Выделите в предложениях словосочетания разных типов сквозь волнистые туманы

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 124, с. 73

Июн 18

Выделите в предложениях словосочетания разных типов сквозь волнистые туманы

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 124, с. 73

124. Прочитайте.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

  • Сравните выделенные слова. Что они обозначают: признак предмета или признак действия?

Слово печальные обозначает признак предмета. Слово печально обозначает признак действия.

  • На какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов? С какой частью речи связано по смыслу? Каким членом предложения является?

Слово печально отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и обозначает признак действия, в предложении является второстепенным членом. Слово печальные отвечает на вопрос какие?, относится к существительному поляны, обозначает признак предмета, в предложении является второстепенным членом.

На поляны (какие?) ⇒ печальные,
Льёт (как?) ⇒ печально.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

II. Практическая часть

Выделите из предложения словосочетания разных типов по главному слову (глагольные, именные, наречные). Укажите, какой частью речи выражены зависимые слова. Определите начальную форму словосочетания.

1) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 2) Тени от домов лежали черными квадратами. 3) Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. 4) Она была до болезненности отзывчива и до святости совестлива.

Выделите в предложениях словосочетания с атрибутивными, объектными, обстоятельственными отношениями между компонентами. Почему в некоторых словосочетаниях к зависимому слову можно поставить два вопроса? Докажите, что значение словосочетаний связано с их строением.

1) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу. 2) Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.

Укажите способ подчинительной связи в следующих словосочетаниях:

Встречаться изредка, поехать лечиться, уехать на юг, любой из студентов, войдя в аудиторию, советы друзей, говорить не спеша, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по плану.

Рекомендуемая литература

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 667-681.

2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. — § 1881-1889. (конспект)

3. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 1998. – С. 24.

4. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по грамматике. М., 1975. – С. 231-253.

5. Грамматика русского языка. М., 1954. – Т. 2. – С. 10-22; 41-44.

6. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 24-70.

7. Сухотин В.П. Проблемы словосочетания в современном русском языке // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950.

Занятие № 4

Типы словосочетаний. Функционирование словосочетаний

В предложении

I. Теоретическая часть

1. Количественно-структурные типы словосочетаний (простые, сложные, комбинированные).

2. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов (синтаксические свободные, синтаксически несвободные (цельные) и фразеологически связанные словосочетания).

3. Виды сочинительных словосочетаний.

4. Особенности функционирования словосочетаний в предложении (ослабление лексико-семантических ограничений в сочетаемости слов; замещение члена словосочетания; неполнота словосочетания).

5. Полный синтаксический анализ словосочетаний.

Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Задания к экзамену

Выделите в предложениях словосочетания разных типов сквозь волнистые туманы

Задания к экзамену

ЧАСТЬ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Выпишите из ряда соединений слов словосочетания:

писать письмо, пусть напишет, около Москвы, далеко от Мос­квы, решил молчать, будет молчать, будь другом, один карандаш, одни мучения, страшный миг, кромешный ад, очень важный, са­мый важный, идти навстречу, на­встречу нам, Полярная звезда, Кузнецкий Мост, го­лубой и зеленый, никто из нас, много людей.

2. Определите смысловые отношения в словосочетаниях. Выпишите 5 словосочетаний с разными смысловыми отношениями (атрибутивными, объектными, субъектными, обстоятельственными, комплетивными). Определите тип словосочетания по частеречной принадлежности главного слова.

интересоваться живописью – это словосочетание с объектными смысловыми отношениями, так как главное слово называет действие, а зависимое – объект, на который направлено данное действие; глагольное словосочетание, так как главное слово выражено глаголом;

несколько елочек – это словосочетание с комплетивными смысловыми отношениями, так как главное слово информативно недостаточно, требует обязательного восполнения; словосочетание местоименное, так как главное слово выражено неопределенным местоимением.

Сознавать вину, перебежать улицу, чтение книги, отредактированная рукопись, бутылка из-под молока, два угла, увидеть двоих, медвежья берлога, возражать оратору, усталый с дороги, ряд зубов, дом напротив, распоряжение декана, опросить учащихся, брюки в полоску, подать обедать, поехал лечиться, встреча с товарищем, красный от смущения, свободный от предрассудков, покорение космоса, навестить больного, множество чисел, необходимость отдохнуть, сказать сгоряча, поразить пулей, говорить с братом, говорить с увлечением.

3. Охарактеризуйте вид синтаксической связи в словосочетаниях. Выпишите три словосочетания с разными видами синтаксической связи (согласование, управление, примыкание). Определите тип словосочетания по частеречной принадлежности главного слова.

готовый к обороне – подчинительная связь, управление (сильное, т. к. главное слово диктует падежную форму зависимого), средство связи – окончание зависимого слова и предлог; словосочетание именное, адъективное, так как главное слово выражено именем прилагательным.

Составить тезисы, каждый миг, вернуться через час, распоряжение декана, два месяца, готовый сделать, уехать лечиться, сыро по-осеннему, учитель-математик, освобожденный армией, мода не стричься, отсутствовать по болезни, громкое ура, бутылка из-под молока, шапка набекрень, третий снизу, пожар в лесу, стремление учиться, какая-то школьница, дружески заботливый, достойный награды, треска по-польски, свидание наедине, скучающая незнакомка, сумел сделать, сегодня грустный, говорить подмигивая, лучше меня, покоривший космос, скрип колеса.

4. В предложениях выявите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Произведите полный синтаксический разбор трех простых словосочетаний с разными видами связи:

1) Ряд ровных и отточенных зубов блеснул из-за приоткрытых губ (Паустовский). 2) Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю (М. Г.).

Схема синтаксического разбора словосочетания

Докажите, что это словосочетание. Определите смысловые отношения между компонентами словосочетания. Дайте полную характеристику подчинительной связи:

а) способ подчинительной связи, средства ее выражения;

б) особенности связи.

Дайте начальную форму словосочетания. Определите лексико-грамматический тип словосочетания. Постройте структурную схему словосочетания. Определите количественно-структурный тип словосочетания. Охарактеризуйте вид словосочетания по синтаксической членимости.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А. С.П.).

    луна пробирается – предикативное сочетание (подлежащее и сказуемое): сквозь туманы – предложно-падежная форма (сочетание имени существительного с предлогом).

1. Сквозь волнистые туманы – это словосочетание, т. к. это 1) непредикативное соединение знаменательных слов; 2) каждое слово сохраняет свое лексическое значение; 3) одно слово – главное, а другое – зависимое, т. е. слова связаны подчинительной связью.

2. Главное слово называет предмет, а зависимое – его признак, значит, это словосочетание с атрибутивными отношениями.

3. Между компонентами словосочетания – отношения подчинения. Способ подчинительной связи – согласование. Связь выражена окончанием зависимого слова, которое выражает те же грамматические значения, что и окончание главного слова (мн. ч., вин. п.). Вид согласования – полное, т. к. совпадают все грамматические значения существительного и прилагательного.

4. Начальная форма словосочетания – волнистый туман.

5. Сл/сч именное, субстантивное, т. к. главное слово является существительным.

6. Структурная схема сл/сч Ч согл.

7. Это простое двухкомпонентное сл/сч, т. к. состоит из 2 знаменательных слов, имеет одно стержневое слово, одну связь.

8. По синтаксической членимости это синтаксически свободное сл/сч, т. к. каждый их компонентов выполняет в предложении роль отдельного члена предложения. Функция зависимого компонента – согласованное определение.

ТЕМА: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Охарактеризуйте 3 предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите грамматические средства оформления вопросительных и побудительных предложений.

К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.) – побудительное, невосклицательное предложение. Инфинитив с частицей бы выражает просьбу, совет.

1) Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2) Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) 3) Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.). 4) Значит, в Москву теперь? (Ч.) 5) Позвать Бертрана! (Бл.); 6) Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.). 7) Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.). 8) Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.).9) Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка. (М. Г.). 10) Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).11) И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.). 12) Айда ко мне! — крикнул он (М. Г.). 13) Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.).

2. В 5 предложениях (на выбор) выделите главные члены предложения. Укажите способ выражения подлежащего. Определите тип сказуемого.

Лаврецкому такое множество народу было не по нутру (Т.)

Подлежащее выражено синтаксически несвободным словосочетанием (множество народа); составное именное сказуемое: отвлеченная связка было и именная часть не по нутру, выраженная фразеологическим выражением.

1) Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (Шолохов). 2) Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны (Паустовский). 3) И опять слышится «бу-бу-бу» (А. Ч.). 4) Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони (Л. Н.Т.). 5) Не более десяти метров отделяли здание школы от здания треста (Фадеев). 6) Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.). 7) Наше сегодня полно чудесных свершений, наше завтра будет еще лучше. 8) Один ходит, другой водит, третий песенку поет (загадка). 9) Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось (И. С. Т.). 10) Большое это удовольствие – жить на земле (М. Г.). 11) Тут самое главное – не ранить сердце ребенка. 12) В простом русском лице генерала появилось что-то детское (Л. Н.Т.). 13) Окунь сорвался с крючка, запрыгал к родной стихии и бултых в воду (А. П.Ч.).14) Вот уж действительно спел так спел.15) И новые друзья ну обниматься, ну целоваться. (Кр.) 16) Какой-то древний царь впал в страшное сомненье (Кр.). 17) Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола (Л. Н.Т.). 18) Инсаров давно кончил все свои сборы и горел желанием поскорее вырваться из Москвы (Т). 19) Как некстати было это воспоминание (Ч.). 20) Ефремов, прикорнувший на табуретке в сенях, вошел заспанный и недовольный (Симонов).

3. В 2 предложениях выделите дополнения, укажите их вид и способ выражения.

Великий русский художник Репин оставил после себя большое количество картин и этюдов Прямое дополнение, выраженное синтаксически несвободным словосочетанием.

1) Сдача трофейного оружия заняла час (Симонов). 2) Молодой болгарин дал мне напиться солоноватой воды (Пауст.). 3) Улица была ярко освещена лу­ной (Симонов). 4) Я не ждал никого из знакомых (Кор.). 5) Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое (Н.). 6) Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Ч.).

В двух предложениях выделите определения, укажите их тип и способ выражения.

Тут, верно, клятвы вы прочтете в любви до гробовой доски (П.)

Несогласованное определение, выраженное фразеологическим выражением.

1) Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Фед.). 2) Сквозь верхушки сосен проникают солнечные лучи (Снегирев). 3) На эстраду вышел конферансье в визитке, в зеленом вязаном жилете и широких брюках (Паустовский). 4) Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими гла­зами плавала царственно-красивая и гордая фигура Радды (Горь­кий). 5) Ему [Челкашу] сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами (М. Г.) 6) После прогулки вер­хом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (Че­хов).

В 2 предложениях выделите обстоятельства. Укажите виды обстоятельств по значению и способ выражения.

Дул влажный ветер с залива (Паустовский)

Обстоятельство места выражено существительным с предлогом.

1) В давние времена глухие леса подступали к селу вплотную и медведи и лоси запросто гуляли возле сельских построек (Пришвин). 2) От мороза побелели деревья, лошади, бороды (Чехов). 3) Это письмо тронуло Ибраги­ма до глубины души (Пушкин). 4) Некоторое время мы шли молча (Солоухин). 5) В раннем детстве меня посещала очень странная греза (Аксаков). 6) Весь дом казался спавшим, несмотря на яр­кое освещение (Чехов).

6. Из предложенных предложений выпишите 6 разных по типу односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, инфинитивные, безличные, номинативные). Укажите способ выражения главного члена односоставного предложения.

В тюрьме их рассадили по разным камерам (Фадеев)

Это односоставное предложение, неопределенно-личное, так как главный член рассадили выражен личным глаголом в форме множественного числа прошедшего времени.

1) Из штаба расходились по домам поздно. Иду не торопясь, один. Холодно. Пустынны улицы. Избы стоят нахохлившись, как вороны в непогоду (Федосеев). 2) Здесь, в поднебесье, на каменных вершинах, ничто не растет… И безмерно радуешься, увидев пучок зелени, растущей под защитою глыб (Федосеев). 3) Дома мо­его приезда как будто не заметили (Паустовский). 4) Береги платье снову, а честь — смолоду (посл.). 5) Покорный ласковому взгля­ду, любуюсь тайной красоты (Блок). 6) А теперь без грамоты пропадешь, далеко без грамоты не уйдешь (Маршак). 7) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить (посл.). 8) Поговорим о странностях любви (Пушкин). 9) Цветаеву не расстреляли, не арестовали — ее казнили незамечанием, непеча­танием, нищетой (Евтушенко). 10) Осенний холодок. Пирог с грибами. Калитки шорох (Б. Окуджава). 11) Пробудился рано. Оделся, вышел на улицу. Еще темно. Крепко морозит. Седой туман окутал заиндевевшие избы… Акимовна рано затопила печь, чем-то очень вкусно пахнет из кухни. Я упаковываю свои вещи. А вот и Василий Иванович. У него уже все в полной готовности. Садимся завтракать (Федосеев). 12) Никто в городе не сомневался, что между ним и Николаевым произойдет дуэль. Держали даже пари об ее исходе (Куприн). 13) Хлестало в стекла дождиком косым (В. Тушнова). 14) Нарвать бы здесь большой-большой букет и к изголовью тихо принести (А. Сурков). 15) Вновь зарей восток озолотило (С. Смирнов). 16) Вто­рой час. Не могу заснуть — таким счастливым чувствую себя (Бунин). 17) Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи. Взбей пушистые снега, словно пух лебяжий (С. Маршак).

7. Выделите осложненные предложения. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Выпишите 5 предложений, разных по характеристике осложняющих компонентов. Охарактеризуйте осложняющий компонент.

Длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой (Ч.).

Предложение осложнено обособленными согласованными однородными определениями. Условия обособления – постпозиция, т. е. положение после определяемого существительного, а также наличие определения перед определяемым словом (длинные облака).

Васин поплавок стоял мертво и неподвижно словно бакен на краю фарватера. Синяя стрекоза облюбовала его для каких-то своих надобностей. Она то усаживалась на него то почему-то взлетала и начинала снова пристраиваться (Гусаров). 2) Где-то на болоте покрякивает утка потревоженная плавающим зверем. Над головой похлопывают в мягкие ладошки листья осин беспокойные даже в такую тишь (Смирнов). 3) С брошенных зим­них дорог грачи перекочевали на гумна на затопленную талой водой озимь (Шолохов). 4) Тургеневу всегда был дорог этот зало­женный еще его дедом сад с аллеями и лужайками (Назарова). 5) Старому человеку видать все неладно (Федосеев). 6) Сказать правду спасенный не понравился Морозке с первого взгляда (Фа­деев,). 7) Дарвин когда-то писал, что по его мнению глупыш похожий на чайку-буревестник — самая распространенная пти­ца на Земле (Питерсон). 8) А наверху на мостике еще чувствова­лось утро (Бунин). 9) Вьюга снежная пурга Напряди нам пряжи. Взбей пушистые снега словно пух лебяжий (С. Маршак). 10) Повязав уши надвинув шапку на самые брови туго и низко подпоясавшись он стал нанизывать на себя тулуп (Бун.). 11) Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива (М. Г.). 12) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму. (Пауст.). 13) Однажды – не помню почему – спектакля не было (А. Куприн). 14) Бледный с дрожащей нижней челюстью он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). 15) Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (А. Чехов). 16) Тебе Кавказ суровый царь земли Я посвящаю снова стих небрежный (М. Лермонтов). 17) Лес этот необходимо было продать но теперь до примирения с женой не могло быть о том и речи. (Л. Т.).

8.Расставьте знаки препинания.

Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье.

ТЕМА: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. В 3 сложносочиненных предложениях (на выбор) определите, при помощи каких союзов соединяются предикативные части сложносочиненных предложений, и какие смысловые отношения возникают между частями. Если в предложениях есть общий второстепенный член, выделите его.

Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть (И. Бродский).

Сложносочиненное предложение, части которого соединяются противительными союзами но зато. Это сложносочиненное предложение с противительно-возместительными отношениями.

1) Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла (Некрасов). 2) Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (Арс.). 3) Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато (Ч.). 4) На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Л. Т.). 5) То ли его вновь потянула бродяжья воля, может, сидевшая в нем с самого безотцовского детства, то ли его позвала родная деревня (Белов). 6) Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.) 7) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.). 8) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (Купр.). 9) То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок (Ч.). 10) В бесчисленных кофейнях варили черную гущу с сахаром и сидели старики, перебрасываясь сонными словами об урожае яблок и пшеницы (Пауст.). 11) Он – человек нескладный, растрепанный, оборванный, а лицо у него почти красивое… (М. Г.). 12) В каюте было сумеречно, но свет еще не включали, и потому никто из пассажиров не заметил ее заплаканного лица (Симонов).

2. Распределите данные ниже предложения на сложноподчиненные предложения расчлененной структуры и сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Выпишите по два предложения расчлененной и нерасчлененной структуры. Выделите придаточную часть и укажите ее тип. Охарактеризуйте средство связи между предикативными частями. Вычертите графические схемы выбранных предложений.

Борис еще поморщится немного, что пьяница пред чаркою вина (А. С.П.)

Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры с придаточной сравнительной (что пьяница пред чаркою вина). Средство связи — союз что, который передает значение соответствия явлений.

Схема предложения: [ ], (что ).

