Зачем знать значение словосочетаний

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски или толь­ко по смыслу.

Узнаем, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, какие сло­ва мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, чем сло­во­со­че­та­ние отли­ча­ет­ся от предложения.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Понятие о словосочетании

Словосочетание состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва. Главным явля­ет­ся то сло­во, от кото­ро­го ста­вит­ся вопрос к зависимому:

  • крас­ная роза — роза (какая?) красная;
  • плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
  • рука­ва реглан — рука­ва (какие?) реглан.

Уточним, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском языке.

Словосочетание назы­ва­ет пред­ме­ты, явле­ния, дей­ствия и их при­зна­ки более точ­но, деталь­но, кон­крет­но, чем одно слово.

Сравним:

  • сест­ра — род­ная сестра;
  • идти — идти по тропинке;
  • юбка — юбка в клетку.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ет закон­чен­ной мыс­ли и поэто­му не име­ет инто­на­ции сооб­ще­ния. Основной еди­ни­цей обще­ния людей явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Предложение — это более круп­ная еди­ни­ца речи. Она име­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву, состо­я­щую из под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Это сло­во­со­че­та­ния, в кото­рых одно сло­во зави­сит от дру­го­го и толь­ко. Словосочетание не может пере­дать сооб­ще­ние о чем-либо, выра­зить прось­бу или офор­мить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объ­еди­ня­ясь по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски, явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для предложения.

Белые обла­ка плы­вут по сине­му небу.

В пред­ло­же­нии содер­жит­ся закон­чен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет пред­мет речи (обла­ка плы­вут).

Зачем знать значение словосочетаний

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски с помо­щью окон­ча­ния, окон­ча­ния и пред­ло­га, например:

  • светл ая ком­нат а
  • тан­цу ешь в зал е
  • ид ешь у озер а .

Только по смыс­лу свя­за­ны сло­ва в словосочетаниях:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неизменяемым:

  • наре­чие (мед­лен­но, долго)
  • неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла (побе­дить)
  • дее­при­ча­стие (взды­хая).

Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву толь­ко по смыслу.

Запомним, что под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , кото­рые явля­ют­ся глав­ны­ми и рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, не состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние.

Посмотрите видео, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся, что такое словосочетание:

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды словосочетаний

Словосочетание по сво­е­му стро­е­нию и зна­че­нию быва­ет раз­ным. Оно может быть постро­е­но из суще­стви­тель­но­го (глав­ное сло­во) и при­ла­га­тель­но­го (зави­си­мое сло­во) и обо­зна­ча­ет пред­мет и его признак:

В сло­во­со­че­та­нии глав­ным сло­вом может быть гла­гол , а суще­стви­тель­ное — зави­си­мое сло­во. Такая пара слов обо­зна­ча­ет дей­ствие и пред­мет, кото­рый с ним связан:

  • купать (кого?) щенка
  • бро­шу (что?) палку
  • нари­су­ем (что?) дом
  • отпра­вить (что?) посылку
  • накор­мить (кого?) котёнка
  • убрать (с чего?) со стола
  • при­во­дить (во что?) в школу
  • опла­тить (что?) проезд
  • пой­ти (на что?) на ярмарку
  • вер­нуть­ся (во что?) в среду.

От гла­го­ла зави­сит наре­чие в этих словосочетаниях:

  • быст­ро про­чи­тать — про­чи­тать как? быстро;
  • ска­зать сго­ря­ча — ска­зать поче­му? сгоряча;
  • посту­пить назло — посту­пить с какой целью? назло;
  • рано встать — встать когда? рано;
  • дви­гать вверх — дви­гать куда? вверх.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Конспект урока по русскому языку по теме: «Словосочетания, их строение и грамматическое значение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет: русский язык

Тема урока: Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

Цели урока:
— обобщение и расширение полученных знаний по теме «Словосочетание»;
— развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
— воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.
Задачи урока : -выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;
-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;
— самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
— развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Использованные приемы:
— мозговой штурм, таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «кластер»;

I. Организационный момент.
1. Приветствие.

2. Объявление темы и цели. Мотивация.

— Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Проверка домашнего з адания. «Мозговой штурм»

— Что изучает синтаксис?

— Для чего служит пунктуация?

-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение)
— Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль)

III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать, взять за руку соседа, держать крепко, крепкое рукопожатие.

Ученики определяют тему – « Словосочетание».

IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся

Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица и т.д.)

Оформление тетрадей: — Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.

1. Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…)

-Что вы составили? (Словосочетания)

V. Проблемное объяснение нового знания.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным . Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречным.

День и ночь в полях бушевала вьюга.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

(Сказуемое и дополнение)

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

2. Заполнение таблицы: «Знаю – хочу знать – узнал»

— Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

Связь в словосочетании – подчинительная.

VI. Закрепление и практическое применение знаний.

Распределите словосочетания по столбикам таблицы.

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

2. Грамматическое значение словосочетания.

Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Грамматическое значение словосочетания

Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Упражнение №2 — Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

3 — Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.

Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Зачем знать значение словосочетаний

О чем эта статья:

Видео:Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать

Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Словосочетания: зачем и как искать?Скачать

Словосочетания: зачем и как искать?

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Смысл некоторых словосочетаний и пословицСкачать

Смысл некоторых словосочетаний и пословиц

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Зачем знать значение словосочетаний

Зачем знать значение словосочетаний

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

🎬 Видео

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Тема 10. Словосочетание: строение и грамматическое значение. Синтаксическая норма в словосочетанииСкачать

Тема 10. Словосочетание: строение и грамматическое значение. Синтаксическая норма в словосочетании

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»
Поделиться или сохранить к себе: