- Выберите стилистически правильное словосочетание я одел
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Олимпиада по русскому языку(школьный этап) 5 класс
- Просмотр содержимого документа «Олимпиада по русскому языку(школьный этап) 5 класс»
- 🎦 Видео
Видео:Стилистически окрашенная и неокрашенная лексика | ОГЭ по русскому языку 2022Скачать
Выберите стилистически правильное словосочетание я одел
Стилистические ошибки — частое явление. Они лишают художественный текст краткости, точности, конкретики или, наоборот, добавляют канцеляризмов, повторов, двусмысленности.
Зачастую авторы делают такие ошибки машинально, перенося из устной речи в письменную. «Выпалывать» ляпы трудно: некоторые из стилистических ошибок стали настолько типичными, что пора собрать их в небольшой словарь.
Вот самые распространенные:
В апреле месяце пройдет субботник («апрель» и есть месяц);
Ведущий лидер (повтор смысла);
Вернулись обратно (повтор смысла);
Внутренний интерьер (интерьер — это и есть внутреннее оформление пространства здания);
Возмущенный, я хлопнул дверью (замена глагола причастием — я возмутился и хлопнул дверью. Это не ошибка, но причастие воспринимается тяжелее глагола, снижает динамику);
Выйдя из квартиры, вытащив из кармана ключ, я закрыл двери (необоснованная замена глаголов на деепричастия — я вышел из квартиры, вытащил из кармана ключ и закрыл двери);
Девочка одела шапку и шарфик (неправильный выбор паронима);
Для Светланы и Игоря свадьба играла большое значение и имела огромную роль (нарушение лексической сочетаемости — имела значение и играла роль);
Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени);
Друг предоставил мне свой компьютер (канцелярит, неправильный подбор слова — дал, отдал);
Жестикулировал руками (либо жестикулировал, либо махал руками);
Интервал перерыва (перерыв сам по себе — интервал);
Какие в этом магазине дешевые цены! (нарушение лексической сочетаемости — низкие цены);
Кивнул головой (либо кивнул, либо покачал головой);
Мало-мальски большое дерево (несочетаемость);
Мама одела на дочку шапку (неправильный выбор паронима — мама надела на дочку шапку / мама одела дочку);
Мелодия затуманивала нам слух (неверный подбор слова — затуманивается взгляд);
Менеджмент управления в нашей организации на высоте (избыточность, менеджмент = управление);
Мизерные мелочи (повтор смысла);
Мною было принято решение выполнить работу досрочно (канцелярит, необоснованная постановка глагола в пассивную форму — я принял решение…);
Муж сидел на диване, он находился в состоянии дикой усталости (канцелярит, замена сказуемого существительным — он дико устал);
Муж ставил жену на одну ступень с прислугой (ставят на одну доску, на ступень поднимаются);
Мужчина выскочил из-за угла внезапно и неожиданно (повторение одно и того же смысла);
Мы посмотрели прейскурант цен (прейскурант — это список цен);
Мы приближались все ближе к горе и удалялись все дальше от города (повтор однокоренных слов);
На грядке росли овощи, морковка, цветы, ромашки и одуванчики (неправильное использование родовых и видовых понятий);
На лице выделялись мочки ушей и веки глаз (мочки не на лице и только у ушей, веки только у глаз, у носа или губ их нет);
Наконец-то влюбленные соединились воедино (повтор однокоренных слов);
Нас постигла редкая удача (постигает неудача, несчастье — выпала удача);
Небольшие миниатюры (миниатюры и есть небольшие);
Облокотив лицо на руки (опереться, лицо — это не локти);
Оглянулась назад (повтор смысла);
Олицетворяет в себе (олицетворяют собою, в себе воплощают);
Она громко вскрикнула, онемев от страха (похолодев);
Оппоненты будут гнуть свою палку (нарушение устойчивого словосочетания — гнуть свою линию);
Организация объявила о свободной вакансии (вакансия по смыслу — свободная должность);
Отличие между домом и квартирой было огромным (неразличение паронимов. Между чем-то и чем-то — это различие, а отличие — чего-то от чего-то);
Парень скрылся с наших глаз (скрылся из глаз, из виду);
Пленяющие узоры (узоры пленительные — очаровывают красотой, взгляд пленяющий — обволакивающий, околдовывающий);
Подкашиваются колени (подкашиваются не колени, а ноги, колени подгибаются);
Полная опустошенность, полное запустение (и в том, и в другом случае повтор смысла);
Прислонившись спиной к косяку (в слове «прислонившись» уже заключено значение «спиной»);
Проект вполне понимаем нами (необоснованная постановка глагола в пассивную форму — мы понимаем проект);
Произошло роковое происшествие (происшествие и есть то, что произошло);
Проникающая, идущая от сердца, музыка (проникновенная, проникающая — это проходящая сквозь что-то, например, вода через грунт);
Птицы летели, выставив копьями клювы (клювы, конечно, не всегда «копьями»);
Пятеро напарниц (неверное употребление числительного);
Силясь побороть свою слабость (противоречие);
Сказал, не разжимая губ (сквозь зубы);
Спортсмен осуществлял подпрыгивание и подскоки (необоснованное расщепление сказуемых «подпрыгивал» и «подскакивал»);
Увидел на дне ее бездонных глаз (бездонное дно, оксюморон);
Упал вниз (упасть вверх невозможно);
Упорядочивание дел в плане доставляло мне радость, а их сворачивание — еще большую (неправильные отглаголольные существительные. Правильно: упорядочение, свертывание);
Уставился в бесконечную точку (неверный эпитет, оксюморон);
Чемоданову стало холодно (нейтральное, без эмоций там, где они нужны, описание действия, промерз, застыл, окоченел, продрог);
Школьники убирали школу (повторение однокоренных слов);
Юный вундеркинд (вундеркинд дословно — чудесный ребенок);
Я представил таможеннику документы (неправильный выбор паронима — предъявил).
Итак, на что нужно обратить внимание, проверяя текст:
«Масло масляное» — повторение близких по смыслу слов
Замена активного глагола пассивным, причастием или деепричастием
Замена необходимого глагола существительным
Неправильный выбор паронима
Нарушение лексической сочетаемости
Канцелярит или его «кусочки»
Существительное после однозначного действия
Неверный подбор слова, стилистическая «глухота»
Видео:6 класс - Русский язык - Омонимия. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска словаСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Словосочетание. Управление.Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№102 - Текст. Стили речи.)Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Публицистический стиль речи |3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Стилистические свойства фразеологизмовСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Олимпиада по русскому языку(школьный этап) 5 класс
Материалы олимпиады по русскому языку, предназначенной для пятиклассников,предполагают проверку знаний разных разделов лингвистики.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку(школьный этап) 5 класс»
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. 2018-2019 учебный год (школьный этап). ____________________________________________________________
Задание 1. Укажите, в какой строке во всех словах пропущены непроверяемые безударные гласные в корне.
А) в..рить, н..чной, с..сна Б) д..ревья, к..сить,к..л..сок
В) б..лкон, в..кзал, г..мнастика Г) н..бесный, п..левой, зап..х.
Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах.
Алфавит, документ, километр, магазин, случай, столяр, хозяева, баловать, звонишь, поняла.
Задание 3. Укажите, какую букву (буквы ) необходимо вставить на месте пропусков во всех словах,отметь правильный ответ .
П_л_са, ст_р_на, м_л_ко.
А) а Б) и В) о Г) а, о
Задание 4. Где допущена речевая ошибка? Подчеркни предложение с ошибкой.
А) Мама одела Лизу. Б) Я одел шапку. В) Надевать он стал пальто.
Задание 5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) голу..ка, коро..ка, скри..ка (Б или П) Б) моло.ьба, пого..ка, блю.це (Д или Т)
В) берё..ка, про.ьба, ко.ьба (З или С) Г) верё..ка, ло.кий, выши..ка (В или Ф)?
Задание 6. Установи соответствие между словом, выделенным курсивом, и частью речи, отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.
А) 1г2а3б4в Б) 1а2г3б4в В) 1г2а3в4б Г) 1а2г3в4б
Задание 7. Найдите «лишние» слова в каждом предложении, зачеркни их.
1. Петя ушиб колено ноги.
2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Задание 8. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Женя. Как их будут звать, когда они вырастут?
Задание 9. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник Б) камыш В) заслонка Г) посёлок Д) укротитель
Задание 10. Пословицы — это краткие мудрые изречения с поучительным смыслом. Установи соответствие между началом и концом пословиц., отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.
1.Корень учения горек,
а) тому мало надо спать.
б) а неученье – тьма.
в) да плод сладок.
4. Кто хочет много знать,
г) а умные речи слушай.
д) так худое на ум не пойдёт
А)1б2в3а4г5д Б) 1б2а3д4г5в В)1в2д3б4а5г Г)1д2в3б4а5г Д)1в2а3б4г5д
Задание 11. Составьте предложение, выполнив предварительные действия, отметь правильную комбинацию цифр и букв. Например :1г, 2в, 3б, 4а.
А)1г2а3б4в5д Б) 1г2а3в4б5д В)1а2г3б4в5д Г) 1а2г3в4б5д
Задание 12. Определите, к какому стилю речи относится каждый отрывок
а) Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины. Ответ:_____________________________________________
б) – Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
— Э-э-э, белобока, невелико счастье!
— Вот бы тебе, косой, рысьи когти!
— Э-э-э, стрекотунья! Что мне клыки да когти! Душа у меня-то всё равно заячья…
д) Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?
Задание 13.Найдите лишнее слово среди синонимов .
А) красный Б) багряный В) фиолетовый Г) алый Д) огненный.
Задание14.Прочти текст. Определи, сколько запятых в нём не хватает.
Дед пошёл дальше но встревожился. Он понял что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно у него обгорели лапы.
А) 2 Б) 0 В )3 Г) 4
Задание 15. Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст.
В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло кедром.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2018-2019 учебный год ( школьный этап ).
🎦 Видео
Все способы словообразованияСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№58 - Разделительный мягкий знак.)Скачать
Стилистический анализ текста | ЕГЭ по русскому языкуСкачать
Русский язык. 9 класс. Что такое традиция? Стилистически окрашенная лексика /16.11.2020/Скачать
Стилистический анализ текстаСкачать
Стилистика и литературное редактированиеСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№63 - Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.)Скачать
Стилистическая нормаСкачать
Словообразовательная стилистика. Часть 1. Стилистическая окраска словообразовательных средствСкачать