1) «Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек (Пришв.). 2) Исповедь Руссо имеет уже тот недостаток, что он читал ее своим друзьям (М. Ю.Л.). 3) Девушка, оттого что она чуть косила, смотрела на парня как-то сбоку (Васильев). 4) И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена (А. С.П.). 5) Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С.П.). 6) Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова (Айтматов). 7) Но он не отнимал своей руки и говорил простые, трогательные, успокоительные слова, какие говорит взрослый обиженному ребенку (Куприн). 8) В салон-вагоне, куда вошел Корчагин вслед за проводником, сидело несколько человек (Н. Остр.). 9) Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.). 10) Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета (Пан.) 11) С тех пор, как ямщик мой ехал сзади, он сделался как будто веселее и разговорчивее (Л. Т.). 12) Выражение его лица было такое, словно он долго спал. 13) Что в ней тогда происходило, я не берусь вам объяснить (М. Ю.Л.). 14) Где-то рядом разорвался снаряд, и водитель, не дожидаясь, пока солдат вылезет из-под машины, дал газ (В. Кожевников). 15) Нужно было забраться высоко в горы, чтобы увидеть первозданную красоту голубого озера.

3. Определите тип бессоюзных сложных предложений (однородного и неоднородного состава) и смысловые отношения между их частями (перечислительные, сопоставительные, временные, изъяснительные, причинно-следственные, условно-следственные, противительно-уступительными, пояснительные, присоединительные). Отметьте предложения открытой структуры. Охарактеризуйте 3 предложения по образцу.

Написано: чужому зла не делай (И. Бунин).

Бессоюзное предложение неоднородного состава, между частями которого устанавливаются изъяснительные отношения. Предложение закрытой структуры.

1) Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость (С. Есенин). 2) Карл [кличка кота] страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку (Пауст.). 3) Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали (Н. Остр.). 4) Степан понял: одному ему не разыскать так глупо упущенной добычи (Биан.). 5) Тревожна ночь осеннею порою – рассвет еще тревожней и шумней (И. Бунин). 6) В комнате было тесно и странно: она напоминала кладовую антиквара (Пауст.). 7) Плотно заперты ворота, вечер черен, ветер тих (Ахм.). 8) Трижды громкий клич прокликали — ни один боец не тронулся. (Л.). 9) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель (Л.). 10) Вот едет могучий Олег со двора, с ним Игорь и старые гости, и видят: на холме у Днепра, лежат благородные кости (А. С.П.). 11) Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами – с лесных полян пригнали коров (Пауст.). 12) Плотно заперты ворота, вечер черен, ветер тих (Ахм.). 13) Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней (Кр.). 14) Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков (Пауст.).

4. В 2 предложениях определите способ сцепления придаточных предикативных единиц, подтверждая свой ответ графической схемой.

И лишь тогда своему сознанию он разрешил оборваться, когда их окликнули и когда он понял, что навстречу идут свои (Васильев).

[ говорил], (когда ) и (когда понял), (что ).

Сложное предложение с однородным подчинением двух придаточных времени и последовательным подчинением придаточной изъяснительной.

1) Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамершие люди (М.-Сиб.). 2) Хотя в посадках было почти сухо, Ковтуну от потери крови казалось, что он при каждом шаге вытягивает ноги откуда-то глубоко из-под земли (Сим.). 3) Что скажут нормальные люди, если они услышат, что господин Эйнштейн шесть лет думал о пустоте (Н. Пог.). 4) Я уже говорил вам, что в тот удивительный вечер, когда мы чествовали Вас, наша милая фея назвала Вас ребенком, который пришел в этот мир слишком рано (Н. Пог.). 5) Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза (Лермонтов). 6) Ранней весной, когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы (Шолохов). 7) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час (Л. Т.).

5. Вычертите графические схемы 2 многочленов.

Когда думаешь об обеде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеевича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкапом и стеной, где очень много паутины и пыли (А. Чехов).

(когда ), [ то ], и [ стала думать о том], (как ), (где ).

1) Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней (Блок). 2) Видно было: собака рванулась, но ремень, завязанный у нее на шее, сбросил ее назад в лодку (Бианки). 3) Когда Вронский подъезжал на всей рыси коренного, вытягивавшего скакавших уже без вожжей по грязи пристяжных, солнце опять выглянуло, и крыши дач, старые липы садов по обеим сторонам главной улицы блестели мокрым блеском, и с ветвей весело капала, а с крыш бежала вода (Л. Т.). 4) Он шепчет ей незначащие речи, пленительные для живых слова, и смотрит он, как розовеют плечи, как на плечо склонилась голова (Блок). 5) Когда вечер кончился, Кити рассказала матери о разговоре с Левиным, и, несмотря на всю жалость, которую она испытывала к Левину, ее радовала мысль, что ей было сделано предложение (Л. Т.). 6) И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы (Пришвин).

🌟 Видео

Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

11 класс. СловосочетаниеСкачать

11 класс.  Словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Виды предложений по интонации и цели высказывания. Как определить вид предложения?Скачать

Виды предложений по интонации и цели высказывания. Как определить вид предложения?

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: