Служебные части речиСкачать

ЦТ В4. Служебные части речи

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык 7 класс (Урок№12 - Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№12 - Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.)

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. ПредлогСкачать

Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Предлог

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Русский язык 2 класс (Урок№60 - Что такое части речи?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№60 - Что такое части речи?)
Поделиться или сохранить к себе: