Выпишите сначала свободные словосочетания затем фразеологические обороты

Урок-лабораторная работа «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари» по русскому языку для 6 класса

Выпишите сначала свободные словосочетания затем фразеологические обороты

Тема: «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари».

1) Закрепить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся; научится: работать со словарем фразеологизмов, находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов; расширить представления о фразеологизмах, их происхождении и значениях.

2) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи; развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативности, умение работать в команде;

3). Вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности русского языка; прививать чувство любви и уважения к родной речи на основе развития познавательного интереса учащихся; воспитывать творчески активную личность, способную к саморазвитию через самообучение.

Оснащение: карточки с заданиями, образцы ответов на задания, словари фразеологизмов.

I . Порядок выполнения работы

1. Прочитайте текст, придумайте название. Определите стиль текста.

2. Дайте определение что такое фразеологизмы, объясните их функцию.

3. Найдите и выпишите из текста фразеологизмы. Определите их значение с помощью словаря фразеологизмов (на этом этапе учитель объясняет ученикам алгоритм работы со словарем фразеологизмов) .

4. Попробуйте заменить фразеологизмы в тексте словосочетаниями. Сравните звучание измененных предложений.

5. С найденными фразеологизмами составьте свой вариант текста.

6. Подготовьте выразительное чтение предложенного текста. Озвучьте его перед классом.

Творческое задание в игровой форме*: Изобразить фразеологизм в виде пантомимы. Например, «денег куры не клюют», «водить за нос», «мухи не обидит» (можно предложить выполнить по одному заданию каждой из групп, а другим группам отгадать показанный фразеологизм).

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, развесили уши, слушаем. У моего братишки аж голова вскружилась от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем!» А сын лесника говорит, что он такой мастер рыбу ловить – собаку съел на этом деле. Не знаю, каких он собак ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним махом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.

Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, — растерялись мы.

Вот пустомеля, — возмутился дед, — все время кому-нибудь морочит голову!

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

Ничего, ребятишки, — успокоил нас дед, — со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была — ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

Образцы ответов к заданию:

1. Стиль текста – художественный

2. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий (бить баклуши – бездельничать). Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: «за тридевять земель» — далеко. Функции — п ридают речи особую выразительность, служат средством создания образности, подчеркивают национальную специфику, своеобразие языка.

2. Фразеологизмы из текста и их значение:

пальчики оближешь о чем-то очень вкусном;

развесили уши в нимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо;

голова вскружилась п отерять чувство реальности;

собаку съел о человеке, являющемся мастером в каком-то деле;

попались на удочку поверить во что-то;

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

одним махом с первой попытки, сразу;

морочит голову р азыгрывает, вводит в заблуждение кого-то; дурачит, сбивает с толку;

в три ручья п ереживая большое горе, безудержно плакать;

не в своей тарелке и спытывать чувство неловкости, смущения;

ни в сказке сказать, ни пером описать – о восхищении чем-то прекрасным, которое трудно передать словами.

Задание для группы № 1

Внимательно прочитайте и найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите предложения исправив ошибки в написании фразеологизмов.

1) Я тебя прождал целый битый час.

2) Они такие друзья, что их водой не разольёшь.

3) Моего соседа все знают: он говорит нараспашку.

4) Это была оборотная сторона мысли.

5) Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей.

2. Составьте связный текст из 3 – 5 предложений, введя в них любые из предложенных фразеологизмов.

3. Ответьте на вопрос: «Как нужно употреблять в речи фразеологические обороты? Является ли значение фразеологизмов буквальным?»

Образцы ответов к заданию:

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

1. 1) Я тебя прождал битый час.

2) Они такие друзья, что их не разлить водой.

3) Моего соседа все знают: у него душа нараспашку.

4) Это была оборотная сторона медали.

5) Все единодушно потребовали приподнять завесу над этой странной историей.

3. Фразеологические обороты следует воспроизводить в речи точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Ни один фразеологизм не следует толковать буквально – это образные выражения.

Задание для группы № 2

1. Вспомните правило, что такое синонимы.

2. Подберите синонимы к названным фразеологизмам.

1) Куры не клюют.

2) Тьма кромешная.

3) Глядеть в оба.

4) Пальчики оближешь.

5) Закрывать глаза на… (что).

3. Составьте связный текст из 3 – 5 предложений, введя в них сначала одни фразеологизмы, потом – заменив их на фразеологизмы-синонимы.

Видео:Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)

4. Сделайте вывод о взаимозаменяемости фразеологизмов-синонимов.

Образцы ответов к заданию:

Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

1) Куры не клюют – хоть пруд пруди.

2) Тьма кромешная – ни зги не видно.

3) Глядеть в оба – держать ухо востро.

4) Пальчики оближешь – язык проглотишь.

5) Закрывать глаза на что – смотреть сквозь пальцы.

В русском языке одно и то же значение можно выразить не только разными словами, но и разными фразеологизмами. То есть, фразеологизмы, как и слова, могут находиться в синонимических отношениях друг с другом, быть близкими по значению. Такие фразеологизмы называются фразеологизмами-синонимами.

Задание для группы № 3

Прочитайте данные два предложения: 1) По приказу командира солдат вышел из строя. 2) Аппарат очень быстро вышел из строя и нуждается в ремонте.

Выделите общее (повторившееся) в тексте обоих предложений.

В каком предложении употреблен фразеологизм? Назовите его. Что он обозначает?

Составьте предложения, в которых каждое из предложенных выражений являлось бы сначала свободным словосочетанием (употребленным в прямом значении), затем — фразеологическим оборотом. Поясните значения фразеологизмов.

держаться в тени

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Ответьте на вопрос: от чего зависит, является ли словосочетание фразеологизмом?

Образцы ответов к заданию:

1) По приказу командира солдат вышел из строя . 2) Аппарат очень быстро вышел из строя и нуждается в ремонте.

Фразеологизм употреблен во втором предложении: «вышел из строя», т.е. сломался, испортился.

1). Он боролся со своей усталостью и с тем, чтобы не закрывать глаза. – «закрывать глаза» свободное словосочетание.

2). Преподаватель, проверяя работы, закрывал глаза на мелкие недочеты. – «закрывал глаза» — фразеологизм, означает «делать вид, что не замечаешь».

3). От сильного зноя хотелось больше держаться в тени. – «держаться в тени» свободное словосочетание.

4). Несмотря на то, что в этом была большая его заслуга, он, тем не менее, предпочитал держаться в тени. – «держаться в тени» — фразеологизм, означает «не обращать на себя внимание».

Является ли словосочетание фразеологизмом зависит от контекста.

Подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом, обобщение.

* игровой эффект важен на каждом уроке, независимо от возраста учащихся. Именно игра помогает, с одной стороны, снять напряжение в процессе умственной деятельности, а с другой – активизировать внимание на многообразии фразеологии, увидеть ее богатые языковые возможности. Увлекательные, занимательные формы работы вызывают интерес и прививают чувство любви и уважения к родной речи.

Алефиренко Н. Фразеологический словарь. Культурно-познавательное пространство русской идиоматики. — М.: Элпис, 2008. — 472 с. — (Филологические словари русского языка).

Бахвалова, Т.В. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык / Т.В.Бахвалова –РЯШ 2/1997 – 128 с.

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилёва и др.]; отв. ред. В. Н. Телия. — 4-е изд. — М.: АСТ-ПРЕСС, печ. 2009. — 782 c.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Бураева, Н.Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе. / Н.Н.Бураева – РЯШ 1/2005 – 128 с.

Войнова Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1987. — 543 с.

Жуков, Анатолий Власович. Современный фразеологический словарь русского языка: около 1600 фразеол. единиц / А. В. Жуков, М. Е. Жукова. — М. : АСТ [и др.], 2009. — 444 c.

Камынина,АА и др. Лабораторные работы по русскому языку / А.А.Камынина и др. – М.: Просвещение, 1983 – 353 с.

Худякова, Л.А. Лабораторные работы по русскому языку – в школу / Л.А.Худякова – РЯШ 6/1999 – 128 с.


источники:

💡 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык | ФразеологияСкачать

Русский язык | Фразеология

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимымиСкачать

Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимыми

Что означает фразеологизм? Тест на знание фразеологизмовСкачать

Что означает фразеологизм? Тест на знание фразеологизмов

Русский язык 6 класс (Урок№24 - Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№24 - Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.)

Видеоурок русскому языку 'Фразеологизмы'Скачать

Видеоурок русскому языку 'Фразеологизмы'

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмовСкачать

Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмов

Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | ИнфоурокСкачать

Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | Инфоурок

Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса ГивиевнаСкачать

Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса Гивиевна
Поделиться или сохранить к себе: