Выпишите словосочетания жить мудро восхищение гармонией братья и сестры

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Синтаксис. Словосочетание

Система форм, обусловленная грамматической природой

Виды словосочетаний

Именные (главное слово выражено именными частями речи — существительным, прилагательным, местоимением, числительным): искусство детали, довольный результатом, широко известный, что-то непривычное, платье из шёлка, подъём вверх, желание петь, одна из девушек, каждый из них.

Глагольные (главное слово выражено глаголом или его формами): коснуться рукой, учись смолоду, вернувшись на берег, просить помочь, идти молча).

Наречные (главное слово выражено наречием): близко от дома, значительно позже.

Типы связи в словосочетании и сочетании слов представлены в таблице 2.

Типы связи в словосочетании и сочетании слов

  • 1. Сочинение — соединение синтаксически равноправных частей:книги и журналы, дождь и ветер.
  • 2. Подчинение — соединение синтаксически неравноправных элементов:
  • 2.1. Согласование — вид подчинительной связи, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе, падеже (прилагательное, причастие, местоимение, числительное:дорогая книга, смеющаяся девочка, моя ручка, одна дверь):
  • 2.1.1. Полное согласование — используются все морфологические средства уподобления форм зависимого слова главному:красное платье(род, число, падеж);новые очки(число, падеж);
  • 2.1.2. Неполное согласование — используются не все морфологические средства уподобления форм зависимого слова главному:вижу малыша смеющимся(род, число).
  • 2.2. Управление — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение) ставится в том падеже, которого требует главное слово (существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие):объяснить любому, слева от моста, заботясь о ней, не готов к уроку.
  • 2.3. Примыкание вид подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово (инфинитив, деепричастие, наречие)
  • 1. Подлежащее + сказуемое:я пришел.
  • 2. Однородные члены предложения без подчинительной связи:мама и папа.
  • 3. Фразеологизмы:счастливо оставаться.
  • 4. Существительное или местоимение + предлог: втечение дня, из них.
  • 5. Глагол + частица:знал бы, говорил же.
  • 6. Составные формы слов:буду помнить, самый способный, двадцать первый.

соединяется с главным (прилагательным, глаголом, деепричастием) только по смыслу: поступил учиться, ушел не оглядываясь, поработав на славу.

Нормы управления

  • 1. Предлоги из-за, ввиду, вследствие, за счёт употребляются для выражения причинно-следственных связей и управляют родительным падежом: из-за (чего?) невыполнения графика, вследствие (чего?) заморозков, выполнено за счёт (чего?) резервов.
  • 2. Выражение тех же отношений с помощью предлогов благодаря, согласно, вопреки — с помощью дательного падежа: благодаря (чему?) действиям, согласно (чему?) приказу, вопреки (чему?) решению.
  • 3. Родительный падеж употребляется при глаголах, сочетающихся с винительным падежом прямого объекта: ждать поезда (любого) — ждать поезд (определённый).
  • 4. После переходных глаголов с отрицанием употребляется:
    • а) Р. п., если дополнение следует за глаголом и выражает отвлечённое понятие (не видел опасности, не теряет времени);
    • б) В. п. для подчёркивания конкретности объекта (не прочитал рекомендованную книгу), при одушевлённых существительных (не любит свою дочь, не видел Иру), при двойном отрицании (нельзя не признать его успех), при повелительной форме глагола (не потеряй портфель.’), при наличии наречий со значением ограничения (едва не пропустил фильм, ещё не слушал лекцию). Иногда дополнение ставится в Р. п.: не смог перенести горя.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    • 1. Что изучает синтаксис?
    • 2. Что такое словосочетание?
    • 3. В чём сходство и различие словосочетания и слова?
    • 4. Каковы виды словосочетаний по главному слову?
    • 5. Какие существуют типы связи в словосочетаниях?
    • 6. Охарактеризуйте тип связи «согласование: полное / неполное».
    • 7. Охарактеризуйте тип связи «управление».
    • 8. Охарактеризуйте тип связи «примыкание».

    Схема анализа словосочетания

    • 1. Словосочетание в предложении.
    • 2. Вид словосочетания по главному слову.
    • 3. Тип связи в словосочетании.
    • 1. Найдите ошибку:К основным синтаксическим единицам относятся:
      • а) словоформа, словосочетание, предложение;
      • б) сложное синтаксическое целое, словоформа, словосочетание;
      • в) предложение, словоформа, части речи;
      • г) сложное синтаксическое целое, словоформа, предложение.
    • 2. Найдите неверное утверждение.
    • а) словосочетание и слово имеют свои средства наименования;
    • б) словосочетание слово обладают системой форм, обусловленной грамматической природой главного слова;
    • в) словосочетание состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий;
    • г) словосочетание слито воедино из слов.
    • 3. Главное слово — наречие в словосочетаниях:
      • а) говорить тихо, кофе по-турецки, находиться справа;
      • б) очень хороший, весьма справедливый, почти раскрытый;
      • в) идти быстро, платье беж, ничуть не расстроиться;
      • г) так хорошо, весьма оригинально, по-настоящему деликатно.
    • 4. Главное слово — глагол в словосочетаниях:
      • а) мечта прочесть, громкое пение;
      • б) интересно рассказать, ушёл не оглядываясь;
      • в) громко хохотать, так плохо;
      • г) крепко спать, спящий ребёнок.
    • 5. Тип связи — согласование в словосочетаниях:
      • а) плюшевого медведя, качающийся парусник;
      • б) плохая привычка, очень резкий;
      • в) странное явление, почти открытый;
      • г) школьные принадлежности, охота на волка.
    • 6. Тип связи — управление в словосочетаниях:
      • а) тяжёлый меч, долго спала;
      • б) ушёл в школу, вспоминает с волнением;
      • в) яростно стучит, привычка убегать;
      • г) указать на ошибки, явно не раскрыл.
    • 7. Тип связи — согласование в словосочетаниях:
      • а) поступил учиться, поработав на славу;
      • б) объяснить любому, по-летнему жарко;
      • в) кто-то свой, действующий в открытую;
      • г) слева от моста, очень справедливо.
    • 8. Не является словосочетанием:
      • а) по всей стране;
      • б) долго смотрел;
      • в) макароны по-флотски;
      • г) хор пел.
    • 9. Не является словосочетанием:
      • а) кому-то своему;
      • б) пребывая в столице;
    • в) бить баклуши;
    • г) говоря откровенно.
    • 10. Является словосочетанием:
      • а) тридцать шестой;
      • б) торопился бы;
      • в) второпях упал;
      • г) отец и сын.
    • 11. Не является словосочетанием:
      • а) в течение суток;
      • б) прикрывая дверь;
      • в) оконная рама;
      • г) кого-то услышал.
    • 12. К полному согласованию не относится:
      • а) результаты мне известны;
      • б) это забывчивый человек;
      • в) вижу сына преуспевающим;
      • г) говорю о новейших поступлениях.
    • 13. Какое словосочетание построено по модели «прила гательное + существительное»?
    • а) вьющиеся растения;
    • б) любой карандаш;
    • в) восхитительной красоты;
    • г) в пятом ряду.
    • 14. Какое словосочетание построено по модели «гла гол + наречие»?
    • а) иди гулять;
    • б) говорить медленно;
    • в) ушёл не попрощавшись;
    • г) выбегая навстречу.
    • 15. Какое словосочетание построено по модели «прила гательное + наречие»?
    • а) крайне недовольный;
    • б) практически невозможно;
    • в) огорчённо прошептал;
    • г) по-летнему жарко.
    • 16. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
    • а) разговор по душам;
    • б) прийти поговорить;
    • в) близко от нас;
    • г) руководить группой.
    • 17. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
    • а) яйца всмятку;
    • б) вернуться к полуночи;
    • в) приказал уйти;
    • г) окончание лекции.
    • 18. В каком словосочетании выражаются объектные отношения?
    • а) рисовать хорошо;
    • б) желание уехать;
    • в) сказать правду;
    • г) изнурительная работа.
    • 19. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глагол + существительное в В. п.»:
      • а) относиться по-дружески;
      • б) рубить с плеча;
      • в) бежать по стадиону;
      • г) преодолеть трудности.
    • 20. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
      • а) Наше завтра будет прекрасным.
      • б) «Аргументы и факты» газета очень интересная.
      • в) Мы с подругой вернулись.
      • г) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
    • 21. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
    • а) в течение дня;
    • б) верна мужу;
    • в) опечаленная девушка;
    • г) поехал отдохнуть.
    • 22. Укажите наречное словосочетание.
    • а) чересчур быстро;
    • б) любящая тебя;
    • в) вышла замуж;
    • г) в чьих-то интересах.
    • 23. Укажите именное словосочетание.
    • а) белый от боли;
    • б) прикоснуться к руке;
    • в) что-то странное;
    • г) с радостью сказал.
    • 24. Укажите глагольное словосочетание.
    • а) еле-еле дотронуться;
    • б) умение танцевать;
    • в) очень страшно;
    • г) к моему сыну.
    • 25. Из предложенных групп выберите ту, в которой имеются только словосочетания:
      • а) мама и папа, хотел бы, буду надеяться, она рисует;
      • б) рассказать кому-то, сделать перерыв, жить страдая, одной надеждой;
      • в) мягкой подушки, медленно танцуя, в продолжение дня, тихо сказал;
      • г) доброго человека, из них, трудная задача, радостно подпрыгивая.
    • 26. Из предложенных групп выберите ту, в которой имеются только сочетания слов:
      • а) говорил же, ушел не оглядываясь, к случаю, был спасён;
      • б) чьё-то мнение, спал бы, открыть дверь, принесла бы;
      • в) окно и дверь, я увидела, наподобие шара, буду скучать;
      • г) начал говорить, он придумал, моё окно, в течение суток.
    • 27. Чтобы определить тип связи в словосочетании, нужно:
      • а) определить главное слово в словосочетании;
      • б) определить зависимое слово в словосочетании;
      • в) определить часть речи, к которой относится главное слово;
      • г) определить главное слово и поставить вопрос к зависимому.
    • 28. В каком предложении выделенные слова являются словосочетанием?
    • а) Рисовал, не смотря в книгу;
    • б) Несмотря на болезнь;
    • в) В продолжение дня я мучился этим вопросом;
    • г) Вследствие дождей дорогу размыло.
    • 29. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:
      • а) одна проблема, прикладного характера;
      • б) сыграть вничью, яйца всмятку;
      • в) рассказать каждому, открыл книгу;
      • г) скромно молчал, справа от меня.
    • 30. Зависимое слово в примыкании может быть выражено:
      • а) причастием, деепричастием, наречием;
      • б) деепричастием, инфинитивом, наречием;
      • в) инфинитивом, деепричастием, прилагательным;
      • г) наречием, причастием, инфинитивом.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Выпишите словосочетания.

    Жить мудро, восхищение гармонией, братья и сёстры, шляпа с перьями, желание учиться, не только поэт, но и художник, готовый к испытаниям, мир рушится, источник радости, ходить босиком, летели дни, переступить через порог, удаляющегося парусника, далеко от края, одна из особенностей, мой герой, кого-то своего, по-осеннему неприветливый, дом выстроили, битый час, знал бы, самый способный, тридцать восьмой, немеркнущее сияние.

    Задание 2. Определите типы связи словосочетаний.

    Новое пальто, летние праздники, ярко одет, пенящиеся волны, второй раз, портфель Маши, кофе по-венски, что-то неясное, повернуть назад, начать сначала, приятно удивлён, слишком долго, поймать рыбу, совершенно неинтересный, сбежать из дома, тридцать рублей, идти прихрамывая, влезть на крышу, витрина магазина, лодка с парусом, по-весеннему яркий, поссориться с другом, раскрывшийся бутон, ответить великолепно, принять меры, очень простодушно, долго читал, северное сияние, о ярких впечатлениях, преграждаю путь, привыкнуть к темноте, завтра встретиться, вышел из аудитории, по- детски наивно, готов на всё, нового стадиона, моё сочинение, что-то странное, обеих студенток, работать весь день, слишком тихо, выйти освежиться, построить дом, встретиться с коллегами, пристально смотреть, спускаться с горы, в течение трёх дней, привык к комфорту, разомлевший от зноя, река Днестр.

    Задание 3. Составьте словосочетания, указав их тип связи.

    Поймать, рыба; рассказать, анекдот; приехать, ночь; что-то, интересный; приятно, удивить; гордый, победа; дупло, белка; сесть, кресло; привыкнуть, жара; шоколад, таять; относиться, дружески; влезть, дерево; человек, приближающийся; всё, важный; успешный, всегда; три, встретиться; пребывая, столица; батарея, фонарик; родина, тосковать; парус, лодка; трамвай, приехать; говорить, успевая; предприятие, работать; друг, доверять; плыть, течение.

    Задание 4. Образуйте словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Спишите, вставляя нужные буквы.

    Строящийся, здания; стелющийся, туманы; почва колеблющаяся; волна, плещ..щаяся; развеше..ый, картины; дача, три; купле..ый журналы; засея..ый, поле; бор..щийся народ; провере..ый, конспекты; ране..ый, бойцы; ок- ле..ый, стены; освеще..ый, улица; та..щий, снега; за- жжё..ый, свечи; броше..ый, камни; отпереть, ключ; писать карандаш; уйти, завод; тревожиться, ребёнок; укрыться, дождь; удивляться, терпение; вера, победа; со- бра..ый урожай.

    Задание 5. Образуйте словосочетания, укажите тип синтаксической связи. Вставьте нужные буквы.

    Сильный, 0ЖюГи; мельничный, ж..рнов; чугу..ый, реш..тка; тонкий, беч..вка; ч..порный, леди; борот..ся, саранча; накрыт..ся плащ. ; песча..ый, р..внина; суше..ый, фрукты; замасл..ый, рукава; моч..ый, яблоки; опытный, дириж..р; кожа..ый, куртки; рассея..ый, ученица; деш..вый, товары; осветить, луч; отчёт, год; отец, шапка; указать, недостатки; вошёл, кухня; масл..ое пятно.

    Задание 6. Спишите, вставляя нужные буквы. Подчеркните словосочетания, определите их тип связи.

    Как вы дума..те, что общего между капельками воды, прилипш..ми к стеклу, насекомыми, ходящ..ми по воде, и сосульками, свисающими зимой с карниза вашего дома? Подобно людям в толпе, молекулы жидкости, а значит и воды, тесно прижимают..ся друг к другу, прокладывая себе дорогу. Именно это свойство позволяет жидкости заполнить все уголки и щели в ёмкости, куда она налита. Хотя молекулы жидкостей движут..ся относительно друг друга свободнее, чем молекулы твёрдых тел, но всё же они (не)абсолютно свободны, а пр..тягивают..ся друг к другу.

    Молекулы воды связаны между собой (не)столь сильно, как например, молекулы мёда. Поэтому мёд не так текуч. как вода, а являет..ся плотной, густой, (сиропообразной жидкостью. Если к воде добавить мыло, то поверхностное натяжение воды уменьшает..ся.

    Так (как) молекулы жидкости испытывают взаимное протяжение, то жидкости так(же), как и твердые тела, образуют поверхности. В противоположность этому молекулы газа, (не)испытывая взаимного пр..тяжения, разле- тают..ся во всех направлениях. Сила пр..тяжения, которая удерживает молекулы воды вместе на её поверхности, называет..ся поверхностным натяжением. Поверхностное натяжение — это та сила, которая позволяет (не)которым насекомым ходить по воде как по земле, (не)замочив лапок. Их тела очень легки и поверхностное натяжение удерживает таких насекомых на поверхности, (не)давая им погрузит..ся в воду. Поверхностное натяжение предает маленьким порциям воды форму круглых капель. Молекулы воды притягивают..ся друг к другу,

    Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

    Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

    Прочитайте текст сначала про себя, потом выразительно вслух. По обычаям мудрым, по обычаям древним

    Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Ваш ответ

    Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    решение вопроса

    Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать

    Прямое и переносное значение слова

    Похожие вопросы

    • Все категории
    • экономические 43,277
    • гуманитарные 33,618
    • юридические 17,900
    • школьный раздел 606,326
    • разное 16,822

    Популярное на сайте:

    Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

    Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

    Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

    Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

    Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

    Согласование, управление, примыкание

    Словосочетания и фразы со словом «жить»

    Мы придумали 55 словосочетаний со словом «жить»: подобрали слова разных частей речи (глаголы, деепричастия, прилагательные, существительные), составили 10 словосочетаний с предлогами и 10 словосочетаний из нескольких слов. Выпишите из таблицы составленные примеры в соответствии с вашим заданием.

    • буду
    • люблю
    • станем
    • умеют
    • хочу
    • беднее
    • в большом
    • в дальнейшем
    • в маленьком
    • в небольшом
    • в общем
    • в реальном
    • в соседнем
    • здоровым
    • на готовеньком
    • на полную
    • полной
    • проще
    • с нелюбимым
    • свободными
    • сегодняшним
    • скромнее
    • спокойной
    • счастливым
    • бобылём
    • в атланте
    • в ауле
    • в деревню
    • в доме
    • в замке
    • в затворе
    • в клубе
    • в краю
    • в надежде
    • в народе
    • в озере
    • в отдалении
    • в паре
    • в подземелье
    • в полуподвале
    • в послушании
    • в пустоте
    • в тепле
    • в Туле
    • в штатах
    • мгновением
    • минутой
    • на корабле
    • на нервах
    • на пляже
    • отшельником
    • с болезнью
    • с родителями
    • с сыном

    Словосочетания из нескольких слов

    Примеры словосочетаний из нескольких слов разных частей речи:

    • жить по заветам предков (глагол + предлог + существительное + существительное) ;
    • жить в постоянном стрессе (глагол + предлог + прилагательное + существительное) ;
    • жить честным трудом (глагол + прилагательное + существительное) ;
    • жить в чьей-либо душе (глагол + предлог + местоименное прилагательное + существительное) ;
    • жить на птичьих правах (глагол + предлог + прилагательное + существительное) ;
    • жить за чей-либо счёт (глагол + предлог + местоименное прилагательное + существительное) ;
    • жить полной грудью (глагол + прилагательное + существительное) ;
    • жить в прекрасном дворце (глагол + предлог + прилагательное + существительное) ;
    • жить считанные минуты (глагол + причастие + существительное) ;
    • жить странной жизнью (глагол + прилагательное + существительное) ;

    Словосочетания с предлогами

    • жить на глубине (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить в веках (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить с девочками (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить в добродетели (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить на воле (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить в культуре (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить в гармонии (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить за пределами (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить на камчатке (глагол + предлог + существительное) ;
    • жить в действительности (глагол + предлог + существительное) ;

    Подберите словосочетания со словом живут, жили.

    Введите слово русскими буквами (кириллицей) без пробелов.

    💥 Видео

    Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

    Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

    05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

    05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

    Мария Крятенко, педагог Школы в Капотне. Устаревшие словаСкачать

    Мария Крятенко, педагог Школы в Капотне. Устаревшие слова

    Устойчивые сочетания словСкачать

    Устойчивые сочетания слов

    Пожелание для сестёр. А. И. Унижонный. МСЦ ЕХБСкачать

    Пожелание для сестёр. А. И. Унижонный. МСЦ ЕХБ

    Демократическая литература. «Повесть о Шемякином суде» | Русская литература 8 класс #4 | ИнфоурокСкачать

    Демократическая литература. «Повесть о Шемякином суде» | Русская литература 8 класс #4 | Инфоурок

    Стихотворение "Восхищение"Скачать

    Стихотворение "Восхищение"

    М.Ю. Лермонтов " Мцыри "/" Старик! Я слышал много раз "| Учи стихи легко | АудиоСтихи Слушать ОнлайнСкачать

    М.Ю. Лермонтов " Мцыри "/" Старик! Я слышал много раз "| Учи стихи легко | АудиоСтихи Слушать Онлайн

    Общеупотребительные слова/ Диалектизмы/ Профессионализмы/ Жаргонизмы/Скачать

    Общеупотребительные слова/ Диалектизмы/ Профессионализмы/  Жаргонизмы/

    Смысл пословицы "Повторение - мать ученья"Скачать

    Смысл пословицы "Повторение - мать ученья"

    Что сестры позволяют себе надевать... Пример из проповеди МСЦ ЕХБСкачать

    Что сестры позволяют себе надевать... Пример из проповеди МСЦ ЕХБ

    В чём сила твоего имени? НЕТ уменьшительной форме. Интервью с Татьяной Франциан. культура речи.Скачать

    В чём сила твоего имени? НЕТ уменьшительной форме. Интервью с Татьяной Франциан. культура речи.

    «Стать другом подростку» | Петр ВоснятинСкачать

    «Стать другом подростку» | Петр Воснятин
Поделиться или сохранить к себе: