Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Содержание
  1. Входной диктант «Осенью»
  2. Контрольный диктант с грамматическим заданием, 6 класс (входная диагностика)
  3. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  4. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  5. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  6. Оставьте свой комментарий
  7. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  8. Подарочные сертификаты
  9. Учимся дома 1-11 классы
  10. Заметки о семейном образовании
  11. Диктанты на тему «Осень» для 6 класса
  12. Диктанты на тему «Осень» для 6 класса
  13. Диктант № 1 «Усадьба» (73 слова)
  14. Грамматическое задание
  15. Диктант № 2 «В Карпатах» (78 слов)
  16. Грамматическое задание
  17. Диктант № 3 «В осеннем лесу» (81 слово)
  18. Грамматическое задание
  19. Диктант № 4 «Последние грибы» (93 слова)
  20. Грамматическое задание
  21. Диктант № 5 «Таинственная осень» (94 слова)
  22. Грамматическое задание
  23. Диктант № 6 «Предзимье» (95 слов)
  24. Грамматическое задание
  25. Диктант № 7 «Осень» (96 слов)
  26. Грамматическое задание
  27. Диктант № 8 «Памятник» (99 слов)
  28. Грамматическое задание
  29. Диктант № 9 «Осенью» (104 слова)
  30. Грамматическое задание
  31. Диктант № 10 «Больная чайка» (105 слов)
  32. Грамматическое задание
  33. Диктант № 11 «Лето ушло» (108 слов)
  34. Грамматическое задание:
  35. Диктант № 12 «Путеводный огонёк» (108 слов)
  36. Грамматическое задание
  37. Диктант № 13 «Начало учёбы» (108 слов)
  38. Грамматическое задание
  39. Диктант № 14 «Грустная пора» (108 слов)
  40. Грамматическое задание
  41. Диктант № 15 «Ноябрь» (109 слов)
  42. Грамматическое задание
  43. Диктант № 16 «Осень» (110 слов)
  44. Грамматическое задание
  45. Диктант № 17 «За грибами» (110 слов)
  46. Грамматическое задание
  47. Диктант № 18 «Зверь» (111 слов)
  48. Грамматическое задание:
  49. Диктант № 19 «Улетают журавли» (112 слов)
  50. Грамматическое задание
  51. Диктант № 20 «Звенящая тишина» (121 слово)
  52. Грамматическое задание
  53. Диктант № 21 «Свет осенних листьев» (124 слова)
  54. Грамматическое задание
  55. Диктант № 22 «Симфония уходящего лета» (125 слов)
  56. Грамматическое задание
  57. Диктант № 23 «Ёжик» (128 слов)
  58. Грамматическое задание
  59. Диктант № 24 «Осень» (126 слов)
  60. Грамматическое задание
  61. Диктант № 25 «Осенняя прогулка» (133 слова)
  62. Грамматическое задание
  63. Диктант № 26 «Начало осени» (176 слов)
  64. Грамматическое задание
  65. Диктант № 27 «Последние дни лета» (180 слов)
  66. Грамматическое задание
  67. Диктант № 28 «За грибами» (196 слов)

Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Входной диктант «Осенью»

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я. Объём слов: 90

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор предложений:
    I вариант – На голых листьях …;
    II вариант – Вдруг среди листвы…
  2. Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
  3. Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Видео:Диктант "Осенью"Скачать

Диктант "Осенью"

Контрольный диктант с грамматическим заданием, 6 класс (входная диагностика)

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Контрольный диктант с грамматическим заданием, 6 класс

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета. «Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант — Вдруг среди листвы…

2) Запишите три слова с разными орфограммами, обозначьте орфограмму, подберите проверочное слово, если можно:

1 вариант – л..сной, видиш. ж..лтой;

2 вариант – т..желый, слышиш. ш..роха.

3) Выполните разбор словосочетаний:

1 вариант – тусклый день;

2 вариант — пестрый комочек.

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

  • Халатова Ольга АлександровнаНаписать 2414 16.10.2017

Номер материала: ДБ-760972

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.10.2017 273
    16.10.2017 685
    16.10.2017 3804
    16.10.2017 1209
    16.10.2017 1988
    16.10.2017 1033
    16.10.2017 272
    16.10.2017 833

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Полезные советы Как написать диктант без ошибок?Скачать

Полезные советы Как написать диктант без ошибок?

Учимся дома 1-11 классы

Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Заметки о семейном образовании

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Видео:Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Диктанты на тему «Осень» для 6 класса

В этой статье собраны диктанты на тему «Осень» для 6 класса. Это тот материал, с которым мы с Манюней будем работать в этом году. Для меня важны тексты диктантов, сложные слова, которые в них использовались, грамматическое задание. То, что нужно довести до автоматизма в этом году, чтобы шагнуть дальше в следующем.

Выполните разбор любых двух словосочетаний диктант осенью

Видео:Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Диктанты на тему «Осень» для 6 класса

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Диктант № 1 «Усадьба» (73 слова)

Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы. Я остановился, поражённый красотою тройного умирания: усадьба умирала, год умирал в золоте листопада, день умирал. А на самом конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе, обвитой красными лозами дикого винограда, сидел заяц. Я не поверил своим глазам. Подумал, мне это чудится. А заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где так часто, бывало, я сам любил под вечер присесть.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  2. Сделайте морфемный разбор слова «обвитой».
  3. Сделайте фонетический разбор слова «осенью».

Видео:Диктант 2 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты во 2 классе?Скачать

Диктант 2 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты во 2 классе?

Диктант № 2 «В Карпатах» (78 слов)

Пустынны и печальны Карпаты в осенний ветреный вечер. Тревожно и смутно было беглецам, когда по извилистой, вымытой дождями до камня беловатой дороге они взобрались на перевал. Три, четыре высокие сосны покачивались над обрывом. Внизу, в закурившемся тумане, почти невидимый, глубоко шумел лес. Ещё глубже, на дне пропасти, ворчал и плескался многоводный поток, грохотал каменьями. За стволами сосен, далеко за лесистыми, пустынными вершинами гор, среди свинцовых туч, светилась длинная щель заката. Ветер дул вольно и сильно на этой высоте.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  2. Разберите по составу слово «невидимый».
  3. Разберите фонетически слово «каменьями».

Видео:Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

Диктант № 3 «В осеннем лесу» (81 слово)

Хорошо в осеннюю пору в лесу: тихо, свежо и влажно. Солнце, просыпаясь поздно, еще только начинает разгораться. Лучи солнца касаются утомленной травы. Ярко светятся макушки кленов и орешника. А гроздья рябин горят в румяной листве.
От небольшого прикосновения ветра, плавно кружась в воздухе, падают на землю разноцветные листья. В поднебесье кружатся, собираясь в стаи, птицы. Еще порхают бабочки-крапивницы. Гусеницы многих бабочек забираются в мох и под опавшую листву. Лесные жители спешат справить свои неотложные дела. Все готовятся к долгой суровой зиме.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два относительных прилагательных.
  2. Сделайте морфологический разбор слова «неотложные».
  3. Сделайте морфемный разбор слова «опавшую».
  4. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

Видео:Диктант "Осень"Скачать

Диктант "Осень"

Диктант № 4 «Последние грибы» (93 слова)

Ветер разлетелся по сторонам. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. Ветер ещё раз рванул со всей силой. И тогда слетели все листья. Остались на чёрных ветвях старой липы только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, а потом подобрался к тёмной туче. Брызнула она и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер прогнал далеко за горизонт. И вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Мокрые леса и поля сразу засверкали.

Рыжие листья засыпали землю. Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.

Грамматическое задание

  1. Разберите слова по составу: разлетелся, прогнал, листиков.
  2. Сделайте синтаксический разбор предложения:
  3. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков.
  4. Сделайте морфологический разбор слова: разошлась.

Видео:Диктант 3 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты в 3 классе?Скачать

Диктант 3 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты в 3 классе?

Диктант № 5 «Таинственная осень» (94 слова)

Осень – самое прекрасное время года, подаренное нам природой. Постепенно все умирает и меркнет. Каждое утро легким туманом покрывается равнина. Ветер клонит до самой земли деревья, рвет с них листья и раскидывает по всему лесу. Некоторые, подобно кораблям, отправляются по лужам в плавание.

По опушкам лесов появляются грибы – красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, душистые рыжики. На мокрых пнях сиротливо жмутся друг к дружке опята. Не шелохнутся тенистые заросли трав. Сквозь густые лапы елок не могут пробиться редкие золотистые лучи солнца.

Особенно красив осенний вечер. Вечерняя заря загорается и охватывает полнеба. Прекрасна ты, таинственная осень!

Грамматическое задание

  1. Разберите по составу слово «красноголовые».
  2. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  3. Сделайте морфологический разбор слова «осень».

Видео:Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Диктант № 6 «Предзимье» (95 слов)

Печален осенний день в лесу. Голые стоят разноцветные осины и берёзы. Осыпает иглу высокая лиственница. Давно высохли и поблёкли травы. Серое небо прильнуло к земле.

Надоедливо моросит колючий дождь. Так проходит неделя за неделей. А потом вдруг налетает шумная буря. Гнутся вековые ели. Со стоном ломаются на вырубках старые осины. Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек.

Стихает буря. И однажды утром первым делом обнаруживаешь, что земля ночью надела белый халат. Слегка морозит. Но это не настоящая зима. А пока в лесу просторно и чисто, похрустывает снежок, словно свежий кочан капусты.

Грамматическое задание

  1. Разберите слова по составу: «осенний», «ломаются», «вырубках».
  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: «Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек».
  3. Сделайте морфологический разбор слова: «прильнуло».

Видео:Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельствоСкачать

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство

Диктант № 7 «Осень» (96 слов)

Частенько ложится на землю белый иней. Собираются в стаи и трогаются в путь перелётные птицы. Коротки и печальны их прощальные песни. Серые птицы перелетают по жнивью. Кто это? Не узнаешь по полёту.

Хорошо сейчас в лесу! Глаз не оторвать от светлых берёзовых рощ. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки. Крепко держатся на толстых черешках продолговатые листья дуба. Дождутся они первой вьюги. Лиственница скупо тратит свою хвою всю осень, останется и на зимнюю пору. Придёт холодный ветер, закружит листья, и упадёт осенний наряд леса.

В поездах, автобусах, машинах, мотоциклах, велосипедах под выходной спешат из города люди.

Грамматическое задание

  1. Сделайте фонетический разбор слова «вьюги».
  2. Разберите по составу слово «перелётные».
  3. Сделайте морфологический разбор слова: (от) рощ.
  4. Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.

Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

Диктант № 8 «Памятник» (99 слов)

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два качественных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова: серебряной.
  3. Морфемный разбор слов: «велосипедного», «телефонной».
  4. Синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Видео:Как писать диктант без ошибок? Как научить ребенка писать диктанты без ошибок?Скачать

Как писать диктант без ошибок? Как научить ребенка писать диктанты без ошибок?

Диктант № 9 «Осенью» (104 слова)

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
  2. Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
  3. Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Видео:Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?Скачать

Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?

Диктант № 10 «Больная чайка» (105 слов)

Был октябрь, и становилось холодно. В это время чайки собирались в стаи перелетали с места на место, чтобы приноровиться к отлёту. Это верная примета осени.

У одной было перебито крыло, и она не могла летать.

Содержание диких животных дома приносит много хлопот. На станции юннатов нам рассказали, как надо ухаживать за птицами.

Чайка скоро привыкла к нам. Мы приучили её брать лакомство из рук. Каждый день мы носили чайку купаться в реку. Она не уплывала далеко и скоро возвращалась.

Однажды мы заметили, что чайка беспокоится, вертится. В чём дело? Мы увидели, что над домом вилась стая чаек. Они приглашали её к себе, и она улетела.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова, образованных приставочным способом.
  2. Выпишите два слова с буквами З или С на конце приставок.
  3. Разберите по составу слова: собирались, рассказали.
  4. Сделайте синтаксический разбор седьмого предложения.

Видео:Диктант 4 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты в 4 классе?Скачать

Диктант 4 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты в 4 классе?

Диктант № 11 «Лето ушло» (108 слов)

Давно ли было лето, давно ли всю ночь зеленовато горела заря, а солнце вставало чуть не в три часа утра? И лето, казалось, будет длиться вечность, а оно все убывало… Оно прошло как мгновение, как один удар сердца. Впрочем, мгновенным оно было только для меня. Ведь чем ты старше, тем короче дни и страшнее тьма. А для тебя, может быть, это лето было как целая жизнь?

Но и ранняя осень хорошо. Тихо светит солнце, по утрам туманы, стекла в доме запотевают. А как горели клены возле нашего дома! Какие громадные багряные листья собирали мы с гобой! А теперь вот и земля черна, и все умерло, и свет ушел.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфемный разбор слова «страшнее».
  2. Просклоняйте словосочетание «один удар сердца».
  3. С какой целью в небольшом тексте использовано несколько вводных слов?

Видео:Диктант по русскому языку 6 класс с проверкойСкачать

Диктант по русскому языку 6 класс с проверкой

Диктант № 12 «Путеводный огонёк» (108 слов)

Я думал о тебе, и мне пришли вдруг на память поздняя осень на Севере и одинокие мои скитания. Однажды я возвращался с охоты вечером, и была такая же тьма, как и сегодня. Вдобавок еще моросил дождь, и я заблудился. Отшагал за день я не меньше сорока километров и уже потерял всякую надежду выйти к жилью. Все было мокро, под ногами чавкало, и не было никакой возможности развести костер, отдохнуть и обсушиться.

И вот далеко, как затухающая звезда в космосе, мелькнул мне во тьме желтый огонек. Я пошел на него. Я упорно шел к этому огоньку, скрывающемуся иногда за стволами деревьев и снова показывавшемуся, и мне сразу стало хорошо.

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор двух глаголов.
  2. Просклоняйте словосочетание «сорок километров».
  3. Является ли слово сотня (сотни километров) числительным? Докажите.

Диктант № 13 «Начало учёбы» (108 слов)

Пришла осень. Мать сшила мне холщовую сумку, положила в нее кусок хлеба, и я пошел в школу. В школьном саду опали яблоневые листья, и на желтом крыльце стояла Синель. Мы запоздали к началу первого урока.

Я впервые видел Синель такой нарядной. Она стояла в новых ботинках и голубой вязаной шапочке, с пестрым баульчиком в руках, и казалась мне незнакомой, чужой.

Она не замечала меня, даже не взглянула в мою сторону. И я снова испытал непонятную тоску и обиду. Я сдвинул свою сумку за спину и боком вышел из сада.

На третий день я снова пришел в школу. Старая учительница посмотрела на меня ласково и посадила рядом с Синелью.

Грамматическое задание

  1. Выпишите местоимения, определите их разряд.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «листья».
  3. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Диктант № 14 «Грустная пора» (108 слов)

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!

Грамматическое задание

  1. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания.
  2. Разберите слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.

Диктант № 15 «Ноябрь» (109 слов)

Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Всё крепче забирает зима, всё чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
  3. Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Диктант № 16 «Осень» (110 слов)

Вот и наступила дождливая осень. С макушек деревьев падают капли дождя. Растут на пригорках грибы, они касаются друг друга, создавая дружную семейку. Деревья примеряют осенний наряд, особенно красив желтый кринолин одинокой березки. В середине леса, неподалеку от старой рослой ели, по ложбине протекает небольшой ручеек. В нем плавают жуки-плавунцы, иногда вылезают из воды такие мокрые. Есть и мелкие рыбки. До чего они чуткие и зоркие! Почувствуют какое-нибудь движение или прикосновение к воде – тут же уплывают.

Вдалеке виднеется березовая роща. Верхушки ее деревьев гнутся к самой земле в низком поклоне.

Природа творит чудеса. То зарядит мелкий осенний дождь-зануда, то вспыхнет на небе зарница. Но все находится в умиротворении, в полной гармонии.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «берёзки».
  3. Сделайте морфемный разбор слова «почувствуют».

Диктант № 17 «За грибами» (110 слов)

Нелегко найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев. Да и есть ли они в такую позднюю пору? Я долго бродил по лесу, ворошил под кустами рогатиной, радостно протягивал руку к грибной шляпке. Но она таинственно исчезала, а вместо нее лишь краснели осиновые листья.

Только к полудню я набрел на старую порубку, которая заросла травами и древесной порослью. То здесь, то там чернели пни. Но что это? На одном из них я обнаруживаю веселую семейку рыжих тонконогих опят. Я осторожно срезаю их все сразу и складываю в кузовок.

Славный выдался денек! Теплынь, тишина. И не подумаешь, что по этому голубому небу только вчера ползли косматые серые тучи. Совсем как летом.

Грамматическое задание

  1. Какие языковые средства помогают передать отношение автора к рассказанному?
  2. Выпишите разные виды предложений по цели высказывания и интонации.
  3. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста.
  4. Выполните морфологический разбор двух существительных и двух прилагательных.

Диктант № 18 «Зверь» (111 слов)

Стояла осень в солнце и тумане. У нас на стоянке горел костер. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Картошка жарилась на сковородке. От нее шел вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал и дрожал от жадности, наконец из зарослей вылез барсук. Он прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.

А утром мы увидели такую картину. Около гнилого осинового пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.

Грамматическое задание:

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Найдите предложение с вводным словом. С какой целью автор использует вводное слово? Графически объясните постановку знаков препинания.
  3. Выпишите предложение с причастным оборотом. Объясните схемой постановку знаков препинания. С какой целью используется причастный оборот?
  4. Определите вид и время глаголов. Почему в рассказе о прошлом использованы и глаголы настоящего времени?
  5. Почему, описывая действия барсука, автор использует глаголы совершенного вида, а в остальных случаях — несовершен­ного?

Диктант № 19 «Улетают журавли» (112 слов)

В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.

Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Грамматическое задание

  1. Назовите признаки, по которым этот отрывок можно назвать текстом.
  2. Каковы средства связи предложений в тексте?
  3. Выполните фонетический разбор слова «дальней».
  4. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Диктант № 20 «Звенящая тишина» (121 слово)

Поздней осенью облетает с деревьев листва. Лес становится тихим и прозрачным. Я люблю в эту пору встречать рассвет на какой-нибудь опушке. Утренняя тишина ошеломляет. Стук собственного сердца кажется глухим и громким, как удары молота по кровельному железу. Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые тишиной. А воздух, молчащий до этого, зазвенит в ушах тоненьким звуком. Кажется, над головой поёт раскалённая нить электрической лампочки. И вдруг неожиданно слышишь какой-то писк.

«День, день…» — раздалось в ветвях ближайшей ели. «День, день…» — отозвалось с соседней сосенки. И пропала звенящая тишина, растаяла. Что-то шевельнулось в чёрных лапах великана-дерева. Пригляделся и увидел пичугу малую. Не пойму: это синичка или ещё какой неразлучный певец нашего леса. До рассвета ещё добрых полчаса, а птицы уже подали голоса.

Грамматическое задание

  1. Выпишите местоимения из первых трёх предложений.
  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: А воздух, молчащий до того, зазвенит в ушах тоненьким звуком.
  3. Сделайте морфологический разбор слова «молчащий».

Диктант № 21 «Свет осенних листьев» (124 слова)

Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шёл из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.

За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми. Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную. Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.

Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня. Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста по два слова с орфограммами в приставках и корнях слов.
  2. Выпишите из текста по два глагольных и именных словосочетания, укажите в каждом главное слово и обозначьте части речи.
  3. Разберите по составу слова: чернее, загорались.

Диктант № 22 «Симфония уходящего лета» (125 слов)

Очень быстро летят последние дни уходящего лета. На лугу можно увидеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. Луг почти пустой, невесёлый. Только изредка пахнёт тебе в лицо аромат последних летних цветов, таких нежных и красивых. В этот миг кажется, что природа бессильна заставить их закрыть лепестки на зиму.

Солнце ласково смотрит сквозь бархатные белоснежные облака, но его улыбка уже не может согреть землю, как летом. Дожди стали частыми гостями. Птицы какие-то странные: спешат, кричат. Только под вечер успокаиваются, голоса их становятся тише. И лягушек уже не слышно. Лишь ветер насвистывает печальную симфонию прощания с летом. Спасибо тебе, лето, за все радости, которые ты нам подарило. Здравствуй, золотая осень!

Грамматическое задание

  1. Выпишите местоимения из первых трёх предложений.
  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: «На лугу можно видеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту».
  3. Сделайте морфологический разбор слова: уходящего.

Диктант № 23 «Ёжик» (128 слов)

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья. Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. «Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку.» Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Грамматическое задание

  1. Сделайте морфологический разбор слова «лесному».
  2. Сделайте фонетический разбор слова «возок».
  3. Сделайте пунктуационный разбор десятого предложения.

Диктант № 24 «Осень» (126 слов)

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, настоящие дни поздней осени. Лишь изредка пробежит легкий ветерочек по разноцветным листьям: золотистым, багровым, желто-оранжевым.

Спускаешься по лесной тропиночке вниз вдоль молодых берез, дубов, осинок, кустов орешника. Вокруг тишь. Не слышишь пения птиц. На багряных листьях кое-где повисли капельки росы от ночного тумана. Немножко грустно расставаться с летом.

Далеко видно вокруг. Грудь легко дышит осенней свежестью. Хотелось бы идти вперед по мягкому ковру.

Вдруг я рассмотрел пестрый комочек. «Что же это?» – удивился я. Это птица обо что-то ударилась во время полета. «Возьму ее с собой, а то здесь птицу мигом разыщет и съест лисица», — решаю я.

Отовсюду доносятся разговоры пернатых о близком путешествии. Счастливый возвращаюсь я домой. А ведь так не хочется выбираться из объятий леса.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  2. Разберите по составу слово «свежестью».
  3. Сделайте морфологический разбор слова «рассмотрел».

Диктант № 25 «Осенняя прогулка» (133 слова)

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, крадется ли осторожная лисица. Хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. «Ежик! — догадался я. — Тащит сухие листья в нору на подстилку».

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями и не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Грамматическое задание

  1. Выпишите слова, употребленные в переносном значении;
  2. Докажите, что это не описание, а повествование.
  3. Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. Какова роль этого предложения в тексте?
  4. Какие орфограммы и пунктограммы встретились в тексте? Сгруппируйте их.
  5. Выполните морфологический разбор двух существительных.

Диктант № 26 «Начало осени» (176 слов)

Пышный лес уже начал сбрасывать золотистую листву. Ещё тёплые и солнечные дни становятся короче. Всё чаще идут дожди.

Сегодня через оконное стекло пробиваются яркие лучи осеннего солнца. Хорошо в такой день прогуляться по осеннему лесу. Решено! Я собираюсь и иду в ближайший от деревни лес. Идёшь по узкой тропинке между стройных осин и берёз, величественных дубов и густых кустов орешника. Уже почти не слышно красивого пения птиц, они собираются к перелёту в тёплые края. Лишь шелест упавших листьев под ногами, да иногда упадёт какой-нибудь жёлудь.

Как легко дышать свежестью ранней осени! Хочется идти дальше по жёлтой от листвы лесной тропинке, не сворачивая домой. Вдруг слышу шорох, поднимаю голову, а это белка тащит к себе на дерево гриб. Она его высушит себе на зиму.

Иду дальше и вижу в золотой листве маленький серый комочек. Это птенчик выпал из гнезда. «Нужно забрать его к себе домой, иначе в осеннем лесу его мигом съест какая-нибудь хитрая лисица», – думаю я. Аккуратно беру его и кладу к себе за пазуху, там теплее. Отправляюсь домой, там уже ждёт мама с горячим обедом.

Грамматическое задание

  1. Выполните фонетический разбор слова «перелёту».
  2. Составьте схему предложения с прямой речью.
  3. Выполните орфографический разбор слова «осеннему».
  4. Найдите в тексте прилагательное в превосходной степени и выполните его морфемный разбор.
  5. Выполните синтаксический разбор предложения: «Я собираюсь и иду в ближайший от деревни лес».

Диктант № 27 «Последние дни лета» (180 слов)

Последние дни уходящего лета пролетают очень быстро. На уже потускневшем поле можно заметить стаи печальных аистов, которые готовятся к отлёту в тёплые края. А их детки уже совсем не похожи на маленьких птенцов. Они проходят свои последние уроки перед первым полётом на юг. Невесёлое поле почти пустое. Но изредка ощущается терпкий аромат последних красивых и нежных цветов уходящего лета. Смотря на них, кажется, что природа просто не может заставить их закрыть свои лепестки на предстоящую осень.

Яркие солнечные лучи пробиваются сквозь огромные пушистые и белоснежные облака. Но, к сожалению, они уже не могут обогреть землю, как в летние месяцы года. Часто в гости приходят проливные холодные дожди. Днями птицы кричат, созывая своих друзей в стаи, и спешат улететь. А вечерами совсем тихо на улице, ни души, ни шороха. Даже лягушек совсем не слышно. Только слышится пронзительный свист ветра, который будто играет грустную осеннюю мелодию.

Хочется сказать уходящему лету спасибо за все радостные моменты. До свидания, мы будем по тебе скучать! Здравствуй, золотая осень с ароматными грибами и красивым листопадом! Багрово-лиловые тона, шелест листьев, освежающий запах дождя и, конечно же, школа…

Грамматическое задание

  1. Выполните лексический разбор слова «терпкий».
  2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Днями птицы кричат, созывая своих друзей в стаи, и спешат улететь».
  3. Выпишите все причастия из текста.
  4. Выполните фонетический разбор слова «осеннюю».
  5. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Здравствуй, золотая осень с ароматными грибами и красивым листопадом!»

Диктант № 28 «За грибами» (196 слов)

В конце августа и начале сентября в соседних золотых лесах появляется немало грибов. Мы с друзьями уже собрались и идём в осенний лес с большими корзинками.

За нашей деревней расстелились широченные поля. Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще. Каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. В лесу тихо и не слышно пения птиц, они готовятся к путешествию на юг.

Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики. Их можно не только пожарить, но и посолить на зиму.

Вот в корзинке уже два первых подберёзовика. Они росли вместе, плотно прижимаясь друг к другу. Я аккуратно срезал их острым ножом. А вот и целая семья рыжих лисичек поселилась рядом с осиной. Они тоже отправляются в лукошко. Дальше мы видим большой красный гриб с белыми точками — это мухомор. Его нельзя брать!

Домой вернулись только под вечер, уставшие, но довольные и с полными лукошками грибов.

Поделиться или сохранить к себе: