Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
5.6. Стилистические ошибки и их типы
Стили русского литературного языка
Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
Тип ошибки | Примеры |
---|---|
Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. | Строители работали на стройке в течение месяца. Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку. |
Плеоназмы , то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. | Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени). Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца). |
Тавтология , то есть тождесловие: | |
а) повторение сказанного иными словами; | Авторские слова – это слова автора. Удар был внезапным и неожиданным. |
б) повторение однокоренных слов. | Соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше. |
Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.). | Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода. |
Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля). | Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки. |
Употребление штампов , то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. | Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества. |
Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов. | Он, понимаешь, опять не пришёл. Это, значит, так было. |
Немотивированное употребление нелитературной лексики. | Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни. |
Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций. | В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол. |
Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. | Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво. |
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие:
Тип ошибки | Примеры |
---|---|
Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.). | Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году. |
Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики. | Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике). |
Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д. | А у Андрея Болконского. Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества. |
Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения. | Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем. |
Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в «Сказке о тройке» А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там «нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание». В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого:
спать – заниматься сном, подпрыгивать – заниматься подпрыгиванием.
Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Вот почему необходимо тщательно следить за своей речью и с этой точки зрения.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Выберите стилистически правильное словосочетание я одел шапку в апреле
Стилистические ошибки — частое явление. Они лишают художественный текст краткости, точности, конкретики или, наоборот, добавляют канцеляризмов, повторов, двусмысленности.
Зачастую авторы делают такие ошибки машинально, перенося из устной речи в письменную. «Выпалывать» ляпы трудно: некоторые из стилистических ошибок стали настолько типичными, что пора собрать их в небольшой словарь.
Вот самые распространенные:
В апреле месяце пройдет субботник («апрель» и есть месяц);
Ведущий лидер (повтор смысла);
Вернулись обратно (повтор смысла);
Внутренний интерьер (интерьер — это и есть внутреннее оформление пространства здания);
Возмущенный, я хлопнул дверью (замена глагола причастием — я возмутился и хлопнул дверью. Это не ошибка, но причастие воспринимается тяжелее глагола, снижает динамику);
Выйдя из квартиры, вытащив из кармана ключ, я закрыл двери (необоснованная замена глаголов на деепричастия — я вышел из квартиры, вытащил из кармана ключ и закрыл двери);
Девочка одела шапку и шарфик (неправильный выбор паронима);
Для Светланы и Игоря свадьба играла большое значение и имела огромную роль (нарушение лексической сочетаемости — имела значение и играла роль);
Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени);
Друг предоставил мне свой компьютер (канцелярит, неправильный подбор слова — дал, отдал);
Жестикулировал руками (либо жестикулировал, либо махал руками);
Интервал перерыва (перерыв сам по себе — интервал);
Какие в этом магазине дешевые цены! (нарушение лексической сочетаемости — низкие цены);
Кивнул головой (либо кивнул, либо покачал головой);
Мало-мальски большое дерево (несочетаемость);
Мама одела на дочку шапку (неправильный выбор паронима — мама надела на дочку шапку / мама одела дочку);
Мелодия затуманивала нам слух (неверный подбор слова — затуманивается взгляд);
Менеджмент управления в нашей организации на высоте (избыточность, менеджмент = управление);
Мизерные мелочи (повтор смысла);
Мною было принято решение выполнить работу досрочно (канцелярит, необоснованная постановка глагола в пассивную форму — я принял решение…);
Муж сидел на диване, он находился в состоянии дикой усталости (канцелярит, замена сказуемого существительным — он дико устал);
Муж ставил жену на одну ступень с прислугой (ставят на одну доску, на ступень поднимаются);
Мужчина выскочил из-за угла внезапно и неожиданно (повторение одно и того же смысла);
Мы посмотрели прейскурант цен (прейскурант — это список цен);
Мы приближались все ближе к горе и удалялись все дальше от города (повтор однокоренных слов);
На грядке росли овощи, морковка, цветы, ромашки и одуванчики (неправильное использование родовых и видовых понятий);
На лице выделялись мочки ушей и веки глаз (мочки не на лице и только у ушей, веки только у глаз, у носа или губ их нет);
Наконец-то влюбленные соединились воедино (повтор однокоренных слов);
Нас постигла редкая удача (постигает неудача, несчастье — выпала удача);
Небольшие миниатюры (миниатюры и есть небольшие);
Облокотив лицо на руки (опереться, лицо — это не локти);
Оглянулась назад (повтор смысла);
Олицетворяет в себе (олицетворяют собою, в себе воплощают);
Она громко вскрикнула, онемев от страха (похолодев);
Оппоненты будут гнуть свою палку (нарушение устойчивого словосочетания — гнуть свою линию);
Организация объявила о свободной вакансии (вакансия по смыслу — свободная должность);
Отличие между домом и квартирой было огромным (неразличение паронимов. Между чем-то и чем-то — это различие, а отличие — чего-то от чего-то);
Парень скрылся с наших глаз (скрылся из глаз, из виду);
Пленяющие узоры (узоры пленительные — очаровывают красотой, взгляд пленяющий — обволакивающий, околдовывающий);
Подкашиваются колени (подкашиваются не колени, а ноги, колени подгибаются);
Полная опустошенность, полное запустение (и в том, и в другом случае повтор смысла);
Прислонившись спиной к косяку (в слове «прислонившись» уже заключено значение «спиной»);
Проект вполне понимаем нами (необоснованная постановка глагола в пассивную форму — мы понимаем проект);
Произошло роковое происшествие (происшествие и есть то, что произошло);
Проникающая, идущая от сердца, музыка (проникновенная, проникающая — это проходящая сквозь что-то, например, вода через грунт);
Птицы летели, выставив копьями клювы (клювы, конечно, не всегда «копьями»);
Пятеро напарниц (неверное употребление числительного);
Силясь побороть свою слабость (противоречие);
Сказал, не разжимая губ (сквозь зубы);
Спортсмен осуществлял подпрыгивание и подскоки (необоснованное расщепление сказуемых «подпрыгивал» и «подскакивал»);
Увидел на дне ее бездонных глаз (бездонное дно, оксюморон);
Упал вниз (упасть вверх невозможно);
Упорядочивание дел в плане доставляло мне радость, а их сворачивание — еще большую (неправильные отглаголольные существительные. Правильно: упорядочение, свертывание);
Уставился в бесконечную точку (неверный эпитет, оксюморон);
Чемоданову стало холодно (нейтральное, без эмоций там, где они нужны, описание действия, промерз, застыл, окоченел, продрог);
Школьники убирали школу (повторение однокоренных слов);
Юный вундеркинд (вундеркинд дословно — чудесный ребенок);
Я представил таможеннику документы (неправильный выбор паронима — предъявил).
Итак, на что нужно обратить внимание, проверяя текст:
«Масло масляное» — повторение близких по смыслу слов
Замена активного глагола пассивным, причастием или деепричастием
Замена необходимого глагола существительным
Неправильный выбор паронима
Нарушение лексической сочетаемости
Канцелярит или его «кусочки»
Существительное после однозначного действия
Неверный подбор слова, стилистическая «глухота»
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Олимпиада по русскому языку(школьный этап) 5 класс
Материалы олимпиады по русскому языку, предназначенной для пятиклассников,предполагают проверку знаний разных разделов лингвистики.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку(школьный этап) 5 класс»
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. 2018-2019 учебный год (школьный этап). ____________________________________________________________
Задание 1. Укажите, в какой строке во всех словах пропущены непроверяемые безударные гласные в корне.
А) в..рить, н..чной, с..сна Б) д..ревья, к..сить,к..л..сок
В) б..лкон, в..кзал, г..мнастика Г) н..бесный, п..левой, зап..х.
Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах.
Алфавит, документ, километр, магазин, случай, столяр, хозяева, баловать, звонишь, поняла.
Задание 3. Укажите, какую букву (буквы ) необходимо вставить на месте пропусков во всех словах,отметь правильный ответ .
П_л_са, ст_р_на, м_л_ко.
А) а Б) и В) о Г) а, о
Задание 4. Где допущена речевая ошибка? Подчеркни предложение с ошибкой.
А) Мама одела Лизу. Б) Я одел шапку. В) Надевать он стал пальто.
Задание 5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) голу..ка, коро..ка, скри..ка (Б или П) Б) моло.ьба, пого..ка, блю.це (Д или Т)
В) берё..ка, про.ьба, ко.ьба (З или С) Г) верё..ка, ло.кий, выши..ка (В или Ф)?
Задание 6. Установи соответствие между словом, выделенным курсивом, и частью речи, отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.
А) 1г2а3б4в Б) 1а2г3б4в В) 1г2а3в4б Г) 1а2г3в4б
Задание 7. Найдите «лишние» слова в каждом предложении, зачеркни их.
1. Петя ушиб колено ноги.
2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Задание 8. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Женя. Как их будут звать, когда они вырастут?
Задание 9. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник Б) камыш В) заслонка Г) посёлок Д) укротитель
Задание 10. Пословицы — это краткие мудрые изречения с поучительным смыслом. Установи соответствие между началом и концом пословиц., отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.
1.Корень учения горек,
а) тому мало надо спать.
б) а неученье – тьма.
в) да плод сладок.
4. Кто хочет много знать,
г) а умные речи слушай.
д) так худое на ум не пойдёт
А)1б2в3а4г5д Б) 1б2а3д4г5в В)1в2д3б4а5г Г)1д2в3б4а5г Д)1в2а3б4г5д
Задание 11. Составьте предложение, выполнив предварительные действия, отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.
А)1г2а3б4в5д Б) 1г2а3в4б5д В)1а2г3б4в5д Г) 1а2г3в4б5д
Задание 12. Определите, к какому стилю речи относится каждый отрывок
а) Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины. Ответ:_____________________________________________
б) – Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
— Э-э-э, белобока, невелико счастье!
— Вот бы тебе, косой, рысьи когти!
— Э-э-э, стрекотунья! Что мне клыки да когти! Душа у меня-то всё равно заячья…
д) Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?
Задание 13.Найдите лишнее слово среди синонимов .
А) красный Б) багряный В) фиолетовый Г) алый Д) огненный.
Задание14.Прочти текст. Определи, сколько запятых в нём не хватает.
Дед пошёл дальше но встревожился. Он понял что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно у него обгорели лапы.
А) 2 Б) 0 В )3 Г) 4
Задание 15. Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст.
В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло кедром.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2018-2019 учебный год ( школьный этап ).
🎥 Видео
6 класс - Русский язык - Омонимия. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска словаСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№21 - Эмоционально окрашенные слова.)Скачать
Стилистически окрашенная и неокрашенная лексика | ОГЭ по русскому языку 2022Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Стили речиСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№102 - Текст. Стили речи.)Скачать
Русский язык 2 класс (Урок№58 - Разделительный мягкий знак.)Скачать
Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать
3 задание | Разговорный стиль речи | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать
Словообразовательная стилистика. Часть 1. Стилистическая окраска словообразовательных средствСкачать
Что такое стилистика, и зачем она нужна - В. Г. КостомаровСкачать
Стилистический анализ текста | ЕГЭ по русскому языкуСкачать
Русский язык 10 класс (Урок№17 - Научный стиль.)Скачать
Русский 6 класс. Эмоционально окрашенные словаСкачать
Видеоурок по русскому языку "Стили речи"Скачать
Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..Скачать
От no_name_stylist до Костюмерши | FashionomicsСкачать