Выписать из фрагмента романа искандера словосочетания

Урок по роману Ф. Искандера «Сандро из Чегема». 11-й класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Увидеть за одну ночь столько грозного и прекрасного…»

Книга Ф. Искандера «Сандро из Чегема»

«Я русский писатель, но певец Абхазии», – сказал о себе Фазиль Искандер. Только на страницах произведений Искандера можно увидеть этот благословенный край с тёплым ласковым морем и жгучим южным солнцем, с альпийскими лугами и могучими горами, на которых отдыхают облака.

Сообщение о жизни и творчестве Ф. Искандера.

Ф азиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в городе Сухуми. Его отец, перс по происхождению, подвергшись в 1938 году сталинской депортации, был отправлен в Иран, где попал на каторгу, потом работал на строительстве железной дороги и умер в 1954 году, так и не увидев больше своей семьи. Будущий писатель учился в русской сухумской школе, воспитывался матерью-абхазкой и её родственниками, летом отправлялся к родным в горы.

В 1948 году, закончив школу с золотой медалью, Искандер поступил в Московский Библиотечный институт. Через три года учёбы в этом институте мне пришло в голову, что проще и выгодней самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих книг, и я перешёл в Литературный институт, обучавший писательскому ремеслу. По окончании его я получил диплом инженера человеческих душ средней квалификации и стал осторожно пробиваться в литературу, чтобы не обрушить на себя её хрупкие и вместе с тем увесистые своды.

После завершения учёбы в институте Искандер работал в газетах Брянска, Курска, Сухуми. В 1957 году вышел его первый сборник стихов «Горные тропы», после чего Искандер был принят в Союз писателей. Однако настоящую славу ему принесла опубликованная в 1966 году в «Новом мире» повесть «Созвездие Козлотура» – смешная и едкая одновременно, – повесть, развенчивающая наше вечное стремление ко всякого рода кампаниям, в которой Искандер доказывал себе и читателю, что все фантомные построения идеологии и власти могут рухнуть, ибо им противостоят куда более устойчивые силы — природа и сама жизнь (Липовецкий).

Начиная с 1973 года в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность» публикуются отдельные главы романа «Сандро из Чегема». Но целиком роман был напечатан лишь в 1989 году и тогда же был удостоен Государственной премии.

Ф. Искандер, недавно отметивший своё 86-летие, вот уже почти 60 лет живёт и работает в Москве.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Фазиль Абдулович – лауреат премии «Болдинская осень» и «Триумф».

В книге Ф. Искандера «Сандро из Чегема» 32 главы. История рода, история села Чегем, история Абхазии и весь остальной мир, как он видится с чегемских высот, – вот канва замысла.

Давайте определим жанровое своеобразие данного произведения.

Иванова: Повествование о Чегеме — это своего рода национальные мистерии, о которых рассказано с пьянящим, возрождающим смехом: это мир вечно становящийся, праздничный, полный жизненных соков.

Комическим эпосом исторической народной жизни стал роман «Сандро из Чегема».

Назовите основные черты жанра романа ( развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни…)

Какие романные черты вы назвали бы? (большой охват событий: мы можем наблюдать всю жизнь Сандро (см. начало главы «Сандро из Чегема»); события разворачиваются на фоне переломных исторических моментов – смена власти, революции…)

Рассадин: Устойчивый прежде мир сдвинут, искажен, обезображен (войной, враждой, «кумхозом»), но он, гримасничая, все-таки покуда сохраняет — пусть хотя бы только внешне — благообразные черты былой патриархальности. Формы народной жизни, корежась, сопротивляются корежению. А такой мир не вовсе безнадежен нравственно, он достоин иронии, но еще не проклятия. Совсем не случайно Искандеру понадобился в центральные герои романа не идеальный Хабуг, не безупречный Кязым, не сказочный «чегемский евангелист» Джансух — нет, весьма и весьма небезгрешный Сандро, что дает, между прочим, простор и повод для поверхностных толкований жанра этого романа-эпоса. Плутовской? Авантюрный. Протеичный, текучий, ускользающий (как и положено типу, а не характеру, который, то бишь характер, обычно округло замкнут своей определенностью; для понятности, а не ради лести назову образцы, где также затруднительно обнаружить завершенность характеров: Уленшпигель, Швейк), дядя Сандро опрокидывает на подступах к себе все однозначные подходы. Плут? О да, — но и человек строго оберегаемой чести, во всяком случае ее закрепленных обычаем правил. Лодырь, не проработавший ни единого дня (по чегемским понятиям, согласно которым плясать в ансамбле или служить при Лакобе комендантом ЦИКа— вряд ли работа)? Разумеется. Не считать же, в самом деле, трудовым стажем благословенную должность несменяемого тамады.

Липовецкий: перед нами, несомненно, цикл — и далеко не слишком стройный. Интересно, что фактически каждая из новелл, входящих в цикл, представляет собой типичный «монументальный рассказ», состоящий из нескольких микроновелл, варьирующих основной сюжет.

Какие циклы рассказов вы знаете в истории русской литературы? ( « Севастопольские рассказы » Л. Толстого , « Маленькая трилогия » Чехова , «Темные аллеи» Бунина, Г. Успенский «Власть земли»…)

Назовите черты цикла как художественного целого (наличие образа автора-повествователя, сквозного героя; исследование особенностей жизни, события протекают, как правило, в одной местности …)

Как вы поняли на какой территории разворачиваются события книги? (в Абхазии)

Видео:Фазиль Искандер. Сандро из Чегема. Страницы романа читает Армен Джигарханян (1989)Скачать

Фазиль Искандер. Сандро из Чегема. Страницы романа читает Армен Джигарханян (1989)

Но с обытия книги разворачиваются в вымышленном селе. Как вы считаете, как автором соблюдается географическая достоверность? ( Для Ф. Искандера Чегем не географическое, а нравственное понятие. Чегем – это источник духовности, живущей в древнем народе и позволяющей ему «в этом мире, забывшем о долге, о чести, о совести», сохранить благородство души, веру в добро и порядочность, честность и справедливость).

Опишите людей, живущих в Чегеме (долгожители (см. начало главы «Сандро из Чегема»), философичны, остроумны, справедливость, почитание старших…)

Для абхазских долгожителей характерна психологическая устойчивость. Сильно развито чувство самоконтроля. Одна из абхазских долгожительниц свое долголетие объясняла умением быть терпимой. Она не позволяла себе ни при каких обстоятельствах раздражаться, волноваться из-за мелких неприятностей, а к крупным старалась относиться философски. «Если меня что-то беспокоит, я сразу полностью не расстраиваюсь. Я начинаю беспокоиться «постепенно», растягиваю, так сказать, мое беспокойство на долгий промежуток времени, чтобы при этом сохранить контроль над собой, спокойствие и философский подход. Таким образом я защищаюсь от чрезмерных страданий и напряжения. Главное — казаться другим спокойной, сдержанной. Этому я научилась у своих родителей».

Мы уже сказали, что книга объединена одним героем – дядей Сандро.

Давайте прочитаем описание портрета главного героя в главе «Дядя Сандро у себя дома» (2 абзаца со слов: «Это был на редкость благообразный старик…»). Каким предстает перед нами дядя Сандро? (подчеркивается неоднозначность, многогранность характера Сандро Чегембы. Автор любуется его «величественной и немного оперной фигурой, как бы иронически сознающей свою оперность и в то же время с оправдательной усмешкой кивающей на тайное шутовство самой жизни»).

Как, какими средствами создан образ главного героя – дяди Сандро? Давайте зачитаем часть его биографии из главы «Дядя Сандро у себя дома» (со слов: «Оказывается, впервые дядя Сандро переехал в город…» до слов: «… именовали временами культа»)

Каким вам представляется дядя Сандро? ( Плутоватый, далеко не идеальный дядя Сандро стал главным героем искандеровского эпоса потому, что, несмотря на наличие у него таких качеств, как хитрость, лукавство и лень, он всё же сумел сохранить в себе живую душу, нравственное здоровье, мужество и благородство – и предстал перед нами во всём многообразии национального характера, воплощением которого он является).

В предисловии к своему роману Фазиль Искандер даёт читателям пояснение: «Чегемской жизни противостоит карнавал театрализованной сталинской бюрократии: креслоносцы захватили власть. Фигура самого Сталина, этого зловещего актёра, интересовала меня давно, ещё тогда, когда я ничего не писал».

Теперь обратимся к кульминационной главе «Пиры Валтасара»

В начальных главах мы смотрели на дядю Сандро как на старого человека, прожившего почти восемьдесят лет.

А каким мы его видим в главе «Пиры Валтасара»? (молодым танцором, которому посчастливилось выступать перед самим Сталиным…)

В какое время происходят события? (в 1935 году)

Видео:Стрим с Борисом Надеждиным и Екатериной ШульманСкачать

Стрим с Борисом Надеждиным и Екатериной Шульман

Что характерно для этого времени?

Обратимся непосредственно к названию.

Знаете ли вы значение фразеологизма «валтасаров пир»? ( Выражение возникло на основе библейского рассказа в Книге пророка Даниила (Дан. 5) о Валтасаре — последнем вавилонском царе из халдейской династии (VI в. до н. э.). Когда Вавилон осадили персы, он с придворными устроил пиршество, во время которого таинственная рука начертала на стене слова, предвещавшие скорую гибель царя. В ту же ночь Валтасар был убит и его царством завладели персы.

Используется для характеристики неуместного, легкомысленного поведения при драматических или трагических обстоятельствах.

Давайте соединим теперь название главы и исторические события. Они соотносимы? Почему?

Назовите героев в этой главе ( большинство героев не вымышленные, а реальные: И. Сталин, И. Лакоба, Л. Берия, К. Ворошилов, М. Калинин, жёны Берии и Лакобы; вымышлены же участники ансамбля)

Но вокруг чьей личности крутится все повествование? (вокруг личности Сталина)

Как известно, образ Сталина волновал многих писателей, пытавшихся дать глубокий, серьёзный анализ этой страшной личности.

В предисловии к своему роману Фазиль Искандер даёт читателям пояснение: «Чегемской жизни противостоит карнавал театрализованной сталинской бюрократии: креслоносцы захватили власть. Фигура самого Сталина, этого зловещего актёра, интересовала меня давно, ещё тогда, когда я ничего не писал».

Давайте назовем основные способы создания образа Сталина, каким он предстает перед нами?

Недоступным: его окружает целый штаб охраны, чтобы до него добраться необходимо пройти несколько ступеней охраны

Царственным: все благоговеют, когда его видят, восхищаются им, боятся (фильм 20,16 – 35,16: «В несколько секунд участники ансамбля…»)

Видео:Сын написал сочинение на 5/5Скачать

Сын написал сочинение на 5/5

Скромным: За пиршественным столом хозяин – председатель ЦИК Абхазии Нестор Лакоба, а Сталин – «только гость». Находясь в центре внимания присутствующих, вождь улыбается «отеческой улыбкой и как бы слегка извиняясь за предательство соратников, которые аплодируют не с ним, а ему».

Вот замечательный пример необычайной скромности вождя, о котором с восторгом рассказывает Лакоба: Сталин просил выслать ему мандарины, «строго наказав сопроводить посылку счётом, который вождь оплатит с первой же получки». (Ведь любой такой жест – в этом Сталин уверен – когда-нибудь сыграет свою историческую роль.)

«Не мы с тобой сажали эти мандарины, дорогой Нестор», – лицедействует Сталин. «Народ сажал», – говорит он, «ещё смутно нащупывая взрывчатую игру слов», пробуя на слух внезапно родившуюся и такую удобную формулу. Народ сажал – народ, который всегда идёт за своим вождём, предан ему до обожания, каждый раз приветствуя любую его фразу громом рукоплесканий, – народ и приговаривал и сажал своих врагов.

Демократичным: Вот Сталин просит, а по сути, приказывает жене Берии танцевать для его гостей. Нина танцевать не умеет, и вождь прекрасно это знает, но Лаврентий провинился – значит, должен быть наказан – хотя бы таким изощрённым способом:

«– Лаврентий, попроси жену, пусть потанцует.

– Но я не умею, товарищ Сталин, – сказала она, краснея.

Сталин знал, что она не умеет танцевать.

– Вождь просит, – грозно шепнул Берия.

– Зачем вождь, мы все просим, – сказал Сталин и, собирая глазами участников ансамбля, добавил: – Давайте, ребята».

Щедрым: После завершения пиршественной ночи Сталин щедрой рукой насыпает в башлыки участников ансамбля остатки еды со стола. «Всё равно скажут – Сталин всё скушал», – юродствует он. В этом юморе палача, в его стремлении «всем раздать поровну» явно чувствуется пародийность авторского тона: «Так деревенский патриарх, Старший в Доме, после большого пиршества раздаёт гостям дорожные и соседские паи».

ВОЖДЬ – ВЕЛИКИЙ И МУДРЫЙ «ОТЕЦ НАРОДОВ».

Сталин безошибочно ведёт свою роль, заставляя присутствующих трепетать. Только что весело хохотавший над рассказом Лакобы о чегемском молельном дереве, Сталин и за пиршественным столом ни на минуту не забывает о политических противниках – и в голосе уже отчётливо звучат «нотки угрозы и раздражения». Подобно большому артисту, он чувствует свою власть над залом: «Он любил такого рода смутные намёки. Фантазия слушателей неизменно придавала им расширительный смысл неясными очертаниями границ заражённой местности. В таких случаях каждый отшатывался с запасом, а отшатнувшихся с запасом можно было потом для политической акции обвинить в шараханье».

Видео:Власть хабировы "захватывали" не для отдачи. Володину чиновники ничего не хотят говорить.Скачать

Власть хабировы "захватывали" не для отдачи. Володину чиновники ничего не хотят говорить.

Но на протяжении всей главы мы можем видеть его таким? (нет, помимо всего прочего, он жесток – фильм 55,12 – 1,07,37: «… Под гром рукоплесканий…»)

Как же, какими средствами писатель развенчивает «апокрифический» образ вождя?

Искандер чётко показывает, что главная причина такого «гипнотического» воздействия на людей – это их страх. Присутствующие на пиру гости, испытывая огромное нервное напряжение, находятся в полуобморочном состоянии, включая и самого Сандро. «Где-то я тебя видел, абрек?» – спрашивает его Сталин, и Сандро чувствует смертельную тревогу, а ансамбль танцоров при этом «каменеет от страха». Даже бесстрашный Ворошилов боится вождя, переживая на себе его «внезапные и мрачные капризы». Страшен вождь, страшен и Берия, «сверкающий стёклами пенсне» и «воинственно замирающий над столом». Вот он, на мгновение сняв пенсне, бросил на одного из присутствующих «свой знаменитый мутно-зелёный взгляд, от которого секретарь райкома откачнулся, как от удара».

Чувство страха у присутствующих постепенно нарастает и достигает наивысшей точки в сцене стрельбы Нестора Лакобы по яйцу, размещённому на голове у повара. Отвратителен вождь, «режиссирующий» это действо, отвратителен «народный снайпер» Лакоба, рискующий застрелить человека, но и жертва-повар не многим лучше, потому что не только принимает условия игры, но и показывает окружающим, «что он не даром рискует, а имеет за это немало выгоды».

Здесь стоит вспомнить интересный эпизод романа. Писатель показывает, какой страх, почти смертельный ужас испытал много лет тому назад мальчик, пасший коз в котловине Сабида, где он столкнулся с таинственным человеком, перегонявшим лошадей с награбленным добром. Этот человек посмотрел на голубоглазого отрока с такой злостью, «с какой на него никогда никто не смотрел». И вот на пиру в Гаграх Сандро вдруг вспомнил об этом впечатлении своего детства и, «холодея от волнения», с ужасом узнал в Сталине того страшного человека. Та давняя встреча юного Сандро со Сталиным является частью авторского замысла: мудрый, добрый, справедливый вождь оказывается, по воле писателя, обыкновенным бандитом с большой, вернее, с нижнечегемской дороги.

Зачем писатель включил в повествование некий неосуществлённый вариант судьбы Сталина?

Вот как объясняет замысел Ф. Искандера критик С. Рассадин: «В романе «Сандро из Чегема» есть удивительный эпизод, где властью писателя – благожелательной властью – в мозгу его персонажа Иосифа Сталина возникает идиллическое видение. Будто бы Сталин так и остался Сосо Джугашвили, будто он не Отец Народов, а грузинский крестьянин, будто едет на гружённой виноградом арбе, а соседи судачат о нём – любовно и уважительно. Тонкий сарказм? Пародия, которая подчеркнула по закону контраста противоестественный характер пути, избранного бывшим Джугашвили? Да, возможно, и это. Но главное: «Я подсознательно ощущал жалость к погибшей душе». Так ответил мне Искандер, когда я пытал его как раз по этому поводу» (Очерк «Фазиль, или Оптимизм»).

Но погибшую душу ничем не заполнишь: ни «всерастворяющей нежностью» песни о чёрной ласточке, ни острой жалостью к незаслуженно обиженному Ворошилову, ни даже радостью от побед над врагами Дела.

И. Виноградов пишет, что образ Сталина «потому получился во всей своей дьявольской чудовищности таким реальным, живым, вещественно достоверным, что Искандер берёт эту фигуру именно в непосредственно человеческом, житейско-нравственном соотнесении её с миром народной духовности».

В заключение нашей беседы остаётся лишь с грустью заметить, что старый, патриархальный мир чегемской нравственности уходит в прошлое. Сам писатель говорил, что в романе «Сандро из Чегема» есть ещё элементы патриархальной гармонии, которые он наблюдал в детстве, а в книге развивал с ностальгической силой. В следующем романе Фазиля Искандера «Человек и его окрестности» тоже ещё есть чегемские элементы, но они уже – только «воспоминание о том, что было и чего больше нет».

«Может, я идеализирую уходящую жизнь? – спрашивает себя писатель. – Может быть. Человек склонен возвышать то, что он любит. Идеализируя уходящий образ жизни, возможно, мы, сами того не сознавая, предъявляем счёт будущему. Мы ему как бы говорим: вот что мы потеряли, а что ты нам даёшь взамен? Пусть будущее призадумается над этим, если оно вообще способно думать».

Иванова: Рассказы, повести, роман Искандера образуют несомненно художественное единство — не только проблематики, но и «времени и места». Повествование от первого лица ранних рассказов сменилось объективным повествованием. Однако и топография, и детали, и герои детства остались теми же самыми: тот же мухусский дворик, тот же чегемский дом. Бабушка, тетушка, сумасшедший дядя повествователя перешли к Чику: «я» — это и был Чик, еще не объективированный, не обретший своего имени.

Видео:Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным. Фильм. ДрамаСкачать

Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным. Фильм. Драма

Каждый из героев наделен своей самостоятельной историей, а в других рассказах он отходит на периферию, становится героем «фоновым», второстепенным. Читатель прозы Искандера постепенно «обрастает» этими героями, как бы сживается с ними, они от рассказа к рассказу уже становятся как бы его, читателя, соседями и родственниками, хорошими знакомыми. Эта маленькая «вселенная» Искандера практически неисчерпаема, ибо история каждого и каждой семьи уходит в глубь времени, и там у каждого есть своя драма; с другой стороны, подрастают дети, а детские взаимоотношения, открытие ими мира — тоже неисчерпаемая кладовая. Искандер продолжает разрабатывать свой мир, над которым, как мы помним, еще в начале его пути засверкало в ночном абхазском небе неведомое ранее созвездие Козлотура — еще одного искандеровского знака Зодиака.

Рассадин: «Главный Тамада» — так назовет Сандро Господа Бога, словно бы определив его старшиною по руководству пирами, и в этом занятном полукощунстве есть смысл. Тамада — человек, знающий и соблюдающий правила, наблюдающий над их соборным исполнением; он олицетворяет сохранность традиции — пусть всего только за столом. Впрочем, разве столь серьезное отношение к ритуалу застолья и к ответственной должности тамады всего лишь симпатичная причуда кавказцев? Нет, конечно, это именно строгое почтенье к порядку, это противостоянье распаду, усилия формообразования и формосохранения; даже вызывающее у нас, северян, улыбку преувеличенное славословие соседей-застольцев, подчас полузнакомых, — это напоминание людям, каждому из людей, как им необходимо и как заслужено ими чувство достоинства. Даже если твоей заслуги тут мало или по крайней мере о ней не осведомлены — достаточно принадлежности к сообществу стола и просто к человеческому роду.


источники:

📸 Видео

Преследование за правду-как случайное стечение обстоятельств.Аруна Арна - народный лидер Респ. АлтайСкачать

Преследование за правду-как случайное стечение обстоятельств.Аруна Арна - народный лидер Респ. Алтай

Е. Понасенков читает стихотворение Фазиля ИскандераСкачать

Е. Понасенков читает стихотворение Фазиля Искандера

Топ 10 Фактов Фазиль ИскандерСкачать

Топ 10 Фактов Фазиль Искандер

Фазиль Искандер - О, Марат ! (из сборника "Сандро из Чегема" ). АудиокнигаСкачать

Фазиль Искандер - О, Марат ! (из сборника "Сандро из Чегема" ). Аудиокнига

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

«Пустую душу нельзя ничем заполнить». 25 острых цитат Фазиля Искандера.Скачать

«Пустую душу нельзя ничем заполнить». 25 острых цитат Фазиля Искандера.

"Рассказ мула старого Хабуга"Скачать

"Рассказ мула старого Хабуга"

Тост от Фазиля Искандера.Скачать

Тост от Фазиля Искандера.

Фазиль ИскандерСкачать

Фазиль Искандер

АБЗАЦ 167. Мудрец из Чегема Фазиль ИскандерСкачать

АБЗАЦ 167.  Мудрец из Чегема Фазиль Искандер

Заздравная в честь Фазиля Искандера.Скачать

Заздравная в честь Фазиля Искандера.

Фазиль Искандер читает свои рассказыСкачать

Фазиль Искандер читает свои рассказы

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: