Видео:Януш Корчак - вся жизнь ради детей!Скачать
Словари
Ко́рчак Януш (Korczak), настоящие имя и фамилия Генрик Гольдшмидт (Goldszmidt) (1878-1942), польский писатель, педагог, врач. Свыше 20 книг о воспитании, в том числе «Как любить детей» (1914), где изложена его концепция формирования ребёнка как личности; повести «Дети улицы» (1901), «Король Матиуш I» (1923), проникнутые гуманизмом. Погиб в нацистском концлагере вместе с 200 детьми из варшавского гетто — его воспитанниками.
КОРЧАК Януш — КО́РЧАК (Korczak) Януш (наст. имя Генрик Гольдшмидт, Goldszmidt) (1878-1942), польский писатель, педагог, врач. Повести «Дети улицы» (1901), «Король Матиуш I» (1923), книга «Как любить детей» (1914-22) проникнуты высоким гуманизмом. В годы оккупации Польши фашистской Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками.
Корчак (Korczak) Януш
(наст. имя и фамилия Генрик Гольдшмидт, Goldszmidt) (1878 — 1942)
Польский врач, педагог, писатель. В годы оккупации Польши фашистской Германией боролся за жизнь детей в варшавском гетто. Погиб в Треблинке вместе с 200 своими воспитанниками.
Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится.
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Видео:День Януша Корчака в КФУСкачать
КОРЧАК [Korczak] Януш
Расстановка ударений: КО`РЧАК [Korczak] Януш
КОРЧАК (Korczak), Януш (псевд.; наст, имя и фамилия — Генрик Гольдшмит; 22. VII. 1878 — 1942) — польский педагог, детский писатель, публицист и общественный деятель. В 1903 окончил мед. ин-т в Варшаве (по специальности врач-педиатр). В течение 8 лет работал в детской больнице. Отказавшись от врачебной практики, К. создал (1911) в Варшаве «Дом сирот» нового типа на средства богатых филантропов, перед к-рыми поставил условие — «не вмешиваться во внутренние дела Дома и не касаться вопросов воспитания». Будучи директором Дома, К. вёл большую работу с беспризорными, трудновоспитуемыми детьми.
Система К. изложена в его книге «Как любить детей», написанной во время первой мировой войны на фронте, 2-я часть книги «Интернат» издана в СССР в 1922 с предисловием к ней Н. К. Крупской, к-рая советовала каждому педагогу прочитать эту книгу, т. к. она «. способна заставить задуматься над очень многими вопросами, заставить повнимательнее присмотреться к очень многим явлениям в жизни детских домов, повнимательнее отнестись к психике живущих в них ребят» (Пед. соч., т. 10, с. 113 — 14).
К. принадлежит св. 20 книг о воспитании: «Воспитательные моменты» («Momenty wychowawcze», 1919), «О школьной газете» («О gazetce szkolnej», 1921), «Право ребенка на уважение» («Prawo dziecka do szacunku», 1929), «Правила жизни» («Prawidła zycia», 1930), «Шуточная педагогика» («Pedagogika zartobliwa», 1939) и др., а также много статей, опубликованных в различных пед. журналах. Они основаны гл. обр. на наблюдениях и экспериментах, в к-рых К. проверял правильность своих теоретич. концепций и эффективность основанных на них многих практич. предложений. Гл. принцип воспитательной системы К., пронизывающий все его произведения и всю практич. пед. деятельность в руководимых им дет. учреждениях, — это самовоспитывающая активность детей, формирование в дет. коллективе и у отдельных воспитанников умения и навыков «самопознания, самоконтроля, самооценки и всякого рода самоуправления». Педагогику К. считает наукой не о детях, а о людях: «Ребенок — прежде всего человек, которого внимательный педагог должен изучать и относиться к нему с уважением и доверием». Кроме «Дома сирот», К. организовал интернат «Наш дом», читал лекции на Высших пед. курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников. Во время гитлеровской оккупации К. погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками; ему предлагали спастись, но он предпочёл остаться с детьми.
Соч. (кроме указанных в статье): Wybоr pism, t. 1 — 4, Warsz., 1957 — 58; в рус. пер. — Джек-кооператор, М., 1929; Король Матиуш первый, Варшава, 1960; Когда я снова стану маленьким, М., 1964.
Лит.: Мойтлис Е. Л., Януш Корчак, «Сов. педагогика», 1958, № 8; Lewin A., Problemy wychowania kolektywnego, Warsz., 1956; Szczawinska M., Wspołudziat dzieci w pracy wychowawczej, Warsz., 1959; Mortkowicz-Olczakowa H., Janusz Korczak, Warsz., 1961; Newerly I., Kaminski A., Želazke W., Samorzad uczniowski w systemie wychowawczym Korczaka, Warsz., 1962; Dębnicki K., Co mi dat Janusz Korczak, Warsz., 1962; Jakubowski M., Zagadnienie samowychowawczej aktywnosci dziecka w ujęciu J. Korczaka, «Psychologia wychowawcza», 1962, № 5 (4).
E. Л. Мойтлис. Москва.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.
Видео:из х/ф Януш Корчак". Еврей педагог и врач "Дома сирот" погиб в газовой камере вместе с 200 детьми.Скачать
Януш Корчак (Эрш Хенрик Гольдшмит)
Фото Все
Видео Все
Януш Корчак — Долгий путь к себе. Гении и злодеи.
Он вошел в газовую камеру с детьми Януш Корчак
Жизнь на краю гибели. Януш Корчак. Работа Ярослава Халлиулина СШ № 54, г.Алматы
Видео:Ударения в китайском языкеСкачать
Януш Корчак — биография
Януш Корчак остался в истории выдающимся педагогом, доктором, писателем и общественным деятелем. Слава пришла к нему после издания книг «Правила жизни», «Как любить ребенка», «Король Матиуш Первый», «Кайтусь-чародей».
Когда об одном человеке говорят, что он детский доктор, писатель, общественный деятель, ученый, публицист, воспитатель и борец за права детей, при этом подчеркиваются такие черты его характера как пылкость, неутомимость, смелость, то можно не сомневаться, что мы имеем дело с невероятно всесторонней личностью. Он и был таким – Хенрик Гольдшмит, которого больше знают под псевдонимом Януш Корчак. Он написал два десятка книг по теории и практике педагогической науки, постоянно изучал мир детей, стал первым, кто заговорил о защите их прав и диагностике воспитания. Он был великим педагогом, и любил своих воспитанников так, что шагнул вместе с ними в вечность – принял смерть вместе с детьми в газовых камерах концлагеря Треблинка.
Детство
Родился Хенрик Гольдшмит 22 июля 1878 года в Варшаве, в обеспеченной еврейской семье. Его отец – Иосиф Гольдшмит был известным адвокатом в Варшаве, имеющим высокий доход. Маму мальчика звали Цецилия Гембицкая. Родители Генрика жили не очень дружно, зато богато, имели многочисленных влиятельных родственников, поэтому входили в число уважаемых варшавских евреев. Финансовое положение семьи позволяло пользоваться услугами кухарки и няни, в обязанности которой входил уход за детьми. Кроме Хенрика в семье подрастала младшая дочь Анна, дети росли в достатке.
Януш Корчак в детстве
В те годы обеспеченные семьи предпочитали начинать обучение детей дома, приглашая разных педагогов. Но Гольдшмиты решили отступить от правил, и отдали семилетнего сына в частную подготовительную школу Августины Шмурлы, в которой железная дисциплина поддерживалась использованием розг. В детской памяти мальчика навсегда остался страх перед наказанием, он страдал от одиночества, насилия и беспомощности перед властью педагога.
После окончания учебы в этой школе, он продолжил обучение в восьмилетней Пражской гимназии, располагавшейся на улице Бруковой. Учебное заведение было русскоязычным, все предметы читали на языке Пушкина и Толстого. Мальчику не нравилось учиться, поэтому и оценки соответственно, были достаточно посредственными. Больше всего он любил литературу, он так пристрастился к чтению, что проводил за книгой любую свободную минуту. Позже он вспоминал этот период, говорил, что в 15 лет начал читать, как сумасшедший. В это время для него не существовало ничего, кроме книги.
Еще когда Хенрику исполнилось одиннадцать, у отца обнаружили душевную болезнь. Много средств семья потратила на его лечение и содержание в специализированной клинике, поэтому на момент его смерти в 1896 году, финансовое положение Гольдшмитов оказалось незавидным. Хенрику пришлось резко взрослеть, потому что кроме него некому было позаботиться о матери и сестре. Еще когда он посещал мужскую гимназию, он пробовал свои силы в репетиторстве и написании статей, которые рассылал в разные издания.
Творческий дебют молодого человека начался в 1896-м, когда его юмореска «Гордиев узел» была напечатана в сатирическом еженедельнике. Он постеснялся подписаться настоящим именем, поэтому поставил псевдоним Хен. Произведение понравилось редакционной коллегии журнала и читателям.
В 1898-м Гольдшмит продолжил получать образование. На этот раз он выбрал Императорский варшавский университет, успешно сдал экзамены, и его приняли на медицинский факультет. Правда, перед этим ему пришлось преодолевать некоторые ограничения, связанные с его национальностью. Пройдет много лет и сам Корчак скажет, что он польский еврей, которому не повезло родиться во времена российского раздела.
Псевдоним
Окрыленный первым литературным успехом, Хенрик продолжил совершенствование своего мастерства. В 1898 году он стал одним из участников театрального конкурса, который инициировал Игнаций Падеревский через журнал «Музыкальное, театральное и художественное эхо».
Он приготовил для конкурса два своих произведения, одним из которых была пьеса под названием «Куда?» из 4-х актов. По правилам соревнований, все работы должны быть подписаны, и тогда он взял себе псевдоним Януш Корчак.
Имя было позаимствовано из произведения Крашевского «История о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца». В 1900-м году он написал несколько фельетонов, объединенных в цикл под названием «Дети и воспитание». Под ними стояла подпись – Януш Корчак. Все последующие работы великого педагога выходили под этим именем, и именно под ним он остался в истории навсегда.
Литература
Во время учебы Корчак написал свой первый роман под названием «Дети улицы», с которого и началась его творческая биография. Его напечатали в 1901 году, когда он трудился на добровольных началах в детской библиотеке. С 1900-го по 1915 год Януш работал в Обществе летних лагерей, потом перешел в Общество польской культуры. Состоял в членах Варшавского гигиенического общества. В 1904-м и 1907-м годах работал в качестве воспитателя для детей евреев, приезжавших отдохнуть на базу «Михаловка». Это стало бесценным опытом педагогической работы, пригодившимся Корчаку впоследствии. После работы в летнем лагере Януш выпустил еще две своих книги.
Писатель Януш Корчак
Теперь он пишет все больше произведений для детей. Сразу это были небольшие рассказы и фельетоны, которые со временем становились все объемнее. Среди самых популярных у детской аудитории книг можно отметить «Король Матиуш Первый», 1923 года выпуска, в следующем году он написал «Банкротство маленького Джека», а спустя еще 9 лет – «Кайтуся-чародея».
Корчак – врач
Весной 1905 года Януш получает диплом медицинского вуза и начинает свою трудовую биографию в варшавской еврейской детской больнице. Он был так называемым местным врачом, поэтому в его обязанности входил круглосуточный уход за больными, консультационные приемы в амбулатории и посещение больных на дому.
Врачебная деятельность Януша Корчака
Бедным пациентам он помогал бесплатно, зато с богатых брал высокие гонорары, перекрывающие все затраты. В 1906 году он выпускает еще одну свою книгу – «дитя гостиной», которая приносит ему славу популярного и востребованного педиатра.
С 1905 по 1906 год Корчак участвовал в русско-японской войне, приобретая опыт работы военным врачом.
Поездки за рубеж
В 1907 году Януш отправился в Берлин, чтобы углубить и совершенствовать свои познания в медицине. Он пробыл там до 1908 года. Потом в 1910-м с такой же целью побывал в Париже, где прожил шесть месяцев. Если выпадала возможность побывать в больнице или в другом лечебном заведении, Корчак никогда себе не отказывал.
В 1911 году он уехал в Лондон, где на протяжении месяца успел осмотреть несколько деревенских школ и домов престарелых. Именно в Лондоне у него появилась возможность устроить свою личную жизнь, но он отказался от этой затеи, и решил посвятить свою жизнь работе с детками из детских домов и приютов. Но при всем этом, Корчак был абсолютно уверен, что лучшее место для роста и формирования ребенка – это семья.
Педагогическая деятельность
В 1912 году Януш окончательно решил уйти из больницы и посвятить себя педагогике. Он переехал на улицу Крахмальную, занял директорское место в только что открытом «Доме сирот», опеку над которым взяло общество «Помощь сиротам». Его ближайшим помощником стала Стефания Вильчинская, которая занималась воплощением в жизнь педагогических концепций Корчака и принимала самое активное участие в жизни детского дома. Ежедневно, из года в год, Корчак наблюдал психическое и физическое развитие своих воспитанников, в этом месте у него появились авангардные идеи по поводу товарищеского суда, детского самоуправления, выпуска школьной газеты и организации специальных дежурств.
Корчака призвали в армию в 1914 году. Вначале он руководил отделением в полевом дивизионном госпитале, потом оказался в приюте для детей-сирот из Украины, располагавшемся недалеко от Киева. Там Януш познакомился с Марией(или Мариной) Фальской, которая тоже стала его сотрудницей.
Книгу под названием «Как любить ребенка» Януш начал писать в военные годы. В 1919-м он выпустил первую трилогию, которая получила название «Ребенок в семье». В 1920-м она появилась из печати в полном объеме. Эта книга – своеобразное педагогическое кредо Корчака, в котором он объявил о праве каждого ребенка на смерть, на жизнь и возможность оставаться самим собой. Впоследствии он постоянно отстаивал эти права детей, это стало частью его жизни и профессии. Корчак выступал в качестве адвоката, защитника и представителя тем детям, которые нуждались в его защите. Причем поддержка зачастую оказывалась в нескольких сферах – медицинской, педагогической, писательской.
Януш был уверен, что ребенок должен воспитываться в семье, а в случае отсутствия таковой, в обществе своих ровесников. Он стремился сделать так, чтобы дети потом свободно влились в социум, он учил их реалиям жизни, говорил, что не всем удастся всю жизнь прожить в тихом семейном уголке или в полной идиллии.
Педагог, конечно, старался сделать их детство беззаботным, но это не означало полного отсутствия обязанностей и «тепличные условия». Он относился к каждому ребенку как к взрослому, разговаривал с ними на равных, вступал в открытые дискуссии со своими воспитанниками.
Корчак придерживался мнения, что дети должны не просто знать, что такая ситуация возможна, но и прочувствовать ее, сделать из нее выводы, не допустить необратимых последствий. Это было лучшим опытом, нежели просто сухая теория, пусть рассказанная даже самым лучшим педагогом.
Между двумя войнами
Корчак вернулся в Варшаву в 1918-м, и сразу пошел работать в «Дом сирот». Осенью следующего года Мария Фальская заняла должность директора только что открывшегося «Нашего дома», аналога «Дома сирот». Януш часто бывает там как педагог и врач, даже после того, как в 1928-м это учреждение переехало в Варшаву. В этих детских учреждениях придерживались трех концепций Корчака – заботились о детях, воспитывали в них самостоятельность, отстаивали их права.
В 1926 году педагог стал инициатором создания еженедельника под названием «Малый обзор», который выходил в качестве дополнения к изданию «Наш обзор» и предназначался для детской и молодежной аудитории. «Малый обзор» выпускали сами дети, в нем печатались подлинные письма и реальные истории, которые присылали им со всей страны. До 1930 года Януш занимал должность редактора этого издания, потом эти обязанности выполнял Игорь Неверлем. Последний выпуск «Малого обзора» датирован 1 сентября 1939 года, в день, когда началась Вторая мировая война.
В 1932 году Януш переселяется из приюта к своей родной сестре Анне. Он продолжает работать в суде округа в качестве судебного эксперта, занимался делами детей. Помимо этого выполнял обязанности референта в «Кассе помощи больным».
В конце 1934 года Корчак пришел на Польское радио, вел ряд передач для детей, его представляли как Старого Доктора. Его программы пользовались большим успехом, но в марте 1936 года их сняли с эфира. Корчак вновь появился в эфире ровно два года спустя, в марте 1938 года. Произведения Корчака печатались в многих польских изданиях, были переведены на иврит и идиш.
В 1934-м и 1936-м годах Януш побывал в Палестине, очень много ездил по святым местам. Но больше всего во время этих странствий он интересовался педагогикой, присматривался к воспитательному процессу, исследовал жизнь еврейских детей.
Оккупация
С началом Второй мировой войны все сотрудники детского дома не уходили с работы круглыми сутками. Вместе с ними в «Доме сирот» находился и Януш Корчак. Каждый прожитый день был наполнен героизмом и самоотверженностью. В сентябре 1939 года состоялось его последнее выступление в эфире радио, где он призывал всех сохранять спокойствие. С момента, когда Германия вторглась в Польшу, Корчак находился в постоянном поиске средств на содержание детского дома. Летом 1940 года он вывез всех воспитанников на отдых в летний лагерь в Вавере. Осенью того же года оккупационные власти издали приказ о выселении еврейского приюта в здание гимназии им.Розлеров. Самого Корчака арестовали за то, что он не носил повязку с нарисованной на ней звездой Давида, как было приказано всем евреям.
Спусят год, осенью 1941 года приют снова переселили, на этот раз они переехали в помещение Общества работников торговли. Корчак продолжает искать источники финансирования для своего приюта, старается сгладить безысходность положения, прилагает максимум усилий, чтобы дети жили в таких же условиях, как до начала войны. В учреждении пытались сохранить все обычаи и внутренние устои, которым руководствовались ранее.
В начале 1942 года Януш возглавил еще один приют для сирот – «Главный дом прибежища». В мае того же года он начал вести «Дневник», где в хронологическом порядке записывал все ужасы оккупационного периода.
Смерть в Треблинке
Летом 1942 года вышел приказ о депортации сирот в концлагерь. Никто не знал, куда их отправляют. Януш чувствовал, что добром это не закончится, поэтому пытался убедить немцев, что дети отличаются особым трудолюбием, могут приносить пользу, например, в пошиве одежды для немецкой армии. Он всеми силами старался сохранить им жизнь, но 6 августа 1942 года всех 192-х воспитанников депортировали в концлагерь Треблинка. Вместе с ними отправился Корчак, его подруга Стефания и еще восемь человек.
Корчака не раз пытались спасти, ведь на тот момент его имя было известно далеко за пределами Польши. Он отверг все предложения, сказал, что не может оставить детей. Даже во время погрузки в вагоны, он мог спасти свою жизнь. К нему подошел один из офицеров СС, спросил, не он ли автор «Короля Матиуша», и когда Януш подтвердил, то офицер предложил ему свободу. Корчак спросил, какова судьба детей, на что ему ответили, что они отправляются в лагерь, и еще раз предложили не садиться в вагон. Корчак снова сказал, что не может этого сделать.
Смерть настигла Януша Корчака 6 августа 1942 года, в газовой камере концлагеря Треблинка, куда он шагнул со своими воспитанниками. Двое самых маленьких детей сидели у него на руках, он рассказывал им какую-то веселую историю, чтобы они не испугались.
Наследие
Литературное наследие Корчака продолжает выполнять свою миссию и сейчас. Мировая педагогика пользуется его новаторскими идеями и педагогическими решениями.
В память о великом педагоге, 1978 год ЮНЕСКО объявило годом Корчака, он стал одним из величайших авторитетов в мировой культуре и педагогике. 2012 год в Польше прошел под эгидой Януша Корчака – писателя и педагога.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
💥 Видео
Официальный представитель МИД РФ высказалась об ударах США по йеменским хуситамСкачать
Зачем преследуют журналистов "Черновика"?Скачать
Ксения Муштук — о вечной битве за русский язык и обостренном чувстве справедливостиСкачать
Янковский VS Чурикова - Чайка - Тригорин VS АркадинаСкачать
Правила жизни. Эфир от 18.12.17 - Телеканал "Культура"Скачать
Лекция Катерины Мурашовой «С чем человек приходит в этот мир» в медиалоофте Президентской академииСкачать
Мифы о воспитании детейСкачать
"Пьесы Чехова - универсальный международный язык". Лекция А.МинкинаСкачать
What’s the First Thing You Do in the Morning? | Easy Russian 43Скачать
Екатерина Мурашова: "10 главных родительских ошибок"Скачать
Лекция психолога Катерины Мурашовой «Великолепные подростки» в Медиалофте РАНХиГССкачать
Правила жизни. Эфир от 21.12.17 - Телеканал "Культура"Скачать
Екатерина Мурашова. Психология подросткаСкачать
Защита кандидатской диссертации Ян Тяньфан в диссертационном совете МГУ.051.1(МГУ.12.03)Скачать
Екатерина Мурашова. Загадки счастливого детства. Persona Grata ХабаровскСкачать
Правила жизни. Эфир от 09.01.18 - Телеканал "Культура"Скачать