Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Выпишите словосочетания из предложений укажите вид подчинительной связи
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) утверждаешься в мысли
2) непрерывного роста
3) слова отмирают
4) произносятся по-другому
(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.
(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.
(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.
(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксис простого предложения. Подготовка к ЕГЭ: контрольные работы для учащихся 11-го класса
В материале представлены две разработки контрольных работ для учащихся 11 класса: “Синтаксис простого предложения” и “Виды подчинительной связи”. Они включают содержание работы (текст и задания для двух вариантов), бланки ответов, ключи и параметры оценки. Работы проверяются быстро, результаты обрабатываются легко и представляются наглядно.
Задания ориентированы на развитие продуктивного и творческого мышления, позволяют интенсивно готовить учащихся к ЕГЭ. Формулировки ответов также приближены к формату ЕГЭ. Задания оцениваются баллами, в зависимости от количества баллов по отношению к максимальному (90–100%, 75–90%, 50–75%, менее 50%) выставляется традиционная школьная оценка. Помимо контролирующей, данные дидактические материалы могут выполнять и тренировочно-обучающую функцию: вариант 1, например, разбирается коллективно, вариант 2 выполняется самостоятельно. Для использования этого материала достаточно распечатать его на листах А4.
Синтаксис простого предложения. Контрольная работа.
Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 1
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
- Выпишите из предложения 1 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
- Среди предложений 4-7 найдите простое с составным именным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
- Укажите номер простого неполного предложения. (1 балл)
- Укажите номер предложения с обособленным определением. (1 балл)
- Исправьте ошибки в характеристике предложения 14: повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое. (3 балла)
- Среди предложений второго абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) нельзя не удивляться тончайшим смысловым нюансам её слов,
2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души,
3) приходит понимание красоты истинной поэзии,
4) возникает интерес к поэтическому слову. (1 балл) - Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Восхищённая Марина Цветаева личностью и стихами Ахматовой, написала ей не одно поэтическое посвящение. (2 балла)
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Общее количество баллов______Оценка “____”
Синтаксис простого предложения. Контрольная работа.
Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 2.
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
- Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
- Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
- Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения. (1 балл)
- Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер. (1 балл)
- Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями. (3 балла)
- Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
2) захватывает их психологическая глубина,
3) открывается красота великого русского языка,
4) хочется выучить их наизусть. (1 балл) - Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства. (2 балла)
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Общее количество баллов______Оценка “____”
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | Вариант: в русской литературе – согласование, выразить состояние – управление, лучше выразить – примыкание | 6 |
2. | 4 | 1 |
3. | 9 | 1 |
4. | 4 | 1 |
5. | Двусоставное, полное, осложнённое | 3 |
6. | 3 | 1 |
7. | 2 | 1 |
8. | Вариант: Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение. | 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная расстановка запятых) |
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | Вариант: ясная логика – согласование, строй стиха – управление, её стиха – примыкание | 6 |
2. | 6 | 1 |
3. | 11 | 1 |
4. | 15 | 1 |
5. | Нераспространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми | 3 |
6. | 2 | 1 |
7. | 1 | 1 |
8. | Вариант: Анна Ахматова – поэтесса, последовательно отстаивающая право личности на свободу мысли и чувства. | 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная пунктуация) |
Максимальное количество баллов – 16.
Баллы | Оценка |
15–16 | 5 |
12–14 | 4 |
8–11 | 3 |
7 и менее | 2 |
Виды подчинительной связи (ЕГЭ – В3). Контрольная работа.
Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 1
(1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми людьми.
(2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”.
(3) А любовь ли это?
(4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом.
(5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт.
(6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез.
(7) А их судьбы сломались…
(8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла…
(9) Но это вера Луки, а не ночлежников.
(10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке: вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути соблазнов.
(11) Но не внешняя, сторонняя.
(12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание совести, рождающей волю.
(13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это звучит гордо”. (Савина Н.В.)
- Из предложения 7 выпишите словосочетание с примыканием.
- Из предложения 13 выпишите словосочетания с согласованием.
- Из предложения 8 выпишите словосочетание (-я) с управлением.
- Укажите вид связи в словосочетании их судьбы (предложение 7)
- Укажите вид связи в словосочетании разговор с совестью (предложение 12)
- Укажите вид связи в словосочетании рождающей волю (предложение 12)
- Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении 13?
- Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 9?
- Среди предложений 1–4 укажите такое, где нет словосочетаний.
- Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:______________________
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 |
В3 | 2 |
В3 | 3 |
В3 | 4 |
В3 | 5 |
В3 | 6 |
В3 | 7 |
В3 | 8 |
В3 | 9 |
В3 | 10 |
Замена ошибочных ответов на задания типа В.
В3 |
В3 |
В3 |
В3 |
В3 |
Общее количество баллов ______ Оценка “____”.
Виды подчинительной связи (В3). Контрольная работа.
Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 2.
(1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми людьми.
(2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”.
(3) А любовь ли это?
(4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом.
(5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт.
(6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез.
(7) А их судьбы сломались…
(8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла…
(9) Но это вера Луки, а не ночлежников.
(10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке: вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути соблазнов.
(11) Но не внешняя, сторонняя.
(12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание совести, рождающей волю.
(13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это звучит гордо”.
- Из предложения 1 выпишите словосочетание с примыканием.
- Из предложения 1 выпишите пример согласования местоимения с существительным.
- Из предложения 12 выпишите одно словосочетание с управлением.
- Укажите вид связи в словосочетании сопровождаемую восторгом (предложение 1)
- Укажите вид связи в словосочетании указал путь (предложение 6)
- Укажите вид связи в словосочетании по его долгу (предложение 10)
- Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 10?
- Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 6?
- Среди предложений 5–7 укажите такое, где нет словосочетаний.
- Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:_________________
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 |
В3 | 2 |
В3 | 3 |
В3 | 4 |
В3 | 5 |
В3 | 6 |
В3 | 7 |
В3 | 8 |
В3 | 9 |
В3 | 10 |
Замена ошибочных ответов на задания типа В.
В3 |
В3 |
В3 |
В3 |
В3 |
Общее количество баллов ______ Оценка “____”.
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 | и | х | с | у | д | ь | б | ы | |||||||||||||
В3 | 2 | т | а | к | о | й | п | у | т | ь | , | т | р | у | д | н | ы | й | п | у | т | ь |
В3 | 3 | д | а | ё | т | м | у | ж | е | с | т | в | о | |||||||||
В3 | 4 | п | р | и | м | ы | к | а | н | и | е | |||||||||||
В3 | 5 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||
В3 | 6 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||
В3 | 7 | 4 | ||||||||||||||||||||
В3 | 8 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||
В3 | 9 | 3 | ||||||||||||||||||||
В3 | 10 |
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
ГДЗ диктанты по русскому языку 9 класс Задание: § Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл (Тема: Входной диктант)
Незнакомая усадьба
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
Грамматические задания:
1. Сделать фонетический разбор слова: солнце, старая.
2. Разобрать слова по составу.
Заходившее, переливал ся.
3. Из текста диктанта выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи.
Незнакомую усадьбу (согласование); отражая солнце (управление); пошел скользя (примыкание).
4. Выписать из текста по 3 слова:
1-й вариант: прилагательные, указать разряд.
Незнакомую (качественное), вечерние (относительное), старых (качественное).
2-й вариант: причастия, указать время.
Посаженных (пр. время), заходившее (пр. время), цветущей (наст. время).
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.
Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею.
6. Выписать из диктанта предложения по схеме:
Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
2-й вариант: [ __O и O, |-.-.-.-.| ].
Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам.
🎥 Видео
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Тема 7. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Грамматическая нормаСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать