- Фонетический разбор слова «явин»
- Фонетический разбор «явин»:
- Характеристики звуков
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
- Морфологический разбор слова «явин»
- Фонетический разбор слова «явин»
- Карточка «явин»
- Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
- Что такое фонетический разбор?
- Фонетическая транскрипция
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Гласные звуки в словах русского языка
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Явин звездные войны ударение
- «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» (Star Wars. Episode II: Attack of the Clones)
- «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» (Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith)
- «Хан Соло. Звездные войны: Истории» (Solo: A Star Wars Story)
- «Изгой-один. Звездные войны: Истории» (Rogue One: A Star Wars Story)
- «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars. Episode IV: A New Hope)
- «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (Star Wars. Episode V: The Empire Strikes Back)
- «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (Star Wars. Episode VI: Return of the Jedi)
- «Звездные войны: Пробуждение Силы» (Star Wars: The Force Awakens)
- «Звездные войны: Последние джедаи» (Star Wars: The Last Jedi)
- «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (Star Wars: The Rise of Skywalker)
- Битва при Явине IV
Видео:Советская озвучка Звёздных ВойнСкачать
Фонетический разбор слова «явин»
Видео:Почему Галактическая Империя Проиграла Битву При Явине?Скачать
Фонетический разбор «явин»:
Видео:Звездные Войны Эпизод IV Концовка (1080р)Скачать
Характеристики звуков
Видео:Звёздные Войны : Эпизод 3 | Битва за КашиикСкачать
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «явин»
Фонетический разбор слова «явин»
Карточка «явин»
Видео:Звездные Войны Эпизод IV Взрыв Звезды Смерти 1 (HD)Скачать
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Видео:Звездные Войны Явин 4Скачать
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Видео:Star Wars VI: Return of the Jedi - Space Battle of Endor SupercutСкачать
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Видео:Какие планеты должна была уничтожить Звезда Смерти, после битвы при Явине? (Канон)Скачать
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Видео:Jedi Academy Escape Yavin IV - The Lost Maps АБСОЛЮТНОЕ БЕЗУМИЕ световых мечей!Скачать
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Видео:Звёздные войны: Империя наносит ответный удар (1980) - Имперские шагоходыСкачать
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Видео:Звездные войны лучшие моменты. Гиперпрыжок в имперский корабль.Скачать
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Видео:Битва при Хоте глазами простых солдат Повстанцев и Империи (Звездные Войны)Скачать
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д о ‘ма].
- Новые дома [но’выэ д а ма’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
- он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
- свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
- е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Видео:Шагоходы VS Повстанцы \ Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударСкачать
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
- — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
- — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
- — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
- лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
- я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
- ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]
Видео:КАМЕНЩИК ДАРТ ВЕЙДЕР 2. БИТВА ПРИ ЯВИНЕСкачать
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: б анан — б елка,
- [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
- [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
- [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
- [з] — [з’]: з вон — з ефир,
- [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
- [л] — [л’]: л одка — л юкс,
- [м] — [м’]: м агия — м ечты,
- [н] — [н’]: н овый — н ектар,
- [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
- [р] — [р’]: р омашка — р яд,
- [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
- [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
- [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
- [х] — [х’]: х орек — х ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Видео:Все о Звездных Войнах: Важнейшие битвы в истории Star WarsСкачать
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
- перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Видео:Битва, которая заставила Палпатина заменить Клонов на Штурмовиков | Звездные ВойныСкачать
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].
Видео:5 вырезанных сцен, которые могли бы изменить "Звёздные войны"Скачать
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
- жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
- шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
- стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
- сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
- тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
- дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
- сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
- зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
- сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
- зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
- чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Видео:ТОП 10 Самых Пересматриваемых Моментов Из «Звездных Войн»Скачать
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
- стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
- стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
- стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
- нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
- тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
- ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
- ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
- здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
- ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
- рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
- рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
- дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Видео:Звездные Войны Эпизод V Диалог Императора с Дартом Вейдером [RUS] [1080p60]Скачать
Явин звездные войны ударение
Время по сюжету — 32 ДБЯ (здесь и далее ДБЯ — годы до битвы при Явине, ПБЯ — годы после битвы при Явине)
Через 23 года после «Новой надежды» Лукас вновь садится в кресло режиссера, чтобы снять, наконец, каноничное и, что более важно, хронологическое начало космической саги. «Скрытая угроза» приоткрывает завесу тайны, впервые представляя миру еще одного Скайуокера, связанного родственными связами с Люком — героем «классической трилогии». Новая команда могла наслаждаться возможностями компьютерной графики, которые в 70-х кинематографистам и не снилась.
Несмотря на всеобщий хейт фанатов, радеющих за старые «Звездные войны», «Скрытая угроза» окупила свой бюджет и приняла в свои ряды людей, переживших невероятное чувство открытия новой кинематографической вселенной (до «Железного человека», давшего начало всепоглощающей Marvel Cinematic Universe, еще 9 лет).
К сожалению, первая глава трилогии страдала от сюжетных неувязок, множественных «провисаний» и банальной затянутости повествования. Спецэффекты конца 90-х, конечно, изменили визуальную концепцию новой картины. Однако сравниться с революционным прорывом, коими были «Звездные войны» 70-х, компьютерная графика «Скрытой угрозы» никак не могла.
Новая работа Лукаса заставила и аналитиков, и зрителей, пожалуй, в первый раз серьезно задуматься о смене эпохи. Не только тысячелетие подошло к концу, но и прежним идеалам было суждено остаться в прошлом. Настал момент, когда окончательно и бесповоротно сменился вектор, определяющий коммерческий успех фильма.
Художественные достоинства кинопроизведения уступили место агрессивной рекламной кампании и хитростям маркетинговой стратегии. Именно тогда на Западе появилась мода смотреть фильмы в первые дни проката. Рекламные кампании подталкивали аудиторию к этому, словно кино — продукт с ограниченным сроком годности, который нужно «распробовать» как можно раньше, иначе «протухнет».
«Скрытая угроза» неизбежно порождала новую порцию вопросов, на которые пока не было ответов (на часть из них впоследствии ответят «Атака клонов» и, в особенности, «Месть ситхов»). Открытых намеков на превращение юного мальчишки Скайуокера в ситха Дарта Вейдера пока не было (название в расчет не берем), лишь таинственное пророчество о балансе Силы стало предвестников грядущих событий. Через призму религиозно-философских отсылок Лукас дал старт борьбе Добра и Зла внутри не столько одного человека, но символа. Подставьте вместо юного Скайуокера Иисуса Христа — вот вам и Новый Завет.
Тимур Алиев
«Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» (Star Wars. Episode II: Attack of the Clones)
Время по сюжету — 22 ДБЯ
Скучнее «Атаки клонов» во франшизе «Звездных войн», наверное, фильма нет. Единственное, за что сложно пнуть вторую часть трилогии приквелов — драйвовый эпизод концовки, когда происходит масштабное сражение на гигантской арене, напоминающей Колизей (что неудивительно, ведь Лукас, проектируя его, вдохновлялся этой ареной в «Гладиаторе» Ридли Скотта). Большая часть повествования «Атаки клонов» сосредоточена на слащавой мелодраме, разворачивающейся между уже повзрослевшим Энакином Скайуокером и Падме Амидалой, ставшей Сенатором.
Причем были все шансы увидеть нечто нетривиальное в их романе. Создатели могли бы подчеркнуть невозможность такой связи из-за кодекса джедаев, раскрыть мучения персонажей, разрывающихся между чувствами друг к другу и путем, который выбрал каждый из них. Вместо этого Лукас идет по пути наименьшего сопротивления, превращая отношения Падме и Энакина в набор самых адских банальностей и штампов, какие только можно себе представить. Плюс ко всему и актеры не особо старались качественно отыгрывать роли.
Из самой истории практически полностью исчез юмор. Нет даже намека на хотя бы легкую иронию, которая присутствовала в «Скрытой угрозе» во многом благодаря ненавистному многими гунгану Джа-Джа Бинксу. В дальний угол задвинули и дроидов R2-D2 и C-3PO, также работавших своеобразным «громоотводом» тягучей драмы.
Сценарий «Атаки клонов» зиял «белыми пятнами», но главная его проблема состояла в полном отсутствии какой-либо общей концепции. Каждый из героев занимался своим делом — Оби-Ван Кеноби стал детективом, Энакин телохранителем, а Падме политиком. Общий сюжет саги при этом двигался непонятно куда, да и то со скрипом.
Более того, сама интрига по поводу будущего героев пропала полностью. Большей части аудитории уже ясно, что Энакин станет Вейдером, а Палпатин — это Дарт Сидиус. За Оби-Вана и Йоду не нужно было волноваться — народ после «Скрытой угрозы» массово посмотрел классическую трилогию и уже знал, что оба героя останутся в живых. Стоит отметить: «Атака клонов» — не столько плохое кино в смысле того, как именно оно сделано. Фильм вышел просто банальным и невзрачным, именно это его основная проблема.
Вместо единоличной работы над сценарием, как это было со «Скрытой угрозой», Лукас позвал в команду сценаристов Джонатана Хейлса, в послужном списке которого лишь многочисленные приключения молодого Индианы Джонса. Никакой пользы для второй главы трилогии приквелов Хейлс не принес и совершенно заслуженно получил «Золотую малину» за худший сценарий. Не решив ни одной проблемы первого фильма, «Атака клонов» лишь добавила серии ворох новых сложностей.
Тимур Алиев
«Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» (Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith)
Время по сюжету — 19 ДБЯ
Заключительная глава трилогии 2000-х с горем пополам выполнила самую важную задачу, которую возлагал на нее господин Здравый смысл — связала сюжет приквелов с классикой. В то же время «Месть ситхов» получилась более сбалансированной и гармоничной, нежели ее предшественники. Лукас вернулся к единоличному принятию решений по сценарию, и это пошло истории на пользу. Многообразие разношерстного экшена, которым были наполнены 2,5 часа хронометража, поражало воображение.
Очарования добавил и Юэн Макгрегор в роли Оби-Вана, которому уделяют, в отличие от «Атаки клонов», гораздо больше времени и внимания. Из его уст льются и лаконичные шутки, и драматичные монологи, при этом ни в том, ни в другом персонаж Макгрегора ничуть не фальшивит. На протяжении всей третьей части мы видим, как от былой стати и уверенности Оби-Вана не остается и следа.
Поначалу, в битве с Гривусом, генерал Кеноби смел и бесстрашен. К финалу Оби-Ван, сражающийся с Энакином, выжат как лимон и полностью деморализован. Хейден Кристенсен, кажется, поработал над образом, который всех так взбесил в «Атаке клонов. Теперь его Энакин — чуть более многогранный и сложный персонаж и, в отличие от предыдущей картины, поверить в это зрителю возможно.
Сценарий, по всей видимости, писался Лукасом уже без «огонька в глазах». Единственное, что требовалось от фильма — подвести историю к тому, чего армия фанатов «Звездных войн» ждала несколько лет. «Месть ситхов» несколько страдает от затянутых диалогов и морализаторства, данного совсем не к месту.
История в целом довольно мрачная, ведь подводит к знаменитой трансформации и побеге Зла над Добром. Баланс Силы, наконец, будет нарушен, поскольку «страх ведет к недоверию, недоверие к ненависти, ненависть…». Ну, вы поняли.
Третья глава приквелов похожа на результат каторжного труда: творение есть, а души в нем не наблюдается. Если «Скрытая угроза» добавила в кинематографическое уравнение агрессивный маркетинг, то «Месть ситхов» заставила мир кино говорить об удовлетворении фанатов и фанатиков (если что, это разные группы людей) — людей, которые психологически давили на Джорджа Лукаса. Примерно в том же ключе граждане Советского Союза были вынуждены следовать непоколебимой линии партии и плевать, нравилась она им или нет. Личности нет — есть товарищество. Творения нет — есть продукт коллективного труда.
Из идеалиста, сотворившего с помощью «говна и палок» звездолеты и неведомых ранее роботов и существ в собственном гараже, Лукас превратился в заложника собственного творения, которое возвысилось над ним с течением времени. Фантазия померкла под тяжестью кассовых сборов и необходимостью ублажать потребности армии наблюдателей.
Так ушли в тень Чарли Чаплин и Бастер Китон после появления звука в кино. Так осталось в прошлом коммунистическое мышление, когда поднялся Железный занавес и в страну пришел ветер перемен. Так трансформировалась Галактическая Республика, чей оплот демократии (как оказалось, весьма шаткий) рухнул под грузом авторитарной Галактической Империи. Старая добрая диктатура на долгие годы погрузила вселенную Лукаса во тьму.
Тимур Алиев
«Хан Соло. Звездные войны: Истории» (Solo: A Star Wars Story)
Время по сюжету: в прологе — 13 ДБЯ, в фильме — 10 ДБЯ
«Человек-паук: Через вселенные» — один из лучших фильмов 2018 года и один из лучших супергеройских фильмов в истории, показывающий, на что способны Фил Лорд и Кристофер Миллер как сценаристы и продюсеры. Ранее великолепное The Lego Movie показало, как круто эти парни делают фэнтези- и НФ-экшен, как нестандартно и вместе с тем кинетически они снимают перестрелки, погони и драки, каждый момент в которых железно подкреплен сценарием и эмоциями героев.
В первых 20 минутах «Хана Соло» все это присутствует. Налицо полнейшая синергия героя, сценария и режиссуры, приключения молодого Хана ракетой стартуют с Кореллии и погружаются в боевые действия на Мимбане. Знакомство с Бекеттом, «драка» с Чубаккой и вся сцена ограбления имперского поезда вызывают восторг с минимальными оговорками, это явно делали очень энергичные молодые люди, глубоко влюбленные в героя и вселенную, но при этом достаточно умные, чтобы не скатываться в тупое фэнбойство, всегда готовые следить за тем, чтобы с каждым кадром любимая вселенная росла и расширялась в интересных направлениях, а на знакомых героев мы в каждой сцене смотрели с неожиданного мета-угла.
Но потом Лорда и Миллера увольняют по настоянию сценариста фильма, Лоуренса Кэздана, который к тому же писал его не один, а с сыном Джонатаном, законченным фэнбоем «Звездных войн». Определение фэнбойства в том, что человек не видит в любимой вселенной ее слабых моментов, не умеет отделять главное от второстепенного, и удачное от нелепого. В результате мы получаем концовку «Соло» — худший момент во всей истории Star Wars, включая приквелы и специальное издание «Возвращения джедая». В отдельной заметке я объяснял, почему решение привести в фильм покойного Дарта Мола бесповоротно убивает весь франчайз.
В результате получился не просто разочаровывающий фильм, не просто плохой или посредственный, не просто первая часть SW, провалившаяся в прокате ($392 млн при бюджете в 300). Это фильм, который физически трудно досмотреть до конца, в котором не за что уцепиться, представить свет в конце туннеля, сказать себе: «Это же Соло, это Star Wars! Ты так давно мечтал это увидеть!».
Александр Башкиров
«Изгой-один. Звездные войны: Истории» (Rogue One: A Star Wars Story)
Время по сюжету: в прологе — 13 ДБЯ, в фильме — 0 ДБЯ
Крайне любопытный фильм, который однозначно обогатил сагу новыми оттенками. Он выдает нам потрясающий видеоряд, показывая мир, где все предельно реалистичное (для космической оперы) – словно можно протянуть руку и дотронуться.
Нам показали отличные баталии, да не одну, причем бои были затяжными и разноплановыми. Это не настолько продуманная и сюжетная боевая сцена, как у Мела Гибсона в «По соображениям совести», тут все же больше винегрета из абстрактной беготни и взрывов, но в память врезается однозначно.
Мы узнали, что Сопротивление трещит по швам, не все там готовы воевать с Империей открыто, и когда доходит до реальных действий, Альянс тоже способен утонуть в демагогии и бюрократии. Нам показали настоящих героев войны – простых бойцов, которые зачастую делают совсем не благородный выбор, жертвуя ради великой цели частичкой самих себя.
Что-то все же с фильмом не так, что-то не срабатывает до конца как должно, потому что в те моменты, в которые я должен был бы прослезиться, я этого не делал. На эмоциональном уровне он должен пробивать больше, но тут что-то упустили, из-за чего мы воспринимаем самые душераздирающие сцены довольно приглушенно.
И самое странное – если вдуматься, кто эти персонажи, что им пришлось пережить и чем пожертвовать, ком все же подступает к горлу, но довести зрителя до слез не должно быть домашним заданием самого зрителя, фильм должен справляться с этим еще в зале.
Пусть фильм немного сумбурен, в нем нет четкой структуры номерных эпизодов и опереточно-ярких персонажей, дуэлей на световых мечах, но есть путешествие в глубь знакомого нам с детства мира, способное сделать для нас далекую-далекую галактику еще более реальной.
Александр Трофимов
«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars. Episode IV: A New Hope)
Время по сюжету — 0 ДБЯ (битва при Явине)
Первые «Звездные войны» — это и самурайский фильм, и вестерн, и британское военное кино. Почему атака на Звезду Смерти — единственная в истории франчайза реалистичная боевая сцена, переговоры пилотов в которой звучат настолько аутентично? Да потому, что вся эта сцена, реплика за репликой и кадр за кадром, позаимствована из британской военной драмы The Dam Busters, которая предельно реалистично рассказывала о настоящей операции времен Второй мировой. Вот откуда в «Звездных войнах» взялись первое, неудачное попадание торпедой в вентиляционную шахту реактора и спокойное, сдержанное самопожертвование идущих на смерть взрослых мужчин.
Это же касается и сцен на Татуине: они настолько прекрасны потому, что это классика Куросавы и Джона Форда, пусть в ней теперь и участвуют роботы, пришельцы и имперские штурмовики. Цитаты заложены в Star Wars на уровне сценария, режиссерских и монтажных приемов, саундтрека… Но вместо с тем Лукас — достаточно талантливый и самобытный режиссер (смотрите его THX 1138 и «Американское граффити»), чтобы все это талантливо и творчески переосмыслить.
Фильм производит одинаковое впечатление на маленьких детей, подростков и взрослых людей, что само по себе — научная фантастика. Кого-то привлекает эскапизм истории, кого-то наоборот — бескомпромиссная жестокость сюжета (Альдераан) и реализм батальной сцены, в этом фильме одинаково цепляют ярко отсвечивающая поверхность и спокойная холодная глубина, очевидные и неочевидные моменты.
О финале, в котором все сюжетные линии увязываются воедино, завершаются все арки героев, и мы переходим от ситуации полнейшего отчаяния к ликованию самой светлой победы в истории кино за считанные СЕКУНДЫ экранного времени, читают лекции. Я серьезно: именно лекциями о финале Star Wars Майкл Арндт, сценарист бюджетной комедийной драмы «Маленькая мисс Счастье», в свое время привлек внимание Disney и получил место сценариста седьмого эпизода «Звездных войн».
Александр Башкиров
«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (Star Wars. Episode V: The Empire Strikes Back)
«Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (Star Wars. Episode VI: Return of the Jedi)
Время по сюжету — 3–4 ПБЯ
Империя наносит ответный удар» заканчивается тем же, чем и начинается: Дарт Вейдер чуть-чуть не успевает поймать Люка Скайуокера. Да, в процессе Люк успел лишиться кисти руки и узнать правду о своем происхождении.
Но это в лучшем случае середина хорошего, цельного двухчасового фильма, а не конец одного двухчасового и начало другого. Люк жив, Вейдер жив, Сопротивление живо, Император так и не появился. Что дальше? Почему мы должны ждать 3 года, чтобы увидеть концовку истории — жалких три сцены с Люком, Вейдером и Императором, к которым прикрутили еще полтора часа сюжетного хлама? Почему вас устраивает, что вы ходите в кинотеатры не на кино, а на неимоверно затянутые, наполненные филлером эпизоды сверхдорогого телесериала?
Именно по вышеперечисленным причинам «Империя» и «Возвращение джедая» — настолько слабые фильмы, хорошие сцены в которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Атака на Хот — раз. Испытание Люка и откровение Вейдера — два и три. Люк, приходящий сдаваться в плен отцу, — четыре. Убийство Императора — пять.
Между ними — дико вымученная любовная линия («ухаживания» Соло за Леей в наше время назвали бы сексуальными домогательствами) и мертвые остановки действия. Люк проводит большую часть «Империи» , сидя в каменном домике на Дагоба и разговаривая с куклой-маппетом. Хан и Лея — отсиживаясь в очередном кратере или мирно беседуя с Лэндо Калриссианом в Облачном городе.
В «Возвращении джедая» сюжетный филлер еще более откровенный: абсурдно растянутая и не имеющая никакого отношения к основному сюжету сцена во дворце Джаббы или совсем уж откровенное позорище на луне Эндора, где самые опасные люди в Галактике… попадают в плен к мелким пушистым медвежатам!
Александр Башкиров
Отличие «Империи» и «Джедая» от «Надежды», первого фильма, в том, что они уже не такие цельные, однородные и самодостаточные. Но это не значит, что отдельная «Новая надежда» и полная трилогия равноценны — если бы сиквелов не было, «Звездные войны» никогда не стали бы тем феноменом, каким являются сегодня.
Без них у нас бы не было ни общей арки ключевых персонажей, развивающихся по мере трилогии, ни более-менее приличных сражений на световых мечах, ни битвы на Хоте, ни Облачного Города, ни Дагобы и Йоды. Не было не только ключевого для саги «Я твой отец», не существовало бы вообще встречи отца и сына. Во втором фильме Люк дерется с Вейдером сначала как с собственным призраком, внутренним демоном, в пещере Дагобы, затем как с врагом, похитившим его друзей.
В третьей картине — уже как с отцом, с падшим джедаем, предателем Света и, закольцовывая линию, как с отражением себя, в которое Люк боится превратится настолько, что в конце отбрасывает меч — он готов умереть, лишь бы не стать таким как Вейдер и Палпатин, понимая, что на Темной стороне сможет сгубить больше жизней, чем сейчас пытается спасти с мечом в руке.
Первый фильм был лишь затравкой, представлением героев, «приключением», коротким подвигом для поднятия настроения, но настоящие испытания лежали впереди. Если смотреть на эти картины узко — лишь как на кусок развлечения, то да, первый фильм можно выделять как самый цельный и самодостаточный, но если видеть сагу как шедевр воплощения архетипов, сращение всех вечных тем и историй в одно произведение, то тут становится очевидно, что вырывать «Надежду» из троицы будет недальновидным решением.
Да, в сиквелах появляются все более странные элементы и целые арки, которые выпадают из общей линии и странно смотрятся в основной серии — эвоки, вся история с вызволением Хана из плена Джаббы (люди, в итоге свергнувшие Императора, не могут разнести какого-то местного мафиози). Это смазывает впечатление, но точно не обесценивает сиквелы, поэтому в топе стоит именно трилогия Лукаса — заслуженно. Потому что более универсальных, как по темам и архетипам, так и по охвату аудитории, фильмов попросту больше никто не снял.
Александр Трофимов
«Звездные войны: Пробуждение Силы» (Star Wars: The Force Awakens)
Время по сюжету — 34 ПБЯ
Это полная противоположность приквелов. Великолепно продуманный, написанный, сыгранный и снятый фильм. В нем замечательные практические и компьютерные эффекты, роскошные декорации и отличное ощущение мира. Каждая сцена работает на все сто, повествование не провисает ни на секунду – здесь нет скучных заседаний сената, монотонных экспозиционных диалогов и уморительно нелепых любовных линий с разговорами про ангелов и песок.
Несмотря на то, что приквелы были отвратительно реализованы, трилогия рассказывала потрясающую историю изменения персонажей: Энакина, Палпатина и Оби-Вана. Мы увидели в ней жизнь Республики и ее падение, превращение в Империю под влиянием Дарта Сидиуса. Короче говоря, в ней была глубина, проработка персонажей и смысл, от чего в «Пробуждении силы» также успешно избавились. Приквелы были великолепны по своей задумке и вниманию к миру и персонажам, но не сумели проработать и реализовать ее. «Пробуждение силы» поражает искусной реализацией – вот только непонятно, чего именно.
Как можно узнать из замечательной книги невролога Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу», в результате определенных нарушений работы мозга люди могут терять способность воспринимать объекты целиком. Они прекрасно видят детали этих объектов, могут описать черты вашего лица, но не смогут узнать лицо, так как само понятие лица пропало из их сознания.
Иногда мне кажется, что создатели современных блокбастеров все как один подвержены этому недугу – они так старательно работают над каждой сценой, при этом абсолютно не заботясь о том, чтобы фильм что-либо представлял собой как единое целое. Чтобы все его составляющие собирались бы во что-то осмысленное.
Седьмой эпизод действительно великолепно снят, тут никаких шуток. Каждая сцена, взятая в отдельности, заслуживает похвалы. Актеры играют прекрасно, диалоги им написаны местами действительно смешные, местами – человечные и трогательные, поэтому, глядя на то, как все здорово реализовано, как плотно примыкает друг к другу, хочется крикнуть: «Молодцы!». И ведь молодцы, бесспорно.
Но ближе к середине начинаешь замечать что-то неладное. Все эти замечательно написанные сцены по-прежнему ни во что не складываются, за ними не кроется никакой большой картины, эпичного путешествия героя, хоть какой-нибудь идеи.
Александр Трофимов
«Звездные войны: Последние джедаи» (Star Wars: The Last Jedi)
Время по сюжету — 34 ПБЯ
«Последние джедаи» произвели на меня гнетущее впечатление, и дело не только в том, что фильм оказался откровенно плохим, не только в завышенных ожиданиях из-за 93% процентов положительных отзывов критиков и не в том, что это последний интересный мне фильм, выходящий в кино в ближайшие месяцы (зима будет долгой и пустой).
Главная проблема в том, как безропотно большинство критиков и зрителей проглотили настолько бездарный продукт, объясняя себе и другим, почему этот специфический вкус — не нечто тошнотворное, а просто уникальное, новое и увлекательное.
Меня пугает эта готовность хвалить «смелость» — почему-то даже больше, чем превознесение Абрамса за то, что он трусливо повторил «Новую надежду», иногда копируя даже самые незначительные мелочи словно в суеверном ужасе (опять пустынная планета, опять дроид с ценной информацией и далее по списку). Возможно, это две стороны одной медали — одни 2 года назад слепо похвалили за то, что все по-старому, другие — сейчас, но уже за то, что «ну хоть не по-старому».
Это красиво снятый, отлично сыгранный зрелищный фильм с крайне неудачным сценарием. Все становится хуже и хуже, причем зачастую по вине самих героев, от чего начинаешь не сопереживать им, а злиться на них, долгожданные значимые события так и не происходят, лишь усиливая фрустрацию, а по итогу выходит, что мы ничего не добились. Но это не трагичная мрачность «Империя наносит ответный удар», которая поднимала высоту ставок и оставляла приятную горечь, а депрессивный осадок, от того, что все оказалось впустую. Этот ничего так и не сделал, этого не раскрыли, а этот лучше бы и вовсе не появлялся в саге.
Так нельзя снимать кино, нельзя так ни продолжать чужие истории, ни рассказывать новые, превращая повествование в цепочку обломов и обманутых ожиданий, непонятно что мы должны вынести из этого фильма, от чего получать удовольствие.
Выжженный пустырь на месте сада теорий и загадок, на котором вроде как должны обещать построить нечто новое и еще более интересное, но неясно, что это и почему именно должно нас будоражить.
Александр Трофимов
«Звездные войны: Скайуокер. Восход» (Star Wars: The Rise of Skywalker)
Время по сюжету — 35 ПБЯ
Работа над главной претензией к Абрамсу после выхода «Пробуждения Силы» так и не была проведена. Он вновь трудился над сценарием — и вновь не проявил ни грамма воображения, с поправкой на пару деталей вчистую списав сюжет с одного из фильмов Оригинальной трилогии. На сей раз это не «Новая надежда», а «Возвращение джедая».
Император Палпатин жив (нет, это не спойлер; его голос вы могли слышать в трейлерах); Кайло Рен становится Верховным лидером Первого ордена после смерти Сноука. Остатки Сопротивления после событий «Последних джедаев» исследуют отдаленные уголки Галактики в надежде собрать разведданные. Экс-мусорщица Рэй тренируется управляться с мечом, читает книжки из «библиотеки» Люка Скайуокера и готовится к какому-то событию, детали которого по какой-то причине не может рассказать даже ближайшим товарищам.
Студия Disney уже показывала, что многочисленная армия поклонников вполне способна ее «прогнуть». Изначально девятый эпизод должен был делать известный сценарист («Мир юрского периода») Колин Треворроу, но после провала нового фильма Колина его быстро убрали с проекта и назначили Абрамса. Дело в том, что имя Абрамса фигурировало в петициях и прочих проявлениях фанатского недовольства «Последними джедаями» в качестве возможного Спасителя вселенной. А в «мастерстве» ублажения фанатской базы трилогия сиквелов успела зарекомендовать себя настоящим апофеозом фан-сервиса.
И «Пробуждение Силы», и «Последние джедаи» не стеснялись покадрово повторять отдельные моменты классической трилогии, играть на чувстве ностальгии, возвращая знакомых персонажей и даже знакомую музыкальную тему.
В «Скайуокер. Восход» мы вновь наблюдаем знакомую компиляцию самых ярких моментов «Возвращения джедая» (естественно, с поправкой на новые технологические возможности и обновленный актерский каст). Учитывая масштаб и эпохальность события, с оммажами классике перестарались настолько, что некоторые сцены выглядят архаично — будто создатели воспользовались машиной времени и снимали их не в 2019 году, а в 1989-м.
Видео:star wars Battlefront: вторжение на Явин 4Скачать
Битва при Явине IV
Битва при Явине IV — одна из первых значимых побед повстанцев в их борьбе с Галактической Империей.
«Сокол Тысячелетия», корабль Хана Соло, успешно доставил принцессу Лею и подробные чертежи Звезды Смерти на главную базу повстанцев на Явине IV. Изучив планы, мятежники обнаружили слабое место имперской боевой станции: она не была защищена от нападения лёгких истребителей, чем и воспользовалась флотилия Альянса.
Хотя имперские истребители СИД уничтожили большую часть ударной группы, повстанцам удалось осуществить свой план: Хан Соло, примкнувший к операции в решающий момент, отвлёк на себя огонь имперских звездолётов. Люк Скайуокер с помощью Силы нанёс точный удар в узкое отверстие шахты, ведущей к главному реактору станции.
Победа в битве при Явине IV позволила Альянсу за восстановление Республики упрочить свои позиции в борьбе с Империей.