Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Тест с ответами: “Лексикология”
1. Лексикология – это раздел лингвистики, который изучает:
а) синтаксические особенности языка
б) словарный состав языка +
в) способы образования слов
г) способы произнесения слов
2. Лексическое значение слова – это:
а) смысл слова, отражение в слове представлений о явлениях действительности +
б) стилистическая окраска слов
в) особенности образования и изменения слова
г) совокупность признаков слова как элемента класса слов или элемента синтаксиса
3. Лексикология делится на:
а) два раздела
б) три раздела
в) четыре раздела
г) пять разделов +
4. Какую из перечисленных проблем не изучает лексикология:
а) структуру (стратификацию) словарного состава языка
б) лексическое значение слова
в) функционирование слов
г) морфология слов +
5. Какой раздел не включает лексикология:
а) лексическая семантика
б) лексическая грамматика +
в) лексическая система
г) лексикография
6. Имена собственные изучает:
а) семантика
б) этимология
в) лексикография
г) ономастика +
7. Омонимы – это:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению +
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
8. Раздел лексикологии, изучающий составление словарей:
а) семантика
б) этимология
в) лексикография +
г) ономастика
9. Неологизмы – это:
а) новые слова, недавно появившиеся в русском языке +
б) заимствованные слова
в) слова, появившиеся в русском языке в последнее столетие
г) исконно русские слова
10. Синонимы – это:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению +
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
11. Антонимы – это:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению +
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
12. Лексика – это:
а) словарный запас человека
б) словарный состав языка с фразеологией включительно +
в) словарный состав слов
г) грамматически правильное написание слов
13. В какой из строк приведены синонимы:
а) погода, климат, температура
б) лебедь, ворона, скворец
в) родина, отчизна, отечество +
г) часы, пояс, гребень
14. В какой строке приведены антонимы:
а) чистый, свежий
б) высокий, низкий +
в) адресат, адресант
г) умный, мудрый
15. В какой строке приведены омонимы:
а) кран, перо, лук +
б) город, село, поселок
в) подозрительно, неспроста, недаром
г) листья, яблоня, мята
16. Сколько слов содержит современный словарь русского языка:
а) более 120 тысяч слов +
б) более 100 тысяч слов
в) более 92 тысяч слов
г) более 87 тысяч слов
17. В каком предложении одно из слов употреблено в переносном значении:
а) желтые листья медленно падали на землю
б) яркое солнце быстро съело тонкий ледок +
в) и редкий солнца луч, и первые морозы
г) утром бухта наполнилась плавучим льдом
18. В каком из примеров слово «свежий» употреблено в прямом смысле:
а) свежий вид
б) свежая рубашка
в) свежий хлеб +
г) свежий взгляд
19. Какие из перечисленных слов устарели:
а) суффикс, сокол, лазурь, рейтинг
б) лексика, модальность, мрамор, раковина
в) лето, комедиант, форель, фонетика
г) писарь, пахарь, свичода, рекрут +
20. Какое из перечисленных слов является диалектным:
а) какаду
б) телефон
в) комедия
г) петух +
21. В какой из фраз слово «золотой» употреблено в переносном значении:
а) золотая осень +
б) золотое кольцо
в) золотая корона
г) золотой слиток
22. В каком словаре необходимо смотреть значения слов:
а) орфографическом
б) словообразовательном
в) толковом +
г) энциклопедическом
23. Какой из фразеологизмов имеет значение «очень быстро»:
а) во весь опор +
б) задать жару
в) нога за ногу
г) душа в душу
24. Какие из слов не являются антонимами:
а) типичный – уникальный
б) альянс – союз +
в) сытый – голодный
г) хитрый – простодушный
25. В каком словаре необходимо смотреть правильное написание слов:
а) орфографическом +
б) словообразовательном
в) толковом
г) энциклопедическом
26. Что из перечисленного означает «халатно, кое-как»:
а) по щучьему велению
б) не всё коту масленица
в) спустя рукава +
г) сматывать удочки
27. Слова «планировка» и «планирование» являются:
а) омонимами
б) паронимами +
в) антонимами
г) синонимами
28. Какие из приведенных слов являются лишними:
а) великан – карлик
б) мягкий – жесткий
в) враг – друг
г) луна – месяц +
29. Что из приведенного является фразеологизмом:
а) лапти
б) кот наплакал +
в) лазер
г) дизайнер
30. Какое слово является однозначным:
а) аппарат
б) мотоцикл +
в) земля
г) кисть
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тест с ответами на тему: “Лексикология”
1. В этой строке все слова являются историзмами:
а) жизни, встреча, курение, советник, пиит
б) воротник, Судья, бунчук, поджигатель, ток
в) директор, вратарь, школьник, опыт, трамвай
г) стенография, девушка, пространство, политика, мельник
д) рать, атаман, гетман, голь, смерды+
2. Что изучает лексикология?
а) синтаксические особенности языка
б) словарный состав языка +
в) способы образования слов
г) способы произнесения слов
3. Что такое лексическое значение слова?
а) смысл слова, отражение в слове представлений о явлениях действительности +
б) стилистическая окраска слов
в) особенности образования и изменения слова
г) совокупность признаков слова как элемента класса слов или элемента синтаксиса
4. Лексикология делится на такое количество разделов:
а) два
б) три
в) четыре
г) пять+
5. Определите строку, в которой располагаются синонимы:
а) погода, климат, температура
б) лебедь, ворона, скворец
в) родина, отчизна, отечество +
г) часы, пояс, гребень
6. Отметьте строку с антонимами:
а) чистый, свежий
б) высокий, низкий +
в) адресат, адресант
г) умный, мудрый
7. Отметьте строку с омонимами:
а) кран, перо, лук +
б) город, село, поселок
в) подозрительно, неспроста, недаром
г) листья, яблоня, мята
8. Современный словарь русского языка содержит:
а) более 120 тысяч слов +
б) более 100 тысяч слов
в) более 92 тысяч слов
г) более 87 тысяч слов
9. Выберите проблему, изучением которой лексикология не занимается:
а) структуру (стратификацию) словарного состава языка
б) лексическое значение слова
в) функционирование слов
г) морфология слов +
10. Выберите раздел, который лексикология не включает:
а) лексическая семантика
б) лексическая грамматика +
в) лексическая система
г) лексикография
11. Какая наука изучает имена собственные?
а) семантика
б) этимология
в) лексикография
г) ономастика +
12. Отметьте диалектное слово:
а) какаду
б) телефон
в) комедия
г) петух +
13. Найдите строку, в которой слова составляют синонимический ряд.
а) молчаливый, молчаливость, молчаливая, молчание, молчать
б) молчаливый, разговорчивый, говор, молчун, речь
в) молчаливый, неразговорчивый, замкнутый, немногословный+
г) слово, словарь, префикс, окончание, суффикс
д) молчать, говорить, слушать, кричать, шептать
14. Определите строку, где все слова являются однозначными.
а) острый, час, заяц, плохой, лететь
б) ангина, падеж, термометр, Киев, платок+
в) председатель, железный, Днепр, горячий, дышать
г) надежность, земля, язык, сухой, говорить
д) говядина, стол, Оболонь, Днестр, рука
15. Отметьте предложение, где неправильно употреблено слово “воскресенье”.
а) В воскресенье дедушка с внуком пошли гулять в зимний парк
б) Было воскресенье, тихий час досуга.
в) Вербное воскресенье — название христианского праздника.
г) Одна воскресенье имеет семь дней.+
16. Чем являются слова “планировка” и “планирование”:
а) омонимами
б) паронимами +
в) антонимами
г) синонимами
17. Эта пара слов лишняя:
а) великан – карлик
б) мягкий – жесткий
в) враг – друг
г) луна – месяц +
18. Что такое омонимы?
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по значению +
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или одинаковые по значению
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные по значению
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные по значению
19. Название раздела лексикологии, который изучает составление словарей:
а) семантика
б) этимология
в) лексикография +
г) ономастика
20. Выберите фразу, в которой слово “золотой” употреблено в переносном значении:
а) золотая осень +
б) золотое кольцо
в) золотая корона
г) золотой слиток
21. Отметьте слова, которые не являются антонимами:
а) типичный – уникальный
б) альянс – союз +
в) сытый – голодный
г) хитрый – простодушный
22. Определите направление словаря, в котором нужно смотреть правильное написание слов:
а) орфографическом +
б) словообразовательном
в) толковом
г) энциклопедическом
23. Выберите словосочетание, которое означает “халатно, кое-как”:
а) по щучьему велению
б) не всё коту масленица
в) спустя рукава +
г) сматывать удочки
24. Выберите строку, в которой верно подобраны антонимы к слову великан:
а) гигант, силач
б) высокий, крепкий
в) большой, значительный
г) Вернигора, титан
д) лилипут, карлик+
25. Что такое неологизмы?
а) новые слова, недавно появившиеся в русском языке +
б) заимствованные слова
в) слова, появившиеся в русском языке в последнее столетие
г) исконно русские слова
26. Выберите, что такое синонимы:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по значению
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или одинаковые по значению +
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные по значению
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные по значению
27. Что такое антонимы?
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по значению
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или одинаковые по значению
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные по значению +
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные по значению
28. Определите значение слова “лексика”:
а) словарный запас человека
б) словарный состав языка с фразеологией включительно +
в) словарный состав слов
г) грамматически правильное написание слов
29. Найдите предложение, где одно из слов употребляется в переносном значении:
а) желтые листья медленно падали на землю
б) яркое солнце быстро съело тонкий ледок +
в) и редкий солнца луч, и первые морозы
г) утром бухта наполнилась плавучим льдом
30. Отметьте ряд с устаревшими словами:
а) суффикс, сокол, лазурь, рейтинг
б) лексика, модальность, мрамор, раковина
в) лето, комедиант, форель, фонетика
г) писарь, пахарь, свичода, рекрут +
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология»
тест по русскому языку (10 класс) на тему
Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология» состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольный тест по лексикологии 10 класс | 72.5 КБ |
Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1
- В каком предложении нарушены лексические нормы?
- В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
- Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
- Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
- Живописный лес тянется вдоль реки.
- В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
- Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
- Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
- У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
- Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
- Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
- Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
- Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
- Взошло солнце и осветило всё вокруг.
- В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
- Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
- Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
- Три года учёбы пролетели незаметно.
- Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
- В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
- Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
- Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
- Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
- Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
- В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
- В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
- Окна моей комнаты выходят в сад.
- Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
- Незнакомец показался ему человеком добрым.
- В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
- Он был бойцом не робкого десятка.
- Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
- Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
- По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
- Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
- По щучьему велению
- Не всё коту масленица
- Спустя рукава
- Сматывать удочки
- В каком ряду слова не являются антонимами?
- Громкий — тихий
- Лидер – аутсайдер
- Дерзкий – безрассудный
- Активный – пассивный
- Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
- Синонимами
- Антонимами
- Паронимами
- Омонимами
- В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
- Эпитетом
- Сравнением
- Метафорой
- Олицетворением
- В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
- Словообразовательном
- Толковом
- Орфографическом
- Энциклопедическом
- Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
- Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
- Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
- Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
- Язык – средоточие и выражение народного духа.
- Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
- Верста коломенская – человек очень высокого роста
- Прикусить язык – испугаться
- Без царя в голове – не иметь ума
- Поставить с ног на голову – исказить факты.
- Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане , то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно — чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа , (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.
- Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
- Коренной житель – коренной вопрос
- Человек худой – худой мир
- Больной заснул – больной ребёнок
- Спутник Марса – спутник по дороге
- Пачка газет – пачка балерины
- Звезда эстрады – звезда на небе
- Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
- И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
- Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
- Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
- Мы сёла – в пепел; грады — в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2
- В каком предложении нарушены лексические нормы?
- Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
- Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
- Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
- Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
- В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
- Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
- Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
- Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
- И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
- Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
- Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
- Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
- Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
- В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
- Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
- Смелые побеждают – трусливые погибают.
- Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
- В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
- В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
- Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
- Обед как всегда был сытным и вкусным.
- Царственная красота зимнего леса поразила его.
- Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
- В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
- Волны моря бились о гранитные камни набережной.
- Я остановился в густой тени старой сосны.
- Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
- Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
- В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
- Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
- Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
- Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
- Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
- Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
- Душа в душу
- Задать перцу
- Во весь опор
- Нога за ногу
- В каком ряду слова не являются антонимами?
- Сытый – голодный
- Альянс – союз
- Типичный – уникальный
- Хитрый – простодушный
- Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
- Синонимами
- Антонимами
- Паронимами
- Омонимами
- В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
- Эпитетом
- Сравнением
- Метафорой
- Олицетворением
- В каком словаре можно уточнить написание слова?
- Словообразовательном
- Толковом
- Орфографическом
- Энциклопедическом
- Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
- Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
- Это был человек представительской внешности.
- Марья была искусственная мастерица
- В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
- Значение какого фразеологизма определено неправильно?
- Стоять как вкопанный – не двигаясь
- Бежать сломя голову – очень быстро
- Белая ворона – человек в белом
- Как снег на голову – неожиданно.
- Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Мещёра – остаток (1 ) лесного океана . Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы . Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру , — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают , стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.
(9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки , спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.
- Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
- Здравый, мощь, добродетель, чуждый
- Здоровый, мощь, зима, чужой
- Здравый, мочь, добродетель, чужой
- Здоровый, мочь, зима, чуждый
- Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
- Свеча, солнце, утюг, тулуп
- Корзина, кружево, зодчий, невод
- Ребёнок, сказка, шуба, зонтик
- 2
- 1
- 2
- 1
- 1
- 3
- 4
- 3
- 3
- 1
- 3
- 2
- 1, 2
- 2
- 1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
- 2, 5
📹 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать
Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое словоСкачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Задание 26 | Русский язык ЕГЭ | Александр Долгих | УмскулСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урокСкачать
Что такое однозначные и многозначные слова?Скачать