- Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств он и усиливают в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Пушкин
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- Вступление
- Биографический контекст стихотворения
- Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет
- Образ лирического героя
- Биографический контекст стихотворения
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея и образы
- История создания
- Предмет споров
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Поэтический анализ стихотворения
- Образы и символы
- Темы, настроение и проблемы
- Основная идея
- Предчувствуя смерть
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- 🎥 Видео
Видео:Стихотворение А.С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (Стихи Русских Поэтов) Аудио СтихиСкачать
Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств он и усиливают в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Пушкин
Видео:"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." А.С. ПушкинСкачать
Ваш ответ
Видео:А.С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" | Учи стихи легко |Караоке|Аудио Стихи СлушатьСкачать
решение вопроса
Видео:Александр Сергеевич Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный Учить стихи Аудио Слушать ОнлайнСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,326
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Александр Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный...Скачать
Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Разделы: Литература
Вступление
Пушкин занимает совершенно особое место в русской литературе и русской культуре в целом. «В каждом слове бездна пространства», — пишет о нём Н.В.Гоголь. Обнаруживается одна логическая закономерность: русский читатель ещё ребёнком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям.
Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.
У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.
Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.
Биографический контекст стихотворения
В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он догадывается, что причиной внимания со стороны царя является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина время. В свете распускаются сплетни о любовном романе жены поэта и царя.
31 декабря 1836 года на новогоднем балу Пушкин читает роковое для него стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», написанное им 21 августа 1836 года. Это был точно выверенный удар по самолюбию Николая, после чего Пушкин был обречён, и он знал и ждал этого момента.
27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом интрига. Своей жене он предоставил право единственного выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не имея возможности покинуть бал. Его игра или интрига с собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи Николаевны.
Наказанием за данную интригу стала смерть Пушкина 29 января 1837 года.
О силе гордыни или гордости поэта мы можем судить из его же слов: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».
Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет
Анализируем словесный ряд в строке от последнего до первого слова, так как ключевым словом в стихе будет рифмованное слово.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа). Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по которой что-то разливается (Ли) + концентрация энергии через глаз. А глаз – это лаз в душу.
Голос Бога слышен всюду. Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает нам об огромных возможностях человека прозревать в себе и вокруг Божественное начало.
У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить». Вспомним праздник Воздвижения (14 сентября), посвящённый «обретению царицею Еленою креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение».
Слово «памятник» во втором значении по словарю В.Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это поминальная книга – помяни меня раба Божьего.
Произнося гордое «Я» («гордый внук славян»), человек должен помнить, что он является носителем коллективного разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней язык»).
Звук [ЙА] зафиксирован буквой Я в современной азбуке. Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и означала «личность человека». И человек понимал, что ему предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я». Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?
В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского.
Космическая программа имени такова: новое (А) людскому (Л) экосу (ЕК) слово (С) грациозный огонь (АН) на поде родовой памяти (Д) речёт (Р).
Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.
В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника
(1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.
В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому Пути:
- Праведная жизнь – «чувства добрые я лирой пробуждал».
- Молитва – «милость к падшим призывал».
- Покаяние – «не требуя венца».
- Смирение – «будь послушна».
- Бодрствование – «хвалу и клевету приемли равнодушно».
- Терпение – «не оспаривай глупца».
- Бесстрашие – «обиды не страшась».
Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а активно в нём действует, ведомый Волей Божию.
«Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? –скажите им: это движение и покой. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт» (Евангелие от Фомы).
Пушкин совершил свой духовно-жизненный путь от разочарованного безверия – к вере и молитве.
«Путь – это всегда расставание с домом. Духовный путь, паломничество — всегда расставание с собою прежним и обретение себя нового» (И.Ильин).
А смерть — всего лишь мера. Человек умеряется или входит в другое измерение.
Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая от подлунного мира в горний мир перемещается. Буква «И» связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит (сравни Иисус).
Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа, преодолевая границу между миром видимым и невидимым. Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о человеке.
Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.
«Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).
Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково звучащих слов.
Если Христос был Посланец Неба и был Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы) несут в имени своём изначальное христианское предназначенье.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси объединила все языки или народы, что есть одно и то же. Русь – древнее и краткое название России, и слово это может быть зеркальным отражением слова «сурь», что означает цвет, и он «красный», а внутренний смысл слова таков: «с племенем ура», то есть солнечным племенем.
Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Восславить Свободу значит восхвалить за возможность совместно разговаривать. Предлагается мирное взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве, или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек жив не одним хлебом, а единым.
В идеале это беседующее, звенящее, поющее царство славного Гвидона.
Россия (сияние Ра) – страна солнечных людей. И от этого своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её духовную орбиту народам, никуда не деться.
Образ лирического героя
Первой строкой стихотворения задан точный ориентир в «науке о душе» — через личность Христа даётся представление об идеальном образе человека. А подобием Его каждый человек должен стать в течение всей своей жизни. Уподобление совершается в непрестанном труде над собой, в нравственном возрастании.
Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть Христа в себе.
«Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю. Наступят дни – вы будете искать Меня, вы не найдёте Меня» (Евангелие от Фомы).
По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все последние годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую свободолюбивую книгу в истории.
Ошибочно считать, что Пушкин времён «Гаврилиады» и «Отцов пустынников – это чуть ли не два разных человека. Человек один и цель одна – освобождение от пут, стягивающих человеческий дух. Просто, будучи последователен и искренен в своём желании, он перебрал все способы, пока не обнаружил источник нашей свободы – Бога. «Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть – насилие, каждый монарх – угнетатель… Но всему своя опора и свой срок… всё ребяческое слетело прочь… сердце заговорило с умом словами Небесного откровения…» (А.С. Пушкин).
Веленью божию, о муза, будь послушна
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Биографический контекст стихотворения
Выстрел. Смертельно раненный, Пушкин упал на шинель, но сумел приподняться и нажать на курок. Узнав, что противник ранен, Пушкин грустно сказал: «Я думал, что его смерть доставит мне удовольствие; теперь как будто мне это причиняет страдание».
Подлость публики, оклеветанная жена… Сердце Пушкина ещё жгло оскорбление. Но всё было кончено. Потом, уже дома он скажет своему секунданту Данзасу: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю и хочу умереть христианином».
Пушкин погиб, встав на защиту своего очага. Но Господь не попустил ему победить. Железом и пролитием чужой крови зла не истребить. Дуэль сравнивают с самоубийством, забывая про 45 часов, которые были отпущены Пушкину для покаяния. Умирал он в жутких физических муках. Так Господь очищает людей от грехов здесь, в земной жизни. Духовно он всё возвышался. Просили позвать священника. Не какого-то маститого, а «первого, ближайшего». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник не заставил себя долго ждать. Исповедал, причастил, вышел к друзьям Пушкина, по словам дочери Карамзина княгини Мещерской, потрясённый со словами: «Я стар, мне уже недолго жить, зачем мне обманывать. Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».
Иногда страдания отступали, он впадал в забытье. За несколько минут до смерти схватил руку врача В.И. Даля: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше ну, пойдём!» Последнего его вздоха Даль не расслышал. Но лицо умершего стало вдруг спокойным, торжественным. Жуковский писал, что это выражение бывало у Пушкина и прежде, но никогда в такой чистоте.
Гоголь, который был в это время за границей, узнав о смерти поэта, произнёс: «Пушкин! Пушкин! Какой прекрасный сон мне приснился в жизни».
Видео:А.С. Пушкин - Я памятник себе воздвиг нерукотворный | Стихи слушатьСкачать
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея и образы
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.
Видео:А.С.Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный (киноцитата из фильма КУРЬЕР, 1986)Скачать
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.
Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.
Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.
Видео:Трек "Пушкин - Памятник"Скачать
Предмет споров
История создания стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» остаётся тайной до сих пор. Попытки разгадать её породили бесконечные споры, продолжающиеся и поныне. Исследователи выдвигают три основных версии:
- Пушкинское стихотворение является кавер-версией аналогичных произведений, создаваемых поэтами XVIII века.
- Подавляющее большинство полагает, что в своих строках автор высмеивал тяготы своего существования, а произведение не носит характер восхваления, а, совсем наоборот, является проявлением ироничного отношения автора к самому себе.
- Согласно ещё одной версии, Александр Сергеевич, предчувствуя свою кончину, подвёл стихотворением итог своей творческой деятельности.
Видео:Литература 9 класс. Стихотворение А С Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."Скачать
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию.
Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.
Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.
Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.
Видео:"Я памятник себе воздвиг нерукотворный"//А.С.ПушкинСкачать
Композиция
Стихотворение «Памятник» состоит из 5 строф, каждая из которых последовательно развивает определенную мысль.
- В первой строфе появляется сама идея о создании «нерукотворного памятника», о бессмертии поэтического наследия. Причем наследие это оказывается более ценным, чем многие земные «материальные» памятники.
- Вторая строфа говорит, что возможность такого бессмертия напрямую связана с существованием поэзии как таковой: пока «жив будет хоть один пиит» — будет жить воплощенная в текстах душа поэта.
- Далее Пушкин предрекает свою всенародную славу. Он видит широту России и единство в ней свободных народов, неразрывно связанных общей историей и культурой. Поэт верит, что его творческое наследие станет одной из объединяющих идей и неотъемлемой частью этой культуры.
- В четвертой строфе поэт открывает, почему его творчество должно остаться в веках. Он говорит о прославлении свободы и милости к падшим, гуманизм и «чувства добрые», которые вызывает в читателе его лирика, — это те столпы, которые не дадут его текстам быть забытыми.
- Наконец, в финале звучит обращение к музе. Здесь подчеркивается, что поэт и его муза в первую очередь ответственны не перед людьми и их критикой, а перед небом и своим предназначением, которые должны гордо нести.
Видео:«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А. Пушкин. Анализ стихотворенияСкачать
Поэтический анализ стихотворения
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.
И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.
Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.
В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.
Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.
Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.
Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.
С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.
В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.
Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:
«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа.
Видео:Александр Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный... (фрагмент)Скачать
Образы и символы
- Ключевой образ стихотворения «Памятник» – сам «нерукотворный памятник». Это то поэтическое наследие, которое лирический герой оставит после себя. Пушкин делает образ памятника гордым и величественным, пророчески рисует его центром культурного притяжения, к которому «не зарастет народная тропа», слух о котором распространяется по всем уголкам России.
- Лирический герой здесь – поэтическая проекция самого А. С. Пушкина. Перед нами сформировавшийся одаренный поэт, познавший главный смысл своего дара: воспевать гуманизм и свободу и следовать своему пути, не озираясь на мнение критиков и недоброжелателей.
- Помощником и проводником поэта становится его муза. Именно она демонстрирует творцу образец поведения: не стремится к славе и всеобщему одобрению, не боится быть непонятой и осмеянной, но остается послушной лишь «веленью божию» и избранному пути.
Видео:Я памятник себе воздвиг нерукотворный, Пушкин А.С.Скачать
Темы, настроение и проблемы
Тематика «Памятника» интересна даже сегодняшнему читателю:
- Поэт и поэзия
. Основной темой стихотворения «Памятник» становится осмысление роли поэта и поэзии в мире и обществе. Пушкин показывает значение поэтического творчества: это то, что пробуждает в читателе добрые чувства, заставляет вспомнить о главных человеческих ценностях и гуманнее относиться друг к другу. - Свобода
. Пушкин подчеркивает, что неотъемлемая черта настоящего поэтического дара – свободолюбие, отсюда «непокорная глава» его памятника и способность даже в «жестокий век» не писать под диктовку власти или общественного мнения, но прославлять свободу и гуманизм. - Бессмертие и историческая память
. Еще одной центральной темой стихотворения становится важная для Пушкина тема смерти и ее преодоления через творчество. «Душа в заветной лире мой прах переживет», — говорит поэт, выражая уверенность, что его поэтическое наследие будет жить в веках. - Настроение стихотворения
— торжественное и серьезное.
Видео:Пушкин А.С. Я памятник себе воздвиг нерукотворный...Скачать
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Памятник» – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.
Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник «вознесся выше Александрийского столпа».
Смысл стихотворения «Памятник» заключается в том, что поэзия таким образом возносится над всеми земными ориентирами, утверждается ее божественное происхождение. Поэт и его муза послушны лишь «веленью божию», они беспристрастны к похвале и осуждении «подлунного мира», но воспевают свободу и добро, и именно поэтому оказываются достойны бессмертия.
Видео:"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."Скачать
Предчувствуя смерть
Сторонники «мистической» версии придерживались мнения, что стихотворение является предсказанием грядущей гибели поэта, о которой он знал заранее. Отталкиваясь от этой позиции и отбросив версию Вяземского об ироничности произведения, можно сказать, что «Памятник» стал духовным завещанием Пушкина.
Пророческое видение затронуло не только жизнь поэта, но и его творчество. Прозаик и драматург знал, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания.
Также существует предание о том, что задолго до трагичного исхода своего жизненного пути Александр Сергеевич знал, в какой конкретный день и в какое время суток его ждет смерть. Оно гласит, что гибель от руки именитого блондина ему предсказала гадалка.
Предчувствуя приближающуюся кончину и желая подвести итог своей жизни, Пушкин обратился к самому доступному для себя источнику — перу – и написал «Памятник».
Видео:А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читает Сергей БехтеревСкачать
Средства выразительности
Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «пиит».
- Текст «Памятника» строится на целом ряде метафор, ключевая из которых – «нерукотворный памятник», то есть слава поэта и его творческое наследие. «К нему не зарастет народная тропа», говорит поэт, показывая, что слава эта никогда не померкнет и не будет забыта. Также метафорически поэт называет землю «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей».
- Образность стихотворения усиливают многочисленные эпитеты: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век».
- Интересно, что при описании памятника используется олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», так слава поэта одушевляется и становится самостоятельным действующим лицом, центром внимания и притяжения.
- Есть в стихотворении примеры использования метонимии, например «непокорная глава» памятника – это одновременно и голова самого лирического героя, а назовет поэта в веках не сам «всяк сущий язык», а каждый его носитель.
- Усиливают пафос стихотворения и его значение также синтаксические средства выразительности: инверсия («восславил я свободу»), анафора и многосоюзие.
Стихотворение «Памятник» становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.
Автор: Юлия Филипская
Видео:О стихотворении А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."Скачать
Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушкиным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.
В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.
Произведение написано в жанре греко-римской оды, это вольное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разрабатывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.
Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Гораций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Италию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пушкин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Пророка». Он с гордостью говорит о народном признании его произведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.
В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобразное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «милости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низменных, земных дел, от оценок общества.
Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («памятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и многосоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой пробуждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения создается с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого стиля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».
Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пушкинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.
🎥 Видео
А.С. Пушкин. Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."Скачать
Как быстро выучить стих / Я памятник себе воздвиг нерукотворный... / А.С. ПушкинСкачать
Изложение по русскому языку. 9 класс. Экзамен. "Я памятник себе воздвиг..."Скачать