Выделительное ударение это в логопедии

Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

Выделительное ударение это в логопедии

В отличие от обычного, слегка усиленного, ударения на конце синтагмы, которым не выделяется значительно ни одно слово, эмфатическое ударение является сверхсильным, энергичным ударением, которым может быть выразительно подчеркнуто любое слово — независимо от его места в синтагме и его грамматической категории. Ср.:

Сред’ивсех студ’ентов втор'»ого курса | ‘»этот студ’ент | счит’ается с’амым спос'»обным.- В’ам нал’ить | с молок»ом | или б»‘ез молок’а? — Н'»а стол’е | или н'»ад стол’ом?

    Выделительное фразовое ударение бывает двух видов:
  • логическое ударение, несущее функцию подчеркивания слов, особо значимых по смыслу,
  • эмфатическое (аффективное) ударение , которое выдвигает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего.

В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство.

В односинтагменных предложениях (фразах) выделительным ударением подчеркивается слово, представляющее главный центр всего высказывания: Как'»ие в’ам нуж’ы п’ерья? Уж'»асно серд’итый субъ’ект! Это в»‘ас кас’ается в п»ервую «очередь и т. п.

Выделительное ударение оформляется целым комплексом интонационных средств: динамических (увеличение силы ударения), мелодических (изменение движения тона) изменений в объеме голоса, изменений в длительности произнесения звука. В разных случаях эти средства комбинируются по-разному и участвуют в разной степени, выражая различные функции выделения.

Видео:стАвим ударЕние прАвильно! Советы логопедаСкачать

стАвим ударЕние  прАвильно! Советы логопеда

Логопедическая работа над ударением

Умение определять и выделять ударение в словах является важной предпосылкой усвоения орфографии, морфологического и фонематического принципов написания, а также одним из условий перехода

юо к последующим этапам коррекции дизорфографии. При определении направлений работы над ударением мы учитывали данные диагностического исследования детей с ОНР, современные представления о фонематической природе ударения, особенностях его восприятия, о подвижности ударения в разных грамматических формах (шестьшестью). Успешность работы над ударением создавала предпосылки развития просодической стороны речи, определяла дальнейшее усвоение слов-омографов (паритьпарить), дифференциацию грамматических форм слова, что является необходимым условием реализации правила правописания безударных гласных, отличающихся лишь местом ударения (норыноры).

Логопедическая работа проводилась поэтапно.

Первый этап — определение признаков (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения), обеспечивающих ударность; выделение ударения в ряду из двух-пяти ударных и безударных гласных звуков с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрационные ощущения).

Второй этап — обучение умению находить ударные и безударные гласные в слогах.

Третий этап — закрепление умения находить ударные и безударные гласные в словах.

Предлагались следующие задания.

  • 1. Нахождение ударных и безударных гласных в слогах (при их повторении). Учащемуся предлагалось прослушать слоговой ряд, например, nd-бо, или аф-ка-ру, повторить и назвать ударный гласный.
  • 2. Нахождение ударных и безударных гласных в серии из двухчетырех слогов (без их повторения). В произнесенных логопедом слогах (например, да-ро или ми-ка-пу-сы) учащиеся должны были найти и назвать ударный гласный.
  • 3. Определение ударного слога в словах из двух-четырех слогов. Ученикам предлагалось внимательно прослушать слова (например, буквы, коврик, Белоснежка), повторить неударные слоги скандированно, а ударные — нараспев, плавно.
  • 4. Выделение ударного слога в письменных упражнениях. Логопед диктовал слова (например, мошка, погулять, двери, угольки) детям предлагалось: а) записать слово по слогам и подчеркнуть ударный слог; б) записать только ударные слоги слов; в) «зашифровать» слово: неударный слог обозначить маленьким крестиком, ударный — большим (например, мошкаХх).

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

§ 87, Выделительное ударение.

Наряду с синтагматическим ударением, тесно связанным с синтаксической структурой языка и имеющим определенное место во фразе, есть еще выделительное ударение, обладающее иными признаками.

Во-первых, можно логически подчеркнуть ТО ИЛИ иное слово во фразе, желая выразить точнее свою мысль, выделяя данное слово. Такое ударение носит название логического. Во-вторых, можно усилить эмоциональную сторону того или иного слова. Л. В. Щерба говорит: «Это эмфатическое (или эмоциональное.—АЇ. М.) ударение или выдвигает н усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Вкратце различие между логическим н эмфатическим ударениями можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство» J.

Следовательно, эти два типа ударения представляют собой разновидности выделительного ударения, лишь подчеркивающие то логическую сторону отдельных слов, то эмоциональную. Фонетическое выражение их также различно, а потому они выделены в особые разделы.

1, Логическое ударение. В отличие от синтагматического оно никак не связано ни с синтаксической структурой языка, ни с местом во фразе, так как может выделять по смыслу любое слово. Логическое ударение обладает в первую очередь смысловым, или семантическим, признаком, это его, так сказать, внутреннее качество, получающее и внешнее, фонетическое оформление.

Если синтагматические ударения способствуют тому, что поток речи становится ясным для слушающего, т. е, значительно облегчается восприятие фразы, более легкое ее понимание, то логические ударения дают возможность выражать различные оттенки мысли.

Однако могут быть случаи, когда говорящему надо внести в эту фразу особый оттенок мысли, подчеркнуть, что именно Ира (а не кто-нибудь другой) пойдет в библиотеку. Тогда, не меняя конструкции фразы, говорящий сделает логическое ударение, которое фонетически наслоится в этом случае на обычное словесное ударение слова ІІра. Также можно подчеркнуть с помощью логического ударения слова пойдёт или завтра; в этих случаях на словесное ударение этих слое опять-таки накладывается логическое ударение, выделяющее их. Можно логически выделить также и последнее слово — библиотеку, желая подчеркнуть, что Ира пойдет именно в библиотеку, а не куда-нибудь в другое место. В этом случае совладеют фонетически в одном слове три ударения: словесное, синтагматическое и логическое. Следовательно, в потоке речи обязательными будут словесные ударения, имея в виду знаменательные слова (кроме случаев ударения на предлог (см. стр. 233), и синтагматические ударения, тогда как логические ударения необязательны и употребляются только с целью выделить любое слово во фразе, т. е. придать смысловой оттенок высказыванию. Логическое ударение можно сделать даже на словах, обычно лишенных ударения во фразе, т. е. служебных, например: Деньги нашлись не нй столе | а под столом, где противопоставляются по смыслу два понятия — на столе и под столом; или: Надо искать мяч не перед домом, I а за домом и т. д. Синтагматическое ударение на словах столе, столом и т. д. сохраняется, но в данных случаях делаются еще, кроме того, и логические ударения.

Особый случай представляют слова или противопоставления, где сохраняется обычное словесное ударение, но делается дополнительное ударение на другом слоге этого же слова (например: это надо не над резать, а разрезать), что наблюдается главным образом на приставках, которые дают смысловое противопоставление слов. Однако [210] можно противопоставить и другие слова, например: химия органическая и химия неорганическая и т. д.

Таким образом, первый фактор, характеризующий логическое ударение,— это смысловой или семантический. Второй фактор — это его фонетическая характеристика. Подробного экспериментального исследования, посвященного анализу всех фонетических проблем, возникающих в связи с логическим ударением в русском языке, еще нет. Так что пока придется ограничиться традиционными слуховыми наблюдениями, включающими три момента [211] [212]:

а) обычный ударный слог слова произносится с усилением мускульного напряжения, причем это усиление в основном касается гласного, но и согласный, если он имеется в слоге, тоже произносится с большим напряжением, например: Йра завтра придёт или Вы скажите ему это и т. д.;

б) обычный ударный гласный слова становится более долгим при логическом ударении, чем без него, следовательно, наблюдаемая разница между слогом с обычным словесным (или синтагматическим) ударением и слогом логически ударенным будет также и количественная, хотя, по моим слуховым наблюдениям (это надо, конечно, проверить экспериментально), он может стать и более кратким. При логическом ударении, как видим, играет роль не столько абсолютное удлинение гласного, сколько разница в длительности либо в сторону ее уменьшения, либо в сторону увеличения, по сравнению с тем, когда слово произнесено во фразе без логического ударения;

в) обычный ударный слог характеризуется при логическом ударении также и мелодикой: он становится либо выше, либо ниже по тону, следовательно, и в этом случае важен лишь интервал по высоте тона между слогом с обычным (либо словесным, либо синтагматическим) ударением и слогом с логическим ударением, но если оно падает на последнее слово конечной синтагмы и, следовательно, совпадает с конечным синтагматическим, то оно всегда характеризуется понижением тона, но более значительным, чем обычное синтагматическое 3.

Таким образом, в общем, фонетические средства логического ударения те же, но они по-разному соотносятся с другими типами ударения.

Словесное, как было показано, характеризуется качеством, длительностью н силой, а высота тона не играет роли.

В синтагматическом ударении на первом месте стоит сила и тон, а затем качество и длительность.

В логическом ударении на первом месте стоит сила, качество и интервал по высоте тона между логическим и словесным (или же синтагматическим) ударением, а длительность уже значительно менее важна.

Следовательно, логическое ударение отличается от синтагматического как по своему смысловому признаку, так и по фонетическому оформлению, а также и по своему месту во фразе, которое совершенно свободно и зависит лишь от намерения говорящего логически подчеркнуть то или иное слово.

2. Эмфатическое (или эмоциональное) ударение. Эмфатическое ударение, как уже было сказано выше, представляет собой вторую разновидность выделительного ударения. Выделяется оно прежде всего по смыслу, и в этом отношении оно сходно с логическим, так как логическое ударение тоже выделяет из речи какое-то слово по смыслу. Однако там это касалось, так сказать, интеллектуальной стороны фразы, тогда как эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние по поводу различных факторов, выражаемое в данном случае.

Так же как и логическое ударение, эмфатическое не связано с синтаксическим строем языка, оно зависит только от смысла, вкладываемого во фразу, т. е. от семантического фактора, однако его семантика совершенно иная, чем у логического ударения.

Так же иная и его фонетическая характеристика, которая меняется в зависимости от различных эмоций [213]. Если эмоции разделить на положительные н отрицательные (вообще говоря, можно, а может быть, и нужно, их разграничить и более детально), то фонетические признаки их выражения будут различны.

Одним из фонетических средств при положительных эмоциях, например радости, восторга, нежности и т. д., является, как отмечал Л. В. Щерба [214], удлинение обычного ударного гласного слова, связанное с некоторым усилением, а также и с более четким качеством, например во фразах, сказанных с эмоцией восторга: Какой чудё-есный вйді, Это изумй-шпельное произведение искусства! и т.

Если же взять фразы с отрицательными эмоциями, например гнев, презрение, негодование н т. д., то это обычно выражается не удлинением гласного (он, наоборот, становится короче), а удлинением первого согласного в слове: Ч-ч-орт бы тебя побралI; Ах ты д-дрянь такая!; м-мерзавец! и т. д. г.

Различение характера эмоций подтвердилось н экспериментальными данными в вышеупомянутой статье Л. В, Златоустовой, но это только начало исследований, так как очень большую роль в эмфазе играет тембр голоса, а это совершенно незатронутый вопрос.

Так как эмфатическое ударение выражается в основном тембром и мелодикой, то его часто и относят к разделу мелодики. Однако поскольку оно является, несомненно, одним из видов выделительного ударения, то по его смыслу оно относится, так же как и логическое и синтагматическое ударения, к разделу ударений, но характеризующихся в потоке речи также и мелодикой, что подробнее будет рассмотрено в следующей главе.

Аванесов Р. II. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

Аванесов Р. II. Ударение в современном русском литературном языке. М., 1958.

Б рызгунова Е.А. Практическая фонетика к интонация русского языка. М,. 1963.

Виноградов В, В, Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка.— Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.. 1950,

Гвоздев А. Н. О фонологических средствах русского языка. М,—Л., 1949.

Ж и н к и н Н, I I. Восприятие ударения в словах русского языка,— (Известия АПН РСФСР?, 1954, вып. 54.

Зн ндер Л. Р. Общая фонетика. Л., 1960.

Златоусте ва Л. В. Фонетическая природа русского словесного ударения.— «Учен. зап. Казанского ун-та», 1956, т. U6, кн. 11.

Златоустова Л.В. Типы эмфатического ударения в русском литературном языке.— «Учен, зап. Казанского ун-та», т. 117, кн. 2,

Златоустова Л. В. Фонетическая структура слова в потоке речи, Казань, 1962.

Кузнецов П. С. К вопросу о фонологии ударения.—«Доклады и сообщения филологического факультета МГУ», 1946, вып. 6.

М а т у с е в и ч М. II. Введение в общую фонетику. М., 1959.

Распопов II. П. Логическое ударение как особое средство структурной организации предложения,— «Русскиit язык в школе», 1966.

1Д е р б а Л, В. Теория русского письма,— В кн.: Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М., 1974.

📺 Видео

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Интонация  Логическое ударение. Уроки русского языка

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

Как ставить ударение в словах?Скачать

Как ставить ударение в словах?

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударениеСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударение

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

ГРАМОТНОСТЬ В МАССЫ: «НАЧАЛСЯ» - ГДЕ ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ?Скачать

ГРАМОТНОСТЬ В МАССЫ: «НАЧАЛСЯ» - ГДЕ ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ?

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа
Поделиться или сохранить к себе: